что такое супер тод на киа соренто
Установка СуперТод
Итак, он пришел, и все сложилось для установки.
Что такое супертод? Это плата, расширяющая возможности стандартного контроллера управления полным приводом KIA Sorento 1. По умолчанию ТОД работает в режиме постоянный полный привод, который нельзя отключить. Передний мост автоматически подключается. Единственное, что можно переключить в соренте — принудительно включить полный привод с понижайкой.
Супер тод позволяет:
1. Отключить передний привод
2. Подключить полный привод 50/50 без понижайки
3. Подключить полный привод с понижайкой и принудительной блокировкой межосевого диффиринциала.
Есть несколько вариантов установки, — кнопки, в штатный компас, вместо штатной крутилки управления. Я выбрал последний, хоть он и самый дорогой.
Нам нужно установить сам блок управления и ручку управления этим блоком.
Процесс установки очень четко описан в инструкции.
Откинул переднюю панель, снял панельку с крутилкой. Тут есть нюанс. Чтобы снять крутилку, нужно сначала снять само колесико, потом уже весть остальной блок. Колесико внутрь не проваливается. Это очевидно, но я почему то пытался снять блок с крутилкой не сняв колесико. Вырезал фрезой дырку, которая правда получилась чуть больше чем надо… Но это уже детали… И приклеил новую крутилку обычным моментом.
Управление понижайкой сделал через без особых изысков, просто подпаялся к проводам на штатной клемме.
Собираем все обратно. Черный блестящий кант — это краска. Требуется полировка, когда высохнет.
Косу от кнопки пропустил под панелью, даже не пришлось ничего разбирать.
Блок управления подключил строго по инструкции методом разрезания ковра.
Все аккуратно пропаял, заизолировал, собрал.
Все заработало сразу. Теперь у меня нет гирлянды на панели, передний привод отключается более мягкими средствами.
Расширение TOD до SuperTOD
Вчера, совместно с Костей (edge1), был установлен блок SuperTOD от BlkDem (sorento.kia-club.ru/forum…hilit=SuperTOD+2#p1419241). На все про все ушло 3 часа.
В принципе все выполнялось строго по инструкции, выложенной на форуме. Единственное пришлось очень внимательно рассматривать картинки, на разных страницах, сравнивать их и пытаться понять, какие же все таки провода резать и к каким присоединяться. Благо был помощник, который в свое время это уже прошел, установив себе данный опцион. Ниже привожу несколько фотографий поясняющий процесс установки:
Блок прикрепил, как и указано в инструкции, под штатным, на двухсторонний скотч. На форуме где-то вычитал, что ранние образцы доп блоков сильно грелись, и до последнего пытался найти место для жесткого крепления. Однако ограниченная длина входящих в комплект проводов не сильно этому способствует. В итоге решил пока оставить так и понаблюдать.
После того, как установил доп блок настало время установить новый переключатель режимов от GM. Разбирать сильно передние панельки не пришлось. Оказалось достаточным снять боковую панель с отверстием под вентиляцию для обдува стекла двери, и просунув руку в появившееся отверстие вытолкнуть панель с переключателем.
После проложил «сигнальный» провод от установленного доп блока к устанавливаемому переключателю. Подключился согласно инструкции, к 9 и 10 пину штатного разъема: — черный к черному, оставшийся к оставшемуся… На отрезанные провода надел кусок термоусадки и подогрел зажигалкой…
Самым интересным стало рассверливание штатного отверстия в панельке для установки переключателя от GM, размер которого значительно больше штатного, а именно D = 44 мм! Для этой операции был специально приобретен набор коронок и расточные абразивные насадки на дрель. Размер наиболее подходящей коронки в наборе 44мм. это не много смущало, т.к. потребовалось бы дорабатывать в ручную, что могло не много исказить внешний вид панельки, а этого не хотелось. В итоге решился все же использовать коронку в надежде на небольшой люфт и расширение отверстия до приемлемого. Сложность использования коронки в том, что центрирующего отверстия в панельке нет, а делать «на руках» рассверливание ни к чему хорошему наверное не привело бы. Но как говориться глаза боятся — руки делают… Изготовили не затейливую оснастку, зафиксировали деталь, разметили центр отверстия и вуаля! После снятия заусенцев получилось очень симпатично. Если кто-то захочет повторить советую использовать твердую подкладку непосредственно под рассверливаемым отверстием, это значительно снизит размеры заусенцев. Сверлили с внутренней стороны.
После срезал тем же канцелярским ножом лишние ребра жесткости на переключателе и панельке. Сделал небольшую проточку на переключателе! под два фикисирующих «уса» панельки к торпеде чтобы они могли утопиться при защелкивании (очень не хотелось их стачивать, и обеспечить надежную фиксацию панельки). Приклеили термопистолетом кнопку к панельке. Вставили все обратно и ГОТОВО.
(Сразу замечу, что в процессе пользования выяснилось, что установленный переключатель довольно сильно греется во время поездки и в первый же день верхние капли клея разогрелись и поплыли… Поэтому советую, выбирать способ более надежный и термостойкий).
Из положительных эмоций во время первых испытаний на дороге нужно отметить появившуюся легкость в руле и при разгоне в режиме 2Н! Очень надеюсь, что данный девайс положительно скажется как на расходе топлива так и на износе отключенных в режиме 2Н агрегатах. А пока расход составляет 13,8 л на сотню в смешанном цикле.
Всем удачи!
Фотоотчет об установке SUPERTOD-II
Поставил себе на машину SuperTod-II. Выложил его на Форум Соренто, а его внесли в шапку соответствующей темы как пример установки 🙂
Продублирую его сюда.
Итак, еще не купив Соренту я уже заказал СуперТод в далеком Кемерово. Закинул денег с Визы на Визу через Киви и процесс пошел. Пока шел процесс, я уже и Соренту прикупил.
И вот на почте получил посылочку. Снял с машину потолочный блок (комп, свет, очечник) и начал устанавливать процессорный блок.
Сначала вынимаем весь родной ливер
Любуемся на новый процессорный блок
И крепим его стяжками как по описанию. Прикрепив только стяжками мне не понравилось, что кнопки звучат по разному. Так как тяжело стяжками поставить блок идеально ровно. Взял термопистолет и исправил этот недостаток. Фоток нет, но на словах — где мог, там и залил термопистолетом. Главное чтобы клей в сами кнопки не попал.
На следующий день начал разбирать машину. Мне показалось, что снять ковролин не особо сложно. Я снял накладку порога — она просто за защелках, потом снял нижнюю накладку передней стойки и отогнул ковролин в сторону пассажирского сиденья. После этого резать ковролин гораздо удобнее.
А вот и нужный нам блок
Патч-корд от процессорного блока до силового тянем по левой стойке. Однако совет — сразу замотайте язычек разъема изолентой, а то отломается. Сняв накладку стойки под обивкой крыши тянем к стойке, потом просто пихаем вниз (боковую накладку торпеды я не снимал), снизу ловим. Хотя я взял экранированный патч-корд, по совету разработчика я обернул его гофрой, мне не жалко. Обернутый патч-корд проводим рядом с мозгами мотора и выводим к модулю ТОД.
Осталось подключить силовой модуль к родному блоку.
Выяснилось, что в моей Соренте 2008 года в этих разъемах нет сигнала «Стоп», да и разработчик сказал, что особо и не надо. Так что число подключений сокращается.
Из большого разъема нам нужен только зеленый с черной полосой провод — это лампочка на приборной панели. Остальные провода в мелком разъеме.
Голубой — зажигание (там + при включении зажигания)
два черных — это масса.
Два желтых, которые рядом — постоянный плюс. Разработчик советовал их объединить и на оба посадить «плюс» силового блока
Желтый провод (третий слева в первом ряду) — это провод к катушке, который мы рвем. Его режем и подключаем к силовому блоку оба конца.
Я привык все собирать на пайке, потому паял. Но я использую хитрый метод, для вкливания в штатный провод. А именно — зачишаем родной провод на длинну около 10 мм. Ножом делим жилки на две части. Втыкаем неродной провод между родными жилками и плотно обматываем. Затем все это опаиваем. Вот примерно так
Затем обматываем изолентой. Конечно термоусадка поумнее будет, но тут изоленты хватит.
Все подключаем, проверяем. В режиме АВТО лампочка на панели тускло горит
В режиме 4Н — горит ярко
В режиме 2Н не горит совсем.
Проверяем индикацию на процессорном блоке
После проверки — собираем все обратно. Аккуратно складываем провода, крепим силовой блок на двухсторонний скотч, ставим на место ковролин
После этого едем в поля-снега и проверяем. Впечатления:
1. при езде по лесной снежной дороге в режиме 4Н едет гораздо увереннее, чем в Авто. В Авто если начало стаскивать с колеи, то перед не успевал подключаться. Когда 4Н такого нет — идет как по рельсам.
2. Вспомнил детство. как я на ГАЗ-21 крутил на заднем приводе… И вообще я не люблю передний привод, или задний или полный. Теперь полная сбыча мечт 🙂
3. Огромное спасибо Разработчику за такую функциональную штуку!
Буду ездить и радоваться…
За все это время выяснилось еще одно очень замечательное свойство СуперТода — в режиме АВТО по яркости свечения лампы на панели я всегда знаю, как сильно зажата муфта в данный момент. Очень полезная и познавательная информация.
За 2 года пользования этой штукой — только положительные эмоции и благодарность автору!
Превращаем TOD в супер TOD своими руками
Дабы не вдаваться в технические подробности данной проблемы, скажу, что трансмиссия соренто позволяет использовать полный привод более функционально, чем может позволить штатный переключатель полного привода, а именно в моем случае это автоматическое подключение полного привода и 4х4 low. В автоматического режиме передний мост подключается тогда, когда задний буксует…но на практике получается, что когда передний мост подключается, задний зарывается по полное не могу.
Для исправления данной проблемы был приобретен девайс, изобретенный и выполненный человеком по имени Лев, озаботившийся данной проблемой задолго до меня, и позволяющий расширить возможности штатного TOD.
Вот что он из себя представляет
Для его установки была снята накладка порога переднего пассажира и накладка в его ногах,
поднято ковровое покрытие для доступа к штатном TOD находящемуся на тоннели КПП
Далее согласно приложенной инструкции девайс был внедрен в штатную проводку TOD
далее все было закреплено на штатное место
Кнопку управления дополнительными функциями полного привода было решено установить на переднюю поверхность подлокотника, для чего провод был проведен в туннеле КПП в подлокотник
В подлокотнике было выполнено технологическое отверстие в которое установлена кнопка и подключена
Далее все ранее снятые детали были поставлены на место.
Теперь я имею следующие возможности:
В режиме штатного переключателя полного привода в положении AUTO три дополнительных возможности, а именно:
1) подключен только задний мост
2) автоматического подключение переднего моста
3) принудительный полный привод без пониженной передачи
Переключение между данными режимами можно на скорости до 70 км/ч
Впереди еще проверка в полях, о ней я расскажу в следующей записи в БЖ.
Super TOD — нюансы и проблемы установки.
Про установку и само описание супер тода уже много написано и описано, по этому от себя добавлю только детали которые на мой взгляд нуждаются в уточнении.
Наконец таки и я решился на установку супер тода…
Нет желания расходовать мото ресурс раздатки и всех ее частей на летнюю эксплуатацию машины.
Вся работа по установке у меня заняла не больше 2 часов свободного времени.
Заказывал сам блок на Соренто клубе по этой теме у Максима.
sorento.kia-club.ru/forum…ic.php?p=1696501#p1696501
Брал под селектор GM.
Приехал через две недели вот этот набор с инструкцией по установке.
Сразу скажу что лучше собирать не по инструкции и цветам проводов в ней указным а по принципиальной схеме.
Вот она отдельно…
Делайте по ней и не ошибетесь.
Советую так делать по тому что у меня в приехавшем комплекте провода коричневого цвета были перепутаны местами, толстый коричневый стоял на месте тонкого. Ну и как вы понимаете если бы я так и собрал, то основные пусковые токи реле шли бы по проводу рассчитанному по диаметру под лампочку на щитке приборов. Что могло очень плачевно закончится.
В общем читайте инструкцию и все пере проверяйте сами своими руками прежде чем поставить это на машину.
Теперь по установке, ковер лучше разрезать ножом для линолиума ну или на крайняк строительным со сменными лезвиями. Резать от середины машины к щитку переднему. У меня он очень легко прорезался и снялся, вот и фото снятого полика и самого блока управления раздаткой.
Дальше зачищать провода лучше спец щипцами для проводки, что бы не порезать лишние жилы проводов.
Ну и естественно все обязательно нужно пропаять! Даже если вы не умеете паять, все равно учитесь и паяйте!
Запомните, даже самая плохая пайка по скрутке лучше чем просто скрутка!
По скруткам обычно от сырости появляются окисления и пропадание контакта… а оно вам надо?!
Дальше все что пропаяли заматывайте изолентой, лучше не жоптится и купить хорошую, например 3М. Вы делаете для себя и не стоит на изоленте экономить!
После всех скруток и паек крепим блок на жидкий пластик снизу к печке, он очень хорошо застывает и крепко держит.
Вот как закрепил основной блок управления я у себя на машине.
Теперь отдельный геморрой вас ждет с вырезкой отверстия под селектор, что бы точно нарисовать круг я разобрал селектор на две части, выставил ту что с дыркой точно по размеру как мне нужно и четко все обрисовал по кругу.
Вот вид разобранного селектора, разбирается легко и без проблем.
Кусачками сделав почти подходящее отверстие доработал его по кругу паяльником, пластмасс легко плавит края и довольно таки ровно.
Дальше уже начался сам монтаж селектора, все провода и гнездо селектора я залил клеем, сам селектор тоже посадил на этот же клей. Схватывает быстро и дает дополнительную фиксацию и изоляцию.
Особенно это актуально для гнезда идущего в селектор. Оно больше размера гнезда намного и его стоит там зафиксировать плотно.
Смотрим как это все получилось…
Ну и сам селектор уже в сборе на машине…
Видно что есть некрасивая щель вокруг, но думаю смогу подобрать какое нибудь кольцо что бы сделать кантик вокруг него более аккуратным.
Если кому интересно вот фото паевого пистолета для пластика, стоит он где то 250 рублей и клей к нему в палках копеечный.
Дальше фото рабочего селектора ночью в подсветкой, довольно таки красивая бирюзовая подсветка у него. По фото он не так хорошо смотрится как в живую.
И еще небольшая инструкция по переключению на режимах. Это типа все знают но пока не нужно его начинать включать… )))
4Н — раздатка заблокирована. Не передней и задней оси одинаковый момент.
4Лоу — штатный режим пониженного ряда.
В раздатке включен демультипликатор постоянно, но момент на переднюю ось передается только с определенных оборотов (1800 примерно).
4Н+4Лоу — пониженный ряд включен постоянно, момент на передней оси сразу.
Наша раздатка не умеет передавать переменный по силе момент. Если передняя ось подключается, то подключается полностью. Поэтому не стоит использовать режимы 4Н и 4Лоу на твердых поверхностях с хорошим сцеплением — можно повредить элементы трансмиссии.
И еще немного видео в работе, видно что если вы переключаете на понижайте на панели прибора начинает мигать лампочка понижайки и не загорается постоянным светом пока вы не включите на нейтраль селектор коробки. Если слушать со звуком то слышны щелчки переключения раздатки…
В принципе это все нюансы которые я хотел донести.
Остальное все довольно подробно описано в инструкции.
Ставьте себе ТОД и не думайте! Оно того стоит!