что такое свадебное деревце
Wedding-life.ru
На нашем сайте вы можете не только почитать полезные статьи на свадебную тематику, но и посмотреть примеры свадебных поздравлений, а также заказать поздравление на свадьбу в виде стихов, песен, рэпа и в других форматах.
Дерево Любви на свадьбе – это не новая традиция. Многие страны связывают деревья с семьёй, чувствами, детьми. Так, в Греции в обязательном порядке юной семье на первую годовщину брака дарят миртовое дерево, в Германии долгое время мужчина вообще не имел права жениться, пока не посадит шесть деревьев, приносящих плоды. А пара обязана была посадить саженец и куст розы. В Таиланде и на Филиппинах посадка свадебного дерева с древности и по сей день – неизменный ритуал. В России эта традиция появилась не так давно, но успешно прижилась и понравилась многим молодожёнам. Посаженное вместе дерево как бы символизирует рост чувств супругов друг к другу, которые с каждым годом становятся только крепче и больше.
Но, конечно, возникает и множество вопросов. Как проводить церемонию? Какое дерево сажать? В какое время года проводится посадка?
Нюансы проведения церемонии
Церемония посадки Дерева Любви – красивая и символичная традиция. Но, безусловно, чтобы провести её, нужно учесть определённые моменты.
Какое дерево выбрать в качестве Дерева любви
Какое Дерево Любви на свадьбе посадить, зависит от выбора самих молодожёнов. Считается, что самым лучшим семейным деревом является плодовое: груша, яблоня, вишня, черешня… Плоды олицетворяют растущую семью. Однако, есть одно «но» – плодовые деревья, увы, живут меньше, чем другие. Если молодожёны хотят, чтобы их дерево жило долго-долго, стоит выбрать грецкий орех, дуб, ель.
Считается, что очень хорошей энергетикой обладают яблоня, дуб и берёза. К этим деревьям всегда можно обратиться за помощью в трудную минуту. Если прислониться к их стволу, можно ощутить прилив жизненной энергии.
Из домашних деревьев оптимальным считается лимон – он и чувствует себя в доме прекрасно, и плодоносит. Но возможны и другие варианты.
Что делать с деревом любви после свадьбы?
Конечно, обделять вниманием своё дерево после посадки не стоит. Если оно было посажено в городе, безусловно, о нём позаботятся и без молодожёнов. Но проведывать его стоит – кто знает, возможно, слова об энергетике – правда? Если же дерево было посажено в лесу, стоит периодически наведываться, чтобы следить за его судьбой. За деревом в собственном дворе или саду, естественно, нужно постоянно ухаживать – и тогда оно одарит юную семью цветами по весне и плодами – летом. Впрочем, и не плодовое дерево будет радовать своим видом. А ту же ёлочку можно всей семьёй наряжать на Новый Год.
Посадка Дерева Любви – это не просто красивая «одноразовая» традиция. Считается, что семейное растение очень чутко реагирует на супругов, и если в семье ссоры – оно сохнет и болеет. Так что самое главное – растить чувства друг к другу и радоваться каждому дню, проведённому вместе.
Мифологическое в русской свадьбе
Главный смысл свадебного обряда состоял в продолжении рода, для чего требовалось пробудить у человека и у природы плодородящие силы. Эта идея связывала воедино все свадебные элементы, отождествляла живое по признаку жизни.
Например, устройство постели для молодых было наполнено магией, обеспечивающей воспроизводство жизни во всех ее видах. Постель стлали на снопах, в местах обработки и хранения зерна (в амбаре, на гумне, в овине) или в помещениях для содержания скота (в хлеве, в подклети).
Полотенце
Разнообразные магические функции были связаны с полотенцем: им связывали молодых, опоясывали невесту, перевязывали поезжан, покрывали каравай, стелили как «подножник» при венчании и проч. Полотенца изготовляли из холста и вышивали традиционным узором, который сохранял мифологическую символику и, в соответствии с этим, был представлен характерным цветовым сочетанием: белый — красный — черный.
Обряд инициации
Многие магические действия восходили к древнему обряду инициации. Поскольку продолжение рода зависело прежде всего от женщины, свадебный обряд отражал женскую инициацию, его центром была невеста. В предсвадебный период невеста носила белую одежду (древний цвет траура), а в день свадьбы — обязательно красную (красный цвет символизировал жизнь). Указания на ритуальную «смерть» содержала поэзия предсвадебного периода. В своем причитании невеста сообщала о страшном сне: будто бы на ее улице стоит пустой раскрытый гроб, ожидающий жертву. Она выражала желание уйти в лес к реке и утопиться — и проч.
Свадебное деревце
Для среднерусской свадьбы характерен обряд «елки». Верхушка или пушистая ветка елки или другого дерева, называемая красотой (девьей красотой, красной красотой), украшенная лентами, бусами, зажженными свечами и проч., иногда с прикрепленной к ней куклой, стояла на столе перед невестой. Деревце символизировало молодость и красоту невесты, с которыми она прощалась навсегда. В свадебном приговоре утверждалось:
Да уж как этому ли дереву
Да не бывать два раза зелену,
Да а тебе, наша подруженька,
Да задушевная голубушка,
Да не бывать два раза в девушках.
Древний, давно забытый смысл состоял в том, что дереву (зеленой, кудрявой березе) переадресовывалась жертвенная повинность инициируемых девушек: вместо одной из них погибало деревце, первоначально принятое в их родственный круг (заместительная жертва). Следы такого обычая видны в троицко-семицком обряде с березкой. И в свадебном обряде красота отождествлялась с самой невестой.
Свадебное деревце известно у большинства славянских народов как обязательный атрибут, предмет-символ, несущий в себе общую этническую характеристику славян. Вместе с тем у восточных славян отмечено большое разнообразие предметов, называвшихся красотой. Это не только растения (ель, сосна, береза, яблоня, вишня, калина, мята), но также девичья коса и девичий головной убор.
Головной убор невесты
Головной убор девушки-невесты назывался венец, венок, налобень, коруна. Его изготавливали в виде плотного обода с позументом, над которым выступал ажурный венок, украшенный жемчугом, перламутром, бисером и т.п. Такие венки особенно характерны для Русского Севера. На юге, а также в Беларуси и на Украине венки плелись из живых цветов. Изготовление венчальных венков из живых цветов представляло собой богатый, развитой ритуал.
Обряды с волосами
Инициация включала в себя обряды с волосами, изменение прически: расплетание косы, продажа косы, окручивание. Этот древний обычай был связан с верой в магическую силу волос.
Русская девушка носила одну косу. Ее расплетали на девишнике и обычно уже не заплетали до венца. Невеста дарила подругам свои косны-ки — ленты для косы.
Ритуал продажи косы был реминисценцией купли самой невесты. «Возьми косу вместе с головой», — говорила ее мать жениху. Продавал косу младший холостой брат невесты или другой родственник-мальчик, называвшийся подкосник.
Окручивание — один из кульминационных элементов обряда, происходивший сразу после венчания (в церковной сторожке, трапезной или, по приезде, в доме мужа). Невесте делали женскую прическу (две косы, обвитые вокруг головы) и подбирали волосы под женский головной убор (кокошник, кичку с сорокой, повойник, сборник). В отличие от девушки, женщина всегда должна была ходить с покрытой головой. По этому поводу сложена пословица: «Немного попето, да навек надето».
В белорусской и западнорусской свадьбе известен также обряд подстригания волос жениху. В древности это действие было связано с вызовом родовых духов-покровителей. Возможно, этот обряд когда-то означал посвящение юношей в группу взрослых мужчин.
В день свадьбы или на следующий устраивались игры «в покойника». Они зафиксированы в Поволжье, Курской, Орловской, Рязанской, Воронежской, Тамбовской губерниях. Пародийные похороны заканчивались тем, что «покойник» вскакивал и пускался в пляс. Игра завершалась общей пляской. Ритуальное веселье, пляска, смех должны были утвердить новую жизнь, символизировали возрождение невесты в новом статусе, что было последним звеном инициации, ее целью.
Пережитки ритуала инициации, изображающего ожившего покойника, сохранились и в календарных обрядах. Известны весенне-летние игры девушек в «русалку», в «Кострому» и др. В них «умершая» внезапно вскакивала, била всех по рукам, приговаривая: «Пеки блины, поминай меня!» Данный обряд имеет глубокие индоевропейские корни. На это указывает немецкая средневековая игра «пляска смерти», чешская плска «Мертвец», аналогичные словацкие и сербские игры, карпатские игры при мертвеце (о чем писали А. Н. Веселовский и другие исследователи).
Обряды с печью
Свадебный обряд сохранил признаки древнего экзогамного брака, порожденного запретом на кровосмешение. Брачная пара должна была состоять из представителей разных родов. Поэтому в свадьбе были ритуалы, означавшие переход невесты` из своего рода в род мужа. С этим связано поклонение печи — священному месту жилища.
Многие обряды с печью совершались на протяжении всей свадьбы, как в доме родителей невесты, так и в доме жениха. Все важные дела (например, вынос красоты) начинали в буквальном смысле от печки. Чтобы сватовство было удачным, сваха старалась дотронуться до печки. Благословляли молодых у печного столба. В доме мужа молодая трижды кланялась печи и только потом уже иконам. С приобщением невесты к новому очагу был связан обычай марания: утром после бужения молодых всем чернили лица сажей из печи.
Тотемные обряды
Растительный мир русской свадьбы связан с древними анимистическими представлениями. Живыми или искусственными цветами украшались все участники свадьбы. Цветы и ягоды были вышиты на свадебной одежде и на полотенцах. Особо почитались вечнозеленый барвинок (символ прочности любви и брака) и ягоды калины (символ девичества). Калинкой назывались обряды, связанные с установлением добрачной невинности молодой, а также ее свадебная рубаха.
Животный мир свадебного ритуала восходит к древнеславянским тотемам. Во многих элементах обряда можно увидеть культ медведя (ряжение в медведя, меховая одежда и меховые подарки, использование вывернутого тулупа, символизировавшего шкуру зверя). Медведь должен был обеспечить богатство и плодородие. В некоторых местах атрибутом свадебного пира была жареная свиная голова, имевшая магическое значение (с ней разыгрывались сценки иронического чествования). На свадьбе, Святках и масленице рядились быком, при этом устраивали игры с эротическим смыслом.
С невестой были связаны образы птиц. Плодородящую силу имела прежде всего курица. Она фигурировала и как ритуальная пища, и как живая птица (курица-приданка).
У всех славян куриное мясо было непременным блюдом за свадебным столом, а также на постели молодых. Свадебный пирог курник представлял собой круглый хлеб с каймой и изображением петушиной головы. Известны старинные церковные запреты на жертвоприношения кур бере-гиням (ради них кур топили в реках и колодцах). В свадебном обряде, как и в троицко-семицком, важную роль играли и куриные яйца.
Аграрная магия
Свадебный ритуал восточных славян имел ярко выраженный аграрный, земледельческий характер.
С идеей плодородия был связан культ воды. В севернорусской свадьбе он проявился в банном обряде, которым завершался девишник. Производились магические действия с водой и с банными атрибутами (печью-каменкой, веником). В отличие от северной, для среднерусской свадьбы характерно послесва-дебное обливание — своеобразное игрище, величание молодой женщины, возможно, уже несущей во чреве новую жизнь. При обливании женщина-мать отождествлялась с матеръю-сырой землей: ведь увлажненная дождями земля также могла проявить свою плодородящую сущность.
Известно, что древнерусский брак совершался у реки. Поэтому ситуация «брак у воды» часто встречается во многих жанрах русского фольклора: в песнях календарных обрядов, в балладах, былинах, сказках.
В добрачных, брачных и послебрачных обрядах молодых осыпали хмелем, овсом, семенами подсолнуха или любым другим злаком. Известны действия не только с зерном, но и с колосьями, с квашней. Культ хлеба проявился прежде всего как чествование каравая, которое в южных зонах было развито в каравай-ный обряд: он начинался в предсвадебном цикле, а заканчивался на княжем пиру раздачей каравая.
Каравай — это ритуальный, особо изготовлявшийся хлеб, которым встречали молодых от венца. Каравай украшали платками, красными лентами, калиной. Одаривание молодых на пиру называлось «положить на каравай». Были зафиксированы хвалебные песни в честь каравая: «похвала караваю», «каравай месят», «как топят печь для каравая», «как в печь сажают» и др.
В числе ритуальной пищи свадебного обряда, помимо уже отмечавшейся (каравай, курица, свиная голова), следует также назвать обрядовый пирог (с кашей, рыбой, курицей и др.), а также кашу, лапшу. Пирог характерен для севернорусской свадьбы, где он заменял каравай.
С аграрной магией связан древнеславянский культ солнца. По представлениям древних, любовные отношения между людьми порождались сверхъестественным участием небесных светил.
Солярная обрядность
Верховным покровителем вступающих в брак и всех остальных участников свадьбы было солнце. Рядом с ним возникали месяц, звезды, заря. Люди сами уподоблялись светилам. Вот как писал об этом И. В. Зырянов: «Солнечность, обожествление, золотая окраска видны не только на образах жениха и невесты, но и на образах их родителей, а также сватов и свадебных дружек. Невеста в поэзии рисуется через «девью красоту», которая краше солнца, чище «злата-серебра», лучше «дорогих самоцветов». «Свойства светил, перенесенные на человеческий брак, сделали последний таинством».
Образ солнца нес в себе свадебный венок невесты. В песне сообщалось, будто бы он упал с неба и был так ярок, что мог осветить дорогу. Особенно значительной была концентрация небесного сияния в наиболее драматичный кульминационный момент свадьбы, а именно когда невеста, сидя за столом и ожидая приезда жениха, как бы расставалась со своей душой девушки. Невеста должна была плакать («Не плачет за столом, наплачется за столбом»). При этом она катала свой венок по столу. Круглая форма венка, его «сияние» и обычай его катания по тесовенъкому столику изображали солнце как верховного покровителя обрядового таинства.
В. Ф. Миллер, А. А. Потебня и другие исследователи в славянских песнях с сюжетом «тонущей девицы» усматривали солнечный миф, повествование о небесном браке. Возможно, его следы сохранила песня «Воскресный день рано Сине море играло. » В свадебных песнях невеста в веночке сравнивалась с хохлатой златоперой курочкой, с кукушкой, сбросившей свое обычное оперение и одевшейся в золотые перья, с золоторогой телочкой и т. п. В хороводных и свадебных песнях много внимания уделялось необычным, солнцеподобным волосам невесты и жениха. Из песни мы узнаем и о том, что небесными светилами расшиты обрядовая рубашка невесты и свадебный наряд жениха.
Севернорусская невеста сообщала в своем причитании, что вышивала свадебную рубашку три ночки: ивановскую, петровскую и ильинскую (период летнего солнцестояния). Она украшала рубашку красным солнышком, утренней зарей, младым полуночным светлым месяцем. И это соответствовало реальной вышивке на ее рубашке. Такой наряд соотносим с платьем сказочной царевны: «Она вышла в чистое поле, нарядилась в блестящее платье — кругом часты звезды! Скинула свой свиной чехол, надела платье: на спине светел месяц, на груди красно солнышко!
Небесным светом фольклор украшал поэтический образ свадебного терема: у него золотые выходы, переходы серебряные, в воротах столбы золотые, а сам он стоит, как жар горит. Подобный чудесный образ известен и в былине «Про Соловья Буди-мировича», глубоко поэтизирующей любовь.
Слово «терем», считает лингвист В. В. Колесов, несет в себе «образ неба, возвышающегося над человеком, бескрайнего, нарядного, сияющего неба, которое само по себе — праздник. Терем (из греческого teremnon — «дом, жилище», также «дворец», собственно: дворец с куполом) — символ неба, наличие купола для него было обязательным».
Свадебное дерево: какие деревья принимают участие в свадебных обрядах? Денежное дерево
Празднование свадьбы всегда сопровождается самыми разнообразными традициями. При этом большинство обычаев в той или иной степени одинаковы у разных народов. Одной из таких традиций (вернее, атрибутов) можно считать свадебное дерево. Его можно выбрать, посадить или сделать своими руками. Так что же это за дерево такое, и какой смысл для молодоженов оно в себе несет?
Что такое свадебное дерево?
У свадебного дерева есть еще несколько названий. Его также называют семейным, денежным и даже деревом жизни. Существует и свадебная традиция пожеланий, и для этого на празднике устанавливают специальную конструкцию или небольшое живое деревце. К веткам его гости подвешивают карточки с пожеланиями молодоженам. Наконец, стоит упомянуть дерево с отпечатками пальцев – так новобрачные отмечают начало своей совместной жизни. Иногда на таком деревце можно поставить такой же отпечаток и каждому гостю свадьбы. А посадка молодоженами деревца символизирует закладку фундамента новой семьи.
Фото дерева с отпечатками пальцев
Исследователи считают, что образ свадебного дерева возник не случайно. Ведь молодое деревце цепляется корнями в почву, взрослеет, укореняется все прочнее и год от года тянется к небу. Так и семья (впрочем, как любой человек) развивается и становится со временем все больше надежной и крепкой. Именно этот образ люди издавна использовали для того, чтобы семейные узы не разрушались.
Не случайно есть и еще один пример связи дерева и семьи. Он, как правило, задействован в генеалогии. Всем известно выражение «семейное древо». Связь между предками и потомками зачастую наглядно изображалась в виде раскидистого дерева. Каждый новый брак и появившиеся в нем дети представали на подобной схеме в виде отдельной ветви.
Таким образом, дерево – это яркий символ семейного счастья и прочности союза. Традиции, так или иначе, связанные с деревом, присутствуют в свадебных церемониях многих народов
Дерево в свадебных традициях
Обычаи, связанные с деревьями, были включены в свадебные ритуалы еще с языческих времен. Христианство не уничтожило их, поскольку они никак не противоречили концепции этой религии. В разных странах традиции если и различались, то ненамного.
Фото свадебного дерева — калина
Так, на Руси свадебным деревом считался калиновый куст. Наши предки играли свадьбы, как правило, осенью, когда был уже собран урожай, а все летние работы, связанные с землей, завершались. К этому времени калина покрывалась гроздьями ярких ягод, которые были способны украсить свадьбу. В качестве декора калина использовалась очень активно. Ягоды служили дополнением для свадебного стола, веточки этого деревца укладывали на свадебные караваи. Новобрачные обязательно обменивались подарками, причем невеста должна была преподнести жениху полотенце. Как правило, рушник расшивался узорами с изображением калины. На самой свадьбе молодожены по обычаю обносили угощением гостей – на таком блюде также всегда лежали калиновые грозди.
Фото свадебного дерева — рябина
Однако калина – это далеко не единственное растение, которое выступало в качестве семейного деревца. Существовали и другие деревья, участвующие в свадебных обрядах. Если вы хотите устроить праздник согласно старинным обычаям, вы и сегодня можете воспользоваться опытом предков. Ведь любое дерево в старину что-либо символизировало. В том числе:
Почитался и боярышник, который считали деревом любви и верности в браке. Ветками и плодами всех этих растений украшали подвенечные уборы, свадебные столы.
Имелись и своеобразные приметы и обряды, связанные с растениями. Во времена язычества жених с невестой должны были трижды обойти дерево, которое считалось священным. А к чему на свадьбе ломается дерево? Предки утверждали, что это плохой знак – семья окажется непрочной, а достатка в доме не будет.
Свадебное дерево: делаем сами
Современные свадьбы редко обходятся без традиций. Во многом они переняли вековые ритуалы, несколько модифицировав их. К их числу относятся обычаи устанавливать на свадьбе денежное деревце и дерево счастья, состоящее из пожеланий молодоженам.
Фото свадебного дерева – бонсай
Такие элементы декора можно сделать своими руками или поступить проще. Вы можете приобрести для этой цели бонсай (миниатюрное деревце в горшке), либо воспользоваться небольшим деревцем или кустарником, растущим в вашем саду. Последний вариант идеально подходит для выездной свадебной церемонии, свадьбы, проходящей на свежем воздухе. Укрепите карточки с пожеланиями прямо на ветки такого деревца и украсьте его яркими лентами.
Как сделать дерево жизни для молодоженов
Здесь существуют две возможности. Первая из них – нарисовать такое деревце на ткани, бумаге или прямо на стене. Иногда можно встретить и вышивку. Изобразите раскидистое деревце на материале либо выполните аппликацию. Ваша задача – создать полноценный рисунок или шаблон, на который будет нанесен дальнейший декор.
Подобное дерево для свадьбы должно быть выполнено таким образом, чтобы роль его листочков выполняли либо гостевые карточки, либо отпечатки ладоней гостей. Затем на этих «листочках» каждый приглашенный напишет какое-либо пожелание новобрачным. Стоит продумать заранее, куда вы в дальнейшем прикрепите нарисованное изображение.
Фото свадебного дерева, сделанного своими руками
Второй вариант – создать объемное дерево. Для этого придется запастись пенопластом, проволокой, настоящими древесными веточками, оформительскими материалами. Важным элементом конструкции является основа. В ее роли сможет выступить керамический горшок, главное, чтобы он был устойчивым. Наполните горшочек землей, пластилином, глиной. Наполнитель должен придавать деревцу дополнительную устойчивость и прочно удерживать саму конструкцию.
К стволу крепятся веточки (например, из проволоки). Если вы хотите видеть деревце максимально ярким, используйте для украшения их бисер или бусины. Кстати, из бисера можно сделать и сами веточки, для чего он аккуратно нанизывается на леску или нитки, а затем закрепляется петельками. Именно к этим петелькам вы в дальнейшем и будете прикреплять листочки-пожелания.
Фото самодельного дерева из пенопласта и проволоки
Как сделать денежное дерево своими руками?
Этот свадебный аксессуар создается аналогично деревцу пожеланий. Наиболее популярная версия – это прикрепление к стволу пенопластового шара. В такой шар вы сможете воткнуть на скобках или булавках денежные купюры.
Фото денежного дерева, сделанного своими руками
Банкноты постарайтесь красиво оформить. Чаще всего, каждую из них сворачивают конусом и затем формируют соцветия. Чем более пышным будет денежное деревце, тем богаче станет будущая семья. Можно использовать и живое растение – толстянку, которая в обиходе называется как раз денежным деревцем. Аккуратно прикрепите к ее веточкам купюры. И помните – дерево, присутствующее на свадьбе, обязательно принесет новобрачным удачу!
Свадебное дерево
Свадебное дерево является символом молодой семьи – эта традиция заслуживает лишь самых теплых эмоций. О том, что именно, где и как стоит посадить, вам расскажет сайт mir-svadbi.ru.
Свадебное дерево: традиции
В старые времена верили: дерево и человек подобны сообщающимся сосудам (что происходит с растением-побратимом, отражается на человеке и наоборот). Наблюдая за деревом, посаженным собственными руками, можно узнать, как будет развиваться судьба в тот или иной момент жизни.
Несложно понять, что традиция сажать свадебное дерево является своего рода магическим обрядом: она позволяет молодоженам обзавестись собственным семейным оберегом и талисманом.
В старину молодожены высаживали на участке земли свое первое дерево, а затем увеличивали «зеленую колонию», посвящая последующие растения родившимся малышам.
К сожалению, сегодня лишь немногие молодые семьи могут позволить себе такой вот семейный сад, но при желании это возможно (читайте здесь как это получилось у нас). В то же время посадить одно растение и даже поселить его в городской квартире под силу каждому. О том, как это сделать, читайте дальше.
Фото Эдуард Стельмах
Выбор места для посадки свадебного дерева
Где посадить свадебное дерево?
Растение можно поселить:
Свадебное дерево: что выбрать?
В старину наши предки предпочитали высаживать именно деревья. Приведем некоторые символические значения:
Сегодня же под понятием «дерево» может скрываться даже комнатное растение (гибискус, жасмин, комнатный гранат и пр.). Некоторые оригиналы используют в качестве свадебного дерева даже кактусы – целесообразность такой замены вызывает серьезные сомнения, впрочем, это дело вкуса.
Единственным действительно важным условием является выбор не слишком капризных в плане выращивания растений. Свадебное дерево должно расти и развиваться, а не сохнуть и чахнуть.
Правила проведения церемонии
Жестко установленных правил проведения данной церемонии нет – обустроить ее можно как угодно, ориентируясь на свой вкус. Главное, чтобы она носила уютный семейный характер.
Посадить дерево можно на выездной церемонии или во время прогулки новобрачных. Желательно, проводить церемонию в дневное время – это позволит запечатлеть ее во всей красе, а заодно – избежать досадных недоразумений (в сумерках вы вряд ли проявите себя как опытный садовод).
Неплохо бы подобрать к проведению церемонии приятное музыкальное сопровождение. Посадке свадебного дерева могут предшествовать небольшие речи-пожелания молодым со стороны гостей праздника и родителей молодых.
Место проведения церемонии рекомендуется оформить – использование веточек, лент, шаров создаст соответствующее настроение.
Поскольку посадка свадебного дерева связана с землей, молодоженам стоит позаботиться о средствах защиты: не запачкаться помогут фартуки и перчатки. Ну а для самой процедуры потребуются лопата и лейка – не забудьте захватить с собой необходимый инвентарь, а также сам саженец. Чтобы не испортить впечатления от праздника, рекомендуется подготовить яму заранее.
Эта древняя свадебная церемония имеет емкий смысл – крепкое семейное дерево, вполне возможно, даст начало целому саду. Желаем вам любви и процветания!