что такое свидетельство государственного образца
С 1 января можно подтвердить квалификацию даже без диплома
Что стряслось?
Вступил в силу Федеральный закон о независимой оценке квалификации № 238-ФЗ. Каждый специалист по желанию может сдать экзамен и получить свидетельство на государственном уровне. Это свидетельство можно будет предъявить при трудоустройстве.
Теперь если вы, например, редактор СМИ или дизайнер полиграфии, но у вас нет диплома, то вы можете сдать экзамен и подтвердить свою квалификацию сертификатом. Правда, прислушиваться ли к этим сертификатам, решают сами работодатели.
Независимая оценка не распространяется на госслужащих.
Раньше всем было 💩 на ваш диплом, теперь еще и на свидетельство
Что это значит?
Государство придумало, как официально проверить профпригодность. Теперь любой человек может сдать экзамен на любую доступную профессию и получить оценку своего профессионального уровня.
Если экзамен сдан успешно, в течение 30 дней выдается свидетельство о квалификации. Если испытание провалено, выдается заключение с рекомендациями. Результаты экзамена можно обжаловать.
Информация о свидетельствах и сроках их действия будет публиковаться в общем доступе. Работодатели смогут проверить ее при приеме сотрудника на работу.
По закону экзамен на оценку квалификации добровольный. Компания может отправить сотрудников на проверку профпригодности только с их согласия. За экзамен платит тот, кому он нужен.
Кто за это отвечает?
Все контролирует агентство развития квалификаций. По отраслям создаются советы по профессиональным квалификациям. Они разрабатывают стандарты для разных профессий и решают, как оценивать специалистов на экзамене.
Экзамены проводят центры оценки квалификаций. Это организации, которые выбрал совет и утвердило агентство.
На момент, когда вы будете сдавать экзамен, у центра должна быть действующая аккредитация в нужном вам совете. При этом если у вас уже есть свидетельство, то оно будет действительно вне зависимости от того, что дальше будет с центром.
Я специалист. Что мне делать?
Ознакомьтесь с реестром профессиональных стандартов. Если в нем есть ваша профессия, найдите свой профстандарт. Изучите официальные требования к профессии, чтобы определить свое соответствие. Просто ради интереса.
Без шантажа, постели, унижений и без смс
Если вы все знаете и умеете, не откладывайте получение свидетельства. Оно станет преимуществом при поиске работы или поможет ее сохранить. Разумеется, оно не защищает от сокращений или офисных интриг — оно лишь подтверждает вашу квалификацию.
Если вам нужна дополнительная подготовка — займитесь обучением. Работодатель не имеет права требовать свидетельство, но может вежливо его попросить.
Если вы хотите сдать экзамен и получить свидетельство, найдите совет по профессиональным квалификациям в своей отрасли. Пока их 28, но список пополняется. Вас направят в центр оценки квалификации — там скажут, где сдавать экзамен и сколько он стоит.
А если я работодатель?
Если вы хотите проверить квалификацию сотрудников, составьте список с указанием должностей и численности. Он пригодится при оценке стоимости экзамена в Центре оценки квалификации. Найдите профессиональные стандарты по каждой специальности и раздайте сотрудникам. Получите их письменное согласие на независимую оценку уровня квалификации. Условие о прохождении экзамена можно включить в коллективный или трудовой договор. Расходы на независимую оценку учитываются при расчете налога на прибыль.
Если соискатель предъявляет свидетельство о квалификации, проверьте его в реестре. Например, на сайте Национального Агентства контроля сварки такой реестр в открытом доступе. А в Совете по профессиональным квалификациям в области издательского дела, полиграфического производства и распространения печатной продукции пока нет такого реестра.
Если вам нужна дополнительная информация — звоните по телефонам Советов по профессиональным квалификациям и спрашивайте.
А это вообще хорошо или плохо?
Для профессионалов это хорошо. Получить свидетельство будет легко. Документ даст дополнительные преимущества при устройстве на работу.
Это хорошо для работодателей. Появился порядок проверки профпригодности сотрудников, для которых нет обязательной аттестации.
Это очень хорошо для тех, у кого нет диплома по специальности. Теперь подтвердить квалификацию можно официально — свидетельством.
Это плохо для тех, кто надеется найти теплое местечко с купленным папой дипломом. И для тех, кто привык просиживать штаны на работе. Уволить на основании неудачного экзамена работодатель не может, но на заметку возьмет.
А как у других?
В Великобритании разработана система качества рабочей силы с национальными профессиональными стандартами и рамкой квалификаций. В Европе аналогичная система была утверждена Европарламентом еще в 2008 году. Большое внимание квалификационным стандартам уделяет Международная организация труда.
Минобрнауки России дает разъяснения, касающиеся выдачи документов государственного образца по образовательным программам дополнительного профессионального образования
Сообщается, в частности, что лицам, завершившим обучение по образовательным программам дополнительного профессионального образования, выдаются документы как государственного, так и установленного образца.
Образовательное учреждение имеет право выдавать документы государственного образца только по аккредитованным образовательным программам. Документы государственного образца могут выдаваться лицам, завершившим обучение:
— по образовательным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, указанным в свидетельстве об аккредитации, если на момент завершения обучения у образовательного учреждения не истек срок государственной аккредитации по этим программам;
— по образовательным программам, реализуемым на основе федеральных государственных требований (ФГТ), в том случае, если образовательное учреждение имеет государственную аккредитацию по этим программам.
Если образовательное учреждение не имеет государственной аккредитации по реализуемым им образовательным программам, то в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации установленного образца. Форма таких документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.
Если слушатель поступал в образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию по образовательным программам, и во время обучения срок действия свидетельства о государственной аккредитации истек, и к образовательным программам не установлены ФГТ, то государственная аккредитация образовательных программ не может быть осуществлена и по ним не могут быть выданы документы государственного образца.
Что такое свидетельство государственного образца
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства образования и науки РФ от 4 июня 2015 г. № 05-2038 “О документах, подтверждающих наличие образования”
к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование;
к освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня;
к освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.
Департамент обращает внимание на изменения в законодательстве Российской Федерации, связанные с принятием Федерального закона № 273-ФЗ и касающиеся документов, подтверждающих наличие образования.
Необходимо иметь в виду особенности заверения документов установленного образца об образовании (в отличие от заверения документов государственного образца об образовании).
Документы государственного образца об образовании заверялись печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации (пункт 2 статьи 27 Закона № 3266-1). Такое заверение осуществлялось вне зависимости от организационно-правовой формы организации, которая выдавала эти документы.
Помещение Государственного герба Российской Федерации на печатях муниципальных и частных организаций не предусмотрено. В соответствии с этим после вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ у муниципальной или частной организации нет оснований заказать изготовление печати с изображением Государственного герба Российской Федерации. Таким образом, если муниципальная или частная организация после вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ осуществляет заказ изготовления печати (в том числе в порядке замены печати, например, в связи с изменением наименования), то печать изготавливается без изображения Государственного герба Российской Федерации, что соответствует положениям Федерального конституционного закона.
Вместе с тем, если муниципальная или частная организация имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, изготовленную до вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ (на основании нормы, установленной пунктом 2 статьи 27 Закона № 3266-1), такая организация вправе использовать указанную печать для заверения документов установленного образца об образовании.
В соответствии с этим муниципальные и частные организации могут заверять документы установленного образца об образовании печатью без Государственного герба Российской Федерации или печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, полученной до вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ.
Таким образом, если абитуриент, поступающий на обучение по образовательным программам высшего образования, представляет документ установленного образца об образовании, то указанный документ может быть заверен печатью без Государственного герба Российской Федерации либо печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации. Отнесение представленного документа к документам установленного образца об образовании осуществляется на основании бланка документа, который должен соответствовать установленному образцу.
Образцы документов об образовании установлены:
Заместитель директора Департамента | И.Е. Апыхтина |
Обзор документа
Прежний Закон об образовании предусматривал, что образовательное учреждение или научная организация выдают лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы гособразца об уровне образования и (или) квалификации. Такие документы заверялись гербовой печатью.
В настоящее время лицам, успешно прошедшим ГИА, выдаются документы об образовании и документы об образовании и о квалификации, образцы которых устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Они заверяются печатью образовательной организации.
Разъяснено, что Государственный герб РФ помещается на печатях госорганов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов ЗАГСа.
Помещение герба на печатях муниципальных и частных организаций не предусмотрено. Однако если организация имеет гербовую печать, изготовленную до вступления нового Закона об образовании в силу, то она вправе использовать ее для заверения документов об образовании. В противном случае используется негербовая печать.
Основные документы, удостоверяющие личность: возможные планы по систематизации и единому регулированию
4zeva / Depositphotos.com |
В Госдуму внесен проект федерального закона «Об основных документах, удостоверяющих личность». Документ разработан депутатом нижней палаты парламента Сергеем Ивановым в целях определения правового статуса основных документов, удостоверяющих личность, и систематизации установленных различными нормативно-правовыми актами документов, удостоверяющих личность россиян в стране и за ее пределами, а также иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.
Законопроект 1 закрепляет правовые основы документов, удостоверяющих личность, устанавливает требования к их оформлению, а также регулирует деятельность по изготовлению, выдаче, замене, сдаче, изъятию и уничтожению таких документов.
Остановимся на ключевых моментах инициативы.
Четкая терминология
В ст. 1 проектируемого закона планируется закрепить понятие «документ, удостоверяющий личность». Под таковым будет пониматься материальный объект установленного образца с зафиксированной на нем информацией о персональных данных физического лица, позволяющей установить личность и правовой статус его владельца. Одновременно разъясняется, какие документы будут считаться основными (они выделены в законопроекте из общего перечня документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории России или за ее пределами и документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина и лица без гражданства на территории нашей страны). Также терминологический аппарат предусматривает расшифровку понятия «уполномоченные государственные органы» (к ним отнесены органы внутренних дел, органы юстиции, орган в области внешнеполитической деятельности, орган в области транспорта и коммуникаций, осуществляющие в пределах своей компетенции оформление, выдачу, замену, изъятие и уничтожение документов, удостоверяющих личность).
Принципы правового регулирования в сфере документов, удостоверяющих личность
Требования к оформлению, выдаче, замене, сдаче, изъятию и уничтожению документов, удостоверяющих личность, планируется привязать к принципам:
Перечень основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ
В проекте сформирован перечень из девяти основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ. В их числе:
Оговорено, что иные предусмотренные законодательством документы, удостоверяющие личность гражданина РФ, не являются основными. Хотя в некоторых случаях, прямо прописанных в федеральных законах, к удостоверяющим личность документам могут быть отнесены также водительское удостоверение, военный билет, справка об освобождении из мест лишения свободы и актовая запись о рождении.
Причем возможность совершения гражданско-правовых сделок гражданами РФ связывается с наличием любого из трех документов – удостоверения личности гражданина РФ, паспорта гражданина РФ и свидетельства о рождении, а для иностранцев и лиц без гражданства – только одного (вида на жительство).
Требования к основным документам, удостоверяющим личность гражданина РФ
Проект закона содержит требования, касающиеся не только оформления основных документов, удостоверяющих личность (на русском языке в виде документа на бумажном или пластиковом носителе), но и содержащихся в них данных. Речь идет о минимальном наборе сведений – таких, как: имя полностью (Ф. И. О. и другие части имени при наличии); дата и место рождения; пол; национальная принадлежность (по желанию гражданина); гражданство; фотография; наименование органа, выдавшего документ; номер и серия документа при наличии; дата выдачи документа и дата истечения срока действия документа, если такой установлен; подпись гражданина; иные сведения в случаях, предусмотренных законодательством.
Некоторые новеллы законопроекта
Главной новеллой можно признать введение нового вида документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, – удостоверения личности гражданина РФ. Речь идет о документе (исключительно на пластиковом носителе), удостоверяющем личность и подтверждающем гражданство РФ. По замыслу парламентария, удостоверение личности россияне будут получать с 14-летнего возраста сроком на 10 лет. Причем граждане РФ, выезжающие на постоянное место жительство за пределы страны, должны будут сдать удостоверения личности в органы внутренних дел. Иные особенности использования удостоверения личности на пластиковом носителе должно будет установить Правительство РФ (например, пока в законопроекте не уточняется, нужно ли будет получать такое удостоверение на пластиковом носителе гражданам старше указанного возраста).
Согласно законопроекту в паспортах граждан, уклоняющихся от уплаты алиментов, может появиться новая отметка – об обязанности платить алименты.
Особенности выдачи и ограничения на использование основных документов, удостоверяющих личность
Наконец, вводится ряд запретов – например, на принятие в залог документов, удостоверяющих личность, а также на идентификацию физического лица по копиям таких документов.
Отметим, намерение урегулировать статус основных документов, удостоверяющих личность, отдельным федеральным законом было высказано еще при принятии Указа Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232. Так, преамбула документа гласит: «В целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, постановляю». Таким законом может стать рассматриваемый законопроект в случае его одобрения Госдумой, Советом Федерации и подписания Президентом РФ. Если это произойдет, то новые нормы начнут действовать со дня их официального опубликования, за исключением положений об удостоверении личности – их планируется применять начиная с 1 января 2021 года (после утверждения Правительством РФ формы, порядка оформления, выдачи, замены, сдачи, изъятия и уничтожения такого документа).
1 С текстом законопроекта № 845287-7 «Об основных документах, удостоверяющих личность» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
Что такое свидетельство государственного образца
Комментарий к статье 60
Статья 60 Закона № 273-ФЗ регламентирует формы и порядок выдачи документов, подтверждающих освоение лицом определенной образовательной программы. К документам об образовании относятся:
1) документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся:
а) документы об образовании;
б) документы об образовании и о квалификации;
в) документы о квалификации;
2) документы об обучении, к которым относятся:
а) свидетельство об обучении;
б) свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств;
в) иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Образцы и описания документов об образовании и (или) квалификации, а также порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются и утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации (в сфере дополнительного образования – ведомственными органами исполнительной власти – Министерством культуры Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и т. д. В настоящее время формы документов об образовании утверждены следующими нормативными актами:
— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.07.2013 № 531 «Об утверждении образцов и описаний диплома о среднем профессиональном образовании и приложения к нему»[1];
— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.08.2013 № 989 «Об утверждении образцов и описаний аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и приложений к ним»[2];
— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.10.2013 № 1186 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов»[3];
— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.02.2014 № 112 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов»[4];
— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.05.2000 № 1509 «Об утверждении Инструкции о выдаче документов государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации и академической справки (справки об обучении в образовательном учреждении)»[5];
— Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.09.2013 № 634н «Об утверждении образца диплома об окончании ординатуры, описания диплома об окончании ординатуры, порядка заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов»[6];
— Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 19.08.2013 № 1191 «Об утверждении образца и описания диплома об окончании ассистентуры-стажировки и приложения к нему»[7];
— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.10.2013 № 1100 «Об утверждении образцов и описаний документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним»[8] и др.
В соответствии с ч. 5 ст. 60 Закона № 273-ФЗ по решению коллегиального органа управления образовательной организации, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете»[9], лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются образовательными организациями.
В соответствии с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2014 № АК-213/05О «О заполнении бланков дипломов»[10] даются указания по выдаче дипломов новых образцов. Бланки дипломов образца (формы), установленного утратившими силу нормативными правовыми актами, с 1 января 2014 г. признаны утратившими силу и подлежат списанию в установленном порядке. В связи с указанным выпускникам, окончившим образовательные организации после 1 января 2014 г., могут выдаваться документы об образовании на бланках, утвержденных после принятия Закона № 273-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 60 Закона № 273-ФЗ документы об образовании и (или) о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации, если иное не установлено Законом № 273-ФЗ, Законом Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-I «О языках народов Российской Федерации»[11], и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Документы об образовании и (или) о квалификации могут быть также оформлены на иностранном языке в порядке, установленном организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Распространенной трудностью при оформлении документов об образовании после вступления в силу Закона № 273-ФЗ являлось использование печати с изображением государственного герба государственными и муниципальными образовательными организациями.
Закон № 273-ФЗ, в отличие от утратившего силу Закона Российской Федерации «Об образовании», не содержит положений об официальном использовании Государственного герба Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»[12] допускает помещение Государственного герба Российской Федерации на печатях государственных организаций либо на печатях организаций, наделенных государственно-властными полномочиями (ст. 4). Муниципальные образовательные организации в этот перечень не входят.
Нарушение порядка официального использования Государственного флага Российской Федерации, Государственного герба Российской Федерации или Государственного гимна Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей (ст. 17.10 КоАП РФ).
Согласно ч. 6 и 7 ст. 60 Закона № 273-ФЗ документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подразделяются в зависимости от уровня образования на:
а) подтверждающие получение основного общего образования – аттестат об основном общем образовании;
б) подтверждающие получение среднего общего образования – аттестат о среднем общем образовании;
в) подтверждающие получение среднего профессионального образования – диплом о среднем профессиональном образовании;
г) подтверждающие получение высшего образования – бакалавриат – диплом бакалавра;
д) подтверждающие получение высшего образования – специалитет – диплом специалиста;
е) подтверждающие получение высшего образования – магистратура – дипломом магистра;
ж) подтверждающие получение высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки, – диплом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки.
В соответствии с ч. 8 ст. 60 Закона № 273-ФЗ уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации.
Лицам, освоившим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и защитившим научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук, присваивается ученая степень кандидата наук по соответствующей специальности научных работников и выдается диплом кандидата наук.
Документ о квалификации выдается лицам, прошедшим курсы повышения квалификации или дополнительное профессиональное образование, по завершении которого присваивается квалификация. Повышение квалификации подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке. По результатам профессионального обучения присваивается разряд или класс и выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.
Согласно ч. 11 ст. 60 Закона № 273-ФЗ квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения.
В некоторых случаях повышение квалификации предусмотрено нормативными актами для определенных категорий граждан. Так, п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2006 № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации»[13] предусмотрено прохождение гражданским служащим обучения по образовательной программе в случае:
а) назначения гражданского служащего в порядке должностного роста на иную должность гражданской службы на конкурсной основе;
б) включения гражданского служащего в кадровый резерв для замещения должности гражданской службы на конкурсной основе;
в) решения аттестационной комиссии о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы при условии успешного освоения им образовательной программы;
г) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы.
В соответствии с п. 4 данного Указа профессиональная переподготовка гражданского служащего осуществляется с учетом профиля его образования, а также в случае изменения вида его профессиональной служебной деятельности.
По результатам профессиональной переподготовки гражданскому служащему может быть присвоена дополнительная квалификация. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года.
Организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих осуществляется на основе государственного заказа. Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих формируется с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию гражданских служащих, основанных на индивидуальных планах профессионального развития гражданских служащих.
Согласно ч. 12 ст. 60 Закона № 273-ФЗ лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Таким образом, обучающимся, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего образования и отчисляемым из образовательной организации по различным основаниям, должна быть выдана справка об обучении, образец которой устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации.
Образец (форма) академической справки, действующей для обучающихся образовательных организаций высшего образования, установленный постановлением Госкомвуза России от 30.11.1994 № 9[14], не используется с 1 сентября 2013 года как противоречащий Закону № 273-ФЗ, а сам указанный приказ Госкомвуза России утрачивает силу с 1 января 2014 г. в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.10.2013 № 1100 «Об утверждении образцов и описаний документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним»[15].
Согласно ч. 13 ст. 60 Закона № 273-ФЗ лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 14.10.2013 № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»[16].
Фактически статус данного свидетельства об обучении соответствует статусу свидетельств об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида и свидетельств об окончании специального (коррекционного) класса образовательного учреждения.
Лица, получившие такие свидетельства об обучении, юридически не могут быть отнесены к лицам, имеющим соответствующий уровень общего образования, а, следовательно, не могут поступать для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования.
Между тем, согласно ч. 9 ст. 79 Закона № 273-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с различными формами умственной отсталости, не имеющими основного общего или среднего общего образования. Требования наличия основного общего или среднего общего образования при приеме на программы профессионального обучения Законом № 273-ФЗ не устанавливается.
В соответствии с ч. 14 ст. 60 Закона № 273-ФЗ для лиц, освоивших дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств (музыка, актерское мастерство, изобразительное искусство, скульптура и пр.) выдается свидетельство об освоении этих программ. Свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ выдается при условии успешного прохождения итоговой аттестации. Форма такого свидетельства утверждена Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 10.07.2013 № 975 «Об утверждении формы свидетельства об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств»[17].
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно. С другой стороны, такие организации могут вовсе не выдавать документы по завершении обучающимися освоения образовательной программы.
Такие документы, как правило, подтверждают факт участия лица в подготовительных курсах, краткосрочных мероприятиях, курсах по обучению непрофессиональным видам деятельности (ремеслам).
На практике вопрос о статусе таких сертификатов часто связан с вопросами прохождения педагогическими работниками аттестации. Отметим, что набор сертификатов, предъявляемый работником свидетельствует лишь о его профессиональной активности по самосовершенствованию, но не может иметь статус документов о квалификации, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования.
В ч. 16 ст. 60 Закона № 273-ФЗ устанавливается принцип бесплатности документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов. За выдачу данных документов плата не взимается.
Порядок выдачи дубликатов документов об образовании устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации.
Так, например, в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 04.07.2013 № 531 «Об утверждении образцов и описаний диплома о среднем профессиональном образовании и приложения к нему» утверждены новые образцы диплома о среднем профессиональном образовании и приложения к ним. При этом старые формы, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.08.2009 № 315 «Об утверждении форм документов государственного образца о среднем профессиональном образовании и технических требований к ним», утрачивает силу с 1 января 2014 г. (п. 2 указанного приказа). До 1 января 2014 года дубликаты соответствующих дипломов и приложений к ним оформлялись в соответствии со старыми формами.
[1] Российская газета. № 193. 30.08.2013.
[2] Российская газета. № 243. 29.10.2013 (прил. 1, 2, 4, 5 не приводятся).
[3] Российская газета. № 279. 11.12.2013.
[4] Российская газета. № 62. 19.03.2014.
[5] Российская газета. № 126. 30.06.2000.
[6] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 50. 16.12.2013 (прил. 1 к Приказу не приводится).
[7] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 48. 02.12.2013 (прил. 1, 2 не приводятся).
[8] Российская газета. № 227. 09.12.2013.
[9] Собрание законодательства РФ. 2009. № 46. Ст. 5418.
[10] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
[11] Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740.
[12] Собрание законодательства РФ. 2000. № 52 (Часть I). Ст. 5021.
[13] Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 203.
[14] Российские вести. № 127. 11.07.1996.
[15] Российская газета. № 277. 09.12.2013.
[16] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 50. 16.12.2013 (прил. 1 к Приказу не приводится).
[17] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 41. 14.10.2013.
Комментарий по состоянию на 01.06.2016