что такое субъектность в педагогике
Формирование субъектности в обучении
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Формирование субъектности в обучении одаренных детей в рамках ФГОС ООО»
В науке отсутствует единство в вопросе о том, какие характеристики (свойства) являются показателями субъектности, каковы критерии определения уровня развития субъектности. Перечень показателей, в которых проявляется субъектность, включает в себя десятки свойств личности и других характеристик. Среди них: мотивация (в первую очередь мотивация достижения), локус контроля личности, удовлетворенность работой, рефлексия, саморегуляция, самооценка, волевые свойства, автономность-зависимость, способность к свободному выбору, ответственность, психологическое благополучие, активность, целостность, самоценность, опосредствованность и др.
Субъект — в психологии активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект. Субъектность рассматривается как основа личности, как интегральная способность человека выстраивать жизнь в соответствии с собственными целями и ценностями. Она проявляется в активной творческой позиции человека при решении жизненных задач, в способности к саморегуляции и саморефлексии собственной деятельности.
Психика рассматривается как особая форма природного бытия, обретающая реальность своего существования в процессе и посредством взаимодействия индивида с окружающей средой. То есть мы есть мы только тогда, когда как-то проявляем себя при взаимодействии с миром. Отсюда активность, деятельность, субъект (как носитель активности и «исполнитель, деятель»), его субъектность представляют собой разные проявления одной и той же психической реальности, но на разных этапах ее развития. В процессе развития индивид из обладателя активности становится субъектом деятельности. Становление субъектности индивида, превращение индивида в субъект какой-либо деятельности происходит в процессе овладения ею. Сама же деятельность есть высшая форма произвольной активности человека-субъекта. спонтанность осознанность
Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Ученик учится: быть субъектом – «хозяином» своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Акцент в новых стандартах образования делается на обучении детей самоорганизации деятельности, навыкам самообразования. Необходимым условием для решения этой задачи является работа по развитию оценочной деятельности учителя и ученика, поскольку это социально значимая деятельность, в рамках которой происходит становление личности (и учителя, и ученика) как ее субъекта, ответственного за проектирование, реализацию и результаты.
Этот проект – это попытка осуществить новый подход к оцениванию, который формирует качественно иное мышление педагога и совершенно новую позицию ученика, включенного в образовательную деятельность в качестве активного субъекта этой деятельности. Выделены два взаимосвязанных параметра: оценочную деятельность учителя и обучающихся. Оценочная деятельность учителя должна быть направлена на формирование оценочной самостоятельности ученика, образовательной рефлексии, адекватной самооценки, мотивации достижения, критического мышления посредством развития собственной оценочной деятельности обучающегося. Учитель должен гибко использовать индивидуальные и социальные нормы оценивания, учитывать то, как воспринимает оценку учащийся; осуществлять рефлексивное управление деятельностью учащихся. Оценочную деятельность учителя определяют его установки, ценностные ориентиры, направленность работы. Развитие оценочной деятельности учителя – профессиональная задача.
Базовым умением в осуществлении оценочной деятельности ученика должна стать сформированная готовность к самооценке полученного результата, самооценке приложенных усилий для достижения цели; т. к. учение – это деятельность самоуправляемая, причем вне этой позиции оно не может быть организовано. Самооценка воспринимается как мобилизационно-побудительный механизм саморегуляции деятельности ученика и залог ее успешности. В экспериментальном проекте первоначально участвовали учителя начальной школы и психологическая служба гимназии, затем экспериментальная работа была продолжена в основной школе, повлекла изменения в системе оценивания, к подходам оценивания (мотивационная и развивающая направленность оценки); способствовала осознанию проблемы развития оценочной деятельности учителя.
Основные изменения в системе оценивания могут быть связаны: •с индивидуализацией, повышением объективности, благодаря введению критериальности оценки; •с повышением осознанности и самостоятельности деятельности на основе содержательной оценки (понимание того, чего достиг, чем овладел, над чем еще поработать, чему научиться); •с реализацией приоритета самоконтроля (взаимоконтроля), самооценки (взаимооценки) учащихся перед оценкой учителя; •с переходом от оценивания ошибок к накоплению и оценке достижений, от оценивания состояния к оцениванию динамики.
Технология безотметочного обучения предполагает: 1. Создание условий для целостного проживания учащимся всех образовательных ситуаций, предлагаемых взрослыми. 2.Включение учащегося в процесс обучения в активной позиции, когда активность управляет им изнутри, помогает ему преодолевать трудности, идти к цели самостоятельно, в силу своих возможностей и возраста, решая задачи собственного развития. 3.Формирование механизмов самооценки и самоконтроля в контексте совместной образовательной практики учителя и учащегося. 4.Применение способов и приемов формирования самооценки. При самооценивании учащийся отвечает на следующие вопросы: Что нужно сделать? Что я делаю? Зачем я это делаю? Каким образом я это делаю? Как я могу проверить? Как я оцениваю то, что я сделал? Как я оцениваю то, как я это делал? Как я могу исправить то, что не получилось? 5. Оценку (поддержку) творчества и инициативы учащихся во всех сферах школьной жизни. 6. Создание условий для развития позитивного мышления (позитивной «Я-концепции»). 7. Перевод баллов или процентов в отметки (по требованию). 8. Преемственность на последующих этапах обучения. 9. Реальную реализацию личностно-развивающего обучения.
Организация деятельности учащихся по выработке критериев оценивания своей работы (урочной, внеурочной) включает: •работу со шкалами самооценки; •работу с оценочным листом; •работу с дневником развития ученика, в котором отражается динамика продвижения учащегося по определенной теме и фиксируются «проблемные зоны» – «точки развития»; •работу над ошибками; •рецензирование ответов (работ) одноклассников, саморецензирование; •обучение умению давать развернутую содержательную оценку (самооценку); •работу с технологическими картами; •работу с портфолио
Шкала самооценки представляет собой вертикальный отрезок. Учащимся предлагается оценить себя с точки зрения овладения конкретным умением по данному вопросу. Условие: четко сформулированные конкретные цели, которые учащийся может оценить. Учащимся предлагается также оценить уровень вовлеченности или степень собственных усилий, приложенных для достижения результата: активности, старательности, сложности задания и т.д. (в зависимости от целей учителя). Работа с оценочным листом дает учащемуся возможность осуществить два вида самооценки: прогностическую (до решения задачи – оценка собственных возможностей) и ретроспективную (после решения задачи – оценка результатов). Прогностическая оценка наиболее важная и сложная, но именно она становится базой для формирования умения оценивать себя. Оценка учителя ставится только после самооценки учащегося. Сопоставляя прогностическую и ретроспективную самооценки с оценкой учителя, учащийся учится рефлексии. Учитель рассматривает адекватность самооценки с каждым ребенком индивидуально, аккуратно корректируя при необходимости. Для самооценки/оценки умений/знаний, уровень которых проверяет данная работа, используются цветовые индикаторы.
При использовании безотметочного обучения происходит изменение педагогической позиции учителя в отношении: •организации и управления деятельностью учащихся на различных этапах урока: постановки цели; организации учебных действий; контроля (самоконтроля) – как развитие умений самоуправления у учащихся; •оценки – средства формирования адекватной самооценки учащегося, мотивации достижения, развития оценочной самостоятельности учащихся; •способов получения обратной связи (на этапе постановки учебной задачи, опроса, организации учебных действий; контроля, оценки); •способов организации взаимодействия на уроке; •мотивирования (создания условий для развития собственных мотивов учеников); •поддержки творчества и инициативы ученика; •системы отслеживания результатов образовательной деятельности; •сотрудничества с родителями учащихся; •себя самого (самоизменение – развитие профессионального самосознания учителя).
Система самооценивания способствует развитию личностных качеств учащегося (целеполагание, рефлексия, прогнозирование, умение видеть связь усилий и достигнутого результата; умение разложить сложную задачу на составляющие; умение увидеть проблему и предложить способ ее решения). Появляются новые возможности для осуществления воспитывающей деятельности (самооценка, мотивация, направленность, критическое мышление, умение анализировать и т.д.). Учащиеся обучаются умению презентации своих достижений, овладевают навыками работы с портфолио. В ходе реализации проекта возникают различного рода трудности. К таким трудностям можно отнести оценочное восприятие педагогом себя и окружающих, ошибки в мотивировании, появление новых учащихся в классе, поскольку оценочная деятельность, рефлексивные умения, мотивационные проявления учащихся будут различны.
Низкий уровень (от 0 до 11 баллов) — субъектная позиция ученика в образовательном процессе выражена очень слабо либо практически отсутствует. В процессе учебной деятельности школьник занимает чаще всего пассивную позицию. К самостоятельности не стремится, инициатива на уроке практически отсутствует. Ориентирован на традиционное выполнение роли ученика как объекта педагогических воздействий, на усвоение знаний, умений, навыков. Средний уровень (от 12 до 16 баллов) — в определенной степени субъектность присуща ученику как его личностное качество, выражена у него в достаточной мере. Ученик стремится к проявлению некоторой активности, но инициативным бывает редко. Выборочно относится к участию в самостоятельных заданиях. Пытается вырабатывать свою позицию в тех или иных вопросах, но далеко не всегда стремится выражать свое отношение к тем или иным аспектам организации образовательного процесса. Высокий уровень (от 17 до 20 баллов) — субъектная позиция ученика в образовательном процессе ярко выражена, сформирована на высоком уровне. Ученику присущи как внутренняя активность (осознание того, что результат в учебной деятельности будет зависеть от его личных усилий), так и внешняя (выражение своего мнения по поводу обсуждаемой проблемы, обращение к учителю с вопросами и уточнениями). Ученик значительно ориентирован на выполнение различных видов самостоятельных работ. Часто проявляет инициативу.
Формирование субъектной позиции детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности
Евгения Тончавина
Формирование субъектной позиции детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности
Ребенок дошкольного возраста наиболее полно развивается в детских видах деятельности. Вместе с тем, исследования последних лет доказывают, что очень важно, чтобы в детской деятельности у дошкольника формировались субъектные проявления, чтобы он мог занять позицию субъекта деятельности.
В педагогике понятие «субъект деятельности» определяется на основе философских и психологических характеристик субъекта, ведущее место среди которых занимает активность и инициативность.
Субъект — это носитель активности.
Субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании этого отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность по отношению к избранному объекту.
Следовательно, позиция субъекта деятельности характеризуется отсутствием жёстких стереотипов осуществления деятельности, творческими проявлениями, обусловленными возможностью выбора путей и средств достижения цели.
Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, следовательно,становятся: ценностное отношение к деятельности (эта деятельность имеет для человека особое значение, избирательная направленность (что это такое); инициативность, свобода выбора, самостоятельность, автономность, творчество.
Как показывают исследования педагогов Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. Н. Сомковой О. В. Солнцевой и др., субъектная позиция ребенка в деятельности может успешно развиваться уже в дошкольном возрасте, определяя целостность его развития, включение (интеграцию) дошкольника в этот мир и возможность творить в нем. Такая возможность определяется психологическими особенностями ребенка дошкольного возраста.
Рассмотрим некоторые особенности психологического портрета дошкольника. Важным для становления субъектности является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру или мотивационно-потребностная сфера ребенка.
Это годы оформляющегося образа «Я», когда сравнение Своего Я и Другого Я занимает значительное место в складывающейся шкале ценностей ребенка. (как получился рисунок у меня и как у других, что нравится мне и что Оле, во что хочу поиграть я и во что другие дети). Иными словами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных его возрасту видах деятельности и общения.
Вместе с тем, мы уже говорили, что уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная.
Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем.
В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник —это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.
Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности.
И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развит ребенок. Основными проявлениями субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности будут:
• интерес к деятельности;
• избирательное отношение к разным видам деятельности;
• инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности;
• самостоятельности выбора и осуществления деятельности, в творческих проявлениях способов действий и продуктов деятельности.
Т. о. субъектная позиция будет проявляться в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.
С опорой на концепцию Л. С. Выготского можно предположить, что развитие ребенка как субъекта поведения в раннем и дошкольном детстве осуществляется от неосознанного к осознанному поведению и к появлению новых субъектных качеств и новых способов поведения.
Переход от неосознанного поведения к осознанному осуществляется в результате освоения ребенком культурно-исторических способов через организованное обучение и деятельность
. Модель развития ребенка как субъекта поведения по Л. С. Выготскому осуществляется от неосознанного субъекта к осознанному субъекту
. Ведущие психические процессы как механизмы развития ребенка как субъекта поведения:
в раннем возрасте – восприятие;
в дошкольном возрасте – память;
— к концу дошкольного детства (7 лет) – мышление
.Исходя из концепции Д. Б. Эльконина, можно выделить
основные направления развития ребенка как субъекта деятельности:
1-ый год жизни – ребенок субъект эмоционального общения;
2-ой год жизни – ребенок субъект предметной деятельности (речь как предмет);
3-ий год жизни – ребенок как субъект самостоятельной деятельности;
5 лет – ребенок субъект общественной деятельности;
6-7 лет – ребенок субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания). Однако, проявления субъектности дошкольниками будут различны в разных видах деятельности.
Но всегда ли дошкольник может освоить (и соответственно, занять) СП (субъектную позицию) в деятельности?
Нет, для этого требуются определенные условия организации педагогического процесса.
Освоение ребенком позиции субъекта деятельности требует специальной педагогической технологии, реализации определенных педагогических условий и в первую очередь, «развертывании перед ребенком» палитры разнообразной детской деятельности».
Другое важнейшее условие развитие субъектной позиции ребенка связано с развитием самостоятельности и творчества детей при выборе содержания деятельности и средств ее реализации.
Условием такой организации деятельности будет эмоционально-положительная направленность в общении с дошкольниками, развитие стремления к взаимодействию и сотрудничеству.
Т. О. освоение ребенком субъектной позиции во многом зависит от организации педагогического процесса взрослым.
Современные исследователи отмечают, что воспитательно-образовательный процесс в детском саду предполагает построение модели личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка-дошкольника на основе следующих позиций его участников:
Все представленные модели имеют место в реальном педагогическом процессе ДОУ, а их использование зависит от необходимости решения разнообразных воспитательно-образовательных задач. В связи с этим в современных работах рассматриваются различные формы организации процесса обучения, связанные с данными позиционнымимоделями и подразделяющиеся соответственно на три типа:
1. Прямое знакомство детей со средствами и способами познания или отражения окружающей действительности.
2. Передача информации от детей взрослым, когда дети действуют самостоятельно, а взрослый наблюдает за их деятельностью.
3. Равноправный поиск взрослыми и детьми, как субъектами деятельности, решения проблемы в ходе наблюдения, обсуждения и экспериментирования.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, СанПиН для дошкольных учреждений в настоящее время в дошкольном образовании смещен акцент с учебных занятий на совместную деятельность ребенка и взрослого, отказ от жесткого регламентирования.
В организации и осуществлении образовательной деятельности необходимо обязательно применять методы и приемы, обеспечивающие взаимодействие с детьми в рамках третьей (субъект-субъектной) модели посредством создания проблемно-игровых, развивающих, образовательных ситуаций, привлечения детей к активному участию в совместной со взрослым работе, развития навыков самооценки и самоконтроля.
Эффективными приемами развития познавательной активности и освоения детьми позиции субъекта деятельности являются:
• использование игровых ситуаций, требующих оказания помощи любому персонажу (задача: разъяснить, научить, убедить его);
• использование интерактивных и компьютерных игр;
• придумывание новых игр и упражнений совместно с детьми и использование их в работе;
• привлечение детей к оценке результатов своей работы, достижений и затруднений;
развитие навыков самооценки и самоконтроля.
Овладение детьми позицией субъекта деятельности
позицией субъекта
Самостоятельно ставит цели, задачи
Самостоятельно находит пути решения задач и достижения цели
Самостоятельно планирует свою деятельность
Овладевает способом деятельности и переносит его в другую ситуацию
Достигает результата, владеет элементарными навыками самоконтроля и самооценки
Использование модели «субъект-субъектных» отношений с детьми позволит повысить качество результатов образовательной деятельности,а именно:
• субъектныйподход обеспечит развитие личностных качеств ребенка: самостоятельности, инициативности.
• Повысится уровень освоения детьми образовательной программы.
• Повысится уровень удовлетворенности родителей.
Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе осуществления экологических проектов 1 слайд Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.
«Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста через экологические проекты» С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю,.
Формирование исследовательских умений в процессе опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста Современные дети живут в эпоху информации и компьютеризации. Жизнь и техника ускоряются, и в условиях поступления со всех сторон огромного.
Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с родителями В последние годы, проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения стала значимой. Статистика показывает, что новое поколение.
Конспект НОД по познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Сюрпризы для Деда Мороза» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №65 Кировского района Конспект Непрерывной непосредственно.
Организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием методики Н. А. Зайцева Методика Н. Зайцева «Обучение счету, чтению, письму» в нашем детском саду используют более 15 лет. Данная технология в полной мере реализует.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интеграции продуктивной и познавательной деятельности Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Ребёнок отражает в своём творчестве окружающий мир, природу, свои.
Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста» Цель: выработать алгоритм развития познавательной сферы детей. Задачи: 1. Создать психологический настрой на совместную деятельность. 2.
Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста» Цель: показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания восприятия, мышления, воображения и памяти. Задачи: 1.
Психолого-педагогические условия развития субъектности детей и педагогов в рамках внедрения ФГОС до
В рамках стратегических задач модернизации российского образования совершается переход к образованию, ориентированному на реализацию индивидуальной траектории развития ребенка, его творческой активности и движению к саморазвитию.
Исходя из этого, сама сущность детского сада должна получить признаки открытой образовательной системы,в которой: высоко ценится личный выбор и соучастие детей в определении содержания и форм образования; больше половины всех занятий инициируется самими детьми; соблюдается баланс между обучающими занятиями, которые предлагают взрослые и которые проводятся на высоком качественном уровне, и занятиями, выбранными самими детьми, прежде всего игрой; педагоги относятся к детям уважительно, внимательно, позитивно реагируют на их поведение; учитывают потребности и интересы детей и выстраивают деятельность в соответствии с ними.
Педагогическим коллективом МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 85» г. Краснодар реализуется первый этап разработанного инновационного проекта «Формирование системы развития субъектности детей и педагогов в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», актуальность которого обусловлена фундаментальным идеологическим принципом ФГОС ДО – признанием ребёнка субъектом образования, признанием разнообразия детства и творчески-преобразующей активности самого ребёнка. Стандарт дошкольного образования – это изменение всей системы образования (А. Г. Асмолов, направленное на поддержку позитивной социализации и индивидуализации ребёнка, принятие его как субъекта жизнедеятельности. Назрела потребность реконструировать традиционную педагогическую систему, основанную на механизмах субъектно-объектных отношениях педагога и воспитанника; необходимость совершенствования педагогических технологий реализации дошкольного образования на основе основополагающего положения ФГОС ДО – принципа индивидуализации образования.
Основная идея предлагаемого инновационного проекта состоит в том, что именно развитие субъектности детей и педагогов позволит обеспечить индивидуализацию образования дошкольников не просто как технологическую особенность современного педагогического процесса, но прежде всего как условие, процесс и результат самореализации человека в его жизнедеятельности и жизнетворчестве.
Образование как построение «образа мира» имеет глубоко личностный смысл, обладает большой персональной ценностью и начинается с момента рождения человека. Дошкольный возраст и дошкольное детство являются периодом наиболее динамичного, яркого самоосуществления ребёнка в жизнетворчестве.
ФГОС определяет ценностные ориентации дошкольного образования – направленность педагогического процесса на содействие становлению и развитию инициативности, активности, самостоятельности, любознательности, рефлексивности, формирование универсальных предпосылок учебной деятельности (умение слушать, и слышать, задавать вопросы и находить на них ответы, используя различные источники информации и др.). Эти качества личности могут быть обобщены понятием «субъектность».
Таким образом, субъектность рассматривается как основа личности, как интегральная способность человека выстраивать жизнь в соответствии с собственными целями и ценностями. Она проявляется в активной творческой позиции человека при решении жизненных задач, в способности к саморегуляции и рефлексии собственной деятельности.
Основными субъектами образовательной среды детского сада являются дети, педагоги и родители. В проекте под основными субъектами образовательной среды детского сада мы подразумеваем детей и педагогов, что обусловлено предметом исследования.
В нашем исследовании мы подчёркиваем, что развитие субъектности дошкольника и развития субъектности педагога дошкольного образования тесно взаимосвязаны. От профессионализма педагога, выражения его субъектной позиции во многом зависят возможности развития ребенка. Изучение особенностей педагога как субъекта собственной профессиональной деятельности предполагает взаимосвязь и взаимообусловленность качественных изменений в личности самого педагога и в личности его воспитанников (Бернс Р., Глассер У., Дубровина И. В., Маркова А. К., Митина Л. М., Орлов А. Б., Роджерс К.).
Специфика субъектности педагога состоит в том, что педагог относится не только к себе как к субъекту собственной деятельности, но и к воспитанникам как к субъектам их собственной деятельности. Изменения содержания хотя бы в одном из этих компонентов не позволяет говорить о субъектности педагога. Он может быть субъектом любой другой деятельности, но не педагогической.
Анализ исследований особенностей субъектности и её специфики (Асмолов А. Г., Петровский В. А., Слободчиков В. И., Якиманская И. С.) дает возможность говорить о разных подходах в определении содержания данного личностного свойства.
В нашем исследовании мы опираемся на концепцию изучения субъектности дошкольников Л. В. Алексеевой и концепцию субъектности педагога Е. Н. Волковой, в которых субъектность понимается через категорию отношения человека к себе как к деятелю.
Нами разработана модель системы развития субъектности детей и педагогов в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Весь процесс развития субъектности ребёнка и педагога в дошкольной организации мы представляем как открытую синергетическую систему, готовую к изменениям и развитию.
Система представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов,взаимообуславливающих и дополняющих друг друга: нормативно-правового, целевого, методологического, организационно-деятельностного и результативного. Реализация проекта проходит на основе внедрение разработанной системы.
Одной из задач исследования является выявление психолого-педагогических условий развития субъектности детей и педагогов. На наш взгляд, развития субъектности детей на основе индивидуализации образовательного процесса возможно при реализации следующих условий:
1. Создании развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие субъектности ребёнка.
2. Поддержке и инициировании взаимодействия ребёнка с людьми (сверстниками, старшими, младшими, родителями и др.).
3. Знании и принятии взрослыми индивидуальных особенностей (и индивидуальной истории взросления) ребёнка.
4. Готовности взрослых отступить (поступиться своими педагогическими интересами) в том случае, если инициатива не принимается детьми.
5. Отведении ничем не подменяемого времени для свободной игры.
Психолого-педагогические условия развития субъектности педагогамогут быть сформулированы следующим образом:
1. Создание особой инновационной среды, способствующей творческой активности педагогов, через внедрение особой системы менеджмента и методической работы.
2. Включение педагогов в активную инновационную деятельность.
3. Развития мотивации к активной профессиональной деятельности.
Специфическими принципами обучения дошкольников, позволяющими реализовать индивидуализацию обучения и на её основе развивать их субъектнуюпозицию становятся принципы:
реагирования (своевременное стимулирование и поддержка инициативы и самостоятельности детей);
гибкости в инициированной взрослым деятельности;
принцип иррадирующего (иррадация – распространение, увеличение) обучения (признание интересов, мотивов деятельности ребёнка и его динамики продвижения на их основе);
Основными методами в работе с детьми становятся методы интерактивного обучения: игровые обучающие ситуации, проектный метод, работа в мини-группах, в парах и др.
1. Варёнова Ю. А. Исследование субъектности и её развитияв дошкольном возрасте: дис. … канд. психол. наук. – Калуга, 2001.
3. Загвоздкин В. К. Ключевые проблемы образования на этапе раннего дошкольного детства / В. К. Загвоздкин. – М. : ФИРО, 2011.
4. Поддьяков Н. Н. Психологическое развитие и саморазвитие дошкольников / Н. Н. Поддьяков. – СПб. :Агенство образовательного сотрудничества:Образовательные проекты: М. : Сфера, 2010.
Педагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста «Педагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста». Истоки способностей и дарований детей — на кончиках.
Условия и особенности речевого развития детей в группах «Мать и дитя» в сооответствии с ФГОС Одна из проблем, с которой сталкиваются и родители, и педагоги при поступлении ребенка в дошкольное учреждение,- его адаптация в новой среде.
Направления коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью в рамках внедрения в процесс обучения ФГОС Процесс обучения и воспитания в школах VIII вида носит коррекционную направленность. Коррекционная работа представляет собой систему психолого.
Педагогические условия развития познавательного интереса у старших дошкольников ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых.
Педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Преобразования, происходящие в обществе, порождают в дошкольном.
Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста Формирование музыкальных способностей – одна из главных целей художественно-эстетического, музыкального воспитания дошкольников. Существенным.
Психолого-педагогические особенности познавательного, речевого и сенсорного развития детей раннего возраста Согласно учению Д. Б. Эльконина период раннего детства составляет возраст от года до трех лет. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного.
Психолого-педагогические условия развития личности старших дошкольников с ОНР В настоящее время дошкольники с проблемами речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с ОВЗ. Достаточно хорошо изучены.
Педагогические условия развития творческой свободы младших школьников в процессе музыкально-ритмической деятельности Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся.