что такое сущность деятельности

Сущность деятельности

что такое сущность деятельности. Смотреть фото что такое сущность деятельности. Смотреть картинку что такое сущность деятельности. Картинка про что такое сущность деятельности. Фото что такое сущность деятельности что такое сущность деятельности. Смотреть фото что такое сущность деятельности. Смотреть картинку что такое сущность деятельности. Картинка про что такое сущность деятельности. Фото что такое сущность деятельности что такое сущность деятельности. Смотреть фото что такое сущность деятельности. Смотреть картинку что такое сущность деятельности. Картинка про что такое сущность деятельности. Фото что такое сущность деятельности что такое сущность деятельности. Смотреть фото что такое сущность деятельности. Смотреть картинку что такое сущность деятельности. Картинка про что такое сущность деятельности. Фото что такое сущность деятельности

что такое сущность деятельности. Смотреть фото что такое сущность деятельности. Смотреть картинку что такое сущность деятельности. Картинка про что такое сущность деятельности. Фото что такое сущность деятельности

что такое сущность деятельности. Смотреть фото что такое сущность деятельности. Смотреть картинку что такое сущность деятельности. Картинка про что такое сущность деятельности. Фото что такое сущность деятельности

Д. Хармс

Психика познается и проявляется в деятельности. Человек выступает в жизни прежде всего как деятель, творец и созидатель, независимо от того, каким видом труда он занимается. В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.

Деятельность – категория социальная, она носит общественный характер. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы. Он ставит перед собой цели, осознает мотивы, побуждающие его к активности.

Проблема деятельности органически связана с проблемой развития личности. Личность и формируется, и проявляется, и совершенствуется в деятельности. Здесь же происходит и формирование сознания.

Деятельность в то же время – это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, но процесс не пассивный, а активный и сознательно регулируемый.

Человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна. Это и труд, направленный на создание материальных ценностей, и организация совместных усилий и активности многих социальных групп, и воспитание и обучение (педагогическая деятельность), и научно-исследовательская деятельность.

Человеческая деятельность очень многогранна. В ее ходе человек не только осуществляет действия и движения, но и тратит массу энергии, выполняет большой объем операций, разнообразно мыслит, затрачивает многочисленные усилия, проявляя волю и переживая свои поступки и их результаты.

Деятельность человека, наконец, не всегда однозначна. Он может преследовать в ней общественно значимые цели, а может и достигать результатов, не одобряемых людьми.

Сущность деятельности

Деятельностью называется совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, длительность.

Психология различает три вида деятельности: игру, учение, труд.

Игра– вид деятельности в условных ситуациях, направленной на усвоение общественного опыта.

Учение– процесс систематического овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.

Труд– деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.

Деятельность имеет свои особенности.

Общественный характер человеческой деятельности.Какие бы виды деятельности мы ни рассматривали, все они по своему содержанию и способам выполнения продукт общественно-исторического развития человека. Занимаясь данным видом деятельности, он выполняет такие действия, которые были открыты и усовершенствованы всем обществом в процессе его исторического развития, в условиях общественного труда.

Целенаправленность деятельности.Деятельность человека в отличие от инстинктов животных является сознательной. В своей деятельности люди всегда руководствуются сознательно поставленными целями, которые достигаются ими с помощью тщательно продуманных и испытанных средств или способов действия.

Любая деятельность состоит из отдельных действий, объединенных единством цели, к которой стремится человек в данном виде деятельности, и направленных на достижение результатов, соответствующих этой цели.

Плановость деятельности.Деятельность – это не просто сумма отдельных действий или движений. В любом ее виде действия, составляющие ее, представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном порядке, строятся по определенному плану.

Систематичность деятельности.Когда мы говорим о деятельности того или другого человека, то всегда имеем в виду ее длительный, повседневный, систематический характер. Именно этой особенностью отличается трудовая деятельность. Отдельные движения и даже действия еще не составляют деятельности.

Человек выступает в жизни прежде всего как деятель, творец и созидатель, независимо от того, каким видом труда он занимается. В деятельности раскрывается богатство духовной жизни человека: глубина ума и переживаний, сила воображения, творчества и воли, способности и черты характера, талант.

что такое сущность деятельности. Смотреть фото что такое сущность деятельности. Смотреть картинку что такое сущность деятельности. Картинка про что такое сущность деятельности. Фото что такое сущность деятельности

Именно в деятельности человек раскрывается как субъект.

Объект деятельности– это то, на что она направлена, субъект деятельности– это человек, ею управляющий. При этом человек является и субъектом познанияокружающей действительности и самой деятельности.

В процессе деятельности происходит формирование сознания.

Сознаниечеловека – высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития, продукт труда.

Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется. По ответу и выполнению задания учитель, например, судит об уровне знаний и особенностях развития сознания школьника. Анализируя учебную деятельность школьника, он делает вывод о его способностях, об особенностях мышления и памяти. По делам и поступкам определяют характер и другие качества личности. Предметом психологического изучения является и личность в деятельности.

Деятельность – категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы. Он ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности, взаимодействию с другими людьми.

Вот почему в деятельности человек выступает как субъект общения и социального поведения.

Источник

Обществознание. 10 класс

Конспект урока

Обществознание, 10 класс

Урок 9. Деятельность человека

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Деятельность, виды деятельности, творчество, структура человеческой деятельности, мотивация, потребности и интересы.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 28-41; 192-198.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 5 – 37.

А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.С. Королькова, Е.Л.Рутковская. ЕГЭ. Обществознание. Экзаменационный тренажер. 20 экзаменационных вариантов. Учпедгиз.Москва,2018. С.139-140

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Жизнь человека представляет собой постоянное действие, он всегда что-то делает: познаёт мир, создаёт необходимые условия для своего существования (пищу, одежду, жильё), удовлетворяет духовные потребности (занимается наукой, музыкой, живописью), а также самосовершенствуется. Человеческая деятельность имеет отличительные черты от поведения животных.

1.Сознательный характер: только человек способен сознательно ставить цели своей деятельности и предвидеть результат.

2.Продуктивный характер: человек стремиться получить результат, продукт своей деятельности.

3.Орудийный характер: для осуществления деятельности человек создаёт и использует орудия.

4.Преобразующий характер: только человек способен изменять себя и окружающий мир.

5.Общественный характер: деятельность человека невозможна без разнообразных отношений с другими людьми.

Деятельность человека связана с удовлетворением его потребностей.

Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для существования и развития.

Существуют различные классификации потребностей. Самый общий вид представлен объединением их в три группы.

Первая группа – биологические (естественные, физиологические) потребности. Это потребности в пище, воздухе, воде, сне и т. п.

Все три группы взаимосвязаны. Учёные А. Маслоу и С.Л. Рубинштейн характеризуют человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного удовлетворения потребностей.

Советский учёный А.Н. Леонтьев выделил в структуре деятельности цель, средства и результат. Структуру деятельности можно представить схематично: Субъект – объект – мотив – цель – средства – процесс (действия) – результат

Субъект – действующий человек. Объект – то, на что направлена эта деятельность.

Мотив – побуждение к деятельности. Цель – осознанный образ будущего результата.

Средства – методы, способы, предметы, используемые в ходе деятельности. Процесс – действия, поступки, направленные на достижение результата. Итог – результат, продукт деятельности.

Выделяют различные виды деятельности:

В процессе становления человек осваивает разные виды деятельности.

Игра – вид деятельности, в которой процесс важнее цели.

Общение –деятельность, связанная с различными взаимоотношениями между людьми,

обменом информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями.

Творчество – это особый вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Деятельность влияет на сознание человека, его развитие. Сознание, формируемое деятельностью, влияет на эту деятельность, определяет и регулирует её.

Претворяя в жизнь свои творческие идеи, люди преобразуют себя и мир вокруг себя.

Следовательно, человек творит мир, отражая его в своем сознании.

Разбор типового тренировочного задания

1. Выберите верные суждения о деятельности

1) Благодаря деятельности, биологическое существование человека становилось одновременно социальным.

2) В отличие от животных деятельность человека является преобразовательной.

3) Деятельность человека всегда протекает совместно с окружающими людьми.

4) Деятельность человека представляет собой подсистему, включённую в систему отношений общества.

5) Люди обладают врождённой программой деятельности.

2. Вставьте пропущенные слова:

Для осуществления своей деятельности человек создаёт и использует ______. Деятельность направлена на получение __________.

Правильный вариант: орудия; результата.

Источник

1. Сущность, структура и особенности деятельности людей

1. Сущность, структура и особенности
деятельности людей

Психика людей познается и проявляется в их деятельности. Человек выступает в жизни прежде всего как деятель, творец и созидатель, независимо от того, каким видом труда он занимается. В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.

Деятельностью называется совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Деятельность людей очень многогранна. В ее ходе человек не только осуществляет действия и движения, но и тратит массу

энергии, выполняет большой объем операций, разнообразно мыслит, затрачивает многочисленные усилия, проявляя волю и переживая свои поступки и их результаты. Деятельность людей, наконец, не всегда однозначна. Они могут преследовать в ней как общественно значимые цели, так и достигать в ее ходе результаты, не одобряемые другими людьми.

Деятельность имеет свои особенности:

Отечественная психология понимает деятельность как форму активности. Активность побуждается потребностью, т.е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида.

Деятельность определяется своим объектом, но не прямо, а через ее «внутренние» закономерности; внешние причины проявляются через внутренние условия. При объяснении психических явлений в качестве системы внутренних условий выступает личность с ее сложной многоуровневой структурой. Деятельность следует отличать от поведения. Успех деятельности субъекта зависит от трех компонентов: знаний, умений и мотивации. Единицей анализа в деятельности является действие. Действиями называются движения, направленные на предмет и

преследующие определенную цель. В отличие от движений, которые зависят лишь от моторной функции организма, действия носят социальный характер: они зависят от предметов, созданных предшествующим поколением и окружающих человека.

Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей. Тогда эти действия становятся актом поведения: поступком, если они соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком, если противоречат им.

Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, и составляет деятельность. Деятельность человека, в отличие от инстинктов животных, является сознательной. В своей деятельности люди всегда руководствуются сознательно поставленными целями, которые достигаются ими с помощью сознательно организуемых средств или способов действия.

Исследования советских психологов показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.

Рассмотрим это на примере. Ребенок учится считать. В начале он считает палочки, складывая их друг с другом. Затем

наступает время, когда палочки становятся ненужными, так как счет превращается в умственное действие, отчлененное от самих предметов и внешнего действия. Объектом оперирования становятся слова или числа. Постепенно ребенок накапливает умственные действия, которые в совокупности составляют умственную деятельность.

Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе выполненной умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.

Обработка информации при этом выполняется более или менее автоматически при рефлекторных реакциях или в процессе инстинктивного поведения. При сложных процессах научения и особенно при сознательном принятии решений в этом участвуют память и мышление человека.

Как крупные цели членятся на более мелкие, так и крупное действие есть последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные уровни иерархической системы действий. По структуре действие, в отличие от привычного или импульсивного поведенческого акта, непосредственно определяемого предметной ситуацией, всегда реализуется опосредованно.

В качестве средств могут выступать различные знаки, роли, ценности, нормы и пр.; применяя их, субъект овладевает действием, превращает его в личностное, принадлежащее ему самому.

В каждом действии выделяются его двигательные (моторные), умственные (внутренние) и чувственные (сенсорные) компоненты.

По способу функционирования действия могут быть произвольными и преднамеренными. Преднамеренность действия возникает в силу принятия субъектом решения о том, что образ будущего результата действия отвечает мотиву его деятельности; тогда этот образ действия приобретает для него личностный смысл и выступает как цель действия. При наличии намерения у субъекта возникает установка к достижению предвосхищаемого результата действия. Она связана с образом предвидимой цели, который задает только общее направление построения действия, тогда как исполнительная часть действия определяется конкретными условиями ситуации.

Источник

Сущность понятия деятельность, структура деятельности

что такое сущность деятельности. Смотреть фото что такое сущность деятельности. Смотреть картинку что такое сущность деятельности. Картинка про что такое сущность деятельности. Фото что такое сущность деятельности что такое сущность деятельности. Смотреть фото что такое сущность деятельности. Смотреть картинку что такое сущность деятельности. Картинка про что такое сущность деятельности. Фото что такое сущность деятельности что такое сущность деятельности. Смотреть фото что такое сущность деятельности. Смотреть картинку что такое сущность деятельности. Картинка про что такое сущность деятельности. Фото что такое сущность деятельности что такое сущность деятельности. Смотреть фото что такое сущность деятельности. Смотреть картинку что такое сущность деятельности. Картинка про что такое сущность деятельности. Фото что такое сущность деятельности

что такое сущность деятельности. Смотреть фото что такое сущность деятельности. Смотреть картинку что такое сущность деятельности. Картинка про что такое сущность деятельности. Фото что такое сущность деятельности

что такое сущность деятельности. Смотреть фото что такое сущность деятельности. Смотреть картинку что такое сущность деятельности. Картинка про что такое сущность деятельности. Фото что такое сущность деятельности

Деятельность жизни человека и общества.

1)Сущность понятия деятельность, структура деятельности

2)Мотивы человеческой деятельности

3)Основные виды человеческой деятельности.

4)Общение его виды и функции.

Сущность понятия деятельность, структура деятельности

Основное отличие живой материи от неживой, высших форм жизни от низших, более развитых живых существ от менее развитых, более развитых от менее развитых. Жизнь во всех своих формах связанна с движениями и по мере её развития двигательная активность приобретает все более совершенные формы, именно по этому наиболее общие категории под которую можно подвести понятия деятельность является категория движения, однако движение как способ существования материи на разных уровнях её организации существуют в специфических формах. В повседневном языке слово деятельность употребляется в значении активности кого либо или чего либо, в более узком смысле это означает занятие человека и его труд, а в науках изучающая человека понятие деятельность трактуется по другому, в частности в обществознание деятельность определяется как специфический вид активности человека направленный на познание и творческое преобразование мира включая самого себя и условия своего существования. Преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, а так же создает то что без его активности не существовало в природе. По этому творческий характер чел деятельности проявляется в том что благодаря её человек выходит за пределы своей природной ограниченности, то есть превосходит свои же гинетипические обусловленные возможности. Она носит продуктивный а не только потребительский характер. Деятельности человека отличается от деятельности животных. Деятельность человека в основном порождается и поддерживается искусственными потребностями возникающими благодаря присвоению достижений культурно исторического развития людей настоящего и предшествующих людей. Формы и способы организации человеческой деятельности так же отличаются от деятельности животных, все они связанны со сложными двигательными навыками, то есть умениями и навыками приобретенными в результате создания. Человек больше создает чем потребляет. Главные отличая деятельности человека от активности животных сводятся к следующему

1. Деятельность человека носит продуктивный, созидательный характер

2. деятельность человека связана с предметом материальной и духовной культуры, которая исполнена им или в качестве предметного удовлетворения потребностей или в качестве средства собственного развития.

3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности и условия жизни

4. Человеческая деятельности и её разнообразные формах и средствах организации и есть продукт истории

5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана, а она задана в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов и такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании

Деятельность человека имеет следующие основные характеры:

Мотивом деятельности называется то что ради чего она побуждается, в качестве цели деятельности всегда выступает её продукт.Он может представлять собой реальный физический предмет, определенные знания, умения и навыки преобритаемые в ходе деятельности и творческий результат

Предметом деятельности называется то с чем она имеет дело.

Всякая деятельность имеет и структуру. И в ней обычно выделяют субъект деятельности, объект, а так же действие и операции как основные составляющие деятельности. Всякая человеческая деятельности имеет также внешние и внутренние компоненты. Внутренним компонентом деятельности работает анатомофизиологические процессы участвующие в управлении деятельностью, а внешние компоненты это определенные условия оказывающие влияния на характер деятельности.

что такое сущность деятельности. Смотреть фото что такое сущность деятельности. Смотреть картинку что такое сущность деятельности. Картинка про что такое сущность деятельности. Фото что такое сущность деятельности

Средство достижения

Субъект деятельности это тот, кто осуществляет деятельность соответственно это объект деятельности на то что она направлена. Субъектом деятельности может быть отдельный человек, группа людей, организация либо какго-нибудь государственного органа, а объектом могут быть природные материалы, различные предметы, а так же сферы или области деятельности людей. Деятельность субьектов может быть направленна не только на объект но и на человека.

Деятельность
цель
результат
действие
операции
субъект
поступок
объект

Действие-часть человеческой деятельности имеющая осознанную и самостоятельную цель

Операция-способ осуществления действия

От различных способов выполнения деятельности зависит количество различных операции.

Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека навыков.

К структуре так же относят цель, средства её достижения и результат

Поступки-это сознательные действия направленные на достижения какой либо социально-значимой цели, мотив.

Источник

Сущность и виды деятельности

К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. «Психология»
«Высшая школа», Москва, 1977 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Учебная цель — понять сущность, виды, структуру и элементы деятельности так, чтобы иметь возможность подкреплять основные положения примерами из своей педагогической деятельности и реализовать их на практике.

Человек существует, развивается и формируется как личность благодаря взаимодействию со средой, осуществляемому посредством его деятельности. Бездеятельная личность немыслима, потому что у нее есть потребности, которые надо удовлетворять.
Потребность — это психическое явление отражения нужды организма или личности в необходимых условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие. Наличие той или иной потребности создается нарушением равновесия между организмом и средой (биологические потребности) или между личностью и обществом (социальные потребности). Потребность проявляется в определенном состоянии психики (у человека — сознания, называемого переживанием). Чтобы восполнить отражаемые психикой недостатки, нужны затраты соответствующих сил путем проявления активности.
Активность — это энергия, используемая в специфической реакции, выражающаяся у человека в стремлении и осуществлении деятельности, с целью удовлетворения данной потребности.
Следовательно, деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленную цель, возникшую в результате появления у него определенной потребности.
Цели, которые в своей деятельности ставит человек, могут быть отдаленными и близкими. Поэтому и понятие «деятельность» весьма широкое и иногда сливается с понятием «жизненный путь». Цель всей деятельности учащегося профессионально-технического училища — приобрести профессию, чтобы обеспечить себя материально и стать вполне самостоятельным человеком. Но цель деятельности этого же учащегося при выполнении конкретного учебного задания более узкая — например, научиться разметке деталей. Однако для того чтобы достичь и этой цели, ему надо осуществить ряд частных действий (окраску, расчерчивание, накернивание), у каждого из которых — своя цель.
Под целью понимается предполагаемый результат действия, направленного на предмет, при помощи которого человек намеревается удовлетворить ту или иную потребность. Поэтому надо различать цель как объективное (объективный результат) и как субъективное психическое (предполагаемое) явление.
Возникновение стремления само по себе является процессом. Вначале появляется потребность. Это такой уровень неопределенности, когда человеку уже ясно, что ему что-то необходимо делать, но что именно — осознается недостаточно. При такой неопределенности возникают различные варианты возможностей удовлетворения потребности. На таком уровне неопределенности еще нет ясного осознания средств, путей достижения цели. Каждая из осознанных возможностей подкрепляется или опровергается разными мотивами.
Мотивы — это психические явления, ставшие побуждениями выполнению того или иного действия, поступка. В обиходе часто не различают слова «мотив» и «стимул», но это разные понятия. Мотив — это любое психическое явление, ставшее побуждением к действию, поступку или деятельности.
Стимул — это объективное явление, действующее на человекa, (или животное) и вызывающее ответную реакцию. У человека стимул, отражаясь сознанием, становится мотивом, причем им может стать и стимул, давно воспринятый и сохраненный памятью. Но самое существенное то, что мотив — отражение стимула, переработанное личностью. Один и тот же стимул у разных личностей может быть отражен как неодинаковые мотивы.
Обычно действие, поступок и тем более поведение вызывается не одним, а совокупностью различных мотивов, сопутствующих какому-то доминирующему мотиву. Мотивы бывают как быстропроходящие, так и очень стойкие. У человека могут быть немотивированные, так называемые импульсивные, подчас даже неосознанные действия, но деятельность и поступки его всегда мотивированы.
Хотя деятельность — это функции человека в целом: и как личности, и как организма, — ее целенаправленность и мотивация определяются личностью. Поэтому у животных, у новорожденных и у «невменяемых», психически больных, деятельности нет, а есть только поведение — как объективизация их психики. Деятельность же — это объективизация сознания.

Проверка усвоения сущности деятельности:
1. В чем заключается сущность деятельности?
2. Почему потребности — побудители к деятельности?
3. В чем выражается активность в удовлетворении потребностей?
4. Почему в деятельности непременно должны быть цель и активность?
5. Чем обусловливаются мотивы деятельности и в чем их отличие от стимулов?
6. Перечислите в качестве примера личные мотивы изучения психологии.

Видов деятельности человека — огромное количество. Но во всем их многообразии есть главнейшие, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. К таким основным видам деятельности относятся общение, игра, учение и труд.
Общение заключается в обмене информацией между людьми. Процесс обмена информациями называется коммуникацией. Поэтому общение — это одна из форм коммуникаций. Потребность в такой информации — врожденная, запрограммирована природой. В младенческом периоде ребенок уже ищет контакта с матерью, затем его связи с окружающими быстро расширяются по мере роста его возможностей общения (1).
Общение — это взаимодействие на основе взаимного психического отражения. Поэтому взаимодействие на основе только физических и физиологических форм отражения не может рассматриваться как общение, как и взаимодействие человека с машиной.
Общение животных как предыстория общения людей, объективизирует их потребности, в основе которых лежат инстинкты продолжения рода и самосохранения. Особая его форма — общение с человеком животных в процессе их одомашнивания.
Труд, речь и развивающиеся на их основе производственные отношения, социализировав у людей перешедшие к ним от животных форм общения, включили их в трудовую деятельность и во все производные от труда другие виды деятельности: нравственную деятельность, игру, учение, искусство, спорт и бой.
Но общение не сводится только к труду и выходит далеко за его рамки. Начиная с «агушечек», обращенных к грудному младенцу, и кончая обращением на «ты» к покойнику на гражданской панихиде, жизнь человека пронизана общением с другими людьми. Поэтому проблема общения стоит в центре внимания социальной психологии, будучи особо заостренной в результате все возрастающего значения средств массовых коммуникаций: прессы, радио, телевидения. Конечно, тамтам — африканский барабан, передававший вести от племени к племени, и «подзатыльник» невнимательному ученику — это тоже средства общения, как и живопись — от наскальных рисунков до улыбки Джоконды. Но высшая, наиболее человеческая форма общения — это речь с помощью слов как выражение понятий.
Сущность речевого общения заключается в обмене информацией, передаваемой посредством слышимых, видимых и осязаемых слов между передающим ее агентом, и воспринимающим ее перципиентом, которые последовательно могут меняться местами.
Речевое общение практически почти всегда включает в себя пять его видов: интеллектуальное, эмоциональное, образное, ассоциативное и волюнтаристическое.
—————————————————————————
См.: Якобсон П. М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М., 1973.
—————————————————————————
Интеллектуальное словесное общение осуществляется с целью обмена понятиями, наиболее точно отражающими определенные явления и обязательно наиболее однозначно понимаемыми передающим и принимающим информацию с помещью либо сказанного, либо написанного и услышанного или прочтенного слова. Но эта, казалось бы, наиболее непосредственная задача словесного общения фактически даже в науке, где она стоит наиболее остро и в наиболее рафинированном своем виде, решается далеко не просто.
Этому есть две основные причины.
Во-первых, понятие не зеркально мертво и точно отражает вещи и явления, а слово еще более неточно выражает понятия, о чем свидетельствует наличие синонимов и омонимов.
Вторая причина, затрудняющая чисто научное интеллектуальное словесное общение, заключается в том, что «круг охватываемых наукой вопросов чрезвычайно расширился. Поэтому деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается ко все более ограниченному участку всеобщего знания. Эта специализация, что еще хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки. Создается ситуация, подобная той, которая символически изложена в библейской истории о Вавилонской башне» (1).
Эмоциональное словесное общение свойственно не только лирической поэзии, но и публицистике, и ораторскому искусству.
Образное словесное общение присуще художественной литературе, да и в обыденной речи, в лекции и объяснении образы употребляются довольно часто.
Ассоциативное словесное общение обычно практикуется во вне-речевом общении, оно свойственно форме сувениров, например: «Иль пришлю тебе страшный подарок — мой душистый заветный платок» (Анна Ахматова). Для научной литературы этот вид общения вовсе неприемлем, зато в педагогике и поэзии он играет огромную роль, включаясь в три предыдущих.
————————————————————————
1. Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965, с. 111.
————————————————————————
Волюнтаристическое словесное общение не только передает информацию, но и «навязывает» ее тому, кто ее воспринимает, делает ее обязательной для него. Сюда относятся не только слова—команды, устав и инструкции, но и любая пропаганда. Оно входит в психологическую структуру руководства, которое отличается от командования не столько целями, сколько формой.
Общение может быть как самостоятельным видом деятельности (например, в преподавании, литературе, журналистике, радиовещании, телевидении и искусстве), так и непременным компонентом прочих видов деятельности: труда, игры, учения.
Труд занимает особо важное место в жизни человека. Игра и учение — подготовка к труду и произошли из труда. В процессе физического и умственного труда люди воздействуют на природу и создают все, что необходимо для удовлетворения их материальных и духовных потребностей. В этом сущность трудовой деятельности. Но вместе с тем труд — решающее условие формирования личности, ее способностей, умственных, нравственных качеств, ее сознания. В труде развиваются те личные качества человека, которые в его процессе непременно и постоянно им проявляются (здесь уместно перечитать с. 29—30).
Труд развивает физические силы: способность переносить большие физические нагрузки, мышечную силу, выносливость, ловкость, подвижность. Однако для этого труд должен быть посильным с постепенно возрастающей физической нагрузкой по мере развития сил.
Игра вызывает у детей повышенное внимание к отдельным предметам. В дальнейшем игра становится сюжетной и по правилам. Ребенок, начинающий сознательно действовать в игре, познает окружающий мир. На этой основе у него создаются определенные представления, различные чувства, волевые качества и знания о свойствах предметов и их назначении, о взрослых людях, их взаимоотношениях, достоинствах и недостатках. В игре формируются нравственные качества человека, потому что она отражает общественные отношения, а поэтому каждый участник игры психологически формируется как личность. Это наиболее характерно для детского возраста. Но и игры взрослых (например, спортивные) также активно влияют на развитие их сознания, а учебные игры имеют большое познавательное значение.
Учение — исторически обусловленный вид деятельности, отвечающий потребностям общества в образованных людях и в развитии их сознания. Это основной способ развития человека как сознательной личности на основе усвоения им теоретического и практического опыта человечества. Процесс учения — это особая деятельность, где преднамеренно устанавливаются цели, содержание, принципы, методы и организационные формы учебной работы, которые наилучшим образом обеспечивают формирование знаний, навыков, умений и способностей учащихся. В учении все подчинено развитию личности. В этом его основное отличие от игры и труда, преследующих ряд других целей.

Проверка усвоения видов деятельности:
1. Какие виды деятелоности формируют личность?
2. Почему общение — один из главнейших видов деятельности?
3. Подберите примеры способов общения, кроме словесных, применяющихся в обучении.
4. Почему труд — потребность человека?
5. Чем определяется процесс учения?
6. Подумайте, какие темы профессионально-технического обучения можно изучать посредством учебных игр, подобных тактическим играм в военном деле.

Каждая конкретная деятельность имеет свою индивидуальную структуру, уточняющую общую структуру, присущую любой деятельности. В последнюю входят: общая цель деятельности, ее мотивы (как побуждения), отдельные действия и в том числе навыки, (как способы достижения общей цели), и психические акты, в них включенные, и результаты деятельности.
Любая деятельность, будь то опиливание плоской поверхности слесарем или монтаж сложной технологической установки бригадой монтажников, начиная с подготовки к ней и кончая достижением цели, осуществляется множеством взаимосвязанных действий.
Действие — это элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель.
Каждое действие также имеет свою психологическую структуру: цель действия, мотивы, операции и психические акты, конечный результат. По доминирующему в их структуре психическому акту различают эмоциональные, мыслительные, психомоторные, мнестические и волевые действия. Об импульсивных действиях уже было, а о поступках будет сказано. Рабочие действия по своим целям делятся на ориентировочные, исполнительские, корректировочные и завершающие.
Ориентировочные действия — это определение цели деятельности, условий, средств и путей ее достижения. Ориентировочные действия бывают двух видов: теоретические и практические.
Теоретические ориентировочные действия имеют целью получение необходимых для деятельности сведений, отвечающих на вопросы: что делать? Как делать? Какие условия необходимы и как их создать? Какие средства потребуются и где их взять? В какой последовательности целесообразно действовать в процессе деятельности. На основе ответов вырабатывается рабочая гипотеза, определяющая цель, процесс и результат деятельности.
Практические ориентировочные действия включаются в исполнительные действия с целью оценки процесса деятельности, его соответствия общей цели. При этом на каждом этапе деятельности изыскиваются ответы на вопросы: как получается? Соответствует ли замыслу? Что не получается? Почему не получается? Что надо сделать, чтобы получалось лучше?
Исполнительские действия всегда начинаются после теоретической ориентировки и заключаются в последовательном выполнении намеченных (спроектированных или определенных технологией) действий по осуществлению общей цели деятельности. Для успешной исполнительской деятельности нужны знания, навыки, умения, привычки и способности. Однако и при этом они не могут быть вполне успешными без корректировочных действий.
Корректировочные действия — это внесение поправок, уточнении и изменений в ориентировочные и исполнительские действия на основе обратной информации о неточностях, ошибках, отклонениях и неудачах.
Чем сложнее и ответственнее деятельность, тем лучше должна быть обратная связь и тем больше требуется корректировочных действий в процессе исполнительской деятельности. Только при этом условии могут быть успешными завершающие действия.
Завершающие действия сводятся к проверке качества выполнения всех действий на заключительном этапе деятельности по их результатам. Это уже оценка достижения цели деятельности: достигнуто ли то, что намечалось? Какими средствами и издержками? Какие уроки извлечь из этой деятельности? Как целесообразнее осуществлять ее в будущем?
Любой вид деятельности — весьма сложный информационный процесс, в который включаются и как-то используются все психические процессы и свойства личности. И от того, насколько закономерно осуществляется информация сообщений, сколь тщательно вырабатывается командная информация и как функционирует обратная связь, зависит успех деятельности.
Если с позиций теории информации проанализировать деятельность учащихся, то может оказаться, что для решения какой-либо технологической задачи у них нет достаточной ориентировочной основы, они не знают правил исполнительских действий при решении этих задач, не контролируют правильность действий, а поэтому допускают ошибки, не вносят коррективы в свои действия и тем самым усугубляют оплошности.
А бывает и так: что-то сделано по правилам, но при завершающей проверке результат не совпадает с заданным, возможно, потому, что неверно была определена задача.
Возможны и более грубые нарушения структуры учебной или трудовой деятельности, когда, например, приступают к исполнительским действиям, не выполнив необходимые ориентировочные действия, а поэтому не осуществляется корректировка исполнительских действий, и при завершающей проверке оказывается, что такая деятельность совсем бесполезна.
Из рассмотренной структуры деятельности видно, что в любом деле, даже в самой простой физической работе, большое место непременно занимают умственные (мыслительная и мистическая), ориентировочные, корректировочные и завершающие действия. Поэтому чему бы ни пришлось преподавателю обучать учащихся, надо прежде всего развивать их мышление, сообразительность, находчивость и сноровку. Тем быстрее будет «свертываться» фактически осуществляемая ими структура деятельности за счет сокращения и быстрого снятия неопределенности, выражающейся в вопросах: что делать? Как делать? Как получается? и т. д., а это будет упрощать, облегчать и ускорять процесс деятельности и достижение ее целей.

Проверка усвоения структуры деятельности:
1. На каком-либо примере покажите структуру деятельности.
2. Что такое действие?
3. В чем различия между теоретическими и практическими ориентировочными действиями?
4. Почему успешная деятельность невозможна без корректировочных действий?
5. С какой целью осуществляются завершающие действия?
6. Подберите примеры из преподавательской деятельности, где наиболее четко осуществляются все четыре вида действий, и проанализируйте на этих примерах их сущность.

Деятельность складывается из множества последовательно осуществляемых ее элементов, тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных. От рациональности сочетания и взаимосвязей элементов зависят сложность, успешность и плодотворность деятельности. Элементами деятельности являются не только уже рассмотренные цели, мотивы и действия, но и навыки, психические акты, операции, приемы и поступки.
Некоторые из действий выполняются однократно или формируются сразу, без упражнения, только на основании понимания задачи. Другие формируются только в процессе упражнений, являясь навыками.
В процессе упражнений и систематической производственной практики в результате объединения отдельных психических актов изменяется структура действий, они становятся «свернутыми», более экономными, гибкими, точными и быстрее выполнимыми.
Психический акт — элемент психической деятельности и действий человека, вычленяемый из нее по признаку относительной однородности его психологической структуры: акт зрительного восприятия, переключения внимания, суждений, волевой акт, двигательный и т. д. Психический акт может быть действием — например, акт мышления как мыслительное действие. Но, не имея своей самостоятельной осознанной цели, он может быть только частью структуры действия.
Трудовое действие в производственной практике иногда называют приемом, несколько реже — операцией. Термин «операция» применяется в различных областях и имеет различный смысл (хирургическая, военная, технологическая и т. д.), уточняющий это общее понятие как действие, а чаще — ряд действий, направленных на решение определенной задачи, достижение определенной цели. В психологии труда используется понятие технологической операции как элемента технологического процесса, осуществляемого на одном рабочем месте над одной деталью или совокупностью нескольких одновременно изготовляемых заготовок или полуфабрикатов до перехода к следующей детали. В этом понимании содержание операции может резко меняться в зависимости от изменения технологического процесса.
Психологическая операция — это способ, которым выполняется действие в определенных условиях, наиболее существенные психические акты, входящие в структуру данного действия, обеспечивающие достижения цели в этих условиях.
В последнее время широкое распространение получило понятие оператор, под которым понимается человек как звено системы «человек—машина» (1). Но надо помнить условность этого понятия. Так, педагог становится оператором, только когда пользуется обучающими машинами или хотя бы эпидиаскопом, а оператор химической промышленности, изучающий теорию нового химического процесса, перестает им быть.
Технологическая операция выполняется посредством ряда приемов, под которыми в технологии и в производственном обучении понимаются законченные действия рабочего, имеющие определенную элементарную технологическую цель.
Есть особый вид действий — такие, в которых всегда проявляется общественная сущность человека и его отношение к другим людям. Это поступок — как действие, выполняя которое, человек всегда осознает его значение для других людей, т. е. его социальный смысл. Действие бывает правильным (соответствующим правилам его выполнения) или ошибочным (не достигающим цели). А поступки, кроме того и прежде всего, бывают «хорошие» и «плохие», моральные и аморальные. Из поступков складывается нравственная деятельность, и они определяют характер человека.

Проверка усвоения элементов деятельности:
1. От чего зависят сложность, успешность и плодотворность деятельности?
2. Что называется навыком?
3. Подберите примеры психических актов.
4. Чем отличается психологическая операция от технологической? 5.
Подберите примеры поступков учащихся.
——————————————————————————
1. См. Ломов Б.Ф. Человек и техника. Л., 1963; М., 1966; Котик М. А. Краткий курс инженерной психологии. Таллин, 1971.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *