что такое свободное общение

Развитие навыка свободного общения с людьми

Оказавшись среди незнакомых людей, многие испытывают скованность и не знают, как начать общение. При этом существуют люди, которые могут мгновенно завязать разговор с незнакомым человеком или с противоположным полом. Научиться этому вполне реально. В этой статье вы узнаете, как научиться свободно общаться с людьми.

что такое свободное общение. Смотреть фото что такое свободное общение. Смотреть картинку что такое свободное общение. Картинка про что такое свободное общение. Фото что такое свободное общение
Решение

Посещая различные сайты, где обещают избавить от стеснительности и скованности, можно найти множество советов:

Безусловно, такие методы помогут вам стать более уверенным и разговорчивым, но вы все равно будете ощущать некую скованность. В идеале вам нужно полностью избавиться от этого чувства, что вполне возможно.

Свобода в общении

Наверняка в окружении каждого найдется человек, который способен разговорить любого. Он постоянно спорит с коллегами и начальником, доказывая свою правоту, а также не стесняется задать какой-то вопрос постороннему человеку в транспорте. Наилучшим решением станет представить себя на его месте. Если сразу эта затея покажется глупой, то стоит отбросить все комплексы и стереотипы, которые у большинства людей заложены еще с детства. Человеку важно научиться быть свободным и чувствовать эту свободу. Он не должен ощущать себя заложником собственного разума.

Для многих непринужденная форма разговора страшна лишь тем, что он уверен, что его будут оценивать. Но ведь все люди периодически надевают маски. Если вы наберетесь смелости и начнете разговаривать, при этом скажете какую-то милую глупость, никто вас не съест. Умение уверенно разговаривать очень помогает в жизни и карьере.

Упражнения по развитию навыка

Если вы все еще стремитесь к тому, чтобы развить в себе навык общения, рекомендуем попробовать простые упражнения:

Учеными были проведены исследования, что каждый человек имеет в своем круге общения около 20 человек. Среди них есть близкие, друзья, коллеги. Чем больше круг общения, тем более открыто индивид способен общаться.

Умение свободно общаться с людьми и заводить разговор с незнакомцами существенно поможет в любой деятельности. Неважно, кем вы работаете и как проводите свободное время, ведь когда вы не являетесь закомплексованным человеком, ваша жизнь приобретает совершенно другие краски. Курс Викиум «Эффективное общение» поможет научиться правильно общаться и строить коммуникации.

Источник

Свободное общение

что такое свободное общение. Смотреть фото что такое свободное общение. Смотреть картинку что такое свободное общение. Картинка про что такое свободное общение. Фото что такое свободное общение

УМЕНИЕ СВОБОДНО ВЕСТИ РАЗГОВОР

Общение — это «клей», который соединяет людей и позволяет отношениям между ними расти и крепнуть для взаимной поддержки, совета и удовольствия.

что такое свободное общение. Смотреть фото что такое свободное общение. Смотреть картинку что такое свободное общение. Картинка про что такое свободное общение. Фото что такое свободное общение

Способность рассказы­вать о самих себе (кто мы, как живем) и способность располо­жить другого человека говорить о себе — это проявление одного и того же умения быть уверенным в общении.

Психолог Мануэль Смит, на основе своего опыта пришел к выводу: чтобы чувствовать себя комфортно при любом общении, нужно владеть двумя навыками.

Первый: для удовлетворительного разгово­ра каждому из нас необходимо дать свободную информацию о себе, то есть ту, о которой нас не расспрашивали;

второй навык — самораскрытие.

Свободная информация:

Учит находить в словах собеседника ту информацию, что его интересует или кажется важной.

Достигаемый эффект: позволяет преодолевать смущение в разговоре с незнакомым человеком и располагать его к разговору о нем самом.

что такое свободное общение. Смотреть фото что такое свободное общение. Смотреть картинку что такое свободное общение. Картинка про что такое свободное общение. Фото что такое свободное общение

Большая часть свободной информации о нас самих свя­зана с нашими интересами, желаниями, предрассудками, с тем, что делает нас счастливыми, что тревожит — с нашим стилем жизни.

Если в процессе общения с кем-то вы гово­рите больше, чем только «да» и «нет», то, независимо от содержания ваших высказываний, в них будет заключаться информация о том, что важно для вас в данный момент жизни.

Но вы должны также уметь слышать и то, что дру­гие говорят о самих себе.

что такое свободное общение. Смотреть фото что такое свободное общение. Смотреть картинку что такое свободное общение. Картинка про что такое свободное общение. Фото что такое свободное общение

Свободная информация, которую другие дают о себе (о которой вы не спрашивали) помогает вашему общению дважды:

что такое свободное общение. Смотреть фото что такое свободное общение. Смотреть картинку что такое свободное общение. Картинка про что такое свободное общение. Фото что такое свободное общение

Самораскрытие:

Учит самому признаваться как в положительных, так и отрицательных сторонах своего характера, поведения, стиля жизни. Помогает поддерживать разговор и ослаблять манипуляции.

Достигаемый эффект: позволяет лучше раскрыть самих себя и избежать свойственных вам ранее ощущений непонимания, беспокойства или вины.

что такое свободное общение. Смотреть фото что такое свободное общение. Смотреть картинку что такое свободное общение. Картинка про что такое свободное общение. Фото что такое свободное общение

Если вы не отвечаете на свободную информацию другого своим самораскрытием, общение становится ограниченным, а вы превращаетесь в допрашивающего, или поверенного, или просто сующего нос в чужие дела.

Давайте обратимся к тому, как можно выделить свободную информацию из чужих слов, а также к тому, что значит самораскрытие.

Когда вас знакомят с кем-то, вы можете спросить, к при­меру:

«Вы живете здесь поблизости, Мери?» Если Мери отве­тит «Нет», она дает ноль информации о себе. Но если она скажет: «Нет, я живу в Санта-Монике, почти рядом с пляжем», она дает вам двойную информацию, о которой вы не спрашивали. Первое: она живет в Санта-Монике, второе: по всей вероятности, она любит ходить на пляж и ходит туда часто. В процессе обмена свободной информацией вы бы мог­ли узнать, что она замужем, у нее трое детей и две собаки.

Итак, вы получили свободную информацию. А что теперь с ней делать? Как воспользоваться ею, чтобы, с одной стороны, лучше узнать эту женщину, а с другой — позволить ей боль­ше узнать о вас?

В данном случае вы можете просто спросить ее, какова Сайта-Моника. Это явно побудит ее рассказать мно­гое о Санта-Монике, но, вероятно, очень мало о ней самой.

Чтобы облегчить диалог, вы можете спросить Мери, что она думает о Санта-Монике. К примеру, вы можете начать с вопроса-самораскрытия:

«Я никогда не был в Санта-Монике, но друзья говорили мне, что это прекрасное место. Почему вы обосновались там? » Такое использование свободной информа­ции уже больше направлено на Мери, чем на Санта-Монику.

Другой пример свободной информации.

Могло оказаться, что Мери занимается керамикой, ходит на вечерние курсы машинописи, имеет доску для серфинга, она не замужем и т. д. Тогда можно, в соответствии с интересами Мери, рас­спрашивать ее о керамике, машинописи, серфинге, о свобод­ной жизни незамужней женщины и т.д.

Чтобы выполнить нашу «половину» общения, необходи­мо дать информацию и о себе.

У нас есть выбор: говорить ли о предмете, который интересует другого, или завести разго­вор о своем отношении к этому предмету.

Самораскрытие может быть очень простым:

«Я, на самом деле, немного знаю о керамике. Вы можете объяснить, что вас заставило занять­ся ею?», или «Я никогда ни с кем до этого не разговаривал о керамике. Что это вообще такое?», или «Я никогда ни с кем до этого не разговаривал о керамике. Я бы не смог найти времени, чтобы заниматься столькими интересными вещами. Как вам это удается?»

Когда в вашем ответе на открытую информацию другого звучит нечто, раскрывающее вас, вы даете другому возможность обратиться к вашим интересам, стилю жизни и даже вашим проблемам.

Чтобы научиться распознавать свободную информа­цию, пользоваться ею и использовать самораскрытие, предлагаю вам два упражнения.

Первое. Каждый из пары по очереди учится только «выуживать» свободную информацию. При этом тот, кто учится распознавать свободную информацию, не предлагает своей информации, или самораскрытия. (Вмес­то этого он концентрируется только на узнавании свободной информации, которую дает его партнер, и следовании ей).

После нескольких подобных «репетиций» со сменой ро­лей применяется второе упражнение. При выполнении его каждый из партнеров должен на каждую долю информации предлагать свою долю самораскрытия. После отработки этих двух упражнений становится возможным нормальный диа­лог.

И, как оказывается, он вовсе не выглядит «запланиро­ванной дискуссией», в нем нет и намека на стереотипность (или на то, что оба партнера отрабатывают свои коммуника­тивные навыки).

что такое свободное общение. Смотреть фото что такое свободное общение. Смотреть картинку что такое свободное общение. Картинка про что такое свободное общение. Фото что такое свободное общение

Попробуем потренироваться вместе с молодой парой на свидании.

Пример диалога:

Пит встречает Джейн у его дома на их первом свидании.

Джейн: Привет, Пит, как дела?

Пит: Хорошо, а у тебя?

Джейн: Все в порядке. Мне хочется приятно провести время.

Пит: Здорово, мне тоже.

Джейн: Пойдем. Я готова.

Пит: Пошли. Тут недалеко, мы можем погово­рить по дороге.

Пит: Что ты сегодня делала? Что-нибудь осо­бенное?

Джейн: Нет, я просто весь день занималась (Свободная информация). (Джейн ответила, что ни­чего замечательного сегодня не случилось, затем она дала свободную информацию о том, чем занима­лась. Пит может теперь спросить: 1) что она обыч­но делает, когда не занимается; 2) что интересного произошло с ней за последнее время; 3) на кого она » учится; 4) почему она занималась именно сегодня.)

Пит: Чем ты занималась?

Джейн: У меня на следующей неделе две кон­трольные работы (Свободная информация о распи­сании).

Пит: По каким предметам у тебя контрольные?

Джейн: Творчество Шекспира и биология. (Пит может ответить на слова Джейн двумя способами:

1) расскажи мне о драмах Шекспира;

2) почему тебя заинтересовал Шекспир?)

Пит: О, я люблю театр, особенно шекспи­ровские пьесы! Я знаю, что ты любишь театр. А почему тебя заинтересовал Шекспир? (Самораскры­тие).

Джейн: Моя мама была примой в студенчес­ких спектаклях в колледже до того, как встре­тила папу. Я думаю, во мне это от нее (Свободная информация о родителях).

Пит: В моей семье ни у кого не было актер­ского таланта. А как ты относишься к тому, что твоя мама бросила играть? Я думаю, как было бы здорово, если бы кто-нибудь из твоих близких или знакомых сейчас блистал на Бродвее или в Голли­вуде (Самораскрытие).

Джейн: Да, это было бы здорово, но я люблю ее такой, как сейчас, заботливой и домашней (Сво­бодная информация о маме).

Пит: Как ты думаешь, а это твое — быть до­машней хозяйкой и все такое? Иногда мне кажется, это должно быть очень угнетающим для жен­щины (Самораскрытие).

Джейн: Я не знаю. Я думаю, что пока не хочу замуж. Я хочу посмотреть, что я могу сама (Сво­бодная информация о личных целях).

Пит: Я тоже, я хочу какое-то время быть независимым. Что бы ты хотела делать, быть акт­рисой? (Самораскрытие).

Джейн: Возможно. Если у меня есть доста­точно способностей для этого. А чему учишься ты? (Свободная информация о сомнениях в себе).

Пит: Я еще не решил, быть ли хирургом или кондуктором.

Джейн: Забавно! Эта шутка стара, как мир.

Пит: Я знаю, она плоха, но это моя любимая шутка. Ты слышала какую-нибудь новую? (Само­раскрытие).

Джейн: Нет, все что я помню — доистори­ческие анекдоты (Свободная информация о вкусе юмора).

Пит: Но они тоже замечательные. Может, ты знаешь что-нибудь, чего я не слышал? (Само­раскрытие).

Джейн: Я хочу поговорить о тебе. Чем ты собираешься заниматься, когда закончишь учиться? (Самораскрытие).

Пит: Ты всегда расспрашиваешь тех, с кем хо­дишь на свидания?

Джейн: Да. На кого ты учишься?

Пит: Я бросил. Аэрокосмическая инженерия. Один из монстров военно-промышленного комплек­са (Свободная информация о политических взгля­дах).

Джейн: Это не страшно. Но ты не похож на инженера по космическим кораблям (Свободная информация).

Пит: На кого я похож?

Джейн (смеясь): Ты больше похож на челове­ка из группы поддержки.

IIит: Я тоже так думаю. А ты любишь шутить (Самораскрытие).

Пит: Все в порядке. Так о чем это я?

Самораскрывающая информация — очень эффективное средство общения не только в свободной обстановке, но также и в конфликтной ситуации.

Ваши чувства, опасения, от­сутствие знаний или нерешительность создадут вам труднос­ти в общении с другим человеком, если он не знает ваших истинных чувств.

С особым вниманием относитесь к следующему.

Способ самораскрытия при общении подразумевает, что вы должны признаться и в том, что вам не нравится, что вас беспокоит, чего вы не знаете, чего боитесь и т. д.

Негативные признания не означают, что вы слабый или недостойный человек. На­оборот, именно признание своих недостатков и слабостей как раз может предотвратить манипулирование вами и вме­шательство в ваш образ мыслей.

Если другие люди попыта­ются убедить вас, что вы не должны или не имеете права так волноваться, вы можете просто и прямо ответить: «Возмож­но, но я все-таки переживаю». Подобный ответ уже не поз­волит дальше манипулировать вами. Ваш собеседник после этого или перейдет на честное общение, или предпочтет во­обще прекратить диалог.

В данной статье мы рассмотрели только две техники, из тех многих, которые помогают строить продуктивное общение и завязывать всевозможные знакомства с интересными людьми.

Важно понимать, что навыки эффективного общения, формируются только в практическом взаимодействии с людьми. Их нужно отрабатывать постоянно и везде (в школе, Вузе, на работе, транспорте, на улице и т.д.), пока они не станут вашей индивидуальной особенностью.

что такое свободное общение. Смотреть фото что такое свободное общение. Смотреть картинку что такое свободное общение. Картинка про что такое свободное общение. Фото что такое свободное общение

Уважаемый читатель, мне важно ваше мнение о статье!

Большая просьба оставлять комментарии, они дают возможность с разных точек зрения посмотреть на данный вопрос.

Источник

Особенности свободного общения

Понятие, сущность, характеристика и специфика межличностного общения в сфере свободного времени. Организация досугового общения в современных условиях. Описание индикаторов культуры общения. Отличительные черты свободного общения в клубном кафе.

РубрикаПсихология
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления25.03.2015
Размер файла31,0 K

что такое свободное общение. Смотреть фото что такое свободное общение. Смотреть картинку что такое свободное общение. Картинка про что такое свободное общение. Фото что такое свободное общение

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В наши дни досуг во все большей мере считается той сферой человеческой жизни, которая обуславливает ее равновесие и полноценность. При этом досуг не только обеспечивает условия для расслабления, но предоставляет возможности для отвлечения от действительности, ухода в мир фантазий, возвышенных чувств, сложных эстетических переживаний и эмоций.

В настоящее время досуг является средством компенсации напряжения и стрессов, вызванных обстоятельствами жизни и работы в условиях высокотехнологического, предельно конкурентоспособного, быстро изменяющегося процесса общественной жизнедеятельности, который требует максимальной концентрации сил и способностей работающей части населения и стимулируется всеми средствами информации, массовой коммуникации и межличностным характером взаимодействия.

Сегодня на этапе динамичного реформирования общества люди, так или иначе, соприкасаются с весьма обильной информацией, а вот «переварить» ее далеко не всегда успевают и могут. Окружающая нас жизнь настолько насыщена событиями, что теперь надо думать в первую очередь о том, чтобы помочь человеку поразмышлять, оценить, взвесить увиденное и услышанное, обменяться мнениями и суждениями по этому поводу.

Общение является неотъемлемой составляющей человеческой жизни. Индивид не может существовать вне связи с другими индивидами, не обмениваясь с ними информацией. Сама человеческая сущность включает в себя взаимоотношения с другими.

Большое влияние на характер свободного общения оказывает широкое развитие средств массовой информации. Оно заключается не только в обогащении и содержании досуговых контактов, но и в появлении целого ряда не практиковавшихся ранее форм межличностного воздействия.

1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В СФЕРЕ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ

Общение, как сложный и многогранный процесс, исследуется различными науками, философией, психологией, педагогикой, социологией, этнографией, лингвистикой, культурологией. В этих дисциплинах существует столь большое количество определений общения, что вопрос о дефиниции этого понятия нередко становится самостоятельной научной проблемой.

Общение есть процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг другу и воздействующих друг на друга. Социальные психологи утверждают, что продуктивность общения зависит, во-первых, от того, как люди воспринимают друг друга; во-вторых, от того, какие они при этом испытывают чувства; в-третьих, как они взаимодействуют.

Можно сказать, что человек вынужден общаться, так как без взаимодействия с другими он не сможет выжить. Но общение только ради выживания оставляет человека на уровне животного. Развитие мышления и языка способствует повышению уровня общения, формирует новые цели и задачи коммуникативного процесса. Ведь животные взаимодействуют друг с другом не только не осознавая себя, но и не понимая большинства закономерностей окружающего мира. Примитивные уровни человеческого общежития не столь далеко уходят от таких форм межиндивидуальных контактов, хотя качественная разница природы общения очевидна. Объединяет же людей и животных в данном случае отсутствие осознания целей своего общения, отсутствие рефлексивной деятельности. Дорефлексивное общение является базовой формой любого межличностного взаимодействия, поэтому и в настоящее время оно очень распространено.

Эмоциональная привлекательность любого вида совместной деятельности обусловлена в значительной мере человечностью делового, официального, формального и личностного, неофициального, неформального общения. Благоприятные взаимоотношения людей в совместной деятельности обеспечивают внутреннюю мотивацию, личностную защищенность, переживание эмоционального благополучия каждым из них.

Оптимальное педагогическое общение призвано активизировать операциональное напряжение, обеспечивающее успешное выполнение совместной деятельности, не создавать эмоциональную напряженность, дезорганизующую, изматывающую нервную систему, снижающую работоспособность. Явные симпатии, экспрессии приязни, одобрения воодушевляют общающихся, утверждают в правильности избранного стиля и способов общения. Равнодушие или очевидный негативизм заставляют задуматься о допущенных коммуникативных просчетах, искать другие пути к взаимопониманию и успеху. Следовательно, в коммуникативном взаимодействии можно выделить следующие ведущие функции:

— согласование и координирование совместной деятельности, стимулирование внутренней мотивации общающихся, их интеллектуального, эмоционального и волевого развития;

— создание отношений совместимости, взаимопонимания и сопереживания;

— формирование культуры общения.

Соответственно индикаторами культуры общения выступают следующие компоненты:

— адекватность реакций, синхронность совместной деятельности, высокие результаты труда;

— эмоционально-познавательная активность, атмосфера творческого поиска, сотрудничества, радости познания и общения;

— соблюдение нравственно-этических норм.

К структурным компонентам общения относятся социально-психологический, нравственно-этический, эстетический, валеологический. технологический и др.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОГО ОБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В технологическом отношении общение в условиях досуга представляет собой многоликое явление. Легче всего разобраться в многообразных его формах, следуя от простого к сложному. И начать здесь лучше всего с общения людей, о которых принято говорить, что они собираются вместе просто так, без какой-либо четко выраженной предметно-деятельностной цели. Наиболее простой формой этого общения является самый обыкновенный и хорошо знакомый всем разговор. Здесь в качестве объединяющего занятия выступает элементарная беседа. Люди собравшиеся обсуждают какие-то взаимоинтересные события, делятся новостями, вспоминают прошлое, говорят о планах на будущее и т.д.

В современных условиях функционирование свободного общения тесно связано с развитием развлекательно-игровых занятий. В этом виде досуговой деятельности коммуникативный элемент настолько силен и значителен, что само по себе развлечение становится зачастую не более чем поводом для удовлетворения потребности в общении. Наличие такого положения реально осознается самими людьми и четко зафиксировано в целом ряде исследований.

Наряду с общими чертами, развлекательно-игровая коммуникация обладает целым рядом специфических и даже уникальных качеств. Прежде всего, ей свойственен особый демократизм, неофициальность, легкость установления межличностных связей. Человек, включившись в игру, сравнительно быстро обретает столь необходимые для полноценного общения раскованность, свободу, непосредственность.

Игровые контакты являются отличным средством, снимающим или нейтрализующим застенчивость, замкнутость, излишнюю официальность, чопорность и другие качества, довольно часто мешающие завязыванию новых знакомств и закреплению дружеских отношений.

Как специфический вид общения, игровые контакты обладают значительными информационно-воспитательными возможностями. В процесс очень многих игр легко и органично вплетается бытовая разговорная беседа. Несмотря на ее кажущуюся мимолетность и некоторую легковесность, она всегда позволяет обменяться основными новостями и обсудить наиболее значительные события.

Особенно интересен коммуникативный аспект такой формы развлекательных занятий, как танцы. Основным мотивом посещения танцев является возможность общения со сверстниками. Танцы очень удобны и для встреч с друзьями, и для завязывания новых знакомств. Царящая здесь атмосфера и правила этикета обуславливают особую простоту и легкость вступления в беседу. Танцевальные вечера расширяют сферу повседневного общения молодого человека, представляют столь важный на ранних этапах знакомства повод для повторных встреч, способствуют зарождению и углублению контактов.

Потребность в общении, включая и досуговое общение, достаточно ярко выражено буквально у всех возрастных категорий населения. Однако нет никакого сомнения в том, что наиболее «коммуникабельной» является все-таки молодежь. Это объясняется целым рядом причин.

«Общение лицом к лицу» в небольшой группе людей или компании, считают исследователи молодежных проблем, если оно носит сравнительно устойчивый характер, основанный на общности интересов, открывает несравненно большие возможности для внутренней раскованности и эмоциональной глубины контакта, для более полного самовыражения, внимания друг к другу и взаимопонимания, чем любое другое общение, несущее на себе печать интенсификации и массовости, а, следовательно, фрагментарности и спешки. Вероятно, именно этим можно объяснить наблюдающееся среди молодых людей тяготение к микрообщению (триады, диады).

Среди форм общения, ориентированных, прежде всего, на молодежную аудиторию, особую популярность завоевали клубные вечера и встречи в постоянно действующих клубных кафе. Эта работа настолько прочно вошла в практику, что многие новые проекты социокультурных сооружений предусматривают для такого досуга как соответствующие помещения, так и необходимое оборудование.

По сравнению с другими формами контактов, свободное общение в клубном кафе обличается своеобразием. Обстановка, стиль, обычай и правила поведения, психологический настрой располагают здесь к неспешному разговору, обмену новостями, спокойному отдыху. Удачное сочетание интимности и некоторой праздничной приподнятости вызывает у людей самочувствие, подобное тому, какое они испытывают в гостях у добрых и близких знакомых.

Основным элементом свободного общения в клубном кафе являются дружеские контакты с сидящими соседями по столику. Даже в том случае, когда тут собираются незнакомые или малознакомые люди, они, как правило, быстро сходятся и легко вступают в разговор на самые различные темы.

В содержательном отношении досуговые занятия отдыхающих в кафе впитали все лучшее, что выработано практикой рекреационной деятельности. Посетители такого кафе имеют возможность поиграть в настольные игры, посмотреть небольшие концертные программы, послушать музыку, потанцевать и т.д.

Большую популярность в клубных кафе завоевали встречи с интересными людьми. Следует сразу подчеркнуть, что в данном случае речь идет о встречах, существенно отличающихся от программ с тем же названием, проводимых в больших клубных залах. Сама аудитория кафе, представляющая сравнительно небольшую группу сидящих за столиками людей, позволяет добиться полной интимности, непринужденности, домашности. Разумеется, и здесь могут быть выступления с эстрады. Однако большую часть времени гости проводят вместе и наравне со всеми: сидят за столиками, беседуют с соседями, слушают других выступающих. Эти, казалось бы, незначительные обстоятельства придают общению особую прелесть. Возникает возможность индивидуального контакта с интересным человеком; возможность лично с ним побеседовать, задать ему какие-то особые вопросы и т.д.

Просветительно-воспитательные возможности встреч, как форма общения, значительно повышаются, когда организаторы объединяют отдельные встречи в рамках постоянно действующего клуба интересных встреч. Клубы интересных встреч в строгом смысле слова не являются ни любительскими объединениями, ни какими-либо другими самодеятельными формированиями. Они гораздо больше похожи на цикловые программы, хотя существенно отличаются от последних содержанием работы и способом воздействия на аудиторию. свободное общение межличностный досуг

По сравнению со встречами в собственном смысле, встречи, проходящие в рамках клуба, обретают ряд дополнительных качеств. Аудитория их более стабильна, встречи организуются по плану и имеют определенную логическую взаимосвязь. Четкая специализация на работе определенного типа позволяет поставить ее на более прочную организационно-методическую основу: используются абонементы, вводится единый традиционный день сбора и т.д. Постоянно посещающие клуб имеют возможность решающим образом влиять на тематику, содержание и форму встреч, от них исходит инициатива и во многих других вопросах.

Клубные встречи, в какой бы конкретной модификации они ни осуществлялись, обладают большим педагогическим потенциалом. Они в наибольшей мере соответствуют сущностной природе социокультурных центров как организаторов воспитывающего общения.

В нашей стране появилось много разнообразных форм организации свободного общения, рассчитанных на строго определенный контингент отдыхающих. К ним, прежде всего, следует отнести вечера-встречи для тех, «кому за тридцать». Эти вечера существенно отличаются от других программ, в том числе и от наиболее близких им по ряду формальных признаков традиционных вечеров отдыха. Появление в методическом арсенале специальных форм общения людей среднего возраста связано с некоторыми особенностями их коммуникативных и рекреационных потребностей. Существует большое число мужчин и женщин, которые по тем или иным причинам не имеют собственной семьи: одни всю жизнь оставались одинокими, у других дети выросли и стали самостоятельными и т.д. Чаще всего эти люди активно трудятся и, следовательно, имеют достаточно развитую сферу производственно-профессиональных контактов. Тем не менее, общая структура общения у них чем-то ущербна и устранить эту ущербность только собственными силами не все могут, да это не так легко, как кажется.

Используемые здесь технологии имеют довольно существенные отличия от методик, сориентированных на организацию общения молодежи. Прежде всего, в этих условиях резко возрастает удельный вес чисто коммуникативных элементов. Если в молодежной аудитории общение развертывается, прежде всего, на базе многообразных развлечений, то в программах «Для тех, кому за тридцать» развлекательные занятия хотя и остаются, но явно уходят на второй план. В данной ситуации можно с полным правом говорить об общении как о вполне самостоятельном и самоценном виде деятельности, об общении ради общения.

Нет никаких сомнений, что здесь социально-культурные центры должны идти по линии внедрения специализированных форм работы. Наиболее освоенными из них являются так называемые семейные дни и вечера, когда организуются детские комнаты с игротекой, чаепитием и всем прочим, что необходимо самым юным посетителям, пока их родители отдыхают по своей собственной программе.

На современном этапе одной из важнейших задач работы по организации общения семейных людей является формирование привычки к культурному обогащающему досугу. Ведь именно этих качеств так недостает и гостевому застолью, и межсоседским контактам, и так называемым околодомашним формам общения (домино, карты, другие игры во дворе). Серьезного совершенствования требует как содержание, так и структура досугового общения.

На определенном этапе своего развития свободное общение, не меняя качественной сути, обретает ряд дополнительных характеристик. Контакты становятся более регулярными. Намечается определенная периодичность встреч. Состав тех, кто вовлечен в сферу свободного общения, претерпевает определенную дифференциацию, в результате которой образуются так называемые группы по интересам. Иначе строится и организация общения. Менеджеры досуга получают возможность более действенно влиять на содержание свободных контактов. Теперь уже дело не ограничивается созданием элементарных условий для общения в комнатах отдыха, гостиных или кафе. Каждую очередную встречу приходится тщательно готовить и проводить по всем правилам социокультурных технологий. Свободное общение на этом этапе делает первый шаг в направлении к обособлению и определенной стабильной общности. Но пока еще оно остается именно свободным, со всеми присущими ему качествами.

Обособляясь и достигая определенной зрелости, группы общения могут стать ядром для полустабильных аудиторий цикловых программ, а затем и для стабильных самодеятельных объединений. Вместе с тем первое здесь не заменяет второе, и сам процесс перерастания не должен форсироваться искусственно. Этим совершенно различным уровням досуговой деятельности и общения целесообразнее всего функционировать параллельно, взаимоподкрепляя, питая друг друга. Только тогда они станут в полной мере отвечать самым различным устремлениям, желаниям, потребностям посетителей и будут учитывать реальную подготовленность людей к определенным видам культурного взаимодействия.

На современном этапе в системе организации повседневного общения самым затейливым образом переплелись победы и неудачи, достижения и просчеты, плюсы и минусы. В целом, расширение гласности, утверждение социально-политических свобод и развитие демократических основ общественной жизни способствовали заметному оживлению коммуникативных процессов. Со снятием цензуры прочно утвердилась свобода печати. Газеты, журналы, радио и телевидение стали по сравнению с прежними временами намного интереснее. В них появилась масса новых тем, проблем и сюжетов.

Все это самым положительным образом повлияло на содержание и структуру повседневного общения. Люди перестали бояться, и обыденные разговоры сразу же приобрели большую откровенность, открытость, смелость.

Сущностной особенностью общения людей является то, что оно требует определенного постоянства, регулярности, систематичности. И если ради концерта, спектакля человек способен преодолеть довольно неблизкое расстояние, повседневные встречи предполагают, чтобы место их проведения находилось, как говорят, под боком.

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает людей его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально-культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни.

Повседневное общение, широкие социальные контакты, досуговые предпочтения, формирующие тип социальной жизни различных групп населения, являются важнейшими характеристиками избираемого им стиля жизни, одними из главных критериев самоидентификации человека с определенной группой или средой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сущность общения: функция и виды. Три взаимосвязанных стороны этого процесса: коммуникативная, интерактивная и персептивная. Факторы межличностного общения. Паралингвистические особенности невербального общения. Характеристика основных категорий общения.

реферат [19,2 K], добавлен 06.10.2009

Роль общения в психическом развитии человека. Аспекты и виды общения. Структура общения, его уровень и функции. Понятие кодирования информации в процессе общения. Интерактивная и перцептивная стороны общения. Накопление человеком культуры общения.

контрольная работа [28,9 K], добавлен 09.11.2010

Осуществление взаимодействия человека с окружающим миром в системе объективных отношений. Категория общения в психологической науке. Вид общения. Трансактный анализ общения. Трудности в процессе общения. Путь исследования межличностного взаимодействия.

реферат [25,6 K], добавлен 04.11.2008

Основные категории общения и их характеристика. Определение межличностного общения. Общение как деятельность. Виды общения. Признаки категории общения. Категории средств общения. Экспрессивно-мимические средства общения.

реферат [18,9 K], добавлен 17.06.2007

презентация [129,3 K], добавлен 14.02.2014

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *