что такое светское общество
Светское общество
Светское государство — государство, которое регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.
Законодательство светского государства может соответствовать (полностью или частично) религиозным нормам; «светскость» определяется не наличием противоречий с религиозными установками, а свободой от таковых. Например, запрет абортов является светским решением, если это обосновывается общегуманистическими соображениями (точнее — медико-биологической целесообразностью), а не религиозными предпосылками. Объявление религиозного праздника выходным днём вполне допустимо в светском государстве с целью создания комфортных условий для верующей части населения.
В светском государстве каждый человек вправе рассчитывать на то, что он сможет жить, не обращаясь к религиозным институтам. Например, заключение браков и осуществление правосудия должно быть прерогативой государства. В светском государстве последователи всех конфессий равны перед законом.
В настоящее время все страны европейской культурной традиции, Россия, ряд стран Юго-Восточной Азии являются светскими. Большинство мусульманских стран не в полной мере отвечают критериям светскости. Так, Иран и Саудовская Аравия официально являются теократическими государствами, в конституциях большинства арабских стран записано, что их законодательство основано на Коране и шариате, религиозная форма брака является единственно возможной. В Малайзии в последние годы произошёл отход от светского государства (появилась религиозная полиция, действующая избирательно против мусульман). Из государств с преобладанием мусульманского населения формально светскими являются, например, Турция и ряд стран СНГ. Не полностью религия отделена от государства и в Израиле.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Светское общество» в других словарях:
светское общество — сущ., кол во синонимов: 1 • фашион (7) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
общество — сущ., с., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? общества, чему? обществу, (вижу) что? общество, чем? обществом, о чём? об обществе; мн. что? общества, (нет) чего? обществ, чему? обществам, (вижу) что? общества, чем? обществами, о чём? об… … Толковый словарь Дмитриева
ОБЩЕСТВО — одно из наиболее многозначных понятий социальной философии, применяемое к определению обособившейся от природы части материального мира, связанную с деятельностью и особыми отношениями между людьми. Каркас теории общества образуют категории:… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
ОБЩЕСТВО — 1) совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности и общения людей; 2) как этап человеческой истории (первобытное, феодальное или средневековое, буржуазное, социалистическое, коммунистическое, рабовладельческое или античное… … Тематический философский словарь
Светское государство — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия
ОБЩЕСТВО СВЕТСКОЕ — англ. society, secular; нем. Gesellschaft, weltliche. По Г. Бернзу и Г. Беккеру общество, характеризующееся готовностью к инновациям, ориентированное на целесообразную рациональность и инструментальную эффективность действий. Antinazi.… … Энциклопедия социологии
общество — Среда; круг знакомых. Аристократическое, благовоспитанное (устар.), благоприличное (устар.), благородное, блестящее, большое, буйное, великосветское, веселое, воспитанное, высшее, грязное (разг.), дамское, дурное, женское, живое, избранное,… … Словарь эпитетов
Общество Исследователей Библии — Международное Общество Исследователей Библии религиозное движение, появившееся в 1870 е годы на территории США. Его основателем был проповедник Чарльз Тейз Расселл. Чарльз Тейз Расселл Содержание 1 История … Википедия
Общество исследователей Библии — Международное Общество Исследователей Библии религиозное движение, появившееся в 1870 е годы на территории США. Его основателем был проповедник Чарльз Тейз Расселл. Чарльз Тейз Расселл Содержание 1 История … Википедия
Общество Святого Иоанна Крестителя в Монреале — Carillon Sacré Coeur: традиционный флаг Общества, ставший образцом для современного флага Квебека. Общество Святого Иоанна Кре … Википедия
ОБЩЕСТВО СВЕТСКОЕ
Смотреть что такое «ОБЩЕСТВО СВЕТСКОЕ» в других словарях:
ОБЩЕСТВО СВЕТСКОЕ — англ. society, secular; нем. Gesellschaft, weltliche. По Г. Бернзу и Г. Беккеру общество, характеризующееся готовностью к инновациям, ориентированное на целесообразную рациональность и инструментальную эффективность действий … Толковый словарь по социологии
светское общество — сущ., кол во синонимов: 1 • фашион (7) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Светское общество — Светское государство государство, которое регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования. Законодательство светского государства может соответствовать (полностью… … Википедия
общество — Среда; круг знакомых. Аристократическое, благовоспитанное (устар.), благоприличное (устар.), благородное, блестящее, большое, буйное, великосветское, веселое, воспитанное, высшее, грязное (разг.), дамское, дурное, женское, живое, избранное,… … Словарь эпитетов
Общество Исследователей Библии — Международное Общество Исследователей Библии религиозное движение, появившееся в 1870 е годы на территории США. Его основателем был проповедник Чарльз Тейз Расселл. Чарльз Тейз Расселл Содержание 1 История … Википедия
Общество исследователей Библии — Международное Общество Исследователей Библии религиозное движение, появившееся в 1870 е годы на территории США. Его основателем был проповедник Чарльз Тейз Расселл. Чарльз Тейз Расселл Содержание 1 История … Википедия
общество — сущ., с., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? общества, чему? обществу, (вижу) что? общество, чем? обществом, о чём? об обществе; мн. что? общества, (нет) чего? обществ, чему? обществам, (вижу) что? общества, чем? обществами, о чём? об… … Толковый словарь Дмитриева
ОБЩЕСТВО — одно из наиболее многозначных понятий социальной философии, применяемое к определению обособившейся от природы части материального мира, связанную с деятельностью и особыми отношениями между людьми. Каркас теории общества образуют категории:… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
ОБЩЕСТВО — 1) совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности и общения людей; 2) как этап человеческой истории (первобытное, феодальное или средневековое, буржуазное, социалистическое, коммунистическое, рабовладельческое или античное… … Тематический философский словарь
Светское государство — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия
Что такое светское общество
Свет и светское общество.
Сдержанность, умение держать себя в руках были непременной чертой светского человека. Спор, горячность в разговоре, выбор темы беседы, которая вследствие сложности (наука, политика) была бы обременительной для части общества, особенно женщин, считались неприличными, как и молчаливость, угрюмость.
Свет требовал от своих членов «приличного» поведения и поступков, соответствовавших его особой морали: нельзя было частным образом общаться с людьми, не принадлежавшими к свету, предаваться грубым развлечениям, попойкам, быть замешанным в каких-либо скандалах, выносить на люди семейные скандалы. Светский человек обязан был сразу же оплатить карточные долги, а также защищать свою честь или честь жены на дуэли.
Светское государство.
«В настоящее время в науке доминирует представление о светском государстве как о государстве, в котором не существует какой-либо официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признаётся обязательным и предпочтительным. Соответственно, светский характер государства предполагает, что государство и церковь отделены друг от друга и не вмешиваются в дела друг друга».
Историческая эволюция государственной власти.
Древние государства в значительной степени руководствовались господствующими в те времена религиозными взглядами и традициями.
Так, например, в Древней Греции и в Древнем Египте, всё мировоззрение было пронизано религиозными ценностями, а каждый народ приписывал себе покровительство какого-либо бога. В системе воззрений греков и других народов на государство и мир, над верховной властью так или иначе всегда стояло некое высшее божество. Долгое время глава государства объявлялся и считался помазанником божьим или вовсе отождествлялся с богом. Таким образом, государство было неразрывно связано с религией, светская власть в таких государствах так или иначе существенно зависела от Церкви.
Одним из первых мыслителей, указывающих на необходимость разделения власти в государстве на власть государственную и власть божественную, был христианский богослов и философ, влиятельнейший проповедник своего времени Аврелий Августин Блаженный.
Аврелий Августин, уже в 5-ом веке, говорил о том, что божественная и мирская власти должны быть разделены и разведены, однако им необходимо помогать друг другу для лучшего управления. Аврелий Августин в те времена ещё не мог употреблять самих терминов «светское государство», «светская власть», но говоря о государственной власти и государственном управление, он имел в виду именно такое устройство власти.
В 16-ом веке Мартин Лютер, влиятельный немецкий богослов, инициатор «Реформации» в католической церкви, объявил о неотвратимой необходимости разделения государственной и церковной власти, и о необходимости жёсткого разграничения их сфер деятельности, при этом так же отдавая явное преимущество власти церковной. В рассуждениях Мартина Лютера также была выражена идея о светской власти, которая не имеет никакого отношения к божественному провидению, но которая должна в первую очередь защищать Церковь и её сторонников от зла, которого в мире больше, чем добра.
Идеи перехода к светскому государству на рубеже 16-17 веков находили множество сторонников во многих странах Европы.
Так, например, французский политик и философ Жан Боден в процессе поиска путей урегулирования споров во Франции между протестантами и католиками пришёл к выводу, что только государство, основанное на ценностях веротерпимости, способно предотвратить подобные споры.
В начале 17 века английский философ-материалист Томас Гоббс писал о том, что только светская сильная власть способна предотвратить человечество от возвращение в состояние войны «всех против всех».
Джефферсон утверждал о необходимости соблюдения свободы слова, свободы вероисповедания, выступал против института государственной религии, считая все религии равноправными.
Развитие идей светского государства в России.
В России идеи перехода к светскому государству так же начинают активно высказываться в начале 18 века. Так, ведущий идеолог царя Петра I Феофан Прокопович, епископ Православной Российской Церкви, опираясь на ценности православия, высказал идею о необходимости подчинения церкви светскому самодержавному монарху. Кроме того, Феофан Прокопович положительно отзывался об учреждении Синода, считая коллективное управление церковными делами наилучшим. В его сочинениях нашло своё отражение не только стремление оправдать реформы царя, но и ещё раз обличить действия патриарха Никона, который считал, что «священство выше царства».
В дальнейшем многие русские мыслители поддержали реформы Петра I, направленные на создание светского государства, и высказывались об одновременной необходимости веры для русского человека и о подчинённом положении церкви по отношению к светской самодержавной власти.
Так, Владимир Соловьёв (1853-1900), известный русский религиозный мыслитель и член Императорской Академии наук, писал о том, что церковь просто не может конкурировать в борьбе со светской властью.
Другой русский религиозный и политический философ Николай Бердяев (1874-1948) писал о том, что ввиду различия происхождения религии и государства, а также разницы в их назначении, церковь не должна стремиться заменить собой государство, а то, в свою очередь, не должно вмешиваться в духовную жизнь граждан, выполняя лишь свои прямые светские функции.
Светское общество и светское государство. Суть понятий. История создания светской власти.
Как нам понимать светскость государства
Эх, Россия! Всё больше в тебе признаков приближающихся перемен. И чем более осознанными будут эти перемены, тем меньшую цену придется платить тебе за очередную «революцию сознания». И тем больше ценного опыта уходящей эпохи удастся сохранить русскому обществу. Именно поэтому сегодня нуждаются в переосмыслении многие привычные понятия, которые раньше не вызывали у нас вопросов.
На площадках Общественной палаты стартовала серия круглых столов и семинаров, нацеленных на обсуждение новых трактовок понятия «светское государство». Понятие «светскость» («секулярность») представляет собой сложную проблему. Именно поэтому странно было слышать скоропалительные предложения упразднить существующий федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятый ровно 20 лет назад осенью 1997 года, и принять новый закон, который будет базироваться на иных концептуальных основаниях и регулировать российское религиозное пространство с помощью «светскости». Было предложено разделить сферы религиозных и нерелигиозных сегментов социума и их компетенций, отделив, например, «клерикализацию» от религиозного духовно-нравственного влияния строкой закона. Или проявления антирелигиозной ксенофобии отделить циркуляром от некоей «естественной» свободы самовыражения. Наконец, чего уж останавливаться на малом, просто отделить сферу светскости от сферы религиозной. Делать это все предлагается, вбив в перечень социальных норм некие дополнительные «флажки».
Удовольствие рассказать читателю о перипетиях принятия «закона девяносто седьмого года» и его глубинных смыслах я отложу на некоторое время. Не горит. А вот о светскости (секулярности) необходимо говорить именно сейчас. Ниже вы поймёте почему.
Попробуем подойти к ответу на этот вопрос.
1. Секулярность не монолитна. На деле существует множество идейно не схожих секулярностей, как и множество религий. Поэтому говорить по старинке о «секулярности вообще» так же странно, как говорить о «религиозности вообще».
5. Секулярность (как и религиозность) мифологична. Сегодня вполне очевидно, что между светским и религиозным гораздо меньше кардинальных, глубинных различий, чем казалось прежде. Более того. Если дать какому-то варианту светскости превратиться в завершенную идеологическую систему, в ней, как во всякой идеологии, легко будет отыскать квазирелигиозные основания. Например, современный позитивизм и эволюционизм имеют собственную «священнную историю»: это концепция социального Прогресса, понимаемого как освобождение от догматизма и косности.
Иными словами, мы сегодня имеем дело с открытием и осознанием мифорелигиозных оснований светскости-секулярности. До недавнего времени об этом было не принято говорить. Но сегодня не говорить об этом уже нельзя.
Феномен неочевидности, условности границ религиозного и секулярного ученые анализируют в рамках проблематики постсекулярности. Они отмечают, что современные формы секулярного позитивизма порождают все больше иррациональных и гибридных понятий, формализация которых затруднена. Без прояснения данной проблематики невозможно построить сколько-нибудь удовлетворительное социологическое описание современного общества и упорядочить отношения различных по образу жизни социальных групп, избежав конфликтов между ними.
К сожалению, некоторые сегодняшние определения светскости грешат либо логической некорректностью, либо дискриминацией представителей традиционных и классических религий.
Светское государство должно быть равноудалено от разных мировоззрений, поскольку любой другой подход означал бы дискриминацию одних мировоззрений и привилегию для других. Если, например, строго придерживаться принципа равноудаленности, то «светскость» не будет иметь ничего общего ни с религиозностью (классической и неклассической), ни с атеизмом, ни с различными позитивистскими, этноцентрическими и прочими учениями. По всей видимости, такое государство окажется на позициях агностицизма: «Я знаю, что я ничего не знаю».
Резюмируя сказанное, я бы дал следующее определение современного светского государства: «Это государство, чьи нормы и идеалы определяются независимо от отношения к религии, идеологии или иной системе знания, но исходя из их исторической роли в жизни конкретного народа». То есть в соответствии с демократическим принципом большинства, перенесенным в историческую перспективу.
Светское общество
Содержание
XIX век [ | ]
Фаддей Булгарин описывал [ когда? ] привычки общества большого света: первая — это визит, то есть посещение светских мероприятий в пристойном виде с засвидетельствованием почтения присутствующим; вторая привычка — это званый обед с изысканными блюдами в присутствии почетных гостей в нарядных одеяниях; третья привычка — это игра в карты за столом, крытым зеленым сукном; четвертая — балы и танцы; пятая — театр. При этом у светского человека помимо приличного («всегда по последней моде») наряда должен быть экипаж. [6]
В середине XIX века добыча золота и серебра значительно обогатила такие небольшие города как Сентрал-Сити [en] и Ледвилл. Новые богачи обычно строили оперный театр в родном городе, а после переезжали жить в крупные города, особенно в Денвер и Сан-Франциско, где можно было лучше наслаждаться своим богатством. [14] В то время как мужчины управляли коммерческими делами, женщины в высшем обществе обычно занимались переездами. [15]
Начиная с открытия таких зданий с роскошными квартирами как Стьювесант (англ. Stuyvesant ) в 1869 году и Дакота в 1884 году, богатые ньюйоркцы обнаружили преимущества жизни в квартирах, где штатный персонал занимался их обслуживанием и обеспечивал охрану. [16] [17]
В большинстве французских городов богачи, часто с аристократическими титулами, поддерживали традиции высшего общества и в XX веке. Хозяйство с количеством слуг от десяти до двадцати демонстрировало склонность к показной трате денег. Богатейшие дома Парижа обычно нанимали 30 слуг. После 1945 года количество прислуги иссякло и члены высшего общества начали переезжать в городские квартиры в элитных районах. [18] [19]
Искусство [ | ]
Искусство в то время почти исключительно было связано с владением деньгами. Искусство в высшем обществе сосредотачивалось на поглощении культур со всего мира, привязке к выдающейся архитектуре прошлого, поддержке европейских художников. Особенностью культуры стало желание овладеть знаниями и предметами других культур или, по крайней мере, тщательно их копировать.
Владение редкими и ценными предметами было ещё одним способом показать престиж в высшем обществе. Искусство также было способом демонстрации вкуса и способности нанять подходящего художника или выбрать лучшее произведение искусства для украшения дома. [20]
Портреты [ | ]
Портретисты были очень востребованы в Лондоне. В то же время, американские художники переключили своё внимание с великих пейзажей Америки на написание портретов великих американцев. [21] Тем не менее, историки-искусствоведы до конца XX века не обращали внимания на таких живописцев высшего общества, как Джон Сингер Сарджент (1856—1925). [22]
Портретная живопись стала самым популярным видом искусства среди высшего общества и служила доказательством достижений его членов.
В Нью-Йорке была запущена Великая выставка портретов (англ. Great Portrait Exhibition ) для высшего общества. Выставка стала местом, где люди могли увидеть кто есть кто в нью-йоркском обществе, внимание больше уделялось именам людей, изображённых на картинах, чем качеству портрета. Художественное сообщество же больше заботилось о качестве живописи, что превратило искусство в замкнутый круг с тесной связью между покровителем, художником и критикой. [20]
Архитектура [ | ]
Стэнфорд Уайт (1853—1906) был наиболее влиятельным архитектором в высшем обществе. [20] Оно было также увековечено через строительство поместий в стиле декаданса с деталями, напоминающими Ренессанс и викторианскую готику. Массивные дома выделялись в таких плотно застроенных городах, как Нью-Йорк, их строили на основных проспектах города, принадлежавших богачам или среднему классу, подальше от многолюдных и замусоренных бедных районов, в которых жил рабочий класс. Ричард Моррис Хант сыграл важную роль в удовлетворении запросов высшего общества, проектировав дома, которые представляли их космополитическое мировоззрение и затмевали всё вокруг. [20]
Социология [ | ]
Социальные группы играют важнейшую роль в формировании представителей высшего общества. Обычно они обязаны круглый год посещать общественные мероприятия, а также организовывать такие собрания у себя дома. Социологической особенностью является использование социального капитала, чтобы получать приглашения и посещать определённые мероприятия. Члены высшего общества, как правило, знают о связях, которые нужно установить, чтобы подняться по социальной лестнице. [23]
Последние десятилетия [ | ]
Высшее общество менее заметно в XXI веке, начала больше цениться приватность, а очень дорогое жильё не так бросается в глаза обычным прохожим, как знаменитые старые поместья. Стало намного меньше прислуги, намного больше внимания уделяется охране и безопасности. Особой популярностью пользуются отдалённые горнолыжные курорты в таких местах, как Вейл и Аспен. [24] Качество жилья всё ещё считается важным. Зажиточные люди Нью-Йорка обычно ищут квартиры, расположенные недалеко от хороших школ, ресторанов, музеев, в домах с величественной архитектурой, со скрупулёзным вниманием к деталям, с паркетом из ценных пород дерева, лепными украшениями, латунными дверными ручками и другими изделиями ручной работы. [25]