что такое сябры с белорусского
сябры
1 ліхвяр
Мяне заціснулі за краты.
Я прысягаю вам, сябры,
Кажу вам: я не вінаваты!
2 кірпа
3 здрайца
Мяне заціснулі за краты.
Я прысягаю вам, сябры,
Кажу вам: я не вінаваты!
См. также в других словарях:
сябры — сущ., кол во синонимов: 1 • друзья (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
СЯБРЫ — в Новгороде и Пскове XIV XVI вв. крестьяне, чаще всего свободные общинники, объединившиеся для совместного владения пахотными землями и промысловыми угодьями … Юридическая энциклопедия
Сябры — Эта статья о вокально инструментальном ансамбле. О категории населения см. Сябры (категория населения). Сябры … Википедия
СЯБРЫ — в Новгороде и Пскове 14 16 вв. совладельцы, объединившиеся для совместного владения пахотными землями и промысловыми угодьями. В. Д. Греков склонен был видеть в С. свободных общинников, смердов. Однако, как показал Л. В. Черепнин, термин С. в… … Советская историческая энциклопедия
Сябры — в Новгороде и Пскове 14 16 вв. совладельцы пахотных земель и промысловых угодий. Термин «С.» в процессе феодализации менял своё значение. С. могли быть крестьяне, светские и духовные феодалы, купцы. Владея в этих землях угодьях долями,… … Большая советская энциклопедия
Сябры — слово сябр происходит от литовского сябрь товарищ, соучастник. Впервые оно упоминается в Псковской судной грамоте, затем в Литовском статуте 1529 г. Вопрос о С. тесно связан с вопросом о формах землевладения в Украйне и о способах приобретения… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
СЯБРЫ — в Новгороде и Пскове XIV XVI вв. крестьяне, чаще всего свободные общинники, объединившиеся для совместного владения пахотными землями и промысловыми угодьями. Источник: Энциклопедия Русская цивилизация … Русская история
СЯБРЫ — (некр.) соседи … Казачий словарь-справочник
сябры — с ябры, ов (ист.) … Русский орфографический словарь
Сябры (категория населения) — Эта статья о категории населения. О вокально инструментальном ансамбле см. Сябры. Сябры категория людей, совместно владевших и пользовавшихся пашней, промысловыми угодьями, средствами производства. Назывались также дольниками … Википедия
База Отдыха Сябры — (Semkovo,Беларусь) Категория отеля: Адрес: Улица Садовая 95, 223042 Semkovo, Бела … Каталог отелей
Сябры
Полезное
Смотреть что такое «Сябры» в других словарях:
сябры — сущ., кол во синонимов: 1 • друзья (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
СЯБРЫ — в Новгороде и Пскове XIV XVI вв. крестьяне, чаще всего свободные общинники, объединившиеся для совместного владения пахотными землями и промысловыми угодьями … Юридическая энциклопедия
Сябры — Эта статья о вокально инструментальном ансамбле. О категории населения см. Сябры (категория населения). Сябры … Википедия
СЯБРЫ — в Новгороде и Пскове 14 16 вв. совладельцы, объединившиеся для совместного владения пахотными землями и промысловыми угодьями. В. Д. Греков склонен был видеть в С. свободных общинников, смердов. Однако, как показал Л. В. Черепнин, термин С. в… … Советская историческая энциклопедия
Сябры — в Новгороде и Пскове 14 16 вв. совладельцы пахотных земель и промысловых угодий. Термин «С.» в процессе феодализации менял своё значение. С. могли быть крестьяне, светские и духовные феодалы, купцы. Владея в этих землях угодьях долями,… … Большая советская энциклопедия
СЯБРЫ — в Новгороде и Пскове XIV XVI вв. крестьяне, чаще всего свободные общинники, объединившиеся для совместного владения пахотными землями и промысловыми угодьями. Источник: Энциклопедия Русская цивилизация … Русская история
СЯБРЫ — (некр.) соседи … Казачий словарь-справочник
сябры — с ябры, ов (ист.) … Русский орфографический словарь
Сябры (категория населения) — Эта статья о категории населения. О вокально инструментальном ансамбле см. Сябры. Сябры категория людей, совместно владевших и пользовавшихся пашней, промысловыми угодьями, средствами производства. Назывались также дольниками … Википедия
База Отдыха Сябры — (Semkovo,Беларусь) Категория отеля: Адрес: Улица Садовая 95, 223042 Semkovo, Бела … Каталог отелей
Сябры
«СЯБРЫ» (в переводе с белорусского – друзья) – белорусский вокально-инструментальный ансамбль, образованный в 1974 году. Заслуженный коллектив Республики Беларусь.
Музыкальный эстрадный коллектив «Сябры» был создан в 1972 году при Гомельской филармонии. Официально годом образования считается 1974 год, название ансамбля появилось в 1973 году.
Летом 1975 года руководство коллективом было предложено Валентину Бадьярову, ушедшему в то время из другого известного белорусского ансамбля – «Песняры». Руководство коллективом он принял в 1976 году, вскоре музыкальный коллектив «Сябры» получил статус вокально-инструментального ансамбля и пополнился музыкантом Николаем Подгорным из Ленинграда и солистом-тенором Виталием Червонным из Одессы.
«Моё первое знакомство с ансамблем произошло случайно, летом 1975-го, когда пересеклись наши гастрольные пути. Тогда же мне было впервые предложено руководство коллективом – не музыкальное, а генеральное. В то время должности художественного руководителя в ансамблях не было. На тот момент это был не ВИА «Сябры», а всего лишь рядовая эстрадная бригада под этим названием, в концертной программе которой были задействованы артисты различных жанров: танцевального, народного, несколько солистов, чтецов. Состав подобных коллективов постоянно менялся, приходили и уходили артисты и музыканты – и это было нормально для того времени, жанра и тех требований».
Николай Подгорнов (солист, бас-гитарист, гитарист, пианист и композитор ВИА «Калинка», «Веселые голоса», «Дружба», «Лира», «Сябры» (1976-1980)):
«Мы с Бадьяровым тогда работали в «Ленконцерте» и всегда ходили, если удавалось, на концерты других ансамблей. Но о «Сябрах», а тем более об Анатолии Ярмоленко, никогда и ничего не слышали. Подобных коллективов, которые разъезжали по колхозам и совхозам нашей необъятной Родины, в то время было пруд пруди. Когда «Сябры» узнали, что в Ташкенте находится Бадьяров, то разыскали его, пришли к Валентину и в прямом смысле слова умоляли, чтобы он принял на себя руководство их коллективом, которому угрожает расформирование, потому что эти гастроли – последние в их биографии, а имя Бадьярова могло бы их спасти. Бадьяров отказался. И только через несколько месяцев, после долгих совместных раздумий, он принял их предложение…»
«Приглашали меня тогда на любых условиях. Я волен был даже поменять название «Сябры». Забегая немного вперёд, скажу: я действительно хотел поменять название на «Белые Росы», оно мне тогда нравилось намного больше, но за репетициями, подготовкой к конкурсу и прочими проблемами я так и не собрался это сделать. Прослушав предложенные мне концертные записи «Сябров», я про себя ужаснулся. Это была неслыханная мною доселе халтура, с очень жалким, блеющим вокалом и с очень провинциальными, на уровне самодеятельности, аранжировками. Но, надо отдать должное, музыканты хорошо знали об этом и не выдавали свои работы за «высокое искусство». После долгих уговоров со стороны ансамбля (они ко мне даже домой в Минск приезжали), в марте 1976 года я принял приглашение и приступил к работе. Первое, что я предпринял, через Министерство культуры БССР добился для коллектива статуса вокально-инструментального ансамбля и стал его первым художественным руководителем. Поэтому история именно ВИА «Сябры» начинается в 1976 году. Одновременно с этим мне удалось выхлопотать для Ярмоленко повышения его тарификации, дающей право на сольное отделение. А это, в свою очередь, позволило поднять концертные ставки всем артистам коллектива. Кстати, в 1974 году на Первом белорусском конкурсе артистов эстрады не «Сябры» победили, а Ярмоленко участвовал в конкурсе как солист гомельской филармонии. Он тогда получил поощрительный диплом за исполнение белорусских народных песен. А сейчас он притягивает к этому акту весь ансамбль. Для укрепления коллектива я пригласил известного музыканта, композитора и солиста из Ленинграда Николая Подгорнова, солиста-тенора из Одессы Виталия Червонного, а также инструменталиста-трубача Виталия Синегриба, без которых участие и победа на песенных конкурсах была бы невозможной!»
Виталий Червонный (солист «Сябров» с 1976 по 1986 год, затем создал группу «Лексис», в 1991 году вернулся в Одессу, где и продолжает музыкальную карьеру):
«Роль Валентина Бадьярова в становлении ВИА «Сябры» невозможно переоценить, ибо без Бадьярова «Сябров» вообще не было бы. Авторитетное имя Бадьярова предоставило группе кредит доверия. Талант руководителя, аранжировщика и музыканта позволил буквально сотворить чудо: за невероятно короткий срок – каких-то год-полтора, Бадьяров реорганизовал коллектив, сплотил общей идеей, увлёк своим энтузиазмом и невероятной работоспособностью».
«Когда я впервые услышал «Сябров» с Бадьяровым, то был поражен великолепным звучанием ансамбля. В дальнейшем я видел, как Бадьяров работал сo всеми над каждой нотой, доводя песни до совершенства, а попросту говоря – учил всех петь, включая Ярмоленко. Все в коллективе «молились» на Бадьярова. Он был художественным руководителем, музыкальным руководителем, идеологом (от слова «идея»), короче говоря – всем. Сегодня же Ярмоленко называет себя «неизменным руководителем» и о Бадьярове даже не вспоминает, а если и делает это, то преимущественно с негативной стороны. Я вообще поражён его чёрной неблагодарности по отношению к Бадьярову. Ведь eсли бы не было его в истории коллектива, то ни Анатолий Ярмоленко, ни его дочь, ни его сын и другие члены его семьи не работали бы сейчас в «легендарном» ансамбле. Ничего никому не надо доказывать: на афишах, пластинках того времени написано: художественный руководитель – Валентин Бадьяров. По поводу интернет-странички «Сябров» я ещё несколько лет назад писал Анатолию Ярмоленко, что людям интереснее будет прочитать правду, а не сочинённую им сказку».
В 1977 году ВИА «Сябры» стал лауреатом Всесоюзного конкурса советской песни, посвященного 60-летию Октября с песней «Гимн Земле» Александры Пахмутовой.
«С конкурсным репертуаром мне тогда помог Владимир Мулявин, подарив из своих запасов две новые песни: Тихона Хренникова и Александры Пахмутовой. Игорь Лученок предложил мне свою новую песню «Мой родны кут». Конечно, с лауреатами на престижном конкурсе разговаривали уважительно. И всё же, для нормальной работы тогда этого было недостаточно. Ансамблю требовалась всесоюзная телевизионная раскрутка и песня, которая могла бы стать хитом. Я обратился за помощью к Мулявину, и oн мне помог связаться с музыкальным редактором Центрального Телевидения СССР Ольгой Молчановой. В 1978 году Ольга Борисовна пригласила «Сябров» на одну из передач популярнейшей программы «Шире круг». A также познакомила меня с композитором из Барнаула Олегом Ивановым, который предложил мне свою новую песню «Девушка из Полесья», ныне более известную как «Олеся». Именно там, в 1978 году впервые прозвучала эта песня. Я с большой нежностью отнёсся к аранжировке этой песни и посвятил труд любимой дочери Олесе. Теперь же появилась легенда о том, что песня посвящена дочери Анатолия Ярмоленко. Впрочем, родители ее назвали Ольгой, Алеся – это уже сценическое имя. На протяжении 30 лет эта песня звучит в моей аранжировке, при этом никогда и нигде не упоминается моё имя.
Сперва композитор Олег Иванов предложил песню Владимиру Мулявину. Он отказался: в репертуаре у «Песняров» уже была песня об Олесе. Рассказывают, что Мулявин по этому поводу шутил: «Двух Алесь не выдержат даже такие мужики, как наши».
Бадьяров рассказывал мне, что работая над аранжировкой «Олеси», он думал о своей дочери, названной этим красивым именем. Может быть, именно поэтому песня получилась такой трогательной и душещипательной. Сначала он хотел дать исполнить её Виталию Червонному, но Ярмоленко ходил за ним по пятам и умолял отдать эту песню ему. В конце концов, он «уломал» Бадьярова, хотя тот и понимал, что придётся основательно поработать с Ярмоленко над каждой нотой в песне, в то время как с Червонным таких проблем никогда не возникало».
В 1978 году выходит сперва мини-альбом «Кася» из трёх песен, а потом и первый полноформатный альбом группы – «Всем на планете».
В том же году композитор из Барнаула Олег Иванов написал песню «Девушка из Полесья», которая позже станет известна как «Олеся». Изначально композитор предполагал эту песню для ансамбля Песняры, но музыкальный редактор телевидения Ольга Молчанова переубедила композитора предложить песню «Олеся» Валентину Бадьярову для ансамбля «Сябры», так как у Песняров уже была одноименная песня композитора Игоря Лученка. В его блестящей аранжировке песня вскоре появилась в репертуаре «Сябров».
Её премьера впервые состоялась в 1978 году на Центральном Телевидении в передаче «Шире круг», и далее на Телевизионном конкурсе «С песней по жизни», на котором ансамбль удостоился звания «лауреата». Эти выступления принесли всесоюзную известность и непроходящую популярность ВИА «Сябры». Ансамбль становится частым гостем различных радио и телепередач, Белгостелевидением был отснят музыкальный фильм о «Сябрах» – «Ты одна любовь».
В 1981 году Анатолий Ярмоленко сменил Валентина Бадьярова на должности художественного руководителя коллектива. Бадьяров был отстранён от работы, вместе с ним были уволены музыкант Анатолий Гордиенок, солист Владимир Шалько, а затем ушли Черкасов, Жиляк, Хиловец, Авдевич, Синегрибов, Коляда, Червонный, Балабанов и ещё ряд музыкантов.
В 1981 году коллектив с песней «Олеся» вышел в финал фестиваля «Песня-81».
Ещё одной всенародно известной работой коллектива стала песня «Вы шумите, берёзы!», которую белорусский композитор Эдуард Ханок сочинил в 1983 году. Слова песни были написаны в 1954 году белорусским поэтом Нилом Гилевичем.
За всю свою историю ансамбль «Сябры» не был обделён вниманием и любовью публики. Другое дело, что кто-то ностальгирует по таким песням, как «Глаза любимых», «Васильки во ржи», «Родная деревня», «Высокие звёзды», а кому-то нравятся «Полька беларуска», «Наши песни», «Каханая», «Пейце пiва, мужыкi». Публика слушает сердцем, музыканты же оценивают своих коллег с позиции профессионалов.
«Я послушал несколько песен в исполнении сегодняшних «Сябров» – это ужасно. Во времена Бадьярова «Сябры» были абсолютно профессиональным ансамблем с отличным звучанием, хотя аппаратура была далеко не лучшего качества. А что такое «Сябры» сегодня? Ярмоленко забыл всё, чему его научил Бадьяров, а оркестровки сделаны, по-моему, за две минуты. Мы себе такого не позволяли даже в 70-е годы».
Несмотря на подобные заявления, в 80-е годы «Сябры» выпустили достаточно много хитов (в основном композитора Олега Иванова, аранжированные музыкантом ансамбля Николаем Сацурой, спетые как Анатолием Ярмоленко, так и Валерием Резановым): «Глухариная заря», «Шумите берёзы», «Сеновал», «У криницы», «Завалинка», «Печки-лавочки», «На полатях» и другие, звучащие не хуже прежних популярных песен ансамбля, а в чём-то даже и превосходящих.
В 90-е, надо заметить, обилием подобных хитов «Сябры», конечно же, похвастаться уже не могли.
Сам же Анатолий Ярмоленко на реплику «Иногда в СМИ или мемуарах пишут, что первым художественным руководителем «Сябров» был Валентин Бадьяров» отвечает:
«Пусть пишут. У нас – свобода слова. С момента образования «Сябров» художественным руководителем был я, а музыкальным – Николай Сацуро. Но в 1976 году, когда нам было очень трудно пробиваться сквозь неприятие ВИА, мы пригласили Валентина Бадьярова. Он к тому времени ушёл из «Песняров». Нам он нужен был для весомости, а экс-»песняр» с консерваторским образованием – в то время очень солидно для ВИА, поэтому ему отдали должность музыкального руководителя. Бадьяров сделал много аранжировок, с ним мы записали наш первый альбом «Всем на планете». Кстати, и заглавная песня написана Валентином, но сейчас мы её не исполняем: текст уже неактуален.
Бадьяров ушёл из коллектива, на прощание сказав: «Вы без меня погибнете». Он ушёл в 1980 году, и мы вот уже столько лет как не погибли…»
В 2004 году состоялся юбилейный концерт в Кремле, а в 2006 году состоялась закладка звезды на площади звёзд. Голос Анатолия Ярмоленко и по сей день называют «Золотым голосом Белоруссии».
(По материалам сайтов ВИКИПЕДИЯ и EXPERTY.BU – белорусская музыка)
CD 1. «ВЫ ШУМИТЕ, БЕРЁЗЫ!»
1. Девушка из Полесья (Олеся) (О. Иванов – А. Поперечный)
2. Глухариная заря (О. Иванов – А. Поперечный)
3. Шумите, берёзы (Э. Ханок – Н. Гилевич)
4. У Лукоморья (О. Иванов – А. Поперечный)
5. Не пугайте седых журавлей (Н. Сацура – В. Ашеулов)
6. Живая вода (Н. Сацура – С. Островой)
7. Русская мелодия (С. Касторский (Огарков) – М. Меерович (Рябинин))
8. Весёлый май (В. Шаинский – В. Гин)
9. Я сказал своей девушке (Н. Сацура – А. Белевич)
10. Десятый класс (О. Иванов – Е. Горбанская)
11. Жаль (О. Иванов – И. Кохановский)
12. У криницы (О. Иванов – А. Поперечный)
13. Печки-лавочки (О. Иванов – А. Поперечный)
14. Завалинка (О. Иванов – А. Поперечный)
15. Сеновал (Н. Сацура – А. Поперечный)
16. Ворожба (О. Иванов – А. Поперечный)
17. На полатях (О. Иванов – А. Поперечный)
18. За курганом (О. Иванов – А. Поперечный)
19. Жар-птица (Э. Ханок – Г. Буравкин)
20. Раздолье (Н. Сацура – С. Островой)
21. Прощание (В. Шапов – С. Граховский)
22. Судьбе спасибо (Е. Глебов – Г. Буравкин)
3, 9, 19, 21, 22 – на белорусском языке
Солисты: А. Ярмоленко, В. Червонный, Н. Подгорнов, В. Резанов
Аранжировки: В. Бадьяров, А. Богданов, Н. Сацура
ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: http:///yadi.sk/d/VLjua_iPkwfsV
Размер архива: 109,6 МБ
Качество: МР 3 (192 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 55 сек.
1. Зелёный паром (Л. Захлевный – В. Каризно)
2. Далёкий свет (О. Иванов – Л. Ошанин)
3. Глаза любимых (А. Богословский)
4. Возьмите нас в стройотряды (И. Лученок – Б. Брусников)
5. Всем на планете (В. Бадьяров – С. Кирсанов)
6. Высокие звёзды (И. Лученок – Р. Гамзатов, пер. Я. Козловского)
7. Тополиный звон (В. Иванов – П. Панченко)
8. Васильки во ржи (Н. Черёмушкин – А. Поперечный)
9. Мне снится лето (Н. Подгорнов – А. Кирилов)
10. Оборванная струна (Шестиструнная гитара) (А. Толмачёв – Е. Рощина)
11. Лесная колдунья (О. Иванов – А. Поперечный)
12. Незабудки (Э. Зарицкий – В. Каризно)
13. Свидание с давней весной (В. Иванов – Г. Буравкин)
14. Ива (А. Богданов – В. Коханов)
15. Спасибо, дождь (О. Иванов – Р. Рождественский)
16. Яблоко (В. Завещевский – Э. Межелайтис, пер. Б. Слуцкого)
17. Белорусская деревня (Н. Сацура – И. Котляров)
18. Памяти Белоруссии (Н. Сацура – Б. Олейник)
19. Журавли над Полесьем летят (И. Лученок – А. Ставер)
20. Исповедь (Н. Сацура – А. Поперечный)
1, 7, 12, 13, 19 – на белорусском языке
Солисты: А. Ярмоленко, В. Червонный, Н. Подгорнов
Аранжировки: В. Бадьяров, А. Богданов, Н. Сацура
ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: http:///yadi.sk/d/hhH7rmrTkwg6V
Размер архива: 109,6 МБ
Качество: МР 3 (128-192 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 54 сек.
CD 3. «НАШИ ПЕСНИ – НАША ЖИЗНЬ»
Записи 1991-2012 гг., кроме (5) – 1985 г.
ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: http:////yadi.sk/d/iFZe4sptkwgBc
Размер архива: 145,4 МБ
Качество: МР 3 (192-256 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 48 сек.
Что такое сябры с белорусского
[ | Tags | | | Древняя Русь | ] |
Благодаря ВИА «Сябры» весь Советский Союз знал, что сябры в белорусском языке означает друзья.
Значительно меньше известно, что это слово в Древней Руси имело другое значение. Какое именно, раскрывает крупнейший историк русского права Василий Сергеевич в своём трёхтомнике «Древности русского права», изданном в 1890-1893 годах, и затем в СССР незаслуженно забытом и не переиздававшемся. Два современных издания были сделаны только в 2000-х годах
А вот что он писал про сябров:
В новгородских писцовых книгах описывается множество деревень, части которых принадлежат разным владельцам. Эти деревни называются «вопчими». Число таких общих владельцев в одной деревне весьма различно; мы встречали и 3, и 4, и более, до 9. В одной деревне, в Заверяжье, за своеземцем состоял шестнадцатый жеребий деревни. Но это не значит, что всех владельцев было именно 16 человек. Один мог иметь 1/16, другой 4/16 и пр. То же при 3, 4 и т.д. владельцах. Владельцами общих деревень являются всевозможные лица: владыка, бояре, большие и маленькие, крестьяне-своеземцы, попы, монастыри, церкви и пр. С момента конфискации таким совладельцем является и сам Великий князь Московский. У него общие деревни со своеземцами, владыкой, монастырями и пр.
Возникает вопрос: эти общие владельцы владели деревней сообща и имели некоторый вид общего хозяйства, или земли деревни между ними были разделены? В большинстве случаев, надо думать, каждый из них вел свое особое хозяйство, и земли были между ними разделены. Заключаем это на том основании, что в новгородских писцовых книгах, при описи «вопчих» деревень, обыкновенно, указываются дворы, принадлежавшие отдельным владельцам, дворы, находившиеся на их жеребьях. В этих случаях, значит, каждый имел в общей деревне свой особый участок, который и сдавал от себя крестьянам. Это, конечно, не исключало возможности бытия каких-либо общих угодий, которые не были разделены, а состояли во владении погодно или распределялись как-нибудь иначе.
Что такое «а в сябрех та варница»? Полагаем — это означает «в совладении» и ничего больше. Одну двенадцатую продают семь человек; все они происходят от Ивана Сухова, из них двое его сыновья и пять внуков. Эти семь человек владеют сообща одной двенадцатой долей варницы; одиннадцать двенадцатых состоят в таком же владении других лиц. Этих лиц так много, что они все даже и не перечислены. Перечислены, по всей вероятности, крупнейшие участники. Покупщиком у Суховых является один из Кологривовых, Семен, которые состоят уже сябрами. Не перечисленные, по всей вероятности, владеют очень небольшими долями.
Из приведенного документа видно, что сябры владеют неравными участками. Семен Кологривов купил себе одну двенадцатую часть, которая до того была во владении семи сябров. Но доля Семена этим не исчерпывается. Он состоял уже сябром в доле со своими братьями. У него более одной двенадцатой. Это доли идеальные, как и в предшествующем случае. Продаются они по усмотрению дольщика; согласия других сябров не нужно (АЮ. № 135. 1550).
Соляные варницы — угодья поземельных владений. Это принадлежность деревень. Разбор приведенного акта также дает результаты совершенно согласные с тем, что сказано о деревнях выше.
Приведем и еще один документ. В 1483 г. в Пскове перед князем, посадниками и соцкими происходил суд. Истец, игумен Снетогорской обители, так говорил на суде:
«Господин князь, и посадники, и соцкие! Тому, господине, Юрью соцкому, старосте Егорьевскому, и Ортему, и Ильи, и всем их сябром: игумену Лаврентию кузмодемьянскому и всем старцом кузмодемьянским, пять частей в Перерве реке, а нам, господине, шестая часть в Перерве реке, проезду деля. И ныне, господине, Юрьи, и Ортем, и Илья, и все сябры их: игумен Лаврентий и старцы кузмодемьянские, нас шестой части в Перерве реке лишают, проезду нам не дают. А у нас, господине, в той Перерве реке на шестую часть грамота купчая».
Суд присудил истцу, чего он искал, одну шестую в Перерве-реке, а чтобы впредь не было спора, велел выделить ему на проезд шестую часть реки (АЮ. № 2). Здесь сябрами являются два монастыря и крестьяне. У всех у них идеальные части. Эта Перерва-река, надо полагать, — есть угодье той деревни, в которой они «вопчие» владельцы. Они владеют рекою без раздела. В результате суда получается раздел. Снетогорскому монастырю выделяют в натуре его шестую часть; а остальные сябры продолжают владеть рекою сообща.
В этом же смысле общего владельца слово сябр употребляется и в памятниках XVII века. Берем у профессора И.Н.Миклашевского две архивных выписки, извлеченные из одного и того же документа.
Заключаем: сябрами называются не только владельцы общих земельных участков и угодий, но и все владельцы «вопчих» деревень, хотя бы они разделили свои общие участки. В этом надо видеть новое свидетельство о том, что понятие деревни, как одного целого, продолжает жить.
Таков первоначальный характер деревни. С течением времени она перестала представлять одно целое пашенное хозяйство и перешла в совокупность дворов, из которых каждый мог иметь свое особое хозяйство. Так возникли те небольшие деревни в несколько дворов, которые мы наблюдаем в новгородских писцовых книгах и в московских XVI века. Они сохраняют еще некоторые черты своего исконного единства. С конца XVI века начинается образование больших деревень, которые не имеют уже ничего общего с первоначальной деревней-двором. Можно думать, что эта последняя перемена стоит в связи с прикреплением крестьян и с развитием господского хозяйства в форме барщины. Господское хозяйство было и в Новгороде в XV веке, было, конечно, и раньше; но, сколько можно судить по писцовым книгам, оно не достигало больших размеров. С прикреплением крестьян оно развивается; это барщинное крепостное хозяйство должно было разложить и последние остатки исконного двора-деревни.
1 Слово сябр и теперь значит: соучастник, товарищ, пайщик, односум (Даль).
2 К истории хозяйственного быта Московского государства. Ч.1. Заселение и сельское хозяйство южной окраины XVII века. 1894. 199 и след.
3 В том же смысле слово это употреблялось и на юге России. У проф. Лучицкого в статье о сябрах читаем: «В Малороссии XVII века под словом сябр разумели простого пайщика, члена, участника в общем владении» (Сев. вестн. 1889.1. С.75).
4 Иначе объясняет этот термин проф. Энгельман. Он видит в нем «долю из общей прибыли, приходящуюся на каждого из сябров в отдельности». Для такого ограничительного толкования нет основания: здесь может идти речь и о капитале, и о прибылях (Гражд. законы Псков, суд. гр. 144).
5 Статья 106 представляет для понимания едва ли преодолимые трудности. Несмотря на это, некоторые ее выражения, очень малопонятные, служат иногда основанием для выводов. Ввиду спорности возбуждаемых статьей вопросов считаем нелишним привести ее. Статья говорит: «А кто с ким ростяжутся о земли или о борти, да положат грамоты старыя и купленую свою грамоту. И его грамоты зайдут многых бо сябров земли и борти. И сябры все станут на суду в одном месте, отвечаючи ктож за свою землю или за борть, да и грамоты пред господою покладут, да и межников возмут. И той отведут оу стариков по своей купной грамоте свою часть. Мно ему правда дати на своей части, а целованию быти одному, а поцелует во всех сябров. Ино ему судница дать на часть, на которой поцелует».
Профессор Энгельман в своем юношеском труде, обладающем большими достоинствами, высказывает мнение, что статья предполагает одного истца и нескольких ответчиков, а потому исправляет текст и предлагает читать «положит» вместо «положат», то есть положит истец. Думаем, что составителям грамоты не было никакой надобности предполагать то или другое число тяжущихся. Сколько бы их ни было, это ничего не меняет. Но исследователю грамоты это предположение понадобилось для того, чтобы объяснить, кто же те сябры, о которых говорится ниже, которые тоже кладут грамоты. В этих сябрах он видит ответчиков. Эти сябры «станут на суду в одном месте отвечаючи». Отвечают — значит ответчики. «Но они, — говорит г-н Энгельман, — отвечают все вместе, а не каждый в отдельности за себя» (129). Место очень трудное. Согласимся на минуту с автором, что истец один, а ищет он с нескольких сябров, совладельцев. Совладельцами могут быть случайные лица, например, сонаследники; или несколько сонаследников и один покупщик, купивший долю одного или нескольких сонаследников. Что значит, что они «отвечают все вместе»? Это совершенно непонятно. Может быть, автор хотел сказать: один отвечает за всех? Это тоже невозможно, ибо они случайные совладельцы, и один может найти для себя выгодным продать остальных. Общего ответа не допускает и текст. В грамоте написано: «отвечаючи ктож за свою землю или за борть». У каждого сябра, значит, своя земля, а не общая, за нее он и отвечает. На этом основании мы и делаем вывод, приведенный в тексте. В конце встречаем не менее трудное место: «а целованью быть одному, а поцелует во всех сябров». Автор дает такое объяснение: «Так как ответчики отвечают все вместе, то и истец присягает только один раз против всех; его присяга опровергает всех сябров вместе». По этому толкованию выходит: поцеловать за всех это то же, что поцеловать против всех. Это едва ли. Псковская судная грамота дошла до нас в одном списке, да и тот пропал. Мы имеем только копию, изданную с этого списка. И список мог заключать в себе описки, и копия могла их еще увеличить. Положение толкователя при этих условиях очень трудное. Хорошо еще, что он не отказался ответить на предложенную задачу.
Несколько иначе выходит из затруднения проф. Владимирский-Буданов. Он полагает, что ответчиком является товарищество, что статья предоставляет первую присягу истцу; что в случае его отказа от присяги право присяги переходит к ответчику, а так как ответчик — товарищество, то один присягает за всех. Это толкование тоже трудно принять. Что ответчиком является товарищество, это ниоткуда не следует. Предположение это понадобилось только для объяснения целования одного за всех. Что первый целует истец, это несогласно с правилом статьи 92.
Нам в статье понятно не все. Вот что нам ясно. Она не определяет ни числа истцов, ни числа ответчиков: искать и отвечать могут и один, и много. Тяжущиеся кладут грамоты в доказательство своих прав. При рассмотрении этих грамот на суде выяснилось, что спорные земли зашли за земли других совладельцев. Для разъяснения вопроса оказалось нужным спросить этих совладельцев. Это и суть те сябры, о которых речь идет в средине статьи. Они не стороны, а свидетели. Статья не определяет, в каком порядке целуют крест; это уже определено в ст.92: первый целует ответчик, а если не хочет, то передает свое право истцу. Статья говорит только, что целует один, а не многие. Что бы это значило? Кто эти многие, которые не должны целовать? К делу привлечены многие совладельцы. Может быть, на суде возникал вопрос и о их присяге? Так как они в деле не участвуют и из его решения не могут ни проиграть, ни выиграть, то им нет надобности присягать в качестве участников. Статья, может быть, вот этот случай и разумеет и говорит: «целует один во всех сябров», то есть из всех один. Кто же? Один из тяжущихся, ответчик или истец, кому придется по суду; ему и выдается судница на ту часть, на которой он поцелует. — Выражение «встать в одном месте» нам совершенно непонятно. «Отвечаючи» не непременно указывает на ответчика. На суде отвечает всякий, кого судья спрашивает. Он спрашивает и свидетелей, и они отвечают.