что такое стяжательство в православии

Стяжательство: что это за грех?

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Многостяжание и любостяжание разновидности страсти сребролюбия

Стяжательство, или многостяжание является одной из разновидностей страсти сребролюбия, которая в свою очередь относится к одному из семи смертных грехов.

что такое стяжательство в православии. Смотреть фото что такое стяжательство в православии. Смотреть картинку что такое стяжательство в православии. Картинка про что такое стяжательство в православии. Фото что такое стяжательство в православии

Андрей Шишки. «Ростовщик»

Значение слова

Потому и нужно «отражать ее, особенно в самом начале, чтобы она не стала неодолимой» (Иоанн Златоуст). По словам апостола Павла:

Отношение к богатству в православном христианстве

По словам преподобного богоносного отца Ефрема Сирина нужно придерживаться святоотеческого правила, смысл которого в том, что мера приобретения не должна быть больше потребности человека.

Накопление денег и имущества сверх необходимого

Сребролюбием называется страсть души человека к обладанию деньгами и имуществом сверх необходимого при определенных условиях.

П о мнению святых отцов страсть сребролюбия является не естественной для души человека, потому что она чужеродна человеческой природе. Этим и отличается от других страстей. Страст ь блудная и чревоугодие присущи людям по природе, так как ч еловек имеет плоть. А сребролюбие – другая болезнь, подступает к человеку извне, но если ее однажды допустить в сердце, то она может стать самой опасной, которую сложно побороть.

Берегись этой язвы, которая и душу и тело навечно умерщвляет (1 Кор.6,10; Еф.5,5).

Е сли учесть, что сегодняшнее общество – это общество потребления материальных благ, удовольствий, развлечений, то для удовлетворения этих потребностей нужно все больше и больше денег. Даже д етей со школьной скамьи учат быть успешными, чтобы в будущем занимать высокие должно сти и зарабатывать много денег.

Отчего же усиливается страсть сребролюбия? По мнению христианского учителя и проповедника Иоанна Златоуста:

«От тщеславия и крайней беспечности. Страсть к деньгам сильнее и неистовее других страстей и может причинить большие скорби. Сребролюбцы не наслаждаются и тем, что имеют, как потому что не уверены в своей безопасности, так и потому, что устремлены тому, чего еще не получили».

Страсть к преумножению богатства актуальна и сегодня. Л юди превыше духовных ценностей ставят материальные. Когда молодых людей, недавно создавших семью, спрашивают: «Когда родите?» Они отвечают: «Сначала надо на ноги встать, пожить для себя».

Что говорит Евангелие о материальных благах

Е ще одна притча о сребролюбии (Лк.16:19 31). В этой притче богатей с помощью промысла Божьего имел достаток и мог легко помочь нищему, который лежал у ворот его дома и был бы рад хоть крошкам с его стола. Но в сердце сребролюбца нет любви, а потому глух о оно к чужим страданиям.

В чем заключается корень всех зол

«Сребролюбие является причиной всех зол: корыстолюбия, скупости, черствости, неверия (или вероломства), человеконенавистничества, грабежа (или агрессивной алчности), неправды, жадности, ростовщичества, обмана, лжи, клятвопреступления и всего сходного с этими пороками».

Из-за страсти к деньгам совершают ся бесчисленные злодеяния. О бман, воровство, конфликты, нарушения прав человека, преступления в различных сферах, войны, убийства, нарушение законов государственных и Божьих. Сребролюбие разрушает семейные узы, разбивает дружбу между друзьями и даже целыми народами, из-за него предают Отечество, измен яют своему войску.

Жадность, корыстолюбие, тщеславие, мшелоимство, алчность, жестокость, подлость это приобретенные страсти, которые присовокупляются в связи с укоренением в человеке сребролюбия.

Откуда берется сребролюбие изначально? Зар одиться эта страсть может по нескольким причинам:

Господь знает нужду каждого человека: кому, сколько, чего и в какой жизненный момент потребно. П роблема в том, что люди не доверяют Господу. И з-за маловерия надеются только на свои силы и вязнут в страстях.

Что делать, если стяжательство укоренилось в сердце

З аботиться о стяжании духовных даров, а не земных.

Б лагодарить Бога за то, что есть.

Не роптать на Господа, а довериться Ему.

Не стремиться к богатству (не стяжать) .

Т очно определить меру приобретения.

Ведь грех, когда сверх меры, когда на «черный день», когда про запас. А если подкопить на паломническую поездку или в санаторий на лечение – это не грех.

И сцелять себя с помощью подаяния.

Ярким примером нестяжания и милосердия можно считать золотопромышленника Сибирякова Иннокентия Михайловича(1860г.). С юнос ти он занимался меценатством. С т р оил обители и храмы, музеи и библиотеки, больницы и приюты. Он финансово помогал университетам, гимназиям, Русскому Географическому обществу, поддерживал научные и литературные проекты, выделял пособия рабочим.

что такое стяжательство в православии. Смотреть фото что такое стяжательство в православии. Смотреть картинку что такое стяжательство в православии. Картинка про что такое стяжательство в православии. Фото что такое стяжательство в православии

Источник

Что называют стяжательством: признаки и причины явления

Слово «стяжательство» – это производная от старославянского «стяжание», обозначающего «приобретение», «владение», «собирание чего-нибудь». А также родственными являются и существительное «стяжатель», и глагол «стяжать». Эти слова часто встречаются в Священном Писании, их можно услышать при чтении в церкви во время проведения служб.

При этом изучаемый термин имеет две стороны – и положительную, и отрицательную. Все будет зависеть от того, какие именно ценности приобретает человек, угодны ли собранные им сокровища Богу. Подробнее о том, что это – «стяжательство», «стяжатель» и «стяжать», будет рассмотрено в предлагаемом обзоре.

Стяжательство — смертный грех в православии

В православии слово «стяжательство» понимается как болезненное, алчное стремление к наживе, как жажда приобретения и накопления материальных ценностей и денежных средств. Часто это неправедное, несправедливое и противозаконное стремление к накоплению различного рода ценностей, что не имеет никакого отношения к желанию жить богато и благополучно, в достатке и довольстве.

В православии, стяжательство и алчность считаются смертным грехом.

Оно приводит к внутреннему дискомфорту, к наживе любой ценой, к попыткам взять материальные ценности, деньги или славу, почет и известность незаслуженно, невзирая на закон и мораль, мнение окружающих.

Значение глагола

что такое стяжательство в православии. Смотреть фото что такое стяжательство в православии. Смотреть картинку что такое стяжательство в православии. Картинка про что такое стяжательство в православии. Фото что такое стяжательство в православии

Оно дается в словаре в трех вариантах:

Стяжательство как болезненная зависимость

Все мы стремимся жить лучше, обеспечить свою семью, детей и внуков. Все мы работаем и стараемся заработать больше, чтобы для родных и близких можно было приобрести все необходимое. Все с одобрением относимся к людям, которые смогли это сделать, иногда завидуем им, но не прочь добиться того же.

Стремление заработать больше для обычного человека означает возможность улучшения качества своей жизни себя и жизни близких, т. е. обменять результаты своего труда на необходимые услуги и товары.

Для стяжателя же основная цель — постоянное получение большего количества денег.

Он не ставит перед собой цели получить конкретную сумму для осуществления какого-то желания.

что такое стяжательство в православии. Смотреть фото что такое стяжательство в православии. Смотреть картинку что такое стяжательство в православии. Картинка про что такое стяжательство в православии. Фото что такое стяжательство в православии

Негативное отношение к стяжательству связано с тем, что это неприятная и болезненная зависимость человека от приобретения ценностей, когда мерой всего становятся деньги, нет других интересов и стремлений, а другие ценности человеку не важны. Иногда стяжатели экономят буквально на всем: на одежде и качественной еде, на обстановке в квартире, на отдыхе и лечении, хотя получаемые доходы позволяют им жить комфортно и в достатке.

Деньги для стяжателя перестают быть средством для обеспечения нормальной жизни, средством обмена, они становятся основной и единственной целью жизни.

Как бороться со стяжательством

Личность, страдающая от стяжательства, хочет править собственной жизнью. У нее выстраивается неправильная модель мышления: она ставит себе цель (накопить определенную сумму) и планомерно достигает ее. Чем больше она зарабатывает, тем больше становится цель. Это бесконечный процесс, который необходимо своевременно остановить.

что такое стяжательство в православии. Смотреть фото что такое стяжательство в православии. Смотреть картинку что такое стяжательство в православии. Картинка про что такое стяжательство в православии. Фото что такое стяжательство в православии

Что понадобится для борьбы с жадностью:

Личности, страдающей от стяжательства, необходима помощь близких и друзей. Ее нельзя упрекать или обвинять в неправильном образе жизни. Зависимой личности, которая использует определенные ритуалы для успокоения, нужна помощь.

Один из семи смертных грехов — стяжательство. Он влияет на качество жизни мужчины или женщины. Они пытаются накопить деньги любым способом и действуют во вред себе или близкому окружению.

Для помощи стяжателю необходимы перемены не только во внешней среде, но и в мышлении. Алчность сопровождается повышенной агрессией и замкнутостью, поэтому списывать такие качества на устоявшийся характер нельзя.

Признаки стяжателя

У стяжателя проявляются черты характера, которые отталкивают от него людей. Все избегают общения с человеком, обладающим такими свойствами и привычками:

Кто такой стяжатель?

Кого так называли? Чтобы лучше усвоить, что это – стяжательство, целесообразным будет ознакомится с тем, кто такой стяжатель, на которого имеется ссылка в определении изучаемого слова. В словаре дается два варианта толкования.

Как указывают ученые-этимологи, существительное «стяжательство» происходит от слова «стяжатель». Это вполне логично. А вот последнее – от глагола «стяжать», образовавшегося от праславянского s-tęžati, связанного с «тягой» и «тяжким». Так прослеживается происхождение слова. В связи с этим представляется уместным для лучшего усвоения того, что это – стяжательство, рассмотреть толкование глагола «стяжать».

Причины стяжательства

Причины стяжательства стоит искать в детстве. Если человек жил в нужде, не имел самого необходимого, что имели другие дети, родители отказывали в каких-то необходимых вещах, мотивируя это отсутствием денег, у ребенка могло сложиться впечатление о ключевой роли денег в жизни, о необходимости иметь их как можно больше, чтобы ни в чем себе не отказывать.

что такое стяжательство в православии. Смотреть фото что такое стяжательство в православии. Смотреть картинку что такое стяжательство в православии. Картинка про что такое стяжательство в православии. Фото что такое стяжательство в православии

Стяжательство можно понимать и как стремление сделать безопасней свою жизнь, усилить контроль над своей жизнью, преодолеть страх перед жизнью. Для этого человек, используя любые средства, ничем не брезгуя, старается создать максимально возможные запасы материальных ценностей, денег, чтобы не терять уверенности при любых обстоятельствах. Это попытка создать надежную основу материального благополучия, которое базируется на большом запасе денежных средств, любых других ценностей. Погоня за наживой становится главной и единственной целью одержимого стяжательством человека.

Могло быть и по-другому, в семье ребенка слишком большое значение придавали деньгам и их количеству, постоянно о них говорили, обсуждали уровень благосостояния знакомых и соседей, ребенок мог перенять такой образ мыслей.

Стяжательство — это способ бегства в выдуманный мир, способ приобрести уверенность, стать полноценным.

Новое в блогах

Протоиерей Всеволод Чаплин объяснил, зачем Русской православной церкви нужна роскошь и почему священнослужители имеют право носить дорогие вещи. Отец Всеволод убежден, что все это напускное богатство необходимо, чтобы «отражать общественный престиж Церкви», сообщает 12 апреля NEWSru.com.

«Люди хотят, чтобы и храмы Божии, и облачения духовенства, и элементы, связанные с общественным престижем духовенства, были бы максимально видимыми и отражали бы то место Церкви в жизни общества, которое любой верующий человек считает торжественные моменты и украшения», а «так называемая роскошь» в Церкви создается за счет пожертвований, что является совершенно естественным.

«Люди хотят, чтобы церковные торжества были самыми красивыми и самыми торжественными», — передает «Интерфакс» слова отца Всеволода, которые он произнес накануне, отвечая на вопросы слушателей молодежного лектория в Москве.

«Когда люди жертвуют что-то на храм, на то, чтобы духовенство выглядело достойно в том числе и перед лицом всех сильных мира сего, которые меряют отношение к человеку деньгами, это естественное стремление человека показать, что самое главное — не рациональное расходование средств на те или иные преходящие нужды, которые никогда не будут полностью восполнены, а посвящение своих денежных средств, своих трудов на то, что принадлежит Богу, на те символы, которые напоминают нам, что главное — это не политика, не экономика, не обывательские нужды человека, не его материальные интересы, а присутствие Бога, Его тайны и духовная вертикаль в окружающем нас мире», — сказал отец Всеволод.

Тех же людей, которые упрекает духовенство в роскоши, протоиерей Чаплин назвал недоброжелателями и сравнил с Иудой. Ведь это он говорил, что не надо тратить драгоценное миро на помазание Тела Иисуса Христа, а нужно продать это миро и раздать деньги нищим.

Отвечая на вопрос о том, что «Святейший Патриарх якобы носит очень дорогие часы, якобы у него дорогой автопарк, резиденция», священник о, — передает слова священника «Благовест-Инфо».

Занятное заявление. А ведь не далее, как 1 апреля 2011 года, как сообщала Правда.Ру, на слушаниях в Храме Христа Спасителя тот же самый Всеволод Чаплин упрекал российский бизнес в стяжательстве:

«Сегодня очень и очень важно показать обществу пример нравственного поведения в бизнесе. Показать пример честности, показать пример осуждения тех поступков, из-за которых и существует недоверие в обществе по отношению к бизнесу, то есть к коррупции, чрезмерному стяжательству», — подчеркнул отец Всеволод.

Так, чему же следовать рядовому православному, тому, что отец Всеволод сказал 1-го апреля, или тому, что он сказал 12 апреля? Учитывая праздник, который мы отмечаем 1-го апреля, по-видимому, следовать следует тому, что сказано в День космонавтики…

Кстати, о стяжательстве. А что это, собственно такое?

Вот, например, что говорится о стяжательстве в Писании:

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. 25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Мф 6.

Понятно, что если принимать это буквально, то лишь тот праведник, кто не работает, не есть, не пьет, а голым ложится в яму и ждет смерти. Все остальные, получается, стяжатели. Есть другое определение, из толкового словаря русского языка:

Стяжательство является синонимом алчности, где алчность – это страстное желание приобретения.

Стяжательство и взаимоотношения

Стяжательство, как любые отклонения и болезни, влияет на взаимоотношения с людьми, на отношения с коллективом, соседями, семьей. Вероятно, наиболее разрушительно жадность, мелочность, скопидомство влияют на семейные отношения: мало кто захочет прожить жизнь с одержимым человеком, причем одержимым не каким-то благородным и высоким делом, а накопительством, мелочной экономией.

На работе, во взаимоотношениях с коллегами будут проблемы, т. к. в отношениях нужно поддерживать баланс, а стяжатель не способен отдавать, он стремится только брать.

Вылечить стяжательство, перевоспитать очень сложно. Необходимо попытаться поднять самооценку человека, показать его ценность независимо от денег, попробовать увлечь чем-то, хотя переделать взрослого человека, если он не захочет, трудно.

Если человек сам захочет измениться, поймет свою зависимость, можно считать, что первый шаг к выздоровлению сделан, в этом случае помощь родных и близких будет нелишней.

Алчный человек

Стяжательство определяет мужчину или женщину как алчную особу. Она готова на все ради выгоды — значение ценности, за которую она борется, определяется ее личными убеждениями. Окружающие такое благо могут воспринимать иначе.

Человек ищет корысть во всем:

Стяжательство влияет на восприятие поступков других людей. Что бы они ни сделали, что бы ни сказали — стяжатель воспринимает это как посягательство на выгоду.

Алчный человек не терпит конкуренции: если у него появляется соперник, в противостоянии используются любые методы — от манипуляции до вредительства.

Последствия алчности

Алчность вредит личности. Она не позволяет наслаждаться жизнью. Из-за постоянной потребности накапливать деньги стяжатель портит отношения с семьей, отказывается от развлечений и хобби. Чем больше он углубляется в зависимость от накопления денег, тем меньше у него спокойствия. Постоянное внутреннее напряжение влияет на общее самочувствие.

На фоне повышенной агрессии развивается паранойя. Постепенно снижается стрессоустойчивость. Стяжатель не выдерживает ритма жизни: он много работает, чтобы пополнять сбережения. Такое состояние не проходит бесследно — у человека появляются другие нарушения психики.

Источник

«Стяжи дух мирен. » — как понять главный совет Серафима Саровского?

Приблизительное время чтения: 11 мин.

«Что это за непонятный «дух мирен»? Как его стяжать — есть какие-то методики специальные?»

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы.

Письмо в редакцию:

Что значат известные слова Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя»? Что это за непонятный «дух мирен»? Как его стяжать — есть какие-то методики специальные? И самое странное для меня — как это я могу повлиять на спасение душ аж тысяч людей — разве это не их личная задача, за которую только они отвечают?

Константин

Отвечает Александр Ткаченко:

что такое стяжательство в православии. Смотреть фото что такое стяжательство в православии. Смотреть картинку что такое стяжательство в православии. Картинка про что такое стяжательство в православии. Фото что такое стяжательство в православии

Прежде чем ответить на слова про «дух мирен», я бы хотел рассмотреть внимательнее самое первое слово в этой фразе — «стяжи». Слово это вроде бы и понятное с виду, однако смысл его для многих читателей требует некоторого прояснения. «Стяжать» означает — приобретать и накапливать некие блага, собирать впрок, приумножать капитал. Преподобный Серафим Саровский происходил из купеческого сословия. Поэтому употребление слов из торгового и коммерческого обихода было для него обычным делом при объяснении духовных вопросов. В своей знаменитой беседе с Мотовиловым он говорит об этом прямо:

«Стяжайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради, добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больших прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благодати Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных. Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь, более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте.

Вот я вам расскажу про себя, убогого Серафима. Родом я из курских купцов.

Так, когда не был я еще в монастыре, мы бывало, торговали товаром, который нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте, и как в торговом деле не в том сила, чтобы больше торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молиться или другое какое-либо доброе дело делать. Если рассудить правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящем приобретении обильнейших даров Духа Святого».

Как видим, святой вовсе не стесняется употреблять столь приземленные метафоры для самых возвышенных понятий и предметов. Торговля, ломбард, барыш, выгода — все идет в ход для того, чтобы более доступно объяснить духовный смысл сказанного. Здесь он говорит о стяжании благодати Духа Святого. И возможно, во фразе, которую мы здесь рассматриваем — «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи», — речь тоже идет именно о таком приобретении. Однако возможен и другой вариант.

Дело в том, что преподобный Серафим, несмотря на внешнюю простоту, был очень хорошо образованным и начитанным человеком. К словам он относился бережно, храня их смысл через соблюдение правильного их употребления. И если он в одном случае говорит «Дух Святой», а в другом — «дух мирен», разумно предположить, что речь в этих двух случаях шла не об одном и том же. И тогда остается единственно возможный вариант объяснения этих слов — речь идет о человеческом духе, приведенном в мирное состояние.

Тезис первый:

Человек с раздраем в душе не только мучается сам, но и опасно влияет на состояние окружающих.

Современник преподобного Серафима русский поэт и мыслитель Федор Иванович Тютчев написал строки, ставшие впоследствии не менее знаменитыми, чем высказывание преподобного Серафима:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Здесь видно, что растленный (распадающийся, гибнущий) дух человека выражается в глубоком внутреннем конфликте прежде всего внутри его собственной личности: одна ее часть рвется к свету, другая — бунтует против этого же света.

И конечно же, человек с таким внутренним устроением будет сеять вокруг себя такой же хаос и разрушение. В любом его социальном взаимодействии эта глубинная разруха будет проявлять себя так или иначе. Не понимая своих мотивов, желаний, потребностей, такой человек мечется из крайности в крайность, пытаясь найти опору то в более справедливом общественном строе, то в сильной личности, способной повести за собой к вожделенному счастью, то в какой-нибудь объединяющей людей идее.

Но там, где нет ясного понимания, к чему ты стремишься, не может быть и внятных ориентиров достижения неведомой цели. И вольно или невольно такой мятущийся человеческий дух увлекает за собой и других людей, страдающих от такой же внутренней расщепленности. Так, внутренний хаос и мятеж одного человека становится причиной душевного смущения тех, кто так или иначе общается с ним. Приведет ли это к их гибели, или они сумеют с Божьей помощью преодолеть это смущение, трудно сказать. Бывает и так, и этак. Но очевидно, что сам по себе этот внутренний духовный мятеж отнюдь не способствует спасению и даже обычной спокойной жизни человека.

что такое стяжательство в православии. Смотреть фото что такое стяжательство в православии. Смотреть картинку что такое стяжательство в православии. Картинка про что такое стяжательство в православии. Фото что такое стяжательство в православии

Но что же такое этот дух человека? Чем он определяется, каков он и как можно определить, что для него является нормой, а что — отклонением от этой нормы?

Тезис второй:

У христиан есть уникальный критерий определения нормы, которой должен соответствовать дух человека.

Поскольку и преподобный Серафим, и Федор Тютчев были православными христианами, есть прямой резон посмотреть, что же говорит о человеческом духе православное вероучение.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) дает чеканно точное определение этому понятию: «Нравственная сила человека — дух его. Господь наименовал Дух Святой Силою свыше, Духом Истины; Истина — Сын. Свойство силы имеет и дух человеческий; он есть и дух мыслей человека — истинны ли они или ложны. Он проявляется и в тайных движениях сердца, и в образе мыслей, и во всех действиях человека. Духом человека обнаруживается и ум его, и образ мыслей; дух каждого поступка обнаруживает мысль, руководившую человеком при поступке».

Дух человека — нравственная сила, движущая нами во всем, чем бы мы ни занимались. И от того, какой будет эта сила, зависит и результат нашей деятельности.

След духа виден во всех наших делах — и в самом возвышенном творчестве, и в том, как человек выбрасывает мусор. Наш дух определяет направление наших мыслей, поступков, планов на будущее. И выявляет себя именно через них. Каков дух человека, такими будут и его дела.

И тут у христиан есть уникальный критерий определения нормы, которой должен соответствовать дух человека во всех своих проявлениях — евангельское описание воплотившегося Бога — Иисуса Христа. В этом описании дана абсолютная норма человечности, какой она должна быть по замыслу нашего Создателя. Ведь Бог, ставший Человеком, не мог действовать иначе как в строгом соответствии со Своим же замыслом о человеке. Значит, любое действие Иисуса Христа является эталоном человеческой духовности. И главную составляющую такой эталонной духовности определил и специально подчеркнул Сам Господь, сказавший: …научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф 11:29).

что такое стяжательство в православии. Смотреть фото что такое стяжательство в православии. Смотреть картинку что такое стяжательство в православии. Картинка про что такое стяжательство в православии. Фото что такое стяжательство в православии

Обратите внимание, Он не сказал: научитесь от меня, ибо Я гневен и грозен в гневе (а такое в Евангелии тоже описано). Единственное место, где Иисус Христос ставит Себя в пример для научения — вот эти удивительные слова о кротости и смиренном сердце. Это и есть образец действия человеческого духа, данный Богом для всех людей Земли на все времена до скончания века.

Кротость и смирение вместо описанного Тютчевым духовного мятежа. И совсем неудивительно, что свое стихотворение поэт заканчивает так, будто в нем звучит невысказанный призыв: человек, пожалуйста, пощади себя, возвратись ко Христу, уподобляйся Ему в Его мире и кротости, иначе ты просто погибнешь, разорванный собственными противоречивыми устремлениями:

Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры… но о ней не просит…

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! — я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью.

Тезис третий:

Цель, которая стоит за советом преподобного Серафима, — уподобление человека Богу. Путь к этой цели начинается с обретения мира в собственной душе.

В своем наставлении «Стяжи дух мирен — и тысячи спасутся вокруг тебя» преподобный Серафим говорил о человеческом духе. И все же некая смысловая параллель с Духом Святым здесь просто неизбежна. Раз уж мы говорим о том, что человек создан по образу Божьему, значит, и дух в нем должен быть не чем иным, как образом Духа Святого.

У святителя Игнатия (Брянчанинова) есть удивительное по своей красоте и неожиданности описание образа Божьего в человеке, где он уподобляет основные свойства нашей души ни много ни мало — Пресвятой Троице: «Ум наш — образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) — образ Сына; дух — образ Святого Духа.

Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа.

Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме.

что такое стяжательство в православии. Смотреть фото что такое стяжательство в православии. Смотреть картинку что такое стяжательство в православии. Картинка про что такое стяжательство в православии. Фото что такое стяжательство в православии

Ум без мысли существовать не может, и мысль — без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли.

Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух.

Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума. Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа, совечных, собезначальных, равночестных, единоестественных.

Видевый Мене, виде Отца, — возвестил Сын, — Аз во Отце, и Отец во Мне есть. То же можно сказать об уме человеческом и мысли его: ум, невидимый сам по себе, является в мысли, ознакомившийся с мыслью, ознакомился с умом, произведшим эту мысль».

Оказывается, Всемогущий Бог — кроток и смирен, Он — тот самый глас хлада тонка, дуновение прохладного ветерка, в котором явил Себя пророку Илии (Цар 19:12). Бог есть любовь и мир в отношениях Лиц Пресвятой Троицы между Собой, и точно таков же Он в отношении к Своему творению. Это было одним из самых неожиданных откровений, которые Иисус Христос дал людям. И слова преподобного Серафима напрямую относятся к этому откровению.

«Стяжи дух мирен» ­­— значит уподобься Богу в мире, любви и кротости. И прежде всего научись обретать этот мир внутри своей собственной души.

Не воюй с собой, не устраивай войну в своем сердце, учись мирно решать свои внутренние конфликты. Тогда они не будут выплескиваться наружу через различные проявления твоего духа. И когда этот дух будет мирен, то и все дела твои тоже будут совершаться в мире и любви, ими будет пропитано каждое твое слово, каждый взгляд, каждый поступок. Ты как будто станешь живым образом кроткого и смиренного Бога. И люди, глядя на твои дела, будут прославлять этого Бога, стремиться к Нему, приходить под Его благое иго и брать Его легкое бремя евангельских заповедей. Вот что значат слова «Стяжи дух мирен ­­— и тысячи спасутся вокруг тебя».

что такое стяжательство в православии. Смотреть фото что такое стяжательство в православии. Смотреть картинку что такое стяжательство в православии. Картинка про что такое стяжательство в православии. Фото что такое стяжательство в православии

Мирный дух — необходимое условие для уподобления себя Богу. Но для того, чтобы приобрести его, сначала нужно избавиться от духа неприязни. Его действие каждый из нас так или иначе испытал на собственном опыте. Неприязненным наш дух становится там, где мы обижаемся на кого-либо, завидуем чужому успеху, ревнуем, ненавидим, желаем кому-либо зла. Общий принцип святоотеческих наставлений в подобных случаях таков: увидев в себе неприязненное расположение духа к другому человеку, следует немедленно обратиться к Богу в покаянной молитве с просьбой помиловать и нас, и этого человека.

Ну а самый простой способ научиться преодолевать дух неприязни — применить этот принцип к себе самому. Ведь и к себе мы тоже очень часто испытываем неприязнь, порой куда более сильную, чем к другим.

И от этой внутренней вражды с самим собой наше сердце смущается ничуть не меньше, чем от вражды с ближними. На смену этой разрушительной неприязни к себе и должен прийти тот мирный дух, о котором говорит преподобный Серафим Саровский.

О том же, как успокаивать такой свой внутренний мятеж, подробно рассказывает уже другой благодатный наставник, преподобный Анатолий Оптинский.

Эти его слова из письма, адресованного духовной дочери, можно смело брать для себя как практическое руководство по избавлению от духа неприязни к себе и приобретению мирного духа, уподобляющего нас Богу Любви: «Когда пришло благое желание помолиться Богу и прочитать то и то, помолитесь и прочитайте покойным духом. Не исполнили желания по немощи, спокойным духом скажите: помилуй мя, Господи, яко немощна есмь. Не исполнили благие желания от лености и нерадения, опять спокойным духом скажите: Господи, не вниди в суд с рабой Твоей. Пришли дурные мысли, снова спокойным духом скажите: Господи, избави меня от сих. Осердились на кого или осудили за что, снова тем же спокойным духом обратитесь ко Господу и скажите: согрешила, Господи, прости меня, горделивую и нетерпеливую! Вдруг, как туча, нашли тоска и отчаяние, снова ко Гоcподу обратитесь и скажите к своей унылой душе: вскую прискорбна еси душа моя, и вскую смущаеши мя! Уповай на Бога. И таким образом во всех случаях старайтесь сохранять сердце свое в спокойствии от смущения! Как от неприязненнаго духа».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *