что такое светлые помыслы
Вкладывайте в свой ум светлые мысли
Беседа о бесполезной и вредной печали. Часть 2
Церковь дает нам такие средства, которые, если использовать их должным образом, помогут нам оставаться здоровыми и душевно, и телесно.
Это пост. Кто постится, тот получает великую помощь для тела: оно очищается. Конечно, это зависит от того, как ты постишься, потому что одна дама сказала мне, что за Великий пост прибавила 6 кг. Она сказала:
– Ну что это за пост такой? Пощусь и полнею!
– Смотри, – сказал я ей, – тут виноват не пост, а то, что ты много ешь. Ведь ты выбираешь всякие сорта хлеба, необычные напитки, ешь пирожные со шпинатом по пять штук сразу, а то и по шесть. Сама готовишь их, и так вкусно! Ты питаешься не в меру. А ведь недостаточно поститься и в то же время есть всё на свете: булочки с кунжутным маслом, рис – во всем этом нужна мера и сбалансированность. Когда постишься правильно, ты ощущаешь свежесть, бодрость, тело у тебя очищается от токсинов, содержащихся в мясе, от тяжелой пищи, консервантов. Ты вносишь в свою жизнь меру и баланс, ценишь то, что дарит тебе Бог, и благодаришь за это.
В пост ты вносишь в свою жизнь меру и баланс, ценишь то, что дарит тебе Бог, и благодаришь за это
Я видел людей, которые постятся, не особо веря в Бога. Один человек сказал мне:
– Я в церковь не хожу так часто, не делаю в этом направлении больших усилий, но всё же соблюду легкий пост.
– А точнее, что ты собираешься делать? – спросил я его.
– Этим Великим постом откажусь только от мяса.
– Молодец! – сказал я ему. – Что можешь, то и делаешь.
Потом он рассказал мне:
– Я увидел результат: ощутил в себе силу, которая придавала мне радость, и я просто летал. Просыпался и несся на работу!
Итак, наше питание оказывает большое влияние на нас: когда делаешь это ради Бога, это влияет и на тело, и на всё наше душевное состояние.
Молитва – еще одно средство, которое дает нам Церковь. Когда человек молится правильно, он успокаивается, молитва расслабляет его и утешает. Некоторые люди засыпают на молитве, и это не значит, что они плохие, просто они очень успокоились, стали подобны младенцам. Когда люди причащаются, они потом спят. Причастишь их, и они, еще не успев доехать до дому, похищаются сном.
Если совершаешь молитву правильно и полагаешься на Бога, душа твоя вся утихает. Это отражается и на теле. Если увидите монахов Святой Афонской горы после службы, то заметите, что у них на лице и во всем облике есть что-то очень свежее, очень хорошее, очень живое, радостное. Они говорят с тобой, и ты видишь людей, которым не тяжело из-за того, что они живут, – у них есть желание жить.
Молитва – великое дело, но молитва означает, что ты предаешь себя Богу, ощущаешь Его: «Боже мой, я хочу ощутить Тебя: какой Ты?» – а не так: «Приди и сделай моего ребенка таким, каким хочу я! Чтобы он женился на той, которую хочу я. Чтобы я нашла такую работу, которую хочу я. Чтобы я нашла денег для…»
На молитве не может быть таких мыслей. Молитва – это любовное состояние, когда ты не думаешь: «Дай мне – и возьми!» – а ощущаешь изумление от соприкосновения с Богом. Это нечто другое. А мы не молимся, мы только ищем себе удобств, всё время, и я тоже: «Боже, хоть бы поймать такси, хоть бы не опоздать на самолет!» То есть мы хотим каких-то услуг, чтобы Бог сделал для нас то, чего хотим мы.
Молитва придает великую бодрость и оживляет все твое существо.
Исповедь. Вы исповедуетесь? Ну конечно, да. Я знаю, что вы все исповедуетесь. Но когда исповедь превращается в простое перечисление того, что я сделал… Ведь цель не в этом: «Я сделал то-то, то-то и то-то». Чтобы исповедь исцелила тебя, надо ощущать себя подобным болоту, подобным застоявшейся воде, куда Божия благодать приходит, выталкивает ее, и она исчезает. Исповедь выталкивает прошлое, стирает его и бросает в океан Божией любви. Это движение не позволяет воде застояться и засориться.
Исповедь выталкивает прошлое, стирает его и бросает в океан Божией любви
Кто исповедуется, тот не зацикливается на прошлом, и это очень целительно. Людям обычно тягостно оттого, что они продолжают оставаться в прошлом: «Что я сделал! Что я сказал! Что мне сделали, и как я отнесся!» Исповедь всё это берет и бросает в реку и океан – туда, где Бог, где любовь. Поэтому исповедь исцеляет человека.
– Дитя Мое! Я открываю новую страницу в твоей жизни! Старое прошло, твоя жизнь меняется.
Это тебя преображает, делает новым человеком, ты успокаиваешься, меняешься и обновляешься.
Кто из вас не осуждает других, а прощает, тот, безусловно, обеспечивает себе еще 10 лет жизни, здоровья и благословения от Бога, поскольку осуждение и непрощение держат нас привязанными к прошлому. Чего ты не можешь простить? Того, что было. А когда было? Час назад, месяц назад, год назад. 10 лет тому назад.
Я видел детей, которые не разговаривают с родителями, родителей, которые ругаются с детьми из-за имущества, и это продолжается 10 лет. А что значит 10 лет? Это значит, что я 10 лет не позволяю своей душе дышать, не даю ей вдохнуть кислород. Я всё сижу там, в старых делах.
А осуждение что значит? Оно значит, что я комментирую жизнь другого, проявляю к ней любопытство, не люблю его, вынашиваю помыслы, которые сводят меня с ума. Поэтому если увидишь людей, которые осуждают, упорствуют, нервничают, то заметишь, что это проявляется у них и внешне. У них заметно напряжение, они совершают нервные движения, приходят в смятение, и это оказывает влияние и на их тело и поражает его, а не только душу.
Как хорошо – засыпать вечером, говоря: «Слава Богу! У меня никаких проблем ни с кем, я никого не ненавижу. Ну ладно, утром обозлился на того человека, но мы с ним помирились». Как сказано в Священном Писании? Солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4: 26). И сейчас, зимой, нам до 5 часов надо со всеми сойтись, то есть помириться. Чтобы ты мог сказать: «Теперь иду спать. Слава Богу, я в порядке!»
Это неплохо – чуточку поссориться, ссорьтесь, но только в конце миритесь. Некоторые говорят:
– Мы дома никогда не ссоримся!
– Да ладно вам! Не ссоритесь – что вы за люди?
– Нет, мы очень любим друг друга! – и думают, что мне это очень понравится.
– Это не страшно, я буду любить вас еще больше, если будете немного ссориться!
Позволительно ли это? Вопрос не в том, позволительно ли, потому что это естественно: поссориться – это неплохо, только надо научиться делать так, чтобы из ссоры рождалось что? Истина между вами. Начали вы ссориться? Выскажите всю правду. И если выскажете правду:
– Моя проблема, дорогая, не в еде, которую ты приготовила не так, как я хочу, а в том, что ты вообще пренебрегаешь мной как человеком. Меня терзает одно, я срываюсь на другом. Дело не в твоей блузке, а в том, что я ревную тебя. И не в чем-то другом, а в том, что на днях мы пошли на прогулку, а ты проболтала с этой женщиной уйму времени.
Нас терзает одно, а срываемся мы на другом. Так скажите, что вас беспокоит
– Откуда ты ее знаешь, почему с ней разговариваешь? – говорила одна женщина своему мужу. – О чем вы с ней говорили? – и это терзало ее: – Зачем ты с ней разговариваешь?! И что она тебе передала? Ты ведь что-то записал потом! Ее номер записал? Я себе места не нахожу!
Такие моменты могут дать потом повод поругаться из-за еды, из-за носков, из-за всего. А проблема не в этом. Но если ты этого не выскажешь, это тебя сведет с ума. Помыслы способны довести нас до болезни. Доказательство? Многие из вас не спят по ночам не оттого, что в комнате холодно и нет одеяла, а оттого, что мысли не дают вам покоя. То есть ты ложишься в 12 и засыпаешь в полтретьего, полвторого. И один человек сказал мне:
– Со мной опять непорядок: я до четырех часов не могу уснуть! Не могу, всё думаю и думаю!
Я читал, что наши мысли вызывают биохимические реакции во всем теле. Например, думаешь о пицце и облизываешься, слюнки начинают течь, ты вдруг подумал об этом, и тут же хочется есть! А потом думаешь о чем-то другом и говоришь: «Ой, а это мне не нравится!» Помыслы напрямик влияют на тело. В нас что-то происходит. Например, когда кто-нибудь спрашивает:
– Так, значит, ты приглашаешь меня в гости? А что мы будем есть?
И только услышит, чем будут угощать, тут же исполняется энтузиазма.
Однажды у меня был урок в школе, и мне показалось, что один ребенок пришел в восторг от урока, потому что он вдруг заулыбался и стал где-то витать. Я спросил его:
– Почему ты улыбнулся? Что тебе понравилось из того, что я сказал?
– Ничего! Просто я вспомнил, что мама сегодня будет печь торт!
Он вспомнил о торте и стал улыбаться. Лицо у него сияло. Как говорится, когда душа радуется, радуется и лицо.
Поэтому вкладывайте в свой ум приятные мысли. Сейчас и я, и все мы способны заговорить о таких вещах, которые доведут нас до болезни в конечном счете. И если хотим, можем этим заняться. А если хотим, можем поговорить на такие темы, которые вселят в нас надежду, бодрость, свет. Который мы и видим у святых, у святого Василия, например, у всех. Нимб что означает? Сияющий венец. Церковь словно говорит тебе: «Внеси свет в свою жизнь, в человека, который рядом с тобой, в членов своей семьи, в свои проблемы. Не передавай без конца неприятные помыслы, помыслы отчаяния и т.д. – от этого заболевают, и это ничему не помогает».
Стали собирать статистику, о чем думают большинство родителей, когда ребенок не возвращается домой вовремя, и оказалось, что 99% думают, что с ним что-то случилось, и лишь немногие говорят, что он или не слышит мобильный телефон, или чем-то занят, или сидит у какого-нибудь друга. Большинство думают о таких вещах, которые приводят к болезни: «Тут что-то не так! С ним что-то случилось! Сейчас что-то происходит!» Мы привыкли думать о плохом. Наш ум обычно туда направляется.
Нам очень поможет, если мы научимся за всё благодарить. Это залог здоровья – говорить: «Благодарю!»
Нам очень поможет (и мне, и вам), если мы научимся за всё благодарить. Это залог здоровья – говорить: «Благодарю!» Кто говорит благодарю, тот делает себе уколы витаминов. Говори благодарю! Не будь недовольным, не ропщи и не жалуйся, а говори: «Слава Богу, на дороге движение! Слава Богу, я проявлю терпение. Сегодня идет дождь – слава Богу! Лето было очень жарким. Слава Богу!» – и никогда не заболеешь.
Есть люди, которым всегда чего-то не хватает: «Какая ужасная жара!» Или, если холодно: «Какой сегодня жуткий мороз!» «Сколько машин!» – или, если дороги свободны и город пустой: «Вокруг ни души, как будто все вымерли!»
В конечном счете, это болезнь. Быть ничем не довольным в жизни – это болезнь. Это изнуряет, это выбивает почву из-под ног, в твоей психике что-то начинает происходить, и в какой-то момент это поражает и тело.
– А если мне надо будет жениться, что ты посоветуешь, какой чертой должна обладать девушка?
Я ему на это ответил:
– У нее не должно быть одной черты – ворчания.
Это великое дело! Она может не иметь диплома, быть бедной, богатой – всё это меня не интересует. Лишь бы не передавала тебе атмосферы нытья, роптания, недовольства. Чтобы была согласна на всё:
– Что мы сегодня будем есть?
– Что есть, то и будем есть!
– У нас нет ничего особенного, есть только немного помидор.
– Замечательно, мне нравятся помидоры!
– А чего ты хочешь: соку или лимонаду?
– А я хочу соку, мне он нравится.
У этих людей нет проблем, у них всё нормально, потому что они научились, что бы они ни делали, нестись – мне нравится это слово. «Я несусь» – значит, что я движусь подобно потоку, устремившемуся к реке. Я иду туда, куда ведет меня жизнь.
Всё как управит Бог, а не как хочу я. Аминь!
Чистота помыслов (мыслей)
Первый шаг к началу новой жизни на удивление прост: нужно
всего лишь следить за течением своих мыслей и направлять
их соответствующим образом.
Думайте так, будто каждая ваша мысль огромными огненными
буквами написана на небе и видна каждому — так оно и есть.
Не предавай души твоей помышлениям злым,
да не осквернят они сердца твоего…
авва Евагрий, 89, 616
Чистота помыслов (мыслей) как качество личности – способность контролировать своё сознание, не допуская в нём прописки порочных, негативных, дурных мыслей и нехороших помыслов.
Женщина жалуется: — Батюшка, лезут в голову злые мысли. А как с ними справиться, не знаю. Священник улыбается: — Если к вам придут два человека — один добрый, а другой злой, кого легче прогнать? — Доброго, — откликается женщина. — Вот и мысль добрую тоже легко спугнуть. А от злых — не отвяжешься. Приходится просить: — Господи, помоги! И ведь уходят…
Дурные мысли приходят и в святую голову. Никто не застрахован от прихода незваных гостей – дурных мыслей и нехороших помыслов. Просто благородный, порядочный человек, когда к нему пришла непотребная мысль гонит её, не стесняясь проявить не гостеприимство и не радушие. Дурная мысль говорит ему: — Можно обогреться? – Нельзя. – А переночевать? – У меня не гостиница. – Может, хоть дашь хлеба кусок? – Нет у меня ничего. Ступай себе, пока я добр.
Человек, находящийся под влиянием энергии страсти, а, тем более, невежества превращается для дурных мыслей в олицетворённую приветливость и хлебосольство. Например, помыслы мужчины в невежестве: Мужские помыслы… чисты!… Поллитра. женщина… кусты!…
Человек в благости, наоборот, развивает в себе самоконтроль, который, как раз, и начинается с контроля языка и мыслей. Он запрещает себе делать глупости, терять самообладание и становиться рабом ненасытных чувств и вожделенного ума. Он бежит от греха, поэтому запрещает себе переход от дурных мыслей к действию.
Огрызнувшись и поскандалив, дурная мысль уходит. Она может ещё пару раз заглянуть с проверкой, может, хозяин одумается и проявит гостеприимство. Когда дурные мысли, протестировав несколько раз разум, уйдут из человека, несолоно хлебавши, появляется гарантия, что они уже навсегда оставили попытку капать ему на мозги.
Словом, дурные мысли приходят в голову и к святому и к деграданту. Только первый их не привечает, не кормит и не поит, а второй – проявляет к ним гостеприимство и хлебосольство.
Больше всего наше сознание боится публичности, опасается чтобы его не выставили напоказ. Если вам пришла в голову дурная мысль, просто ей скажите: — Я сейчас о тебе всем расскажу. Сейчас всем расскажу, встану и расскажу специально всем. Она или бросится наутёк или будет сидеть и молчать, пока не окажется с вами наедине. Ум хитро устроен, он не любит открытости и публичности.
У дурных мыслей реальный неприятный чувственный привкус. Во рту противно, как будто съел что-то нехорошее, хочется рот прополоскать. Нехорошее, потому что осквернение реальное происходит. Хотя мысль нам кажется виртуальной, она не виртуальная, она настоящая. Поэтому и осквернение от плохих мыслей тоже настоящее.
У человека за сутки в уме пробегают до шестидесяти тысяч мыслей. Если ум не умеет контролировать мыслепоток, большая часть мыслей может стать негативными со всеми вытекающими отрицательными последствиями для того, кто позволил превратить свой ум в «базар мыслей».
Когда мысли витают в уме вольной птицей, просто нелепо говорить о какой-то чистоте помыслов и мыслей. Человек становится заложником склада своей личности: порочные качества личности, пользуясь отсутствием самоконтроля и самодисциплины, возьмут верх над добродетелями. Без самоконтроля добродетелям трудно будет справиться даже с одной негативной мыслью. Одна плохая, черная мысль может стать доминантной, может без самоконтроля опрокинуть стройные ряды позитивных мыслей, и ввергнуть человека в состояние стресса.
Булат Окуджава писал: «О, были бы помыслы чисты! А остальное все приложится». Стремление к чистоте мыслей и помыслов приводит к чистоте сознания. Не привечая дурные мысли, мы очищаем своё сердце. Стать обладателем чистого сознания, что равнозначно превратиться в доброжелательность, означает стереть в подсознании всякие дурные помыслы. Для истинной духовности необходимо чистое сердце, без него все помыслы оскверняются ядом корысти, зависти и жадности. Чистый ум – это когда он чист от дурных помыслов, греховных желаний, зависти, злобы, гнева, когда он добровольно подчиняется разуму.
Человек привыкает не думать о непотребстве. Что значит — не думать о плохом? Это означает возродить в себе способность контролировать беспокойную составляющую ума, то есть поставить мыслепоток под жесткий контроль и селекционный отсев: хорошие мысли (таможня даёт добро), плохие мысли – в сторону, не загораживайте проход.
Все мысли возникают исподтишка. Если перед ними вовремя не поставить шлагбаум, они начинают развиваться в какую-то идею, захватывать воображение. Когда это плохие мысли, и человек не может себе приказать: — Всё! Не думай об этом!- он колонизируется негативом.
Разумный человек обязан контролировать свои мысли. Он не имеет права тратить силы и время на то, что подбрасывает ему сумбурный, хаотичный ум. Нужно осознавать, что мысль – есть действие, что он материальна, что за мысли о плохом приходится расплачиваться здоровьем, а иногда и жизнью.
К примеру, человек привык, выйдя погулять, вызвать мысль, как бы он отомстил другим странам за допущенную несправедливость к своей стране. Воображение разгулялось, и вот он стал изобретателем гигантского лазера, который возникает по его команде в любой точке планеты и начинает распиливать суда и подводные лодки противника, предприятия, производящие военную технику, баллистические ядерные ракеты, словом, за день – два уничтожает всё вооружение силы противника, кроме, конечно, своей страны. После каждого гуляния он, вместо того, чтобы чувствовать прилив бодрости и свежести, чувствует себя, как побитая собака, как будто танки его отутюжили. А всё потому, что он думал о плохом. Организм воспринимает всё, как будто это действительно произошло.
Запомните: когда к вам в голову пришла дурная мысль, и вы начинаете планировать, как её осуществить, Высшие Силы Мироздания считают, что вы её осуществили на самом деле. Вам ставят зачёт. Сделано. То есть, ничего плохого не сделав фактически, вы получите в виде плохой кармы реальные последствия за свои дурные мысли. Вы никого не убили, не ограбили, не изнасиловали, но коль, когда об этом пришла мысль в голову, начали планировать, как её осуществить, не обижайтесь, за свой «базар мыслей», за свои планы придётся отвечать по полной программе.
Мысль материальна. Поэтому нужно мыслить аккуратно, ибо за планирование, как осуществить свои помыслы, приходится отвечать несчастиями, страданиями и болезнями.
Мыслить о плохом – значит, осквернять свой ум, загрязнять сознание. Чтобы избавиться от плохих мыслей, необходима простая физическая активность. Пришла плохая мысль в голову, ущипни себя, глядишь, постепенно выработается отвращение к негативному мышлению.
Православная Жизнь
«Я мыслю – значит существую», – учит французский философ Рене Декарт. Нет человека, который бы никогда не имел никаких помыслов. Даже в сонном состоянии в голове каждого из нас роятся мысли, проявляющиеся порой в сновидениях. Однако не со всеми помыслами надо бороться. Отбрасывать нужно лишь те, которые в святоотеческой литературе называются злыми, плотскими, дурными, постыдными, вредными, невоздержными, страстными, напоминает архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.
Фото: © Православная жизнь
– Почему так важно бороться с помыслами?
– Существование дурных помыслов является убедительным доказательством греховности и испорченности человека. По мысли святого Григория Нисского, все страсти произрастают от худого делания ума и помраченного разума. Фактически нет людей, которые бы в той или иной степени не подвергались злым помыслам. Разница может быть лишь в том, что образованные люди более склонны к утонченным помыслам тщеславия и гордыни, а простые – к грубым и плотским. Правда, иногда бывает наоборот.
– Как же научиться отличать добрые помыслы от злых?
– Для приобретения навыка различения помыслов очень важно регулярно ходить на исповедь. От этого, как учит преподобный авва Дорофей, бывает великая и несказанная польза. Не случайно монастырская братия старается как можно чаще исповедоваться, в некоторых обителях – ежедневно. Кроме того, необходимо читать творения святых отцов Церкви, в которых детально раскрыты все тонкости невидимой духовной брани.
– Как быть мирянам, которым катастрофически ни на что не хватает времени?
Люди, живущие в миру, опутанные множеством дел, должны понуждать себя хотя бы раз в месяц, лучше всего в канун великих и двунадесятых праздников, приходить в храм на исповедь. Также важно получить элементарное духовное образование. Это можно сделать ныне во многих городских и сельских приходах во внебогослужебное время. Если же человек не получил элементарного духовного воспитания, а также никогда не читал Евангелие, не научился утром и вечером совершать молитву, которая возрождает добрые помыслы, то ему почти невозможно устоять против «бури помышлений сумнительных», как мы читаем в акафисте Божией Матери.
– А может быть, при нападении тревожных мыслей человеку лучше обратиться к психологу? Это сейчас стало более модно.
– Психология – относительно молодая наука, которая активно начала развиваться лишь со второй половины XIX века. Кстати, профессор нашей Киевской духовной академии архимандрит Феофан (Авсеньев) написал один из первых учебников по психологии и преподавал эту науку в Университете святого равноапостольного князя Владимира (ныне – университет им. Т. Г. Шевченко). Но, к сожалению, каким бы хорошим ни был психолог, как бы успешно ни разбирался во всех тонкостях души, он не может дать силы человеку для того, чтобы исправить его жизнь. Такая сила подается лишь в Таинствах и обрядах, которые совершаются в Церкви. Кроме того, важнейшая часть богослужения – проповедь, направлена на то, чтобы укоренить в душе добрые помыслы и отринуть злые. После усердной молитвы, неформальной исповеди, причастия Святых Христовых Таин и вдохновенной проповеди священника люди, как правило, выходят из храма духовно окрыленными.
Иероним Босх. Искушение святого Антония
– Не секрет, что в наше время в храм ходит относительно небольшой процент людей.
– Если человек пренебрегает посещением храма Божия, он становится легкой добычей, а точнее – жертвой недобросовестных политиков и коммерсантов, постоянно ведущих через средства массовой информации войну за умы и сердца человеческие. В эпоху глобализации таких жертв с каждым годом становится все больше и больше.
– Не настало ли уже такое время, когда, по пророчеству преподобного Антония Великого, будут говорить: «Ты безумствуешь, потому что не хочешь принимать участия в общем безумии»?
– Большая индустрия СМИ, для которой в большинстве случаев важно не спасение души человеческой, а гонорары и рейтинги, очень легко манипулирует человеческим сознанием, внушая не добрые помыслы, а злые, вводящие нас в смущение и страх за свое будущее. И в тоже время большое число развлекательных передач, которые до бесконечности тиражируются теми же СМИ, провоцирует легкомысленное и безответственное отношение к жизни.
– Не потому ли ныне так легко распадаются семьи, а в обществе процветает воровство и коррупция?
– Да, это того же поля ягоды.
– Может, помогла бы строгая цензура?
– В эпоху быстрого развития новых информационных технологий это осуществить нереально. Но каждый человек, тем более христианин, может установить такую цензуру у себя в уме и сердце, принимая добрые помыслы о том, чтобы пойти в храм, помолиться, помочь ближним и нуждающимся и отвергнуть злые, внушающие гнев, злобу, подозрительность, неправду.
Святые о помыслах и борьбе с ними
Игумения Нонна (Багаева)
Доклад игумении Нонны (Багаевой), настоятельницы Аланского Богоявленского женского монастыря Владикавказской епархии на региональном круглом столе «Практические аспекты принятия в монастырь. Келейное правило монашествующих» (Пятигорская и Черкесская епархия, Свято-Георгиевский женский монастырь г. Ессентуки, 12–13 марта 2020 года)
Что такое помыслы
Первые поучения о брани помыслов являются ровесниками монашества. Древние отцы рассматривали сильные и продолжительные брани помыслов как сугубую войну врага против монахов-подвижников, уже очистившихся от грубых страстей.
Монахи-пустынножители, вознамерившиеся даже до смерти следовать евангельским заповедям, хорошо понимали природу и причину мысленных браней. Евангелие Господа нашего Иисуса Христа показывает нам, как диавол воздвиг брань на Спасителя после Его сорокодневного поста в пустыне. В момент немощи человеческой природы Иисуса Христа, когда Он напоследок взалкал
(Мф. 4:2), враг рода человеческого приступает к Нему, предлагая три свои дьявольские идеи.
Опыт нашего Спасителя, Который был безгрешен и не нуждался в очищении от страстей, показывает нам путь, которым предстоит идти всем, кто хочет назваться учениками Христа и следовать по стопам Господа.
Хорошо пишет об этом святитель Игнатий (Брянчанинов): «При стремлении христианина к жизни по евангельским заповедям, при попытках начать внимательную жизнь и следить за своими мыслями открывается лютая духовная брань от падшего естества, которому на помощь приходят падшие духи».
Так же и апостол Павел в Послании к Ефесянам говорит: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных
(Еф. 6:12) Этими словами апостол призывает всех учеников Христа к бдительности. Четырехкратно называя врага, он подчеркивает его силу и упорство в борьбе с последователями Спасителя. Толкуя эти слова апостола Павла, святитель Иоанн Златоуст говорит, что борьба духов злобы, происходящая в поднебесной, «не из-за денег, не из-за славы, но из-за пленения в рабство» [1]. Враги наши воюют с нами не для того, чтобы после победы чем-нибудь воспользоваться, но для того, чтобы нас лишить неба».
По мысли архиепископа Василия (Кривошеина), в первые века «монашество воспринималось … не только как путь к личному спасению и освящению, но прежде всего как борьба против темных демонических сил. Конечно, всякий христианин обязан принимать участие в этой духовной борьбе, монахи, однако, образуют собою авангард или ударные части, которые нападают на врага непосредственно в его убежище – в пустыне» [2].
В наше время, когда жизнь большинства монахов внешне совсем не похожа на жизнь подвижников древности, тема брани помыслов по-прежнему остается одной из центральных в ежедневной монашеской жизни и в аскетическом учении Церкви. Как бы ни менялись внешние условия, монахи остаются теми людьми, которые однажды присягнули на верность Христу и Его спасительному учению. Не просто согласились жить по заповедям Божиим, но дерзнули на земле являть собой ангельский чин и войско Христово. Дерзнули следовать Христу и подражать своему Учителю.
Сейчас мы проходим святую Четыредесятницу в память о сорокадневном подвиге Спасителя, и каждый, кто хоть раз старался внимательно провести это время, может рассказать, сколь хитрые ловушки расставляет враг именно в области мысленной, для того чтобы лишить нас внутреннего мира и, как следствие, молитвы.
Святые отцы подразделяют помыслы на три категории: помыслы, происходящие от Бога, от нас самих и от падших духов. О последних, которые являются предметом нашего сообщения, преподобный Григорий Синаит говорит, что они «суть слова бесов и предтечи страстей».
Принятие греховных помыслов отцы монашества приравнивали к грехам, совершенным на деле, и считали коснение в них главным и самым трудным препятствием для подвижников на пути восхождения к Богу.
Преподобный Ефрем Сирин выделяет восемь видов порочных помыслов: первый помысл – чревоугодия, второй – блуда, третий – сребролюбия, четвертый – гнева, пятый – печали, шестой – уныния, седьмой – тщеславия, восьмой – гордости.
Значение злого помысла в совершении преступления против заповеди Божией объясняет Сам Господь Иисус Христос в Евангелии: Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления
(Мф. 15:19) В этом перечислении Господь ясно показывает, что предтечей самых ужасных грехов являются злые помыслы о них. То же находим в послании апостола Иакова:
Похоть же, зачав, рождает грех, а содеянный грех рождает смерть
(Иак. 1:15).
Согласно преподобному Ефрему Сирину, развитие греховного помысла в душе человека проходит несколько стадий. Первая стадия – приражение или прилог.
В переводе со славянского приразиться – значит столкнуться. На этом уровне враг просто приводит на ум человеку, что он может совершить нечто. Так враг сказал Христу, Богу нашему:
рцы, да камение сие хлебы будут
(Мф. 4: 3). Прилог приходит помимо воли человека и без его участия.
Если прилог не отринут, помысел развивается дальше и происходит сочетание,
то есть принятие приразившегося помысла и собеседование с ним. Это происходит уже по воле человека. За сочетанием следует либо
борьба
между нашим противлением помыслу, клонящимся к истреблению страсти в помысле, и – соизволением на страстный помысл, либо пленение, то есть принужденное, невольное увлечение сердца греховным помыслом, постоянное о нем помышление и мечтание.
Следующей стадией является полное принятие греховного помысла, когда разум и чувства человека полностью подчинены всеянной врагом мысли, услаждаются ею, и человек готов совершить грех на деле. Эта стадия называется соизволением
или
сосложением.
Последняя стадия – совершение греха на деле
по соизволению страстного помысла.
Древние патерики и писания святых изобилуют поучениями о вреде помыслов и борьбе с ними. «Горе нам, что грехи умножаются в нас от злых и нечистых помыслов, а мы не внимаем, что это удаляет нас от Бога и подвергает нападению злобных духов», – говорит преподобный авва Исайя [3]. «Нечистый помысл может иметь силу прелюбодейства», – считает преподобный Ефрем Сирин [4]. «Лице Божие отвращается от страшного смрада суетных помыслов тьмы и лжи – живущих в такой душе страстей: закрадываются в нее злые и страшные черви, т. е. лукавые души и темные силы… пресмыкаются там… поядают и растлевают ее», – учит преподобный Макарий Великий [5]. «Как тело растлевается блудом, так и душа оскверняется сатанинскими помыслами, превратными правилами, нечистыми мыслями», – проповедует в своих беседах святитель Иоанн Златоуст [6].
Вся последующие поколения преподобных отцов уделяли сугубое внимание теме помыслов и борьбе с ними. В аскетической традиции Русской Церкви замечательные поучения о борьбе с помыслами мы находим в учении преподобных Феодосия Киево-Печерского, Нила Сорского, Паисия (Величковского) и Серафима Саровского, преподобных Оптинских старцев и святителя Игнатия (Брянчанинова).
Борьба с дурными помыслами
Отсечение дурных помыслов есть необходимое условие борьбы со страстями.
Страсть рождается в душе человека не сразу. Святые отцы говорят, что начинается она с прилога, или приражения. По-славянски приразиться – значит столкнуться с чем-то.
Прилог возникает в сознании человека от впечатлений увиденного, по какой-либо другой причине или как образ, навязанный врагом – диаволом. Но прилог приходит помимо воли человека, без его соизволения и участия. Человек сам волен принять прилог в сердце или отринуть его. Если прилог принят, он уже обдумывается, делается своим. Отцы называют это также сочетанием или собеседованием с помыслом.
Третья стадия – это склонение к помыслу, или сосложение, когда воля настолько подпала под влияние греховной мысли, настолько сроднилась с ней, что человек уже готов перейти к действиям. Грех уже наполовину совершен в мыслях. Как говорит Господь в Евангелии: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15: 19), таким образом показывая, с чего начинается грех – «со злого помысла» о нем. И апостол Иаков пишет: «Похоть же, зачав, рождает грех, а содеянный грех рождает смерть» (Иак. 1: 15).
Греховный помысел, который поселился в душе и сердце, обязательно когда-нибудь перейдет в действие. Человек, позволяющий себе нескромные взгляды, не хранящий свое зрение и слух от соблазнительных картин, имеющий в уме нечистые, блудные помыслы, не может оставаться целомудренным.
«Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?» – вопрошает премудрый Соломон (Притч. 6: 27–28).
Поэтому тем, кто хочет вести духовную жизнь, следует помнить, что дурные помыслы нужно умерщвлять в зародыше, «разбивать младенцев их о камень» (см.: Пс. 136: 9). А зародыш помысла есть (как уже было сказано выше) прилог – нечто нам совсем не принадлежащее, но, как какое-нибудь зловредное насекомое, стремящееся залететь в приоткрытое окно нашего сознания.
Как-то в одной книге по психологии прочел о том, что наши мысли вовсе не являются «нашей собственностью» и порождением нашего ума. То, что мы думаем, – результат множества причин и обстоятельств: воспитания, условий жизни, времени, в котором мы живем, страны, в которой мы родились, и т.д. Например, если бы мы родились в другой стране, в другое время или получили другое воспитание, мы и думали бы иначе. Таким образом, то, что мы думаем, – это не совсем наши мысли, они могут возникнуть у нас по очень многим независящим от нас причинам. (Следует еще добавить, что люди православные хорошо знают, что нехорошие, греховные мысли могут приходить еще из одного источника, и источник этот хорошо известен.) Конечно, эти замечания о мыслях касаются только не укоренившихся в сознании помыслов; если человек принял мысль и начал ее обдумывать, он уже сродняется с ней, она становится его собственной.
Психологи советуют отделять плохие мысли от хороших и оформлять с плохими «развод», то есть не пускать их в свое сознание, не считать своими, а к хорошим мыслям, наоборот, «свататься» и всячески дружить с ними, заменяя плохие, мрачные, агрессивные мысли светлыми, добрыми, позитивными. Мне эта мысль весьма понравилась, но как же я был удивлен, когда у святителя Феофана Затворника прочел очень похожий совет: «Великая ошибка, и ошибка всеобщая, – почитать все возникающее в нас кровною собственностью, за которую должно стоять, как за себя. Все греховное есть пришлое к нам, потому его всегда должно отделять от себя, иначе мы будем иметь изменника в себе самих. Кто хочет вести брань с собою, тот должен разделить себя на себя и на врага, кроющегося в нем. Отделив от себя известное порочное движение и сознав его врагом, передай потом это сознание и чувству, возроди в сердце неприязнь к нему. Это – самое спасительное средство к прогнанию греха. Всякое греховное движение держится в душе через ощущение некой приятности от него; потому, когда возбуждена неприязнь к нему, оно, лишаясь всякой опоры, само собою исчезает».
Действительно, грех и скверна не могут быть частью души, они не свойственны, не сродни человеку; мы сотворены чистыми, светлыми, очищены водами святого крещения. Вот лежит ребенок, только что крещенный; он чист, он как ангел Божий, и «все греховное есть пришлое к нам», оно приходит уже потом. И только приняв его в себя,согласившись с ним, мы сами поселяем грех в своей душе. И тогда уже выгнать его ох как непросто.
Щит православной веры
Мы должны установить в своем сознании как бы некий фильтр, решить, какие мысли для нас желательны, а какие нельзя подпускать и на пушечный выстрел.Поступить как родители, которые могут заблокировать доступ детям на некоторые сайты или телевизионные каналы. Можно привести еще аналогию. Когда раздается звонок в дверь, мы же не сразу распахиваем ее, не спросив: «Кто там?»? Нет, мы сначала смотрим в глазок и только убедившись, что это звонит знакомый нам человек, впускаем его в квартиру.
Дурных помыслов не нужно бояться, но и не нужно беседовать с ними.
Как-то я исповедовался одному опытному священнику в том, что замучили греховные помыслы, и он дал мне такой совет:
«Воспринимай помыслы как что-то внешнее, не имеющее к тебе отношения. Мысль может контролировать приходящие к нам помыслы, но в нашей воле – принять или нет».
Допустим, сидит человек в доме; окна и двери закрыты; за окнами буря, метель, непогода, но они не вредят ему, пока он не открыл окно. Но стоит открыть – непогода ворвется внутрь, и станет неуютно и холодно. Так же и мысли: они неизбежны, но не должны входить в душу и осквернять ее.
Очень важно не только избавляться от греховных помыслов и не допускать их в свою душу, но и заполнять ее мыслями другими – духовными, светлыми, добрыми. Ведь есть закон: природа не терпит пустоты. И духовная природа тоже. Вспомните притчу, как нечистый дух выходит из человека и, изгнанный, ходит по пустынным местам, потом возвращается и, найдя свое место незанятым, приводит семь злейших себя бесов. Свято место, как говорится, пусто не бывает.
Святитель Феофан советует поставить после изгнания злых помыслов у самого входа в душу как бы щит и не пускать их обратно: «А для сего спеши восставить в душе убеждения, противоположные тем, на котором держится смущающий помысел».
Мы уже говорили, что каждой страсти есть противоположная добродетель. Так и каждой греховной мысли можно противопоставить противолежащую, добродетельную. Например, блудной – целомудренную, чистую; гневливой – доброжелательную; помыслу осуждения – помысел оправдания, жалости к ближнему и т.д.
В заключении приведу еще один совет святителя Феофана: начинать борьбу с помыслами с молитвы к Господу, святым и ангелу-хранителю. Чтобы мы приписывали успехи духовной брани не нашим собственным стараниям, но только помощи Божией.
Нужно найти главную свою страсть и бороться с ней как деятельно, так и в мыслях. Брань эта никогда не прекратится. «Но все легче и легче… или все удобнее и удобнее будет преодолевать ее. И опытности прибавится; так что и заметить, и отразить не трудно будет».
О вреде некоторых источников информации
Итак, выясняется, что дурные мысли, греховные желания и стремления не являются кровной собственностью нашей души. Они приходят извне и могут быть как приняты и взращены нами, так и отринуты и изгнаны. На то нам и дана свободная воля.
Откуда же приходит все это? Говоря глобально, источник их один. Бог зла не сотворил, и первым, кто начал творить зло во вселенной, был сатана. «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3: 8), – говорит апостол Иоанн Богослов. И принимая крещение, мы «отрекаемся от сатаны и от всех дел его». То есть от дел греха. Поэтому люди, сеющие грех и соблазн, творят, конечно, дело диавола.
Дурные, греховные помыслы почти всегда рождаются от зрительных, слуховых и каких-либо других чувственных образов и впечатлений. Конечно, могут быть помыслы и прямо, непосредственно всеваемые сатаной, но их не так много, как порой кажется. Каковы эти внешние раздражители низменных инстинктов? На первом месте, без преувеличения, стоят современные источники массовой информации: телевидение, «желтая» и развлекательная пресса, радио, очень многие интернет-сайты.
Из-за того, что почти все масс-медиа у нас частные, а значит – коммерческие, их доход и благосостояние их владельцев зависит только от одного – от рейтинга. И чем большее число людей будут смотреть или слушать в данный час определенный канал, покупать то или иное издание, тем больше рекламных компаний будут вкладывать в него деньги – все очень просто. А чтобы привлечь зрительское или читательское внимание, нужно как можно больше развлекать, играть на самых низменных страстях и пороках, показывать что-то полузапретное (запретный плод, как известно, сладок). Но это только один аспект проблемы, ведь, кроме коммерческой стороны вопроса, есть иная, куда более важная, сторона – нравственная. Мы испытываем сейчас жесточайший натиск: огромные средства тратятся на то, чтобы разложить наш народ нравственно и духовно.
Но не только СМИ сеют грех. Греховные помыслы могут прийти к нам из всего того, что мы читаем, слышим, видим и чувствуем. То есть из книг, фильмов, разговоров, встреч и т.д.
Как же сохранить свою душу и ум в чистоте, если мы живем в мире, пропитанном информацией, если зрительные и звуковые образы пронизывают весь наш быт? Да, это, конечно, сложно, но возможно. В аскетике это называется хранение зрения, слуха и ума.
Начнем с того, что 90% информации, которую получает ежедневно современный человек, ему не только не нужны, но и очень вредны. Вдобавок, вся эта информация отвратительного качества. Помните, что говорил профессор Преображенский в романе М. Булгакова «Собачье сердце»? «Не читайте до еды советских газет» – можно испортить пищеварение. Думаю, что современную прессу и после еды читать не стоит.
Подавляющее большинство наших современников из-за любви к СМИ вообще отучились самостоятельно мыслить и анализировать. Да и времени на это нет, ведь нужно прочитать все те газеты и журналы, на которые подписались; посмотреть последние новости; пока стоишь в пробках, послушать любимую радиостанцию; да еще надо, чтобы вечером на сериал сил хватило. При этом человек находится в полной уверенности, что его мысли – это его собственные мысли.
Он уже не понимает сам, где говорит за него Владимир Познер, где Александр Гордон, а где вообще Михаил Задорнов. Способность к самостоятельному мышлению почти утрачивается. Если и наблюдается еще какое-то разномыслие среди нашего населения, так это только потому, что люди смотрят разные передачи, точки зрения ведущих и участников которых не всегда совпадают. Как говорил Козьма Прутков, «многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе». По этому принципу работает наша «четвертая власть», которая, действительно, является властью реальной, ибо способна манипулировать сознанием людей как угодно.
У нас частенько говорят о фальсификации выборов, о неправильном подсчете голосов и подложных бюллетенях. А ведь все это абсолютно ненужная вещь. Достаточно просто за несколько недель до выборов показывать по телевидению одно и то же лицо, и все как один за него проголосуют. Какими бы качествами кандидат ни обладал. Наполеон говорил: «Несколько газет могут сделать больше, чем целая армия». Что бы сказал Бонапарт, если бы был знаком с телевидением?! Но тема наша все-таки не политические технологии, а борьба со страстями, поэтому вернемся к ней.
Можно сказать совершенно точно: смотрение телевизора, чтение «желтой», бульварной прессы, общение с другими СМИ разжигают в нашей душе все восемь страстей.
Посмотрим, как же СМИ способствуют их пробуждению в душе человека.
Чревообъедение. Проявление этой страсти есть чревоугодие, пьянство, наркомания и курение. Телевидение и другие СМИ вообще нацелены на культ гедонизма, наслаждения. Вспомним хотя бы рекламные лозунги «Бери от жизни всё!», «Еда – это наслаждение, наслаждение вкусом!» и другие. Про явную и скрытую рекламу пива и иных алкогольных напитков можно и не говорить. Нам вообще всячески стараются внушить, что без алкоголя жизнь в принципе немыслима. В фильмах или сериалах о военных или милиционерах (то есть о «настоящих мужчинах») вся их жизнь постоянно сопровождается приемом спиртного (водки и пива). Притом, естественно, все это щедро проплачено спонсорами, чей товар рекламируют актеры. Почти все герои постоянно курят. К слову сказать, в голливудских фильмах уже практически нельзя увидеть положительного героя, который пьет спиртное или затягивается сигаретой. Американцы наконец поняли, какое действие подобные примеры оказывают на молодежь.
Пусть меня простят, что я так долго излагал всем хорошо известные вещи, но иногда в повседневной суете мы просто не задумываемся, каким зверям открываем ворота, когда включаем телевизор или берем в руки газету. То, о чем даже взрослый человек, скорее всего, никогда бы и не подумал, может быть вытащено наружу с помощью похабного фильма или развратной статьи. Совершенно ужасные мысли и инстинкты могут быть расторможены, если не хранить свое зрение и слух.
Что делать? Вековечный российский вопрос. Неужели жить в информационной изоляции и не знать ничего, что делается в мире и стране? Проблема эта сильно преувеличена. Мы живем не в пустыне, не на необитаемом острове. Поверьте, все новости, которые нам действительно нужны, мы узнаем и так. Ну, может быть, с опозданием максимум на один день. Нам все равно их сообщат на работе, друзья, знакомые, родственники. Но теряем мы, общаясь со СМИ, гораздо больше. Можно сказать совершенно определенно: тот, кто регулярно смотрит телевизор, слушает радио и читает прессу, не может сохранить свой ум, слух и зрение в чистоте.
Телевидение, кинематограф вообще очень агрессивная штука; по силе воздействия они стоят на первом месте. Ведь человеку вкладывается в сознание уже готовая картинка, ему не нужно раздумывать, включать воображение, ему предлагается готовый образ. И что самое страшное: этот образ он потом начинает считать уже порождением своего ума. Недаром Ленин – великий знаток манипуляции массовым сознанием – говорил: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино».
Человек, который смотрит телевизор, не может заниматься уже ничем другим – ни делать дела (даже самые простые), ни даже вкушать пищу (доказано, что это очень вредно). Даже радио можно слушать и, например, мыть посуду, а делать это, смотря телевизор, нельзя.
Если профессия человека не связана с политикой или какими-либо сферами деятельности, где действительно нужны последние новости, то он ничего не потеряет, когда ограничит общение со СМИ до минимума. А приобретет очень многое: ясность ума, ограничение соблазнов и бездну свободного времени, которое можно потратить на чтение хорошей литературы, культурный досуг, общение с близкими и другие нужные дела. СМИ недаром разжигают все страсти, их действие подобно действию страстей, они дают зависимость, подсадку. Начав смотреть какой-нибудь фильм, можно потом часами не выключать телевизор, забыв обо всех делах.
Поэтому очень хорошо хотя бы сильно ограничить влияние на нас масс-медиа. Если в доме есть дети, то сделать это просто необходимо. Нужно постараться хотя бы постами, в среду и пятницу не смотреть телевизор. Иначе вся наша борьба со страстями будет очень неэффективной. А тем, кто боится остаться совсем без информации, можно посоветовать выбирать те радиопередачи, газеты и сайты, содержащие блоки новостей, которые являются наиболее нейтральными и безобидными. При нынешнем выборе таковые пока еще есть.
Специфика воздействия помыслов на монашествующих
Брани помыслов в той или иной степени подвергаются все христиане. Специфика возникновения мысленных браней у монашествующих заключается в том, что вся уставная жизнь монастыря построена таким образом, чтобы человек минимизировал действенный грех. Поэтому для усердно подвизающегося инока поле брани достаточно быстро перемещается в область мысленную. Именно в области мысленной разгораются такие сражения, которые при отсутствии необходимых условий для духовного возрастания монашествующего и его собственных стараний могут привести к настоящей катастрофе в духовной жизни.
Для новоначального инока одна из наибольших трудностей заключается в том, что он вдруг обнаруживает в себе такие движения страстей, каких, живя в миру, не мог даже представить. Часто это приводит к излишне болезненному переживанию своего состояния, мнительности, унынию, упадку сил. Еще не обученный смирению, такой послушник часто пытается решать возникающие проблемы собственными силами, что может еще больше его запутать. Поэтому крайне важно, чтобы каждый новоначальный имел возможность постоянного обучения у опытного духовного наставника. В общежительном монастыре таким наставником является игумен или игумения, которые должны уделять особенное внимание обучению новоначальных.
Методы борьбы с помыслами
Отсечение дурных помыслов есть необходимое условие борьбы со страстями. Ни о ком так не радуется враг, как о тех, кто не открывает своих помыслов, говорит авва Иоанн Колов, поскольку душа, полная злых помыслов, не может наследовать вечную жизнь. Вместе с тем святые предупреждают о мучительности мысленных браней и трудности борьбы с ними. «Насколько легче грешить мыслью, чем делом, настолько бороться с помыслами тяжелее, чем бороться с делами», – говорит святой Максим Исповедник. А преподобный Варсонофий Великий полагает, что борьбу с помыслами Господь принимает за мученичество.
Но как бы ни была трудна борьба, без нее невозможно возрасти и стать искусным в монашеском подвиге. Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит, что состояние мысленной брани весьма полезно для подвижника. Бог использует ее для исцеления ума, воли и всей души человека. «Становится очевидным факт порабощения греху, что приносит пользу, смиряя душу человека. Поэтому следует “бесстрастно относиться к своим страстям”. Это значит, что когда в уме и сознании христианина появляются греховные помыслы, он должен “не испугаться, не удивляться”, ибо “невозможно падшему естеству не давать из себя плода своего, особенно, когда начинает оно возделываться евангельскими заповедями”» [7].
Для борьбы с греховными помыслами преподобные отцы предлагают проверенные подвижническим опытом методы борьбы, которые складываются в целую систему. Краеугольными камнями этой системы является воспитание в душе смирения, самоукорения, сердечного послушания духовным наставникам и постоянного молитвенного предстояния Богу.
На практике это воплощается через исполнение конкретных заповедей, преподанных нам в Священном Писании и в учении святых отцов.
Преподобные отцы, древние и близкие к нам по времени, единодушны в том, что на начальном этапе борьба с помыслом заключается в сопротивлении прилогу и в отражении помысла с помощью Иисусовой молитвы.
Преподобный Никон Оптинский учит: «Страстные помыслы и движения, как только они родятся, не давая им возрастать, но пока они еще малы и не укрепились, надо уничтожать, разбивать о камень. А Kамень – есть Христос. Бей именем Иисусовым, уничтожай молитвой Иисусовой и вообще средствами благодати Христовой, этих младенцев вавилонских» [8]. Отгоняются помыслы презрением и невниманием к ним. Преподобный Иосиф Оптинский пишет, что размышлять о страстных помыслах и разбирать их – только усиливать их.
Однако все святые предупреждают о том, что сам человек, подвергшийся мысленной брани, особенно новоначальный, не может разобраться в своих помыслах и правильно оценить их.
Поэтому с первых времен монашества одной из главных заповедей пустынножителей своим ученикам было откровение, то есть открытие помыслов старцу.
Исповедь помыслов является необходимым условием в обителях с сильной старческой традицией. На Афоне и во многих монастырях с устоявшимся уставом и традицией старчества исповедь помыслов является обязательным ежедневным правилом монахов. Как говорит игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем, «монах, который скрывает сознательно свои помыслы или грехи – добыча дьявола» [12].
Исповедь помыслов отличается от таинства исповеди. «Духовник по преимуществу есть совершитель Таинства, а старец – опытный советник и наставник идущего по пути спасения» [13]. Зачастую помысел – это не осознанный в покаянии грех, а некий поток мыслей, которые тебя мучают. И не всегда человек может сформулировать суть греха. Именно это помогает ему сделать принимающий откровение наставник. Иногда принимающий помыслы наставник может даже молчать. Все равно человек получает облегчение, так как при открытии помыслов враг отступает, не вынося огласки. Крайне важно, кто принимает помыслы. Все святые отцы, как древние, так и близкие к нам по времени, единодушны в том, что различать природу помыслов может только ум, очищенный от страстей.
Если человек сам не подвизается, не имеет собственного опыта прохождения монашеского искуса, не имеет любви и сострадательного сердца, он окажется неспособным к принятию помыслов. Он будет постоянно искушаем помыслами ближнего и, как говорит святой Варсонофий Великий, будет поруган демонами и впадет в обольщение, поверив им. Опытный же наставник будет радоваться чистосердечному откровению своих чад, даже если они обличают непосредственно его самого.
Очень важно обучение новоначальных, приходящих на откровение, правильному исповеданию помыслов. Исповедающий помыслы инок должен понимать, что это время не для общения по душам с игуменом или возможность решить какие-то вопросы, касающиеся здоровья или послушаний. Смысл прихода на откровение хорошо объясняет замечательный русский подвижник XIX века, затворник Гефсиманского скита иеросхимонах Александр (Стрыгин): «К старцу ходят не ради чего иного, как ради того, чтобы смирить свое мудрование и преломить свою злую волю, дабы сделать ее покорной воле Божией и исполнять заповеди Господни впоследствии без труда» [14].
Практические советы, о том, как это делали монахи предшествующих эпох, мы имеем в любимых нами творениях святых отцов. Известно всем предание преподобного Иоанна Лествичника об обычае братии одного фиваидского монастыря всегда записывать помыслы в имеющиеся при себе тетради, чтобы в конце дня исповедовать их игумену. У святителя Василия Великого находим поучение о том, что «каждый желающий оказать значительный успех, должен ни одного своего душевного движения, ни одного слова не пропускать без испытания, но тайны сердечные обнажать» [15]. Однако и святые отцы, и современные духовники предостерегают от излишнего «копания» во всех помыслах, приходящих в голову. Архимандрит Ефрем Ватопедский приводит пример, когда к нему пришел монах с тетрадью в 30 страниц, исписанной помыслами. «Я ему говорю, не надо исповедовать все помыслы, которые приходят в голову. Так можно лишиться разума. Приходящие помыслы ничего не значат. Даже если ум на мгновение к ним склонится, это ничего не значит, абсолютно ничего! Надо исповедовать только те помыслы, которые долго не отходят, остаются в уме на протяжении дней или недель, а вообще помыслы – это мыльные пузыри» [16].
Наш старец архимандрит Ипполит (Халин) был в монашестве более 50 лет, его учителями были святые преподобные Андроник (Лукаш), Серафим (Амелин), старцы Афонской горы иеромонах Тихон (Голенков), монах Арсений Пещерник, сподвижник преподобного Иосифа Исихаста.
На наши вопросы, как бороться с помыслами, он отвечал, что их надо игнорировать, не обращать на них внимания, что они ничего не значат.
А на рвение некоторых чад писать духовные доклады он говорил, что ничего писать не надо, все давно написано. Надо спешить исполнять!
[1] Иоанн Златоуст, свт.
Толкование на послание к Ефесянам. Беседа 22, 3. [2] См.
Василий (Кривошеин), архиепископ.
Ангелы и бесы в духовной жизни по учению Восточных отцов. [Эл. ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivoshein/angely-i-besy-v-duhovnoj-zhizni/ [3]
Авва Исаия, прп.
Рыдания. 28. [Эл. ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_1/45 [4] См.
Ефрем Сирин, прп.
Творения. Слово о злоязычии и страстях. [Эл. ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tvorenia/43 [5] См. Добротолюбие в русском переводе. Т.1. М., 1895. С. 182. [6]
Иоанн Златоуст, свт.
О покаянии. Беседа четвертая, 3. [7] Цит. по: Епископ Гатчинский Амвросий. Методы борьбы с помыслами и критерии их различения в русской аскетической традиции // Церковь и время. 2009. № 4 (49). С. 120. [8]
Никон Оптинский, прп.
Беседы и поучения. Беседа II, в день святых апостолов Петра и Павла (на всенощном бдении) 29 июня 1924 г. [Эл. ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinskij/na-gospoda-vozvergaju-nadezhdu/2 [9] (Добротолюбие, т. 4, поуч. 149) [Эл. ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_4/16#p149 [10] См. Добротолюбие. Т. 1. Изречения преподобного Антония Великого. 2:4. [Эл. ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_1/5_2 [11] Цит. по: Епископ Гатчинский Амвросий. Методы борьбы с помыслами и критерии их различения в русской аскетической традиции… С. 121. [12] Архимандрит Ефрем. Студент в университете пустыни. Православная газета. Екатеринбург, 2013. № 37 (742). [Эл. ресурс] URL: https://www.orthodox-newspaper.ru/numbers/at53383 [13] См. Откровение помыслов старцу и исповедь перед духовником. – М., Издательский совет РПЦ, 2005. [14] Беседы великих русских старцев. – М.: Трифонов-Печенгский монастырь, Ковчег, 2003. С. 174. [15]
Василий Великий, свт.
Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. Вопрос 26. [Эл. ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/pravila-prostranno-izlozhennye-v-voprosah-i-otvetah/#0_27 [16] Архимандрит Ефрем: «Не ищите радости вне себя, она внутри». Православная газета. Екатеринбург, 2011. № 43 (652). [Эл. ресурс] URL: https://orthodox-newspaper.ru/numbers/at52077
О борьбе с греховными помыслами
Духоносные отцы нашей Святой Православной Церкви говорят следующее: «Развиваешь эти мысли и творишь грех, не менее тяжкий, чем самое зло, ибо растлеваешь душу беседой с помыслами. Ужели Господь, питающий даже гадов, оставил человека? Брось все свои помыслы. Когда они придут, встречай их, как бесов, явившихся к тебе. От тебя зависит отогнать их молитвой и сокрушением сердца или впустить к себе, чтобы они нагадили в душе твоей и ушли, чтобы потом прийти в большем числе и еще сильнее ранить душу. Все вы не малые дети. Читаете, слушаете, а делания духовного бегаете. Только людей осуждаете, не зная ничего» (иг. Никон (Воробьев) «О началах жизни» стр. 248).
По роду своего призвания обязан наблюдать за теми процессами в душах пасомых, коих Бог доверил мне вести к Нему, к своему Творцу, которые оказывают прямое воздействие на образ мыслей, веру, поведение, самочувствие и прочее. Процессы эти, естественно, в большинстве скрыты от желающих приобщиться благодати Божией, ищущих единения с Богом, для чего и нужны священнослужители-духовники способные по некоторым «симптомам» дать совет, верное лекарство к уврачеванию души. Тогда, при рассудительном следовании совету, может быть и епитимии, православному легче согласовать свою волю с Волей Божией, узнать себя и войти в большее духовное единение с Творцом. Здесь немаловажным является способность христианина сопротивляться беседе с собственными помыслами.
Бесноватый язычествующий мир вполне естественно вращается в дезоморфиновом дурмане помыслов — этих орудий бесов, демонов, желающих склонить нас к всяческим беззакониям, грехам, извращениям, которые являются некой питательной средой для падших духов, неспособных самим творить грех по причине отсутствия тела. «В безне греховней валяяся» (ирмос 6 песни), к сожалению, и тот, кто считает себя православным верующим, являет абсолютную неспособность противиться помыслам, беседе с ними и, соответственно, становясь неспособным к осознанию своих грехов и, как следствие, в свою очередь — неспособность к покаянию и изменению своего ума. Внешней, заметной и видимой стороной этого тяжелого греховного повреждения являются недоуменные слова этих людей, как реакция на вразумление — «А, что такого неправильного я сделал? Что не так-то?», «Нет. Вы мне объясните, в чем я неправ!»…
Одна из серьезнейших опасностей любой эпохи, для любого человека и, конечно же, для православного христианина, это всецелое доверие собственному мнению. Иногда человек находится в абсолютной власти своих помыслов, нисколько не подозревая, что то, что «он считает», считает совсем не он, а некто другой (или другие). Обычно, подобным «доверием самому себе» страдает человек с особо обостренной тонкой гордыней, практически всегда не явной ни для самого болящего, ни для окружающих.
Конечно же, природа помыслов двояка. Одни приходят от Бога (Ангелов), другие навеваются от бесов (демонов, дьявола, сатаны). Одни помыслы приходят с миром и спокойствием, другие сеют смущение и тревогу. Казалось бы, ничего сложного распознать помыслы. Да, — ничего сложного. Но беда в дурном навыке — в привычке слушаться себя (бесов), в зависимости, рабстве своим помыслам. Когда человек в течение многих лет вырабатывал в себе привычку слушать только себя, тогда ему бывает невероятно сложно распознать, откуда явился в его сердце, уме нашедший на него помысел. Откуда явилась в его сознании эта «картинка», чувство, ощущение в теле? Человек в расслабленном духовном состоянии, в состоянии нерадения о своей душе, привыкший творить свою волю и ища в миру наслаждений и служа им, неспособен трезво оценить свое состояние, его гибельность и необходимость спасения от грехов и вечной смерти. И здесь на помощь приходит опыт духовничества, этот спасительный церковный институт, который сейчас активно возрождается.
Но беда и горе человеку, который игнорирует совета с духовником, со священником, с человеком, который опытней его духовно. Горе и беда человеку тому «в квадрате», если он спорит с духовником, не желая слышать то, что он ему говорит и советует. Горе и беда человеку тому «в кубе», если он в полемике с человеком более духовно опытным основывается на измышлениях собственного ума.
Мало того, что таковой само-послушник дышит «сероводородом» своих помыслов, и вместо покаяния ищет себе, своим действиям и своим мыслям всяческие оправдания, так он еще и других вводит в соблазн самообольщения, превратно и лживо трактуя слова духовника, священника, распространяя о нем сплетни и сея смущение в душах слушающих его. Беда ему, если он пытается «обелить себя, черня другого». Видимо, не догадывается таковой, что причина, по которой в его жизни отсутствуют настоящие друзья, искренняя преданность, жертвенная дружба, любовь и мир — лукавое око (Мф. 6:22,23), которое как смердящий газ отпугивает окружающих, и не позволяет им всецело тебе довериться. Оттого среди друзей и близких одно только подозрение, тревога, раздрай, пошлые анекдоты, осуждение, отсутствие покаяния, недоверие, лукавство, «вера в душе» и всяческая ложь.
Все это присуще миру, лежащему во зле, (1-е Ин. 5:19) и тем, кто пресмыкается в страстях, но не как не тем, кто желает, чтобы Бог изъял его из этого мiра и сделал жителем мира Божьего — Церкви уже здесь, на Земле. Надобно осознать всем нам, что рано или поздно придется отрезвиться, и склониться к сердечному сокрушению, к покаянию, к молитве и просьбе к Богу об исцелении от зависимости от помыслов, от беседы с ними. Когда-то придется делать выбор конкретный, однозначный, и лучше, если наберемся мы решимости сделать это как можно раньше, пока заросли страстей не укореняться в нашем естестве основательно и навсегда.
Борьба с помыслами Святыми отцами Церкви описывается достаточно просто. Самое сложное, это намерение бороться и упорное, твердое постоянство (трезвение) в противлении им. Преподобный Исаак Сирин советует не отгонять помысл и не соглашаться с ним, «но со тщанием и горячностию сотворить о нем молитву и не умолкать, призывая Господа. Он покажет (тебе), откуда сей помысл» (Азбука духовная Слово 4, стр. 23-24). Игумен же Никон (Воробьев), как и иные отцы Церкви, настаивают на твердом, «с гневом» противлении помыслам, в особенности тем, которые сеют в душу смущение (иг. Никон (Воробьев) «О началах жизни» стр. 249).
Дай нам Бог рассудительности, веры и мужества доверять Тебе, а себе не верить. Дай нам Бог решимости усердно просить Тебя просветить ум наш, и Самому жить в нас, думать в нас, и поступать, как Сам желаешь, для нашего спасения. Дай нам Бог терпение в послушании и доверии нашим духовникам, сострадающим нам — как матери сострадают своим деткам. Дай нам Бог сокрушение сердечное и покаяние.