что такое световая инсталляция
Как устроены световые инсталляции
Без инсталляций студии Sila Sveta сложно представить не то что ночную, а общекультурную жизнь Москвы: масштабные вечеринки промогруппы Arma17, фестиваль Outline, мэппинг на здании Большого театра, главном корпусе МГУ, арке парка Горького и где только не. Эти же люди — авторы постоянной инсталляции в Центральном музее ВОВ и светового шоу для Полины Гагариной на «Евровидении». Не так давно компания открыла офис в Лос-Анджелесе, а вместе с ним произошло участие в шоу America’s Got Talent и фестивале Coachella. Один из основателей студии, Александр Ус, рассказал об истории «Силы света», роли «русского рейва» в ее судьбе, классике, роке и своих лучших инсталляциях.
Как попал в бизнес
Никогда не думал, что увлекусь светом. Я был журналистом: писал про машины и перегонял их. Параллельно с этим мечтал снять кино и придумывал для себя различные сценарии. На одной из тусовок в 2005 году я познакомился с бизнесменом Димой Антоновым. Он привез первый световой прибор в Москву — гигантский слайдовый проектор. В тот роковой вечер, когда я увидел огромную проекцию на доме, я был ошеломлен его возможностями и мощностями. Мы продавали их по 700 тысяч рублей.
Нас нашел режиссер Лев Левинсон и научил, как делать шоу. Когда у нас накопилось 14 приборов, я придумал название «Sila Svetaа», которое мне тогда казалось очень вычурным, но мы были уверены, что нам нужно запоминающееся словосочетание. Сначала мне казалось, что скоро все это в какой-то момент схлопнется. Сомнения подогревали люди из индустрии со словами «да ваш мэппинг — история максимум на год». Очень важным событием для Sila Sveta стало появление партнера в лице Алексея Розова. Он отвечает за продюсирование и финансы. Прошло девять лет, а мы продолжаем расти и развиваться, и, похоже, это надолго. Главное, почаще себя спрашивать, зачем ты все это делаешь. Если ответ: «Деньги», то ты влип. Здесь про другое.
О первых проектах
Первый наш проект — в 2008 году мы засветили Останкинскую телебашню. Начался кризис, заказов не было. Я все бросил и уехал в Индию, где у меня родился ребенок. Тут наступил День города в Москве. У нас снова заказали проекцию на Останкинскую башню и еще на Поклонную гору. Я вернулся в Москву, мы реанимировали все проекторы, на гонорар раздали долги и заработали на новое оборудование. И наступил фестиваль «Круг света».
Мы наняли двух видеодизайнеров и сделали Rapping Mapping, за который получили Гран-при. Манеж сам про себя рассказывал голосом Влади из «Касты» — дом читал рэп. И после этого заказы хорошо пошли.
Также очень важным событием было то, что у «Силы Света» появился партнёр Алексей Розов. Сейчас он отвечает за продюсирование и финансы.
Вторым мощным этапом стало сотрудничество со Stereotactic. Мы сделали мэппинг елки в «Арме» в 2011 году, и он очень круто сработал.
Прошло 9 лет, а мы продолжаем расти и развиваться и похоже это надолго
Сколько это стоит
Если ты хочешь сделать инсталляцию, нужно обзавестись друзьями в световом и прокатном бизнесах. Если ты показал свою креативность прокатчикам, у которых есть оборудование, они тебе его дадут. Если в лоб идти, то это очень дорого. То, что мы делаем на Outline, в «Арме», в лоб по сметам «Силы света» стоило бы иногда десятки миллионов рублей. Мы это делали за другие суммы.
О технотеатре и отмене Outline
У хореографа Олега Глушкова был проект на тему танцев и марионеток. Я предложил на главном танцполе несостоявшегося фестиваля Outline разместить огромную марионетку, он согласился сделать ей хореографию. Мне давно хочется сделать технотеатр, чтобы сцена была, актеры. Очень долго выбирали, какая же марионетка должна быть. Разные идеи были, но мы захотели взять болванку, чтобы она ничего не брала на себя, кроме формы. Потом начали изучать кукловодство. Это оказался отдельный мир — как сделать так, чтобы все двигалось, начали изучать механизмы.
Мы хотели, чтобы она пошла на танцпол, но это оказалось слишком дорого. Помню, я не поверил в отмену фестиваля. Я был дома тогда, поехал на площадку, перелез через забор мимо полиции, чтобы попасть туда. Мы с ребятами заперлись в ангаре и сняли отчетное видео. Это для нас на тот момент было самое главное — возможность запечатлеть. Мы запустили всю инсталляцию, пока полиция ходила по территории завода.
Как делаются инсталляции
После того как мы все сделали, технический директор «Армы» мне говорит: «Саня, ты промахнулся, я не понимаю, как ее сюда вставить, она слишком большая». А мы потратили большие деньги. Приезжаю, мы как-то ее запихиваем. Наш инженер боялся, что голова упадет. У него была паранойя, пришлось его отправить домой. Он, естественно, спать не мог, звонил постоянно. Мы отвечали: «Все нормально, голова на месте».
Изначально, правда, был другой концепт. Я хотел полностью разрушить стену сзади, на бэке «Армы», построить бутафорскую и ее потихонечку разрушать во время вечеринки, чтобы туда начал просачиваться свет. Нужен был эффект постепенного разрушения и конца света. Нам не разрешили, и мы начали думать, какой образ лучше сделать.
Про «Мумий Тролля» и Бекмамбетова
Мне всегда хочется работать с большими масштабами, в клубах это не получается. Сейчас вот концерт с группой «Мумий Тролль» делаем, и это отдушина. С ним получилась странная цепочка связей. У меня есть друг Юра Колокольников, актер. Как человек, который говорит о том, что любит, он в киношной тусовке рассказывал про Sila Sveta. Это, по-моему, до Бекмамбетова дошло, и он уже посоветовал нас Лагутенко. Илья разделил свой альбом «Морская» на три части по смысловым блокам, которые мне до конца неведомы. Мы хотели, чтобы эта сцена выглядела три раза по-разному. Ты приходишь на концерт, сначала смотришь на одно, потом с помощью кинетики или света у тебя другая картина, потом — раз — третья. Но все же главным объектом стал круг как символ Востока и обложки альбома. А еще круг — такая форма, что в него ни впиши — будет хорошо смотреться.
О задачах режиссера
Во-первых, тебе надо придумать главную идею, а также представить, как шоу будет выглядеть и работать. Далее не поддаваться на провокации и пронести изначальную задумку до конца. Уже во время работы моя задача как режиссера — соединить все между собой. Ты, как дирижер, контролируешь каждую из служб: свет, видео, актеры или музыканты, в зависимости от задачи. Опасно постоянно ходить по встречам. Ты становишься менеджером, и меня это раздражает, можешь набрать много заказов, а затем у тебя отключается креативная часть мозга. Я периодически чувствую это. Творчество — это мышца, которую надо тренировать, поэтому больше, конечно, нравится делать проекты руками. Ты начинаешь с материалом работать, ты становишься практиком.
По большей части мы ремесленники, просто со временем нашли формулу красоты и по ней работаем. Но когда мы работаем в клубах и на фестивалях, достаем своего художника. Это всегда эксперимент, где концовка неизвестна.
О времени воплощения идеи
Идея может формироваться в течение полугода. Бывает, это происходит быстро, а бывает — нужно время, чтобы она созрела. Инсталляции в «Арме» три месяца созревали. С «Мумий Троллем» вышло иначе: у меня есть блокнот с идеями, который я применяю, если есть возможность. Так, с проекционным кругом я давно хотел поработать. Когда уже непосредственно создаешь — дело идет быстрее. У тебя есть кости, нужно, чтобы они обросли мясом. Соответственно, сами разрисовки картинок и создание образов занимает с месяц времени. Третий этап — продакшн, когда дизайнеры отрисовывают все детали и доводят весь проект до конца. Все зависит от размера шоу, но если это часовой концерт — уходит месяца полтора. В итоге — от трех месяцев до полугода, но это растянуто во времени.
О программах, которые нужно знать
Если ты человек-оркестр, нужно знать Adobe Illustrator или Photoshop, где создаются первые скетчи. Затем необходимо освоить 3D-пакет, самая прогрессивная графическая программа — Houdini. Надо уметь моделировать и анимировать. Плюс Adobe After Effects, в котором ты делаешь колористику.
Кроме того, надо уметь пользоваться программами для мэппинга.
На фасаде гостиницы «Украина» в честь ее 60-летия мы использовали 80 проекторов. Их нужно правильно расставить, знать линзы, рассчитать яркость с помощью измерительных приборов. Все это можно сделать в программе, а потом уже физически. Но и этого может оказаться мало, нужно знать световой пульт, с которым программируешь свет.
Опасно ходить постоянно по встречам. Ты становишься менеджером, и меня это раздражает, можешь набрать много заказов, а затем у тебя отключается креативная часть мозга
О необходимых навыках
Дизайнеры приходят в это направление искусства и делают ошибки. В нашем деле нужно мыслить не экраном, а объемом, брать в расчет все вплоть до погоды и настроения публики. Кроме графики, важно понимать материю шоу. Можно сколько угодно навернуть 3D-графики, а эффекта ноль. Нужно режиссерско-театральные навыки иметь.
О стоимости и особенностях площадки
Если ты хочешь сделать инсталляцию, нужно обзавестись друзьями в световом и прокатном бизнесах. Если ты показал свою креативность прокатчикам, у которых есть оборудование, они тебе его дадут. Если в лоб идти, то это очень дорого. То, что мы делаем на Outline, в «Арме», в лоб по сметам Sila Sveta стоило бы иногда десятки миллионов рублей. Мы это делали за другие суммы.
В силу того, что каждая площадка разная (и это одна из особенностей этого бизнеса), невозможно создать прайс, выработать готовую схему. Каждая площадка имеет свои особенности, начиная от места и заканчивая материалами дома.
Физика города: как создаются световые инсталляции
Иллюстрация: Полина Бреева
26 сентября в Москве стартует международный фестиваль «Круг света». Как обещают организаторы, в рамках мероприятия светодизайнеры и профессионалы в области 2D и 3D-графики покажут мультимедийные и световые инсталляции в архитектурном пространстве Москвы. Давайте разберемся, как устроено это грандиозное шоу. Начнем по порядку.
Очень многие любят прогуливаться по ночной Москве – она становится очень красивой и эффектной. В основном это заслуга светодизайнеров. Подсветить Большой театр так, чтобы он выглядел еще красивее, создать уютный мягкий свет на аллеях парка Горького – это все их задача.
2D и 3D графика – двумерная и трехмерная графика соответственно. Буква D произошла от английского dimensions – измерение, то есть буквально «2 измерения» и «3 измерения». Это компьютерная графика, то есть компьютеры создают и синтезируют изображение, а затем обрабатывают зрительную и визуальную информацию, полученную из реального мира. То есть, то, как собор Василия Блаженного разрушается и строится прямо у вас на глазах смоделировано на компьютере, используя реальную архитектуру собора.
Светодизайнеры и графики создают световые инсталляции – ключевой элемент фестиваля. Световая инсталляция – это пространственная композиция, созданная из различных световых элементов и являющая собой единое целое. Лампы, прожекторы, проекторы, лазеры – вот из чего состоит техническая часть световой инсталляции.
До открытия фестиваля «Круг света» осталось два дня
Вся композиция «оживает» благодаря видеомэппингу (3D mapping) – 3D проекции на физический объект окружающей среды с учетом его геометрии и местоположения в пространстве.
Для видеомэппинга необходима компьютерная 3D-модель объекта, на который планируется осуществить проекцию. Ее создают инженеры, выезжающие к объекту. Они фотографируют его, производят замеры. Если объект относительно простой, то фотографий и замеров достаточно, если нет – необходимы специалисты, проводящие полное лазерное сканирование здания.
Затем полученную модель на компьютере подвергают изменениям, запланированным в сценарии. По полученным замерам также рассчитывается количество проекторов, необходимых в инсталляции. На пример, для фасада главного павильона ВДНХ требуется 18 проекторов. К слову, техника для видеомэппинга необходима крайне мощная. Для сравнения – уличный фонарь это 210 люменов, а проектор в световой инсталляции – от 20 000 люменов.
Еще один важный этап работы – сведение картинки в одно целое. Каждый проектор показывает часть изображения, они накладываются друг на друга и их необходимо отрегулировать по показателям – яркость, насыщенность.
Но почему же все эти изображения кажутся нам реальными? Прежде всего необходимо запомнить хитрость: 3D-видеомэппинг можно увидеть без специальных очков, но только с определенной позиции. Если человек предвигается, то у него меняется угол зрения и эффект пропадает.
В целом механизм такой – вместо одновременного рассматривания изображения, видеосигнал расщепляется по двум цветовым каналам (обычно — красный и голубой). Динамическое плоское цветное монокулярное изображение обрабатывается таким образом, что на один глаз (например, красный канал) подается неизменный видеосигнал, а на второй (голубой канал) — подают сигнал с небольшой временной задержкой, от изменившейся динамической сцены. За счет движения объектов в сцене, человеческий мозг получает «объемное изображение» (но только если объекты переднего плана либо смещаются, либо поворачиваются – плавная смена позиции позволяет сохранить связь между изображениями и их положением в пространстве, не изменяя временной интервал).
Наталья Жабина, Детский центр научных открытий «ИнноПарк»
Каждый день, просыпаясь утром, мы погружаемся в город, полный фактур, звуков и красок. Пока мы идем на работу и гуляем в парке, нам в голову приходит миллион вопросов о том, как же все вокруг нас устроено в этом огромном мегаполисе. Почему под нами дрожит земля, когда под нами проезжает поезд метро? И может ли в Москве произойти землетрясение? Какими видят нас люди из космоса?
Мы предложили коллегам из Детского центра научных открытий «ИнноПарк» дать ответы на наши вопросы и разъяснить, сколько велосипедистов нужно для освещения столицы, какие оптические иллюзии можно увидеть в городе и как начать экономить энергию, не выходя из дома. Так появился проект «Физика города». Новые вопросы и новые ответы ищите на нашем сайте по понедельникам и четвергам.
Самые необычные световые инсталляции
Использование света в декоративных композициях, выставках и инсталляциях уже давно стало отдельным видом искусства. Предлагаем вам окунуться в мир игры света и теней, яркого великолепия и впечатляющих дизайнерских решений. Читайте о самых выдающихся световых инсталляциях со всего мира.
Содержание
«Прогулка по хрустальной Вселенной»
Оригинальное решение, представленное на искусственном острове Одайба в Японии. Композиция представляет собой огромное количество направленных светильников, свет которых отражается в подвесках с хрустальными элементами разного размера. Блики создают неповторимый эффект полета сквозь пространство космоса.
В зависимости от выбора схемы вы можете увидеть картины разных галактик, побывать в туманностях или просто пролететь огромные пространства со скоростью света. При этом ваши движения провоцируют изменения в отдельных элементах световой схемы, создавая эффект полного присутствия и еще больше подстегивая фантазию. Один из наиболее ярких примеров эффектной инсталляции современности.
Бесконечность в действии
Еще одним интересным вариантом световой инсталляции является другое произведение японских мастеров – «Infinity». Проект перемещен в горизонтальную плоскость – это большой бассейн глубиной 25-30 сантиметров, в котором плавают декоративные карпы кои. Суть инсталляции в создании своего собственного, уникального рисунка на воде путем простого перемещения в бассейне.
Подсвечивается тут не только вода, но и сами рыбы. Каждое столкновение карпа с вашими ногами меняет цвет его подсветки и оставляет след по траектории движения рыбы. Таким образом, через постоянно меняющуюся «real time» анимацию (заготовленные схемы отсутствуют) вы можете создавать совершенно невероятные переплетения разноцветных линий, которые в сочетании с колебаниями водной глади просто захватывают дух.
Оригинальная геометрия «Shape up»
Уникальным проектом световой инсталляции стала простая на первый взгляд композиция от Ambience Lightning и некоего художника Эльзупа.
Поверхностный осмотр не позволит заметить ничего особенного, однако контрастность рисунка оригинально сочетается со скрытой светодиодной подсветкой. Созданная в главном офисе компании, инсталляция призвана показать возможность нахождения уникального и эффектного даже в самом заурядном пространстве. Сама композиция постоянно меняется благодаря таймеру, регулярно переключающему светодиоды. Меняется угол подсветки и восприятие изображенных художником геометрических фигур.
Философская идея впечатляющих масштабов
В Роскильде (Дания) на ежегодном летнем фестивале 2015 года была выставлена необычная инсталляция высотой в 12 метров. Конструкция получила название Nebula («нестабильность»): объект призван отразить непостоянство жизни в больших городах, суету и изменчивость повседневности мегаполиса. Внешний вид конструкции имеет урбанистические ноты – геометрические формы металлических лесов и крепежа великолепно сочетаются с основным посылом инсталляции.
Световой эффект достигнут благодаря размещенным внутри лесов светильникам и плотной полупрозрачной пленке, которой обтянута вся конструкция. Отражаясь на поверхности полиэтилена, световые потоки оставляют четко различимый рисунок (абстракцию, геометрические фигуры, символы), при этом сохраняя воздушность композиции. Немалую роль в эффектности инсталляции играет и выбранное создателем по имени Zotes место расположения – это достаточно большое свободное пространство посреди парковой зоны. Поразительным является и то, как мастеру удалось из элементарных материалов создать столь захватывающие декорации.
Великолепие света на ВДНХ
Нельзя не вспомнить выставку «Вдохновение-2017», порадовавшую многих поклонников искусства освещения из России и Европы.
Проект был представлен множеством разнообразных инсталляций, выполненных лучшими мастерами и размещенных по маршруту длиной в 1 километр вокруг Останкинского пруда. Любой желающий мог прогуляться по фэнтезийным лесам, увидеть волшебных существ и сказочные замки, мастерски выполненные разного рода светильниками.
Каждый вечер на протяжении недели парк превращался в сказочное место, полное впечатлений, загадок и ярких красок. Для посетителей с детьми также были представлены интерактивные участки.
Инсталляция в Ульме
Известный на весь мир Ульмский собор, являющийся самым высоким собором в мире, украсили световой инсталляцией, проработавшей весь 2015 год. Сделано это было в честь 125-летия постройки.
Конструкцию высотой в 161,5 метра осветили прожекторами с датчиками движения и статичными светильниками. Проецируемая инсталляция со сканирующим эффектом получила название «Münsterscanning».
Дорога света – из Англии в Австралию
Британский художник Брюс Манро, некогда искавший вдохновения у скалы Улуру (Автралия), после решил создать необычный светящийся путь, воплотив в нем свои впечатления и переживания, полученные в путешествии. По словам автора, основной задачей для него стало отображение возрождения жизни в красной пустыне – скромных росточков, оживающих при наступлении ночи в прекрасный и завораживающий ковер. Первый показ инсталляции Брюс провел прямо у своего дома в графстве Уилтшир, чем привлек немало внимания не только соседей, но и ценителей искусства со всего мира.
С тех пор композиция была показана во многих странах мира, впоследствии вернувшись к своим истокам – скале Улуру.
Рекордсмен из Японии
Самую большую в мире световую инсталляцию создали японские мастера, охватив сотни метров пространства. В ноябре 2013 года открылась композиция «Зимний свет». Центром ее стал световой тоннель протяженностью в 100 метров.
Вокруг него размещалось огромное множество других элементов, включая деревья, цветочные поля и даже миниатюрная копия Фудзиямы.
Что такое световая инсталляция
Текст: Владимир Сапрыкин
Если вы хотя бы изредка посещаете крупные концертные мероприятия, на которых присутствует световое шоу, то, наверное, уже знаете марку Martin Professional. Это имя достаточно прочно ассоциируется со световыми технологиями, поскольку компания много лет занимается созданием световых приборов и комплексных световых решений. С точки зрения зрителя, световые инсталляции Martin Professional просто красивые, яркие и запоминающиеся. С точки зрения инженеров по свету, они надежны и эффективны, потому что позволяют создавать мощные и разноплановые световые картины. К тому же, в компании разработаны надежные системы управления световыми приборами.
Любое серийное оборудование Martin допускается на конвейер только после жестких полевых испытаний, во время которых заложенные в него конструкторские и дизайнерские решения проходят поверку в условиях изнурительной эксплуатации. При этом компания не перестает искать свежие технические решения, которые и воплощает в новых световых приборах. В последние годы, с развитием светодиодных технологий, компания получила дополнительную возможность развития за счет использования новых световых источников. В результате появились современные мощные решения белого и цветного освещения, при этом очень экономно потребляющие электроэнергию, что в современных условиях более чем актуально.
Но Martin – это не только концерты и праздничные мероприятия. Понятие светового шоу вовсе не обязано иметь четкой привязки к какому-либо событию. Простой пример – фасадное освещение, которое все мы можем видеть вечерами на городских улицах. Оно может работать в будни, в выходные и праздники, просто наполняя светом архитектурный ландшафт, зачастую даже преобразуя его в нечто новое. И здесь приборы от Martin тоже успели себя зарекомендовать.
Что такое вообще архитектурное освещение? На заре возникновения этого понятия существовал один тип освещения: подсветка фасадов зданий. Чаще всего использовались простые фонари, подсвечивающие или весь фасад, или отдельные его участки, например, стенные ниши, колонны или иные элементы, присутствие которых можно отдельно подчеркнуть. Такое направление и по сей день актуально, главным образом, для зданий старой постройки, имеющих те или иные архитектурные изыски и выраженную внешнюю индивидуальность. С приходом в нашу жизнь массового строительства подходы к художественному оформлению также поменялись. К сожалению, архитектура сейчас все чаще решает чисто утилитарные задачи, оставляя за скобками эстетику, которая, в свою очередь, тоже претерпела трансформации. Да, индивидуальные проекты могут быть сколь угодно сложными и необычными, но ведь города по таким проектам не строят. А массовый проект должен быть недорогим – вот на что, прежде всего, обращает внимание инвестор. Недорогим – значит, однообразным, с типовыми решениями. Появляются целые районы с похожими друг на друга жилыми домами, появляются однообразные стеклянно-металлические башни. Которые, пусть они даже закручены в спираль, все равно остаются одинаково скучными блестящими стеклянными коробами. Но это днем. А ночью они зачастую становятся просто неясными серыми силуэтами. Даже интересные, с точки зрения архитектора, здания в ночное время теряют индивидуальность, а при неудачном освещении могут принимать и вовсе гротескные очертания.
Даже такие, казалось бы, индивидуальные постройки, как загородные дома в коттеджных поселках, тоже несут на себе печать внешней однообразности. Вы бывали в таких поселках? Целые улицы одинаковых домов! С одной стороны, это создает ощущение некой общности. Да, но ведь каждый человек индивидуален и хотел бы, чтобы его дом как-то выделялся среди прочих.
Что касается современных городских построек, то они просто обязаны быть индивидуальными, чтобы не превращать город в каменные джунгли. В особенности это касается высотных зданий. Если уж они выделяются на фоне имеющейся застройки, так пусть создают позитивный настрой. В особенности, ночью. Ведь при правильно рассчитанном освещении они вполне способны стать украшением ночного неба.
Как сделать типовой дом непохожим на другие такие же дома? Как придать стеклянной башне индивидуальный облик? В этом случае на помощь можно призвать освещение, которое и будет создавать явно видимое разнообразие на основе одних и тех же реальных конструкций.
Накопив опыт создания световых приборов для индустрии развлечений, компания Martin, в свое время, начала развивать линейку архитектурных решений, открыв новое направление – architectural. Поскольку приборы архитектурного освещения чаще всего располагаются вне помещений, то они должны быть рассчитаны на долговременную эксплуатацию в любых погодных условиях. Таким образом, требования к надежности прибора выходят на первый план. Используя собственные наработки, инженеры Martin сумели создать целое семейство уникальных приборов, предназначенных для решения конкретных архитектурных задач.
Однако жизнь стремительно меняется, меняется сам ее темп, соответственно, меняются люди и их взгляды. Мы живем уже в информационную эпоху. Новые знания появляются стремительно, и столь же быстро устаревают, ускоряется восприятие и переработка информации. Меняется все. И даже такая, казалось бы, статичная вещь, как городской ландшафт, в новых условиях представляет собой не просто набор зданий, сооружений, улиц, парков и так далее. Он превратился в единое информационное пространство, каждый элемент которого представляет собой информационный источник.
Как обеспечить быструю доставку информации и, при необходимости, ее своевременную замену? Да еще в таких масштабах? Ответ очевиден: информация должна быть визуальной. Следовательно, эту глобальную задачу должны решать те или иные световые устройства. Таким образом, световые носители информации, казавшиеся раньше некой надстройкой, дополнением, в настоящее время стремительно ассимилируются и становятся неотъемлемой частью городского ландшафта. А в новых архитектурных проектах они зачастую уже присутствуют изначально как составная часть.
Все идет к тому, что на сцену выходит своего рода информационная архитектура. Это новый взгляд на жизнь, это новый способ существования. Это динамическая связь человека и города.
Компания Martin отнеслась к происходящим изменениям достаточно серьезно. Собственно, это было неизбежно, поскольку все происходящее меняет и саму компанию, и ее видение своего места в мире световых технологий. Архитектурное направление разработок трансформировалось и развивается в соответствии с современными реалиями. Какое-то время потребовалось на то, чтобы впитать в себя дух перемен, осмыслить их, чтобы увидеть происходящее с разных точек зрения. Было открыто новое направление, получившее название architainment. Это неологизм, такого слова нельзя найти в словарях, – но и того, что оно обозначает, до недавнего времени тоже не существовало. Оно составлено из частей двух других слов: architectural и entertainment.
Если вы понимаете английский язык, то пояснений не требуется, слово достаточно точно отражает суть происходящего. Теперь не только город влияет на человека, но и человек влияет на город. Происходит динамическое взаимодействие, обмен информацией.
Городские улицы, в зависимости от текущих потребностей человека, могут быть путеводителем, источником информации, средством развлечения и даже коммуникации.
В новом медийном пространстве становится возможным то, что мы до недавних пор даже не могли вообразить. Например, улица, динамически подстраивающая вечернее освещение под количество прохожих. В местах, где их больше, свет ярче, а на пустых участках в экономном режиме работают лишь неяркие дежурные фонари.
Или представьте себе событие глобального масштаба. Давайте пофантазируем. Скажем, это будет запуск пилотируемого космического корабля. Хоть на Марс, хоть к братьям по разуму, в соседнее звездное скопление – почему нет? Все томятся в ожидании, по телевидению идет трансляция… Но маленький экран не может передать истинный масштаб события. Зато если вы выйдете на улицу, то прямо на стенах близлежащих домов сможете увидеть картину в объеме: не только саму стартовую площадку, но и то, что происходит вокруг нее. Разные фасады демонстрируют изображения с разных камер, и вы становитесь непосредственным участником реальных событий, потому что визуально находитесь в самом их центре и все происходящее видите, в прямом смысле, вокруг себя. Впечатления должны быть поистине незабываемыми.
Нужно отметить, что сам по себе видеофасад уже не новинка. Существуют и видеорешения, его реализующие, и средства доставки изображения, и системы управления. Отдельные здания в крупных городах уже передают информацию 24 часа в сутки. Сопряжение разных изображений в один объем тоже не представляет проблем.
Изображение, выведенное на фасад многоэтажного дома, хорошо различимо с расстояния нескольких сотен метров, что позволяет строить масштабные видео кластеры с охватом очень больших территорий. Так что появление подобных крупных медиапроектов, видимо, вопрос времени.
Компания Martin, используя многолетний опыт в области сценического и архитектурного освещения, к настоящему времени разработала полный спектр приборов динамического освещения и видеоустройств. Архитектор может использовать не только статичное или динамическое освещение, ему доступны более тонкие инструменты, например, креативные видеоэлементы. Это матрицы светодиодных пикселей с индивидуальным управлением, которые легко интегрируются в любые архитектурные решения. На них можно выводить любой контент: изображение, текст или видео. Причем, управление каждым светодиодом осуществляется индивидуально.
Естественно, оборудования как такового для реализации проекта недостаточно. В любом случае нужна первичная идея. И чем она смелее, тем интереснее будет проект. И такие проекты уже появляются. В качестве примера можно привести световую инсталляцию, осуществленную инженерами Martin в датской компании по обработке отходов KARA/NOVEREN. Заказчик собрался заменить две мусоросжигающие печи на новые, более эффективные установки, позволяющие в процессе своей работы генерировать электроэнергию. Внешний конструктив печи незамысловат, она похожа на огромную темную каменную башню. И хотя предприятие находится за пределами городской черты, появление такой скалы на горизонте явно не могло украсить ландшафт. Поэтому в проекте изначально предполагалось использовать динамические световые эффекты, то есть все задействованные приборы должны управляться индивидуально. Причем, башня сама по себе темная, имеет сложную поверхность, которую нужно не просто осветить, а сделать так, чтобы освещение было видно на большом расстоянии. Требовались надежные приборы, желательно с не самым высоким потреблением электроэнергии.
Архитектор хотел с помощью освещения придать энергетической башне эстетически приятный внешний вид, превратив ее в новую достопримечательность города. Для проведения торжественных мероприятий даже были созданы специальные световые сценарии, заменяющие собой ежедневные световые программы. Однако тема основной идеи – переработки отходов в электроэнергию – тем или иным способом передается всегда.
После поисков, для решения задачи были выбраны прожекторы Martin из серии exterior, которые надежны в эксплуатации и наилучшим образом подходят по размерам и качеству цветопередачи. В проекте было использовано 112 светодиодных прожекторов Exterior Wash 410, 78 прожекторов Tripix 1200, система управления M-PC с коммутационными устройствами.
В результате появилась местная достопримечательность футуристического вида под названием «энергетическая башня». И такое прозаическое дело, как сжигание мусора, приобрело вполне респектабельный вид.
Еще один яркий пример того, как действует направление architainment в Martin Professional, можно увидеть в американском Лас-Вегасе. С момента инсталляции прошло уже два года, однако проект по-прежнему выглядит свежим и интересным. Речь идет о колесе обозрения High Roller, которое было запущено в марте 2014 года.
Оно изначально проектировалось как «самое высокое в мире», поэтому и требования были соответствующими, «самыми». Поскольку ночная жизнь этого города протекает чуть ли не более активно, чем дневная, изначальный проект предусматривал использование цветного освещения, благодаря которому в темное время суток колесо можно издалека видеть с разных точек в городе. Кроме того, подсветка должна обеспечить незабываемыми ощущениями самих посетителей аттракциона. И в том, и в другом случае конструкция должна выглядеть максимально эффектно.
Колесо представляет собой легкую на вид ажурную трубчатую конструкцию с тонкими спицами и круглыми обтекаемыми кабинками. Перед художником по свету стояла непростая задача. Требовалось обеспечить освещение конструкции таким образом, чтобы придать ей дополнительную визуальную объемность, откуда бы на нее ни смотрели. Сами кабинки тоже должны быть подсвечены, и поскольку посетители неминуемо будут видеть прожекторы с того или иного ракурса, использование типовых RGB светильников с внешним смешением цвета не представлялось возможным.
Единственными приборами на световом рынке, которые полностью соответствовали поставленной задаче, были светодиодные светильники из серии Tripix от Martin Professional. Благодаря их конвергентному источнику света со встроенным трехцветным чипом весь цветосинтез происходит внутри самого прибора, и зритель видит только готовые запрограммированные оттенки. Система управления должна обеспечить динамическое переключение оттенков, в частности для того, чтобы верхняя и нижняя части колеса были окрашены в разный цвет и сохраняли установленные оттенки при его вращении. Иными словами, когда колесо вращается, окраска его частей остается «неподвижной» в пространстве, плавно перетекая из одного сегмента колеса в другой.
Для световых приборов, занятых в данном проекте, пришлось отдельно конструировать крепежные скобы, обеспечивающие повышенную виброустойчивость и, как следствие, надежную долговременную эксплуатацию. Кроме того, инженерам Martin пришлось изменить параметры электропитания для всех устанавливаемых приборов в соответствии с местными требованиями к электроустановкам.
Опуская подробности, можно отметить, что работа над проектом и последующий монтаж конструкции заняли около трех лет. Со стороны Martin Professional для его реализации было поставлено 1120 светодиодных прожекторов Tripix 300 и 1008 прожекторов Tripix Wash, для электропитания которых использовалось 560 преобразователей Power IP66.
При программировании цветовых схем был учтен тот факт, что с каждым днем время захода солнца изменяется. Поэтому было заготовлено 365 индивидуальных установок, которые каждый день отрабатываются от заката и до наступления фактической темноты, когда включается основная программа освещения. Для праздников и крупных мероприятий были заготовлены отдельные пресеты.
Уже через год после открытия колеса обозрения, High Roller стал неотъемлемой частью пейзажа Лас-Вегаса. Обтекаемая форма и элегантный световой дизайн сделали его самой яркой и современной достопримечательностью города, который никогда не спит.
Пример колеса обозрения наглядно демонстрирует степень влияния хорошо спроектированного освещения на успех инсталляции в целом. Если вначале внешний вид этого аттракциона считался просто красивым, то теперь, по прошествии двух лет – единственно правильным.
Кстати говоря, освещение аттракционов в парках развлечений тоже применяется достаточно давно. Однако смысл, вкладываемый в подсветку, претерпел существенные изменения. Если первоначально освещение использовалось, главным образом, для привлечения внимания (и во многих случаях, хоть и выполняло задачу, но довольно быстро утомляло глаза), то в настоящее время концепция изменилась. Освещение теперь не просто привлекает внимание. Прежде всего, современное освещение создает уникальную атмосферу конкретного места. Чувство неповторимости момента, если хотите. Технические возможности современных систем освещения позволяют сделать почти невозможное. И здесь уже на первое место выходит художник по свету. Его задача – придумать образ, реализацией которого займутся профессионалы.
Возьмем для примера тот же парк отдыха. До настоящего времени абсолютное большинство таких парков освещено, скажем так, по старинке, отдельными сегментами.
Есть основное освещение, это фонари на столбах. Есть отдельные зоны с ландшафтным освещением: локальные прожекторы с широким лучом, гирлянды на деревьях, наземные фонари. Зоны аттракционов также используют свою подсветку. И все эти световые зоны работают сами по себе. Вряд ли вы найдете парк, в котором системы освещения составляют единое целое, с единым центром управления, способным реализовать любую концепцию. Подобных проектов в нашей стране еще нет, или же они только начинают разрабатываться. А ведь именно такая инсталляция позволит превратить парк в единую рекреационную зону, в место, где можно отдохнуть от дел, окунувшись в совершенно иную атмосферу. Все эти пешеходные и велосипедные дорожки, полянки, уютные скамейки под сенью деревьев, аттракционы и летние театры – все они способны перенести вас из ежедневной суеты в совсем иное измерение.
Представьте, что вы впервые пришли в такой парк на вечернее представление под открытым небом. Уже наступили сумерки, небо стремительно темнеет, оставляя далеко на западе розовую полосу. На входе вас встретит указатель, прочитав который, вы узнаете, что к театру вам нужно идти по зеленой дорожке, а к аттракционам – по белой.
Почти как в сказке, только вместо волшебного клубочка использованы световые указатели. Тропинка с коротким маршрутом к театру ограничена по бокам тонкими светодиодными полосками-стрипами со светящимися зелеными огоньками, бегущими в нужном направлении. По пути вам будут попадаться велосипедные дорожки, вы будете их узнавать по светящимся желтым маршрутным полосам и мягко мерцающим фонарям в месте пересечения, а ближайшие три-четыре метра к такому перекрестку будут аккуратно подсвечиваться с каждого направления, чтобы не создавать аварийных ситуаций. Датчики движения будут усиливать подсветку при приближении к перекрестку и ослаблять ее до дежурного уровня при удалении.
Для любителей уединиться в укромных уголках под деревьями установлены скамейки, но нет никаких фонарей, которые будут светить в лицо. Просто по углам площадки будут тихо мерцать электронные светлячки на светодиодах, и крона дерева будет слабо светиться, создавая уют и атмосферу единения. Причем, если на скамье кто-то сидит, то подсветка одна, а если никого нет – уже совсем другая.
А зона аттракционов ночью сама по себе видна издалека. Потому что над ней вьется легкое дымовое облачко с объемными лазерными проекциями. Но в праздничные дни организаторы вечерних мероприятий могут устроить вам на длинных дорожках сюрприз с приключениями на маршруте. Белые световые указатели в виде полосок на бордюрных плитах иногда будут гаснуть, погружая дорожку в сумрак и пугая вечерних путешественников. Вместо них в темноте прямо на деревьях будут появляться жуткого вида мерцающие указатели, направляющие к болотному лешему или к жилищу бабы-яги.
Скрытые прожекторы с гобо, направляющие луч на листву кустарника, дают поразительно эффектный результат! Особо чувствительные отдыхающие, чтобы не смотреть по сторонам и сберечь нервы, могут воспользоваться электронной картой с навигационными знаками, для доступа к которой можно подключиться к местной беспроводной сети. Тогда можно смотреть только под ноги…
Отмечу, что в реальности такой парк пока еще не существует. Есть множество нюансов, которые нужно учесть, прежде чем приступать к реализации столь масштабного проекта.
Но если крупные проекты такого рода еще ждут своего часа, то менее глобальные световые инсталляции уже работают в различных местах. Существуют, например, рестораны, декорированные под рыцарские замки, с грубыми каменными стенами и многочисленными нишами, в которых установлены скрытые светильники. Управляя в них яркостью освещения и цветовой температурой белого света, можно добиться удивительных результатов, меняя интерьер и саму атмосферу места от правдоподобной кровожадно-средневековой до легкой «стилизации под старину», когда совсем не страшно. Существуют архитектурные инсталляции, в которых используются несколько групп скрытых светильников, установленных в тщательно рассчитанных точках. Управляя всего лишь яркостью и цветом в разных группах, можно добиваться иллюзии утреннего или вечернего освещения, можно даже менять визуальную форму архитектурных элементов. Все то, что раньше делалось реставрацией, перестройкой, покраской, с привлечением строительных бригад и закрытием объекта «на ремонт», теперь происходит ежедневно, многократно, и абсолютно свободно. Нужно лишь изначально включить в проект индивидуально подобранные осветительные системы.
Разумеется, все это лишь единичные примеры. На самом же деле сложных архитектурно-световых инсталляций в настоящее время довольно много. И уже реализованные к настоящему проекты ясно показывают глубину интеграции систем освещения с архитектурными решениями. Таких проектов становится все больше, где-то они начнут территориально пересекаться, соединяясь в глобально управляемые кластеры и, возможно, недалек тот день, когда город сможет менять свой облик по нашему желанию, каждый раз удивляя новыми красками, при этом оставаясь нашим домом, в котором все знакомо, который мы любим, и в котором хотим жить.