что такое створный маяк
Створный маяк
Уникальный памятник архитектуры, расположенный на центральной набережной курорта. Является старейшим из действующих маяков Черноморского побережья России. Был заложен 19 августа 1897 года, о чем свидетельствует металлическая табличка на входе. Создатель маяка — французский архитектор Франсуа де Тонде. Своим появлением данный объект турпоказа обязан российско-французскому цементному заводу, который в те годы действовал на побережье. Рядом с предприятием располагалась пристань, откуда продукцию грузили на суда и отправляли покупателям. Чтобы освещать путь грузовым кораблям, французские акционеры решили построить маяк.
Здание, построенное в стиле модерн, дошло до нас в первозданном виде. Оно представляет собой бело-красное двухэтажное строение с небольшой четырехгранной башней и цветными витражами. На крыше размещен флюгер, указывающий стороны света. «Створным» маяк называется из-за принципа своей работы. Его центральная деталь – металлические створки, которые разграничивают свет лампочек. При движении со стороны Толстого мыса кораблю виден зеленый свет. Со стороны Тонкого мыса – красный. С помощью этих сигналов моряки могут определить безопасный путь в бухту. Старый геленджикский маяк пережил революцию и две войны, но ни разу не выходил из строя. В 1957 году во время ремонтных работ керосиновую лампу заменили электрической. В остальном его внешний вид и техническое оснащение, включая оптику, сохранились с момента постройки. Не смотря на строительство нового современного маяка на Толстом мысу, его предшественник до сих пор исправно служат местному судоходству.
Как добраться
Расположение: Старый створный маяк находится на центральной набережной Геленджика, по соседству с пансионатом «Кавказ» (пересечение с ул. Маячной).
Как добраться: Добраться до маяка из центральной части города можно пешком, двигаясь в сторону Тонкого мыса. Также можно воспользоваться общественным транспортом. Вам подойдет любой автобус, идущий по улице Луначарского (остановка «Сосновая роща»).
Расположение на карте
Видео
Геленджик: от Кабардинки до Тешебса
Новости и достопримечательности Геленджика и Краснодарского края
Маяки Геленджика
Сегодня я расскажу Вам про маяки Геленджика.
Их в нашем городе всего два: первый (и самый большой) расположен в районе Толстого мыса — его прекрасно видно из любой части города. Второй маяк — Створный маяк — расположен в центре Геленджикской бухты.
Маяки Геленджика
Геленджикский маяк
Маяк «Мыс Толстый», или геленджикский маяк, по своей функции — это опознавательный входной маяк, который очень важен не только морякам, следующим в Геленджикскую бухту, но и идущим в Новороссийск.
В 80-90 гг XIX века началось обустройство Цемесской бухты маяками. В этот же период на Толстом мысу начали строительство маячного городка, который обозначал вход в Геленджикскую бухту. В то время селение Геленджик занимало небольшую юго-восточную часть берега бухты. Поэтому маячный городок «Мыс Толстый» находился далеко от самого селения.
Первоначально здесь был оборудован опознавательный знак, представляющий собой столб с керосиновым фонарём, а также погреб для хранения керосина и служебные постройки.
Им на смену пришла круглая маячная башня с электрическим оборудованием. Она сохранилась и поныне.
И лишь спустя почти 100 лет с момента основания маяка «Мыс Толстый» был, в 1985 году была построена современная башня маяка. Именно эта многогранная красно-белая колонна высотой 50 м (а это почти 16-этажный дом!) и стала достопримечательностью Геленджика сегодня.
Подняться на 50-метровую высоту можно только по винтовой лестнице. Первоначально предполагался лифт. И он даже был изготовлен в Армении, бывшей тогда еще частью СССР. Однако, как рассказывает история, так и не был доставлен в Геленджик в связи с землетрясением в Спитаке.
Свет маяка виден на расстоянии 21 морской мили. Этому способствует установленная на маяке аппаратура МВМ-930. Основа оборудования для освещения – маячная линза, которая представляет собой прозрачный шар из горного хрусталя!
Очень часто смотрителями маяка становятся из поколения в поколение. Геленджикский маяк не исключение. Долгое время маячниками здесь служат члены семьи Виктора Михайловича Терехова, а до этого – династия Юрченко.
В настоящее время территория геленджикского маяка является закрытой для свободного доступа.
Створный маяк Геленджика
Створный маяк – это не только один из старейших, но все еще действующих маяков на Черноморском побережье, но и памятник архитектуры.
Он является одним из немногих объектов, уцелевших в Геленджике после Второй мировой войны.
Передний створный маяк располагается на Лермонтовском бульваре, по ул. Маячная, 1.
История создания Створного маяка Геленджика относится к концу XIX века. Военно-морское ведомство первоначально хотело оборудовать его, как и Маяк «Мыс Толстый», примитивным керосиновым светильником на опоре. По сведениям местной газеты того времени «Колхозное Черноморье», его строительство затягивалось. Это было связано с нежеланием местных властей предоставлять участок берега, т.к., по-видимому, эти земли уже были распланированы под дачные усадьбы состоятельных застройщиков.
Однако уже с 1894 года уже существовал цементный завод французско-русской компании, заинтересованный в безопасном вывозе продукции морским путем. Были и другие компании, тоже нуждающиеся в безопасной навигации в Геленджикской бухте. По их инициативе (а возможно, и за их счет) вместо примитивного оборудования здесь появилось великолепное здание, доныне являющееся украшением набережной. Створный маяк был построен 19 августа 1897 года.
Если бы не традиционная красно-белая разметка навигационных сооружений и табличка на ограде, можно было бы смело подумать, что это корпус санатория или гостиница.
Он совершенно не похож на традиционную «маячную башню». 2-этажное здание в стиле модерн с нарядной отделкой и балконом включало в себя помимо повышенной рабочей части маяка и другие служебные и жилые помещения. Рабочая часть маяка увенчана изящным флюгером и выделяется яркой красной полосой мореходного створа. Световая часть створа скрыта в небольшом эркере, где находится оборудование, установленное французской фирмой более 100 лет назад. Автором здания считается француз Франсуа Жозеф де Тонде, сведений о котором, к сожалению, не сохранились.
Задний створ маяка установлен на отроге Маркотхского хребта в виде обелиска вблизи Сафари-Парка. Однако он потерял свою значимость, когда был установлен дополнительный знак на крыше одного из корпусов пансионата «Сосновая роща», построенного на линии створа.
К сожалению, экскурсий туда нет. Маяк – закрытый объект Министерства обороны.
На набережной перед маяком установлен единственный в России памятник смотрителю маяка «Старый маячник».
Как работает створный маяк
Створные маяки в отличие от опознавательных, служащих для обозначения какой-либо точки или опасности, всегда работают в паре. Они указывают на определенную линию и предупреждают моряков о необходимости смены курса. Пара створных маяков строится разной высоты. Задний створ маяка всегда выше. Тот, который находится на набережной, является передним, ближним к судну.
Если судно на правильном курсе, видны сразу оба маяка визуально один над другим. В противном случае моряку понятно, в какую сторону производить корректировку курса.
Единственная лампочка, окруженная отражателями, наполняет темную комнату волшебным светом. Окно выступает мансардой, а стекла в нем – из красных и зеленых витражей.
В башню маяка встроен короб с жалюзи, которые, по сути, и есть те самые створки, давшие название этому типу маяков. Эти створки закрывают свет фонарей: зеленого и красного.
Зеленый свет сигнализирует, что судно находится справа от безопасной области для приближающихся к берегу судов, а красный – о том, что корабль находится слева от этой области.
Таким образом регулируется безопасный заход в бухту.
Створный маяк в Геленджике бесперебойно работает уже более 100 лет.
Это один из старейших маяков на Черноморском побережье Северного Кавказа и одно из старейших зданий в Геленджике.
И к тому же ветеран, переживший и сохранивший свою работоспособность во время и после Великой Отечественной войны. Из 69 маяков в Азово-Черноморском бассейне в ходе войны было разрушено 42. Такая же участь была уготована и геленджикскому створному маяку. Все было подготовлено для его разрушения в случае прорыва немецкой армии и захвата Геленджика. Однако этого не случилось.
За всю историю существования этого сооружения была заменена только одна маленькая деталь – лампа маяка. В 1927 году керосиновую заменили на электрическую.
Свет створного маяка настолько ярок, что виден за 9 миль от берега! Такой эффект создают отражатели, сделанные из горного хрусталя.
Сегодня и маяк «Мыс Толстый», и передний створный маяк находятся в окружении городской застройки и утопают в зелени. Однако их путеводные огни не должны затеряться среди городского освещения, ведь они обеспечивают безопасность мореплавания. Недаром говоря, что «маяки – святыня морей»!
Какие есть маяки в Геленджике?
Со времен заселения Геленджикской бухты и ее обустройства морякам требовался опознавательный знак для захода в бухту и линии корректировки курса. С тех пор в Геленджике существуют 2 вида маяка. Какие есть маяки в Геленджике сегодня?
Маяки делятся на 2 вида: береговые и морские, плавучие. В свое время береговые маяки по выполняемой функции делятся на: опознавательные и створные маяки. В Геленджике существует, как опознавательный, так и створный маяки.
Опознавательный маяк в Геленджике
Опознавательный маяк всегда одиночный, служащий для обозначения определенной точки поверхности, знаком при входе в порт, а также для обозначения опасных участков. Геленджикский опознавательный маяк находится на Толстом мысе.
История этого маяка приходится на 1899 год, когда началось обустройство Цемесской бухты. Маяк строился с целью обозначения Геленджикской бухты и опасного участка Толстого мыса. Представлял маяк из себя столб с керосиновой лампой-прожектором с отражающим зеркалом. В 1985 году на смену старому маяку пришла современная 50 метровая башня, раскрашенная в бело-красную полоску. Для освещения используется маячная линза из горного хрусталя, представляющая собой шар. Свет от Геленджикского маяка виден на расстоянии 21 морской мили, этот могучий маяк туристы могут наблюдать и сегодня. Увидеть маяк можно прогулявшись до Толстого мыса, с территории новой набережной «Круча» маяк открывается во всей своей красе. Также увидеть маяк можно заказав морскую прогулку в открытое море. Купание на этой экскурсии проходит на фоне маяка и можно сделать зрелищные фото.
Рассматривая, какие есть маяки в Геленджике, не стоит забывать и о створном маяке.
Створный маяк в Геленджике
Створный маяк работает всегда в паре и служит для обозначения определенной линии на карте. Также маяк используется для изменения курса судна для входа в гавань или порт. Для обозначения используются два маяка разной высотой. Маяк, расположенный выше, он находится дальше, чем маяк меньшего размера. Если судно выбрало правильный путь, то видно два маяка одновременно, один над другим.
Геленджикский маяк расположен на набережной и является «передним». Но куда же делся «задний» маяк? Маяк, который был выше и находился дальше «переднего», был заброшен в Геленджике в 80-е годы. Он находился за пансионатом «Сосновая роща» ближе к объездной дороге. Построенный пансионат был гораздо выше маяка и загораживал его, поэтому приняли решение опознавательные знаки установить на крыше санатория «Сосновая роща». Так был заброшен «задний» маяк и сейчас там руины в форме пирамиды.
Данный «передний» маяк является действующим и относится к памятнику архитектуры Краснодарского края. Для возведения этого маяка существовали проблемы, так как к этому времени береговая линия была почти распродана под строительство дачных усадьб. Цементный завод французско-русской компании, который существовал в то время, был заинтересован в безопасности вывоза продукции морским путем и предпринял все свои силы, чтобы этот маяк возвели. Началось его строительство в 1897 году, а в 1906 году было законченно возведение белой каменной четырехгранной башни.
Находится «передний» створный маяк на улице Маячная д.1, вблизи пансионата имени Ломоносова. Рядом с маяком имеется скульптура «Старый маячник».
В статье мы рассмотрели, какие есть маяки в Геленджике, их историю и значимость. На посещение этих маяков отсутствуют экскурсии. Понаблюдать за ними можно прогулявшись по набережной. В статье «Набережная Геленджика» описываются три части набережной и что можно посетить и увидеть на каждой из них.
На маяки в Геленджике гражданским запрещено заходить на территорию, только работникам. Экскурсии на маяк в Геленджике не существует.
Маяки России: 10 живописных мест
Маяки — романтичные сооружения, которые освещают путь мореплавателям, предупреждая об опасности и о том, что берег совсем близко. Мы привыкли любоваться ими где-то за границей, но в нашей стране тоже есть, на что посмотреть.
Осиновецкий маяк
Действующий маяк, строительство которого началось в 1905 году, расположен на юго-западном берегу Ладожского озера. Его высота — 70 м: чтобы подняться на маяк, нужно преодолеть 366 ступеней.
Посещение маяка можно совместить с пляжным отдыхом на озере.
Маяк не охраняется, так что можно осмотреть его вблизи.
Кстати, свет его прожектора виден за 40 км. Во время блокады Ленинграда Осиновецкий маяк служил важным ориентиром на Дороге жизни — единственной на тот момент транспортной магистрали через Ладожское озеро.
В наши дни маяк находится в ведении Минобороны России, но не охраняется: туристы могут подойти поближе, чтобы осмотреть историческое сооружение.
Дербентский маяк
Самый южный маяк России находится в городе Дербент и включён не только в список охраняемых памятников нашей страны, но и в исторический список ЮНЕСКО.
Самый южный маяк России. Фото: Шамиль Магомедов / wikipedia.org (слева) и Oleg Moro / wikipedia.org (справа)
Дербентский маяк был построен в 1853 году и до сих пор функционирует: его сигнал виден на расстоянии до 33 км.
Отыскать маяк не составит труда — он расположен в центре Дербента. Его можно увидеть с улицы Советской, если пройти мимо парка Кирова в направлении моря и свернуть направо сразу за парком.
Маяк «Ирбенский»
«Ирбенский» — последний обитаемый плавучий маяк, построенный в мире! Он появился в 1962 году и ещё в 70-80-е годы прошлого столетия плавучий маяк выходил в Балтийское море для предупреждения навигационной опасности и указания мореплавателям точки подхода к порту.
Плавучий маяк (обитаемый) — последний подобный экземпляр в мире. Фото: Pavel Kosolapov / Shutterstock.com
После смерти своего капитана «Ирбенский» остался не у дел. В 2009 году судно выставили на торги в качестве металлолома, однако его удалось спасти: у плавучего маяка появился новый хозяин — Музей мирового океана, у которого уже был опыт реставрации и экспонирования уникальных кораблей в Калининграде и Санкт-Петербурге.
Анапский маяк, Краснодарский край
Маяк был основан в 1898 году. В 1909 году он заработал и стал освещать путь прибывающим и проплывающим мимо кораблям.
У маяка интересная конструкция: он имеет восьмигранную башню, высота которой 21 м, с тремя чёрными горизонтальными полосами. Высота центрального огня над уровнем моря — 43 м, дальность действия — 18,5 миль (около 30 км).
Внутрь не пускают, но это и не нужно — и так красиво.
Во время Великой Отечественной Войны маяк был разрушен: стратегически важный объект удалось восстановить только в 1955 году.
Маяк Анива
Маяк Анива считается одним из самых труднодоступных маяков России. В 1939 году его установили на небольшой скале Сивучья, возле скалистого мыса Анива. Район изобилует течениями и частыми туманами: по фото это местечко кажется таинственным и зловещим.
Маяк появился в тот период, когда южная часть Сахалина отошла Японии. Автором проекта был инженер Синобу Миура. Анива стал самым сложным техническим сооружением на всём Сахалине и одним из интереснейших достижений мировой практики маячного строительства того времени.
Добраться сюда — дело не из лёгкий.
Маяк уже начал разрушаться, так что любуемся, пока есть возможность.
Сложность заключалась в том, что все материалы приходилось доставлять по бушующему морю. Хранить на месте их было негде, поэтому они сразу встраивались в конструкцию.
После окончания Второй Мировой войны в Южно-Сахалинск вошли советские войска. В 90-е годы прошлого столетия военные установили на маяке автономную систему питания и сняли с вахты персонал, который до этого нёс службу на Аниве.
В прошлом году маяк отметил свой 80-летний юбилей. С 2006 года за ним перестали следить: маяк потух и пришёл в запустение. К сожалению, Анива постепенно разрушается под воздействием тайфунов, воды и времени.
Токаревский маяк
Один из старейших маяков Владивостока был возведён ещё в 1876 году на оконечности токаревской кошки — искусственно насыпанной дамбы на узкой отмели. Именно здесь заканчивается материк и начинается Японское море, впадающее в Тихий океан.
Здесь начинается Японское море.
Подойти к маяку можно только во время отлива.
Во время отлива к маяку можно пройти по тонкой полоске суши, во время прилива — пройтись босиком или заранее позаботиться о непромокаемой обуви.
Туристы и местные жители приходят сюда не только за атмосферными фотографиями, но и чтобы посмотреть на здешних обитателей — пятнистых тюленей-ларг, приплывающих зимой.
Святоносский маяк
Святоносский маяк — один из самых отдалённых маяков России. Старейший и до сих пор действующий маяк Баренцева моря функционирует с 1862 года.
В первые годы маяк обслуживала команда из нескольких человек (в разных источниках — от семи до восьми), однако после того, как многие умерли от цинги, было решено, что за маяком присмотрят вольнонаемные служащие.
Навряд ли кто-то из нас там окажется, поэтому просто будем знать, что и такие маяки бывают. Фото: Сергей Груздев / wikipedia.org
Во время Первой мировой войны маяк функционировал не всегда — только по указанию военного командования, когда необходимо было обеспечить проход российских кораблей.
С 1968 года и по сей день штат маяка состоит из семи человек. В 2002 году Святоносский маяк включили в «список вновь выявленных объектов на территории Мурманской области, представляющих историческую, научную или иную художественную ценность».
Маяк в Мержаново
В 2017 году маяк в Мержаново построили для съёмок телесериала «Смотритель маяка». После того как работа над кинокартиной закончилась, башню разбирать не стали.
Маяк остался после съемок сериала и стал местной достопримечательностью.
За постройками следят, так что территория облагорожена. Тут приятно погулять.
В течение следующих полутора лет конструкция оставалась без внимания и стала постепенно разрушаться. Весной 2019 года сооружение перешло в руки частных лиц, которые занялись благоустройством территории.
Сегодня к маяку можно приехать, чтобы побывать на месте съёмок и сделать красивые фотографии. Стоимость посещения — 100 руб.
Створный маяк
Строительство маяка длилось почти 10 лет и было завершено в 1906 году возведением примыкающей к двухэтажному жилому дому белой каменной четырёхгранной башни высотой 13 м.
Сразу и не скажешь, что и это маяк.
Прошло больше 100 лет, но маяк до сих пор функционирует: светооптический аппарат с красным огнём, свет которого виден почти на 15 км, обеспечивает безопасность кораблей при входе в Геленджикскую бухту.
Экскурсий по территории маяка не проводят, но к зданию всегда можно подойти, чтобы рассмотреть сооружение ближе.
Тарханкутский маяк
Маяк, расположенный на одноимённом мысе, представляет собой 38-метровую башню, выполненную из инкерманского известняка.
Маяк функционирует уже более 200 лет: он был построен ещё в 1816 году. С тех пор его облик практически не изменился, менялось лишь оптическое оборудование на самой башне.
Действующий маяк, куда, по слухам, можно попасть, если повезёт договориться с охранниками.
На вершину маяка ведёт лестница, состоящая из 142 ступеней. Официально башня считается закрытым объектом. Судя по информации в интернете, охрана время от времени разрешает туристам попасть внутрь, чтобы подняться на смотровую площадку – надеемся, тебе повезет!
Маяки притягивают людей своей атмосферой, ведь именно здесь заканчивается земля и начинается океан (или море). Скажем честно: не ко всем из вышеперечисленных маяков так просто добраться, но если будешь где-то поблизости — обязательно выдели время на осмотр. Оно того стоит.
Что такое створный маяк
Величественные исполины побережья. Тысячелетиями они указывают путь к родным берегам, оберегают мореплавателей от опасностей прибрежных вод, дают луч надежды на спасение.
История возникновения
В древности моряки, плавая в ночное время, ориетнировались по обыкновенным кострам, которые горели вдоль побережья. В десятой песне «Одиссеи» он рассказывает о том, что жители Итаки зажигали огни для того, чтобы Одиссей смог найти родную гавань. Прошло много веков прежде чем люди начали строить специальные маячные сооружения. Первые сведения о маяках-башнях сообщает римский историк Плиний Старший в своей «Естественной истории». В его время маяки были в Александрии, Остии, Равенне и других портах Средиземного моря. Самым древним маяком считается Александрийская, или Фаросская, башня, построенная в 283 г. до н.э. в устье Нила при входе в Александрийскую гавань. Она была сооружена греческим зодчим Состратом по приказу египетского царя Птоломея Филадельфа. Ночью на вершине башни горел костер, который, по свидетельству современников, «сиял подобно звезде» и был виден на расстоянии около 30 морских миль. К началу нашей эры в мире существовало 27 маяков. Они освещали берега проливов Дарданеллы, Босфор, Ла-Манш, Апеннинского полуострова, Южной Франции, Испании. В средние века с расцветом коммерческой деятельности Ганзейского союза маяки-башни появились и в Северном море. Первый из них был сооружен купцами вольного города Гамбург в 1286 г. на острове Нейверк при подходе к устью Эльбы.
Не смотря на технический прогресс и XXI век, маяки по-прежнему являются неотъемлемой частью системы навигации на море. Помимо чисто технической стороны обеспечения безопасности на море, световые маяки привлекают многих как достопримечательность в любой местности мира. Посещение светового маяка для местности, где он расположен, является практически обязательным пунктом экскурсионной программы.
Виды маяков
Эти сооружения строятся на берегу, иногда, в близи от берега, могут быть возведены, на прибрежных островах.
Береговые маяки по выполняемой функции различаются: Опознавательные (одиночные) маяки – они служат, для обозначения определенной точки на водной или земной поверхности, служат, в частности знаками, при входе в порт, а также в тех местах, где корабли меняют свой курс, а также для обозначения опасных участков на воде.
Морские маяки или «плавучие» устанавливают на морских судах. Их могут используют вдали от береговой линии, при заходах в порт, служат в качестве лоцманской станции. Они оснащены сильным источником света с применением средств оптического увеличения света, для того, чтоб быть хорошо заметными в ночное время.
Маяки в России
Возникновение маяков в России относится_ко времени зарождения регулярного отечественного флота. С выходом русского государства к морям Петру I приходилось проявлять заботу об обеспечении безопасности мореплавания, в частности, путем постройки маяков, опознавательных знаков и ограждения фарватеров.
Первый маяк был построен на Азовском море в устье Дона во время похода на Азов (1696 г.). Петровский «первенец» также освещался кострами. Если придерживаться хронологического порядка появления маяков в царской России, далее необходимо обратиться к Архангельску на Белом море, где до основания Петербурга была сосредоточена вся военно-морская и торговая деятельность русского царя. Указом Великого Преобразователя 1705 г. на Северной Двине при входе в Архангельский порт было сооружено плавучее ограждение. С тех пор маячное дело стало быстро развиваться, несмотря на ощутимые финансовые затруднения из-за многочисленных войн. Заметим, что к указам о постройке новых маяков Петр I иногда прилагал и собственноручные схематические чертежи предполагаемых сооружений с указаниями общего характера.
Наблюдение за освещением маяков поручалось унтер-офицерам с матросами, лоцманам или пехотным солдатам, а иногда и просто крестьянам по указанию местного начальства. Каждый раз при отправлении на маяк наблюдающим за освещением давались инструкции, которые всегда неизменно заканчивались указанием «иметь прилежное смотрение, в крепкой осторожности, дабы [маяки] содержаны были всегда исправно» и «огонь великой и высокой горел». С прекращением освещения на зимнее время большая часть людей возвращались на прежние места службы, а для зимнего присмотра за маяком обычно оставлялось два человека.
В России в районе Кольского полуострова, маяк Святоносский является одним из самых больших и старых и в связи с этим представляет собой историческую ценность.
Маяк Святоносский установлен на полуострове Святой Нос Высота башни от основания 22 метра. Высота огня от уровня моря 94 метра. Дальность видимости 22 мили.
Развитие маячного строительств на Севере связано с именем отважного помора И. И. Пашина, совершившего на своей небольшой ладье «Святой Николай» два беспримерных плавания из Архангельска в Петербург вокруг Скандинавии. Благодаря этим плаваниям Пашин стал известен высоким царским чиновникам и широкой общественности. Находясь в 1835 году в столице, он подал прошение министру финансов, который в то время заведовал торговым мореплаванием. В своём письме Пашин подробно раскрыл навигационную и экономическую необходимость учредить в Белом море и на Мурманском берегу ряд освещаемых маяков по образцу западных стран и балтийских берегов России. В первую очередь мореход считал целесообразным поставить освещаемые маяки в пунктах, где во время осеннего плавания в Архангельск поморские и иностранные парусники резко меняли свой курс: на мысах Святой Нос, Городецкий, Терско-Орловский, Пулонга, Зимние горы, на островах Мудьюг, Жижтин, Жужмун, Сосновец.
В 1835 году Морским Министерством было принято решение построить на Белом море 9 маяков для обеспечения необходимого для безопасности плавания освещения берегов. В их числе значился маяк на полуострове Святой Нос, причём этому маяку было уделено особое внимание. В «Докладе по Департаменту Гидрографическому», подписанному генерал-майором Зелёным, сказано: «Маяк на Святом Носе, входной маяк в Белое море, существенно необходим, а не существование подобного входного маяка, единственный пример в Европейских морях; причина подобного случая разве может объясняться тем, что наши военные суда, по преимуществу выходят из Белого моря, а не входят в него, и потому не ощущают той настоятельной потребности, в которой нуждаются купеческие суда. Подобные входные маяки должны иметь самое яркое освещение, какое только возможно, и потому Департамент полагает, что на Святом Носе действительно нужно иметь огонь первоклассный и даже с проблесками, которые усиливают яркость света и ясно отличают маячный огонь от постороннего».
Первоначально на полуострове Святой Нос планировалось построить каменный маяк с аппаратом диоптрической системы Френеля. Из-за дороговизны такого проекта и сложности последующих ремонтных работ было принято решение о закупке чугунного или железного маяка за границей с последующей доставкой его в разобранном виде на полуостров Святой Нос, где планировалось его собрать.
18 марта 1859 года Главный командир Архангельского порта генерал-адъютант Б. А. Гяазенал обратился в Гидрографический Департамент Морского Министерства со следующим предложением: «я полагаю, что при самом ограниченном ассигновании, устройство деревянных маяков с должным расчётом проектированных, при меньшей их ценности сравнительно железными и каменными, может принести надлежащую пользу и на весьма продолжительное время».
Английский заводчик Гриссель с которым велись переговоры по изготовлению металлического маяка, не предоставил соответствующих детальных чертежей, а сделал только фасады маяка. Чертёж фасада маяка сделан на высоком художественном уровне ( он храниться в ЦГА ВМФ ), но не позволял проверить соответствие требуемой им суммы в 57 тыс. рублей. К тому же анализ климатических условий показал необходимость соответствующей обработки металлический деталей, что приводило к существенному удорожанию всей конструкции маяка. Всё это, плюс нехватка средств, привело к тому, что Его Императорское Величество Государь Император Александр Николаевич «… Высочайше утвердить изволил…» проект деревянного маяка на полуострове Святой Нос. Вместо аппарата системы Френеля ( современнейшего на это время ) было принято решение установить на маяке обыкновенные рефлекторы, изготовить которые в ламповой мастерской Дирекции Балтийских маяков в Талинне.
Подряд на постройку деревянных служб ( жилые и служебные здания и сооружения ) для маяка и доставку их на место взял архангельский купец Иван Ермолаевич Торопов. Постройка велась в селении Соломбала. Службы в разобранном виде были перевезены на полуостров и там собраны. Были построены: дом смотрителя, казарма, баня, кладовая с ледником, сарай для цистерн. Позже в Архангельске была собрана и маячная башня, которая в разобранном виде была перевезена морем на п-ов Святой Нос, где и была установлена предположительно к 15 (по старому стилю) сентября 1862 года. Тогда же на маяк была доставлена катоптрическая система с аргантовъми лампами из Таллинна.
Право на сооружение и содержание маяков в то время принадлежало не только правительству, но и частным лицам, поэтому владельцы прибрежных имений нередко строили для своих нужд маяки и эксплуатировали их частично собственными силами, частично сдачей в аренду. Маячные огни, ничем не отличавшиеся от огней, разводимых местным населением, часто приводили к кораблекрушениям.
Однако наибольшие неудобства были связаны с тем, что частным владельцам разрешалось содержать маячные огни за свой счет. Эти владельцы, пользуясь древним постановлением Берегового права, которое дозволяло брать часть ценности разбитого судна и его груза, нередко специально гасили маячный огонь или зажигали его на другом месте, способствуя кораблекрушениям.