что такое свободный диктант по русскому языку

ЧУДО-УПРАЖНЕНИЕ: СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ

В нашем сообществе мы уже обсуждали вопрос, как научить ребёнка писать изложение, рассматривали специальный алгоритм, некоторые наши читатели уже им воспользовались и прислали свои отзывы. Очень рада, что мои советы и приёмы помогают. Мы уже говорили о том, что изложение — это специальное речевое упражнение — письменный пересказ текста. Чтобы ему научить, нужно начинать с устного пересказа и письма по памяти (в 1-м классе), а во 2-м классе добавить предварительное письменное упражнение — свободный диктант. Что такое свободный диктант? Помню, после экзамена по методике преподавания русского языка на четвёртом курсе в МПГУ заведующий нашей кафедрой Михаил Трофимович Баранов рассказал, как его студентка на вопрос о том, что такое свободный диктант, ответила: «Это когда учитель диктует, а ученик хочет пишет, а не хочет — не пишет». На самом деле, конечно, свободный диктант — это совсем другое. Это чудо-упражнение! Оно сочетает в себе изложение, диктант и письмо по памяти. Начинать писать свободные диктанты можно уже в конце 2-го класса, а в 3-м рекомендуется проводить их как можно чаще. Это очень эффективное комплексное обучающее упражнение.

КАК ПРОВЕСТИ СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ? Надо для первого раза выбрать текст из двух абзацев, в каждом абзаце не больше трёх коротких предложений. В предложениях должны быть слова с изученными орфограммами, тогда это будет и упражнение в правописании. И вообще тексты для свободных диктантов должны быть короткие, меньше по объёму, чем тексты для изложения.

1. Ребёнок слушает текст, следит по книге, озаглавливает текст. 2. Ребёнок слушает 1-й абзац. Проводим его анализ. 4. Ребёнок слушает 2-й абзац. Проводим его анализ. 5. Ребёнок слушает 1-й абзац и записывает так, как запомнил. Затем слушает 2-й абзац и тоже записывает, как запомнил. То есть, получается, что мы диктуем текст, но не по предложениям, а по абзацам, а ребёнок записывают, как запомнил, — излагает содержание абзаца. А поскольку абзац короткий и мы его проанализировали, получается почти письмо по памяти. Если ребёнок научится писать свободные диктанты, с изложением он будет справляться гораздо лучше. Покажу на примере, как можно провести свободный диктант во 2-м классе (лучше начинать во втором полугодии).

ПОДГОТОВКА 1. Послушай текст, следи по книге. О чём он? Озаглавь текст. Напиши заглавие в тетради. Тихо зимой в лесу. На снегу у куста большой след. Вот ещё следы. А если это медведь? Нет, медведь спит. На пеньке я вижу птичку. Это дрозд? Нет, это клёст. У него особый клюв. Он похож на клещи.

9. Закрой текст. Послушай ещё раз 1-ю часть. Напиши так, как запомнил. 10. Послушай ещё раз 2-ю часть. Напиши так, как запомнил. ПРОВЕРКА

11. Проверь свою запись: найди и обозначь в словах все знакомые орфограммы. Проверь абзацы, большую букву в начале и знаки в конце предложений. 12. Открой текст и сравни со своей записью: сколько в 1-м абзаце предложений? А у тебя? Сравни предложения. Твои могут отличаться, их может быть меньше или больше, но вместе они должны передавать тот же смысл. Так же сравни 2-ю часть в тексте и у себя. Если заметил ошибки в словах, исправь. 13. Оцени свою работу: что получилось хорошо, а что не очень хорошо. Расскажи, чему тебе нужно научиться.

Источник

Свободный диктант – средство подготовки к написанию изложения

что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть фото что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть картинку что такое свободный диктант по русскому языку. Картинка про что такое свободный диктант по русскому языку. Фото что такое свободный диктант по русскому языку

– учитель высшей категории

МОУ СОШ № 000 г. Челябинска

Свободный диктант – средство подготовки к написанию изложения.

Формирование навыков, необходимых для успешной практической деятельности (умение изложить содержание прочитанного или услышанного, законспектировать лекцию, статью, написать отчёт, чётко сформулировать свои мысли, составить план и тезисы доклада), может быть осуществлено только на основе развития мышления и речи учащихся в процессе обучения. Именно поэтому необходимо систематически развивать у школьников умение связно излагать свои мысли, используя разные виды изложений и сочинений, а также свободные диктанты.

Свободный диктант – это диктант, при котором учитель диктует текст по частям, а ученики не дословно, а свободно воспроизводят прочитанное. С помощью свободных диктантов можно ввести в речевую практику учащихся определённую лексику и разнообразные конструкции, формировать навыки правописания.

Свободный диктант является прекрасным средством подготовки учащихся к овладению навыкам, необходимым при изложении целого текста. Систематическое проведение такой работы помогает преодолеть основной недостаток ученических изложений: неполноту и непоследовательность передачи содержания. Кроме того, свободный диктант воспитывает и развивает внимание и память учащихся.

Сравнительно небольшой объём отрывков, на который расчленяется текст свободного диктанта, их смысловая законченность позволяют учащимся при внимательном прослушивании успешно воспроизводить содержание своими словами.

Систематическое проведение свободных диктантов вырабатывает школьников важное в жизни умение отбирать в процессе прослушивания основное, отсеивать второстепенное. Умение выделить главное, становить логические связи и передать своими словами содержание прослушанных отрывков (объём которых постепенно увеличивается) – вот тот фундамент, который закладывается свободными диктантами для изложений.

На начальном этапе работы по проведению свободных диктантов нужно подбирать такие тексты, которые доступны воображению и переживанию ребёнка. Основные темы этих диктантов: жизнь детей, животных, описания природы. Текст должен быть связным, легко члениться на абзацы и своим содержанием воспитывать детей.

В 6–7 классах можно использовать описательные тексты для проведения свободного диктанта. Важно, чтобы подобранные тексты были доступны, интересны детям и являли собой образец в языковом отношении.

Объём текста должен быть таким, чтобы можно было отвести время на необходимую подготовительную работу и чтобы сам диктант писался без спешки. Учитывая уровень подготовки класса, психофизические возможности детей и необходимость проведения подготовительных упражнений, целесообразно использовать текст для свободного диктанта в полтора раза больше контрольного.

В процессе работы над обучающим свободным диктантом в классе проводится чтение текста, его смысловой анализ, речевая, орфографическая и пунктуационная подготовка, диктовка текста по абзацам. В работе над некоторыми текстами можно включать вступительное и заключительное слово учителя, дополнительную творческую работу учащихся.

В подготовительной работе к свободному диктанту два основных момента: 1) анализ содержания и языка текста; 2) предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок. И если первый момент – обязательный этап, предваряющий свободный диктант, то орфографическую и пунктуационную подготовку можно проводить по-разному в зависимости от уровня сложности подобранного текста и вида свободного диктанта (предупредительный, объяснительный, проверочный): либо перед написанием свободного диктанта, либо за 2-3 дня до него, либо частично до урока и на самом уроке.

Вступительное слово учителя может иметь характер краткой справки, в которой сообщаются сведения, необходимые для понимания текста, или подготовку к эмоциональному восприятию текста.

Первичное чтение всего текста должно возбудить интерес детей к содержанию, вызвать у них эмоциональный настрой. Так как при проведении свободного диктанта ставится задача обогащения речи учащихся определённой лексикой и различными синтаксическими конструкциями, то при чтении по абзацам можно подчеркивать голосом те или иные слова, словосочетания, предложения, которые желательно ввести в речевую практику детей.

Чтобы помочь детям в осмыслении текста, необходимо ставить такие вопросы, которые помогли бы учащимся понять обусловленность основных действий. Много вопросов задавать не нужно, с помощью 1-2 вопросов выяснить, как дети поняли основное содержание текста. Вопросы по содержанию и языку текста иногда целесообразно ставить к отдельным абзацам, их можно ставить до их чтения и после него. В первом случае предлагаются вопросы, которые заставят детей обратить внимание на язык текста и употребить определённые языковые средства. Если вопрос ставится после чтения абзаца, то нужно прочесть его ещё раз, чтобы восстановить в памяти учащихся его целостное восприятие.

В некоторых текстах встречаются незнакомые детям слова. Выяснение их значения помогает понять содержание. Целесообразно спросить: «Какие слова вам непонятны?»

Работа над текстом только тогда принесёт свои плоды, когда смысловой анализ будет сочетаться с языковым. С этой целью рассматриваются средства, с помощью которых автору удаётся подчеркнуть основную мысль, ярко описать тот или иной факт.

При анализе языка текста можно давать такие задания:

1) Выбрать из текста слова, которые характеризуют отношение автора к…

2) Выбрать из текста слова, с помощью которых описывается….

3) В какой форме используются глаголы в данном тексте? С какой целью?

4) Какую роль играют вводные слова в тексте?

5) Подберите синонимы к слову. Объясните, почему автор употребляет данное слово из ряда близких по значению?

Можно предлагать для использования речевые модели, но не обязывать учащихся применять их в работе.

Орфографическая и пунктуационная подготовка складывается из повторения соответствующих правил и выполнения упражнений.

В соответствии с написаниями, которые имеются в тексте диктанта, составляются упражнения, например:

а) объяснить правописание выделенных букв;

б) подобрать проверочные слова;

в) расставить знаки препинания;

г) смоделировать предложение по заданной схеме;

д) закончить начатое предложение (по содержанию текста);

е) заменить одну конструкцию другой;

ж) заменить один из глаголов деепричастием и т. п.

В целях предупреждения орфографических ошибок необходимо выписывать на доске имеющиеся в тексте незнакомые учащимся слова с непроверяемыми орфограммами, отдельные слова на неизученные правила, а также собственные наименования.

Практиковать свободные диктанты нужно начинать с 5 класса, буквально с первых дней – при повторении изученного в начальных классах. Изначально брать тексты адаптированные и интересные по содержанию. Постепенно усложняя работу и выполняя её систематически, мы приходим к 9 классу с прочно сформированными умениями написания изложения.

Источник

Свободный диктант как средство развития связной речи

что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть фото что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть картинку что такое свободный диктант по русскому языку. Картинка про что такое свободный диктант по русскому языку. Фото что такое свободный диктант по русскому языку

Свободный диктант как средство развития связной речи

I. АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Развитие речи — большая и сложная область мето­дики русского языка. По вопросам развития речи име­ется большая методическая литература. И, тем не менее, развитие речи как определенная область теории методики только начинает складываться.

Вопросами развития речи занимались многие языко­веды: В. А. Добромыслов, В. И. Чернышёв, А. В. Текучёв, Л. Щерба, Т. А. Ладыженская, и другие.

Считаю, что обучение связной речи поможет ученикам овладеть разумными типами и формами высказываний, а также коммуникативными умениями. Думаю, что с по­мощью свободных диктантов можно ввести в речевую прак­тику учащихся определенную лексику и разнообразные синтаксические конструкции, развивать творческое вооб­ражение. Это первый этап по овладению навыками напи­сания эссе, а затем и сочинений разных жанров. Свободные диктанты не нашли ещё должного применения на практике.

II. ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выяснить эффективность использования свободных диктантов для развития творческого воображения.

III. ИСХОДНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Изучив опыт работы Т. А. Ладыженской, С. П. Бе­лицкой, Л. Н. Виноградовой

что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть фото что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть картинку что такое свободный диктант по русскому языку. Картинка про что такое свободный диктант по русскому языку. Фото что такое свободный диктант по русскому языку

Содержимое разработки

Свободный диктант как средство развития связной речи

I. АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Развитие речи — большая и сложная область мето­дики русского языка. По вопросам развития речи име­ется большая методическая литература. И, тем не менее, развитие речи как определенная область теории методики только начинает складываться.

Вопросами развития речи занимались многие языко­веды: В. А. Добромыслов, В. И. Чернышёв, А. В. Текучёв, Л. Щерба, Т. А. Ладыженская, и другие.

Считаю, что обучение связной речи поможет ученикам овладеть разумными типами и формами высказываний, а также коммуникативными умениями. Думаю, что с по­мощью свободных диктантов можно ввести в речевую прак­тику учащихся определенную лексику и разнообразные синтаксические конструкции, развивать творческое вооб­ражение. Это первый этап по овладению навыками напи­сания эссе, а затем и сочинений разных жанров. Свободные диктанты не нашли ещё должного применения на практике.

II. ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выяснить эффективность использования свободных диктантов для развития творческого воображения.

III. ИСХОДНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Изучив опыт работы Т. А. Ладыженской, С. П. Бе­лицкой, Л. Н. Виноградовой, В. А. Флеровой по методике развития речи, решила использовать свободные диктанты как средство развития связной речи, т. к. свободный дик­тант позволяет непосредственно перейти от диктанта к из­ложению, являясь промежуточной работой между ними.

С диктантами его сближает то, что текст прослуши­вается учениками не только целиком, как в изложении, но и по частям. С изложением — то, что он не записы­вается под диктовку, а пересказывается свободно. Дик­тантом этот вид работы можно назвать только условно.

IV. ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Свободный диктант — это диктант, при котором текст диктуется по частям, а ученик не дословно, а свободно воспроизводит услышанное (прочитанное учителем). Свободный диктант требует большой самостоятельности и активности от учеников. Текст выбирается таким об­разом, чтобы он легко делился на части.

Первый раз читаю весь текст целиком, далее провожу работу над незнакомыми словами и словами трудного на­писания, затем читаю текст ещё раз. После вторичного прочтения, учащиеся пересказывают услышанное, от­вечают на вопросы учителя, выясняют главную мысль текста, количество частей, кратко пересказывают их. После чтения каждой отдельной части и пересказа, уче­ники самостоятельно записывают то, что запомнили.

Первый свободный диктант можно провести устно, второй — из двух, трех частей. По мере работы в даль­нейшем тексты усложняются.

Методисты советуют брать для свободных диктантов тексты описательного характера, так как рассуждения за­поминаются труднее.

V. НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА

Если свободные диктанты проводить в системе, то можно преодолеть основной недостаток ученических изложений: неполноту и непоследовательность передачи содержания, развить творческое воображение. Это явля­ется и подготовительной работой к будущим сочинениям, а не пустому их переписыванию из Интернета.

VI. ЗАДАЧА ИССЛЕДОВАНИЯ

Обобщить теоретический материал по теме.

Разработать критерий отслеживания результатов.

Подобрать методические приложения.

VII. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ РАБОТЫ

Привлекательность работы со свободным дик­тантом состоит в том, что используется текст с занима­тельным, познавательным содержанием. И самое главное, по моему мнению, при работе над свободным диктантом ученик получает образец для подражания, следовать ко­торому легче, чем при описании изложения, так как текст диктуется по частям. У учащихся появляется уверенность в своих силах, значительно повышается интерес к работе, появляется возможность творчески проявить себя.

Цель учителя — донести до учащихся содержание и основную мысль текста.

Цель ученика — запомнить содержание, главную мысль и отметить трудные места, максимально прибли­женно к тексту записать его.

Источник

Чудо-упражнение: свободный диктант

В нашем сообществе мы уже обсуждали вопрос, как научить ребёнка писать изложение, рассматривали специальный алгоритм, некоторые наши читатели уже им воспользовались и прислали свои отзывы. Очень рада, что мои советы и приёмы помогают.

Мы уже говорили о том, что изложение — это специальное речевое упражнение — письменный пересказ текста. Чтобы ему научить, нужно начинать с устного пересказа и письма по памяти (в 1-м классе), а во 2-м классе добавить предварительное письменное упражнение — свободный диктант.

Что такое свободный диктант? Помню, после экзамена по методике преподавания русского языка на четвёртом курсе в МПГУ заведующий нашей кафедрой Михаил Трофимович Баранов рассказал, как его студентка на вопрос о том, что такое свободный диктант, ответила: «Это когда учитель диктует, а ученик хочет пишет, а не хочет — не пишет».

На самом деле, конечно, свободный диктант — это совсем другое. Это чудо-упражнение! Оно сочетает в себе изложение, диктант и письмо по памяти. Начинать писать свободные диктанты можно уже в конце 2-го класса, а в 3-м рекомендуется проводить их как можно чаще. Это очень эффективное комплексное обучающее упражнение.

КАК ПРОВЕСТИ СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ?

Надо для первого раза выбрать текст из двух абзацев, в каждом абзаце не больше трёх коротких предложений. В предложениях должны быть слова с изученными орфограммами, тогда это будет и упражнение в правописании. И вообще тексты для свободных диктантов должны быть короткие, меньше по объёму, чем тексты для изложения.

1. Ребёнок слушает текст, следит по книге, озаглавливает текст.
2. Ребёнок слушает 1-й абзац. Проводим его анализ.
3. Ребёнок слушает 2-й абзац. Проводим его анализ.
4. Ребёнок слушает 1-й абзац и записывает так, как запомнил. Затем слушает 2-й абзац и тоже записывает, как запомнил.

То есть, получается, что мы диктуем текст, но не по предложениям, а по абзацам, а ребёнок записывают, как запомнил, — излагает содержание абзаца. А поскольку абзац короткий и мы его проанализировали, получается почти письмо по памяти.

Если ребёнок научится писать свободные диктанты, с изложением он будет справляться гораздо лучше.

Покажу на примере, как можно провести свободный диктант во 2-м классе (лучше начинать во втором полугодии).

1. Послушай текст, следи по книге. О чём он? Озаглавь текст. Напиши заглавие в тетради.

Тихо зимой в лесу. На снегу у куста большой след. Вот ещё следы. А если это медведь? Нет, медведь спит.
На пеньке я вижу птичку. Это дрозд? Нет, это клёст. У него особый клюв. Он похож на клещи.

6. Закрой текст. Послушай 2-ю часть. Сколько в ней предложений? (Тоже пять.)
7. Перескажи 2-ю часть текста.
8. Открой и перечитай 2-ю часть. В каких словах можно допустить ошибки? Подчеркни орфограммы-буквы, объясни. Устно подбери проверочные слова, где это нужно.

9. Закрой текст. Послушай ещё раз 1-ю часть. Напиши так, как запомнил.
10. Послушай ещё раз 2-ю часть. Напиши так, как запомнил.

11. Проверь свою запись: найди и обозначь в словах все знакомые орфограммы. Проверь абзацы, большую букву в начале и знаки в конце предложений.
12. Открой текст и сравни со своей записью: сколько в 1-м абзаце предложений? А у тебя? Сравни предложения. Твои могут отличаться, их может быть меньше или больше, но вместе они должны передавать тот же смысл. Так же сравни 2-ю часть в тексте и у себя. Если заметил ошибки в словах, исправь.
13. Оцени свою работу: что получилось хорошо, а что не очень хорошо. Расскажи, чему тебе нужно научиться.

Источник

Методическая разработка «Виды диктантов»

По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные. Но такое деление условно, так как и контрольный диктант содержит в себе обучающие элементы.

По характеру операций учащиеся с диктуемым материалом различают: выборочные, свободные и творческие.

Пример организации работы по проведению предупредительного

Дети ходили к реке ловить раков

Учитель читает предложение, после прочтения задает вопросы: о ком говорится в предложении? Что говорится? Какое это предложение? Что нужно поставить в конце его? Как нужно писать первое слово в предложении? Как и почему нужно писать слово ходили? (В этом слове после буквы х напишем букву о, так как в проверочном слове (ходит) ясно слышится о).

Как напишем к реке ? К слову ловить подобрать проверочное слово. Далее сам учитель поясняет написание слова раков. После такого разбора учащиеся под диктовку записывают предложение в тетрадях.

Предупредительный диктант имеет свои недостатки:

1) после разбора орфограмм учащиеся нередко пишут текст, не думая над правописанием, т.е. механически;

2) при проведении разбора обычно работают только сильные ученики.

Различают 2 вида предупредительных диктантов: зрительные предупредительные

(разбираемый текст учащиеся видят на доске или в книгах; используется в основном в 1 классе) и слуховые предупредительные (объяснение написания орфограмм ведутся устно: 2-3 кл.) Для этого вида диктанта можно использовать тексты по всем изученным орфограммам.

При его проведении ученики дают необходимое пояснение непосредственно в процессе письма. Обучение детей комментированию начинается на уроках обучения грамоте.

Так, диктуется слово Борис. Один ученик комментирует написание слова, а все записывают его.

Имя человека начинаем писать с заглавной буквы. Пишу слияние Бо с гласным о, пишу слияние ри с гласным и, пишу согласный с. Ставлю знак ( / ) на втором слоге. Под безударной гласной о в первом слоге ставлю точку.

Пример на предложении: Один раз в школе я увидела Люсю Завьялову.(3класс)

В нём сначала запись диктуемого, а потом даётся объяснение. Такой диктант можно проводить на уроках закрепления изученного материала, а также при повторении пройденного.

По сравнению с предупредительным объяснительный диктант требует от учеников большей самостоятельности. Может быть либо зрительным, либо слуховым.

Возможно сочетание предупредительного с объяснительным (применяется как объяснительный, а ошибки на неизученные правила предупреждаются).

Разновидность объяснительного диктанта. Предполагает отбор для объяснения трудных по написанию слов самостоятельно каждым учеником, а объяснение этих слов даёт учитель или вызванный им ученик.

Преимущество этой разновидности объяснительного диктанта – возможность выполнения сразу двух функций: обучающей и проверочной.

Сильные стороны этого вида диктанта:

1) диктант рассчитывается на сознательное письмо учащегося, дети сами учатся находить требуемые орфограммы;

2) повышается активность учащихся; причём, если при объяснительном диктанте в его обычной форме активизирование идёт от учителя, то здесь – активное начало привносится самими учениками;

3) диктант требует от детей большого напряжения и внимания, так как на каждый задаваемый вопрос учитель (или вызванный ученик) отвечает лишь один раз;

4) почти полностью изживается подсказки и списывание: все сомнительные написания можно спросить у учителя.

1) трудность выявления учителем некоторых типов ошибок. Нельзя объяснить ошибку в том случае, если у ученика не возникло сомнения и он внёс исправление после ответа учителя на вопрос другого ученика (например: рожь- м. б. уст. Учеником после ответа учителя);

2) не отражает фактического уровня знаний учеников.

Целесообразно проводить после изучения нового материала наряду с предупредительным диктантом. Уместно проводить в начале года при повторении изученного в предыдущем классе.

В начальных классах на этот диктант обычно отводится часть урока.

Диктант с обоснованием

Разновидность объяснительного диктанта. Ученик сначала дает письменное объяснение написания диктуемого слова, а затем записывает диктуемое слово. Обоснование непременно должно предшествовать написанию, что приучает пишущего сначала думать над тем, как написать слово, а потом уже записывать его. Обоснование может заключаться в написании проверочного слова или в указании его грамматической формы.

Письменные работы с обоснованием целесообразно предлагать детям со II класса, с момента изучения темы «Безударные гласные корня, проверяемые ударением».

С успехом можно применять этот вид диктанта и при изучении тем «Звонкие и глухие», «Непроверяемые согласные», «Проверяемые имена существительные с шипящими согласными на конце» и т.д.

Учитель диктует слова: земля, солнце, шубка и т.д., дети в своих тетрадях записывают:

земли-земля, солнышко-солнце, шуба-шубка

Все мотивируемые написания должны быть подчеркнуты.

По мере изучения грамматического материала работа усложняется. Так, при изучении темы «Глагол» учитель во время диктанта дает классу задание: обосновать написание безударных личных окончаний глаголов.

Мир строит, а война разрушает.

В тетрадях учеников должна получиться запись: мир( II спр., 3 лицо, ед.ч.) строит; война (I спр., З лицо, ед.ч.) разрушает.

Обоснование может быть не только письменным, но и устным.

Ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать очень сконцентрировано насыщенный орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов.

Записываются чаще всего отдельные слова.

Выборочный диктант можно проводить в нескольких формах.

Запись диктуемого текста, при котором учащимся предоставляется право его изменения, свободного выбора слов и выражений при сохранении общего смысла.

Он способствует выработке навыка запоминания диктуемого. Воспитывается внимательность, сообразительность, развивается логическая память.

При свободной диктовке ученики заменяют трудные в орфографическом отношении слова другими, менее сложными словами.

Такой диктант служит обогащению слов уч-ся и помогает овладению строем литературной речи.

Имеет большую ценность для развития речи, представляет собой работу, переходную от диктанта к изложению.

Усложнить свободный диктант, приблизить его к изложению, можно в нескольких направлениях.

Прежде всего можно увеличивать размер тех частей, на которые делится диктуемый текст. Необходимо начинать с разбивания текста на небольшие части, состоящие из двух – трёх коротких предложений и затем постепенно увеличивать размер этих частей.

При свободной записи диктуемого текста помогает план его отдельных частей, записанный на доске.

Заголовки плана могут быть коллективно составлены к каждой части при разборе содержания текста.

Чтобы учащимся легче было пользоваться трудными словами, полезно распределить их на доске по группам, обозначить каждую группу цифрой, показывающей в какую по счёту часть текста входят эти слова. Запись слов на доске лучше сделать заранее, чтобы не отвлекать учащихся в процессе проведения диктанта.

Методика проведения этого диктанта:

Учитель сначала выразительно читает весь текст и проводит работу над его содержанием, затем читает текст по частям, а ученики пишут. К чтению последней части нужно переходить только тогда, когда все учащиеся напишут предыдущие.

что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть фото что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть картинку что такое свободный диктант по русскому языку. Картинка про что такое свободный диктант по русскому языку. Фото что такое свободный диктант по русскому языкучто такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть фото что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть картинку что такое свободный диктант по русскому языку. Картинка про что такое свободный диктант по русскому языку. Фото что такое свободный диктант по русскому языку

что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть фото что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть картинку что такое свободный диктант по русскому языку. Картинка про что такое свободный диктант по русскому языку. Фото что такое свободный диктант по русскому языку Обучающие Контрольные

что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть фото что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть картинку что такое свободный диктант по русскому языку. Картинка про что такое свободный диктант по русскому языку. Фото что такое свободный диктант по русскому языкучто такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть фото что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть картинку что такое свободный диктант по русскому языку. Картинка про что такое свободный диктант по русскому языку. Фото что такое свободный диктант по русскому языкучто такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть фото что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть картинку что такое свободный диктант по русскому языку. Картинка про что такое свободный диктант по русскому языку. Фото что такое свободный диктант по русскому языку

Предупредительный Объяснительный Творческий Свободный

Диктант и его виды

что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть фото что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть картинку что такое свободный диктант по русскому языку. Картинка про что такое свободный диктант по русскому языку. Фото что такое свободный диктант по русскому языку что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть фото что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть картинку что такое свободный диктант по русскому языку. Картинка про что такое свободный диктант по русскому языку. Фото что такое свободный диктант по русскому языку что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть фото что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть картинку что такое свободный диктант по русскому языку. Картинка про что такое свободный диктант по русскому языку. Фото что такое свободный диктант по русскому языку что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть фото что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть картинку что такое свободный диктант по русскому языку. Картинка про что такое свободный диктант по русскому языку. Фото что такое свободный диктант по русскому языку что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть фото что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть картинку что такое свободный диктант по русскому языку. Картинка про что такое свободный диктант по русскому языку. Фото что такое свободный диктант по русскому языку что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть фото что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть картинку что такое свободный диктант по русскому языку. Картинка про что такое свободный диктант по русскому языку. Фото что такое свободный диктант по русскому языку Обучающий Контрольный

что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть фото что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть картинку что такое свободный диктант по русскому языку. Картинка про что такое свободный диктант по русскому языку. Фото что такое свободный диктант по русскому языку что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть фото что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть картинку что такое свободный диктант по русскому языку. Картинка про что такое свободный диктант по русскому языку. Фото что такое свободный диктант по русскому языку что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть фото что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть картинку что такое свободный диктант по русскому языку. Картинка про что такое свободный диктант по русскому языку. Фото что такое свободный диктант по русскому языку Предупредительный Объяснительный Творческий Свободный Словарный Выборочный

что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть фото что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть картинку что такое свободный диктант по русскому языку. Картинка про что такое свободный диктант по русскому языку. Фото что такое свободный диктант по русскому языку

что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть фото что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть картинку что такое свободный диктант по русскому языку. Картинка про что такое свободный диктант по русскому языку. Фото что такое свободный диктант по русскому языку что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть фото что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть картинку что такое свободный диктант по русскому языку. Картинка про что такое свободный диктант по русскому языку. Фото что такое свободный диктант по русскому языкуЗрительный ( I класс) «Проверь себя» по опорным словос-м «Кто больше» молчанка

Слуховой ( III класс) С обоснованием с заменой гр. орфог-м

что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть фото что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть картинку что такое свободный диктант по русскому языку. Картинка про что такое свободный диктант по русскому языку. Фото что такое свободный диктант по русскому языку что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть фото что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть картинку что такое свободный диктант по русскому языку. Картинка про что такое свободный диктант по русскому языку. Фото что такое свободный диктант по русскому языкус классификацией

что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть фото что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть картинку что такое свободный диктант по русскому языку. Картинка про что такое свободный диктант по русскому языку. Фото что такое свободный диктант по русскому языку что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть фото что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть картинку что такое свободный диктант по русскому языку. Картинка про что такое свободный диктант по русскому языку. Фото что такое свободный диктант по русскому языку что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть фото что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть картинку что такое свободный диктант по русскому языку. Картинка про что такое свободный диктант по русскому языку. Фото что такое свободный диктант по русскому языкуПодготовленный с внесением изменений в текст

Комментированный по аналогии самодиктант

что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть фото что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть картинку что такое свободный диктант по русскому языку. Картинка про что такое свободный диктант по русскому языку. Фото что такое свободный диктант по русскому языку

Весь день дул сильный ветер. Но вот повалил снег. Он укрыл землю.

Зимой на вершине ели лежала большая шапка снега.

В период обучения грамоте Лариса: Имя девочки надо написать с большой буквы, пишу слияние Ла с заглавной буквы с гласной а, пишу слияние ри — с гласной и, пишу слияние са с гласной а Лариса. Ставлю знак ударения на втором слоге, под безударной а в первом слоге ставлю (ударение)

2 класс. Красив русский лес зимой.

В конце предложения ставлю (.), т.к. оно повествовательное.

на ветке (1 скл. П.п.) сирени(3 скл. 1п.) мышь, дочь, (ж. р.), не тонет (не с глаголами), Казань (название города).

а) По опорным словам:

ночью, вьюга, птичьи, волчьи, лисьи, заячьи следы, ружье; тема: на охоту

в) Вставка «Кто как зиму проводит»

Сначала проводится как выборочный, а затем надо восстановить текст диктанта по данным словам.

Клюква вырастает в болотах. Ее собирают осенью. Клюкву называют лекарством от всех болезней.

вырастает, собирают, называют.

Цель: совершенствование памяти.

Диктуется цепочка из 3-х слов, пауза (чтобы можно было записать).

Побеждает тот, кто все правильно запишет (тетрадь кандидата просмотрит учитель)

родной, ягода, урожай; яблоко, вокруг, бежит, огурец, герой, летит; молоток, лесной, капуста

(проверка по образцу на доске)

Лучше по темам: капуста картофель, помидоры; молоток, топор, пила.

2) Подбери с противоположным написанием

а) по типам склонения: огурец, капуста, метель, город, улица, октябренок, картофель.

Выписать слова с жи- ши.

У Славы жил кот. Он любил спать у печи. Пушистым хвостом закрывал кот лапки. Наступила зима. Кот стал мерзнуть. Слава сшил для кота широкий коврик.

Заключается в том, что диктуемый текст не связный, а отдельные слова. Ими могут быть словарные слова или трудные, т.е. слова с неправильными написаниями или слова с проверяемыми гласными или согласными в корне.

каток, низкий, скользкий, поздний, сеют, строят, сзади, еще.

Такие диктанты обычно не требуют большого количества времени, всего 5-10 минут. Они обычно проводятся в начале урока и имеют преимущественно не контрольный, а обучающий характер.

Учитель диктует отдельные слова ученики пишут, затем проверяют написание по словарю. Иногда письмо сопровождается поднятием карточек, на которых написаны те или иные буквы (сигн.).

Полезен и такой диктант («немой»): учитель не произносит слов, а показывает соответствующий рисунок, а дети сразу же пишут, либо предварительно показывает карточку с нужной буквой, а затем пишут. Словарный диктант не должен быть большим по количеству состоящих его слов (10-15 слов).

В словарном диктанте можно использовать загадки. Например:

Живет под крылечком

В своей короне красной

Он ходит, как король.

Его ты ежечасно Выслушивать изволь:

Я, всех вас допеку-у-у-! Уснули дети, свет потух. Молчи, горластенький.

(хорошо зачитывать по 3 слова)

Учитель зачитывает несколько слов, дети должны запомнить эти слова и, воспринимая их на слух, записать.

Перед чтением диктанта учитель ставит цель: внимательно его слушать, запомнить слова и записать их.

Выигрывает тот, кто правильно запишет все продиктованные слова.

1 класс тема: ь в середине слова

учительница, мальчик, фильм

тема: правописание ча- ща-

чашка, чаща, роща, пища

2 класс тема: ъ (разделительный)

подъезд, разъезд, объявление.

тема: правописание звонких и глухих согласных

нож, рукав, дуб, серп.

3 класс тема: правописание безударных гласных

крепыш, варенье, укрепить, отварить.

Работа, состоящая в составлении детьми связного текста по опорным словам с последующей записью в тетради.

Творческим называют диктант, когда ученик записывает диктуемый учителем текст предварительно подвергая его изменениям.

Различают несколько видов творческого диктанта.

1. Творческий диктант со вставкой слов (распространение текста).

Речь идёт только о распространении текста второстепенными членами предложения.

Перед проведением диктанта учитель указывает, какие именно слова дети должны дополнительно внести в текст. Ученики лучше запоминают правописание вставленных слов, потому что на них фиксируется внимание.

Пример: В III классе при изучении темы «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже» возможен творческий диктант с заданием: распространите предложение второстепенными членами, выраженными именами прилагательными.

Клюква растёт в болотах. Её собирают осенью. Клюква – лекарство ото всех болезней.

2. Творческий диктант с изменением слов. Т. е. с изменением грамматической формы некоторых слов диктуемого текста согласно указаниям учителя. Например, учитель диктует текст, в которых употреблены глаголы 1 лица единственного числа. Дети по заданию учителя заменяют глаголы 1-го лица глаголами 2 лица.

Что посею, то и пожну.

Что посеешь, то и пожнёшь

Трудность этого диктанта заключается в том, что орфографические лёгкие формы заменяются более трудными. Кроме того, дети не имеют перед собой исходного текста.

3. Составление предложений по опорным словам.

Учитель записывает на доске опорные слова, а дети составляют предложения по этим словам. Этот вид диктанта развивает у учащихся мышление, пополняет их словарный запас.

Белочка прячется. Медведь спит. Стриж и сыч улетели

Диктант по аналогии

Учитель диктует свой текст по предложению, а дети, сравнивая, записывают переработанный текст по своей теме, иллюстрации.

Такой творческий диктант примыкает к работе по развитию речи, он требует от детей активного отношения к тексту или же состояния своего текста

Наступила долгожданная зима. Пушистый снег покрыл деревья, землю. Люди радуются снегу. Ребятишки зимой любят кататься на санках, лыжах. Все рады белоснежной красавице.

Наступило долгожданное лето. Деревья и кустарники оделись в зеленый наряд. Люди радуются молодой травке, душистым цветам. Ребята целыми днями пропадают на речке. Они любят ловить рыбу, купаться, загорать. Хорошо в эту летнюю пору!

Является одним из видов творческого диктанта. Диктант проводится после коллективного обсуждения и составления предложений; выбирается лучшее предложение и затем записывается.

Вначале нужно выбрать тему, которая запишется на доске. Здесь же записываются вопросы, на которые учащиеся отвечают. Вопросы служат, непосредственно опорой для составления текста.

Данный вид диктанта является подготовкой к написанию сочинения.

Диктант способствует развитию речи, логическому мышлению, памяти.

а) с помощью картинок

б) с помощью карточек, на которых написано слово с пропущенной буквой.

3) С классификацией слов по группам, распред-й.

4) Написать слова с противоположным написанием (в 3 кл.).

5) Самодиктант (проверяем с помощью индивидуальных словариков, самопроверка, взаимопроверка, самооценка).

6) «По следам моих ошибок» (после контрольных работ, проверки домашней, классной работы). Значение — контроль.

8) Диктант с помощью загадок.

1в. На одной стороне написаны слова с пропущенными буквами, с другой стороны — полностью слова.

2в. На одной стороне ничего не пишем, с другой стороны пишем несколько словарных слов.

Эти карточки раздают тем учащимся, которые допускают ошибки. Дают той стороной, в которой пропущенные буквы или чистой. (Кто сколько раз смотрел?)

10) С помощью кроссвордов (загадываются загадки).

11) «Не порви цепочку»

Вы сами будете диктовать слова (5 сл.)

Берёза – арбуз – завод – дятел – лопата

лепесток белеть длинный вверх

стебель желтеть круглый сбоку

середина расти нежный

листья тянуться тонкий

Сегодня будем составлять текст сами. Кто может дополнить этот словарь своими словами?
ночью, вьюга, птичьи, заячьи, лисьи, собачье, чутье.

Диктант шагами
Применяется в I классе, когда дети не умеют писать.

Маленький шаг – слог, большой шаг – между словами (система Зайцева).

Письменные работы на уроке. Объём письменных работ. I кл. – 25-35 слов, II кл. – 35-55 слов, III кл. – 50-70 слов.

Самостоятельная работа по русскому языку на уроке: I кл. – 5-10 мин, II кл. – 10-13 мин, III кл. – 15-20 мин.

Критерии оценки классных и домашних работ

Нет ошибок. Допускается недочёт граф-го характера

1-2 ошибки, 1 исправление.

3 ошибка, 1 исправление.

2 ошибки и 1 испр-е

2 ошибки и 1 испр-е

4 ошибки и 1-2 испр-е

3 ошибки и 1-2 испр-е

3 ошибки и 1-2 испр-е

больше, чем для выставления оценки «2»

Творческие работы обучающего характера проводятся примерно 1 раз в 10-12 дней (изложения, сочинения).

Требования к выставлению оценок по русскому языку

I . Объём контрольного диктанта.

1 класс: 2-3 буквы, 2-3 слога или предложение из 2-3 слов; в конце года текст из 15 слов.

Требования к контрольным работам

1. Не менее 60% слов с орфограммами, записать на доске слова на неизученные правила.

2. Не более 3-х грамматических заданий.

3. Время: 1 класс – 25 минут, 2 класс – 28 минут, 3 класс – 30 минут.

4. В I классе: в феврале проводя диктант чётко проговаривать слова по слогам; в конце года – литературное произношение.

5. Оценки ставятся две (дробью): за диктант и грамматическое задание.

не более 2 орф-й ошибки или 1-2 пункт-х, 1 испр-е

от 3 до 5 ошибок или 3/2-3, 4/2, 5/1, небрежно

За ошибку не считать:

а) ошибки на те разделы, которые в данном классе не изучались ещё;

в) единичный случай замены одного слова другим;

г) отрыв корневой согласной при переносе.

1) 2 исправления орфографического или фонетико-графического характера;

2) 2 однотипные ошибки;

3) Повторение ошибок в одном и том же слове;

4) Две негрубые ошибки.

Негрубые: повторение одной и той же буквы в слове; при переносе забыта часть слова; дважды написано слово.

Объём словарного диктанта.

1 класс- 7-8 слов; 2 класс – 8-10 слов, 3 класс – 10-12 слов, 4 класс – 12-15 слов.

Нормы оценок за словарный диктант:

Виды письменных работ

Виды контрольных работ

Диктант с грам-м заданием

Списывание с текста

За грамматическое задание:

Виды и приёмы работ по орфографии

1. Грамматико – орфографический анализ или разбор. Такой разбор нужен для того, чтобы выработать для учащихся понимание соотношений между орфографическими и грамматическими явлениями, умение обнаружить сомнительные написания. Найти в предложении или связном тексте слова или части слов, которые надо проверить, определить к какому разряду явлений относится данное явление.

Используется и как самостоятельное упражнение, и как элемент других упражнений: при списывании, в диктантах и т.п. Можно сопр-ть предварительным и посл. разбором текста, который приходится писать.

Может протекать в двух формах: либо разбирается текст, нах-ся перед глазами учащихся, либо – по слуху, с голоса учителя.

В целях активизации часто используются карточки.

Списывание: 1) текстуальное (дословное),

3) осложнённое грамматическими задачами

В первом классе необходимо дословное списывание.

Затем усложняется: слова списываются в порядке картинок, восстанавливается деформированный текст или предложение, подчёркиваются отдельные буквы и т.д.

Из грамматико – орфографических заданий при списывании применяются: подчёркивание нужной буквы или сочетаний букв, определение части речи или её форм.

При проведении списывания, как орфографического упражнения необходимо соблюдать известные условия:

1) даётся доступный для понимания детей и интересный для них материал (предварительно проводится грамматико – орфографический разбор);

2) необходимо учить детей технике списывания с книги или с доски.

Может сопровождаться классификационной работой: в один столбик – сущ. 3 скл. С ь после шипящих на конце, а в другой – сущ. м.р. 2 скл.

Письмо по памяти применяется при обычном списывании.

2. Усвоение правописания слов с непроверяемыми написаниями.

1) внимательно прочитайте слово про себя и вслух;

2) справьтесь о значении слова, если не знаете его;

3) прочитайте слово по слогам и запишите его;

4) подчеркните ту часть, которую стараетесь запомнить;

5) проверьте по словарю, правильно ли записали слово, произнося его по слогам;

6) подберите несколько родственных слов и запишите слов 2-3 раза.

Количество контрольных работ в течение каждой четверти должно быть примерно следующим:

Виды контрольных работ

а) контрольный диктант

б) контрольное списывание

а) контрольный диктант

б) контрольное списывание

в) контрольное изложение

г) практические работы

а) контрольный диктант

б) контрольное списывание

в) контрольное изложение

г) диктант/практическая работа

ПРИМЕЧАНИЕ: сочинения в начальной школе проводятся только в виде обучающих работ.

Объём диктанта и текста для списывания должен быть следующим:

1 класс (в конце года) – текст из 15 слов для диктанта, текст из 15 слов для списывания.

Во 2, 3, 4 классах объём диктанта и текста для списывания должен быть таким:

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Тексты для диктантов подбираются средней трудности. Каждый текст включает в себя достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила, или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктант слова, правописание которых правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта используются связные тексты (авторские или специально составленные) описательного характера, близкие по тематике и понятные по лексике младшим школьникам. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения). Орфография текстов охватывает правила правописания, изученные не только за истёкшую четверть, но и те, которые изучены в предыдущих классах.

Грамматические задания служат средством проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений (заданий должно быть не более 4-х видов, а грамматических разборов не более 2-х видов).

Два задания обязательны для всего класса. Они отражают минимум требований к знаниям и умениям по русскому языку на данном этапе обучения.

Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительные 3 задания повышенной трудности, требующие языкового развития. Смекалки и эрудиции:

1) подобрать однокоренные слова, обозначающие значение сложного слова (два – три примера);

2) к данным словам подобрать близкие или противоположные по значению (два – три примера);

3) составить несколько (два – три) словосочетаний с одними словом, употребив его в разных значениях (слова для справок: золото, дерево, коса, железо).

Контрольная работа, состоящая из диктанта и грамматических заданий, оценивается двумя отметками: отдельно за диктант и отдельно за задание. Оценивая контрольные работы по русскому языку, учитель руководствуется следующими нормами оценок.

— за работу, в которой нет ошибок, и есть не более одного недочёта

— отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему материалу

— за работу, в которой допущено 1-3 ошибки или 4-6 недочётов

— не более 2 ошибок или 4 недочётов

— не более 6 ошибок или 10 недочётов

— не более 5 ошибок или не более 8 недочётов

— более 6 ошибок или 10 недочётов

— более 5 ошибок или более 8 недочётов

Критерии оценок за выполнение грамматических заданий

В 4 классе в конце учебного года рекомендуется провести диктант (1 урок) и проверочные задания (1 урок).

Итоговый диктант с грамматическими заданиями рекомендуется проводить в мае.

На выходе из начальной школы в качестве диктанта предлагается связный текст, который включает предложения из 3-8 слов, различные по целям высказывания и интонации, с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения). Орфография текста отражает основные правила правописания. Изученные в 1-4 классах, а также слова с непроверяемыми написаниями. Объём диктанта – 84 слова.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ, КАК ДИКТАНТ – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Наряду с этим проверяются: умение списывать с печатного текста, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольного списывания предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинаниями.

К оценке работ за контрольное списывание следует подходить с более строгими критериями, чем при оценке диктанта, т.к. при данном виде работы требуется внимание при списывании, аккуратность, умение сверять списанное с образцом.

Критерии оценок за контрольное списывание:

В связи с тем, что новым направлением в развитии содержания русского языка является обучение искусству речи, реализации принципов развития речи, в начальной школе рекомендуется проводить творческие работы в виде сочинения и изложения только как обучающие. Причём объём текстов изложений должен быть примерно на 15-20 слов больше объёма текстов диктантов.

Изложение (обучающее) проверяет формирование навыков письменной речи: умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов, правильно строить предложение, употреблять слова в соответствии с их значением; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Поскольку навык письменной речи школьников только складывается, данный вид работы имеет больше обучающий, чем контролирующий характер.

Для изложения предлагаются тексты повествовательного характера с чёткой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями пейзажа, портрета и т.д. в 3 классе вводятся элементы описания и рассуждения. Тематика и содержание их должны иметь воспитывающую направленность и быть доступными детям.

Примерный объём сочинения:

3 класс – от 0,5 до 1 страницы; это примерно 9-10 предложений (50-60 слов);

4 класс – от 0,5 до 1 страницы; 11-12 предложений (70-80 слов).

При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.

Основными критериями оценки изложения (сочинения) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложениях), создание текста (в сочинениях), речевое оформление, орфографическая и пунктуационная грамотность.

При проверке творческих работ во 2-3 классах выводится одна общая оценка с учётом всех критериев, указанных выше. В 4 классе, учитывая достаточный объём изложений, сочинений, разнообразие лексического, синтаксического и речевого оформления мыслей, работы по развитию речи оцениваются двумя отметками: одна ставится за содержание и речевое оформление, другая – за грамотность. Критерии оценки за грамотность остаются такие же, как при оценки диктанта. При оценке содержания и речевого оформления следует учитывать следующие наиболее типичные недочёты:

— несоответствие темы, искажение содержания исходного текста (изложения);

— внесение лишних фактов, частей, отсутствие связи между частями текста, неудачный порядок следования предложений в тексте, слов в предложении;

— неоправданное повторение одного и того же слова, употребление слова в несвойственном ему значении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *