что такое свободы человека

Права и свободы человека и гражданина

На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.

Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.

Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.

Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).

К основным обязанностям человека Конституция относит:

Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин обязан исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.

что такое свободы человека. Смотреть фото что такое свободы человека. Смотреть картинку что такое свободы человека. Картинка про что такое свободы человека. Фото что такое свободы человека

Категории прав человека

Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:

Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:

Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.

Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.

Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.

Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.

Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.

Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.

Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.

что такое свободы человека. Смотреть фото что такое свободы человека. Смотреть картинку что такое свободы человека. Картинка про что такое свободы человека. Фото что такое свободы человека

Методические советы учителям

При изучении темы «Права и свободы человека» необходимо объяснить учащимся степень важности знания собственных прав и в современном мире. При объяснении материала следует опираться на примеры из реальной жизни. Исчерпывающую информацию по теме вы найдете в УМК «Обществознание. Никитин». Используйте в работе таблицу Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, чтобы помочь учащимся запомнить материал.

Источник

Свобода — это то, что дается человеку по праву рождения

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Что такое свобода? Каждый понимает ее по-своему. Для кого-то это отсутствие физических ограничений, другие подразумевают под этим понятием возможность выражать свое мнение.

Подросток мечтает о свободе как о независимости от родителей, а взрослый видит в ней беспрепятственное осуществление своей деятельности.

что такое свободы человека. Смотреть фото что такое свободы человека. Смотреть картинку что такое свободы человека. Картинка про что такое свободы человека. Фото что такое свободы человека

Ясно одно: свобода – это некая ценность, то, что очень важно и необходимо индивиду.

Рассмотрим интерпретацию этого термина с юридической, философской и психологической точек зрения.

Свобода человека в конституции РФ

Конституция Российской Федерации наделяет каждого гражданина свободой, суть которой заключается в самостоятельном определении своих позиций в разных жизненных аспектах. То есть человек имеет право на личный выбор, который соответствует его интересам.

Например, каждый индивид сам выбирает веру исповедания либо вообще может стать атеистом (это кто?), и никто не имеет привилегий препятствовать его предпочтениям. В правовой сфере со свободой тесно связано понятие права – это то, что государство также обязано обеспечить своим гражданам.

что такое свободы человека. Смотреть фото что такое свободы человека. Смотреть картинку что такое свободы человека. Картинка про что такое свободы человека. Фото что такое свободы человека

Права и свободы человека и гражданина

Все это очень четко классифицировано в главном документе нашей страницы (конституции):

Если собрать воедино все личные права и свободы, то получится следующая картина: я, как гражданин РФ, могу выражать свое мнение и получать необходимую мне информацию, имею право жить что бы ни случилось, беспрепятственно ездить по разным городам своей Родины и летать на отдых в теплые страны зарубежья.

Я законопослушный индивид своей страны, поэтому никто не может меня задержать и лишить физической свободы.

Философский взгляд на свободу

В философии это понятие представляет собой одно из центральных понятий, которое не имеет конкретного определения до сих пор. Причина этому – двоякая интерпретация термина. Например, родившийся человек по определению свободен (в нашей стране точно): он не раб и никому ничем не обязан.

Но с другой стороны, он несвободен, так как все равно связан с социумом (мамой-папой, обществом) и природой (мы зависим от кислорода и климата). Родители растят и кормят ребенка, обеспечивают одеждой, образованием, а, например, наводнение может лишить жизни не только его, но и тысячи других людей.

что такое свободы человека. Смотреть фото что такое свободы человека. Смотреть картинку что такое свободы человека. Картинка про что такое свободы человека. Фото что такое свободы человека

Свобода в философии предполагает выбор – действие, которое совершает человек в своих интересах, пользуясь имеющимися у него возможностями.

Чем больше могущества, тем шире выбор свобод. Последний факт рождает проблему ответственности за свои решения и действия.

В США, например, ты свободен делать все что угодно, но при этом не должен ущемлять права других людей.

что такое свободы человека. Смотреть фото что такое свободы человека. Смотреть картинку что такое свободы человека. Картинка про что такое свободы человека. Фото что такое свободы человека

Приведу пример. Окно, кирпич и мужчина: у него достаточно силы, чтобы поднять кирпич и разбить им оконное стекло, а также у него есть выбор этого не делать. В ситуации окно, кирпич и маленький ребенок дело обстоит иначе: малыш не сможет физически поднять тяжесть и попасть ею в окно. У взрослого в данном случае свобода выбора шире: он может бросить кирпич, а может не бросать.

Но вместе со свободой пропорционально растет ответственность: разбив стекло, мужчина, скорее всего, загремит в полицию и в лучшем случае отделается штрафом.

Если коротко, то этот вопрос в философской парадигме звучит примерно так: ты свободен, но несешь за это ответственность.

На мой взгляд, это похоже на парадокс — ты свободен и можешь делать все что угодно. А если ты ограничиваешь себя в некоторых действиях (то же окно), не желая негативных последствий, то ты автоматически несвободен. Поэтому можно сделать вывод, что данное понятие условно.

Свобода личности в психологии

Что это такое в аспекте психологии? В данном случае подразумевается больше внутренняя свобода человека, нежели внешняя. Она напрямую связана с человеческим эго, точнее, со здоровым эгоизмом: нашими желаниями и потребностями.

что такое свободы человека. Смотреть фото что такое свободы человека. Смотреть картинку что такое свободы человека. Картинка про что такое свободы человека. Фото что такое свободы человека

Когда ребенок совсем маленький, его эго здорОво, он ведет себя непосредственно: щупает все, что интересно, справляет нужду в тот самый момент, когда хочется, а значит, и где хочется. Если он голоден, он будет плакать и требовать молока до тех пор, пока ему его не предоставят, даже если события развиваются в вагоне метро.

Взрослея, малыш все чаще натыкается на «нельзя/можно», «надо/не надо», «хорошо/плохо»: его внутренняя свобода сужается, становится ограниченной, зато растет ответственность за свои поступки, и вместе с этим приходит понятие выбора.

Выучил урок и получил пятерку – молодец, побил соседа по парте – нехороший мальчик. Так из детей вырастают «удобные» взрослые, чья внутренняя свобода из абсолютной превращается в условную.

О внутренней свободе можно говорить даже в рамках условности, потому что некоторые индивиды не позволяют себе и такой. Это проявляется в страхе или нежелании человека делать и говорить то, что он по-настоящему хочет.

Вы не свободны, если:

Свободная личность – это тот, кто желает, выбирает и действует. И надо сказать, что таких не очень-то и много.

Дело в том, что свобода рождает в человеке тревогу за свое будущее, страх ответственности, связанный с последствиями своих выборов. «Я сейчас откажу начальнику и меня уволят», «Вдруг у меня не получится, и я потеряю деньги и время», «Я сейчас откажу другу, и он перестанет со мной дружить», «На тв пробиться сложно, поэтому буду бухгалтером».

Таких примеров миллион, так как многие сознательно предпочитают быть несвободными, но жить в спокойствии и стабильности. А что? Ведь это тоже выбор.

что такое свободы человека. Смотреть фото что такое свободы человека. Смотреть картинку что такое свободы человека. Картинка про что такое свободы человека. Фото что такое свободы человека

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Спасибо за хороший и понятный материал!

Это главное богатство в жизни, без свободы человек просто не может быть счастливым, согласитесь. Однако понятие свободы в разных странах существенно отличается, порой выходя за грани.

Если ты можешь физически разбить стекло, но тебя за это оштрафуют, значит штраф — это стоимость твоей свободы.

Источник

Понятия свобода и необходимость. Свобода и ответственность.

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Понятия свобода и необходимость. Свобода и ответственность.« из раздела кодификатора (1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность)

Содержание:

↑ Понятие «свобода»

Свобода состоит не в воображаемой независимости от объективной необходимости, а в умении принимать решения со знанием дела. Познавая законы и процессы природы, человек действует не слепо, не стихийно, а со знанием дела, свободно.

Свобода в этом смысле доступна человеку только как общественному существу. Быть свободным вне общества невозможно. Совершенно изолированный человек, даже если он сумел познать объективную необходимость, вряд ли может осуществить и самое мудрое решение.

Свобода возможна лишь при условии, если каждый человек в состоянии ограничивать свои действия и намерения самостоятельно, без внешнего принуждения, с тем чтобы не ущемлять свободу других.

Свобода внутренне самопротиворечива: с одной стороны, свобода — это отсутствие внешнего принуждения; с другой стороны, свобода одного кончается там, где начинается свобода другого. Свобода возможна лишь там, где есть самоограничение. Когда этого нет, свобода превращается в произвол. А там, где произвол, там начинается несвобода.

Свобода может быть экономической, политической, духовной, индивидуальной, гражданской, правовой, национальной и т п.

это свобода от эксплуатации, свобода принятия экономических решений, свобода экономических действийэто набор гражданских прав, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность индивидаэто свобода выбора мировоззрения, свобода исповедовать любую религию или не исповедовать никакой

Свобода человека во многом зависит от количества и уровня знаний, накопленного жизненного опыта, так как это дает ему возможность лучше ориентироваться в социуме и принимать наиболее оптимальные для него решения.

↑ Свобода как необходимость

Свобода и необходимость — философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.

Многие философы считают, что человек не может быть поистине свободным, он подчинен законам, действующим в обществе, и поступает в большинстве случаев, так как необходимо, а не так как хотелось бы.

В реальной жизни не все зависит от человека, есть силы, влияние которых человек не может предотвратить, а, следовательно, не может принять то решение, которое ему хочется. Когда человек не осознает этого, он как бы становиться «рабом» данной ситуации. Но когда он понимает границы данного влияния, он уже может осознанно принять решение.

Необходимость, считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, те. независимых от сознания человека, законов. Помимо объективной природной необходимости человека побуждают действовать определенным образом и сложившиеся общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель «должного поведения». С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.

↑ Свобода и ответственность

Социальная природа свободы чётко выявляется в сопоставлении её с ответственностью.

Свобода и ответственность тесно связанны между собой, так как один из парадоксов (противоречий) нашей жизни заключается в том, что для того чтобы соблюсти свободу всех людей необходимо создать общие ограничения или другими словами, правила поведения. Человек, нарушающий правила несет ответственность за свои поступки.

Свобода порождает ответственность личности за принятое решение и поступки перед обществом и самим собой. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Ответственность регулирует не только поведение отдельно взятого человека, но и общества в целом и не дает возможность рассматривать свободу как вседозволенность.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Источник

Свобода

Свобо́да – даро­ван­ная Богом спо­соб­ность чело­ве­че­ской воли, без кото­рой он не мог бы осо­знанно и охотно стре­миться к добру, а значит, не мог бы стать доб­ро­де­тель­ным.

Бог явля­ется высо­чайше сво­бод­ным Суще­ством, потому что Он дей­ствует неза­ви­симо от необ­хо­ди­мо­сти или при­нуж­де­ния. Он изби­рает, что хочет, и осу­ществ­ляет избран­ное, как хочет. При этом Его воля обла­дает совер­шен­ной свя­то­стью, Сам Он творит только высо­чай­шее добро и благо, кото­рое исклю­чает всякое зло, как свет исклю­чает тьму.

Создан­ный по Образу Божьему чело­век также обла­дает даром сво­бод­ной воли. «Если чело­век сотво­рен по Образу бла­жен­ного и пре­су­ще­ствен­ного Боже­ства, а Боже­ство сво­бодно и имеет волю по есте­ству, то и чело­век, как Образ Боже­ства, сво­бо­ден по есте­ству и имеет волю» (св. Иоанн Дамас­кин).

Упо­доб­ля­ясь Богу, чело­век при­зван тво­рить одно добро и воз­рас­тать в непре­стан­ном соеди­не­нии с Богом как Пер­во­об­ра­зом и Источ­ни­ком Добра. Через такое соеди­не­ние его сво­бода должна непре­станно воз­рас­тать, ибо совер­шенно сво­бо­ден Сам Бог.

Однако после гре­хо­па­де­ния чело­век встал на путь зла. Гре­хо­па­де­ние про­изо­шло от зло­упо­треб­ле­ния сво­бо­дой разум­ных тварей, кото­рую Бог создал доброю, и, даро­вавши им, уже не желает нару­шать. После гре­хо­па­де­ния чело­век встал на самую низшую сте­пень сво­боды – сво­боды выбора между добром и злом. Изби­рая добро, чело­век борется с грехом и соеди­ня­ется с Богом, воз­рас­тая в сво­боде. Изби­рая зло, чело­век пора­бо­ща­ется греху – своим пороч­ным стра­стям, осво­бож­де­ние от кото­рых тре­бует нема­лого подвига при содей­ствии Боже­ствен­ной бла­го­дати.

Для чего чело­веку дана сво­бода?

Бог даро­вал чело­веку сво­боду воли, в том числе для того, чтобы чело­век мог сво­бодно и осо­знанно упо­доб­ляться Ему, духовно сбли­жаться с Ним как со своим Твор­цом, Источ­ни­ком вся­че­ских благ, чтобы он мог, при содей­ствии Боже­ствен­ной бла­го­дати, реа­ли­зо­вать свои твор­че­ские силы. Сво­бода воли, кото­рая свой­ственна нам по суще­ству, при пра­виль­ном ее упо­треб­ле­нии, поз­во­ляет нам стя­жать и раз­ви­вать доб­ро­де­тели, доб­ро­вольно вос­хо­дить по лествице духов­ных совер­шенств. Однако первый чело­век вос­поль­зо­вался этой сво­бо­дой для пости­же­ния греха, а, кроме того, еще и обви­нил Бога в этой данной ему воз­мож­но­сти.

Явля­ется ли сво­бода при­чи­ной греха?

При­чи­ной греха явля­ется не сво­бода, а жела­ние исполь­зо­вать эту сво­боду во зло (напри­мер, для удо­вле­тво­ре­ния своих похо­тей), пред­на­ме­ренно злая воля, кото­рая созна­тельно изби­рает бес­по­ря­док и духов­ный ущерб в своей личной жизни и в жизни ближ­них.

Была ли сво­бода до того, как был создан чело­век?

Осно­ва­нием той сво­боды, кото­рой спо­со­бен поль­зо­ваться чело­век, явля­ется сво­бода Боже­ствен­ная, сво­бода Самого Бога. Бог ни от чего не зави­сит. Он без­гра­ни­чен, бес­пре­де­лен, Он ничем не опре­де­ля­ется, но Сам спо­со­бен опре­де­лять все. Само слово «опре­де­ле­ние» пред­по­ла­гает некие гра­ницы, пре­делы, кото­рыми огра­ни­чи­ва­ется пред­мет (в широ­ком смысле этого слова), за пре­делы чего он не спо­со­бен выйти. У Бога же нет таких границ, рамок, для Него, в прин­ципе, нет ничего невоз­мож­ного. Для Него воз­можно все потому, что Он без­гра­ни­чен. И поскольку сво­бода пред­став­ляет собой некую без­гра­нич­ность, то в истин­ном и абсо­лют­ном смысле этого слова такой сво­бо­дой-без­гра­нич­но­стью обла­дает лишь один Бог.

Если Бог сво­бо­ден и благ, то Он не может делать зла. Какая же это сво­бода?

Это софизм. Бог может делать всё, что желает но зла Он не желает. В этом нет огра­ни­чен­но­сти, как нет огра­ни­чен­но­сти у чело­века, кото­рый не желает взры­вать дом своего шум­ного соседа. Воля Божья не только благая, но и все­сво­бод­ная. Как Все­со­вер­шен­ный, Он осо­знанно и сво­бодно творит добро, в соот­вет­ствии с воз­вы­шен­но­стью Своих качеств, Своих свойств, Своих совер­шенств.

Чем сво­бода Бога отли­ча­ется от сво­боды чело­века?

Чело­век создан по образу и при­зван стать подо­бием Бога, это каса­ется, не только сво­боды, но и всего бытия чело­века. Бог одарил чело­века сво­бо­дой по образу Своему, но Боже­ствен­ная сво­бода отли­ча­ется от чело­ве­че­ской тем, что она абсо­лютна. Только Бог авто­но­мен в прямом смысле слова (от гре­че­ского слова со зна­че­нием «быть зако­ном для самого себя»). Бог имеет абсо­лют­ную сво­боду, а чело­век огра­ни­чен­ную, отно­си­тель­ную, зави­ся­щую от Бога и ближ­него. И в то же время Бог благ, у чело­века же сво­бода – это выбор между добром и злом.

Не при­ве­дет ли к потере сво­боды чело­века уси­ли­ва­ю­щийся кон­троль над дея­тель­но­стью отдель­ной лич­но­сти со сто­роны госу­дар­ства?

Над внут­рен­ней сво­бо­дой чело­века госу­дар­ство не властно.

прот. Олег Давы­ден­ков:
Вопреки рас­про­стра­нен­ному мнению, фор­маль­ная сво­бода вовсе не явля­ется при­зна­ком совер­шен­ства. Скорее наобо­рот, она сви­де­тель­ствует о неко­то­ром несо­вер­шен­стве. Напри­мер, Бог, будучи абсо­лютно сво­бод­ным Суще­ством, не имеет изби­ра­тель­ной воли, т. к. не имеет потреб­но­сти выби­рать из раз­лич­ных воз­мож­но­стей. Любой выбор всегда связан с неко­то­рым несо­вер­шен­ством: незна­нием, сомне­нием, коле­ба­нием, а Бог всегда в совер­шен­стве знает Свои цели и сред­ства их дости­же­ния. Поэтому Бог сво­бо­ден в том смысле, что всегда явля­ется таким, каким хочет быть, и всегда дей­ствует таким обра­зом, каким желает; ничто Ему не пре­пят­ствует, ника­кая необ­хо­ди­мость над Ним не тяго­теет. Такая сво­бода назы­ва­ется сво­бо­дой нрав­ствен­ной, или духов­ной.

Сама по себе спо­соб­ность выбора еще не делает чело­века сво­бод­ным, потому что жела­ния чело­века и его воз­мож­но­сти не всегда сов­па­дают. Чело­век часто желает того, что не может осу­ще­ствить, и, наобо­рот, нередко вынуж­ден делать то, чего делать не хочет. Наи­бо­лее ярко в Свя­щен­ном Писа­нии эта мысль выра­жена в Рим.7:19 : Доб­рого, кото­рого хочу, не делаю, а злое, кото­рого не хочу, делаю. Поэтому путь к под­лин­ной сво­боде лежит через осво­бож­де­ние от греха и от власти при­род­ной огра­ни­чен­но­сти. О необ­хо­ди­мо­сти стре­миться к такой сво­боде Гос­подь гово­рит в Новом Завете: Если пре­бу­дете в слове Моем, то вы истинно Мои уче­ники. И позна­ете истину, и истина сде­лает вас сво­бод­ными ( Ин.8:31–32 ); Всякий, дела­ю­щий грех, есть раб греха… Если Сын осво­бо­дит вас, то истинно сво­бодны будете ( Ин.8:34, 36 ). Ап. Павел гово­рит: Закон духа жизни во Христе Иисусе осво­бо­дил меня от закона греха и смерти ( Рим.8:2 ) – и вос­кли­цает: Где дух Гос­по­день, там сво­бода! ( 2Кор.3:17 ). Иными сло­вами, через при­ча­стие Боже­ству, через соеди­не­ние с Богом чело­век при­об­ща­ется к той сво­боде, кото­рой обла­дает Бог, и сам обре­тает под­лин­ную сво­боду.

свя­ти­тель Феофан Затвор­ник:
Да опре­де­лили ли вы, чего хотите, так желая себе сво­боды? Внут­рен­ней сво­боды нечего искать, ибо она есть уже, так как есть неотъ­ем­ле­мая при­над­леж­ность духа. Ее никто отнять не может. Выхо­дит, вам жела­тельна внеш­няя сво­бода. Но извольте рас­су­дить, в какой мере допу­стима и дости­жима такая сво­бода? Куда ни кинь­тесь, всюду вы будете окру­жены такими же сво­бо­дами, как и ваша, рав­но­прав­ными вашей сво­боде. Что бы мы ни заду­мали делать, всегда должны сооб­ра­жать свои дей­ствия с дей­стви­ями других людей и ими огра­ни­чи­вать себя и, сле­до­ва­тельно, стес­нять свою сво­боду. Что ни шаг, то пре­се­че­ние сво­боды. И притом закон­ное, против кото­рого воз­ра­жать нельзя, по соб­ствен­ному созна­нию. Если это так, то порыв на сво­боду есть бега­ние за раду­гой и еще хуже – жела­ние схва­тить при­зрак.

Сво­бода не в том, чтоб не сдер­жи­вать себя, а в том, чтоб вла­деть собой!
Досто­ев­ский Ф.М.

«Любите врагов ваших, бла­го­слов­ляйте про­кли­на­ю­щих вас, бла­го­тво­рите нена­ви­дя­щим вас и моли­тесь за оби­жа­ю­щих вас и гоня­щих вас» ( Мф. 5:44 ). Такая любовь осво­бож­дает и выво­дит из бес­ко­неч­ного при­чинно-след­ствен­ного пороч­ного круга, где мерой воз­да­ется за меру, оком за око и зубом за зуб. И сам чело­век здесь может придти от низ­шего вида сво­боды, “сво­боды ОТ”, к высшей ее форме, “сво­боде ДЛЯ” или “сво­боде В”. С точки зрения обык­но­вен­ной житей­ской логики такая любовь невоз­можна. Но – «невоз­мож­ное чело­ве­кам воз­можно Богу». «Если вы будете иметь веру с гор­чич­ное зерно и ска­жете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перей­дет; и ничего не будет невоз­мож­ного для вас» ( Мф. 17:20 ), притом что такая любовь творит чудеса куда позна­чи­тель­нее про­стого пере­став­ле­ния гор, а горы в данном случае — скорее ока­ме­нен­ные чело­ве­че­ские сердца-глыбы. Наобо­рот, всякий раз, когда мы упо­ваем исклю­чи­тельно на свои при­род­ные силы, свою логику, ника­кого пре­об­ра­же­ния ни внутри нас, ни вокруг нас не про­ис­хо­дит – в лучшем случае гос­под­ствуют законы, прин­ципы, кан­тов­ские «кате­го­ри­че­ские импе­ра­тивы», где не оста­ется месту живой вере и любви.
свя­щен­ник Филипп Пар­фё­нов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *