что такое сводный план эвакуации
Что такое сводный план эвакуации
Сводим планы воедино!/p>
Сводят сводные планы с ума?
Что такое Сводный план эвакуации?
Согласно ГОСТ Р 12.2.143-2009 планы эвакуации в фотолюминесцентном исполнении должны изготавливаться на основании сводных планов эвакуации. 90% изготовителей планов эвакуации даже не вспоминают о такой необходимости. И если, допустим, заказчик сам подумает об этом, то, как правило, за их изготовление взымается дополнительная стоимость. Что, по нашему мнению, неверно. В PLAN-01.RU. стоимость изготовления сводных планов уже всегда включена в общую стоимость работ — мы профессионалы своего дела и мы думаем прежде всего о качестве готовой продукции и своей репутации. Наши заказчики получают 100% готовое изделие, с учётом всех возможных нюансов. Мы несём ответственность за оказанные услуги. Поэтому наши изделия комплектуются всем необходимым изначально.
Как выглядит сводный план эвакуации?
Тот небольшой процент фирм, которые всё-таки делают сводные планы эвакуации, как правило распечатывают их просто на листе формата А4. ГОСТ Р 12.2.143-2009 никак не регламентирует порядок подготовки сводных планов. И поэтому многие подходят к этому важному вопросу формально.
Сводный план эвакуации, распечатанный на формате А4, это по нашему мнению, более чем формальный подход. Поэтому мы хотим рассказать и наглядно показать, как это делают профессионалы, отвечающие за свою работу:
Мы готовим план в масштабе 1:1, то есть 60×40см. Изображение печатается с неизменно высоким качеством на хорошей бумаге.
Затем бумажный план аккуратно фальцуется в формат листа А4. Подготавливается пластиковая обложка и подложка, планы бережно сшиваются в аккуратную брошюру.
Теперь изделие не занимает много места и его можно удобно разместить в ящике стола, на полке в шкафу или спрятать в папку с другими противопожарными документами.
Внутрь брошюры мы также размещаем нашу памятку по эксплуатации фотолюминесцентного плана эвакуации, все сертификаты и другие необходимые документы.
По согласованию с заказчиком в брошюру закрепляется также эталонный образец.
В такую брошюру можно разместить сколько угодно сводных планов, будь то секционных или этажных. При большом количестве планов и для большего удобства мы готовим брошюры сводных планов эвакуации отдельно для каждого этажа (в недавней практике на одно из зданий потребовалось 23 сводных плана).
Теперь в будущем брошюрой можно легко воспользоваться как для практических нужд во время ликвидации ЧС, так и при надзорной проверке — всё в одном месте, всё наглядно и всё в достойном виде.
Что такое сводный план эвакуации
Сводный (общий) план эвакуации необходим для нежилых зданий и сооружений с массовым скоплением людей. Требуется для объектов с единовременным присутствием 50 и более человек, а также для зданий, где на этаже находится более 10 рабочих мест. В случае возгорания или чрезвычайной ситуации сводный план эвакуации предоставляется лицам, ответственным за пожаротушение и спасение людей.
Общий план эвакуации из здания или сооружения – это комплект схем расположения помещений, коридоров, лестниц, лифтов, дверей и эвакуационных выходов на всех этажах. Составляется для всего объекта на основе вторых экземпляров поэтажных и секционных планов. Любые изменения в планировку этажей и расположение эвакуационных выходов необходимо вносить и в поэтажный, и в сводный план эвакуации.
В чем особенность сводного плана эвакуации?
Основное отличие в том, что сводный план эвакуации не размещается на видном месте, как секционный и поэтажный. Общий план не предназначен для всеобщего обозрения. Хранится у дежурного или ответственного за пожарную безопасность. Выдается по требованию руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации. Это позволяет быстрее сориентироваться в планировке здания, чтобы организовать эвакуацию.
Каким должен быть сводный план эвакуации?
Согласно действующему ГОСТ Р 12.2.143-2009, планы эвакуации должны быть фотолюминесцентными (п. 6.2.7). Но на практике сводный план часто выполняют на бумажных носителях. Это может быть комплект из вторых экземпляров этажных и секционных планов, который хранится в папке. При реконструкции или перепланировке этажа нужно изготовить новый план и вложить один экземпляр в папку с общим планом всего здания. План каждого этажа должен быть пронумерован.
Грамотное решение – это заказать сводный план эвакуации в виде брошюры с подшитыми этажными и секционными планами в формате 1:1 (формат 600х400). Для наглядности и быстрого ориентирования можно склеить секционные планы в один этажный план, к которому они относятся. Все бумажные документы фальцуются (складываются) до размера А3 и сшиваются. В таком виде сводный план эвакуации удобен для ознакомления и надзорным органам, и ответственным по устранению ЧС.
Сводный план эвакуации
Главной целью разработки сводного плана эвакуации является обобщение в одном месте всех поэтажных (секционных) планов эвакуации, имеющихся в здании, сооружении, транспортном средстве или объекте в целом, для удобства их использования службами ответственными за эвакуацию людей при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации.
Сделать сводный план эвакуации достаточно просто, для этого нужно всего лишь собрать в любую папку или скоросшиватель вторые экземпляры или копии этажных (секционных) планов эвакуации, относящихся к одному зданию, сооружению, транспортному средству или объекту.
Во избежание двойной работы желательно позаботится заранее о том, чтобы лица, разрабатывающие планы эвакуации, выполнили вторые экземпляры в нужном формате для их размещения в сводном плане.
Для удобства использования сводного плана эвакуации поэтажные (секционные) планы размещаются в нем по порядку с учетом объемно-планировочных решений здания (от нижнего этажа к верхнему, от левого крыла здания к правому и т.п.), а также делаются соответствующие закладки для быстрого нахождения нужного этажа.
Сводные планы эвакуации следует хранить у дежурного. Они выдаются по первому требованию руководителя ликвидации пожара или иной чрезвычайной ситуации. Для обеспечения целостности и своевременного предоставления сводного плана эвакуации его необходимо внести в номенклатуру документов, хранящихся в помещении дежурного.
Также планы эвакуации следует использовать для систематического обучения (узнать подробнее об обучении) и инструктажа персонала правилам поведения на случай возможной эвакуации.
При изменении объемно-планировочных решений зданий необходимо вносить соответствующие изменения как в поэтажные (секционные) планы, так и в сводный план эвакуации.
Сводные планы эвакуации не требуется выполнять из фотолюминесцентных материалов. Специальных разрешений для разработки сводного, а также других планов эвакуации (этажных, секционных, локальных) не требуется.
План эвакуации людей при пожаре: требования и описание
План эвакуации при пожаре – это документ, в котором указаны эвакуационные пути и выходы, установлены правила поведения людей, а также порядок и последовательность действий обслуживающего персонала на объекте при возникновении пожара.
Назначение
Основное назначение таких документов, вывешенных на видных местах в фойе, вестибюлях, коридорах и переходах зданий/сооружений – это ознакомление посетителей, покупателей, пациентов со всеми эвакуационными путями/выходами, кратчайшим направлением из той точки пространства, где они находятся до глотка свежего воздуха на улице/территории предприятия/организации.
Кроме того, на планах эвакуации в обязательном порядке указываются места размещения/расположения подручных устройств для борьбы с огнем – порошковых, хладоновых, углекислотных или воздушно-пенных огнетушителей, пожарных шкафов, щитов, кранов, ручных пожарных извещателей, устройств ручного пуска стационарных систем пожаротушения, СОУЭ, дымоудаления; а также дополнительно – средств оказания первой помощи, защиты органов дыхания/зрения, связи: аптечек, респираторов, противогазов, самоспасателей, стационарных телефонов.
Согласно п. 5 Правил противопожарного режима в РФ (далее – ППР) руководители предприятий/организаций должны обеспечить ими все подведомственные здания/сооружения, кроме многоквартирных домов, с постоянным нахождением/проживанием – от 50 человек или больше 10 постоянных рабочих мест на этаже.
Описание
Каждый грамотно составленный, правильно изготовленный образец такого важного документа эффективно помогает не только посетителям любых общественных зданий, спортивных, развлекательных сооружений, но и служит для поддержания, организации должного уровня безопасности, соблюдения противопожарного режима на предприятии, в т.ч. при проведении инструктажей по ПБ, обучении ПТМ.
План эвакуации (ПЭ) согласно ГОСТ Р 12.2.143-2009 – неотъемлемая составная часть ФЭС, в которой указываются эвакуационные, аварийные пути, выходы, определяется порядок/алгоритм действий при любом ЧП, в т.ч. пожаре.
План эвакуации, который выглядит как таблица, определенного формата для данного вида помещения, этажа/части здания, состоит из следующих обязательных элементов:
План эвакуации используется для следующих целей:
Виды планов эвакуации регламентируются статьей 6.2.1 ГОСТ 12.2143-2009 и могут быть этажными, секционными, локальными и сводными (общими).
Этажные планы эвакуации разрабатывают для этажа в целом.
Секционные планы эвакуации следует разрабатывать:
Сводный план эвакуации это вторые экземпляры этажных (секционных) планов эвакуации, относящихся к одному зданию, сооружению, транспортному средству или объекту, включают для здания, сооружения, транспортного средства или объекта в целом. Сводные планы эвакуации следует хранить у дежурного и выдавать по первому требованию руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации.
Локальные планы эвакуации следует разрабатывать для отдельных помещений (номеров гостиниц, общежитий, больничных палат, кают пассажирских судов и т.п.).
Требования
Как сообщалось ранее, план эвакуации обязателен при наличии на объекте количества человек – от 50 посетителей, сотрудников/работников, что фактически говорит о том, что они должны быть практически на каждом защищаемом объекте общественного назначения за исключением, разве что небольших киосков/магазинов, мастерских, парикмахерских, других предприятий сферы услуг.
Хотя интернет полон «мудрых» советов о том, что ничего не стоит самому лицу, ответственному за пожарную безопасность, или художнику/рекламному отделу на крупном предприятии «нарисовать» план эвакуации, стоит осознать следующее:
Именно эти организации после разработки ПЭ, что подразумевает не только наличие поэтажных планов зданий/сооружений, но и необходимой нормативно-технической базы, знаний и опыта, после утверждения руководителем компании-заказчика, изготавливают их на листах из фотолюминесцентных материалов. Инспектору ГПН, на практике, бывает достаточно лишь взглянуть на развешанные планы эвакуации, чтобы понять кто и на каком профессиональном уровне их выполнил, и сделать соответствующие выводы.
Также читайте учебное пособие по теме:
Лайфхак МЧС: план эвакуации
Правильно выполненный план эвакуации по ГОСТ состоит из двух частей:
1. Графической
Этажные или секционные планы эвакуации (при площади этажа больше 1 тыс. кв. м.) – размером 400х600 мм с планировкой зданий, различных сооружений и других объектов с указанием лестниц/лестничных клеток, эвакуационных/аварийных выходов, путей, ведущих к ним; схемы расстановки/размещения первичных/стационарных устройств/установок пожаротушения, спасательных и медицинских средств, аппаратов связи, а также места размещения плана для точного ориентирования людей, находящихся возле него.
Локальные планы эвакуации – размером 300х400 мм для помещений, предназначенных для постоянного размещения/пребывания людей – гостиничных номеров, комнат в общежитиях, больничных палат.
Готовые изделия – планы эвакуации с использованием фотолюминесцентных материалов должны иметь стойкость к прямому солнечному воздействию, возможному перепаду температуры воздуха в помещениях.
2. Текстовой:
Фактически текстовая часть – это инструкция по применению плана, необходимых действиях при возникновении любого ЧП на объекте для которого и разрабатывается документ.
Смысловые значения условных изображений, знаков/символов должны быть расшифрованы в тестовой части плана эвакуации. Кроме того, не стоит забывать, что на предприятии, в организации/учреждении необходим еще и журнал учета практических тренировок по эвакуации персонала, которые согласно п. 9 ППР обязательно проводятся раз в полгода.
Порядок размещения на объектах
Планы эвакуации, как элемент ФЭС, вывешиваются на стенах/колоннах в коридорах, переходах, при входах в здание/сооружение, помещение в тех местах, что указаны в графической части документа, при этом:
Образец
Образец плана эвакуации людей при пожаре
Посмотреть образцы готовых изделий, можно в специализированных организациях (предприятиях), изготавливающих их на основании лицензии МЧС.
Частый вопрос от собственников (руководителей, арендаторов объектов) о необходимости согласования плана с МЧС России, ответ – нет не требуется.
Раньше такое требование существовало, но потом было отменено. Достаточно утверждения руководителя предприятия/организации, несущего административную ответственность за необходимость изготовления с учетом существующей планировки объекта, внесение изменений при необходимости, проведение практических тренировок по эвакуации персонала – отработки плана эвакуации в действии.
Ответ: Если нет перепланировок и все находится на своих местах, а также разработанный план соответствует действующим ГОСТам, то можно его не переделывать и даже смена руководства организации для этого не повод, чтобы не думал об этом инспектор ГПН.
Ответственность и штрафы
По Правилам противопожарного режима в Российской Федерации ответственными за составление плана эвакуации при пожаре и его размещение на объектах массового пребывания людей, являются руководители. За несоблюдение требований разработки или разработку с нарушением установленных норм в КоАП РФ статьей 20.4 предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.
Сколько вам необходимо планов на предприятии
Этот вопрос наиболее задаваемый нашими клиентами. На этот вопрос нам ответит п. 5 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»):
Рис. 1. Фотолюминесцентная система и план эвакуации
Как правило, рекомендуется иметь эвакуационный план на этаже (коридоре) который ведет к основным или запасным эвакуационным выходам. Так он в лучшей степени помогает ориентироваться людям при возникновении пожара или чрезвычайной ситуации.
В случае, если у вас имеются культурно-просветительные и зрелищные учреждения, мы сможем разработать план эвакуации музейных предметов и других ценностей из музея (картинной галереи и др.), а также план эвакуации животных из цирка (зоопарка и др.) в случае пожара.
|
| Обратите внимание!В каждом номере гостиниц, отелей и общежитий должны быть эвакуационные планы при возникновении пожара или чрезвычайной ситуации. По ним постояльцы или туристы смогут эвакуироваться в безопасное место. План размещается, как правило, на входной двери номера. Скачать новые Правила противопожарного режима в РФ, которые вступают в силу в 2021 году, можно здесь! Что такое сводный план эвакуации и зачем он нуженПланы эвакуации при возникновении пожара, которые относятся к одному зданию или сооружению, как правило, включаются в СВОДНЫЙ план эвакуации. Сводный план необходимо хранить в месте, которое будет недоступно для посторонних. Выдавать сводный план нужно руководителю тушения пожара при локализации и ликвидации пожара или чрезвычайной ситуации на вашем объекте. Рис. 3. Пример нашего плана эвакуации при пожареРис. 4. Сводный план эвакуацииГотовый план эвакуации людей при пожареПластиковая или алюминиевая рамка, формат А2, А3, А4 Пакет документов по пожарной безопасности разработаем и пришлем на Ваш E-mail за 3000 рублей. Документы пожарной безопасности Разработаем все документы персонально под вашу организацию В пакете документов по пожарной безопасности имеются приказы, инструкции и журналы, которые необходимо иметь организации любой формы собственности
|