что такое суппорт в интернете
Нужен ли support
Немалое количество владельцев сайтов считают, что служба support совершенно не нужна, и могут логически обосновать своё мнение. Ведь техподдержка не продаёт товар, не выдвигает сайт в топы, не рекламирует и не приносит никакого дохода. Можно подумать, что от support одни лишь растраты.
Но мы с вами сейчас убедимся, что это не так.
Что будет, если на сайте нет техподдержки
Чтобы посмотреть, что произойдёт, если на сайте нет support, смоделируем простой пример.
Допустим, есть интернет-магазин. Сюда приходят посетители, которые ищут определённый товар, например, сотовый телефон. Потенциальный клиент благополучно находит нужную модель. Вы, естественно, позаботились об информативности, и рассказали на сайте об этом телефоне всё, что могли и знали.
Но тут у клиента возник вполне обычный вопрос, который не сказан в ваших характеристиках телефона – например, сколько времени он будет держать заряд батареи. И тогда посетитель будет искать помощи на сайте – support. А так как её он не найдёт, клиент покинет сайт, и отыщет эту информацию у вашего конкурента. Да ещё и напишет потом о вас плохой отзыв.
Пример достаточно грубый, но он в полной мере показывает важность присутствия support на сайте.
Какие вопросы должна охватывать техподдержка, и как это организовать
Служба поддержки должна решать следующие вопросы:
Технические вопросы от клиентов сайта могут решаться двумя способами: шаблонным – вы даёте своей техподдержке список стандартных и частых вопросов с ответами, и они работают; и фундаментальным – вы даёте своей техподдержке с связь с IT-специалистом сайта, который может быстро решить серьёзную и нестандартную проблему.
Консультация о товарах или услугах, это как раз то, о чём был пример, описанный выше. Поэтому ваш support на сайте должен знать о продукции всё. Не заучивать это, естественно. Вы должны предоставить эту информацию в лёгком доступе.
Вопросы денег возникают всегда, и support должен либо удовлетворить просьбу клиента, либо отказать. Поэтому техподдержка должна знать политику вашей компании.
Предложения, которые высказывают ваши клиенты, тоже очень важны. К мнению со стороны нужно прислушиваться, ведь там всегда найдётся новая и актуальная идея для сайта.
Support, в зависимости от специфики сайта, может выполнять больше или меньше описанных функций. Техподдержка может состоять как из группы людей, так и из одного человека. Для каждого сайта это индивидуально.
Саппорт
Саппорт – происходит от английского слова support и переводится как поддержка или помощь. Что такое саппорт в онлайн-играх? У слова два значения – класс персонажа и служба поддержки.
Разберём оба значения подробнее.
Класс персонажа
Саппорт в игре – это персонаж, умения и заклинания которого нацелены на помощь соратникам по группе или рейду. В онлайн-РПГ к саппорт-героям относят хилов, бафферов, друидов и т. д. Основная особенность таких героев – наличие заклинаний восстановления хп, воскрешений, различных усилений, специальных абилок и баффов, повышающих статы соратников.
Класс высоко ценится другими игроками, их обязательно берут в подземелья и рейды разной сложности, зовут в кланы и гильдии. Хорошо прокачанного лекаря или баффера с удовольствием возьмут в сложный рейд, а главы кланов будут писать письма и предлагать очень хорошие условия вступления к ним в клан.
Основные минусы класса – низкая защита и слабая атака. Человек, выбравший такого героя должен спокойно относиться к смертям от мобов и других игроков, и «профессионально» делать то, что от него требуется в пати – оказывать поддержку команде, то есть лечить, вешать баффы и снимать проклятия и т. д.
Говоря простыми словами, с толковым саппортом команде намного легче воевать и больше шансов победить. Это касается всех онлайн-игр, без исключения.
Служба поддержки
Это специальный сервис, предоставляемый разработчиками онлайн-игр. Здесь работают люди, которые решают технические вопросы и проблемы, находят и удаляют баги, помогают игрокам, запускают обновления и делают многое другое. За все эти действия они, как правило, получают зарплату, поэтому помогать – это их работа.
Если у вас возникли какие-то неполадки, например, персонаж не двигается или «провалился» в текстуры, найдите раздел «Поддержка» на официальном сайте и поищите специальную форму. Обычно достаточно описать неполадку, приложить скриншот и ссылку на свой аккаунт – через какое-то время проблему решат.
Но если возникли какие-то глобальные сложности, например, не работают сервера или нет соединения с игрой – не стоит строчить письма и требовать скорейшего решения проблемы. Поверьте, если возникла крупная ошибка, которую видят много людей, сотрудники службы будут стараться изо всех сил решить её как можно быстрее.
Примеры
«Хотел на саппорте поиграть, но придётся на керри»
Каким бывает саппорт мобильных приложений и зачем он нужен
ИТ-компания 65apps специализируется на создании цифровых продуктов. В 2020 году она выделила услугу технической поддержки в самостоятельный бизнес-юнит. Для чего это было нужно, кто от этого получил выгоду и что это вообще такое, в статье для TAdviser рассказывает руководитель отдела поддержки 65apps Николай Гуляев.
Содержание
Для чего нужна техподдержка
Приложений совсем без багов просто не бывает. Поэтому в любой команде разработки всегда есть QA-инженер или целый отдел тестирования — такие специалисты моделируют сценарии, как может использоваться приложение, и записывают все найденные баги в отчет. Потом приходят разработчики и делают «работу над ошибками». Но даже при таком раскладе баги на релизе будут, и даже автотесты от них не защитят.
К багам добавляются возможные проблемы юзабилити. Во время разработки у вас есть целостное видение проекта, и команда его разделяет. А вот у конечных пользователей могут быть свои пожелания и замечания. Именно поэтому в разработке ПО существует такое явление, как закрытое бета-тестирование — когда доступ к продукту получает ограниченный круг реальных пользователей. Они дают живую обратную связь — и команда улучшает продукт.
Таким образом, после релиза над приложением нужно продолжать работать: улучшать, делать стабильнее, расширять функциональность. Всё это особенно важно, если приложение генерирует основной доход, потому что любая недоработка — это потенциально недополученные деньги.
Техподдержка позволяет бизнесу не только не терять деньги сегодня, завтра и в долгосрочной перспективе, но и зарабатывать на высоком уровне сервиса и лояльности клиентов.
Как мы помогаем бизнесу
Что делать, если по каким-то причинам команда разработчиков рассталась с проектом?
В 65apps мы берем на техподдержку не только приложения и сервисы, которые разработали сами, но и чужие. Почему? Потому что можем.
Мы давно занимаемся техподдержкой своих проектов и выделили полноценный отдел. За счет отлаженной работы сотрудников первой линии поддержки мы обеспечиваем максимально быструю реакцию на поступающие обращения, отслеживаем статус их исполнения и передачу готового решения клиенту. Со временем мы поняли, что можем масштабировать все эти процессы на решения, созданные сторонними разработчиками.
Наша техподдержка делится на два вида — базовый и расширенный.
Базовая поддержка предполагает работу только с текущим приложением: мы исправляем ошибки и следим за тем, чтобы все работало, как нужно.
Сервисы расширенной поддержки направлены на непрерывное развитие продукта. Например, актуализацию приложения под обновления операционных систем или создание дополнительной функциональности. Также в рамках расширенной поддержки мы проводим мониторинг отзывов пользователей в сторах и соцсетях, отрабатываем комментарии, и в итоге — повышаем лояльность пользователей.
У нас есть три тарифных плана.
Полное обслуживание и годовой фикс. Система работает как медицинский полис: компания платит один раз, и команда техподдержки исправляет любой дефект в установленный срок — и не важно, сколько таких дефектов будет. Приложение защищено, пока не истек срок договора.
Цена годового фикса зависит от разных показателей и рассчитывается индивидуально для каждого клиента. Обычно первый год жизни приложения самый рискованный, и саппорт в этот период обходится до 50% от стоимости разработки. Больше, когда речь идет о бэке и внешней интеграции. Если это не первый релиз, и приложение работает стабильно, цена может составлять около 20% от стоимости разработки.
Важно, чтобы у клиента была документация по проекту, потому что в этот бюджет входит только исправление дефектов. В ней будет прописано, как должна работать система. И если мы не можем определить, что дефект — действительно отклонение в работе системы, то в рамках фиксового тарифного плана мы не сможем взять его на исправление.
Если вы планируете сопровождать и развивать свой продукт, то стоит внимательнее относится к ведению документации — она в разы упростит этот процесс. |
Одному из наших клиентов мы уже второй год оказываем услуги технической поддержки. Отличительное требование этого клиента — максимально короткое время для разрешения обращения. Для него мы выделили отдельную команду, она максимально погружена в проект и может быстро подключиться к исправлениям.
В фиксированном тарифе доступна только базовая техническая поддержка. Если же у клиента есть запрос на развитие продукта, то мы предлагаем ему два других, более гибких тарифа. Они предусматривают и расширенные опции техподдержки.
Инцидентный пакет. Компания покупает пакет обращений. Клиент присылает запрос — мы исправляем баг (читай `любой дефект`) и списываем одно обращение.
Стоимость пакета также рассчитывается индивидуально и зависит от сложности системы и количества привлекаемых специалистов.
В среднем минимальный пакет из 10 инцидентов стоит 300–400 тысяч рублей. Договор заключается на год, и если пакет заканчивается раньше, клиент может докупить нужное количество обращений.
Time & Material. Клиент вносит годовую сумму и сам решает, на что ее тратить — на исправление багов, добавление новых функций или на расширенные сервисы: мониторинг отзывов, работа с отзывами и многое другое. Деньги списываются позадачно.
Раз в месяц мы делаем отчеты о выполненных работах и выписку с информацией о балансе.
Минимальная сумма договора в среднем составляет 500 тысяч, но, как и в предыдущих случаях, рассчитывается индивидуально и зависит от объема приложения. Если деньги на балансе заканчиваются, то у клиента есть возможность пополнить баланс в рамках текущего договора.
Дополнительные услуги технической поддержки
В 65apps можно получить не только любой уровень техподдержки, но и дополнительные услуги. Саппорт — это одна часть огромной компании. Если клиент хочет улучшить интерфейс или добавить новые «фичи», он просто пишет об этом своему менеджеру, и мы все согласовываем в рамках сервиса технической поддержки. То есть клиенту не нужно заключать новый договор и согласовывать скоуп задач — все вопросы мы решаем в режиме «одного окна».
Не стоит забывать об инструментах, которые работают на лояльность ваших клиентов: мониторинг отзывов в сторах и соцсетях, ответы и комментарии на них. Мы можем взять это на себя, чтобы внедрять улучшения, которых ждут пользователи. Все это входит в расширенные сервисы поддержки.
Итак, что нужно для того, чтобы передать проект на техподдержку в 65apps?
Какие проекты мы берем на саппорт
Как мы уже говорили, стоимость техподдержки для каждого клиента рассчитывается индивидуально — но оценивается по основным показателям в зависимости от категории.
Вот необходимый перечень для безболезненной и максимально быстрой передачи проекта на саппорт:
Когда клиент приносит все документы — идеально. С таким пакетом мы можем быстро оценить задачу, собрать команду и начать работу.
Но если нет, работаем с тем, что есть. После сбора и анализа информации, мы считаем риски и предлагаем возможные форматы работы.
Саппорт IT-продукта, часть 1: чаты, роли сотрудников, боты и отношения с разработкой
Даже идеальному продукту пользователи могут вкатить «кол», если у него нет качественного саппорта. Разбираемся, что лучше — телефон или умные боты.
Кирилл Молоков
В поддержке — более трёх лет. Саппортил несколько IT-стартапов и медиасервисы «Яндекса» на первой и второй линиях. На момент публикации — руководитель поддержки GoLogin.
Консалтинговые компании и топ-менеджеры наперебой рассказывают, насколько важен классный саппорт. Однако на практике организация качественной поддержки нередко оказывается где-то в самом конце бэклога — это также подтверждают средние зарплаты по отрасли и очень низкие требования к скиллам в вакансиях.
И вроде бы это логично: в приоритете явно будут разработка, менеджмент, дизайн и тот же маркетинг — ведь чтобы саппортить продукт, его нужно создать и запустить продажи. Но именно сотрудники службы поддержки напрямую общаются с клиентами, повышают их лояльность и укрепляют репутацию компании, гася негатив.
А лояльность бизнесу очень даже выгодна: 5% клиентов, которых удалось удержать, легко могут увеличить доходы на 25% (отчёт Bain & Company). При этом клиентская база, лояльная к бренду, обходится дешевле, чем привлечение новой аудитории.
Казалось бы: просто возьми и запили нормальный саппорт. Однако опыт взаимодействия пользователей с компаниями удручает: толковых служб поддержки практически нет, а 79% людей считают, что их пожелания и жалобы просто игнорятся (исследование Harris Interactive).
Плохой саппорт может испортить репутацию компании, снизить доверие, оттолкнуть клиентов, разрушить стартап и даже известную компанию с длинной историей.
Я несколько лет проработал в техподдержке и расскажу, что лучше — голосовая линия или умные боты, как подружить саппорт и разработку и по какому принципу удобно делить роли сотрудников в общении с клиентами.
Кол-центры vs онлайн-чаты: испортился ли телефон?
В TikTok-мемах о зумерах и миллениалах, которые готовятся к телефонному звонку с друзьями так же долго и со страхом, как и к собеседованию, есть доля правды: поколения Y и Z действительно не любят общаться с компаниями по телефону.
В пользу письменного общения с клиентами говорит и свежий отчёт Comm100: 82% респондентов нравится общаться с саппортом через онлайн-чаты. А вот удовлетворённость телефонными звонками почти в 2 раза ниже — всего 44%.
У телефонной или голосовой службы поддержки есть пара неоспоримых преимуществ: голосом проще решить сложную проблему, а сам факт общения с живым человеком как бы говорит: «Да, мы вас ценим и занимаемся проблемой — честное пионерское!» Ну и, конечно, старая гвардия предпочитает телефон чатам и другим бесовским способам пообщаться с компанией 🙂
Однако по другим параметрам онлайн-чаты уделывают звонки. Вот их основные плюсы:
Кстати, онлайн-чаты упрощают работу и самого саппорта:
И конечно, онлайн-чаты дают фору имейл-поддержке: скорость ответов по электронной почте настолько низкая, что в какой-то момент пользователь просто перестаёт вам писать.
Социальные сети тоже теряют актуальность, а вот мессенджеры запросто могут стать «новым чёрным» в саппорте — особенно для e-commerce. При этом операторам поддержки нет нужды переключаться между Telegram и WhatsApp — все мессенджеры можно объединять и контролировать в хелпдесках вроде Zendesk, Chat2Desk, Paldesk.
Выводы:
Я, робот: нужны ли умные чат-боты
В 2021 году продвинутые чат-боты справляются с некоторыми задачами быстрее и эффективнее людей: моментальные ответы, поддержка в режиме 24/7, экономичность и максимальная «стрессоустойчивость». Чат-боты уже способны решить 66% клиентских запросов, однако у них есть ряд недостатков, из-за которых пользователи до сих пор предпочитают общаться с живым оператором.
И всё же чат-боты — это отличное решение, когда речь идёт о рутинных задачах. Их стоит попробовать хотя бы для самых частых и простых вопросов — например, уточнения тарифов, набора функций или настроек аккаунта. Но более сложные кейсы, в которых нужны эмпатия и критическое мышление, лучше оставить людям.
Кстати, будьте осторожны с настройкой чат-бота, если не хотите, чтобы из его ответов понаделали мемов о тупом ИИ. Например, у ВТБ отличный робот-помощник, и они даже попытались сделать его «эмоциональным». Только эмоциональность эта оказалась какой-то неуместной и неловкой: я несколько дней не мог решить проблему, использовал многоточия, а робот ничего не мог понять, не помогал, но сыпал смайликами 🙂
Выводы:
No pasaran: линии и роли сотрудников в саппорте
«Сейчас я переключу вас на специалиста техотдела…» — фраза, которая порой заставляет нас охать, ахать, закатывать глаза и вообще испытывать самые странные эмоции. Если вы думали, что ваш саппорт «уж точно таким не будет!», то у меня для вас неприятные новости.
Обязанности саппорта распределяются между разными специалистами не ради фрустрации клиентов. Невозможно взвалить все задачи на одного сотрудника — снижается его эффективность, а в случае ухода такого работника, служба поддержки может встать на несколько дней.
Надо также понимать, что большинство саппортеров не умеют писать код. А если бы умели, то стали бы разработчиками. В свою очередь, программисты тоже не могут постоянно мониторить чаты и тем более общаться с клиентами голосом — да и далеко не все пользователи обращаются с техническими проблемами. Поэтому посадить на саппорт, например, крутого питониста — чтобы решал проблемы людей в свободное время — так себе решение.
В общем, лучше всего выстраивать саппорт так, чтобы задачи были распределены между несколькими сотрудниками — в зависимости от сложности и характера проблем. Такая организация называется многоуровневой и подразумевает несколько линий службы поддержки.
Это условная структура: например, многие саппортеры работают сразу на первой и второй линиях, а четвёртая больше относится к задачам менеджеров. Тем не менее чёткая структура помогает лучше отслеживать проблемы пользователей и не тратить лишние ресурсы на кейсы, которые легко решаются на первых линиях. Однако не стоит увлекаться и слишком сильно бюрократизировать весь этот процесс — такая тактика снизит эффективность саппорта, раздует его структуру и встанет «в копеечку».
Вывод:
Саппорт обязательно нужно структурировать. Лучше всего организовывать работу по линиям, фильтруя рядовые кейсы на первых уровнях. Но делать это надо без фанатизма — 10 линий превратят поддержку в бюрократический хаос.
Идите-ка вы в щи: как подружить разработчиков и саппорт
Если верить опросам Rollbar, то 38% разработчиков тратят четверть своего рабочего времени на баг-фиксы. А 26% и вовсе признались, что рутина съедает до 50% их времени.
Причём здесь саппортеры? Поддержка способна приносить баг-репорты для неочевидных сценариев, которые команда разработчиков не может учесть на этапе тестирования. Представьте, что вы разрабатываете приложение для macOS, Windows и Linux. Пять человек пожаловались, что приложение вылетает при нажатии кнопки «Go». Саппортер уже заранее уточнил все детали: ОС, версию приложения, при каких обстоятельствах проявилась ошибка. И теперь, вместо того чтобы пытаться отловить баг сразу на всех операционках, разработчик сразу сядет за Windows и будет разбираться, почему свежая версия крашится при включении VPN.
Я не раз замечал, что этот момент особенно плохо организован в стартапах. На саппорте сидят люди, которые плохо разбираются даже в основах продукта. При этом на их просьбы о помощи айтишники часто задирают нос и объясняют технические вещи самыми непонятными словами.
В итоге саппортеры так и не могут разобраться в проблеме и помочь клиентам, теряют мотивацию, становятся пассивными, а команда разработчиков продолжает пилить какие-то хардкорные фичи, которые непонятны даже продвинутым пользователям. Кто от этого выигрывает? Конкуренты.
Поддержка — как прозрачная среда между пользователем и разработчиками, которая помогает улучшить UX продукта, а организация правильного взаимодействия между саппортом и отделом разработки должна стать одной из приоритетных задач менеджмента.
Даже если саппортер задаёт глупый вопрос, разработчику не стоит закатывать глаза, ведь вопрос саппортера — это почти всегда вопрос клиента. Чем лучше программист вникает в «тупые» вопросы пользователей и объясняет технические аспекты службе поддержки, тем больше прокачиваются его софты. А чем лучше прокачиваются софты, тем более «дружелюбным» для пользователя становится программный продукт.
Да, можно упростить задачу и нанять саппортера-инженера, который способен общаться с технарями на одном языке. Однако для начинающих компаний такой наём вряд ли окажется финансово выгодным — реальных технических проблем у стартапов не так много, а платить квалифицированному сотруднику придётся в несколько раз больше.
Вывод:
Взаимодействие саппорта и разработчиков — это мост, на котором стоит пользователь. А отношения между ними влияют не только на климат в коллективе, но и на качество всего продукта.
Резюмируем
Программное обеспечение для оптимизации работы службы поддержки пользователей.
«Не думай о саппорте свысока»: как реализовать скрытые возможности вашей службы поддержки
Практически любой организации, так или иначе связанной с продажей софта, необходимо наличие линии поддержки. Саппорт ассоциируется с помощью в освоении продукта и решением разного рода проблем клиента, как правило, технического характера. Эти функции действительно составляют основу работы команд поддержки, хотя есть и много скрытых «плюшек», которые Саппорт может дать бизнесу, если его потенциал использовать на полную мощность. О них речь и пойдет под катом.
Саппорт может стать многофункциональным инструментом, решающим важные задачи как внутри компании, так и на «клиентском» направлении. Попробуем выделить несколько ролей, которые поддержка может сыграть на подмостках любого IT-бизнеса.
1. Саппорт-психолог
Наиболее очевидная дополнительная функция Саппорта, касающаяся работы с клиентом.
С психологической точки зрения человек, успешно помогающий разрешить проблему, автоматически записывается в товарищи или бадди. К такому человеку проще обратиться за помощью вновь, рассчитывая на поддержку. Клиенты порой воспринимают «саппортеров» как своих личных психотерапевтов / психологов и пользуются возможностью высказаться, ведь код общения не предполагает отказов в обслуживании (конечно, важным условием является достойный уровень профессионализма агента поддержки).
Роль психолога обычно взывает к доверию – клиенты, довольные результатом сеансов психотерапии, с большим уважением начинают относиться к самой компании, их лояльность повышается. В особо удачных случаях постоянного содействия Саппорта клиент может стать добровольным евангелистом продукта в своей команде.
В нашей Саппорт-практике в Wrike нашлись примеры прекрасных отношений с клиентами, которых мы поддерживаем. Сложившиеся связи в некоторых случаях стали теплыми и дружескими, во многом благодаря многократному взаимодействию со «счастливым исходом». Такие клиенты всегда замолвят за нас словечко — например, при кросс-продаже продукта в другие отделы или при общении с другими пользователями в нашем Сообществе. Свежий пример: недавно мы узнали о переходе одного из наиболее активных в общении с Саппортом клиентов в другую компанию. Одним из условий этого перехода стало использование Wrike как инструмента для планирования проектов. Эту новость в дружеской беседе нам сообщил сам клиент со словами «I’m a Wriker to the end!», что не могло не порадовать всю команду!
2. Саппорт-пожарный
Представим ситуацию – у вас случился некий глобальный инцидент (массовая проблема, критический баг, упаси боже даунтайм), а уполномоченные инженеры/админы еще не осознали, что «все плохо», или осознали, но заняты срочным устранением последствий. Тем временем, наверняка уже есть большое количество недовольных пользователей, которым срочно необходимо получить комментарий. На помощь приходит Саппорт-пожарный, который всех успокоит, все объяснит, а затем доведет нужную для выявления проблемы информацию инженерам.
Стоит заметить, что в этом случае при правильном подходе можно добиться результата, который предсказывается психологами — люди, проблемы которых хорошо и оперативно решаются при правильной коммуникации, в итоге оказываются довольнее тех, кто с проблемами совсем не сталкивался. Поддержка в таких экстренных случаях также служит отличным индикатором проблем — зачастую пользователь первым замечает неладное, о чем сразу же уведомляет Саппорт. При хорошо налаженной системе внутренней коммуникации проблема может быть уничтожена еще в зародыше, и в этом во многом заслуга Саппорта, вовремя передавшего информацию.
В команде поддержки Wrike сложилась определенная практика взаимодействия с инженерами при возникновении критических ситуаций. Мы стараемся чутко реагировать на любые сообщения клиентов, которые могут заявлять о потенциальной проблеме, собираем максимум информации и информируем дежурных инженеров. Схожая схема работы применяется при обнаружении критических багов, где к сотрудничеству мгновенно привлекается отдел QA (третий уровень нашей поддержки, см. пост о том как это работает в деталях здесь). Оперативная реакция Саппорта не раз помогала предотвратить более драматическое развитие событий.
3. Саппорт-коммуникатор
Эта роль команды поддержки имеет ярко выраженное влияние на развитие продукта. Саппорт представляет огромную пользу для любого ПМа, поскольку обладает сакральным знанием о том, что же все-таки клиент желает.
Какую помощь для развития продукта Саппорт может оказать? Передача фидбэка от пользователя напрямую в продуктовый отдел одна из альтернатив. К примеру, наша команда Поддержки фиксирует фидбэк от пользователей в Сообществе Wrike и представляет отчеты менеджерам продукта на регулярной основе. Никто не поймет клиента лучше представителя поддержки, поэтому интерпретацию любой обратной связи полезно отдавать именно Саппорту.
Другой подход – использование общего понимания нужд клиента и их «ретрансляция» другим командам. Саппорт Wrike частый гость на мероприятиях Scrum команд – к нашему мнению прислушиваются, поскольку мы представляем интересы клиента и являемся важным стейкхолдером.
Коммуникативная функция работает и в обратном направлении – ПМы или инженеры могут попросить Саппорт собрать сведения или статистику по интересующей теме, донести информацию до клиента, и т.д. Важно отметить, что эту функцию стоит использовать с умом и осторожностью — Саппорт плавает в океане данных о клиентах, и самая большая проблема в том, как эти данные систематизировать и сделать правильные выводы, не уводящие в сторону.
4. Саппорт-кузница качественных кадров
Еще одной неоспоримой «скрытой» функцией Саппорта является его кадровый потенциал.
Универсальность навыков и знаний, всестороннее понимание продукта и большой опыт в коммуникациях с клиентами делают выходцев из Саппорта желанными в любых клиентских и продуктовых отделах (маркетинг, продажи, консультирование и т.д.). В случае если команда Поддержки еще и мультиязычная (и покрывает несколько часовых поясов/ географических локаций), ее внутренняя культура также способствует дополнительному развитию коммуникативных навыков, что конвертируется в полезность для любой клиент-ориентированной работы.
Саппорт Wrike, к примеру, работает из Западной и Восточной Европы, России, Северной и Южной Америки; мы говорим на русском, украинском, английском, испанском, французском, немецком, португальском (и, кстати, в этой связи помогаем с локализацией продукта). На этом языковой потенциал команды не исчерпан — знание некоторых менее распространенных языков (эстонский, шведский, тибетский (!) нечасто находит применение в работе, но зато является приятным бонусом для любого носителя редкого языка, заглянувшего в наш Саппорт-чат.
Если ваша поддержка отличается технической направленностью, то специалистам прямая дорога в QA или даже в разработку (при наличии навыков кодинга) – понимание продукта со стороны клиента может очень сильно пригодиться как в тестировании, так и создании новых фич. Саппорт-агенты, как правило, очень трудолюбивые и упорные ребята. Они докопаются до сути, помогут во всем разобраться, привыкли работать быстро и скрупулёзно, ведь солидные очереди входящей корреспонденции или звонков тренируют армейскую реакцию и сосредоточенность. Такие навыки приветствуются при любой работе! Кроме того, это люди с разным образовательным / профессиональным прошлым – никогда не знаешь, специалиста в какой области можно найти в отделе Поддержки (в Поддержке Wrike есть филологи, маркетологи, преподаватели, а также кандидаты и доктора наук).