что такое судебный надзор
СУДЕБНЫЙ НАДЗОР
Смотреть что такое «СУДЕБНЫЙ НАДЗОР» в других словарях:
СУДЕБНЫЙ НАДЗОР — (judicial review) Право осуществлять проверку законодательных и исполнительных актов и аннулировать те из них, которые противоречат Конституции. Применяется в ряде стран, в т.ч. в Австралии, Пакистане, Японии, Индии, Германии, Италии и… … Политология. Словарь.
СУДЕБНЫЙ НАДЗОР — процессуальная деятельность судов по проверке законности и обоснованности приговоров, решений, определений и постановлений судов, по даче судебным органам руководящих разъяснений по применению законодательства при рассмотрении уголовных и… … Юридическая энциклопедия
Судебный надзор — см. в ст. Надзор … Большая советская энциклопедия
Судебный надзор — (judicial review), судебная процедура, в ходе к рой судебная власть пересматривает законность и конституционность действий или решений др. гос. органа. Вообще говоря, С.н. бывает двух видов: С.н. за адм. действиями административное право) и за… … Народы и культуры
СУДЕБНЫЙ НАДЗОР — – см. Пересмотр судебных приговоров и решений в порядке надзора … Советский юридический словарь
Судебный надзор — Полномочие суда по отмене законодательных и исполнительных действий как неконституционных или противоречащих закону; пересмотр судом фактических или юридических решений нижестоящей судебной инстанции или административного органа … Международное миграционное право: глоссарий терминов
НАДЗОР СУДЕБНЫЙ — СУДЕБНЫЙ НАДЗОР … Юридическая энциклопедия
Надзор — форма деятельности государственных органов по обеспечению законности. Некоторые виды надзора: Авторский надзор Административный надзор Конституционный надзор Полицейский надзор Прокурорский надзор Судебный надзор Строительный надзор Страховой… … Википедия
Надзор — одна из форм деятельности государственных органов по соблюдению законности. Генеральный прокурор и система прокуратуры осуществляют свои надзорные функции путём надзора за точным исполнением законов учреждениями, организациями, должностными… … Политология. Словарь.
НАДЗОР — НАДЗОР, одна из форм деятельности государственных органов по обеспечению законности. Судебный надзор процессуальная деятельность вышестоящих судов по проверке законности и обоснованности приговоров, решений, определений и постановлений других… … Современная энциклопедия
Как подать жалобу в надзорную инстанцию? Порядок пересмотра судебных постановлений в гражданских процессах
Завершающей стадией любого судебного процесса может быть рассмотрение конкретного дела в порядке надзорного производства. В этой связи возникает много вопросов – что это за процесс? Какие основания нужны для его возбуждения? Как протекает разбирательство такого формата?
Основания отмены (изменения) судебных постановлений в порядке надзора
В ст.391.9 ГПК РФ четко определены три фактора, которые могут являться основаниями для отмены или внесения изменений в судебное постановление (в порядке надзора). Речь идет о решении суда, в результате принятия которого были нарушены:
Таким образом при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований судебное решение может быть отменено или изменено в порядке надзорного производства.
Производственная процедура по пересмотру дел (включая уголовные) и инстанция по надзору: что это такое?
Под надзорным производством подразумевается самостоятельная стадия гражданского (арбитражного, административного, уголовного) процесса, в ходе которой вступившие в силу судебные постановления пересматриваются на основании жалобы, поданной участниками разбирательства или же иными лицами, имеющими к этому прямое отношение. Также данная процедура может быть инициирована представлением прокурора.
Рассмотрением дел в таком формате занимается орган надзорной инстанции. В России данная функция возложена на Верховный суд. Основная задача, которую он выполняет, заключается в проверке законности принятых судебных решений.
Каковыми являются полномочия суда?
В соответствии с ч.1 ст.391.12 ГПК РФ суд надзорной инстанции наделен следующими полномочиями:
В целом суды надзорной инстанции уполномочены проверять правильность применения нижестоящими судами положений материального и процессуального права. Однако они не могут пересматривать те части судебного постановления (или весь документ в целом), которые не обжалуются.
Порядок возбуждения дела в гражданском процессе
Весь процесс возбуждения надзорного производства в рамках гражданского права подробно расписан в главе 41.1 ГПК РФ. Данную процедуру можно представить в виде нескольких последовательных этапов:
Что должна содержать жалоба?
В законе четко прописаны требования, которым должна соответствовать надзорная жалоба. Структура этого документа представлена следующими пунктами:
При этом к нему следует приложить:
Срок подачи согласно ГПК РФ
В соответствии с п.2 ст.391.2 ГПК РФ надзорная жалоба (представление) подаются в ВС РФ в течение 3 месяцев с момента вступления в силу судебного решения, которое подлежит обжалованию. При наличии уважительных причин пропущенный срок подачи заявления может быть восстановлен.
Как изучается ходатайство?
После поступления жалобы ее начинает изучать судья ВС РФ в соответствии с порядком, прописанным в ст.391.5 ГПК РФ. В рамках данного этапа:
Сроки рассматривания поданных жалоб, представлений
Ходатайство о пересмотре дела может рассматриваться в течение следующих промежутков времени (ст.391.6 ГПК РФ):
Кроме того, в последнем случае может быть принято решение о продлении срока рассмотрения представленного ходатайства. Обычно это происходит при поступлении сложного дела.
Результаты рассматривания
По итогу рассмотрения ходатайства лицами, недовольными принятым судебным постановлением, может быть принято одно из следующих решений:
Пересмотр постановлений
Порядок пересмотра судебных постановлений регламентируется положениями ст.391.10—391.11 ГПК РФ. Так, Председатель ВС РФ (или заместитель) может передать дело в Президиум данного органа государственной власти. Причем основная цель такого действия заключается в устранении нарушений, допущенных нижестоящими судами при проведении разбирательства.
Общий срок рассмотрения жалобы Президиумом ВС РФ не должен превышать 2 месяцев. Этот период исчисляется с момента поступления соответствующего определения судьи. По итогам данного этапа Президиум выносит окончательное постановление по делу, содержание которого доводится до сведения всех участников разбирательства. Данный документ начинает действовать с его момента принятия. При этом обжаловать такое решение не получится.
Инстанция в арбитражном процессе
Следует отметить, что инициирование надзорного производства допускается не только в гражданском, но и в арбитражном процессе. В этом случае порядок его организации регламентируется положениями гл.36.1 АПК РФ.
В целом, данная процедура ничем не отличается от надзорного производства в гражданском процессе. Причем государственным органом, уполномоченным рассматривать дела в таком порядке, также является ВС РФ.
Таким образом, если участники судебного разбирательства твердо уверены, что вынесенное судьей постановление содержит ошибку, они вправе возбудить надзорное производство. Основанием для этого будет выступать официальная жалоба. Однако для того чтобы ее приняли следует соблюдать все требования, прописанные в законе.
Надзорная инстанция
Что такое Надзорная инстанция
Надзорная инстанция — это суды, обладающие правом проверять законность и обоснованность решений и приговоров суда, уже вступивших в законную силу.
История: развитие на начальном этапе
В советское время на формирование института надзора влияло три фактора:
Инстанция надзорная: общие сведения
Основной особенностью данного института является то, что он выступает в качестве одно из способов пересмотра решений, вступивших в действие. Инстанция надзорная – это орган, осуществляющий проверку соответствия решений, постановлений, определений закону. Исключением в данном случае являются постановления Президиума ВС РФ. Судебно-надзорными инстанциями являются:
Порядок рассмотрения
Как действует надзорная инстанция в гражданском процессе? Рассмотрение дел на заседании осуществляется не более месяца, а в ВС – не больше 2-х до вынесения определения. Дело, которое разбирает суд надзорной инстанции, докладывается председателем, его заместителями либо иными членами президиума по поручению вышестоящих должностных лиц. Зачитывать обстоятельства может также другое должностное лицо данного органа, ранее не участвовавшее в заседании. Если рассмотрение дела происходит в коллегии, то докладывает один из судей из ее состава. Такой же порядок установлен и для уголовного процесса.
Процессуальные сроки
Надзорные жалобы в гражданском и арбитражном процессах в рамках административного судопроизводства (по КАС) могут быть направлены в суд надзорной инстанции не позднее чем через 3 месяца с момента вступления оспариваемого постановления в законную силу (п. 2 ст. 391.2 ГПК, п. 5 ст. 308.1 АПК, п. 2 ст. 333 КАС). Период подачи жалобы в надзорную инстанцию в рамках судопроизводства по уголовным делам и административным правонарушениям (по КоАП) не ограничен.
Максимальный срок изучения жалобы надзорной инстанцией:
Важный момент
Рассматривая суть надзорной деятельности, необходимо понимать отличия ее объектов от таковых при кассационном пересмотре. Первый охватывает более широкую сферу. Это доказывается следующими положениями:
Характерные черты пересмотра в порядке надзора:
Полномочия суда надзорной инстанции
Судом надзорной инстанции по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции в России является Верховный суд РФ (ст. 126 Конституции РФ). ВС РФ выступает в качестве последующей надзорной инстанции относительно верховных судов субъектов РФ при изучении дел по административным правонарушениям (п. 3 ст. 30.13 ГПК).
Суд надзорной инстанции по итогам изучения жалобы уполномочен:
Надзорная инстанция в гражданском процессе
Изучением дел по существу в роли надзорной инстанции в рамках судопроизводства по гражданским делам занимается президиум ВС РФ (п. 1 ст. 391.1 ГПК).
В суде надзорной инстанции оспариваются получившие законную силу:
Суд надзорной инстанции уполномочен вернуть переданную ему жалобу до изучения по существу, если:
По итогам изучения судом надзорной инстанции жалобы по существу принимается одно из решений, регламентированных п. 1 ст. 391.12 ГПК.
Итак, судом надзорной инстанции в России является Верховный суд РФ. Производство в надзорной инстанции считается исключительной стадией в гражданском, административном, арбитражном и уголовном судопроизводстве. В порядке надзора изучается законность вступивших в силу актов судов предыдущих инстанций.
Как общество должно контролировать суды
На Общероссийском гражданском форуме, прошедшем 30 ноября, много говорили об общественном контроле над судами. Сама судебная система восприняла эту идею настороженно, ведь Конституция (ч. 1 ст. 120) прямо говорит: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Если кто-то берется осуществлять внешний контроль, то не покушение ли это на независимость суда? Не означает ли это, что судья должен подчиняться воле улицы? Нет, речь идет совершенно об ином.
Кроме собственно осуществления правосудия (принятия решения в совещательной комнате, руководствуясь внутренним убеждением, и проч.) работа судов и судей связана с массой вещей, не имеющих отношения к принятию решения. Как рассылаются повестки? Как организован доступ в здание суда? Как публикуются судебные акты? Общественный контроль за всеми этими вещами никак не посягает на независимость суда, ведь в этот момент суд предстает не некоторой независимой ветвью власти, а обычным поставщиком государственной услуги «разрешение спора». Такая услуга должна предоставляться быстро, удобно, комфортно и понятным образом. И общество, не вмешиваясь в принятие судьями решений по конкретным делам, может и должно указывать судебной системе на ситуации, когда она работает непрозрачно, неэффективно, неудобно.
Многие активисты считают общественным контролем в первую очередь борьбу за отмену решений, которые нередко воспринимаются как неправосудные: приговоры по «московскому делу» или решения по административным правонарушениям в отношении участников протестов. Конкретные решения, в правосудности которых есть сомнения, должны оставаться в стороне, хотя никто не мешает нам привлекать к таким решениям общественное внимание.
Судебный контроль и надзор
Судебный контроль и надзор выступают важнейшей гарантией соблюдения интересов и прав личности. Они призваны обеспечивать беспристрастность и обоснованность уголовного производства. Рассмотрим далее подробно, как выполняется судебный конституционный контроль.
Общие сведения
В сфере охраны свобод и прав человека первостепенную роль играет предварительный судебный контроль. Он распространяется на все подготовительные стадии процесса. Это позволило перейти от констатации допущенных нарушений к предупреждению их на этапе возбуждения дела и расследования. Раньше предварительный судебный контроль был направлен на результаты следствия, а также на стадии производства в первой инстанции. В 1992 году были введены ст. 220.1 и 220.2 в УПК РФСР. Они позволяли производить судебный контроль за законностью и обоснованностью решения о заключении подозреваемого под стражу.
Указанные статьи предоставляли возможность выполнить проверку на стадии расследования. В действующем сегодня УПК РФ полномочия инстанций существенно расширены. Наряду с традиционными обязанностями и правами суд может осуществлять контроль соблюдения законов и обеспечения прав лиц, вовлеченных в разбирательство по уголовному делу на начальных этапах. Установленные требования выражаются в компетенции инстанций в области ограничения свободы подозреваемых/обвиняемых, в рамках разрешения следственным структурам осуществлять разные процессуальные действия в отношении задержанных субъектов.
Специфика
Учитывая сказанное выше, судебный конституционный контроль необходимо рассматривать и в качестве способа реализации полномочий, и в виде уголовно-процессуальной функции. В первом случае речь в большей степени идет о юридической возможности активно влиять на действия и решения других ветвей системы. Необходимо сказать, что изучение таких направлений, как «судебный контроль» и «правосудие», приводит к подтверждению выводов о усилении правозащитных функций инстанций через уголовное, гражданское, конституционное, административное производство для обеспечения защиты свобод и интересов юридических и физических лиц. Вместе с этим поддерживается паритет между ветвями системы. Правосудие выступает в качестве основного, но не единственного механизма регулирования.
Классификация
Судебный контроль исполнительной власти реализуется в различных формах. Они складывались исторически и представлены сегодня следующим образом:
Разъяснения
Любой субъект, свободы и права которого были ущемлены или нарушены следователем, дознавателем либо прокурором, должен иметь процессуальное право на обжалование таких действий/бездействий. Порядок рассмотрения таких обращений отличается как теоретическим, так и практическим значением. Он позволяет начать обжалование содержания под стражей, не дожидаясь ареста лица, то есть во время его задержания в качестве подозреваемого. Деятельность органов судебного контроля многофункциональна. Она выражается, кроме прочего, в решениях, которые принимает инстанция.
Характеристика системы
Судебный государственный контроль включает в себя различные аспекты и фокусирует в себе сплетение разных социальных проблем. Наличие рассматриваемого института в системе свидетельствует об их значимости, сложности. Все более актуальной становится необходимость последующего формирования идей, подходов, взглядов на реализацию судебной власти в рамках уголовного производства, ее перспективах в обществе. Доступность института выступает в качестве показателя демократичности, правовой культуры, правосознания граждан. Контроль судебной власти за ходом следствия, решениями прокурора, структур, проводящих расследование, проверка обоснованности ограничения свобод и прав лиц в уголовном процессе представляют собой специфическую работу.
Она направлена на обеспечение защиты интересов сторон производства, предотвращение нарушений. Органы судебного контроля призваны восстанавливать необоснованно или неправомерно ущемленные свободы и права граждан, участвующих в уголовном процессе. Рассматриваемый институт находит отражение в виде как самостоятельных, специальных производств, которые имеют определенную направленность и отдельную материально-правовую базу регулирования, так и в качестве закрепления в нормативных актах новых процедур в пределах основного процесса по делу.
Проверка обоснованности мер принуждения
Суд должен способствовать своевременному рассмотрению вопроса о продлении периода задержания лица до дня окончания срока, установленного в предыдущем решении. В последнем случае уполномоченная инстанция не освобождается от обязанности заслушать мнения сторон, а сами участники не могут быть лишены возможности привести имеющиеся у них доводы. Данное не означает, что суд принимает задачи обвинения на себя, так как фактические и юридические основания для выбора меры пресечения касаются не поддержки или признания обоснованным обвинения, выдвинутого в отношении задержанного. Они связаны с необходимостью обеспечить условия для последующего производства по делу. Другое понимание положений, присутствующих в нормах УПК, могло бы привести к ущемлению или нарушению прав сторон процесса.
Сложности в работе
Судебный контроль обоснованности и правомерности применения к обвиняемому меры пресечения в форме заключения под стражу и домашнего ареста, а также продления их периода сопряжен с некоторыми проблемами. Некоторые инстанции освобождали субъектов по мотиву целесообразности. При этом они отмечали, что примененные меры являются обоснованными и правомерными. Вместе с тем стоит сказать, что в заседании должны рассматриваться только такие фактические сведения, которые относятся к необходимости временной изоляции обвиняемого/подозреваемого от общества.
Проблема точного установления содержания таких категорий, как «обоснованность» и «правомерность», использования принудительных мер подчиняет себе все прочие вопросы, которые разрешает судебный контроль. Она выступает центральным элементом потенциально возможного либо уже существующего спора сторон. Судебный контроль осуществляют именно для его разрешения. В результате усилий уполномоченной инстанции удается в определенной степени погасить конфликт интересов в области применения принудительных процессуальных мер.
Нюансы
В ходе анализа судебного контроля можно сделать вывод о том, что в качестве повода для обжалования решения о выборе меры пресечения в форме заключения под стражу могут выступать не только обоснованность и правомерность ее применения, но и появление новых обстоятельств, которые учитываются при ее назначении. К примеру, могут отпасть существовавшие ранее основания для ареста, однако появиться новые сведения о личности субъекта, в соответствии с которыми его пребывание под стражей становится нецелесообразным и необоснованным. Необходимо сказать, что утверждение о том, что любой арест невиновного незаконен, является ложным суждением. В УПК допускается применение этой меры в отношении обвиняемых/подозреваемых, считающихся невиновными по ст. 49 Конституции.
Задачи инстанции
Следует особо подчеркнуть, что судебный контроль состоит не в анализе представления следственных структур о необходимости заключить подозреваемого/обвиняемого под стражу, а в непосредственном исследовании доказательств, которые подтверждают целесообразность выбора меры. Должностное лицо в процессе изучения материалов должно удостовериться в том, что вина субъекта, доставленного к нему следователями, доказана хотя бы по одному из имеющихся эпизодов, а сами документальные подтверждения прикреплены к делу.
Формы проверки на этапе следствия
Положения Концепции о судебном контроле получили свое отражение и развитие в кодифицированном УПК. Его анализ позволяет выделить следующие формы проверки на стадии следствия:
Оспаривание
В ст. 125, ч. 1 сказано, что обжалованию в суде подлежат не все действия/бездействия или решения прокурора, следователя либо дознавателя. Оспорить можно только то, что нарушает или может причинить ущерб свободам и правам граждан, участвующих в процессуальных мероприятиях. В Конституции предусматривается довольно широкий их перечень. Права и свободы, косвенно либо непосредственно реализуемые в уголовном производстве, закрепляются в ст. 17-54. Подавать жалобу необходимо в районный суд, расположенный в пределах территории выполнения следственных мероприятий. На практике, однако, зачастую возникает необходимость провести их вне места предварительного расследования. В таких случаях должны учитываться правила ст. 152 УПК. Жалоба, тем не менее, будет рассматриваться по месту предварительного расследования.
Субъекты права
Подать жалобу могут 3 категории участников следственных мероприятий:
Если толковать часть первую 125 статьи УПК буквально, то правом оспорить бездействия/действия/решения обладает физическое лицо. Организация (юрлицо), однако, также может воспользоваться такой возможностью. Это допускается, если она выступает в качестве потерпевшего или гражданского истца. Основанием для признания юрлица таковым является нанесение вреда деловой репутации или ущерба имуществу.
Заключение
Исследователи, изучающие институт судебного контроля, отмечают, что он с момента своего возникновения и до настоящего времени претерпел ряд значительных изменений. Специалисты выделяют несколько этапов его развития:
В настоящее время работа инстанций охватывает широкий круг вопросов. Основной задачей судов в рамках контроля выступает обеспечение соблюдения свобод и прав участников производства, закрепленных в Конституции. Далеко не все граждане знают о наличии такой функции у инстанций. В связи с этим законодатель допускает осуществление контроля по собственной инициативе суда. Фактически эта работа входит в прямые обязанности уполномоченной инстанции.