что такое свиристель инструмент
Свирель
Русский народный инструмент, упоминаемый во множестве литературных произведений и кинофильмов, существует с глубокой древности. Мелодичный звук свирели славяне считали магическим, а ее саму связывали с богиней Ладой, покровительствующей влюбленным. В преданиях говорится, что игрой на березовой дудке услаждал слух юных дев бог любви и страсти Лель.
Что такое свирель
С общеславянского «свиреть» – «свистеть». Свирель – группа свистковых инструментов, состоящих из одного или двух стволов. Инструмент относится к продольным флейтам, удерживаемым в процессе игры вдоль тела, распространен на территориях проживания восточных и южных славян.
Существует двойной тип дудки – двойчатка. Сегодня она используется редко. Двойчатка представляет собой пару соединенных стволов, равных или неравномерных по длине. Преимущество двойной свирели – возможность применять эффект двухголосия в воспроизведении музыки. Бывают экземпляры, в которых один из стволов предназначен для создания фонового звука.
Как звучит свирель
Продольная флейта – идеальный музыкальный инструмент для создания фолк-музыки. Издаваемый звук нежный, трогательный, пронзительный, изобилующий обертонами. Нижние тона чуть сиплые, их используют редко. В музыкальном творчестве предпочтение отдают сочным, ярким, волнующим тонам верхнего регистра.
Играть технически несложно. Дырки в стволе поочередно закрывают и открывают пальцами, вдувая выдыхаемый воздух в свистковое отверстие – клюв.
Музыкальные лады преимущественно диатонические, но при неплотном закрытии выходных отверстий возникают хроматические. Диапазон свирели – 2 октавы: от ноты «ми» 1-ой октавы, до «ми» 3-ей.
Устройство свирели
Продольная флейта может выглядеть как деревянная либо металлическая трубочка. Диаметр – 1,5 см, длина – около 35 см. Клюв, в который вдувают воздух, находится на конце изделия. Отверстия (от 4-х до 8-ми, но в классическом варианте 6) для выдувания воздуха пробиты в центральной части, устремлены вверх.
В русской традиции вырезать дудку из клена, ясеня, лещины, крушины, тростника. В других странах продольную флейту делают бамбуковой, костной, керамической, серебряной, даже хрустальной.
Внутренность трубки делают полой с помощью тонкого скребка или раскаленного металлического прута. Один конец срезают наискосок – получается клюв.
История инструмента
Когда появился прототип свирели, сказать невозможно. История музыкального инструмента началась, когда древний человек взял полую деревянную палочку, проделал в ней дырки, воспроизвел первую мелодию.
На земли древних славян духовой инструмент попал предположительно из Греции. В летописных источниках есть упоминание трех его разновидностей:
Термин «свирель» самый старый из перечисленных, его использовали, когда еще славяне не разделились на восточные, западные и южные племена. Но невозможно сказать, назывался так конкретный вид музыкального инструмента или все духовые источники музыки, поскольку древние славяне называли свирцами музыкантов, играющих на любых духовых инструментах.
Сегодня музыкальные термины «сопель» и «цевница» не употребляются, все разновидности (а не только двуствольные экземпляры) принято называть свирелью.
Первый письменный источник, в котором упомянут музыкальный инструмент, относится к 12 веку – «Повесть временных лет», составленная Нестором Летописцем.
В 1950-е под Псковом и Новгородом археологами были найдены две дудки:
На дудке играли преимущественно скоморохи и пастухи. Многие десятилетия музыкальный инструмент считался сельским, примитивным, неинтересным. Лишь в конце 19 века русский дворянин Андреев, изучавший народную культуру, усовершенствовал свирель, включил в состав оркестра народной музыки.
Народный инструмент с многовековой историей и мелодичным звучанием сегодня нельзя назвать популярным. Его используют преимущественно в концертах народной музыки, исторических фильмах, спектаклях. Все более востребованной свирель становится в детских музыкальных школах, а значит, есть шанс возрождения интереса к ней.
Свирель
История свирели начинается еще с древних времен. Это выполненный из дерева духовой музыкальный инструмент, похожий на продольную флейту, пользоваться которым на Руси начали еще в древности. Досконально изучить русскую свирель еще не получилось. Соотнести свистковые инструменты нашего времени с древнерусскими названиями, специалисты пытаются уже давно. Среди упоминаний летописцами видов инструментов, наиболее часто встречаются три: цевница, сопель и свирель.
Если верить преданию, на свирели любил играть Лель, который был сыном Лады, славянской богини любви. Он изготавливал себе свирель весной из березовых прутиков. Так как слово «свирель» упоминается в общеславянском языке, то можно утверждать, что оно уже существовало в эпоху, которая предшествовала тому времени, когда этот язык был разделен на три ветви: восточную, южную и западную.
Однако невозможно сказать точно, к определенному ли инструменту относилось такое название, ведь «свирянином», «свирцом» в древней Руси называли исполнителя, который играл на любом духовом инструменте. Исключение составляли рог и труба, в этом случае исполнителя называли «трубочея».
В 1951-1962 годах при проведении раскопок Древнего Новгорода, были обнаружены две свирели. Длина одной, которая датируется концом XI века, 22,5 см, у нее 4 игровых отверстия. Другая свирель датируется началом XV века, ее длина 19 см, у нее всего три игровых отверстия.
Исторически название «свирель» было закреплено за парной флейтой, именно так назывался этот музыкальный инструмент на Смоленщине. Одинарную же свирель называют «сопелью». Чаще всего свирелью в наши дни обозначают инструмент наподобие продольной флейты, в верхнюю часть которого встроено свистковое устройство.
С виду свирель – это деревянная или металлическая дудка. Свистковое устройство, имеющее вид клюва, расположено на одном ее конце, а игровые отверстия (чаще шесть) расположены в середине ее лицевой стороны. Для изготовления инструмента используют клен, крушину, черемуху, орешник или ясень.
Двойная свирель (двойчатка, двойница) состоит из 2-х однотипных дудок, имеющих неравномерную длину. У каждой дудки свое свистковое приспособление, куда вдувают воздух, и на каждой по 3 игровых отверстия. Двойница может иметь различные размеры. К примеру, большая дудка может быть длиной до 29-47 см, а малая — 22-35 см.
Большую дудку, обычно, держат в правой руке, а в левой — малую. Две дудки, объединенные в один инструмент, дают возможность одному игроку исполнять двухголосную мелодию. На двойной свирели можно подобрать обширный и весьма разнообразный репертуар.
Уже в начале нашего столетия в оркестре В.В. Андреева появились свирели, которые были снабжены клапанной механикой. Современные оркестры и сейчас располагают инструментами такой конструкции.
Свирель — музыкальный инструмент, история, фото
Происхождение, история свирели
Русская свирель ещё недостаточно изучена. Специалисты давно пытаются соотнести бытующие свистковые инструменты с древнерусскими названиями. Наиболее часто летописцы употребляют три названия инструментов такого типа — свирель, сопель и цевница.
Слово «свирель» более древнее, чем «сопель«, поскольку оно встречается в общеславянском языке и, следовательно, существовало еще в эпоху, предшествовавшую разделению этого языка на восточную, западную и южную ветви. Однако относилось ли такое название к инструменту определенного вида сказать трудно: в древней Руси «свирцом», «свирянином» называли исполнителя на любом духовом инструменте, кроме рога и трубы — «трубачея».
Итак, традиции игры на свирелях у русских народов видимо много старше эпохи восточнославянской общности. На раскопках Древнего Новгорода в 1951—1962 годах обнаружены две свирели. Одна из них, датируемая концом XI века, имеет ширину 22,5 см и 4 игровых отверстия. Вторая свирель относится к началу XV века, она имеет длину 19 см и только 3 игровых отверстия.
Какова была древнерусская свирель, была ли она парной или одинарной флейтой, сказать трудно, сведений об этом не сохранилось. Положение усложняется еще тем, что нередко перемешиваются названия сходных инструментов родственных национальностей: русских, украинцев, белорусов.
Н.И.Привалов закрепил название «свирель» за парной флейтой, потому что так назывался этот инструмент на Смоленщине — основном районе его бытования. Одинарную свирель в таком случае называют «сопелью». В наше время свирелью все чаще называют инструмент типа продольной флейты со встроенным в верхнюю его часть свистковым устройством.
Устройство свирели
Свирель представляет собой простую деревянную, иногда металическую, дудку. На одном конце её есть свистковое устройство в виде клюва, а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий — обычно шесть. Изготавливается инструмент из крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи.
Двойная свирель(двойница, двойчатка) состоит из двух однотипных дудок неравномерной длины. Каждая дудка имеет свистковое приспособление для вдувания воздуха и по три игровых отверстия. Размеры двойной свирели колеблются в широких пределах. Длина большой дудки 29-47 см, малой 22-35 см. Обычно большую дудку держат в правой руке, малую в левой.
Объединение двух дудок в один инструмент даёт возможность исполнения двухголосных мелодий одним игроком. Репертуар наигрышей на двойной свирели обширен и весьма разнообразен. Двойная свирель была неравномерно распространена по Руси.
В первые годы нашего столетия В.В.Андреев ввел в свой оркестр свирели, снабженные клапанной механикой. Инструменты такой конструкции встречаются и в современных оркестрах народных инструментов.
Описание
Изготавливается из дерева, имеющего мягкую сердцевину. Сердцевина эта вывёртывается тоненькой палочкой или выжигается раскаленной проволокой. Один конец дудки срезается наискосок. Близ отверстия отщепляется тоненький язычок и затем по длине дудки прорезается от 4 до 8 отверстий. Иногда такие дудки делают из камыша, дягиля, тростника или другого пустотелого материала.
Нотация свирелей производится ниже их реального звучания: свирели в строе Ре — на октаву, в строе До — на малую септиму, Ля — на чистую квинту. То есть нотация и аппликатура для этих свирелей одинаковая (за основу взята нотация свирели с наиболее распространённым строем Ре).
Русскую свирель изготавливают из дерева, тростника или металла. В качестве древесины чаще всего используют орешник, клён, крушину, ясень или черёмуху. Сердцевина удаляется тонкой палочкой или выжигается с помощью раскаленной проволоки. В результате получается дудка, один конец которой отрезают наискось. Рядом с ним отщепляется тоненький язычок. Игровые отверстия проделывают сбоку. У классической свирели таких отверстий шесть.
У других народов количество используемых для изготовления инструмента материалов гораздо больше. Это могут быть глина, кость, бамбук, и даже серебро, фарфор или хрусталь.
Двуствольная свирель
Русские народные музыкальные инструменты XIX-XX вв. (слева направо):
дудка, дудка-двойчатка, пыжатка, тростниковые дудки (двойная жалейка).
Двуствольная свирель (двойни́ца, двойчатка) впервые упоминается в «Слове Даниила Заточника» (12—13 века). Распространена в Смоленской, Орловской и Могилёвской (Белоруссия) областях.
Состоит из двух нескреплённых между собой стволов, на которых исполнитель играет одновременно. Концы стволов при игре немного раздвинуты в стороны. Длина одного ствола 30—35 см, другого 45—47 см. На каждом из них по три игровых отверстия. Между звуками стволов (при одинаковой аппликатуре) образуется интервал в кварту.
Свирель на Руси
На Руси считалось, что свирель – особый инструмент, созданный для любви. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады — Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы и услаждал слух девушек мелодичными наигрышами.
Свирель насчитывает уже сотни лет. Так, на раскопках Древнего Новгорода в двадцатом веке было обнаружено две свирели, одна из которых датируется одиннадцатым веком, а другая – пятнадцатым. Уже один этот факт наглядно доказывает, что свирель «шла в ногу» с историей развития человеческого общества и никогда не устаревала.
Конфигурации претерпевала лишь ее внешняя форма. Так, свирель в одиннадцатом веке имела четыре игровых отверстия и длину около двадцати трех сантиметров, а более поздняя свирель имела уже три игровых отверстия и была короче на четыре сантиметра. До сих пор неизвестно, как точно называлась свирель.
Искусствовед Н.И. Привалов первым стал называть парную флейту свирелью, потому что именно так назывался этот инструмент на Смоленщине. Именно этот район и стал основным местом бытования свирели. Что касается одинарной флейты, то ее стали называть сопелью. В наше время свирелью называют инструмент типа продольной флейты со встроенным в верхнюю его часть свистковым устройством.
В мифах и легендах древней Греции неоднократно упоминались флейты. Сейчас трудно сказать, на территории какого именно государства появилась первая свирель, но бесспорно, что инструменты такого типа еще в далекие времена существовали у разных народов.
«Продольной флейтой» свирель стали называть в Европе, начиная с восемнадцатого века. Но за долгое время существования инструмента менялось не только его название, но и устройство.
Можно проследить особенности конструкции свирели, которые вносили в нее различные национальности. У разных народов этот инструмент имеет свое название. Например, башкиры называют его «курай», узбеки – «най», беларусы – «дудка». Под именем «флуэр» он известен у молдаван, «саламури» – у грузин и «сопилка» у украинцев.
Что такое свиристель инструмент
Свирель распространена не только в России. Каждая народность вносила в этот инструмент свои национальные особенности, поэтому у разных народов он имеет свое название. У башкир это «курай», у узбеков «най», у белорусов «дудка», «флуэр» у молдаван, «сотгилка» у украинцев, «саламури» у грузин. В Россию свирель перекочевала из Древней Греции. В античные времена свирель представляла собой музыкальный инструмент из семи тростниковых трубочек разной длины, связанных друг с другом. Согласно древнегреческой мифологии, её изобрёл Гермес, чтобы забавляться, когда будет пасти коров. Этот музыкальный инструмент и сейчас любим пастухами Греции.
Свирель насчитывает уже сотни лет. Так, на раскопках Древнего Новгорода в двадцатом веке было обнаружено две свирели, одна из которых датируется одиннадцатым веком, а другая – пятнадцатым. Уже один этот факт наглядно доказывает, что свирель «шла в ногу» с историей развития человеческого общества и никогда не устаревала. Конфигурации претерпевала лишь ее внешняя форма. Так, свирель в одиннадцатом веке имела четыре игровых отверстия и длину около двадцати трех сантиметров, а более поздняя свирель имела уже три игровых отверстия и была короче на четыре сантиметра. До сих пор неизвестно, как точно называлась свирель. Искусствовед Н.И. Привалов первым стал называть парную флейту свирелью, потому что именно так назывался этот инструмент на Смоленщине. Именно этот район и стал основным местом бытования свирели. Что касается одинарной флейты, то ее стали называть сопелью. В наше время свирелью называют инструмент типа продольной флейты со встроенным в верхнюю его часть свистковым устройством. Свирель имеет форму дудки, сделанную из дерева или металла. Сердцевина убирается тоненькой палочкой или выжигается раскаленной проволокой. Один конец дудки срезается наискось, близ отверстия отщепляется тоненький язычок. На одном конце её находится свистковое устройство. Игровые отверстия вырезаны на лицевой стороне, посередине. Классическая свирель имеет шесть игровых отверстий.
Что такое свиристель инструмент
Свирель распространена не только в России. Каждая народность вносила в этот инструмент свои национальные особенности, поэтому у разных народов он имеет свое название. У башкир это «курай», у узбеков «най», у белорусов «дудка», «флуэр» у молдаван, «сотгилка» у украинцев, «саламури» у грузин. В Россию свирель перекочевала из Древней Греции. В античные времена свирель представляла собой музыкальный инструмент из семи тростниковых трубочек разной длины, связанных друг с другом. Согласно древнегреческой мифологии, её изобрёл Гермес, чтобы забавляться, когда будет пасти коров. Этот музыкальный инструмент и сейчас любим пастухами Греции.
На Руси считалось, что свирель – особый инструмент, созданный для любви. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады — Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы и услаждал слух девушек мелодичными наигрышами.
Свирель насчитывает уже сотни лет. Так, на раскопках Древнего Новгорода в двадцатом веке было обнаружено две свирели, одна из которых датируется одиннадцатым веком, а другая – пятнадцатым. Уже один этот факт наглядно доказывает, что свирель «шла в ногу» с историей развития человеческого общества и никогда не устаревала. Конфигурации претерпевала лишь ее внешняя форма. Так, свирель в одиннадцатом веке имела четыре игровых отверстия и длину около двадцати трех сантиметров, а более поздняя свирель имела уже три игровых отверстия и была короче на четыре сантиметра. До сих пор неизвестно, как точно называлась свирель. Искусствовед Н.И. Привалов первым стал называть парную флейту свирелью, потому что именно так назывался этот инструмент на Смоленщине. Именно этот район и стал основным местом бытования свирели. Что касается одинарной флейты, то ее стали называть сопелью. В наше время свирелью называют инструмент типа продольной флейты со встроенным в верхнюю его часть свистковым устройством. Свирель имеет форму дудки, сделанную из дерева или металла. Сердцевина убирается тоненькой палочкой или выжигается раскаленной проволокой. Один конец дудки срезается наискось, близ отверстия отщепляется тоненький язычок. На одном конце её находится свистковое устройство. Игровые отверстия вырезаны на лицевой стороне, посередине. Классическая свирель имеет шесть игровых отверстий.