что такое сумма переплаты по декларации налоговый вычет
Как вернуть излишне уплаченный налог
Вернуть переплату по налогам можно только в течение трёх лет. Но на практике это простое правило вызывает постоянные споры между налогоплательщиками и ИФНС. Разберёмся, в каких случаях закон на нашей стороне и как действовать, чтобы избежать напрасных конфликтов с налоговой.
Считаем три года
Заявление на возврат или зачет переплаты можно подать не позднее трёх лет со дня уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ). Сложность в том, что организации большинство налогов уплачивают не единовременно по окончании налогового периода, а внося авансовые платежи. Что считать днём уплаты налога в таком случае?
Ответ находим в судебной практике: в подобных ситуациях налогоплательщик должен узнать о переплате в момент представления декларации по соответствующему налогу. По мнению судей, в этот момент организация сама определяет окончательную сумму налога, которую надо перечислить в бюджет по итогам года, а значит, может установить, есть ли переплата.
Таким образом, трёхлетний срок на подачу заявления о возврате или зачёте переплаты по налогу начинает течь со дня представления декларации по итогам года. Если декларация подана с опозданием, то с крайнего срока представления декларации, установленного в НК (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08 по делу № А65-28187/2007-СА1-56, Определение Верховного Суда РФ от 11.08.2016 № 305-КГ16-9543 по делу № А40-156602/2015, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.05.2018 № Ф05-3643/2018 по делу № А40-43599/2017).
Подаём «уточнёнку»
Готовя заявление на возврат или зачёт налога, обратите внимание, отражена ли переплата на лицевом счёте (карточке расчётов с бюджетом). Для этого можно провести совместную с ИФНС сверку (пп. 5.1 п. 1 ст. 21, пп. 11 п. 1 ст. 32, п. 3 ст. 78 НК РФ).
Если сверка не покажет переплату, то одновременно с заявлением нужно подать уточненную налоговую декларацию и отразить в ней излишнюю уплату налога. Такие разъяснения дал Конституционный Суд РФ. Как указали судьи, вернуть из бюджета излишне уплаченный налог невозможно, пока не установлен сам факт переплаты. А его можно установить, когда компания уточняет налоговые обязательства, заявленные в ранее поданных налоговых декларациях.
Так что без «уточнёнки» в большинстве случаев нет оснований даже говорить о переплате. А значит, нет и смысла подавать заявление на возврат.
Если же подать заявление на возврат без корректирующей декларации, то ИФНС вправе отказать в возврате. Более того, такое заявление не прерывает течение трехлетнего срока на возврат переплаты (Определение Конституционного Суда РФ от 26.03.2019 № 815-О).
Дополнительно нужно учитывать, что сам по себе факт приема инспекцией «уточнёнки» и даже отражения сведений из неё на лицевом счёте, ещё не означает, что у налогоплательщика появилось право на возврат переплаты. Вот какие нюансы здесь есть:
Поэтому если сроки уже «поджимают», подавать заявление на возврат надо одновременно с «уточненкой», чтобы у налоговых органов не было формального основания отказать в возврате.
Если же срок уже пропущен, то подавать корректирующую декларацию имеет смысл, только если вы планируете возвращать налог через суд.
Уведомления ИФНС не учитываем
Инспекция обязана извещать налогоплательщика о каждом факте переплаты налога (п. 3 ст. 78 НК РФ). Но судебная практика последних лет показывает, что ни выполнение данной обязанности, ни уклонение от неё на течение трехлетнего «возвратного» срока не влияют.
Арбитражный суд Северо-Западного округа отказался вернуть организации переплату за 2011 год, которая была указана в официальном извещении от ИФНС, поступившем в 2014 году. Судьи указали, что извещение носит информационный характер, тогда как о факте переплаты компания должна была узнать в день подачи декларации по итогам 2011 года. Следовательно, к моменту получения уведомления от ИФНС срок на возврат налога уже был пропущен. А само уведомление не повод восстанавливать или продлевать этот срок (Постановление от 13.11.2018 № Ф07-13222/2018 по делу № А21-8950/2017).
Схожей логики суды придерживаются и в ситуации, когда ИФНС вообще не уведомляет компанию о переплате. Организации и ИП должны сами выявлять переплаты, и отсутствие уведомления от ИФНС не влияет на срок возврата налога (постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.06.2018 № Ф04-2152/2017 по делу № А27-18872/2016 и от 11.07.2019 № Ф04-2327/2019 по делу № А81-8093/2018).
Помним об особенностях НДФЛ и НДС
НДФЛ: 3 года с даты перечисления в бюджет
НДФЛ удерживается непосредственно из доходов физлиц при выплате, поэтому переплату налоговый агент должен обнаружить никак не позднее даты перечисления в бюджет. Именно в этот момент можно сравнить перечисленную сумму с удержанной, определив превышение.
А, значит, даты представления расчёта 6-НДФЛ или справок 2-НДФЛ никакой роли для определения трехлетнего «возвратного» срока не играют. По мнению судов, в этих документах лишь констатируется факт переплаты (определение Верховного Суда РФ от 24.05.2019 № 310-ЭС19-7555 по делу № А08-16007/2017, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.02.2019 № Ф04-6772/2018 по делу № А75-7625/2018).
НДС: 3 года с даты решения о возмещении
Нюанс связан с возмещением НДС по ст. 176 НК РФ. Проблема в том, что налогоплательщик не уплачивал в бюджет возмещаемый налог: сумма к возмещению образовалась из-за того, что величина вычетов превысила исчисленный к уплате налог.
Поэтому трёхлетний срок давности по возмещаемому НДС нужно отсчитывать не с даты представления декларации, где заявлено возмещение, а с даты, когда налоговый орган вынесет решение о возмещении по результатам камеральной проверки этой декларации. До того как ИФНС подтвердит сумму к возмещению, компания не может подать заявление на возврат (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20.05.2019 № Ф09-1806/19 по делу № А76-28069/2018).
Возвращаем «старый» налог
В некоторых случаях можно вернуть деньги из бюджета, даже если с момента переплаты прошло больше трёх лет, — правда, только в судебном порядке.
Возвращаем «старый» налог В некоторых случаях можно вернуть деньги из бюджета, даже если с момента переплаты прошло больше трёх лет, — правда, только в судебном порядке.
Давайте посмотрим, как это правило применяется на практике.
Если пришлось доказывать переплату в суде
Допустим, ИФНС проверила уточнённую декларацию и отказывается вносить изменения в карточку расчётов с бюджетом — например, не признаёт заявленные расходы, вычеты или право на пониженную ставку. В подобной ситуации трёхлетний срок на возврат переплаты начинает течь с даты вступления в силу решения суда, которым подтверждён факт переплаты (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.06.2018 № Ф04-1024/2018 по делу № А03-11135/2017).
Если изменились обстоятельства исчисления налога
Могут измениться фактические обстоятельства, связанные с исчислением налога: цена, объёма отгрузки и т.п. Часто такое происходит в строительстве: объёмы и цены работ, указанные в актах, могут меняться даже по прошествии нескольких лет. Причиной тому могут быть как урегулирование споров между заказчиком и подрядчиком, так и завершение строительства, если оно затянулось.
В подобных случаях суды допускают перерасчёт налоговых обязательств даже по прошествии трёх лет с момента представления деклараций (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.12.2018 № Ф08-10266/2018 по делу № А32-12288/2018).
Если перед этим организация обратилась с заявлением на возврат в ИФНС и получила отказ, так как истёк срок давности, то при возврате переплаты через суд проценты за задержку (п. 10 ст. 78 НК РФ) начисляться не будут. Дело в том, что проценты — мера ответственности ИФНС за незаконное удержание денег, которые следует вернуть по заявлению налогоплательщика. А такое заявление может быть подано в течение трёх лет со дня уплаты налога (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.03.2019 № Ф01-915/2019 по делу № А28-4206/2018).
Возвращаем переплату по штрафам
Правила статьи 78 НК РФ распространяются только на налоги, пени и штрафы, предусмотренные НК РФ. Но налоговые органы могут штрафовать организации и ИП и по Кодексу об административных правонарушениях. К примеру, за нарушения в сфере ККТ, нарушения кассовой дисциплины, воспрепятствование проведению осмотра территорий и помещений при налоговой проверке и пр.
К ошибочно уплаченным административным штрафам положения ст. 78 НК РФ не применяются, но это не значит, что эти деньги не вернуть. Правила прописаны в Бюджетном кодексе (п. 2 ст. 160.1 БК РФ).
Обратите внимание: в Бюджетном кодексе нет срока давности по возврату штрафов, поэтому применяются общие правила о сроках исковой давности. Потребовать возврата штрафа можно в течение трёх лет с момента, когда плательщик узнал или должен был узнать о допущенной ошибке при его уплате (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.10.2018 № Ф04-4741/2018 по делу № А46-1828/2018).
Алексей Крайнев, налоговый юрист
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Переплата: фундаментальное заблуждение налоговиков или хитрая уловка?!
В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно частные субъекты, являющиеся «слабой» стороной, заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.
Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина «переплата» является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации налоговых процедур «зачет излишне уплаченной суммы налога» и «взаимная сверка расчетов».
В Налоговом кодексе РФ термин «переплата» не используется. В тоже время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин «переплата» в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы «сумма излишне уплаченного налога» (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ).
Для примера скан странички «Личный Кабинет налогоплательщика» (ЛК ИП) на сайте ФНС России:
В действительности суммы, формирующие вкладку «Переплата» в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во «внутреннем» учете налоговиков «положительное» (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов.
Налоговые органы ведут «внутренний» учет налоговых обязательств в интерактивном информационном ресурсе «карточка РСБ» (КРСБ).
В следующих статьях будет представлена более развёрнутая информация об Автоматизированной Информационной Системе ФНС России (АИС «Налог-3»), ключевой подсистемой которой является информационный ресурс Карточка «Расчеты с бюджетом местного уровня» (карточка РСБ, КРСБ). Именно в карточках РСБ агрегируется юридически значимая информация по налоговым обязательствам в разрезе каждого налога.
Дело в том, что платежи налогоплательщиков во исполнение своих налоговых обязанностей отражаются в информационных ресурсах налоговых органов в автоматизированном режиме. По времени это буквально на 2-й, 3-й день после банковской операции налогоплательщика. А вот сама налоговая обязанность (начисленный налог) появится в карточке РСБ (и соответственно «обнулит» сальдо) только по окончании «декларационной кампании» — то есть примерно через три-пять месяцев после получения налоговым органом декларации налогоплательщика. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ числится «положительное» сальдо расчетов, квалифицируемое налоговиками как «переплата». Данное положение нисколько не смущает Министерство Финансов России (МФ РФ), которое «ничтоже сумняшеся» сообщает об этом налогоплательщикам в письме от 02.08.2019 № 03-02-08/58397 (извлечение):
Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.
Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками.
Вот как это выглядит в информационном ресурсе «Личный кабинет налогоплательщика — ИП»:
Квалифицировать эти суммы как «переплата» – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно.
Правовое и функциональное содержание термина «переплата» в налоговом праве.
Общеизвестно, что «переплата» – это разговорный аналог словосочетаний типа «переплаченная сумма«, «заплатить больше, чем нужно«, «сумма платежей, подлежащая возврату плательщику«.
Таким образом, в нашем случае «переплата» – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ.
Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.
Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это «нештатная» ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.
Начнем со случая «квази-переплаты» (будем исходить из доминирования интересов «кредитора», коим является налогоплательщик).
«Квази-переплата» – это когда «переплата» как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.
В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н
Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т.п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая «переплата». Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.
Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ.
В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2019, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки.
Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.
Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т.п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата.
В настоящее время АИС «Налог-3» (подсистема «информационный ресурс «Камеральные налоговые проверки») такие ошибки выявляет в автоматизированном режиме. Программа самостоятельно формирует протокол ошибок, на основании которого налоговый инспектор в соответствие с п. 3 ст. 88 НК РФ обязан предложить налогоплательщику уточнить данные налоговой декларации.
Вина налогового органа : в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).
После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.
Как фиксируется факт «переплаты»?
Императивно установленная обязанность налогового органа.
В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта». Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ.
Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его «согласии» с фактом переплаты). Если же налоговый орган «сомневается» (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: «В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам«.
Установление факта переплаты в акте сверки расчетов.
Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов «осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта«.
Следует иметь ввиду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов.
Смею предполагать, что методисты ФНС России столкнулись с проблемой адаптации программного обеспечения (управляющего Информационным ресурсом «КРСБ») к нормам Налогового Кодекса России. Этой «системной» проблеме посвящена отдельная статья: Сверка с налоговой: «подводные камни» и «засады».
Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.
Установление факта переплаты по итогам «декларационной кампании».
В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).
Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.
1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.
Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. «Прекращенная» камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.
2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.
Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Кодекса. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки — при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).
Так как переплата не может быть квалифицирована как «нарушение законодательства о налогах и сборах» (хотя и является «нештатной» ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.
Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило — уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 » Сумма налога к уменьшению за налоговый период «.
Налоговый орган после окончания камеральной налоговой проверки переносит сумму переплаты из проверенной (и подтвержденной) налоговой декларации сначала в информационный ресурс «Камеральная налоговая проверка», а уже из него – в карточку РСБ (если быть более точным, то сумма переплаты в КРСБ формируется автоматически на основании данных уточняющей декларации). После чего у налогового органа возникает обязанность в срок 10 рабочих дней направить налогоплательщику Сообщение по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.
К слову, месяца два назад в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция «Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)».
Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.
Теперь настало время обобщить изложенное.
Первое и главное: факт переплаты (в части «излишне уплаченной суммы налога») может быть установлен и документально подтвержден только по итогам или взаимной сверки расчетов, или камеральной налоговой проверки. Юридически значимыми документами, подтверждающими факт (и сумму) переплаты, являются – в первом случае акт сверки расчетов; во втором – налоговая декларация, прошедшая без замечаний камеральную налоговую проверку. А вот факт «излишне взысканной суммы налога» подтверждается вступившим в законную силу решением вышестоящего налогового органа или судебным актом.
Второе: если налоговый орган обнаружит факты, свидетельствующие о возможной переплате, в том числе в ходе каких-либо иных мероприятий налогового контроля (помимо налоговой проверки), должностные лица налогового органа обязаны руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ и организовать проведение совместной сверки расчетов с налогоплательщиком. По итогам которой и фиксируется факт переплаты.
Никакие иные документы не могут являться достаточным основанием для установления факта переплаты, так как будут нарушены права и законные интересы налогоплательщика – «кредитора» в данном правоотношении.
Как итог: нарушение прав и законных интересов налогоплательщиков.
Следует иметь ввиду, что установленные ФНС России правила формирования информационных ресурсов (эти вопросы будут более подробно освещены в следующих статьях) полностью соответствуют положениям Налогового Кодекса России. При их соблюдении по результату декларационной кампании в КРСБ может появиться только недоимка, подтверждённое вступившим в законную силу решением по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Соответственно наличие в КРСБ некоторое время (межпроверочный период) «переплаты» не имеет никакого значения.
Вот только повальное игнорирование территориальными налоговыми органами этих обязательных для применения правил стало «типовой» причиной нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков. Описанное выше нарушение (неправильное истолкование термина «переплата») является одним из элементов в «схемах», используемых налоговиками в ущерб законным интересам налогоплательщиков.
Например, вот такой.
Сначала формируется «недоимка» — отрицательное сальдо во внутреннем учете налогового органа без надлежащего оформления процессуальных документов (один «выдающийся» правоприменитель даже придумал новый термин — «текущая недоимка»). Соответственно Требование об уплате налога в адрес налогоплательщика не направляется.
А после того, как налогоплательщик во исполнение текущей налоговой обязанности перечислил авансовый платеж (сумма которого в КРСБ до получения налоговой декларации отражается как «переплата»), налоговики её «списывают» в счёт погашения «отрицательного» сальдо прошедшего налогового периода. Естественно, налогоплательщику об этой операции «автоматического» зачета «переплаты в счет недоимки» не сообщается. Но уже в новом налоговом периоде возникает задолженность перед бюджетом. Которую уже можно оформить более-менее «правильно».
Данный способ активно использовался для лишения налогоплательщиков права на признание «безнадёжными к взысканию и подлежащих списанию» налоговых задолженностей, образовавшихся до 01.01.2015, в соответствие с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ.