что такое святые места
Как получить благодатную силу в святых местах
Посещение святых мест называется «паломничеством». Издревле это было любимым занятием верующих. Когда еще не было транспорта, люди ходили пешком по святым местам, и это занимало у них несколько дней, а иногда даже месяцев или лет (например, поход в Иерусалим на Святую землю). Некоторые не возвращались оттуда, умирая в дороге от переутомления или жажды. Поэтому странноприимство (принятие странствующего человека в свой дом) всегда считалось делом святым. Апостол Павел увещевает в своих посланиях: «странноприимства не забывайте, ибо некоторые приняли ангелов под видом странников».
Сейчас, когда множество путей сообщения помогают людям быстро попасть из одной точки земли в другую, паломничество стало не таким уж сложным занятием, но осталось ли оно подвигом, шансом на спасение?
Что такое «святое место»
Что же заставляло странников отправляться в такую дальнюю и опасную дорогу? Однозначно, вера в Бога, Пресвятую Богородицу, святых и их целительную силу, которая исходит от мощей святых, чудотворных икон и т.д.
Святым называется место, где действует особая Благодать Божия. Там, где находятся мощи святых или чудотворная икона. Место, с которым связана земная жизнь Спасителя, это – Израиль, Святая Земля. Многие стремятся туда, пройти по дорогам, где ходил Христос две тысячи лет назад. Побывать на месте Его рождения в Вифлееме, на горе, где Он умер на кресте за спасение людей. Сейчас на Голгофе стоит храм Воскресения Господня, где сходит на великую субботу Благодатный огонь.
Конечно, если есть возможность, все православные бы хотели побывать там и видеть собственными глазами это чудо. Все бы хотели пройти крестным путем, которым шел наш Спаситель с тяжелой перекладиной на измученных плечах на Голгофу. И, конечно, побывать на месте, где произошло чудо воскресения Его.
Многие стремятся в Грецию, где почивают мощи православного святого Иоанна Русского, нашего земляка. Множество исцелений происходят от его мощей. Другие едут в итальянский город Бари, где хранятся мощи всеми любимого святого Николая Чудотворца, который прозывается в народе «угодником». Они источают благоуханное миро, которое раздается верующим. Также православные едут на остров Корфу в Греции, где почивают мощи популярного в России святого Спиридона Тримифунского. Они нетленны, имеют температуру 36,6 как у живого человека. Башмачки святого изнашиваются, что говорит о том, что он ходит.
Какие есть святые места в России
Но и у нас в России есть тоже немало святых мест:
Это, конечно, неполный список святых мест в нашей стране.
Зачем посещать святые места
В местах, где хранятся святыни, происходят чудеса благодаря особому действию Благодати Божией. Она действует по молитвам святых или Божией Матери таким образом, что посещающие эти места получают исполнение просимого, будь то исцеление от болезней или другие чудеса.
Бывали многие случаи, когда люди, побывавшие в святых местах, исцеляются от самых сложных и неизлечимых заболеваний. Потом когда они возвращаются к врачам, те недоумевают, как это могло произойти?! Исчезают раковые опухоли, вырастают ампутированные конечности, проходят давние очаги хронических воспалений и т.д. Врачам не придет в голову, что произошло обыкновенное Божие чудо.
Иногда люди получают в святых местах помощь переносить тяжкие страдания. Женщины, которым поставили диагноз «бесплодие», зачинают ребенка. Так было после принесения в Россию Пояса Пресвятой Богородицы. Женщины, приложившиеся к этой святыни, смогли получить долгожданную беременность.
Нередко после посещения святого места решаются даже житейские проблемы. Например, святая Матрона помогает тем, кто решает жилищную проблему. В этом же вопросе помогает святой князь Даниил Московский.
В святых местах получают облегчение, а иногда и полное избавление, люди, одержимые нечистыми духами. Их называют «бесноватые». Они не могут сами подойти к святыне, их туда приводят насильно, они сопротивляются и страшно кричат. Такими становятся по заслуженным грехам, а иногда и после действия колдунов, экстрасенсов. Бесноватых отчитывают специальными молитвами старцы, но также они чувствуют облегчение на мощах святых, например, блаженной Матроны. Эта святая помогает пострадавшим от колдунов, потому что сама много пострадала от них во время своей земной жизни.
Святой Иринарх тоже помогает бесноватым. Он при своей жизни исцелял таких людей, накладывая на них свои вериги. И после его преставления происходят такие же чудеса. Люди, приезжающие к его мощам, в Борисоглебский монастырь города Ростова, могут надеть вериги святого на себя и получить исцеления.
Как надо вести себя в святых местах
Перед тем как отправиться в святое место, надо изучить информацию, чем оно славится, какие чудеса там происходили. Если там лежат мощи, надо прочитать житие этого святого, выучить тропарь ему, прочитать молитву. Если это икона Божией Матери, надо прочитать историю явления и чудес этой иконы, выучить тропарь к ней.
Исполнение просимого зависит только от веры паломника, его искренности, от его желания избавиться от недуга или проблемы.
Поведение паломника в святом месте должно быть благоговейным.
Нельзя в святом месте:
В святые места приезжают для того, чтобы помолиться, приложиться к святыням. Соблюдая эти правила, можно сподобиться Благодати Святаго Духа и исцеления.
Благодать святых мест — протоиерей Евгений Попиченко
Святые места России
Соловки
Соловецкий архипелаг в холодном Белом море всегда казался людям запредельной, мистической землей. Древние жители Поморья строили на Соловках лабиринты (их назначение до сих пор не разгадано), сооружали курганы, проводили языческие обряды. Первые православные иноки добрались до отдаленных островов в 15 веке — тогда и был основан Соловецкий монастырь, вскоре ставший одним из главных духовных и культурных центров русского Севера. Кроме монашеского служения, было и гражданское: с конца 16 века при монастыре содержались войска, отражавшие нападения северных соседей. Известны Соловки и как место ссылок. В советские годы монастырь стал частью печальной лагерной истории, затем пережил второе рождение — и в древние стены вернулся прежний дух. Чтобы проникнуться их подлинной атмосферой, на Соловках нужно провести хотя бы неделю. Не забудьте взять репеллент и теплую, непромокаемую одежду — природа там суровая.
Как добраться: на самолете из Архангельска (зимой), на теплоходе из Кеми и Беломорска (с июня по август). Ближайшие аэропорты: Петрозаводск, Архангельск.
Сайт Соловецкого монастыря и туристско-информационного центра
Преображенская церковь в Кижах — полностью деревянная, увенчанная 22 главами — похожа на волшебный дворец из сказки. Впечатление усиливается, если не полениться и встать ранним утром, когда по Онежскому озеру расплывается туман. По легенде, когда возводили церковь, один из мастеров, закончив работу, выбросил топор в реку и сказал: «Не было такой никогда и не будет более!» Рядом вторая церковь — Покровская, ныне действующая после большого перерыва, а между ними — шатровая колокольня, самое молодое здание ансамбля. Вопреки всеобщему убеждению, при строительстве Кижей гвозди все-таки использовались: вначале деревянными, а позднее коваными гвоздями закрепляли лемехи — деревянные пластины на куполах.
Как добраться: из Петрозаводска с мая по сентябрь можно доплыть на «метеоре» или «комете». Зимой на Кижи ходят катера на воздушных подушках и летают вертолеты. Отдельное удовольствие — отправиться на теплоходе в круиз из Санкт-Петербурга с заходом на Валаам и Кижи. Ближайшие аэропорты: Петрозаводск, Санкт-Петербург.
Сайт музея-заповедника Кижи
Оптина пустынь
Оптина пустынь идиллически живописна: опушка соснового леса, резвая речка Жиздра, а на том берегу — поля с полотен Левитана. По преданиям, основал ее Опта, раскаявшийся предводитель шайки разбойников. В монашестве он принял имя Макарий, поэтому пустынь первое время называли Макарьевой. Монастырь знаменит традицией старчества, начало которой в 1829 положил старец Леонид. Оптинские старцы обладали огромным влиянием на умы людей самых разных сословий. Трижды здесь бывал Гоголь. После посещения Оптиной пустыни родились «Братья Карамазовы» Достоевского. Особые отношения с обителью (как, впрочем, и с церковью вообще) были у Льва Толстого. В советские годы традиция прервалась, но в 1988 году обитель снова открылась для прихожан и паломников, которые выстраиваются в длинные очереди, чтобы приложиться к мощам знаменитого оптинского старца Амвросия.
Как добраться: на автобусе, машине или поезде до Козельска, откуда до монастыря — несколько километров (ходит маршрутка). Ближайшие аэропорты: Курск, Москва.
Сайт и ЖЖ Оптиной пустыни
Дивеево
На юге Нижегородской области лежит четвертый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) земной удел Богородицы. Около 1760 года монахине Александре из Флоровского монастыря в Киеве было два видения. В первом Божья Матерь отправила ее в дальний путь, а когда Александра добралась до села Дивеево, то услышала второе указание: основать там обитель. В 1789 женский монастырь взял под свое покровительство иеродиакон Серафим, который со временем станет одним из самых почитаемых русских святых. Чудотворные мощи Серафима Саровского по сей день хранятся в Дивеевском монастыре. Не упустите случая набрать воды из целебных источников и пройтись вдоль канавки, созданной при преподобном Серафиме. По преданиям, он приказал сестрам вырыть канавку там, где ступала Богородица, и рассказывал, что тут у него «и Афон, и Киев, и Иерусалим».
Как добраться: на автомобиле — через Муром или Рязань и Шацк; на поезде — до города Арзамас, дальше на автобусе или такси. Ближайшие аэропорты: Нижний Новгород, Москва.
Сайт Серафимо-Дивеевского монастыря
Псково-Печерский монастырь
Псково-Печерский монастырь ни разу не закрывался за все 5 веков своей истории — даже во времена советских антицерковных гонений. Эти подземелья (а «печера» на древнерусском означает «пещера») еще в 14 веке обнаружил крестьянин Иван Дементьев. Над входом он увидел надпись «Богом зданная пещера». Кто и когда эту сделал надпись неизвестно, но говорят, в этих пещерах некогда спасались иноки Киево-Печерской обители. А подлинная история Псково-Печерского монастыря началась позже — с отца Иоанна, который вместе с женой Марией (в постриге они приняли имена Иона и Васса) выкопал пещеру в песчаном холме и устроил там Успенскую церковь. Позже обнаружилось чудесное свойство этих пещер (тела умерших в них не тлеют), и подземелья стали использовать как усыпальницы. Сегодня в Успенском соборе, давно расширенном и переделанном, хранятся главные реликвии монастыря — чудотворные иконы Божьей Матери «Успение» и «Умиление» и икона Святителя Николая.
Как добраться: на поезде или самолете до Пскова, затем на автобусе или такси до Печор. Ближайшие аэропорты: Псков, Санкт-Петербург.
Сайт Псково-Печерского монастыря и города Печоры
Троице-Сергиева лавра
В Троице-Сергиевой лавре нужно побывать хотя бы раз в жизни. Это один из крупнейших русских монастырей, сокровищница древнерусского искусства и памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1337 году братья Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и Стефан поселились на холме Маковец у реки Кончуры и основали Троицкую пустынь. Потянулись иноки, и постепенно монастырь стал духовным центром сначала московских земель, а потом и всего российского государства: здесь решали политические вопросы, благословляли князей на походы, венчали на царство. Современная лавра — уже не та уединенная обитель, но и среди толпы прихожан ощущаешь, что место это особенное, намоленное. Яснее всего атмосфера чувствуется в белокаменном Троицком соборе: в самом древнем храме лавры можно приложиться к раке с мощами Сергия Радонежского и полюбоваться пятиярусным иконостасом работы Андрея Рублёва.
Как добраться: на машине, автобусе или электричке до Сергиева Посада. Лавра находится в самом центре города. Ближайшие крупные аэропорты находятся в Москве.
Сайт Троице-Сергиевой лавры и духовно-просветительского центра
Нилова пустынь
Прекрасный Селигерский край на полпути между Москвой и Санкт-Петербургом — это не только исключительной красоты озера и идеальное место для отдыха на природе. На острове Столобный в 10 км от Осташкова расположилась Нило-Столобенская пустынь. В 1528 году в этих краях поселился преподобный Нил. Первую зиму он провел в пещере, затем построил келью и часовню.
После преставления преподобного на крохотный островок стали стекаться отшельники и паломники, в 1594 году открылся монастырь, а со временем пустынь превратилась в один из самых почитаемых монастырей России. В 20 веке пустынь разорили, но после распада СССР она возобновила служение. Приложиться к мощам преподобного Нила можно в Богоявленском соборе, с колокольни которого открывается умопомрачительный вид на окрестности.
Как добраться: на автомобиле, поезде или маршрутке до Осташкова, затем 22 км до монастыря (несколько раз в день ходит автобус). Ближайшие крупные аэропорты находятся в Москве.
Сайт Нило-Столобенской пустыни
Как создаются «святые места»?
Места для поклонения обычно делятся на две категории: «святые места», созданные людьми и связанные с разными религиями, и «места силы», образованные природными факторами — целебные источники, лечебные грязи, дольмены и др. Третья категория таких мест для поклонения имеет смешанные качества, взятые от двух первых категорий.
К первым местам поклонения относятся разные святыни, как, например, одна из главнейших христианских святынь «Гвоздь Господень». Считается, что этот гвоздь — один их тех, которыми прибивали Христа к Кресту. Такие святыни не имеют никакого доказательства своей исторической подлинности и являются сакральными предметами веры.
Местами поклонения, помимо монастырей, являются пустыни и другие места жительства и захоронения святых. Отдельной темой можно выделить такое понятие, как мощи святых, оставшиеся «нетленными» после их смерти. Например, частички останков Николая Чудотворца, которых уже много веков не касается тлен, хранятся в Даниловом Свято-Троицком монастыре. Для верующих прикоснуться к такой святыне — значит, укрепиться в вере.
Место поклонения мусульман известно как масджид (место коленопреклонения), или мечеть. Для мусульманина святое место там, где застигло его время для совершения молитвы. В мусульманских странах часто можно видеть людей, которые молятся прямо у дороги в установленный для совершения молитвы час.
На железнодорожных станциях, автовокзалах для совершения молитв иногда отводятся небольшие участки земли, оборудованные помостом или деревянным настилом, или просто обозначенные несколькими камнями, которые указывают местоположение Мекки.
Часто к местам поклонения относятся целебные источники, которые долгое время являлись сами по себе природными лечебницами. Святыми родниками они стали именоваться после того, как поблизости селился отшельник, впоследствии признанный святым, или строилась церковь. В данном случае покров религиозной тайны ложился и на источник, который и без того целил всех нуждающихся в излечении.
Представитель религиозной общины, в ведении которой находится «святое место», собирает сведения обо всех чудесах исцеления. Проводит их освидетельствование и предоставляет в комиссию документальные подтверждения бывшего чуда (медицинские документы или свидетельство очевидцев). Такие свидетельства привлекают тысячи паломников, желающих приобщиться к чудотворному предмету поклонения.
Не оспаривая фактов исцеления больных людей, можно сказать, что ведется только учет положительных результатов. А на десятки и сотни больных, получивших исцеление, могут быть десятки и сотни тысяч страждущих, которые лечебного эффекта не получили. Такой статистики нет. Для человека же верующего главным моментом является благодатная сила святого места, которая дает помощь и исцеление всем, кто приходит сюда.
Человечество неразрывно связано с биосферой планеты, где человек неотделим от природы и ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все эти организмы постоянно и непрерывно связаны с окружающей их материальной, энергетической средой, питанием, дыханием и другими свойствами. Самостоятельно вне природных условий они существовать не могут.
Гелий, радон и другие «благородные» газы относятся к продуктам распада трансурановых
элементов, и именно они часто обуславливают лечебный эффект многих минеральных источников.
Происходящие в атмосфере возмущения электрического поля вызывают иногда на вершинах сопок, холмов, гор своеобразное свечение, которое называют огнями святого Эльма.
Места силы — это отдельные места, в которых происходит необычное энергетическое воздействие на человека и всё живое. Пребывание в этих местах может помогать излечению человека от каких-то болезней посредством гелиотерапии. Содержащиеся в воздухе электрически заряженные частицы — аэроионы — благотворно действуют на организм человека.
Эти энергии существуют, и о них сейчас говорят вполне серьезно: «Прежде всего — это проблема источников энергии недр, которыми определяется вся жизнь глубин. Среди них основными считают радиоактивный распад, гравитационную, приливно-отливную энергию, энергию химических реакций. Особую роль в последнее время приписывают „психическим“ энергиям сакрального толка».
К местам силы относят горные системы Кавказа, Тибета, Алтай и др. Самая высокая вершина Алтая — гора Белуха, высотой в 4506 метров над уровнем моря, считается не только местом силы, но и одним из энергетических центров планеты. Святость эти горы приобретали в различное время.
Например, одна из святынь буддизма горный массив Алханай стала таковой в 1859 году. До этого года святилище принадлежало местным шаманам.
Шаманы располагали «обо» (культовые сооружения обычно в виде груды камней) в большей степени вблизи природных источников, на вершинах отдельных гор и других местах природной аномалии, выхода газов, термальных источников
Но многие «обо» организованы не шаманами, а делаются из сооружений, которые ставили в глухой тайге или в непроходимых скалах геологи, топографы, изыскатели как памятный знак, обозначающий место исследования для последующих экспедиций.
Таким образом, мы являемся свидетелями рукотворного создания «святых мест», которые предназначены для поклонения в далеком будущем, для следующих поколений людей, которым будут рассказывать специально сочиненные об этих местах легенды и сказки.
Проголосовали 46 человек
36 |
7 |
3 |
0 |
0 |
Комментарии (40):
Войти через социальные сети:
Обильных Божьих вам благословений.
Хорошая статья. Святые места именно создаются.
Например родник в лесу. Грязный, неухоженный, в непроходимой чаще.
Проложили тропинку, расчистили, обустроили, поставили крест, повесили икону.
И создалось святое место. Всем, (даже атеистам) стало хорошо и удобно.
«Например родник в лесу.»
Один только вопросик, а не Господом ли сия прелесть создана?
«Проложили тропинку, расчистили, обустроили, поставили крест, повесили икону.»
Стало быть Бог на то добрых люде-то и сподобил.
Игорь Кулинич, без комментарий. Вы на сайте несколько дней, возможно, не знаете, что здесь запрещено затрагивать религиозные чувства верующих. Поэтому наш спор- в личку.
Очень интересная статья, мне понравилось ее преподнесение и интересной темой. Мне кажется стоит верить в такие места
Статья понравилась очень, прям, как мысли мои читали. Спасибо!
Святые места
Смотреть что такое «Святые места» в других словарях:
Святые места — СВЯТОЙ, ая, ое; свят, свята, свято. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Святые места — Карта Святой Земли, 1759 год. Святая Земля часть территорий современного Государства Израиль (до 1948 года Палестины). Является центром трёх авраамических религий: иудаизма, христианства и ислама. Содержание 1 В иудаизме … Википедия
Святые места — название некоторых мест и зданий в Иерусалиме и его окрестностях, Вифлееме, и другие., связанных, согласно Священному Писанию и Священному Преданию, с событиями земной жизни Иисуса Христа и почитаемых святынями христианской церковью. Важнейшими… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
Святые места — места и здания в Иерусалиме и его окрестностях, связанные с земной жизнью Иисуса Христа. Важнейшими из них являются Гроб Господень в Иерусалиме и церковь в Вифлееме, где родился Иисус Христос … Православный энциклопедический словарь
СВЯТЫЕ МЕСТА — места, связанные, согласно религ. представлениям, с деяниями богов и святых, теми или иными событиями «св. истории», различными чудо творениями и являющиеся объектами поклонения верующих, совершающих паломничество к ним. С. м. имеются практически … Атеистический словарь
Святые места — (нем. heilige Stätten, франц. lieux saints) так называются некоторые места и здания в Иерусалиме и его окрестностях, Вифлееме, Назарете и т. д., ставшие святынями христианской церкви благодаря связи, которую они, по Св. Писанию или по преданию,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Святые места — ♦ (ENG holy places) места на Святой земле, связанные с Иисусом. Наиболее почитаемы: Сионская горница, Via Dolorosa (Крестный путь), церковь Святого Гроба Господня, Масличная гора. Эти места посещаются христианскими паломниками … Вестминстерский словарь теологических терминов
Святые места — название мест Рождения, земной жизни и страдания Иисуса Христа в Иерусалиме, Назарете, Вифлееме и др. Православная церковь считает главнейшими из С. М. Гроб Господень в Иерусалиме и место, где родился Иисус Христос пещера с церковью … Полный православный богословский энциклопедический словарь
Святые места Москвы — неофициальное и вполне произвольное общее именование некоторых объектов, с которыми связано особое почитание со стороны религиозного народа в Москве; обычно таковыми считают монастыри, некоторые храмы, некоторые могилы праведников. Прежде всего,… … Википедия
Святые места Русской православной церкви — неофициальное и достаточно произвольное общее именование некоторых объектов, с которыми связано особое почитание со стороны православного народа на территории канонической юрисдикции Русской Православной Церкви; обычно таковыми считают некоторые… … Википедия
Святые места
Святы́е места́ — 1) места особого Божьего присутствия, особенного проявления Божественной благодати; 2) почитаемые, памятные места, связанные с важнейшими событиями из истории общения Бога и человека.
Может ли христианин обойтись без паломничества к святым местам?
Паломничество к местам религиозно-исторической памяти — одна из форм внешнего выражения веры. Традиция почитать памятные сердцу, святые места восходит к временам Ветхого Завета.
Так, патриарх Иаков, увидев во сне таинственную лестницу, ведущую в Небо и стоящего на ней Вседержителя, проснувшись, не только отметил это священное место памятным камнем, но и возлил на него елей ( Быт.28:12-18 ). По слову Божию памятными камнями было отмечено место чудесного перехода сынов Израиля через Иордан: двенадцать камней было взято со дна реки и уложено на берегу Обетованной земли ( Нав.4:5-6 ), а двенадцать других — среди Иордана, там, где во время перехода располагались стопы священников ( Нав.4:9 ).
Подобных памятных мест на территории Палестины было много. Все они вкупе напоминали сынам Израиля о Божественной благости, служили свидетельством Его милости и человеколюбия, способствовали укреплению веры.
Христиане издревле почитали места, связанные со служением Господа Иисуса Христа (Вифлеем, гора Фавор, Гефсимания, Голгофа). И это было угодно Творцу. Так, например, о славе места Рождения Мессии, города Вифлеема, за несколько столетий до этого события возвестил пророк Михей ( Мих.5:2 ), а всеобщую славу Иерусалима, опять же, в связи со служением Спасителя, провозгласил пророк Исая ( Ис.2:2-3 ).
Между тем, при всей важности такой благочестивой традиции как традиция паломничества Церкви известно огромное количество имен славных подвижников, которые, посвятив жизнь монашеским подвигам, оставив мирские соблазны и суету, не только не имели привычку паломничать, но и, спасаясь в затворах, не покидали территории обителей, келий, пещер.
Стало быть, благоговейно осуществляемое паломничество хотя и угодно Создателю, однако не является необходимым условием спасения.
Является ли святыня источником благодати?
Достаточно часто под святынями мы понимаем или особые географические места (например, освященные стопами Христа, окропленные кровью мучеников), или особые предметы (например, связанные с богослужением, как то: иконы, образы Животворящего Креста…). В круг этих предметов могут входить и личные вещи, принадлежавшие прославленным святым.
Роль святынь в жизни верующих трудно переоценить. С одной стороны, приобщение человека к святыням (в рамках паломничества ко святым местам, через благоговейное прикосновение к священным предметам) может влиять на него субъективно, способствуя богоугодному воодушевлению, формированию доброго религиозного настроения.
С другой стороны, святыни служат особыми орудиями Божественного Промысла, средствами передачи Божественной благодати. В этом следует видеть объективный фактор влияния святынь на жизнь верующих. К сожалению, иногда это положение интерпретируется таким образом, будто сами святыни источают Божественную благодать, будто они являются святыми едва ли не сами по себе.
Чтобы не стать жертвой подобных иллюзий, необходимо помнить, что Источником благодати, в точном значении слова, является не предмет, но Господь. И именно Он (в данном случае — опосредованно) преподаёт её верующим.
Характерным поучительным примером может служить случай с Елисеем, ветхозаветным пророком, учеником Илии.
Незадолго до взятия Илии на Небо Елисей стал свидетелем чуда. Когда он с Илией должен был перейти через Иордан, Илия снял свою милоть и ударил по водам реки, отчего они расступились ( 4Цар.2:8 ). Это чудо дало им возможность перейти Иордан посуху. После того как Илия был вознесен на огненной колеснице, Елисей остался один, но при этом ему досталась милоть учителя ( 4Цар.2:13 ).
Елисей видел, что после удара Илии своей милотью по глади реки воды разошлись. Возвращаясь, он решил повторить это действие. Милоть учителя была в его руках, но когда он ударил ею по воде, чудо не повторилось: воды не разошлись ( 4Цар.2:14 ) (в Синодальном варианте Библии об этом не сообщается; см. Церковно-славянский вариант).
Не получив ожидаемого результата, Елисей взмолился Богу: «где Бог Илиин Аффо?» ( 4Цар.2:14 ). Затем он снова ударил милотью по воде. На сей раз воды расступились, после чего он смог перейти Иордан по обнажившемуся дну.
Это случай объясняется следующим образом. Елисей справедливо связывал чудо, совершенное Илией, с милотью. Однако, как считается, с ней он связал и саму чудодейственную силу. Но хотя Бог, в первый раз, и благоволил явить чудо через милоть, Творцом чуда был именно Он. И чтобы у Елисея не возникало даже малейших сомнений на этот счёт, Он разъединил воды лишь после того, как тот помолился ( 4Цар.2:14 ).
Как видно из примера, связь чуда с милотью существует. Вместе с тем очевидно, что не сама по себя милоть, но Бог, по молитве её обладателя, явил через неё чудодейственную силу.