что такое суверенитет народа

Народный суверенитет

Идеи народного суверенитета получили своё развитие в западной мысли с распространением модернистской философии. Распад старых империй и образование новых государств в конце XVI века в Европе вызвал необходимость в объяснении и легитимизации данных исторических процессов. В 1576 французский философ Жан Боден разработал концепцию государственного суверенитета, суть которой заключалась в том, что государство обладает полнотой власти над определённой территорией и её постоянным населением, и является независимым от внешних сил. Изначально у Бодена носителем суверенитета объявлялся монарх, обладающий неограниченной властью над народом.

Однако в XVIII в. французским мыслителем Руссо, называвшим суверена ничем иным, как коллективным существом, образуемым из частных лиц, в совокупности получивших имя народа, была разработана доктрина народного суверенитета. До Руссо эта доктрина развивалась в работах Томаса Гоббса и Джона Локка.

Народный суверенитет является антагонистом суверенитета монарха, при котором монарх рассматривается не как член народа, а как индивидуальная личность — носитель суверенной (абсолютистской, самодержавной) государственной власти. Понятия народного суверенитета и государственного суверенитета также различны, но не противопоставлены друг другу, поскольку в первом случае раскрывается вопрос о высшей власти в государстве, а во втором — вопрос о верховности власти самого государства.

В настоящее время доктрина народного суверенитета признана мировым сообществом, что нашло, в частности, своё отражение в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой воля народа должна быть основой власти правительства и находить своё выражение в периодических и нефальсифицированных выборах при всеобщем и равном избирательном праве и свободном голосовании. Также доктрина народного суверенитета нашла своё выражение в праве народов на неотъемлемый суверенитет над их естественными богатствами и в иных формах.

В современном политическом лексиконе термин «народный суверенитет» в значительной степени вытеснен понятием «демократия». Представители неолиберальной концепции политической теории отмечают, что во всех демократических государствах народный суверенитет является принципом конституционного строя. Суверенитет народа в политических системах демократических государств проявляется в том, что он избирает своих представителей, которые являются носителем его воли и принимают политические решения в целях достижения всеобщего блага.

Элвин Магид, профессор политических наук университета штата Нью-Йорк в Олбани, отмечает, что терминология народного суверенитета нередко используется современными авторитарными режимами для сокрытия нарушений прав человека и репрессий. В качестве примеров он приводит «народные демократии», образованные под воздействием СССР в Восточной Европе после Второй мировой войны, Исламскую Республику Иран и Корейскую Народно-Демократическую Республику. Эту же точку зрения поддерживает профессор НИУ ВШЭ А. А. Сергунин, который указывает, что доктрина народного суверенитета широко распространена не только в демократических государствах, но и в тоталитарных государствах, которые используют её для своей легитимации. Как указывает В. Л. Цымбурский, в тоталитарном государстве советского типа бюрократические элиты, выступавшие как «авангард народа», использовали мобилизационный потенциал паттерна «суверенитета народа», подменяя его содержание собственными идеалами. Как заключает профессор Бостонского университета Роберт Джексон, наиболее ироничным в истории эволюции идеи народного суверенитета является то, что именно от имени народа, а не от имени верховных правителей велись самые масштабные репрессии в истории человечества.

Источник

Суверенитет народа

Смотреть что такое «Суверенитет народа» в других словарях:

НАРОДНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ (СУВЕРЕНИТЕТ НАРОДА) — в РФ принцип конституционного строя, характеризующий полновластие многонационального народа, признание его единственным источником власти в РФ, а также свободное осуществление им этой власти в соответствии с его суверенной волей и коренными… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… … Энциклопедия инвестора

Суверенитет — (Souverainete, suprema potestas) верховенство,совокупность верховных прав, принадлежащих государству или его главе.Главный момент, определяющий понятие С., есть момент отрицательный: надданной властью, которой принадлежит С., не должно стоять… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

СУВЕРЕНИТЕТ — (фр.). Совокупность верховых прав, принадлежащих главе государства. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СУВЕРЕНИТЕТ права верховной власти по отношении к подданным; верховенство. Полный словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

СУВЕРЕНИТЕТ — (фр. souverainete верховная власть) верховенство и независимость власти. В науке конституционного права различаются несколько видов С.: 1) С. государственный верховенство власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т.е. полнота… … Юридический словарь

СУВЕРЕНИТЕТ — (от фр. souveraine te верховная власть) англ. so vereinity; нем. Souveranitat. 1. Верховенство, независимость от к. л. сил, обстоятельств и лиц. 2. Полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и внешних отношениях … Энциклопедия социологии

Суверенитет — (от фр. souverainete верховная власть; англ. sovereignty; нем. Souveranitat) верховенство и независимость власти. Различают: а) гос ный С. как верховенство гос ной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитических отношениях. Термин… … Энциклопедия права

Суверенитет — свободное, независимое от каких либо внешних сил верховенство. Содержание 1 Государственный суверенитет 1.1 Понятие 1.2 История … Википедия

суверенитет — а; м. 1. Полная независимость государства от других государств в осуществлении своей внутренней и внешней политики. Государственный с. Установить, провозгласить с. Соблюдение суверенитета. Нарушить с. Ограниченность экономического суверенитета… … Энциклопедический словарь

СУВЕРЕНИТЕТ — – состояние независимости данной государственной власти от всякой другой власти как внутри, так и вне границ этого государства (см. Вышинский А. Я., Вопросы теории государства и права, 1949, стр. 410). Понятие С. имеет два аспекта:… … Советский юридический словарь

Источник

Суверенитет народа

***
Читателю настоятельно рекомендуется перед прочтением настоящей статьи ознакомиться с предшествующими работами автора: «Две концепции российского развития» и «Национальные идеи России и Украины».
***

Суверенитет народа – требование Российской Конституции.
Суверенитет, понимаемый как верховенство народа в государстве и местной власти. Требованию много лет.

Непосредственная форма демократии не только предшествует представительной, она должна являть собою постоянно действующие органы власти.
Постоянно действующие институты непосредственного народовластия, взаимодействующие с институтами делегированной власти, и даже участвующие в принятии или приостановке решений избираемой и назначаемой власти – есть новый уровень управления страной, необходимое направление реформ, результаты которого определят путь российского развития в целом. Это путь политического, социального, экономического обновления, на котором Россия не только решит свои проблемы, но станет первопроходцем нового исторического этапа мирового развития, объединяя в решении этой задачи другие страны.
Становление механизма действительного народного суверенитета повлечет взаимообусловленные изменения в обществе, массовой личности и властном устройстве, хозяйстве страны и всех ее территорий.
Изменится понимание социализма. Советскую модель социализма принудительного объединения, определяемого также как государственный монополизм, сменит модель социализма добровольного единения. Для социализма добровольного единения характерен общественный способ управления страной.

Формальное «верховенство народа»

Власть народа, даже по своей концепции, заложенной в Конституцию, механизма суверенитета не получает.
На федеральном и региональном уровнях юридическую силу имеют только выборы, проводимые раз в несколько лет, и референдум, проводимый еще реже.
Местное самоуправление предусмотрено Конституцией, его идеи развиты в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Такая, местная демократия, в случае ее реализации – в решении вопросов местного значения, не означает суверенитета народа России, предъявляющего требования к механизмам власти на всех территориальных уровнях.
Народовластие нельзя мыслить лишь как право выбирать и быть выбранным, изредка отвечать на вопросы референдума и участвовать в решении вопросов местного значения.
УЧАСТИЕ НАРОДА В УПРАВЛЕНИИ СТРАНОЙ ДОЛЖНО ПРОИСХОДИТЬ ПО ШИРОКОМУ СПЕКТРУ ВОПРОСОВ, касающихся интересов граждан, и НА ПОСТОЯННОЙ ОСНОВЕ. Это участие должно происходить в формах и методами, предусматривающими право решающего голоса самоорганизованного народа, наряду с решающими голосами избранных и назначенных лиц.

Референдум, отнесенный Конституцией к «высшему непосредственному выражению власти народа» есть ситуация, в которой народ отвечает на вопросы власти, удобно сформулированные для неё самой.
При наличии механизма суверенитета народ задает власти вопросы, на которые она обязана ответить, и по результатам такого рассмотрения принимаются организационные решения, законы и другие нормативные акты (см. [2]).

Отсутствие суверенитета народа ярко проявляется в построении следующего конституционного силлогизма.
• Первое утверждение – ст.3, ч.1: « Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».
• Второе утверждение – ст.104, ч.1: «Право законодательной инициативы принадлежит…(далее перечисляются государственные должностные лица и органы)».
• Третье утверждение (вывод): «Носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации не имеет права законодательной инициативы».
Получаем противоречие: либо народ не является носителем суверенитета, либо следует доработать законодательство, начиная с Конституции, поскольку 104 статья противоречит 3 статье. При этом п.2 16-й статьи гласит: «Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации», к которым относится 3 статья.

Отмеченное в Конституции противоречие разрешается становлением Российского Гражданского Собора (ниже – Собора) в его понимании, изложенном в [2]. Собор как самоорганизация российского народа должен получить право законодательной инициативы и инициативы принять закон тем или иным способом – всенародным голосованием или Думой с учетом мнения Собора, выявленного Общественной палатой (эта задача Общественной палаты также рассмотрена в [2]).

Требования к новым институтам непосредственного народовластия

К механизмам непосредственного народовластия предъявляются общие требования. Выборы, референдум и гражданский собор имеют организационное, техническое, юридическое и иное обслуживание, но не имеют руководящих органов.
Собор не может являться конференцией делегатов. Он предусматривает всеобщность равноправного и добровольного участия, даже если всеобщность есть идеальный результат процесса становления народовластия.
Работа Собора связана с формированием и заявлением мнений, определением позиции Собора по рассматриваемым вопросам на основании прямого и равноправного участия граждан в обсуждении и голосовании. Неравенство в пределах Собора выведет его из формы непосредственного народовластия.

Ликвидация властной односторонности

С появлением Собора граждане получают возможность непосредственно участвовать в управлении страной и территориями. В том числе, предъявлять развернутые требования к созданию и развитию условий для жизни и деятельности. Причем повсеместно, а не только в районах опережающего развития.
Такие требования предъявляются избираемой и назначаемой власти. Не только в момент выборов. Власть должна разработать и реализовать проект создания таких условий. Собор имеет право контролировать ход выполнения такого проекта, делать собственные выводы и требовать от власти решений по улучшению дел.
Контроль общества за социальной ориентированностью деятельности избираемой и назначаемой власти, отчетность власти перед народом приобретает конкретное содержание и не может сводиться к формальностям. Массового гражданина интересуют конкретные вещи, как состояние ввода объектов и их работа, возможности получения дохода и т.п. Проценты роста не для него. Создаются условия для более эффективного, согласованного ведения дел, целевого использования средств, подавления коррупции.
Преодолевается властная односторонность в виду развития и взаимодействия двух властных подсистем, непосредственного и делегированного народовластия.

Два первых этапа становления Собора – установочный и политический.

Установочный этап – без изменения Конституции и других нормативных актов, действия в пространстве свободы уже предусмотренном законодательством.
Установочный этап это движение от общественного объединения, статус которого уже предусмотрен законом, к всенародному объединению, статус которого должен определяться особо. Точнее, под общественным объединением здесь понимается инициативная группа, имеющая территориальные и иные подгруппы по всей России. Такое общественное объединение имеет целью становление Собора и подготовку его утверждения как формы непосредственного народовластия в законодательстве. Наряду с другими инициативными гражданами общественное объединение включает членов Общественной палаты, для которых реализуется их уставная цель: «выдвижение и поддержка гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений» (Федеральный закон от 04.04.2005 г. № 32-ФЗ).

Основные задачи Собора на установочном этапе:
— налаживание работы на соборных площадках, в том числе, территориальных, профессиональных и иных, вовлечение всех граждан в деятельность Собора;
— создание в массовом сознании представлений о возможностях Собора в управлении страной, возможностях граждан, связанных с участием в Соборе, возможном будущем страны и всех ее территорий.

Политический этап – утверждение Собора как формы непосредственного народовластия, прописанной в Конституции и других нормативных актах. Изменения в Конституции могут не потребовать созыва Конституционного Собрания и принимаются Федеральным Собранием. В поправках должно отражаться право Собора на часть решающих голосов в выборных органах.
До внесения изменений в Конституцию принимается федеральный конституционный закон, определяющий условия признания Собора как формы непосредственного народовластия, связанные с этим изменения законодательства, а также действия законодательных и иных органов власти.

Конституция – первый общественный договор. Его исполнение, особенно в части суверенитета народа, создает условия для заключения других общественных договоров, являющихся контекстом для множества решений власти и бизнеса, понимаемых и принимаемых гражданами в виду этого обстоятельства.

Существование Собора, решения которого имеют юридическую силу, позволяет гражданам страны договариваться о будущем, которое, по их мнению, должно быть построено, с их участием и при обязательной организационной и финансовой поддержке институтов делегированной власти.

Чтобы институты делегированной власти следовали воле народа необходимо существование самой этой воли, а значит народ должен прийти к относительному согласию по поводу целей осуществления власти и способов достижения этих целей. Такого согласия нет. Но у массового гражданина нет и представления о возможном будущем, понятном и наглядном, которое он бы мог обсудить и принять. А значит, нет предмета, по поводу которого народ может выразить свою волю.
Это положение преодолевается Собором, его работой по заключению общественных договоров.

За первым общественным договором, измененной в связи с появлением Собора Конституцией, следует Концепция долгосрочного развития страны (также – Концепция). Она отражает взаимосвязанные изменения в обществе, государстве, массовой личности и народном хозяйстве, начало которым полагается становлением Собора.
В отличие от Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. новая Концепция должна быть достаточно короткой, воспринимаемой массовым гражданином, но при этом содержать ясную логику, последовательность развития, как и картину будущего.
Второй общественный договор, Концепция долгосрочного развития, обсуждается на Соборе и принимается референдумом, либо другим, предусмотренным Конституцией способом. При этом Собор должен иметь право выбора способа принятия Концепции.

Третий общественный договор – Проект создания условий для жизни и деятельности российских граждан (также – Проект), объединяющий все территориальные проекции, отражающие чаяния населения, как и возможности их реализации. Точнее это часть Проекта, документ, содержание которого разъясняет всем гражданам, с необходимой степенью подробности и доходчивости, конкретные результаты хозяйственных и иных преобразований, их сроки.
Концепция долгосрочного развития является заданием для избираемой и назначаемой власти на разработку Проекта. Все части Проекта, включая его территориальные проекции, должны согласовываться с учетом требований Собора.
Всенародное обсуждение и, одновременно, разработка Проекта завершаются третьим общественным договором.

В дальнейшем могут вноситься изменения в общественные договоры, приниматься новые общественные договоры, в том числе действующие на отдельных территориях. Общественный договор может иметь либо не иметь законодательного закрепления. К последнему случаю относятся нормы поведения и взаимодействия граждан, которые не могут быть узаконены, поскольку относятся к пространству свободы.
Например, личные решения граждан, направленные на участие в развитии трудом, денежными и материальными средствами, кооперация граждан, определенная способностями участников, как моральные нормы.

Принятие общественных договоров не означает, что народ, выбрав своих представителей-управляющих, перейдет в наблюдательную и просительную позицию, вместо того, чтобы участвовать в дальнейшем управлении страной с правом решающего голоса.

Первая и последующие цели российского развития

Суверенитет народа есть первая цель российского развития. Создавая механизм народного суверенитета, мы начинаем формировать механизм российского развития в целом. Создаем гражданское общество, государство и экономику нового, исторически следующего типа. Последнее утверждение связано с характеристикой качественных изменений в массовой личности, обществе, государстве и национальной экономике, которую можно определить как завершенность.

Действительный механизм народовластия изменяет положение гражданина, который становится гражданином в полном смысле этого слова, действительной частью государства. Гражданин участвует в Соборе, имеющем решающие голоса в представительной власти, использует другие возможности участия в управлении страной и ее территориями, хозяйственным развитием, описанные в [2]. Таким образом завершается путь от подданства к гражданству.

Формирование нравственного уровня личности требует ответа на вопрос – ради чего осуществляется деятельность? Достижение национального согласия по поводу целей и путей национального и каждого территориального развития, его законодательное закрепление и, следовательно, снижение неопределенности будущего позволяют каждому гражданину лучше ориентироваться при ответе на вопрос индивидуального участия в общественно-полезной деятельности, проявлять большую настойчивость в формулировке и решении задач такого участия.
Собор есть не только составляющая нового механизма развития, но и механизма самоопределения граждан, составляющая способа определения гражданином своего места в общественной деятельности, его значимости, соответствия личным способностям.
Стремление к лучшему использованию своих способностей в связи с целями развития, содержащимися в общественных договорах, становится частью ценностных представлений. Завершенность системы ценностей означает, что у человека и гражданина есть не только неотчуждаемые права, но и неотчуждаемые обязанности, которые принимаются добровольно как моральные нормы в использовании пространства свободы (см. также [1]).
Соответственно таким утверждениям вводятся дополнительные представления о воспитании и образовании, которые ориентируют молодых людей на освоение культуры, самоопределение и самореализацию в решении задач развития. Есть также общее основание для определения тематики научных исследований и разработок.

В Соборе общество получает способ единения вокруг задач, решаемых для удовлетворения потребностей граждан, развития их личностных качеств. Собор есть механизм достижения национального согласия и заключения общественного договора. В том числе, неформального – само по себе общественное согласие есть такой договор, или неформальная стадия общественного договора, который в зависимости от его содержания требует либо не требует законодательного закрепления.
Гражданское общество – самоорганизованный народ, участвующий в управлении страной с правом решающего голоса. Подразумевается широкий круг вопросов, касающихся интересов граждан.
Народовластие получает свою завершенную форму, поскольку развиты как непосредственное, так и представительное народовластие. При этом не только создается новый механизм непосредственной формы народовластия, но происходят существенные изменения в представительской власти, методах ее работы.

Изменения в массовой личности, обществе, государстве и хозяйственной деятельности, следующие за созданием механизма народного суверенитета, ведут нас к социализму добровольного единения.

Источник

Суверенное государство: понятие и признаки. Понятие суверенитета. Народный суверенитет и формы его реализации

Понятие государственного суверенитета

В Древних Греции и Италии понятие суверенитета не было необходимым потому, что государству не противостояла никакая другая претендовавшая на власть сила.

Иным в средние века было положение государства на территории Западной Европы. В этот период оно встретилось с тремя противостоящими ему силами, а именно:

Действие этих трех сил в разные периоды средневековой истории не было равнозначным, но все они противостояли государственному верховенству.

Именно с задачей преодоления влияния церкви, Римской империи и сепаратизма крупных феодалов и было связано возникновение необходимости теоретического обоснования специфических особенностей не просто власти, а власти государства, олицетворенной монархом. Это было характерно для периода распада феодализма, когда под властью королей происходило объединение народов, ранее подчинявшихся своим суверенам.

В условиях борьбы и соревнования различных властных сил возникла идея наделения правом верховенства монарха, возглавлявшего эти образования.

В этот-то период истории появляется работа Жана Бодена «Шесть книг о республике» (1576), в которой он определил государство как субъект, обладающий суверенитетом, т.е. «абсолютной, не связанной никакими законами властью над подданными». Характерно, что конструкция Ж. Бодена означала лишь несвязанность государства никакой другой властью, но ее нельзя толковать как несвязанность самого государства какими-либо правилами. Ж. Боден не допускал возможности произвола со стороны государства. Напротив, введение понятия суверенитета, а затем и его становление были направлены против множественности властей.

Введение понятия суверенитета знаменовало победу одной власти над другими, также претендовавшими на верховенство в пределах одной и той же территории.

В работах Т. Гоббса, написанных более чем через столетие после работ Ж. Бодена, государство уже рассматривалось как результат договора между людьми, как проявление действия «естественного закона», кладущего конец догосударственному периоду, когда была естественна «война всех против всех», в понятие суверенитета были внесены элементы демократии. Именно Т. Гоббс, можно считать, положил начало понятию народного суверенитета, или, точнее говоря, суверенитета народа. Именно суверенитет народа, по Гоббсу, являлся основой правомерности существования в государстве власти как института, производного от народа. Таким образом, Гоббс положил начало выведению государственной власти из суверенитета народа, т.е. рассмотрению суверенитета как источника или, лучше сказать, основания любой государственной власти. Отсюда уже логически вытекала мысль, что государственная власть не может быть неограниченной. Она имеет своим пределом спокойствие объединенных государством граждан.

Современная политическая мысль исходит из того, что государство может считаться суверенным только тогда, когда

Этот фактор имеет принципиальное значение. Ведь если государство не опирается на демократически организованное общество, то оно не может быть признано суверенным в том смысле, что оно не является носителем суверенитета народа, выражающегося в праве народа самостоятельно определять свое будущее, свою судьбу. Хотя суверенным может быть признано только государство демократическое, это государство в определенной мере в общих интересах может и, более того, обязано регулировать общественные отношения, включая отношения между гражданами, и в силу этого ограничивать свободу действия отдельных юридических и физических лиц, мешающих демократическому развитию общества и нарушающих права граждан.

Суверенитет проявляется в единстве (т.е. нераздельности), независимости и верховенстве государственной власти. Государственный суверенитет означает полноту и нераздельность власти государства на всей его территории, самостоятельность в проведении внешней и внутренней политики.

Независимость государства означает его самостоятельность в решении как внутриполитических, так и внешнеполитических вопросов (во взаимоотношениях с другими государствами).

Суверенное государство самостоятельно:

1) определяет:

2) организует:

3) обеспечивает:

4) защищает:

Но верховенство государственной власти вовсе не означает ее неограниченности и вседозволенности. Пределы, возможности государственной власти в правовом государстве установлены правом.

Неотъемлемой чертой суверенного государства является его право объединяться с другими государствами, создавать межгосударственные союзы, выходить из них, руководствуясь при этом высшими интересами своего народа, своего государства.

Признаки суверенного государства

К признакам суверенного государства относят:

Характеризующие суверенитет два его юридических признака — территориальное верховенство и независимость государства — неразрывно связаны между собой, взаимно предопределяют друг друга, являются взаимообусловленными. Это две стороны одного и того же явления — государственного суверенитета.

Территориальное верховенство государства

Термин-понятие «верховенство государства на своей территории» (территориальное верховенство) выражает то сущностное свойство государства, согласно которому оно обладает полновластием, полнотой публичной (общественной) власти в пределах своей территории, исключающей деятельность в этом пространстве любой иной публичной власти. Только государство может предписывать юридически обязательные правила поведения для всех находящихся на его территории физических лиц и их объединений (юридических лиц и общественных организаций) и обеспечивать их соблюдение в случае необходимости путем властного принуждения.

Веления государства, выраженные в национальном праве и единичных правовых актах, обязательны для всех их адресатов — органов государства, должностных лиц, граждан, иностранцев и апатридов, юридических лиц и общественных организаций. Властные правомочия государства в отношении всех таких лиц обозначаются термином «юрисдикция». Государство обладает в пределах своей территории (в некоторых случаях и за ее пределами) полнотой юрисдикции — законодательной, административной и судебной.

В качестве верховной власти государство и только данное государство устанавливает и изменяет свое национальное право и обеспечивает его исполнение. В нормах национального права управомоченным на то органом государства, осуществляющим законодательную юрисдикцию, выражена воля государства. Это, естественно, не значит, что государство в лице своих компетентных органов может творить правовой произвол. Нормально выраженная в национальном праве воля государства детерминирована условиями жизнедеятельности организованного в данное государство общества.

Таким образом, термин-понятие «территориальное верховенство» государства выражает в общем виде следующие сущностные свойства государства:

Территориальное верховенство государства проявляется и в том, что в его руках в лице компетентных органов государства концентрируются вся принудительная власть и все средства властного принуждения. Властное принуждение к исполнению правовых предписаний осуществляется либо управомоченным на то органом государства, либо в редких случаях специально на то управомоченной государством негосударственной организацией. Монополизация государством властного принуждения вовсе не означает, что государство только и делает, что принуждает исполнять правовые предписания. Нормально субъекты национального права законопослушны, поскольку нормы права выражают их интересы и потребности. И во избежание отрицательных для них последствий правонарушения и преступления должны соответственно пресекаться государством.

Территориальное верховенство государства, осуществляемое от лица государства государственной властью, предопределяет необходимость наличия двух качественных особенностей последней: единства и юридической неограниченности государственной власти.

Единство государственной власти состоит в том, что органы государства в своей совокупности образуют единую государственную власть, действующую от лица государства и обязывающую в конечном счете государство как таковое.

Констатация юридической неограниченности власти государства в силу его территориального верховенства вовсе не является свидетельством возможности произвола в деле внутригосударственного правового регулирования. Деятельность государства в этой сфере детерминирована реальными внутренними и внешними условиями существования организованного в государство общества. Государство может устанавливать не какое-то произвольное национальное право, а лишь такое, которое соответствует условиям жизни данного общества, его интересам и потребностям, правосознанию, общественной морали и традициям. Иначе правовые предписания не будут исполняться либо государственная власть, утратившая в результате свою эффективность и, соответственно, легитимность, будет заменена новой усилиями населения.

Независимость государства

Независимость государства в международных отношениях предопределяет необходимость регулирования отношений между государствами особой системой права — международным правом. В свою очередь международное право исходит из независимости государств друг от друга и возводит эту независимость в основной принцип международно-правового регулирования.

В международном праве взаимная независимость государств проявляется в двух ее аспектах:

Внутренняя независимость государства обеспечивается тем, что международное право не регулирует и не может регулировать внутригосударственные общественные отношения. Свое позитивное воплощение это находит в признании государствами недопустимости вмешательства во внутренние дела друг друга. Прямого регулирования международным правом внутригосударственных отношений нет и быть не может.

Действительно, если внутригосударственное право в силу верховенства государства устанавливается государством и выражает его волю, то международное право является продуктом соглашения государств по поводу существа его норм и признания их юридически обязательными. Это соглашение достигается путем согласования (взаимных уступок и компромиссов) воль государств. Поэтому в нормах международного права,
регулирующих международные отношения, выражена согласованная, а тем самым и общая воля установивших эти нормы государств, детерминированная их взаимными интересами и потребностями.

Независимость государств в международном общении как одна из составляющих их суверенитета — это юридическая категория, устанавливаемая и регламентируемая международным правом. Этому отнюдь не противоречит фактическая, объективная взаимозависимость государств, непрестанно усиливающаяся в силу международного разделения труда, обострения глобальных проблем современности и иных причин. Именно взаимозависимость государств как суверенных образований порождает потребность в их сотрудничестве на общепланетарном или локальном уровне и в регулировании такого сотрудничества международным правом. Общее международное право, регулирующее межгосударственные и иные международные отношения применительно ко всем сферам, создается государствами, точнее — международным сообществом государств в целом. В основе его структуры лежат основные принципы международного права. Такими принципами международного права являются:

Концепции соотношения международного и внутригосударственного права

В науке международного права сформулированы три концепции соотношения международного и внутригосударственного права:

Дуалистическое понимание основывается на признании существования двух разных, взаимодействующих между собой систем права: внутригосударственного и международного.

Сторонники концепции примата внутреннего права рассматривают международное право как сумму внешнегосударственных прав различных государств.

В Конституции РФ нет положения о ее изменении в связи с международно-правовыми актами, договорами, в том числе содержащими нормы, противоречащие Конституции. Пункт 1 ст. 15 гласит, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Толкование п. 1 ст. 15 Конституции РФ дало основание профессору Г.А. Карташкину заключить, что «новая Конституция России (1993 г.), признавая приоритет международного права над внутренним законодательством, не распространяет это верховенство на Основной закон страны «.

Суверенитет народа

Эта категория относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции, хотя, казалось бы, в наше время в цивилизованном мире ее уже никто не оспа­ривает.

Исторически она возникла в ходе революционной борьбы народов против феодального абсолютизма (XVII—XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как на мандат, якобы полученный свыше. Таким образом, понятие суверенитета (означающего верховную власть, независи­мость), разработанное еще в XVI в. Ж. Боденом (Франция) для обоснования безраздельности государственной власти, было ис­пользовано в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и народовластия. Конституционный принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем власти­телям о том, от кого они получили власть, а следовательно, во имя кого эту власть обязаны употреблять.

Позже, в XX в., возникло понятие «суверенитет нации», кото­рое отождествлялось с неким полновластием нации или правом нации на самоопределение вплоть до создания национального государства. По своей природе и скрытому смыслу это не юриди­ческое понятие, ибо ни одно многонациональное государство не станет закреплять «право» на разрушение своего единства. Демократическое правовое государство ис­ключает дискриминацию по национальному признаку и обеспе­чивает гражданам всех национальностей право на реализацию своих национальных культурных интересов. Иное дело — выдви­жение требования независимости со стороны народов в условиях распада федеративных государств. Так, распад СССР, Югославии и Чехословакии привел к независимости каждого из входящих субъектов этих федераций, что получило всеобщее международ­но-правовое признание. В Грузии в связи с ее выделением из со­става СССР возникла межэтническая гражданская война, в ре­зультате которой народы Абхазии и Южной Осетии, реализуяправо на самоопределение и опираясь на исторические корни, объявили о своей независимости.

Конституция РФ дает достаточные основания для разрешения противоречия «двух суверенитетов». В ст. 3 говорится: «Носите­лем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ». Народ, следовательно, понимается как единый и неделимый субъект — источник права. Любая нация реализует свои национальные ин­тересы в рамках этого конституционного понятия, она, безуслов­но, защищена от любой формы дискриминации, а тем более уг­нетения со стороны кого бы то ни было. Однако это не означает, что любая нация вправе создать свое государство; суверенитет по смыслу ст. 3 Конституции принадлежит не отдельным частям на­селения, а российскому народу в целом, а следовательно, любые сепаратистские решения окажутся в противоречии с Конституци­ей. Необходимо учитывать, что понятие «многонациональный народ» радикально меняет свое содержание в демократическом обществе с правовым государством. Если в тоталитарном госу­дарстве под разговоры о народовластии возможны репрес­сии в отношении целых наций, то гуманистическая трактовка понятия «народ» как равных граждан с гарантированными для всех правами и свободами это полностью исключает.

Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свобода­ми человека и гражданина. В этом его гуманистическая сущ­ность. Верховную власть народа нельзя себе представить иначе, как власть, осуществляемую отдельными людьми, — здесь коре­нится и определенная возможность манипулирования интереса­ми и волей народа со стороны ложных пророков и потенциаль­ных тиранов. Народ осознает себя носителем суверенитета толь­ко в отдельные периоды общественного развития — лучше, когда это происходит в конституционно обусловленных формах (референдум, выборы), хуже, когда возникают взрывы возмущения против насилия или массовое сопротивление несправедливой власти, чреватые кровопролитием и гражданской войной. Народ никогда не бывает един в своих целях, ибо различны интересы его социальных групп, поэтому отличать реализацию суверените­та народа от эгоистических устремлений к власти опытных дема­гогов часто бывает очень трудно, юридические принципы здесь помогают лишь в небольшой степени.

Отсюда исключительная важность правовой детализации принципа народного суверенитета, создания надежных гарантий для реализации этого принципа в жизни. Развитие и защита прав человека и гражданина — самая важная из этих гарантий.

Суверенитет народа, или народный суверенитет, — это перво­источник власти. Воля народа, выраженная в юридически реле­вантных формах, является подлинным и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изме­нения формы государственной власти. В силу естественного пра­ва, заложенного в понятие народного суверенитета, народ вправе оказать сопротивление любой попытке насильственного сверже­ния конституционного строя. Чтобы поставить преграду попыт­кам узурпации власти и ущемления воли народа, Конституция фиксирует четкий принцип: «Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение власт­ных полномочий преследуются по федеральному закону» (ч. 4 ст. 3). Здесь также заложена гарантия против возврата к тоталита­ризму, установлению единоличной диктатуры. Народ недвусмыс­ленно заявляет о своей приверженности конституционным по­рядкам и неприятии любой власти, основанной на внеконституционном фундаменте силы. Право на восстание против тирании, на гражданское неповиновение, на применение силы против на­силия — составные элементы народного суверенитета.

Угроза суверенитету народа носит скрытый характер. В наше время трудно представить какую-либо политическую силу, кото­рая бы открыто отрицала его, тем более это верно для политиче­ских движений, основанных на идеях либерализма, неоконсерва­тизма, социал-демократии, которые органически слиты со свобо­дой народа и его полновластием. Однако по-другому обстоит дело с идеологиями левого и правого радикализма, которые на словах признают и возносят народный суверенитет, а на практи­ке стремятся подменить его вождизмом и однопартийной дикта­турой. Следовательно, суверенитет народа нуждается в защите, иэта защита обеспечивается всем конституционным строем госу­дарства.

Право на сопротивление — это «палка о двух концах», а пото­му оно упоминается в конституциях довольно редко. Конституция РФ об этом праве не упоминает. Формула Конституции «захват власти преследуется по закону» в значительной мере утопична, ибо трудно себе представить, что­бы, захватив власть, узурпатор не использовал эту власть для от­мены законов, направленных против него. Однако это не может перечеркнуть заложенного в самой Конституции и праве в целом правила: отказ от конституционных форм правления в пользу идеологической целесообразности есть государственный перево­рот, дающий народу основание для использования права на со­противление.

Формы реализации народного суверенитета

Осуществление народного суверенитета происходит в двух формах:

Высшим непосредственным выражением власти народа явля­ются референдум и свободные выборы. Право на участие в осу­ществлении власти в этих формах принадлежит только лицам, являющимся гражданами РФ (ст. 32 Конституции). Прямое воле­изъявление граждан, как это вытекает из ч. 2 ст. 130 Конститу­ции, возможно и в других формах, хотя они в Конституции не раскрываются. Такими формами являются собрания избирате­лей, собрания граждан какой-то территориальной единицы (села, района), петиции, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Референдум — это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или прави­тельства. Наряду с общегосударственными референдумами воз­можны референдумы на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Порядок проведения референдумов в РФ установлен Федеральным конституционным за­коном «О референдуме РФ». Основные гарантии реализации гражданами конституционного права на участие в референдуме, а также права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления закреплены в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в ре­ферендуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г.

Совокупность правовых норм, регулирующих порядок прове­дения выборов, образует избирательное право, являющееся со­ставной частью (институтом) конституционного права. В Консти­туции РФ отсутствует самостоятельная глава об избирательном праве, в ней закреплены только нормы о выборах Президента, да и то самые основные. Порядок выборов в Государственную Думу определен федеральным законом. Порядок выборов в органы го­сударственной власти субъектов РФ определяется их конститу­циями, уставами, а также законами в соответствии с федеральным законом. Порядок выборов в местное самоуправление устанавли­вается выборными органами местного самоуправления в соответ­ствии с федеральным законом и законами субъектов РФ.

Демократизм избирательного права исключает возможность дискриминации, т. е. отстранения от выборов каких-либо граж­дан или групп, кроме указанных в конституции, — конституци­онный уровень в данном случае необходим, поскольку речь идет об ограничении одного из основных прав граждан. В ряде стран, как еще недавно и в нашей стране, непременными атрибутами демократизма избирательной системы рассматривались право от­зыва депутатов и наказы избирателей. Ныне в Конституции РФ такие положения не предусматриваются.

Сложный и обширный институт избирательного права при­зван обеспечить выявление подлинной воли народа, выражение его суверенитета. Необходимые гарантии гражданам предостав­ляются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Народное волеизъявление служит базисом деятельности всех ветвей государственной власти, оно интегрировано в право. Разу­меется, народ более непосредственно определяет законодатель­ную власть, поскольку представительные органы напрямую изби­раются гражданами. Однако воля народа остается системообра­зующим фактором также дляисполнительной и судебной властей, поскольку они формируются выборными представитель­ными органами или выборным главой государства. Это, разуме­ется, косвенная форма выражения воли народа, но она тем не менее достаточно легитимна.

Совершенно ясно, что народ, состоящий из многочисленных групп и слоев, не может непосредственно управлять государством с его весьма разветвленным аппаратом, что требует профессиона­лизма. В государственный аппарат входят армия, правоохрани­тельные органы, специализированные учреждения во многих об­ластях. Контроль за деятельностью этих органов и учреждений не может быть всенародным, но может и должен быть демократиче­ским, носить гласный характер, хотя и с допущением разумной и законом обусловленной секретности. Важную роль призваны иг­рать средства массовой информации. Государственный аппарат должен комплектоваться демократическим путем на основе рав­ных возможностей для всех граждан. Строгое соблюдение демо­кратических принципов в формировании и деятельности госу­дарственного аппарата — важная сторона народовластия.

Таким образом, предусмотренная Конституцией реализация суверенитета народа через органы государственной власти и ор­ганы местного самоуправления осуществляется как прямо, так и косвенно. Она носит многоплановый характер и гарантируется закрепляемыми в Конституции правами граждан, а также соот­ветствующими полномочиями выборных органов государства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *