что такое своеволие своими словами

Значение слова «своеволие»

что такое своеволие своими словами. Смотреть фото что такое своеволие своими словами. Смотреть картинку что такое своеволие своими словами. Картинка про что такое своеволие своими словами. Фото что такое своеволие своими словами

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

СВОЕВО’ЛИЕ, я, мн. нет, ср. (книжн.). Отвлеч. сущ. к своевольный; свойство, характер действий своевольного.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

своево́лие

1. склонность человека к принятию решений на основе собственной воли, в том числе вопреки здравому смыслу, мнению окружающих, соображениям законов, обычаев, правил и т. п.

2. поведение, поступки, свидетельствующие о склонности действовать по своей воле, прихоти

Делаем Карту слов лучше вместе

что такое своеволие своими словами. Смотреть фото что такое своеволие своими словами. Смотреть картинку что такое своеволие своими словами. Картинка про что такое своеволие своими словами. Фото что такое своеволие своими словамиПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: повенчать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Своеволие Своевольный

Лишь глупцы называют своеволие свободой.

Чем выше положение человека, тем более строгим должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера.

Господство над своими страстями — свойство высшего величия духа.

Сама эта возвышенность ограждает дух от чуждых ему низменных влияний.

Нет высшей власти, чем власть над собой, над своими страстями, чем

победа над их своеволием.

Своеволие как качество личности – склонность выставлять на первый план свои прихоти, намерения, идеи, в то же время, презирая или сопротивляясь не согласующимся с ними желаниям, намерениям, идеям других.

Человек захотел жить по воле Божией и вознамерился бросить пить. «А как жить по воле Божией? – подумал он. — Начну бросать монетку! Если выпадет орел, значит, выпью, а если выпадет решка, — не пью!» Кинул монетку, выпала решка. Кинул еще раз, снова решка. «Ну-ка, последний раз проверю!» – сказал он, кинул монетку, – и опять решка! «Ах, вот как! – рассердился этот человек. — Тогда все равно выпью!»

Своеволие — уродливое порождение эгоизма, самомнения, самовлюбленности или эгоцентризма. Сделав из себя центр Вселенной, оно презрительно заявляет: «Пошли все к чертям! Мы сами с усами – всё сделаем сами. Я само знаю, как и что». Раздутое эго своеволия, занятое только самим собой, ожесточенно сражается с любым инакомыслием. В своем эгоистическом пренебрежении своеволие отгородилось от внешнего мира неприступными стенами. Не доверяя никому, оно полностью перекрыло доступ к своему разуму новых идей и убеждений. Иными словами, своеволие – это перекрытый разум.

Своеволие, зачастую, рождается в детской и проявляется через прихоти ребенка и произвол. Маленький человек делает всё вразрез, наперекор требованиям и советам воспитателей. Своеволие, как правило, становится следствием развивающейся самостоятельности, волевых качеств, стремления самоутвердиться, идентифицироваться в группе, стать взрослым. Иногда корнями своеволия становятся протестные настроения ребенка в ответ на неправильное воспитание и несправедливости старших по отношению к нему. Своеволие растет, как на дрожжах, когда родители потакают прихотям ребенка, вскармливают его эгоизм, предъявляют к нему непоследовательные требования. «Встав на ноги», окрепнув, своеволие уже становится следствием ненависти, с растущими из нее жестокосердием и жестокостью.

Своеволие – это отсутствие логичности и присутствие необоснованности. Отсутствие логичности – это недостаток последовательности, закономерности и разумности. Необоснованность – это неподтвержденность фактами и серьезными доводами, неубедительность. Когда человек становится рабом своих желаний и страстей, он пренебрегает здравым смыслом, очевидностью ситуации, интуицией.

Красноречивым примером своевольной личности являются алкоголики, последними видящими свои проблемы. Психиатры, активно работавшие с алкоголиками, пишут: «Внутренне, в душе, алкоголик не выносит (не терпит) контроля людей и Бога. Он, алкоголик, есть (и должен быть) хозяином своей судьбы. Он будет драться до конца, чтобы сохранить эту позицию». Алкоголик, опираясь на эгоцентризм и самодовольство, верит, что он в любой момент способен остановиться. Попав в запой и видя, что самостоятельно выйти из него не может, алкоголик сдается на милость врачей, но когда опасность жизни миновала, он с большой долей сопротивления встречает слова врача. Тут же возникает «китайская стена» сопротивления.

Пассивное своеволие проявляется в замаскированных, трусливых формах. Оно делает недовольную гримасу (надувает губы), саботирует, откладывает выражение своего несогласия со дня на день, мешкает с этим, недобросовестно исполняет свои обязанности, постоянно отрицает свои истинные чувства. Пассивное своеволие играет во множество игр. Например, в игре «Непрямое убийство» инакомыслящий оппонент уничтожается посредством сплетен, злословия, критики, клеветы и перефразирования. В игре «Неделание» своеволие публично слушает, кивает и соглашается с оппонентом. Тот уверен, что с его мнением согласились и не подозревает, что перед ним разыгрывался спектакль притворства – никто и не собирался применять его точку зрения в реалиях. В игре «Интеллектуализирование» своеволие пытается поставить оппонентов в затруднительное положение, задавая бесконечную серию гипотетических и безответных вопросов, которые никак не связаны с реальностью. В игре «Выискивание недостатков» своеволие пытается обратить чье-либо внимание, указав на пороки оппонента, исключив возможность взглянуть на его идеи.

Своеволие импульсивно, безответственно, недисциплинированно, нереалистично и неблагоразумно. Не получив немедленного удовлетворения своего желания, оно мгновенно раздражается. Будучи врагом авторитетности, оно, в то же время, позиционирует себя с лучшей стороны для реализации своих корыстных целей. Где своеволие, там обиженность, гневливость, ложь и обвинения других. Поэтому в православии своеволие является одним из четырех главных, соборных пороков, которые неотделимы от него — гордыня, злолюбие и сластолюбие. Блез Паскаль писал: «Наше своеволие таково, что добейся оно всего на свете, ему и этого будет мало».

Своеволие создает у человека иллюзию собственной исключительности, необычности. Ища тому подтверждение, своевольный человек всё больше и больше отдаляется и отчуждается от окружающих. Поэтому он не имеет вообще или имеет крайне ограниченное число близких людей. Водя хороводы с самостью, своеволие объясняет себе свою неповторимость особой одаренностью, талантливостью и даже гениальностью. Обыденные дела кажутся своеволию недостойными, чтобы в них ковыряться. Своевольный человек может посредством притворства подчиниться чужой воле, но внутренне он всегда будет протестовать и при первом удобном случае сделает всё по-своему. Шекспир писал: «Для своевольных людей те беды, что они сами себе приносят, служить должны учителями». Должны, но своеволие не учится на собственных ошибках, всякий раз наступая на всем известные грабли.

Джон Темплтон в книге «Всемирные законы жизни» пишет: «Когда мы стремимся во всем утвердить свою волю, мы можем помешать потоку добра, стремящегося попасть в нашу жизнь, как завал бревен останавливает сплав. Что происходит, если мы упорствуем в своем своеволии? Как сплавщик, применяющий динамит, чтобы избавиться от завала, жизнь устроит нам такое событие, которое снесет нас с места, на котором мы застряли. Результаты часто бывают весьма болезненными и разрушительными. Чем больше мы противимся потоку жизни, тем больше становится вероятность какого-то неприятного происшествия. Чем больше бревен окажется в заторе, тем большее количество динамита понадобится применить для его устранения».

Амбициозный своеволец ставит перед собой и другими явно невыполнимые задачи. Между его «хочу» и «могу» — гигантская пропасть. Не добиваясь цели, он впадает в ярость. Н. Мандельштам пишет: «Цель у своевольца бывает любая — женщина, богатство, перестройка общества по задуманному плану, что угодно… Своеволец, услыхав от женщины «нет», способен пустить себе пулю в лоб, человек, стремящийся к богатству, пускает по ветру всё, что у него есть, надеясь выиграть в карточной или биржевой игре. Иногда он становится блатарём и вскрывает банковский сейф, расплачиваясь за это тюрьмой. Своеволец уничтожает всё и всех, кто ему мешает, и прежде всего самого себя. Разрушение и самоуничтожение — неизбежные следствия своеволия».

Источник

Своеволие. грехи и пороки, болезни души

СВОЕВОЛИЕ. ГРЕХИ И ПОРОКИ, БОЛЕЗНИ ДУШИ.

Дар свободной воли человеку был дан Богом изначально. Он был дан как возможность свободного творчества, раскрытия высших импульсов через свое существо, сознание, сердце. Т.е. свободная воля предполагала пространство, в котором каждый может проявить свои качества и дары для созидания, а не просто, бездумно повторять движения воли вышней. Т.е. человек был создан не как исполнитель-робот, а как свободный творец.

Но, пользуясь этой данной свободой, прародители человечества вслед за падшим ангелом, выбрали путь противления. Это вызвало порождение зла, силы разрушения. И, прежде всего – разрушения самого себя.

До грехопадения земная воля человека свободно следовала за волей Бога – подобно тому, как нитка следует за иголкой. Существо человека было изначально пластично, для него Божья Воля была главным движущим импульсом.

Отделившись от единства с Богом, а значит – и единства со своим духом, земная воля человека образовала ложный центр – эго. И он стал диктовать свои законы, искажать все высшие импульсы, он создал свой локальный мир, в котором все силовые линии направлены к себе и для себя. Пластичность человека была потеряна, гордыня сделала его существо косным, жестким, инертным. Теперь, чтобы соединить три воли в одну, чтобы действовать в гармонии с Небом – необходимо очень большое усилие, позволяющее оторваться от магнита эго.

Воля – это движущий механизм нашей жизни. Она есть сила, которая дает возможность нам действовать в земном пространстве, совершать выбор, находить направление. Мы будто прорисовываем некую линию, рисунок, узор – и от качества нашей воли зависит, насколько нам это удастся.

Чем руководствуется земное «я»? Тем, что видит, что понимает – в соответствии с этим и определяет свои задачи, свои приоритеты. Без помощи и виденья высших структур, мир земной вызывает множество страстей, а также – множество страхов. Страсти связаны с желанием иметь то, что приоритетно, а страхи – с нежеланием, чтобы произошло то, что видится опасным.

Пока для человека смысл его жизни не поднимается выше приоритетов его разума – его земная воля движется по пути наименьшего сопротивления в диапазоне «хочу – не хочу», «надо – не надо», «можно – нельзя». Здесь – три начала в человеке – дух, душа и тело – разбалансированы и слабо взаимодействуют. Управление его жизнью происходит стихийно и во многом зависит от внешних обстоятельств. И лишь, когда в человеке пробуждается вера, когда все его существо устремляется ввысь к Богу в жажде соединиться с Ним, познать Истину, раскрыть в себе Любовь и Его Образ – тогда земная воля обретает возможность занять свое настоящее место.

Земная воля – подобна резцу, который, как мы говорили – вычерчивает в земном пространстве свой узор – путь нашей жизни и судьбы. Воля души – это рука, которая держит его, а воля духа – это замысел, который определяет направление. Представьте себе резец, который движется сам по себе, будучи слеп и неуправляем. Именно так выглядит своеволие – земная воля, которая считает себя управителем и царем своей жизни, да и не только своей.

– отрицательное духовно нравственное качество личности, проявляющееся как прихоть, произвол, как самонадеянная вера только в себя и свои способности, переоценка своих сил, непослушание;
– склонность решать и действовать, руководствуясь собственным разумением, собственной волей;
– пренебрежение чужой волей (желанием, рекомендацией, требованием и т. п.)

«Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: «кто увидит нас? и кто узнает нас?» Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»? и скажет ли произведение о художнике своем: «он не разумеет»?» [Ис.29:15-16]

Когда человек становится на путь духовный – это значит, что его земная воля все же приняла это решение. Причины этому могут быть разные. Пусть даже изначально это было только из интереса, или от страха, от боли, от поиска путей выхода из тупиковой ситуации – но произошли ситуации, когда земное обернулось к небесному, и в него сумел войти высший импульс. Поворот в сторону Неба – это важная ключевая точка в нашей жизни, но за ней совсем не следует полная покорность земной воли и воссоединение ее с волей души и духа. Эго, на время отпустившее управление, пытается взять реванш, ведь для него движение человека к целостности означает потерю власти и трансформацию, которая воспринимается земным «я» как уничтожение. Для того, чтобы человек начал действовать по Воле Бога – необходима полная перестройка его жизни.

Чем выше мы поднимаемся по ступеням духовности, тем более изощренным становится наше эго. Его цель – повернуть человека к исполнению своих приоритетов – к своему утверждению, расширению территории, увеличению разного рода имущества, улучшению комфорта, усилению его власти. И вот мы стоим в молитве перед Богом и обещаем быть послушными, просим благословить на служение, исполнять Его Волю, нести Его Истину. Но через полчаса на нас кто-то не так посмотрел, чего-то не додал – и мы, забыв обо всем этом, все силы полагаем, чтобы исполнить волю своего эго. Мы обижаемся, злимся, возмущаемся, требуем, или затаиваем обиду, чтобы «насладится» ощущением – как с нами несправедливо поступает мир. Прп. Антоний, давая советы для одной прихожанки, сказал: «Пусть она со вниманием прочитает Господню молитву: “Отче наш, да будет воля Твоя!” – а не так: “Отче наш, да будет воля моя!”».

«Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного» [Притч.18:1].

Вообще, своеволие говорит не о силе воли, а о ее слабости. По сути, человек не готов брать ответственность за свои поступки, ему не хватает самостоятельности, уверенности в себе, потому что не хватает опоры на Бога, и он создает такую замену правильному действованию. Гордыня, амбиции говорят ему, что он в состоянии сам делать что-то важное, ему хочется чувствовать себя более значимым. А еще – не достает терпения и мудрости. Иногда поступки выглядят подобными поступкам Ивана-царевича в сказке о лягушке-царевне. Зачем ждать, когда можно взять и сжечь лягушачью шкурку! И вместо трех дней ожидания приходится искать свою невесту за тридевять земель, и сражаться за нее со змеем-горынычем.

Иногда, своеволие очень глубоко вживается в человека, так что проявляется и на уровне души. И уже душа не хочет быть едина с духом, а сама предпринимает действия, которые ей не поручали. Такое превышение полномочий может проявляться в разных видах, принося своему обладателю море проблем – это и внутренний разлад, и множество запутанных ситуаций и физические болезни. Бывает, что земной разум понимает, что это неправильно, но нечто внутри разворачивается в другую сторону. В таких случаях надо молить Бога, чтобы обнажил суть человека, чтобы создал ситуации, в которых это проявление выйдет наружу и далее через осознание, покаяние – его можно было исторгнуть.

В своем максимальном развитии – этот грех делает человека Богопротивником, в чем он полностью соединяется с тем духом, который этот грех породил. Потому нам необходимо четко видеть и различать – где и когда мы проявляем своеволие, где мы отстаиваем «свою правду» вместо Божьей Истины.

Тем больше усугубляется этот грех у верующих людей, что он распространяется и на сферы церковной жизни. Эго использует все возможности, чтобы добиться своего. Знания и дары, полученные в Богообщении, оно использует для усиления собственной значимости. Такие люди часто бравируют Именем Бога, используя Его как поддержку и оправдание своих действий. Но поскольку все это имеет цель какой-то своей выгоды, корысти – то мы понимаем, что так могут проявляться только страсти.

Своеволие в одну ногу идет с упрямством, упертостью, строптивостью, духом противоречия, амбициозностью и проч.

Что мы чувствуем, слыша Божью Волю? Она может звучать через любых Божьих проводников, может проявляться в самом человеке – внутренним слышаньем, чувствованием. Как мы принимаем высший импульс? Обычно – есть то, что мы принимаем с радостью, потому что этого ждали, и оно совпадает с нашими желаниями, есть то, что спокойно можем принять, т.к. это, в принципе, не составляет для нас большой сложности, есть то, что вызывает в нас какое-то неприятие и мы пытаемся увернуться от принятия и исполнения этого, подобно ребенку, которому протягивают ложку с микстурой. А есть то, против чего все наше существо становится на дыбы и бунтует. Последнее говорит о том, что воля эго и его намерения полностью противоречат Воле Бога. И это для нас должно быть сигналом к серьезной проработке, а не к усилению возмущений и бунта. Если мы найдем в себе силы смириться перед Божьим требованием, перед тем ограничением, которое Он нам ставит – то мы обретем чрезвычайно много. Ведь разумом мы понимаем, что Воля Бога – это высшее Благо для нас, это путь выздоровления. Если мы примем все это, то увидим – насколько мудрым было это требование. Возможно, это будет не сразу, но когда произойдут определенные события – нам откроется, что лучшего пути нет, и не было. Действуя из своих соображений, которые не видят дальше своего носа, мы рискуем попасть в серьезные ловушки и переделки, которые исправлять окажется очень сложно, а порой, и невозможно.

Но, как часто, человек оказывается абсолютно не готов идти за Богом. Называя себя христианином, он не в состоянии идти вслед за Христом. Христос же, придя на Землю, исполнил Свою задачу именно путем полного смирения земной воли пред Богом, при том, не пассивным смирением, а действенным, огненным, которое взорвало мир тьмы и отобрало власть у смерти.

«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» [2 Тим.4:3].

Своеволие – это уклонение человека с пути Истины, с пути Спасения. Нам может казаться, что мы ничего такого не делаем, но внутри мы сопротивляемся Богу. Если Господь говорит: «Не греши!», а мы продолжаем раскручивать в себе греховные помыслы – то мечтаем о себе, то вступаем в мысленную перепалку с тем, кто нам указал на какие-то наши погрешности, то ходим недовольные из-за того, что нам не оказана было должная поддержка, или что нам приходиться делать то, что мы не хотим. Разве это не явное проявление своеволия? А бывает, что человек настолько доверяет своим желаниям и мыслям, что, даже слыша Волю Бога, уверенно идет и исполняет свою, считая, что именно это ему и было сказано.

Христос рассказывает небольшую притчу первосвященникам и старейшинам народа, испытывающим Его:

«У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» [Мф.21:28-31].

Человек может много знать, говорить о Боге, но внутри него может жить совсем другое. Если в нас не найдется истинной покорности Богу, причем покорности, основанной на любви, а не на страхе, то мы не сможем войти в Царство Христа. И здесь не важно – сколько у нас даров и талантов.

Ведь «. от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут»; «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» [Лк.12:47-48].

Мы не раз говорили о том, что для того, чтоб понять суть наших действий нам нужно честно найти ответ на вопрос «Во имя чего я это делаю на самом деле?». Каждое наше слово, каждая мысль что-то несут в этот мир, что-то меняют в нас самих. Мы не можем не заботиться о качестве своих движений. О том, что именно пишет и рисует наша воля. Даже если мы глубоко прячем наши истинные намерения – все тайное становится явным – раньше или позже!

Источник

Своеволие

Смотреть что такое «Своеволие» в других словарях:

своеволие — своеволие … Орфографический словарь-справочник

своеволие — См … Словарь синонимов

своеволие — СВОЕВОЛИЕ, своевольность, своенравие, устар. самоволие, разг. самовольство, разг. самовольничание, разг. самодурство, разг. самоуправство СВОЕВОЛЬНИК, самовольник, устар. ослушник, разг. строптивец, разг. сниж. неслух СВОЕВОЛЬНЫЙ,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

СВОЕВОЛИЕ — СВОЕВОЛИЕ, своеволия, мн. нет, ср. (книжн.). отвлеч. сущ. к своевольный; свойство, характер действий своевольного. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

своеволие — СВОЕВОЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. Поступающий по своей прихоти; совершаемый по произволу. С. характер. С. поступок. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Своеволие — ср. Свойство своевольного; своевольность. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

своеволие — своеволие, своеволия, своеволия, своеволий, своеволию, своеволиям, своеволие, своеволия, своеволием, своеволиями, своеволии, своеволиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

своеволие — своев олие, я … Русский орфографический словарь

своеволие — (2 с), Пр. о своево/лии … Орфографический словарь русского языка

своеволие — я; ср. Склонность действовать по своей воле, прихоти; поведение, поступки, свидетельствующие о такой склонности … Энциклопедический словарь

Источник

Своеволие

Своево́лие — 1) склон­ность решать и дей­ство­вать, руко­вод­ству­ясь соб­ствен­ным разу­ме­нием, соб­ствен­ной волей; 2) обу­слов­лен­ные этой склон­но­стью: реше­ние, дей­ствие, пове­де­ние; 3) пре­не­бре­же­ние чужой волей (жела­нием, реко­мен­да­цией, тре­бо­ва­нием и т. п.); 4) то же, что само­чин­ство.

Cвое­во­лие — то же, что свое­воль­ство: чрез­мер­ное стрем­ле­ние или склон­ность дей­ство­вать по своему про­из­во­ле­нию; помыслы и поступки, сви­де­тель­ству­ю­щие о такой склон­но­сти. Свое­во­лие может быть обу­слов­лено: гор­до­стью, само­мне­нием, жесто­ко­сер­дием, эго­из­мом, упрям­ством, чван­ством и само­дур­ством, вли­я­нием падших духов.

Свое­воль­ных людей не сле­дует путать с людьми силь­ной воли. Так, если о первых свя­щен­но­пи­са­тели отзы­ва­ются в нега­тив­ном ключе ( Суд. 9:4 ; 2Пет. 2:10 ), то о вторых — в зави­си­мо­сти от того, с чем именно свя­зано и на что обра­щено их про­из­во­ле­ние.

Воля — спо­соб­ность чело­века дей­ство­вать в направ­ле­нии постав­лен­ных целей, созна­тельно управ­лять своими дей­стви­ями, пре­одо­ле­вать пре­пят­ствия для дости­же­ния целей. Но она — и дар Божий, одна из харак­тер­ней­ших черт образа Божия в чело­веке. Про­яв­ле­ние воли часто зави­сит от сер­деч­ного порыва. Силь­ная воля, ори­ен­ти­ро­ван­ная на Добро, может слу­жить знаком внут­рен­ней чистоты, при­част­но­сти Богу и Божьего води­тель­ства. Ведь не без­воль­ными же были такие вели­кие пра­вед­ники как Моисей; царь Давид; Божьи про­роки, апо­столы, испо­вед­ники, муче­ники.

Несмотря на то, что наши про­ше­ния и мольбы отра­жают наши соб­ствен­ные про­из­во­ле­ния, едва ли мы согре­шим против Истины, если скажем, что лейт­мо­тив всех бого­угод­ных молитв сво­дится к тор­же­ству именно Божьей воли, «Ибо все из Него, Им и к Нему» ( Рим. 11:36 ). Не слу­чайно, предо­став­ляя нам обра­зец хри­сти­ан­ской молитвы, Гос­подь Иисус Хри­стос запо­ве­до­вал про­сить: «да будет воля Твоя и на земле, как на небе» ( Мф. 6:10 ).

В нрав­ствен­ном отно­ше­нии свое­во­лие интер­пре­ти­ру­ется как грех по при­чине пред­по­чте­ния чело­ве­ком своей воли (вместо) Боже­ствен­ной. Стало быть, в стро­гом зна­че­нии слова свое­воль­ный — не тот, кто спо­со­бен на реши­тель­ные поступки, а тот, кто созна­тельно или из при­хоти нала­гает на себя узы непо­слу­ша­ния Богу. Такое рас­по­ло­же­ние воли ведёт к само­уго­жде­нию и, как резуль­тат, к вечной поги­бели: чем больше чело­век утвер­жда­ется в свое­во­лии, тем больше отда­ля­ется от Вла­дыки владык, лиша­ется бла­го­дат­ного покрова и вязнет в объ­я­тиях демо­ни­че­ских сил.

Про­ве­рен­ным сред­ством борьбы со свое­во­лием явля­ется послу­ша­ние. В наи­бо­лее резком выра­же­нии послу­ша­ние сопо­став­ля­ется с остав­ле­нием или отсе­че­нием соб­ствен­ной воли. «Оставь волю свою позади себя, — настав­ляет по этому поводу Вар­са­ну­фий Вели­кий, — и сми­ряйся в тече­ние всей твоей жизни, и спа­сешься… Кто умрет в сми­ре­нии и послу­ша­нии, тот спа­са­ется Хри­стом» (Пре­по­доб­ных отцов Вар­са­ну­фия и Иоанна ответы на вопросы уче­ни­ков, отв. 61, 588 ).

Однако послу­ша­ние послу­ша­нию — рознь. В древ­но­сти послу­ша­ние встре­ча­лось в рабо­вла­дель­че­ских обще­ствах, а ныне — в тота­ли­тар­ных рели­ги­оз­ных общи­нах, кри­ми­наль­ных сооб­ще­ствах. Но это не слу­жило и не служит зало­гом спа­се­ния.

Под отсе­че­нием воли через послу­ша­ние сле­дует разу­меть не подав­ле­ние воли как спо­соб­но­сти стре­миться к каким-либо целям вообще, а отсе­че­ние воли гре­хов­ной и самост­ной. Духо­нос­ный и бого­муд­рый настав­ник знает, в чём состоит воля Божья и что для послуш­ника лучше. Поэтому можно ска­зать, что вве­ря­ясь воле хоро­шего духов­ника, послуш­ник вве­ря­ется Богу. Совсем другое дело, если в каче­стве душе­спа­си­тель­ного настав­ника выби­ра­ется недо­стой­ный чело­век. В этом случае резуль­тат может ока­заться тра­гич­ным: «если слепой ведет сле­пого, то оба упадут в яму» ( Мф. 15:14 ).

«Надо напе­ред удо­сто­ве­риться в пра­во­мыс­лии и в опыт­но­сти старца, — сиг­на­ли­зи­ро­вал Анто­ний Вели­кий, — и тогда уже дове­ряться его слову и бес­пре­ко­словно при­ни­мать его советы… Надобно смот­реть, — гово­рил он, — на то, что пове­ле­ва­ется. Если кто укажет тебе что-либо такое, что согласно с запо­ве­дями Гос­пода нашего, — прими то с покор­но­стью и ста­райся соблю­дать, да испол­нится и в нас слово апо­стола: пови­нуй­теся друг другу в страхе Божии ( Гал. 5:13 ; Еф. 5:21 ). Напро­тив, если кто укажет тебе что, про­тив­ное Боже­ствен­ным запо­ве­дям, то скажи даю­щему настав­ле­ние: аще пра­ведно есть тебя слу­шать паче нежели Бога? ( Деян. 4:19 )» (Изре­че­ния пре­по­доб­ного Анто­ния Вели­кого. Руко­во­ди­тели рев­но­сти).

Пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник под­твер­дил эту мысль: «Когда мы, в наме­ре­нии и разуме сми­рен­но­муд­рия, желаем поко­рить себя ради Гос­пода, и без сомне­ния вве­рить спа­се­ние наше иному; то еще прежде вступ­ле­ния нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь про­ни­ца­тель­но­сти и рас­суж­де­ния, должны рас­смат­ри­вать, испы­ты­вать и, так ска­зать, иску­сить сего корм­чего, чтобы не попасть нам вместо корм­чего на про­стого гребца, вместо врача на боль­ного, вместо бес­страст­ного на чело­века, обла­да­е­мого страстьми, вместо при­стани в пучину, и таким обра­зом не найти гото­вой поги­бели» (Преп. Иоанн Лествич­ник. Лествица, воз­во­дя­щая на Небо. О бла­жен­ном и прис­но­па­мят­ном послу­ша­нии).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *