что такое сценография в театре
Сценография
Нестеров А.К. Сценография // Энциклопедия Нестеровых
Искусство сценографии
Для современных театров, художественных студий, анимационных программ и других сфер творческих представлений сценография является основой пространственных решений. В данном термине отражаются проблемы, стоящие перед визуальной значимостью художественного образа, заложенного авторами.
Практические интересы развивающегося искусства спонтанно выдвинули сценографию в качестве базовой основы планирования и разработки художественных спектаклей, анимационных программ, выставочных мероприятий и т.п., ее суммарная многозначность только подтверждает необходимость в дальнейшем развитии сценографической деятельности.
Поэтому значимость сценографии в понимании и восприятии художественного замысла и для реализации пространственного решения по задумке автора очевидна.
Сценография должна включать сценическое оформление как необходимый момент художественной целостности любых постановок, она должна сформулировать принципы деятельности актеров и участников спектакля, выступления во время его проведения. Пространственное решение каждого мероприятия должно отвечать выбранной тематике и действиям участников в структуре выступления в целом.
В самом общем определении сценография – это вид художественной деятельности, в основе которого заложено оформление спектакля, выступления, создание изобразительного образа, который воспринимается зрителями и участникам как единое целое, существующее в сценической форме, времени и пространстве.
Сценография – это наука о художественно-технических средствах создания и проведения спектакля. Все художественно-декорационные и технические средства, которые используются в реализации сценической программы или мероприятия, рассматриваются сценографией как элементы, создающие художественную форму представления.
В практическом плане сценография представляет собой создание зрительного образа представления посредством оформления места проведения декорациями, освещением, постановочной техникой, а также посредством создания костюмов актеров в духе сценария. Фактически, постановка спектакля и создание правильного восприятия у зрителей и участников зависит от того, насколько органично подобраны элементы представления в процессе сценографии.
Сценография означает создание зрительного образа посредством декораций, костюмов, освещения и постановочной техники. Особая зрелищность, сложные эффекты требуют работы сценических механизмов, которые могут сменить декорации за занавесом или на глазах у публики.
Сценография появилась в Древней Греции, возможно, происходит от термина «скенография», который в свое время понимался как «роспись сцены», то есть применение «живописных перспектив» в оформлении сцены.
На первый взгляд, сама структура слова сценография намекает на специфику деятельности художника по оформлению. Но если понимать сценографию только как художественное оформление, то возникает вопрос – сводится ли сценография только к декорации и костюмам актеров.
Однако, значение сценографии в структуре спектакля и представления шире, так как изображаемое на декорациях – это, прежде всего, развитие действий актеров в определенной пространственной среде в рамках тематики выступления. То есть, на самом деле, сценография – это термин, содержание которого значительно шире, чем прямое значение слова. Содержание сценографии в структуре спектакля означает не только изображение на декорациях и костюмах, но и постановочную деятельность актеров. Причем все это осуществляется в рамках, заданных темой представления.
К тому же, если декорации создаются, в основном, на изучении материала различных художников, иллюстраторов и т.п., то сценография в целом должна ориентироваться на всю пространственную трактовку спектакля, на все то, что формирует визуальную значимость постановочного образа. Простейшим примером представления может служить Новогодняя Елка. Например, внезапное появление сотового телефона у Деда Мороза на новогоднем празднике уничтожит созданный образ. Однако, если обставить это как шутку и адаптировать программу к современным особенностям, это будет воспринято зрителями адекватно и не создаст неприятного впечатления.
Типы сценографии
Сценография может быть трех типов:
Подробная сценография включает в себя полное оформление места проведения спектакля в соответствии с его программой, костюмированных участников, детально проработанный сценарий, скоординированные действия всех актеров на каждом этапе и полное отсутствие внешних воздействий в период выступления. Подобные методы применяются для постановок серьезных тематических спектаклей с полным соответствием антуражу.
Лаконичная сценография означает общее оформление места проведения спектакля без внимания к деталям, слабо детализированные костюмы актеров, общий сценарий с основными репликами актеров. В основном спектакли и выступления такого уровня организуются на корпоративных и социальных мероприятиях.
Минимальная сценография подразумевает выступление актеров без костюмов, без оформления места проведения спектакля. Фактически, минимальная сценография – это выступление на заготовленной сцене под музыкальное сопровождение. Такой подход применяется в самых простых спектаклях и выступлениях, например, анимационных программах, проводимых по схеме ведущий – актеры – зрители – конкурсы – призы.
Вообще в сфере социально-культурного сервиса и туризма термин сценография получил широкое распространение. Часто этим термином обозначают один из ключевых моментов анимационных программ – пространственное решение мероприятия.
Современная сценография
Отчасти данный термин ограничивается в своем содержании, потому что отсутствует единая теоретическая база по данному направлению. Несмотря на то, что эта составляющая театрального искусства существует с самого момента зарождения театра и спектаклей, сценография не может похвастаться сколько-нибудь детально проработанной теоретической концепцией. Напротив, прикладные аспекты сценографии подробно и детально проработаны.
Современная сценография включает в себя систему элементов, обеспечивающих эффективность проведения спектакля и выступления.
Несмотря на это, многие подразумевают под сценографией исключительно декорационное искусство. Это в корне неверно. Термин «декорационное искусство», буквально обозначает «декорировать, украшать что-то» и относится в основном к театральным приемам украшениям. Собственно, театральные приемы сценографии и положили начало сценографии во всех других сферах, связанных с представлениями и выступлениями. Например, развлекательный сервис позаимствовал театральные методы и подходы для оформления мероприятий. Однако декорационное искусство – это только часть театральной сценографии, а не ее полное содержание.
Поэтому сценография – это не только декорирование места проведения спектакля, выступления, представления или иного мероприятия, так как, на самом деле, это не отвечает своей сути, а лишь характеризует определенный прием подготовки места проведения. Сценография включает в себя эстетическую позицию определенной тематики, в рамках которой проводится спектакль или выступление. Следовательно, универсальность применения сценографии весьма условна, поскольку то, что должна включать сценография, зависит от концепции спектакля.
Замысел режиссера заставляет актеров и зрителей учитывать пространственную и тематическую определенность спектакля. Поэтому классическое восприятие окружения изменяется, благодаря чему и становится возможным ощущение у зрителей и участников причастности к действию. Это залог успеха любого спектакля и выступления, который обеспечивает сценография.
Утверждение новых задач и возможностей, стоящих перед современным театром и актерским мастерством, возможно за счет расширения возможностей сценографии. Необходимо развитие визуальной значимости художественных образов, целостности представления и постановки, а также интерактивности общения актеров и участников со зрителями.
Если есть пространство, созданное посредством сценографии, где разворачивается действие художественной постановки, то оно уже влияет на образ и восприятие у зрителей и участников. Поскольку художественная деятельность весьма характерна и отличается от, например, игры актеров в кино, то сценография должна помогать актерам реализовать свое исполнительское мастерство.
Поэтому сценография имеет ярко выраженную зависимость от художественного контекста постановки, обусловленную характерными особенностями организуемого выступления. В результате, развитие сценографии осуществляется за счет того, что с каждой новой художественной постановкой сценографии ставятся новые задачи, и каждый раз они становятся более сложными и комплексными.
На практике, отдельная должность сценографа в деятельности театральных, цирковых и иных художественных групп выделяется только в крупных учреждениях культуры и социально-культурного сервиса. Также должность сценографа есть в крупных предприятиях, занимающихся организацией праздников и мероприятий, в том числе в крупных отелях, санаториях и т.п. Сценограф в таком случае является своеобразным постановочным технологом, архитектором, конструктором и инженером проводимых представлений и мероприятий.
В небольших творческих коллективах функции сценографа выполняют сами их члены и актеры. В их задачи входит и оформление пространства, выделяемого для проведения выступления, и создание целостного художественного образа проектируемой постановки.
Максимум, что делается вне художественной группы, это изготовление декораций. При этом любой профессиональный художник способен выполнить художественное оформление декораций, если перед ним четко поставлены цели и задачи оформления. Однако художник не сможет передать дух декораций, просто воплотив идеи в виде художественных декораций. Поэтому сценография не заключается только в декоративном оформлении пространства. Однако к сценографии постоянно выдвигаются новые требования, каждый раз по иному расценивая роль художника в создании художественной целостности новой постановки, что в свою очередь требует от художника определенной специализации, направленности на такого рода деятельность.
Одним из основных элементов постнановки художественных спектаклей и представлений является сценография и сценографическая подготовка. Роль сценографии в создании художественного образа постановки очень велика, так как за счет технологий сценографии создается пространственное решение для каждого спектакля и представления с целью создания у зрителей правильного восприятия художественного образа.
Сценография заключается в использовании художественно-технических средств для постановок, спектаклей, представлений, выступлений и иных мероприятий. С точки зрения практической реализации сценография представляет собой создание яркого зрительного образа, который воспринимается зрителями и участниками.
Для этого используется художественное оформление декорациями, освещением и постановочной техникой места проведения анимационной программы. Кроме того к сценографии относится создание костюмов актеров, которые должны соответствовать художественному замыслу постановки.
Сценография основана на принципе соответствия концепции постановки. При этом методика и инструментарий сценографии приспособлены для создания отдельных элементов, составляющих в целом комплексный творческий замысел, а художественная целостность является сутью и основной целью сценографии.
Театральная шпаргалка. Часть 2
Продолжая путешествие по театральному миру, мы с вами сегодня попадем в мир закулисья и узнаем значение таких слов, как рампа, авансцена, декорации, а также познакомимся с их ролью в спектакле.
Итак, войдя в зал, каждый зритель сразу обращает свой взор на сцену.
Сцена – это: 1) место, где происходит театральное представление; 2) синоним слово «явление» – отдельная часть действия, акта театральной пьесы, когда состав действующих лиц на сцене остается неизменным.
Сцена – от греч. skene – балаган, подмостки. В эпоху зарождения греческого театра skene была клеткой или палаткой, пристроенной позади orchestra.
Skene, orchectra, theatron составляют три основополагающих сценографических элемента древнегреческого спектакля. Оркестр или игровая площадка связывали сцену и публику. Skene развивалась в высоту, включая theologeon или игровую площадку богов и героев, и на поверхности вместе с просцениумом, архитектурным фасадом, предшественником стенного декорума, который позднее создаст пространство авансцены. На протяжении истории смысл термина «сцена» постоянно расширялся: декорация, игровая площадка, место действия, временной отрезок в течение акта и, наконец, в метафорическом смысле – внезапное и яркое зрелищное событие («устроить кому-либо сцену»). Но не все из нас знают, что сцена делится на несколько частей. Принято различать: авансцену, арьерсцену, верхнюю и нижнюю сцену. Давайте попробуем разобраться с этими понятиями.
Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом.
В качестве игровой площадки авансцена широко используется в оперных и балетных спектаклях. В драматических театрах авансцена служит основным местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, которые связывают картины спектакля. Некоторые режиссеры выносят на авансцену основное действие, расширяя сценическую площадку.
Невысокий барьер, отделяющий авансцену от зрительного зала, называется рампа. Кроме того, рампа прикрывает со стороны зрительного зала приборы для освещения сцены. Часто этим словом называют и саму систему театральной осветительной аппаратуры, помещаемой за этим барьером и служащей для освещения пространства сцены спереди и снизу. Для освещения сцены спереди и сверху используют софиты – ряд ламп, расположенных по бокам от сцены.
Арьерсцена – пространство позади основной сценической площадки. Арьерсцена является продолжением основной сцены, используется для создания иллюзии большой глубины пространства, служит резервным помещением для установки декораций. На арьерсцене размещаются фурки или вращающийся накатный круг с заранее установленными декорациями. Верх арьерсцены оборудуется колосниками с декорационными подъемами и световой аппаратурой. Под полом арьерсцены размещают склады навесных декораций.
Верхняя сцена – часть сценической коробки, находящаяся выше зеркала сцены и ограниченная сверху колосниковой решеткой. Она оборудована рабочими галереями и переходными мостиками, служит для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, различных сценических механизмов.
Нижняя сцена – часть сценической коробки ниже планшета, где расположены сценические механизмы, суфлерская и светорегуляторная будки, подъемно-опускные устройства, приспособления для сценических эффектов.
А еще у сцены, оказывается, есть карман! Боковой карман сцены – помещение для динамичной смены декораций с помощью специальных накатных площадок. Боковые карманы располагаются с двух сторон сцены. Их размеры позволяют полностью уместить на фурке декорацию, занимающую всю игровую площадку сцены. Обычно к боковым карманам примыкают декорационные склады.
Названная в предыдущем определении «фурка», наряду с «колосниками» и «штанкетами», входит в техническое оборудование сцены. Фурка – часть сценического оборудования; передвижная площадка на роликах, служащая для перемещения на сцене частей декорационного оформления. Передвижение фурки осуществляется электромотором, вручную или при помощи троса, один конец которого находится за кулисами, а другой крепится к боковой стенке фурке.
Колосники – решетчатый (деревянный) настил, расположенный над сценической площадкой. Он служит для установки блоков сценических механизмов, используется для работ, связанных с подвеской элементов оформления спектакля. Колосники сообщаются с рабочими галереями и сценой стационарными лестницами.
Штанкет – металлическая труба на тросах, в которой крепятся кулисы, детали декораций.
В академических театрах все технические элементы сцены скрыты от зрителей декоративным обрамлением, в которое входят занавес, кулисы, задник и падуга.
Входя в зал до начала спектакля, зритель видит занавес – полотнище ткани, подвешенное в зоне портала сцены и закрывающее сцену от зрительного зала. Его еще называют «антрактно-раздвижной» или «антрактный» занавес.
Антрактно-раздвижной (антрактный) занавес является постоянным оборудованием сцены, закрывающим ее зеркало. Раздвигается перед началом спектакля, закрывается и открывается между актами.
Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани на плотной подкладке, украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса. Занавес позволяет сделать невидимым процесс перемены обстановки, создать ощущение промежутка во времени между действиями. Антрактно-раздвижной занавес может быть нескольких типов. Наиболее часто применяются вагнеровский и итальянский.
Вагнеровский занавес состоит из двух половин, закрепленных наверху с наложениями. Оба крыла данного занавеса открываются при помощи механизма, который тянет нижние внутренние углы к краям сцены, зачастую оставляя нижнюю часть занавеса видимой для зрителей.
Обе части итальянского занавеса раздвигаются синхронно с помощью тросов, прикрепленных к ним на высоте 2-3 метров и тянущих занавес к верхним углам просцениума. Сверху, над сценой, располагается падуга – горизонтальная полоса ткани (иногда выступающая в роли декораций), подвешенная на штанге и ограничивающая высоту сцены, скрывая верхние механизмы сцены, световые приборы, колосники и верхние пролеты над декорациями.
Когда занавес открывается, зритель видит боковое обрамление сцены, выполненное из полос ткани, расположенных вертикально – это кулисы.
Арьерсцену от зрителей закрывает задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.
На сцене располагаются декорации спектакля.
Декорация (лат. «украшение») – художественное оформление действия на театральной сцене. Создает зрительный образ действия средствами живописи и архитектуры.
Декорация должна быть полезной, эффективной, функциональной. Среди основных функций декорации – иллюстрация и изображение элементов, предположительно существующих в драматическом универсуме, свободное конструирование и изменение сцены, рассматриваемой как игровой механизм.
Создание декораций и декоративное оформление спектакля – целое искусство, которое называется сценография. В разные времена значения этого слова менялись.
Сценография у древних греков – искусство оформления театра и живописная декорация, проистекающая из этой техники. В эпоху Возрождения сценографией называлась техника разрисовки холста задника. В современном театральном искусстве это слово представляет науку и искусство организации сцены и театрального пространства. Собственно декорация – результат работы сценографа.
Этим термином все чаще заменяется слово «декорация», если существует необходимость выйти за рамки понятия оформления. Сценография знаменует собой стремление быть письмом в трехплоскостном пространстве (к которому следует добавить еще и временное измерение), а не просто искусством разукрашивания холста, чем довольствовался театр вплоть до натурализма.
В моменты расцвета современной сценографии художники-декораторы сумели вдохнуть жизнь в пространство, оживить время и игру актера в совокупном творческом акте, когда трудно вычленить режиссера, осветителя, актера или музыканта.
Изготовление бутафории представляет собой большую отрасль театральной технологии, включающую работы с бумажными массами, картоном, металлом, синтетическими материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр. Не менее разнообразна и номенклатура бутафорских изделий, требующих специальных знаний в области лепных, картонажных, отделочных и слесарных работ, росписи тканей, чеканки по металлу.
В следующий раз узнаем подробнее о некоторых театральных профессиях, представители которых не только создают непосредственно спектакль, но и обеспечивают его техническое сопровождение, работают со зрителями.
Определения представленных терминов взяты с сайтов:
Сценография — это что такое? Виды сценографии
В основе театрального искусства, как известно, две составляющие: профессиональная игра актеров и хорошо проработанная сценография. Это очень емкий термин, охватывающий множество понятий и являющийся неотъемлемой частью любой пьесы.
Справка из токового словаря
Поездка в театр — это экскурсия в другой мир, в другое измерение. Почему мы так думаем? Виной всему сценография — особый вид творчества, связанный с оформлением спектакля, созданием в его структуре отдельного времени и пространства. Сценография включает в себя все, что окружают актеры и сами актеры. Это фоновые декорации, реквизит и различные предметы, с которыми происходит взаимодействие, костюмы, маски и макияж. Для точного воссоздания обстановки и времени, в котором происходит основное действие, используются как живые атрибуты (цветы, животные), так и настоящие предметы домашнего обихода (настоящая мебель, картины), а также творения рук художников или маски платья, живописные имитации улиц и клубов.
У истоков истории
Сценический дизайн как искусство начал появляться в старом обществе, в котором еще не было сцены как особого сооружения и актеров как профессии. У наших предков было небольшое фольклорное наследие, создатели того времени также сочиняли притчи, рассказы и былины. Этот материал часто использовался для создания некоторых видов костюмированных шоу. Таким образом был определен «генетический код», на котором основана современная сценография. Это три фундаментальные функции, без которых театральная постановка немыслима: характер, игра и постановка сцены.
Предсценография и ее персонажи
Термин «пресценография» употребляется, когда говорят о временах, предшествовавших началу античности, когда театр определялся как полноценный вид искусства. Пещерные люди, древние язычники уже имели значительный опыт сценической деятельности, только представления принципиально отличались от современных. Тогдашняя сценография спектакля в центре всех событий поставила некоего персонажа, который был главным героем. Сначала это были наскальные рисунки, круглые изображения (символизирующие Солнце как божество), различные чучела животных и тотемные столбы. Шоу было не светским мероприятием, а ритуалом, в котором прославляли силы природы, поклонялись божествам и умершим предкам.
Удивительно, но одно из древних языческих зрелищ актуально и сегодня! Если кто еще не догадался, речь идет о традиции ставить в доме елку, наряжать ее и проводить вокруг нее танцы. Справедливости ради отметим, что наши предки одевали вечнозеленое дерево несколько иначе. На ветвях были тотемы и талисманы, а также части животных, которых приносили в жертву. К счастью, самые мрачные моменты этой традиции остались в прошлом, и до нас дошли только самые прекрасные. Итак, если вы хотите наглядно представить, как выглядела старинная сценография шоу, отправляйтесь на центральную площадь своего города и полюбуйтесь костюмированными балами, танцами, песнями и прочими новогодними ритуалами.
Развитие игровой функции
Можно со стопроцентной уверенностью сказать, что в эпоху античности уже зарождалась полноценная сценография, театрально-декоративное искусство. Театр постепенно становится светским мероприятием, сценарий уже основан не только на ритуалах и поклонении богам, но и на искусственных жизненных ситуациях, и на сцене выступают только специально обученные актеры. В результате появляется новая театральная сценография — особый вид театрального искусства. Изготовлены первые декорации, приближающие постановки к реальности, сшиты костюмы и маски актеров (грим еще долгий), созданы необходимые светильники и минимальные спецэффекты. В таком виде театр пережил не только античность, но и средневековье.
Ренессанс – эпоха возрождения декораций
XV-XVI века — не только эпоха гуманизма, уходящая после мрачного средневековья, но и период, в течение которого сценография полностью сформировалась. Это время, когда работали величайшие художники, скульпторы и архитекторы, в основном итальянцы. Они стали авторами многих сценических элементов, без которых немыслим настоящий театр. Было решено создавать фон для каждого спектакля, такой же, как на картинах да Винчи и Микеланджело. Впервые с этой задачей столкнулся Донато Браманте, великий архитектор, построивший театральную перспективу. На переднем плане — костюмированные актеры, а на втором — фоны, соответствующие описанной сцене. Впоследствии архитектор-теоретик Себастьяно Серлио разделил сценографию на три типологии: комедию, трагедию и пастораль. После этих практических и теоретических работ сценография как искусство и постановка воплощается в Олимпийском театре, построенном руками Андреа Палладио в Винченцо.
В ногу со временем
У современного человека театр сразу ассоциируется со словом «искусство», но жители эпохи Возрождения только привыкали к этому нововведению. Именно с тех пор изображения стали следовать стилистике, продиктованной художниками и скульпторами, а также унаследовали основные философские и мировоззренческие направления. Разобравшись с эпохой Возрождения, мы обратимся к итальянскому барокко и его характеристикам. Следуя новой идеологии, театральная сценография перестает быть двухмерной (актеры на первом плане, сценография на втором). Теперь артистов со всех сторон окружает реквизит, а само действие может происходить не только в контексте комедии, трагедии или пасторали, но и в самых невероятных «мирах» (под водой, на суше, в небе, в облаках и так далее).
От эпохи Классицизма до Нового времени
В начале 17 века сценография как искусство и постановка занимала важный сегмент в жизни всех европейских стран. Были целые фабрики, которые занимались производством театральных сценариев, поэтому они давно стали динамичными и пластичными. Сцена может состоять из нескольких этапов или уровней. Ветви деревьев, луна или солнце, облака и даже самих актеров подвешивали на веревках, если этого требовал сценарий. Важной находкой XVIII века стали занавески, система которых также была тщательно продумана дизайнерами. Все эти достижения собраны в единое целое, улучшены и приумножены вместе с техническим прогрессом.
В связи с тем, что сценография — это особый вид художественного искусства, а не просто постановка декораций и различных театральных трюков, она стилистически видоизменялась и адаптировалась для каждой эпохи. Подобно музыке или скульптуре, он воплотил в себе стили рококо и классицизм, вобрал в себя основные черты романтизма, а затем и реализма. Вплоть до первой половины ХХ века театр и его декорации воспроизводили основные стилистические тенденции нынешних эпох, пока не было решено обратиться к античности. Конечно, наши современники не вернулись к первоначальному сценарию, наоборот, техническое оснащение любого театра, даже самого простого, становилось все более совершенным. Но спектакли, места действия, герои — все это часто было описанием ушедших эпох. Сегодня вы можете увидеть шоу о жизни древних или о достижениях общества эпохи Возрождения. Бывают авангардные перформансы, абстрактные и сюрреалистические, или они показывают нам максимальный реализм.
Что особенного в современном театре?
В последние годы недостаточно сказать, что сценография — это особое искусство, потому что эта индустрия вышла на первый план в театре. В каком-то смысле он даже затмил важность актерского мастерства (что прощали великие мастера) и получил новое название: сценография. В больших постановках много денег и сил тратится на сборку декораций, установку сцены и создание необходимой атмосферы. Ведущие дизайнеры и строители могут участвовать в процессе, и все эти усилия направлены только на представление. Аналогичным образом стилисты работают над образами персонажей: тщательно подбираются костюмы и макияж.
Виды сценографии
можно наблюдать, как далеко продвинулся современный театр, по количеству рабочих, которые работают над созданием сценографии для каждого отдельного спектакля. Если раньше для создания необходимой атмосферы приглашали как бы универсального профессионала, который в короткие сроки воплощал костюмы, реквизит и бэкграунд производства, то теперь эту задачу разделили на множество индустрий. Так появились различные виды сценического искусства, а теперь мы узнаем, что это такое и кто над ними работает.
Современный человек может сказать, что количество театров, а также качество и реалистичность всех сцен однозначно уступают кинематографическим. Но, честно говоря, отметим, что и эта работа колоссальная. И вряд ли наши предки, довольствовавшиеся режиссером, архитектором, режиссером и художником по костюмам в одном лице, подозревали, что через века их старания превратятся в нечто прекрасное.
Театр – дело рук профессионалов
Искусству создания спектаклей можно научиться в театральных вузах, но эта специальность не предназначена для кандидатов, только что окончивших среднюю школу. В состав факультета сценического дизайна входят люди, уже имеющие практический опыт работы в театральной или киноиндустрии, либо являющиеся представителями артистических профессий. Критерии отбора таковы, что человек, не имеющий за плечами определенной творческой базы, просто не сможет сдать вступительные экзамены и, главное, не пойдет на курс, потому что предполагается, что азы уже знакомы все студенты. Можно сказать, что в сфере обучения сценография — это узкая специализация, которая расширяет возможности любого представителя сферы искусства или, наоборот, направляет тех, кто ищет свое «Я», в правильном направлении».
Предметы курса
На факультете сценического дизайна нет ничего лишнего, но перечень дисциплин по-прежнему достаточно обширен. Педагоги утверждают, что это необходимость, благодаря которой выпускники получат полный спектр знаний и смогут нестандартно и уникально справиться с дальнейшей работой в этой сфере. Среди пунктов перечислим следующие:
Также стоит отметить, что факультет максимально учитывает интересы студентов. Многие студенты уже работали в сфере театра или кино или одновременно получают другие специальности. Поэтому занятия проходят по вечерам или переносятся на выходные.
Соприкосновение с архитектурой
Со стороны кажется, что профессия архитектора относится к точным наукам и лишь отдаленно влияет на сферу искусства. Но на факультет сценического дизайна часто бывают выпускники строительного вуза, и вот почему. Дело в том, что в театре без архитектора обойтись практически невозможно. Только он может грамотно оформить сцену с учетом массы и размеров сцены, актеров, декораций и мебели. Что важно — он все сделает в строгом соответствии с художественной задумкой. Театральные архитекторы часто также выступают в роли дизайнеров, настраивают сцену и уделяют особое внимание каждой мелочи.
На заметку поступающим
Чтобы стать студентом факультета сценографии, не нужно готовиться к подробным письменным тестам или ответам. Поскольку специальность исключительно творческая, вступительные экзамены или, как здесь любят говорить, собеседование, будут случайными. Важно предоставить спикерам портфолио, свидетельствующее о вашем опыте в одной из творческих сфер.
Также следует подготовиться к импровизированному допросу. Учителям будет интересно узнать, что вас вдохновляет, почему вы решили присоединиться к их факультету, каким вы видите свое будущее в области сценографии и готовы ли вы взяться за самые важные темы в театре.
Третье условие для поступления — творческое задание. Необходимо создать набросок сценографии какой-нибудь оперы, стихотворения или эпоса. Выбирайте абсолютно любую технику для выполнения этой задачи, это совершенно не важно. Будут оценены ваши творческие способности и умение преподнести материал. Индивидуальность вашей работы также будет играть роль, поэтому лучше всего попотеть и стать автором гениальной идеи. Работа сопровождается источниками вдохновения, а также коротким рассказом о том, почему вы решили изобразить именно эту постановку и что именно вас вдохновило.
Перспективы выпускников
После получения заветного диплома вы можете стать представителем одной из следующих профессий:
Как видите, получив такое образование, можно получить должность не только в театре. Все зависит от ваших творческих способностей, фантазии и вкусов.
Несомненно, театр — это масштабное и шикарное искусство. Он не для всех, но он западает в сердца только истинных ценителей прекрасного. Он пропитан духом прошлого, поэтому создает невероятную атмосферу праздника и праздника.