что такое судебное красноречие каковы его особенности

Особенности судебного (правового) красноречия.

6.1. Понятие судебного красноречия

6.2. Из истории судебного красноречия

6.3. Назначение судебной речи

6.4. Отличительные черты судебной речи

6.5. Диалогизированный монолог

6.6. Логические основы судебной речи

6.7. Языковые средства, создающие логичность речи

6.8. Композиция судебной речи

6.9. Этика речевого поведения оратора

Понятие судебного красноречия

Прокурора и адвоката, выступающих в судебных прениях, называют судебными ораторами. Это предполагает большую ответственность. Почему? Для ответа на этот вопрос давайте вспомним, кто такой оратор.

Слово оратор заимствовано в XVIII в. из латинского языка (лат. orator – от orare – говорить, излагать). Это слово имеет много значений. Первое – «тот, кто произносит речь», «лицо, произносящее речь». Роль оратора в этом понимании слова сводится к выполнению действий, предусмотренных процессуальным законом: проанализировать, дать правовую оценку.

Второе значение слова оратор– тот, кто обладает даром произносить речь, то есть красноречием. Это не только говорящий человек, но человек, умеющий говорить перед аудиторией. Он знает, как привлечь внимание слушателей, потому что он мастер; он владеет ораторским искусством; он любит свое дело. Оратор – это человек, глубоко изучивший тему выступления, материалы дела и свободно владеющий ими; человек, который умеет четко и определенно сформулировать тезис выступления, составить рабочий план; человек, который логично, ясно, убедительно излагает материал.

А что же такое ораторское искусство? Это творческая деятельность по подготовке и произнесению публичной речи; это комплекс знаний и умений оратора по подготовке и произнесению публичной речи; это умение формулировать тезис и подбирать материал, искусство построения речи и публичного говорения с целью оказать определенное воздействие на слушателей; это умение доказывать и опровергать, умение убеждать.

Одной из разновидностей ораторского искусства является судебное ораторское искусство, которое нередко называют судебным красноречием. Что такое красноречие? Красноречие – это умение говорить красиво и убедительно, это сочетание таланта и определенных знаний и умений.

Судебное красноречие, основное назначение которого – способствовать установлению юридической истины по делу, формированию внутреннего убеждения судей, имеет свою специфику, которая обусловлена нормами процессуального закона и предполагает оценочно-правовой характер речи. Тактика речи, стиль, ораторские приемы и речевые средства у каждого оратора свои, проверенные, отработанные. Одни покоряют судебную аудиторию силою своего вдохновения, как Ф.Н. Плевако, другие – глубиной мысли и ясностью изложения, как А.Ф. Кони. Но каждому судебному оратору важно уметь говорить доступно, грамотно, аргументировано. Это главное.

Судебное ораторское искусство можно определить как комплекс знаний и умений юриста по подготовке и произнесению публичной судебной речи сообразно с требованиями закона; как умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения; как умение воздействовать на правосознание людей.

Судебное ораторское искусство связано с требованием логичности, убедительности. Важнейшая черта рассуждений в судоговорении – доказательность. Все положения в речи должны быть обоснованы, аргументированы.

Искусство судебного оратора проявляется:

– в умении четко определить тему спора (тезис, целевую установку),

– построить судебное выступление так, чтобы привлечь внимание судей и удержать его в продолжение всей речи,

– в умении полно и объективно проанализировать обстоятельства дела,

– указать причины преступления или гражданского конфликта,

– дать глубокий психологический анализ личности подсудимого и потерпевшего,

– выстроить систему опровержений и доказательств,

– сделать правильные правовые выводы и убедить в этом судей и аудиторию,

– в умении оказать психологическое воздействие,

– в умении найти точные языковые средства для выражения мыслей, так как содержательная, ценная мысль нуждается в совершенной форме.

Раскрывая картину преступления, оценивая последствия преступления или незаконности сделки, создавая психологическую характеристику подсудимого, судебный оратор тем самым «потрясает души» слушателей. Безусловно, способствуют этому правильно выбранные языковые средства и ораторские приемы.

Чтобы приобрести умения, чтобы стать хорошим судебным оратором, нужно помнить, что подготовка судебной речи – дело творческое. Для этого необходимо овладеть логикой рассуждения и изложения, методами убеждения, ораторскими приемами, методикой подготовки и произнесения убедительной, воздействующей речи. Всему этому учит риторика, которая определяется как наука об условиях и формах эффективной речевой коммуникации, о многообразных способах убеждения аудитории с помощью речевого воздействия.

Культура речи юриста предполагает также знание норм устных публичных выступлений. В выступлениях прокурора и адвоката на суде отражаются те же факты, что и в процессуальных документах по конкретному делу, поэтому судебные ораторы нередко используют конструкции, уместные лишь в письменной официально-деловой речи. А публичная речь требует богатства словаря, художественной выразительности. Ведь она обращена непосредственно к живым людям. Поэтому культура публичной речи – это такое мотивированное использование языкового материала, которое является оптимальным для данной ситуации и содержания речи. Речь должна быть такой, чтобы она привлекала внимание, наилучшим образом содействовала убеждению.

Недостаточно грамотно составленное обвинительное заключение (которое обязательно оглашается в судебном процессе), а также штампованная, сухая, неинтересная и неубедительная речь прокурора (нередко читающего текст обвинительного заключения вместо произнесения речи) или адвоката не способствуют выполнению судом его высокой функции. Допущенная судебным оратором речевая ошибка дискредитирует его как представителя органов правосудия.

Таким образом, речевая культура не личное дело каждого юриста. Вопросы культуры речи поднимаются самой жизнью, практической необходимостью. Уважительное отношение к языку, чистая, правильная, богатая речь юриста – это в определенной мере показатель его уважения к нашим законам.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 2300 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Примеры судебного красноречия

что такое судебное красноречие каковы его особенности. Смотреть фото что такое судебное красноречие каковы его особенности. Смотреть картинку что такое судебное красноречие каковы его особенности. Картинка про что такое судебное красноречие каковы его особенности. Фото что такое судебное красноречие каковы его особенности

Судебное красноречие относится к специфичным областям ораторского искусства, которые, тем не менее, известны достаточно давно, а иногда приносят несомненную пользу. Умение убеждать собеседника, приводя веские аргументы, подкрепляя свою речь примерами и мастерски управляя интонацией, артикуляцией, всегда ценилось у философов, лекторов, адвокатов.

Более подробно обо всем этом будет рассказано в данной статье.

Понятие судебного красноречия

Красноречием принято называть способность складно, ярко выражать свои мысли, с помощью нескольких точно подобранных фраз завладеть вниманием собеседника (группы людей). Применительно к юридической практике данное понятие трактуется, как умение из разрозненных фактов, отдельных элементов составить четкую, внятную речь, убеждающую слушателей в точке зрения излагающего. Традиционно публичные выступления в суде состоят из нескольких основных пунктов:

Все части должны быть связаны между собой, при изложении необходимо соблюдать логику, учитывать причинно-следственные связи, не допускать вольной трактовки, искажения фактов или деталей дела. Разумеется, подобная судебная риторика требует богатой практики, владения техникой ораторского искусства на уровне профессиональных актеров.

что такое судебное красноречие каковы его особенности. Смотреть фото что такое судебное красноречие каковы его особенности. Смотреть картинку что такое судебное красноречие каковы его особенности. Картинка про что такое судебное красноречие каковы его особенности. Фото что такое судебное красноречие каковы его особенности

История судебного красноречия

Судебное красноречие зародилось в Древней Греции, когда некоторые заседания судилищ проводились открыто, при большом стечении народа. Чаще всего упоминаются Афины – город-государство, славившийся своими свободными нравами, открытым политически устройством. Позднее традиции эллинов продолжили и развили римляне, уделявшие большое внимание умению грамотно говорить, вести диспуты, убеждать. Поэтому объективно местом рождения судебного красноречия является весь Античный мир.

Тогда же основы ораторской практики были заложены Демосфеном, Периклом, Ликургом и другими. Еще ранее принципы ведения диспута, диалога были разработаны Сократом, которого считают родоначальником философии в современном понимании. Знаменитые сократовские диалоги постепенно, с помощью безупречной логики, подводили оппонента к признанию ошибочности отстаиваемой точки зрения. Их можно считать предтечами судебного красноречия в Древней Греции.

Слава о философе гремела далеко за пределами родного города, многие известные люди, общественные деятели считали большой честью побеседовать с ним.

Важно. Античные философы впервые разработали основы судебного красноречия, полемики, умения вести диалог с использованием фактов, доказательств, а не просто за счет эмоциональной окраски речи.

Отечественное судебное красноречие конца 19 века было развито во многом благодаря усилиям известных юристов А.Ф. Кони, С.А. Андреевского, В.И. Жуковского, Н.П. Карабчевского, Ф.Н. Плевако, М.Г. Казаринова, А.В. Лохвицкого и ряда других. Они часто выступали в судах с публичными речами, поражая присутствующих стройностью своих аргументов, остроумием, техникой речи оратора, умением в краткий период времени изложить все обстоятельства дела, ничего не упустив.

Достаточным будет упомянуть обстоятельство, что Ф.Н. Плевако, прославившийся судебным красноречием и судебным ораторским искусством, стал олицетворением профессионального юриста, а его фамилия на продолжительное время приобрела нарицательный характер, обозначая особенно яркие выражения.

что такое судебное красноречие каковы его особенности. Смотреть фото что такое судебное красноречие каковы его особенности. Смотреть картинку что такое судебное красноречие каковы его особенности. Картинка про что такое судебное красноречие каковы его особенности. Фото что такое судебное красноречие каковы его особенности

Современное судебное красноречие

Современное судебное красноречие в России продолжает развивать традиции, заложенные отечественными юристами в 19-20 веках. По-прежнему основой успеха выступающего в суде правозащитника остаются навыки грамотно и громко, с четкими интонациями излагать свою точку зрения. По сути, это блестящая импровизация, базирующаяся на заранее изученных обстоятельствах дела, уликах, опросах свидетелей, беседах с подзащитным и так далее.

От правозащитника требуется недюжинное владение основами судебного красноречия, русским языком, умение мастерски, с помощью логичных рассуждений, убедить заседателей в тождественности приводимых аргументов.

Для того чтобы достичь подобных результатов, потребуется многолетний труд на пределе возможностей, изучение юриспруденции, истории, уголовного права, законодательства, человеческой психологии. Практика показывает, что опыт приобретается по мере все большего и большего проведения публичных выступлений, постепенного доведения своего ораторского искусства до совершенства.

Важно. Квалифицированный адвокат может буквально за 5 минут, ознакомившись с обстоятельствами дела, уловить его суть и выстроить линию защиты. Но за всем этим стоит кропотливый труд и колоссальный опыт.

Примеры

Чтобы ознакомиться с характерными примерами, достаточно ввести в поиске «Арсеньев, русское судебное красноречие». Русская школа адвокатуры 19 века являлась классической, многие громкие дела получили известность исключительно потому, что на них выступали А.Ф. Кони или П.С. Пороховщиков. В частности, Арсеньев, когда давал оценку мастерству А.Ф. Кони, отмечал, что он досконально изучал все предоставленные факты, при этом исходя не из внешней информации, а из психологии обвиняемого, глубинных мотивов его поступков. Для этого было необходимо обладать колоссальными знаниями о природе человека, социальной среде его обитания, этике и морали. Это один из характерных образцов судебного красноречия в России того времени.

Выступая в суде, Кони вел себя, как настоящий адвокат-рыцарь, отбросив все мелочное и наносное. Очевидцы констатировали также его безукоризненную логику. Слушая речь защитника, присяжные вместе с ним продвигались по цепи рассуждений, ни разу не возвращаясь назад и не останавливаясь ни на секунду. Адвокат в совершенстве владел 2 эмоциональными инструментами русского судебного красноречия – иронией и негодованием, используя их весьма дозировано, крайне осторожно. Речь его напоминала главу приключенческого романа, где каждая деталь на своем месте, а доказательства выглядят весомыми, не вызывающими сомнения.

Федора Плевако без преувеличения называли гениальным адвокатом, мастером ораторского искусства. Издание «Право» в 1908 году сравнило его с другим светочем России – Пушкиным. Автор статьи утверждал, что быть после Плевако русским оратором практически невозможно. Сам знаменитый писатель, А.П. Чехов как-то заметил, что речь адвоката поражает образностью, набором правильно сформулированных идей, искренностью. По его словам, Плевако без скуки можно слушать часами.

История судебного красноречия знает достаточно примеров, с которыми можно ознакомиться самостоятельно. Главное – помнить о высказывании Туллия Цицерона, утверждавшем, что только поэтами рождаются, а всеми остальными, включая ораторов, становятся в результате постоянных усилий над собой.

Источник

Техника речи судебного оратора

что такое судебное красноречие каковы его особенности. Смотреть фото что такое судебное красноречие каковы его особенности. Смотреть картинку что такое судебное красноречие каковы его особенности. Картинка про что такое судебное красноречие каковы его особенности. Фото что такое судебное красноречие каковы его особенности

Искусство речи на суде относится к отдельной, узкоспециализированной области риторики. И это не обязательно блестящая речь адвоката в защиту своего подопечного. Регламент, требования юриспруденции накладывают определенные ограничения на выступление оратора, при этом, не ограничивая его в мастерстве. В чем именно заключается специфика судебных докладов, станет понятно далее.

Понятие судебного ораторского искусства

Судебное ораторское искусство, по принципу его сложения, понятиям, очень близко к обычной риторике, поскольку в древние времена эти 2 области были неразрывно связаны между собой. И, в то же время, для юридических речей практически сразу же было установлено прокрустово ложе правил.

Обобщенно они сводились к тому, что адвокат должен в высшей степени детально изучить все факты, обстоятельства, знать законодательство, а уже на основе данных постулатов выстраивать линию своего выступления. Обычно в суде все высказывания подчиняются регламенту – значит, речь должна быть краткой. Ее цель – наиболее полное раскрытие всех до этого не учитываемых нюансов, поэтому требуется составить доклад, насыщенный уликами, неопровержимыми аргументами, доказательствами.

Речь будут слушать живые люди, подвластные эмоциям, значит, она должна быть красноречивой, воспламеняющей, искренней. Только с учетом всех приведенных аспектов можно рассматривать ораторское искусство в суде, как эффективный способ ведения риторического диалога (чаще монолога).

что такое судебное красноречие каковы его особенности. Смотреть фото что такое судебное красноречие каковы его особенности. Смотреть картинку что такое судебное красноречие каковы его особенности. Картинка про что такое судебное красноречие каковы его особенности. Фото что такое судебное красноречие каковы его особенности

История судебного красноречия

Первые успешные судебные ораторы зародились в Древней Греции и Римской республике: тогда были очень популярны публичные выступления при стечении больших масс людей. Успех процесса напрямую зависел от уровня мастерства оратора, который должен был:

Такими были Сократ, Платон, Аристотель. Каждый из них внес определенный вклад в развитие основ техники речи судебного оратора, выработку основных принципов построения выступления.

Греческая школа

Сократ (и его ученик Платон) оставили потомкам в наследие особый способ ведения диспута («сократовский диалог»), который гарантировал 100 % победу над оппонентом, причем, не с помощью каких-то секретов, а за счет использования логики, причинно-следственных связей, убеждения. Аристотель является автором трактата о риторике, в котором он вывел теорию публичных выступлений, в том числе понятие судебного ораторского искусства.

Из всех областей и образований Древней Греции, практически всегда бывшей разрозненным союзом самостоятельных административных единиц, наибольшего процветания достигли Афины. Отразилось это и на науке, философии, заложении основ судебной риторики. Согласно законам того времени, не существовало института судебных заседателей, защитников, адвокатов: каждый сам отвечал за свои деяния или на предъявленные обвинения.

Не каждый гражданин, как именитый Сократ, которому тоже однажды пришлось защищать себя в суде, обладал развитым даром красноречия, умением вести сложный, продуманный и тщательно рассчитанный монолог. Поначалу тяжущиеся просто заучивали речь, нанимая специалиста (логографа), при этом важна была эмоциональная составляющая, позволяющая заручиться поддержкой слушателей, судей.

Постепенно была выработана структура:

Важно. Заложенные в античные времена форма, структура судебной речи, как жанра ораторского искусства, практически не изменились и в сегодняшние дни: в них можно определить 3 основные части.

Параллельно со школой Сократа и его последователей существовало другое направление – софисты. Наиболее значимыми из них были Горгий, Исократ, Лисий. Отличие от других ораторов у софистского учения заключалось в формализации выступления, отступлении от истины во имя самого диспута. Более того, они не считали зазорным приукрасить какое-либо событие, преподнести его с субъективной точки зрения. Софисты ввели практику обучения юношей из знатных семей основам красноречия. У самого Горгия речь изобиловала яркими фразами, метафорами, он впервые применил принцип окончания предложения рифмой (горгиевы фигуры).

Лисий являлся автором более 2 сотен выступлений, работал он и как логограф. Современники восхищались талантом софиста создавать словесные портреты заказчиков, глубоко проникая в их мысли и характер. Вместе с тем он выработал свой собственный, уникальный стиль выступления, умеренно пафосный, содержащий четкие выводы и доказательства в конце речи. Фактически он предопределил, что является частью судебного ораторского искусства, а что следует отбросить, исключить.

Исократу была присуща манера велеречивого, пышного изъяснения, но сам он никогда не выступал, предпочитая готовить речи другим. При этом не во всем был согласен с остальными приверженцами своей школы. Так, произнося речь против софистов, Исократ четко разделял риторику, философское учение и попытки жульничеством убедить слушателей в истинности своих убеждений, умело применяя мастерство оратора. Как человек, постоянно совершенствующий свой талант, Исократ всегда тщательно подбирал слова, составляя предложения, он же применил периоды – большие части речи, легко и приятно звучащие.

что такое судебное красноречие каковы его особенности. Смотреть фото что такое судебное красноречие каковы его особенности. Смотреть картинку что такое судебное красноречие каковы его особенности. Картинка про что такое судебное красноречие каковы его особенности. Фото что такое судебное красноречие каковы его особенности

Римляне и их вклад в судебные выступления

Во многом тактика выступлений древнеримских ораторов походила на греческую: это и не удивительно, поскольку граждане Республики всегда восхищались искусством греков проводить публичные выступления. Многие из них обучались у эллинов, применяя потом полученные знания у себя на родине.

Наибольшего расцвета судебное ораторское искусство Рима достигло во времена Республики, когда каждый свободный гражданин мог выйти на Форум и произнести речь в защиту своих прав, для обвинения в коррупции или о падении нравов. Марк Порций Катон Старший, обладавший множеством талантов, считается одним из основателей римского ораторского искусства, в частности, судебного красноречия.

Речи Катона звучали слаженно, четко, он всегда полагался на факты, не отступая от истины. В большинстве случаев противники не выдерживали, признавая свое поражение под градом аргументов. Цицерон, сам немалого достигший на ораторском поприще, высоко отзывался о Катоне, особо подчеркивая его внутреннюю силу, энергию, напор.

В отличие от греческой, судебная речь римлян содержала 5 частей:

Важно. Несмотря на разницу в структуре, судебные выступления греков и римлян содержали одинаковые элементы (вступление и завершение), отличаясь только средней частью.

Римская школа обобщила опыт блестящих эллинских ораторов, сделав выступления яркими, запоминающимися, внеся в них элементы актерского искусства с использованием жестов, мимики, поз. Один из лучших специалистов по риторике, Цицерон учился красноречию у греков, штудировал труды историков, книги по праву и много, напряженно работал, оттачивая свое мастерство. Превыше всего он почитал убежденность: до того, как пытаться доводами и аргументами довести истинность своих слов суду, сначала нужно поверить в них самому.

В его речи было до 6 частей:

Благодаря совершенной структуре, непревзойденному мастерству выступлений, равных Цицерону не было – это признавали все его современники.

что такое судебное красноречие каковы его особенности. Смотреть фото что такое судебное красноречие каковы его особенности. Смотреть картинку что такое судебное красноречие каковы его особенности. Картинка про что такое судебное красноречие каковы его особенности. Фото что такое судебное красноречие каковы его особенности

Русская школа

Российские адвокаты и судебные заседатели использовали разные стили, являясь приверженцами классического ораторского искусства. Принципы оставались прежними: непредвзятость, четкая аргументированность, структурированность речи, блестящее владение риторикой, ошеломляющий словарный запас и полная осведомленность обо всех обстоятельствах дела.

Русским судебным ораторам приходилось выступать с различными выступлениями – обвинительными, защищающими, и всегда они старались максимально выложиться, вложить в диалог душу.

Так комментировал выполнение обязанностей в суде В.Д. Спасович, выдающийся правовед и адвокат: «Служба эта подобна воинской, выполнить ее можно формально, бездушно, а можно и усердно, разжигая своим красноречием сердца судей».

Виды судебной речи

Как и искусство речи на суде, в кратком виде сформировались основные типы выступлений. К ним относят речи:

Чаще всего наибольшее влияние на суд оказывают доклады прокурора и защитника – от них зависит дальнейший расклад сил, между ними же разгорается основное «сражение». Обе стороны могут ожесточенно полемизировать, приводить весомые аргументы, вызывать свидетелей – всячески стараться склонить чашу весов в свою сторону, не допуская при этом искажения истины.

Специфика судебного красноречия

Тонкость искусства судебной речи состоит в дозированном распределении красочных оборотов, аргументов, пафоса, подкрепленных уверенно звучащими фразами, произносимыми звучным, гармонично звучащим голосом, в хорошем темпе и без малейших проволочек. Подобный баланс достигается только практикой и многолетними тренировками, большим количеством проведенных дел, а также верой в собственные силы.

Любая случайность, не рассмотренная улика, ранее имевший место судебный прецедент могут стать фатальными, полностью разрушив безупречную линию атаки (защиты). Поэтому оратору необходимо тщательно готовить свое выступление, прорабатывая все варианты, мотивы поведения противника.

Основы техники речи судебного оратора

О том, каким должен быть судебный оратор, о его культуре и технике речи писали многие авторы, начиная от античных и заканчивая современными. Исходя из гармоничного развития личности, потребуется с детских лет изучать историю своей страны, ее культуру, язык, постепенно переходя к все более сложным задачам.

Речь ритора в суде ни в коем случае не должна быть вялой, слабой, безжизненной, косноязычной – у такого выступающего нет никаких шансов на победу. Не нужно пересыпать ее остротами, отвлекаясь от сути, перескакивать с раздела на раздел: основу благозвучного монолога составляет последовательное изложение событий, произносимое громко, отчетливо, с хорошим тембром и темпом.

Излишняя лаконичность в технике речи судебного оратора не позволит раскрыть всю суть дела, обилие дополнений, повторов, отступлений растянут драгоценное время и также не позволят выиграть. Только тонкое чувство баланса, дозированная аргументация, беспристрастное изложение фактов и уверенная манера поведения приведут к успеху. И, конечно же, предшествующие всему этому тренировки, упражнения на выразительность, знание законов, умение вести диспуты и доказывать свою правоту.

Источник

Специфические особенности судебного красноречия.

Искусство судебного оратора проявляется в умении четко определить тему спора (тезис, целевую установку), построить судебное выступление так, чтобы привлечь внимание судей и удержать его в продолжение всей речи, в умении полно и объективно проанализировать обстоятельства дела, указать причины преступления или гражданского конфликта, дать глубокий психологический анализ личности подсудимого и потерпевшего, выстроить систему опровержений и доказательств, сделать правильные правовые выводы и убедить в этом судей и аудиторию.

Проявляется оно и в умении оказать психологическое воздействие, в умении найти точные языковые средства для выражения мыслей, так как содержательная, ценная мысль нуждается в совершенной форме. Совершенство речи создает в судебной аудитории атмосферу доверия оратору.

Высшим уровнем культуры речи является речевое мастерство, заключающееся в умении ясно (доходчиво), логично и убедительно раскрывать мысли, в богатстве словаря и разнообразии грамматических конструкций. Важно передать информацию не только грамотно, но и экспрессивно; не штампованными, надоевшими словами, а по-своему, самобытно, индивидуализировано. Речевое мастерство включает в себя умение найти наиболее точное, значит, наиболее подходящее для конкретной ситуации и стилистически оправданное средство языка. Речевое искусство предполагает и умение пользоваться риторическими приемами, способствующими эмоциональному, психологическому воздействию.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 14 ; Нарушение авторских прав

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *