что такое существительное прилагательное глагол 1 класс

Закрепление знаний об имени существительном, прилагательном и глаголе( без называния терминов).1 класс

Технологическая карта урока по русскому языку 1 класс ( по программе «Школа России») 04.02.16

Учитель: Соловьева Е. В. МБОУ СОШ № 22 с. Кневичи

Тема урока: Закрепление знаний об имени существительном, прилагательном и глаголе( без называния терминов).

Обобщение и систематизация знаний о частях речи (без называния терминов);

развитие речи, моторики, логического мышления; воспитание аккуратности.

Планируемые результаты предметные

Научатся находить слова, отвечающие на вопросы кто? что?(обозначающие предметы),слова, отвечающие на вопросы какой? Какая? Какое?(обозначающие признак предмета), слова, отвечающие на вопросы что делать? Что сделать?(обозначающие действия предметов).

Адекватно воспринимают оценку учителя, оформляют диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, осуществляют поиск информации необходимой для выполнения учебной задачи в текстах, с помощью иллюстраций.

Мотивируют свои действия, выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения, проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь, умеют оценивать результат своей работы, проявляют интерес к содержанию.

Урок- обобщение(урок- путешествие), урок общей методологической направленности

Опорные понятия, термины

слова, отвечающие на вопросы: кто? что? ;слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое?; слова, отвечающие на вопросы: что делать? Что сделать?

Индивидуальный, фронтальный, групповой

1.организация начала урока

2.мотивация познавательной деятельности

3. обобщение и систематизация способов деятельности

Ребята, к нам на урок сегодня пришли гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь, улыбнитесь, а теперь улыбнитесь мне, друг другу.

проверка готовности к уроку

-громко прозвенел звонок-

Наши ушки на макушке, глазки широко открыты.

И ни минуты не теряем.

— ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, урок- путешествие в страну «Знаний».

— Давайте вспомним с вами правила поведения во время путешествия.

-Путешествовать мы будем на этом поезде. (обращаю внимание на доску)(ПОКАЗЫВАЮ ПОЕЗД), карта путешествия расположена на доске.

Нам предстоит останавливаться на четырёх станциях:

-чтобы веселее было ехать, проведем фонетическую зарядку:

Ра-ра-ра начинается игра,

Ура-ура путешествует детвора.

— Итак, отправляемся в наше путешествие, и вот наша

первая станция «Чистописание»

-сядьте ровно, постарайтесь весь урок быть внимательными и писать аккуратно.

Вспомним правила посадки при письме

— Запишите число в тетради 4ФЕВРАЛЯ.

— Чтобы узнать, над какими буквами мы будем работать на минутке чистописания, отгадайте мою загадку:

Мчусь, как пуля, я вперед,

Лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки.

на какую букву начинается это слово?

— А теперь пропишите большую и малую буквы в соединении.

— сравните буквы, написанные на доске, со своими буквами

— если вы считаете, что вы справились с этим задание, рядом на полях нарисуйте зеленый кружок, если считаете, что частично справились с заданием, нарисуйте желтый кружок на полях.

— Молодцы! Отправляемся дальше, и вот уже впереди наша следующая станция «Угадай-ка!»

На этой станции нам предлагают поиграть в игру «Знатоки»

(ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ)

Работаем в парах, для каждого ряда записаны слова в столбике

— какое слово лишнее в первом столбике?

— почему вы так решили?

— ребята, просигнальте карточками

— какое слово лишнее во втором столбике?

— ребята, просигнальте карточками

— и, наконец, ребята третьего ряда, скажите, какое слово лишнее в третьем столбике?

А кто догадался, что мы с вами повторяем сегодня на уроке?

— Посмотрите внимательно на слова на доске и рассмотрите картинку; составьте предложение из слов.

— подпишите вопросы, на которые отвечает каждое слово в предложении.

— прежде чем продолжать путешествие, давайте немного отдохнем

Хорошо, что солнце светит,

Хорошо, что дует ветер,

Хорошо, что этот лес Дотянулся до небес.

Хорошо, что в этой речке

И меня никто на свете

Не догонит никогда.

— Продолжаем наше путешествие, впереди станция «Не ошибись!»

Обратите внимание на слайд, подберите вопросы к словам:

— а кто догадался, какое правило спряталось в этих словах?

— верно, спишите эти слова, подчеркнув сочетания.

А сейчас поработайте в парах, обсудите, что обозначают эти слова?

— итак, наше путешествие подходит к концу, впереди конечная станция «Обобщай-ка!»

скажите, о каких словах мы говорили на уроке? На какие вопросы они отвечают?

— хорошо! А что обозначают эти слова?

— что мы на уроке повторяли?

-а теперь покажите свое настроение в конце урока: на столах у вас лежат смайлики, выберите смайлик, который соответствует вашему настроению, и прикрепите его к нашему замечательному солнышку.

Если вам все было понятно, и урок вам понравился- поднимите зелёный смайлик.

Если вам урок понравился, но не все было понятно, поднимите желтый смайлик.

Если вам урок не понравился, и вам было ничего не понятно, поднимите красный смайлик.

— Ребята, посмотрите, какое замечательное солнышко улыбок у нас получилось!

-и мне урок очень понравился! Я тоже приклею улыбающийся смайлик.

Я улыбнусь вам, а вы –мне, я надеюсь, что мы с вами провели урок с пользой! Спасибо за работу!

Если останется время, поиграем в игру «Веселый мяч»: учитель бросает мяч, произнося слово, а ребёнок, поймавший мяч, называет вопрос, на который оно отвечает.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Во время путешествия нужно уважительно относиться друг к другу, внимательно слушать друг друга, не перебивая; вести себя достойно. Быть очень внимательным.

Готовят артикуляционный аппарат

Готовим руку к письму

Я тетрадь свою открою,

Я, друзья, от вас не скрою-

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь

Внимательно слушают загадку

Выполняют написание букв

Оценивают свою работу

добрый прыгать яркий

Ребята используют сигнальные карточки

Потому что слова «крыша», «туча», «дом» отвечают на вопрос что?, а слово «весёлый» отвечает на вопрос какой?

Один ребёнок работает у доски, остальные на местах.

Выполняют движение в соответствии с показом учителя

Правописание жи-ши, ча-ща

Записывают самостоятельно в тетрадь, рядом пишут вопрос, на который слово отвечает.

Широкий- признак предмета (какой?)

Жить- действие предмета(что делать?)

О словах, отвечающих на вопросы кто? что?

Предметы, признак предмета, действие предмета.

Устанавливают причинно- следственные связи

Солнышко висит на доске, дети подходят по очереди и крепят свои смайлики на солнышко.

Обеспечение учащимися организации их учебной деятельности

Эмоционально- положительный настрой на урок, создание ситуации успеха.

Осуществляют контроль своих действий.

Осуществляют профилактику переутомления

Умение удерживать цель до получения результата

Самооценка результатов деятельности

Внимательно слушают учителя, дают внутреннюю установку на урок

Развитие артикуляционного аппарата

Проводят сравнение своих букв с буквами, написанными на доске.

Умение строить речевое высказывание в устной форме

Умение логически рассуждать

Осуществление анализа объектов с выделением существенных признаков

Умение логически рассуждать

Проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог

Произнесение чистоговорок коллективно

Коллективное выполнение упражнение под руководством учителя.

Умение произносить хором, внимательно слушая друг друга

Умение выслушать до конца

Умение вести диалог, работа в парах

Умение вести диалог, работа в парах

Умение выполнять упражнение коллективно

Оценивают свою работу на уроке

Умение вести диалог, работа в парах

что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Смотреть фото что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Смотреть картинку что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Картинка про что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Фото что такое существительное прилагательное глагол 1 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Смотреть фото что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Смотреть картинку что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Картинка про что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Фото что такое существительное прилагательное глагол 1 класс

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Смотреть фото что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Смотреть картинку что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Картинка про что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Фото что такое существительное прилагательное глагол 1 класс

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Смотреть фото что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Смотреть картинку что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Картинка про что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Фото что такое существительное прилагательное глагол 1 класс

Номер материала: ДБ-1066711

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Смотреть фото что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Смотреть картинку что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Картинка про что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Фото что такое существительное прилагательное глагол 1 класс

К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб

Время чтения: 2 минуты

что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Смотреть фото что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Смотреть картинку что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Картинка про что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Фото что такое существительное прилагательное глагол 1 класс

В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей

Время чтения: 1 минута

что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Смотреть фото что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Смотреть картинку что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Картинка про что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Фото что такое существительное прилагательное глагол 1 класс

В России планируют создавать пространства для подростков

Время чтения: 2 минуты

что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Смотреть фото что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Смотреть картинку что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Картинка про что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Фото что такое существительное прилагательное глагол 1 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Смотреть фото что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Смотреть картинку что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Картинка про что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Фото что такое существительное прилагательное глагол 1 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Смотреть фото что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Смотреть картинку что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Картинка про что такое существительное прилагательное глагол 1 класс. Фото что такое существительное прилагательное глагол 1 класс

Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Морфология

Морфология. Части речи и образцы их морфологического разбора

Морфология — раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки.

Морфология и синтаксис составляют грамматику.

Самостоятельные части речи

ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Части речи — это группы слов, объединенных на основе общности их признаков.

Признаки, на основании которых происходит разделение слов на части речи, не однородны для разных групп слов.

Так, все слова русского языка можно разделить на междометия и немеждометные слова. Междометия — это неизменяемые слова, обозначающие эмоции (ах, увы, черт побери), волеизъявления (стоп, баста) или являющиеся формулами речевого общения (спасибо, привет). Особенность междометий заключается в том, что они не вступают с другими словами в предложении ни в какие синтаксические связи, всегда обособлены интонационно и пунктуационно.

Немеждометные слова можно разделить на самостоятельные и служебные. Различие между ними заключается в том, что самостоятельные слова могут выступать в речи без служебных, а служебные без самостоятельных формировать предложение не могут. Служебные слова неизменяемы и служат для передачи формально-смысловых отношений между самостоятельными словами. К служебным частям речи относятся предлоги (к, после, в течение), союзы (и, как будто, несмотря на то что), частицы (именно, только, вовсе не).

Самостоятельные слова могут быть разделены на знаменательные и местоименные. Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, отношения, а местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении (ср.: стол — он, удобный — такой, легко — так, пять — сколько). Местоименные слова формируют отдельную часть речи — местоимение.

Знаменательные слова разделяются на части речи с учетом следующих признаков:

1) обобщенное значение,

2) морфологические признаки,

3) синтаксическое поведение (синтаксические функции и синтаксические связи).

Выделяют не менее пяти знаменательных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное (группа имен), наречие и глагол.

Таким образом, части речи — это лексико-грамматические классы слов, т. е. классы слов, выделенные с учетом их обобщенного значения, морфологических признаков и синтаксического поведения.

Сказанное можно представить в виде следующей таблицы:

В комплексе 3 выделяется 10 частей речи, объединяемых в три группы:

1. Самостоятельные части речи:

2. Служебные части речи:

При этом каждая самостоятельная часть речи определяется по трем основаниям (обобщенное значение, морфология, синтаксис), например: существительное — это часть речи, которая обозначает предмет, имеет род и изменяется по числам и падежам, в предложении выполняет синтаксическую функцию подлежащего или дополнения.

Однако значимость оснований при определении состава той или иной части речи различна: если существительное, прилагательное, глагол определяются по большей части по своим морфологическим признакам (говорится, что существительное обозначает предмет, но специально оговаривается, что это такой «обобщенный» предмет), то есть две части речи, выделенных на основании значения, — местоимение и числительное.

В местоимение как часть речи объединены морфологически и синтаксически разнородные слова, которые «не называют предмета или признака, а указывают на него». Грамматически же местоимения разнородны и соотносятся с существительными (я, кто), прилагательными (этот, какой), числительными (сколько, несколько).

В числительное как часть речи объединены слова, которые имеют отношение к числу: обозначают количество предметов или их порядок при счете. При этом грамматические (морфологические и синтаксические) свойства слов типа три и третий различны.

Комплекс 1 (его последние издания) и комплекс 2 предлагают выделять большее число частей речи. Так, причастие и деепричастие в них рассматриваются не как формы глагола, а как самостоятельные части речи. В этих комплексах выделены слова состояния (нельзя, нужно); в комплексе 1 они описываются как самостоятельная часть речи — категория состояния. В комплексе 3 статус этих слов четко не определен. С одной стороны, их описание завершает раздел «Наречие». С другой стороны, про слова состояния сказано, что они «по форме похожи на наречия», из чего, видимо, должно следовать, что наречиями они не являются. Кроме того, в комплексе 2 расширено местоимение за счет включения в него незнаменательных слов, грамматически соотносимых с наречиями (там, зачем, никогда и др.).

Вопрос о частях речи в лингвистике является дискуссионным. Части речи — это результат определенной классификации, зависящей от того, что принять за основание для классификации. Так, в лингвистике существуют классификации частей речи, в основании которых лежит только один признак (обобщенное значение, морфологические признаки или синтаксическая роль). Есть классификации, использующие несколько оснований. Школьная классификация именно такого рода. Количество частей речи в разных лингвистических работах различно и составляет от 4 до 15 частей речи.

В русском языке есть слова, не попадающие ни в одну из частей речи, выделенных школьной грамматической. Это слова-предложения да и нет, вводные слова, не использующиеся в других синтаксических функциях (итак, итого) и некоторые другие слова.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Имя существительное — это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые

1) имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что?;

2) бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа;

3) в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.

Существительное — это часть речи, при выделении которой на первый план выходят грамматические признаки слов. Что же касается значения существительных, то это единственная часть речи, которая может обозначать все, что угодно: предмет (стол), лицо (мальчик), животное (корова), признак (глубина), отвлеченное понятие (совесть), действие (пение), отношение (равенство). Объединены с точки зрения значения эти слова тем, что к ним можно задать вопрос кто? или что?; в этом, собственно, и заключается их предметность.

Разряды существительных по значению

В пределах слов разных частей речи принято выделять разряды по значению — группы слов, объединенных их лексическим значением, влияющим на их морфологические признаки. Принадлежность слова к определенному разряду по значению (лексико-грамматическому разряду) определяется на основе его лексического значения, выраженного основой этого слова.

У существительных выделяют две группы разрядов по значению:

1) собственность / нарицательность;

2) конкретность / абстрактность / вещественность / собирательность.

Нарицательные имена существительные обозначают предметы, не выделяя их из класса однотипных (город, река, девочка, газета).

Собственные имена существительные обозначают предметы, выделяя их из класса однородных предметов, индивидуализируя их (Москва, Волга, Маша, «Известия»). От собственных имен надо отличать собственные наименования — неоднословные названия индивидуализированных объектов («Вечерняя Москва»). В состав собственных наименований не обязательно входит собственное имя (Московский Государственный университет).

Конкретные существительные называют чувственно воспринимаемые предметы — вещи (стол), лица (Марина), которые можно воспринять зрением и осязанием.

Абстрактные существительные обозначают отвлеченные понятия (радость), признаки (белизна), действия (рисование).

Вещественные существительные обозначают вещества (молоко, сливки, песок).

Собирательные существительные обозначают совокупности однородных предметов (листва) или лиц (детвора).

Смысл морфологического выделения именно этих групп существительных по значению заключается в том, что принадлежность существительного к этим разрядам влияет на морфологический признак числа данного существительного. Так, форму обоих чисел имеют нарицательные конкретные существительные (дом — дома). Слова остальных групп чаще имеют форму только одного из чисел (преимущественно только единственного), например:

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Существительные имеют постоянный морфологический признак одушевленности.

Признак одушевленности существительных тесно связан с понятием живое / неживое. Тем не менее одушевленность является не разрядом по значению, а собственно морфологическим признаком.

Все морфологические признаки характеризуются тем, что они имеют типизированное формальное выражение — выражаются формообразующими морфемами (окончаниями или формообразующими суффиксами — см. морфемику). Морфологические признаки слов могут выражаться

1) внутрисловно — формообразующими морфемами самого слова (стол- — стол-ы),

2) внесловно — формообразующими морфемами согласуемых слов (нов-ое пальтонов-ые пальто),

Оба этих средства выражения могут быть представлены вместе. В этом случае одно грамматическое значение выражается в предложении несколько раз — и внутрисловно, и внесловно (нов-ый стол- — нов-ые стол-ы).

Одушевленность как морфологический признак также имеет формальные средства выражения. Во-первых, одушевленность / неодушевленность выражается окончаниями самого существительного:

1) одушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и Р. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число;

2) неодушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и И. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число.

В русском языке представлены существительные с колебанием по одушевленности: у них В. п. может совпадать как с И. п., так и с Р. п., например, (вижу) микроб-ы / микроб-ов, описать персонаж-и / персонаж-ей, существ-о / существ-;

У существительных женского и среднего рода, имеющих формы только единственного числа, одушевленность формально не выражена (молодежь, студенчество), формально они не охарактеризованы по одушевленности.

Одушевленность имеет и внесловное выражение: окончание согласуемого с существительным прилагательного или причастия в В. п. различается в зависимости от одушевленности или неодушевленности существительного, ср.: (вижу) нов-ых учеников, но нов-ые столы.

Внесловное выражение одушевленности существительных более универсально, чем внутрисловное: оно выражает одушевленность даже в случае неизменяемости существительного: (вижу) красив-ых мадам, но красив-ые пальто.

Одушевленность большинства существительных отражает определенное положение дел во внеязыковой действительности: одушевленными существительными называются в основном живые существа, а неодушевленными — неживые предметы, однако есть случаи нарушения этой закономерности:

Одушевленность, как уже было сказано, постоянный признак существительного. При этом необходимо иметь в виду, что разные значения одного слова могут быть различно оформлены по одушевленности, например: вижу гени-я (человека) — ценю гений- (ум).

Род как морфологический признак существительного

Существительные имеют постоянный морфологический признак рода и относятся к мужскому, женскому или среднему роду.

Основное выражение морфологического рода внесловное — окончания согласуемых с существительным прилагательных, причастий в позиции определения и слов с непостоянным признаком рода в позиции сказуемого, в первую очередь глагола в прошедшем времени или условном наклонении, а также краткого прилагательного или причастия.

К мужскому, женскому и среднему роду относятся слова со следующей сочетаемостью:

мужскойнов-ый ученик приехал-
женскийнов-ая ученица приехал-а
среднийбольш-ое окно раскрыт-о

тво-я невежа пришл-а.

Такие существительные относят к общему роду.

Есть в русском языке существительные, обозначающие название лица по профессии, которые при обозначении лица мужского пола выступают как слова мужского рода, т. е. присоединяют согласованные слова с окончаниями мужского рода; когда же они обозначают лицо женского пола, определение употребляется в мужском роде, а сказуемое употребляется в женском роде (преимущественно в разговорной речи):

нов-ый врач пришел- (мужчина),

нов-ый врач пришл-а (женщина).

Эти слова — «кандидаты» в общий род, их род иногда называют переходным к общему, однако в словарях они охарактеризованы как слова мужского рода.

В русском языке имеется около 150 слов с колебанием по роду, например: кофе — мужской / средний род, шампунь — мужской / женский род.

Существительные только множественного числа (сливки, ножницы) не относятся ни к одному из родов, поскольку во множественном числе формальные различия между существительными разных родов не выражены (ср.: парт-ы — стол-ы).

Таким образом, основное выражение рода — внесловное. Внутрисловно род последовательно выражается только у существительных — субстантивированных прилагательных и причастий: часовой, мороженое, столовая: в формах единственного числа у этих слов представлены окончания, однозначно указывающие на их родовую принадлежность. Для существительных II склонения мужского рода и III склонения женского рода специфической является вся система их окончаний, что же касается окончаний отдельных падежных форм, то они могут быть не показательны, ср. стол- — ночь-.

Для всех неодушевленных существительных (а таких существительных в языке около 80%) род условен, никак не связан с внеязыковой реальностью.

Среди одушевленных существительных — названий лиц или животных род часто связан с полом обозначаемого существа, ср.: мама — папа, сын — дочь, корова — бык. Однако необходимо понимать различие между грамматическим признаком рода и неграмматическим признаком пола. Так, в русском языке есть одушевленные существительные среднего рода (дитя, животное), у существительных — названий животных особи мужского и женского пола часто называются одинаково (стрекоза, крокодил), среди слов — названий лиц также не всегда имеется соответствие рода и пола. Так, слово особа женского рода, хотя может обозначать как женщину, так и мужчину (см., например, у А. С. Пушкина: Кто-то писал ему из Москвы, что известная особа скоро должна вступить в законный брак с молодой и прекрасной девушкой).

Определенную сложность представляет определение рода сложносокращенных слов (аббревиатур) и несклоняемых существительных. Для них установлены следующие правила.

Родовая характеристика аббревиатур зависит от того, к какому типу относится данное сложносокращенное слово.

Род аббревиатур, образованных сложением начальных частей (завхоз), начальной части первого слова с несокращенным вторым (сбербанк) и начала первого слова с началом и/или концом второго (торговое представительство ® торгпредство), определяется родовой принадлежностью главного в исходном словосочетании слова: хорош-ая оргработа, российск-ое торгпредство, нов-ый сбербанк.

Род аббревиатур, состоящих из начальных звуков (ГУМ) или букв (МГУ), а также аббревиатур смешанного типа, у которых начальная часть первого слова соединена с первыми буквами или звуками остальных слов (главк), определяется неоднозначно. Первоначально они также приобретают род главного в исходном словосочетании слова, например, Братск-ая ГЭС. Однако в процессе употребления первоначальную родовую характеристику последовательно сохраняют только аббревиатуры из первых букв исходного словосочетания. Аббревиатуры же, состоящие из первых звуков, ведут себя по-разному. Некоторые из них приобретают родовую характеристику в соответствии с внешним видом слова. Так, слова БАМ, вуз, МИД, НЭП, загс и некоторые другие стали словами мужского рода и приобрели возможность склоняться по II склонению, как существительные типа дом. У других заканчивающихся на согласный аббревиатур со стержневым словом среднего и женского рода возможно колебание: они могут иметь родовую характеристику в соответствии с родом главного слова и при этом не склоняться (в наш-ей ЖЭК) или, склоняясь, употребляться как слова мужского рода (в наш-ем ЖЭКе). Аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный звук, не склоняются и преимущественно относятся к среднему роду (наш-е РОНО — районный отдел народного образования).

Несклоняемые имена существительные, попадая в русский язык или образуясь в нем, должны приобрести родовую характеристику, которая будет проявляться только при выборе согласованных с существительным прилагательных, причастий и глаголов.

Существуют следующие закономерности выбора такими существительными родовой характеристики: род зависит либо от значения слова, либо от рода другого русского слова, которое рассматривается как синоним или как родовое наименование для данного неизменяемого слова. Для разных групп существительных ведущими являются разные критерии.

Если существительное обозначает предмет, то оно обычно приобретает характеристику среднего рода: пальто, кашне, метро. Однако женского рода авеню (так как улица), кольраби (так как это капуста), кофе — с колебанием — мужской / средний, мужской род — пенальти, евро.

Если существительное обозначает животное, то оно обычно относится к мужскому роду: шимпанзе, какаду. Исключения: иваси, цеце — женский род (так как селедка, муха).

Если существительное обозначает лицо, то его род зависит от пола этого лица: слова месье, кутюрье мужского рода, так как обозначают мужчин; слова мадам, мадемуазель женского рода, поскольку обозначают женщин, а слова визави, инкогнито общего рода, так как могут обозначать и мужчин, и женщин.

Если существительное обозначает географический объект, то его род определяется родом русского слова, которое обозначает тип объекта: Тбилиси мужского рода, так как это город (слово мужского рода), Миссисипи женского рода, так как это река, Лесото среднего рода, так как это государство. Все сказанное относится только к словам несклоняемым, поэтому Москва — существительное не мужского рода, а женского рода, хотя это и город, так как оно изменяемое.

Число как морфологический признак существительного

Большинство существительных имеет формы единственного и множественного числа, т. е. изменяется по числам. Некоторые существительные имеют формы только единственного или только множественного числа, т. е. число для них — постоянный признак.

Число — морфологический признак, связанный с указанием на количество объектов.

С точки зрения обозначения количества объектов в русском языке представлены существительные счетные (обозначаемые ими реалии можно посчитать штуками) и несчетные.

Счетные существительные, как правило, имеют формы обоих чисел: форма единственного числа у них обозначает один предмет (стол), а форма множественного — множество предметов, каждый из которых называется формой единственного числа (столы — множество предметов, каждый из которых стол).

Среди счетных существительных представлены:

1) конкретные существительные, обозначающие дискретные предметы:

а) «нормальные» существительные с формами обоих чисел (стол),

б) существительные типа сани, у которых как по отношению к одному предмету, так и по отношению к множеству предметов употребляется форма множественного числа (одни сани — множество саней);

2) абстрактные существительные (в меньшей своей части): мысль — мысли, звук — звуки;

3) собирательные существительные типа армия: у них форма множественного числа обозначает противопоставленные единицы (ср.: реформа армии — на операцию брошено пять армий).

Счетные существительные обозначают, как уже сказано, реалии, которые можно посчитать штуками. Однако есть существительные, которые обозначают реалии, существующие или только в количестве один, или только в количестве два и более:

1) слова, обозначающие уникальные, единичные реалии (Москва, Луна в значении спутника Земли) имеют преимущественно форму единственного числа; надо иметь при этом в виду, что среди собственных есть слова типа Сокольники, у которых форма множественного числа не имеет значения множества предметов и обозначает один объект;

2) слова, обозначающие реалии, включающие несколько объектов, каждый их которых имеет свое название: только мн. число имеет слово супруги в значении супружеская пара (супруг + супруга, а не супруг + супруг или супруга + супруга).

Счетным противопоставлены несчетные существительные, обозначающие реалии, лишенные идеи счета. Несчетные существительные не сочетаются с количественными числительными. Это вещественные существительные, большинство абстрактных и большинство собирательных существительных. Эти слова имеют формы только единственного или только множественного числа, однако ни то, ни другое числовое оформление не несет смысловой нагрузки, связанной с идеей количества:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *