что такое сценическое внимание

Сценическое внимание актера. Внимание в жизни и на сцене

Огромное значение в творчестве и воспитании актера имеет сосредоточенное внимание. Важно воспитать в актере способность быстро и легко создавать в себе устойчивую доминанту активной сосредоточенности, то есть, другими словами, способность увлекать, свое внимание объектами сценической жизни. Это очень важно. Именно: увлекать!

В жизни, когда мы не заняты какой-нибудь определенной работой, большей частью дело обстоит таким образом, что не мы увлекаем свое внимание теми или иными объектами, а сами объекты увлекают наше внимание и привязывают его к себе; мы увидели нечто интересное, и внимание наше само собою привязалось к данному объекту; иногда совершенно случайное воздействие приводит в деятельное состояние нашу способность мыслить, и вот мы уже сосредоточены на разрешении того или иного вопроса, той или иной проблемы. Иначе говоря, в жизни наше внимание большей частью оказывается непроизвольным.

Моменты, когда мы насильно привязываем свое внимание к тому или иному объекту, составляют в нашей жизни сравнительно незначительную долю. Это бывает тогда, когда мы заняты какой-нибудь трудной и сложной работой, которая еще не стала предметом нашего увлечения. Случается, что мы иногда принуждаем себя к тому, чтобы прочесть трудную для восприятия книгу, приготовить малоинтересный урок, внимательно прослушать лекцию, которая сама по себе не способна увлечь наше внимание, и т.п. За исключением этих случаев, окружающая нас среда большей частью сама своими воздействиями направляет наше внимание в ту или другую сторону и, порождая в нас по отношению к определенным объектам известный интерес, связывает с этими объектами наше внимание.

Совершенно иначе обстоит дело на сцене. Любой объект сценического внимания сам по себе не представляет для актера, по существу, никакого интереса. Особенно, если актер играет данную роль в десятый, пятнадцатый или в сотый раз. В этом случае все объекты внимания и вся сценическая среда являются для актера бесконечно знакомыми, изученными во всех своих деталях; никаких неожиданностей эта среда в себе не таит и абсолютно ничего увлекательного в себе не содержит: в десятый, пятнадцатый или даже сотый раз актер должен смотреть на один и тот же предмет, слушать одни и те же слова, созерцать одно и то же до мельчайших подробностей изученное лицо партнера.

Сплошь да рядом актеру приходится, читая на сцене какое-нибудь письмо, держать перед глазами лист чистой бумаги, то есть иметь дело с объектом, который сам по себе не только не содержит в себе ничего интересного, но просто-напросто оказывается лишенным вообще какого бы то ни было содержания. Итак, сценическая среда в отличие от той среды, которая окружает человека в действительной жизни, не обладает способностью увлекать внимание актера.

Отсюда сам собой напрашивается вывод о том, что секрет сценического внимания заключается не в той среде, которая окружает актера, а в самом актере: актер делает для себя интересными объекты, которые ничего интересного не представляют. Неинтересное он превращает в интересное. Ничего неинтересного, неувлекательного на сцене существовать не должно. Это ужасно, если актер только притворяется, что ему интересны те объекты, с которыми он имеет дело, а на самом деле он на сцене скучает. Внутренняя скука, только слегка прикрытая внешними средствами, является, к сожалению, весьма распространенной актерской болезнью. Нет ничего страшнее этой болезни! К сожалению, мы имеем возможность очень часто наблюдать, как актер, вдохновенно и страстно сыгравший ряд первых спектаклей, к двадцатому представлению «выдыхается» и начинает скучать на сцене, механически воспроизводя рисунок роли, не согретый внутренним горением.

При помощи какой же способности актер может увлечь свое внимание неинтересным для него объектом? При помощи фантазии. Чем деятельнее работает фантазия актера, тем больше и тем активнее его внимание удерживается на данном объекте.

2. Внимание творческое

Из всего, что сказано нами о сценическом внимании актера, мы можем теперь извлечь определенные практические выводы в виде ряда требований, обращенных к актеру.

Требования эти следующие:

1. Актер должен уметь бороться со всеми проявлениями отрицательной доминанты, противопоставляя ей устойчивую доминанту активной сосредоточенности.

2. Каждую секунду своего пребывания на сцене актер должен быть активно сосредоточен на определенном объекте в пределах сценической среды («по ту, а не по эту сторону рампы, на сцене, а не в зрительном зале»).

3. Актер должен владеть не только внешним своим вниманием (видеть, слышать, осязать, обонять, ощущать вкус), но и внутренним (уметь направлять свое мышление в определенную сторону, связывая его с определенным, заранее установленным объектом).

4. Объектом внимания актера в каждый данный момент должно быть то, что является объектом внимания образа по логике его внутренней жизни.

5. Актер должен уметь правильно находить нужный объект внимания, исходя из тех требований, которые предъявляет логика внутренней жизни образа.

6. Актер должен уметь переключать свое внимание с одного объекта на другой по непрерывной линии. Иначе говоря, линия сценического внимания у актера не должна прерываться с момента его выхода на сцену вплоть до ухода.

7. Актер должен стремиться к тому, чтобы его внимание было не формальным, а творческим. Для этого он должен уметь привлекать свое внимание, превращая при помощи своей фантазии любой неинтересный для себя объект не только в интересный, но и необходимый.

8. Актер должен уметь делать при помощи своей фантазии объекты внимания образа своими объектами. Исключение составляют случаи, когда характер данного спектакля требует от актера сознательного прямого общения со зрительным залом (например, в водевиле).

Источник

Сценическое внимание

что такое сценическое внимание. Смотреть фото что такое сценическое внимание. Смотреть картинку что такое сценическое внимание. Картинка про что такое сценическое внимание. Фото что такое сценическое внимание

Станиславский говорил, что внимание для актёра – это калитка к творчеству, ко всякому чувству. Без внимания немыслим ни один даже самый короткий момент пребывания актёра на сцене; внимание должно быть активизировано в течение всего периода работы над ролью, где бы эта работа ни происходила: в репетиционном зале, дома, на улице, в библиотеке. Словом, сценическое творчество постоянно требует полной сосредоточенности всей внутренней и физической природы артиста.

Все великие актёры во время игры достигали 100 % концентрации внимания на событиях пьесы. Начинающим же бывает очень трудно сосредоточиться, в частности, отвлечь внимание от «чёрной дыры портала» – зрителей. Им важно научиться контролировать и направлять его на объекты сценической среды, следовать логике действий персонажа. В то же время, навык сценического внимания важен не только для тех, кто решил связать свою деятельность с театром, но и для всех желающих сделать более насыщенным каждый момент своей жизни. О нём дальше и пойдет речь.

Внимание как аспект сценического искусства

Внимание – это психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах. В зависимости от характера объекта различается внимание внешнее (направленное на происходящее в окружающем мире) и внутреннее (сосредоточенность на своих мыслях). Чаще всего в жизни наше внимание непроизвольно и инстинктивно, а движут им безусловные рефлексы: ориентировочный, оборонительный и другие. Произвольным внимание бывает лишь тогда, когда мы заняты чтением учебника, работой над отчётом, запоминанием стиха – в ситуациях, когда целенаправленно работаем над чем-то.

К. С. Станиславский писал: «Наблюдая за жизнью, артист должен смотреть вокруг себя не как рассеянный обыватель и не как холодный статистик, которому нужна только фактическая и цифровая точность собираемых сведений. Артисту нужно проникнуть в суть наблюдаемого, внимательно изучать предлагаемые жизнью обстоятельства и поступки людей, понять склад души, характер того, кто совершает эти поступки. А это удаётся только по-настоящему заинтересованному, внимательному художнику».

Сосредоточенность на человеке или предмете в сценической среде – важный элемент актёрского перевоплощения. Артисты такие же люди как все, им свойственно отвлечение, рассеяность. Поэтому умение концентрироваться, произвольно переключаться с одного предмета на другой – верный признак хорошей игры. Внимание нужно актёру всё время нахождения на сцене, какую бы роль он не играл.

Отличием сценического внимания от жизненного является фантазия. В быту внимание – это объективное сосредоточение на предмете или мысли, а в театре – целенаправленный искусственный акт в пределах сценической среды. Оно помогает актёру развить чувство правды, эмоциональную память, образно говоря, «быть по эту сторону рампы».

Этапы изучения сценического внимания

Л. П. Новицкая, педагог, ученица К. С. Станиславского, говорит о четырёх этапах, которые должен пройти актер, чтобы развить сценическое внимание:

Первый этап. Развитие произвольного сценического внимания в реальной плоскости

Первая и одна из главных задач – научиться концентрироваться, сосредотачивать своё внимание на конкретном предмете, абстрагироваться от внешних раздражителей, условий творчества и присутствия публики. Упражнения этого блока направлены на развитие внимания органов чувств: зрительного, слухового, осязательного, обонятельного и вкусового.

Упражнения

Второй этап. Развитие произвольного сценического внимания в воображаемой плоскости

«В нашем деле важно внутреннее внимание, потому что большая часть жизни артиста на сцене, в процессе творчества, протекает в плоскости творческой мечты и вымысла, придуманных предлагаемых обстоятельств».

Этими словами Станиславского характеризуется важность внимания к обстоятельствам, условиям, предметам ненастоящим, которые существуют лишь в представлении, вымышленной истории, в которой живёт актер.

Упражнения

Здесь понадобится партнёр. Опишите ему детально дорогу, которой вы в детстве ходили в школу, не упуская ни одной мелочи. Рассказывайте не только о физических объектах, но и о звуках, ваших субъективных переживаниях. Опишите квартиру или дом, в котором выросли или живёте сейчас. Напарник должен нарисовать план по вашему рассказу. Сверьтесь. Поменяйтесь местами.

Третий этап. Многоплоскостное внимание (или раздвоенное внимание)

Человек способен распределять свое внимание в нескольких плоскостях. Например, во время игры в карты, вы можете подпевать играющей музыке и параллельно поглядывать на часы, боясь опоздать на встречу с друзьями. С физиологической точки зрения этот процесс не одновременный – действия следуют друг за другом, но при нём сохраняется внешнее ощущение единства.

Для артиста сцены очень важно добиться во время игры такой «одновременности» внимания сразу к нескольким предметам. Ведь быстрое переключение с одного объекта на другой создает у зрителя ощущение целостности и непрерывности действия.

Упражнения

Четвёртый этап. Внимание как средство добывания творческого материала

«Артист должен быть внимательным не только на сцене, но и в жизни». Он должен постоянно совершенствоваться, развивать все свои навыки. Один из них – внимание, тренируется наблюдательностью. По сути, нужно к окружающему миру относиться как Шерлок Холмс, стараясь замечать и запоминать различные детали, которые способны охарактеризовать предмет.

Упражнения

Больше упражнений к каждому из данных этапов можно найти в тренинге актёрского мастерства и статье на нашем сайте, посвящённой сценическим упражнениям.

Отзывы и комментарии

Поделиться своим впечатлением от прочитанного или задать интересующий вопрос можно, оставив комментарий ниже.

Источник

Конспект урока по актёрскому мастерству по теме «Сценическое внимание»

МАУ ДО ДШИ « Гармония »

«ОСНОВЫ АКТЁРСКОГО МАСТЕРСТВА »

« Сценическое внимание. Объекты сценического внимания»

Преподаватель: Жаринова Елизавета Алексеевна — преподаватель театрального отделения.

Предмет: Основы актёрского мастерства.

Ученик (ки): Младшая группа 2-3 класс.

Возраст ученика (ков): 8-10 лет.

Тема: « Сценическое внимание. Объекты сценического внимания»

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: групповая.

Цель: Научить учащихся управлять своим вниманием, абстрагируясь от внешних раздражителей, концентрируясь на заданном предмете.

· сформировать представление о сценическом внимании и его видах;

· научить пользоваться произвольным вниманием.

· развить сценическое внимание и память;

· сформировать стремление к саморазвитию;

· формировать навыки публичных выступлений;

· развить актёрскую смелость и воображение;

· развить умение держать несколько объектов внимания;

· развить фантазию и артистизм;

· развить коммуникативные навыки;

· воспитать целеустремленность и трудолюбие;

· воспитать художественно-эстетичесий вкус;

· воспитать чувство сопричастности;

· воспитать чувство ответственности за свои действия и поступки;

· привить уважение к своим партнёрам.

· словесный (объяснение, рассказ, беседа, диалог и др.);

· эмоционального воздействия (умение наставника выразить свое отношение к изучаемому, создание эмоциональных ситуаций);

· наглядный (демонстрирование правильного варианта исполнения);

Приемы педагогического воздействия :

· корректировка ошибок и недочетов;

· реализация межпредметных связей;

· игровая форма освоения и закрепления материала;

· обсуждение и оценка деятельности учащихся;

· речь учителя, педагогический такт, эмоциональная атмосфера урока;

· стимулирование инициативы у учащихся.

Педагогическое поведение учителя :

· владение голосом, жестом, мимикой;

Виды деятельности : беседа, игра, творческое задание, пластические движения.

Критерии уровня внимания и активности : заинтересованность, сосредоточенность, точные ответы, успешное выполнение заданий.

Приемы оценки результата : анализ, самоанализ, самокритика.

Проектируемый результат : учащиеся должны научиться осознанно использовать произвольное внимание.

Оборудование: музыкальная система, стулья.

2. Основной этап урока:

· постановка актуальности изучаемого материала;

· знакомство учащихся с темой и целью урока;

· постановка учебных задач; 3 мин.

· Разминка-разогрев; 5 мин.

· сценическое внимание актёра. виды внимания; 5 мин.

· Объекты сценического внимания; 20 мин.

3. Заключительный этап урока:

· разбор вопросов преподавателя;

I. Организационный момент.

Цель для учеников: психологическая настройка на занятие; активация внимания.

Цель для преподавателя: создание внутреннего комфорта на уроке для продуктивной деятельности.

Учащиеся сидят в творческом полукруге, звучит спокойная музыка.

(учащиеся приветствуют друг друга и преподавателя)

II. Основной этап урока:

Цель для учеников: слушать вводную информацию от преподавателя и выполнять поставленные педагогом задачи.

Цель для преподавателя: актуализация темы, выполнение поставленных задач.

Нужно развивать своё внимание.

· Упражнение «Выросли-сломались»: стопы на ширине плеч и не отрываются от пола, поднимая руки всем телом тянемся в верх, по сигналу «ломаемся» расслабляясь, сбрасывая верх тела.

· Упражнение «Поймай хлопок»: дети встают в шахматном порядке, и стараются хлопнуть в ладоши одновременно с преподавателем, что бы звучал один слитный звук хлопка. Преподаватель может останавливать свои руки, учащиеся должны это заметить и не хлопнуть в ладоши.

2. Сценическое внимание актёра. Виды внимания.

А давайте вспомним каким она бывает? Какими бывают виды внимания, вы помните?

· Упражнение такое: группа на сцене создаёт шум, можно болтать, петь песни.. А один из вас, по моему сигналу должен зайти на сцену и попытаться привлечь внимание остальных, каким-то сообщением. Задача группы не отвлечься на водящего.

(упражнение выполняется несколько раз)

3. Объекты сценического внимания.

Давайте вместе сделаем упражнение которое называется «Слушаем тишину», и проверим насколько внимательными мы можем быть используя слух. Нужно закрыть глаза и вслушаться во всё что происходит вокруг: в классе, в коридоре, во всей школе и даже на улице.

· Упражнение «Рассмотри»: рассмотреть и запомнить что изображено на картинах, сосчитать сколько всего картин, сколько пейзажей, портретов, натюрмортов, картин с животными и т.д.

(выполнение упражнения и ответы детей)

· Упражнение «10 вопросов»: водящий садиться на стул напротив творческого полукруга, читает и запоминает текст. Текст должен быть простым и понятным. Учащиеся по очереди задают водящему простые вопросы, водящий должен быстро на них отвечать, но внимание удерживать на тексте.

(упражнение выполняется несколько раз, с разными водящими)

(Ответы учащихся, обсуждение)

(упражнение выполняется несколько раз)

· Упражнение «Зеркало»: учащиеся парами распределяются по площадке, встают лицом друг к другу и после сигнала, один из них делает простое движение, задача ведомого партнёра – в точности, зеркально повторить движение. После сигнала ведущим становиться второй партнёр.

· Упражнение «Бесконечный счёт»: двое учащихся встают на площадку лицом друг к другу и начинают вслух по очереди бесконечно считать до трёх. Упражнение усложняется тем, что на счёт 2 тот из партнёров что произносит «2» должен хлопнуть в ладоши, а на счёт 3, тот кто произносит «3» топнуть ногой.

(упражнение выполняется несколько раз)

· Упражнение «Снежный ком»: учащиеся по порядку, громко и чётко называют своё имя и фамилию, остальные должны всё запомнить. Ход упражнения: учащиеся должны по порядку зазвать имя и фамилию впередисидящих, не смотря на них. Сидящему самым первым достаётся перечисление всех в ряду, от себя и до себя. Упражнение можно усложнять до бесконечности: добавлять отчество, дату рождения, адрес проживания, имя мамы и т.д.

(упражнение выполняется несколько раз с усложнением)

· Упражнение «Катрина сказки»: водящий выходит из класса, группе загадывается сказка, на мотив которой группа должна придумать некую «картину», мизансцену и замереть. Преподаватель приглашает в класс водящего, он должен рассмотреть «картину», запомнить и попробовать угадать из какой сказки эта «картина». Водящий снова выходит из класса, мизансцена на сцене меняется на другую по этой же сказке, участники замирают. Приглашается водящий, и его задача, вспомнить первую мизансцену и вернуть всех героев в неё.

(упражнение выполняется несколько раз, со сменой водящих)

(упражнение выполняется несколько раз)

III . Заключительный этап урока.

Цель для ученика: сделать выводы по основным аспектам освоенного

Цель для преподавателя: определить степень усвоенности нового материала.

1. Станиславский К.С. Работа актера над собой.- М.: 2003.

4. Кокорин А.К. Вам привет от Станиславского.- М.: 2007.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Коспект занятия на тему «Сценическое внимание»

Станиславский говорил, что внимание для актёра – это калитка к творчеству, ко всякому чувству. Без внимания немыслим ни один даже самый короткий момент пребывания актёра на сцене; внимание должно быть активизировано в течение всего периода работы над ролью, где бы эта работа ни происходила: в репетиционном зале, дома, на улице, в библиотеке. Словом, сценическое творчество постоянно требует полной сосредоточенности всей внутренней и физической природы артиста.

Внимание как аспект сценического искусства

Сосредоточенность на человеке или предмете в сценической среде – важный элемент актёрского перевоплощения. Артисты такие же люди как все, им свойственно отвлечение, рассеяность. Поэтому умение концентрироваться, произвольно переключаться с одного предмета на другой – верный признак хорошей игры. Внимание нужно актёру всё время нахождения на сцене, какую бы роль он не играл.

Этапы изучения сценического внимания

Л. П. Новицкая, педагог, ученица К. С. Станиславского, говорит о четырёх этапах, которые должен пройти актер, чтобы развить сценическое внимание:

Первый этап. Развитие произвольного сценического внимания в реальной плоскости

Первая и одна из главных задач – научиться концентрироваться, сосредотачивать своё внимание на конкретном предмете, абстрагироваться от внешних раздражителей, условий творчества и присутствия публики. Упражнения этого блока направлены на развитие внимания органов чувств: зрительного, слухового, осязательного, обонятельного и вкусового.

Взять несколько открыток или фотографий, на которых изображены люди в разных позах. Повторить их позы.

По доносящимся с улицы звукам постараться нарисовать в воображении детальную картину происходящего.

Нащупать в кармане несколько давно забытых там монет и с помощью пальцев попробовать выяснить их достояние.

Научиться различать запахи разных цветов.

Второй этап. Развитие произвольного сценического внимания в воображаемой плоскости

«В нашем деле важно внутреннее внимание, потому что большая часть жизни артиста на сцене, в процессе творчества, протекает в плоскости творческой мечты и вымысла, придуманных предлагаемых обстоятельств».

Этими словами Станиславского характеризуется важность внимания к обстоятельствам, условиям, предметам ненастоящим, которые существуют лишь в представлении, вымышленной истории, в которой живёт актер.

Здесь понадобится партнёр. Опишите ему детально дорогу, которой вы в детстве ходили в школу, не упуская ни одной мелочи. Рассказывайте не только о физических объектах, но и о звуках, ваших субъективных переживаниях. Опишите квартиру или дом, в котором выросли или живёте сейчас. Напарник должен нарисовать план по вашему рассказу. Сверьтесь. Поменяйтесь местами.

Третий этап. Многоплоскостное внимание (или раздвоенное внимание)

Человек способен распределять свое внимание в нескольких плоскостях. Например, во время игры в карты, вы можете подпевать играющей музыке и параллельно поглядывать на часы, боясь опоздать на встречу с друзьями. С физиологической точки зрения этот процесс не одновременный – действия следуют друг за другом, но при нём сохраняется внешнее ощущение единства.

Для артиста сцены очень важно добиться во время игры такой «одновременности» внимания сразу к нескольким предметам. Ведь быстрое переключение с одного объекта на другой создает у зрителя ощущение целостности и непрерывности действия.

Возьмите коробку спичек или колоду карт. Вы должны считать количество спичек в коробке, доставая их по одной, или складывать карты по масти, при этом параллельно рассказывая сказку или стих.

Парное упражнение. Попросите партнёра написать на листке какое-нибудь уравнение (например, 125х37=) и принимайтесь за решение. Напарник в это время должен всяческими способами вас отвлекать.

Четвёртый этап. Внимание как средство добывания творческого материала

Подумайте и постарайтесь проследить во времени, как изменилась улица, на которой вы живете. Например, со времени школы, института. Каждый раз, проходя по ней, обращайте внимание на все перемены, которые происходят.

Замечайте на улице людей разных интересов, характеров, типажей. Ведите дневник, записывайте туда свои наблюдения.

Источник

Мастер-класс по актёрскому мастерству по теме «Сценическое внимание»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Центр детского творчества детей и молодёжи

Мастер-класс по актёрскому мастерству

Автор: Педагог ДО ЦТДМ г. Славгорода

Суняйктн Дмитрий Викторович

Предмет «Основы мастерства актера» является важным для развития ребенка. Он формирует не только творческие способности детей, но и помогает им утвердиться как самостоятельной личности, раскрепоститься, чувствовать себя уверенным в общении. Кроме того, актерское мастерство вырабатывает такие качества у ребенка, как общительность, открытость, ответственность, чувство причастности к общему делу.

Важным разделом в образовательной программе «Основы мастерства актера» является – раздел «Сценическое внимание».

Внимание – сосредоточение на объекте. В жизни каждому человеку присуще внимание (у кого-то более развитое, у кого-то – менее), но жизненное внимание отличается от сценического. В жизни внимание – непроизвольно и инстинктивно, и сосредотачивается на том объекте, который наиболее значим в данный момент. При этом доминирует обычно зрительное, слуховое, осязательное или мышечное внимание.

В каждый момент творчества также возникает непроизвольное внимание, но уже не жизненное, а сценическое. Внимание на сцене – это синтез зрительного, слухового, осязательного, мышечного внимания. Во время действия на сцене – актер должен всесторонне быть внимателен.

Раздел «сценическое внимание» включает в себя упражнения и игры для развития многоплоскостного внимания, зрительной, слуховой, осязательной, мышечной памяти, собранности, способности быстро переключаться с одного действия на другое или же концентрироваться на одном.

Целью данного раздела является создание условий для развития сценического внимания у каждого ребенка, занимающегося в группе, оказание помощи в раскрытии творческих способностей средствами театральных тренингов и игр.

Задачи раздела «Сценическое внимание »:

Развивающие – развитие многоплоскостного внимания и памяти, а также стремления к саморазвитию,

Раздел «Сценическое внимание» присутствует программе каждого года обучения программы «Основы мастерства актера». Очень важно работать над вниманием непрерывно.

На примере одного занятия рассмотрим механизм работы с детьми над развитием сценического внимания.

Для реализации занятия необходимы следующие условия :

— количество детей от 10 до 15,

— разница в возрасте детей не должна превышать 3 года (например, от 8 до 11 лет, от 10 до 13 лет, от 12 до 15 лет),

— сцена или класс не менее 18 кв. м.

Основными формами и методами организации проведения занятия являются:

Формы организации детей:

Формы проведения занятия:

— практическое занятие – игра.

Продолжительность занятия – 45 минут.

Приветствие (1-2 минуты)

Цикл упражнений «присмотрись» (12 – 15 минут)

Цикл упражнений «почувствуй» (12 – 15 минут)

Игра на внимание (10 – 12 минут)

Прощание (1 – 2 минуты)

Занятие «Развитие сценического внимания»

Учащиеся встают в творческий полукруг, расправляют плечи, руки спокойно опущены вдоль туловища.

Педагог стоит лицом к учащимся.

Дружные аплодисменты – приветствуем друг друга, затем аплодируем каждый сам себе – подбадриваем себя, аплодируем своему соседу слева, аплодируем соседу справа, и вновь – дружными аплодисментами приветствуем всех присутствующих в классе.

Разогрев – настройка инструмента (2 – 3 минуты).

У каждого человека, работающего в любой сфере деятельности, есть свой инструмент. Так, например, у плотника – молоток, гвозди; у маляра – кисть, валик; у пианиста – пианино, а у актера – единственный инструмент, которым он должен владеть в совершенстве – это его тело!

Для того чтобы начать работать со своим инструментом, его надо разогреть.

Для этого похлопаем себя по рукам, ногам, туловищу, чтобы придать тонус мышцам. Затем хорошенько разотрем те же части тела, затем бережно погладим, чтобы успокоить. А теперь тоже самое проделаем с соседом слева: похлопаем, разотрем, погладим; затем – с соседом справа.

Теперь инструмент актера готов к выполнению тренинга.

Цикл упражнений «Прислушайся»

Учащимся предлагается занять любое место в классе, принять удобное положение тела, но, соблюдая обязательное условие – пространство класса должно быть полностью заполнено (никаких скоплений нескольких человек в одном месте или наоборот чересчур отдаление друг от друга).

Проделаем упражнение «Послушай себя» (2-3 минуты)

Педагог просит ребят закрыть глаза и мысленно сосредоточиться на своем теле, что происходит в нем, дает по хлопку команду. Через минуту упражнение останавливается хлопком. В течение одной минуты воспитанники должны прислушаться к себе.

Затем начинается обсуждение, кто и что услышал (или может быть, почувствовал)

Ответы учащихся могут быть следующими: «Хочется кушать», «Гудит голова», «Стучит сердце» и тд.

Далее следует упражнение «Послушай друзей» (2-3 минуты)

Ребятам также предстоит по хлопку закрыть глаза, но задача меняется – теперь им надо постараться услышать обстановку вокруг себя, что происходит в данном помещении, вокруг остальных ребят.

После окончания (по хлопку) упражнения – также проходит обсуждение, только теперь педагог просит ребят не повторяться в своих высказываниях.

Так например, ученики могут сказать, что слышали, как работает лампа дневного освещения, кто-то шелохнулся, скрип двери и тд.

После проведем упражнение «Послушай мир вокруг» (2-3 минуты)

Принцип упражнения тот же – по хлопку ребята на минуту закрывают глаза, по хлопку открывают. Но объектом подслушивания теперь является то, что происходит за пределами класса (а можно, усложнить – за пределами помещения!). после выполнения упражнения происходит обсуждение без повторения уже сказанного кем-то из учащихся.

Чаще всего можно услышать от ребят: «Шум машины», «Топот ног», «Разговоры за дверью» и тд.

Для этого – по хлопку ребята на минуту закрывают глаза и пытаются поймать своим слухом тот момент, когда шумы могут совпасть. Но этого может и не произойти.

Цикл упражнений «Присмотрись»

После упражнений на развитие слухового внимания перейдем к упражнениям для развития зрительного внимания.

Для этого – педагог просит воспитанников встать и занять произвольные позы, но с условием, чтобы позы отличались от поз своих товарищей. Также ребята должны располагаться так, чтобы им было видно друг друга.

Упражнение «Точная копия» (4-5 минут) заключается в следующем: ведущий, то есть педагог называет два имени: первое имя того, чью позу надо повторить, второе – имя того, кто повторяет позу. Следом делается хлопок, на который все меняют позы. После этого идет проверка точности повторения позы. Затем называется следующая пара имен, также следует хлопок и проверка. Со временем имена называются быстрее, то есть сокращается время наблюдения за позой, которую требуется повторить.

«Цветная память» (4 – 5 минут)

Для следующего упражнения педагогу понадобится 5 карточек разных цветов. В начале условимся: какой цвет что будет обозначать. Начать можно с простых физических действий. Например:

Затем ребятам дается задание непрерывно, хаотично двигаться по классу, не взаимодействуя друг с другом, как только поднимается карточка того или иного цвета – выполнять ранее обговоренное задание, при этом продолжая двигаться.

Сначала педагог поднимает по одной карточке, меняя их, затем можно и усложнить, поднимая одновременно несколько карточек. В итоге можно показать все 5 карточек.

«Полоса препятствий» (4-5 минут)

для выполнения следующего упражнения учащимся необходимо встать в змейку, затылок в затылок. Впередистоящий – ведущий. Задача ведущего – вообразить перед собой препятствие и преодолеть его, задача следующих за ведущим – увидеть препятствие и в точности повторить его на том же месте, точно так же, как и ведущий. При правильном выполнении упражнения, при точном воспроизведении движений ведущего, последний в колонне будет действовать так же, как и первый.

За время выполнения упражнения можно сменить несколько ведущих. А также дать задачу ведущему, где он преодолевает препятствия (например, горы, джунгли, подземелье и пр.). От этого изменится характер движений, они будут более конкретными.

Цикл упражнений «Почувствуй»

Для выполнения следующего упражнения «Хлопки» (4-5 минут) ребятам снова следует занять все пространство класса.

Самый простой вариант выполнения упражнения, с которого всегда стоит начинать – педагог хлопает, дети двигаются на хлопки. Можно условиться так: один хлопок – один шаг. При этом, двигаясь по классу, важно соблюдать следующее условие: занимать все пространство класса.

Несколько усложняя упражнение, можно предложить ребятам двигаться со скоростью в 2 раза быстрее заданной хлопками, в 3 раза медленнее и д.

Хлопки прекращаются – все замирают. Далее педагог поручает вести упражнение одному из учащихся, при этом сам ребенок тоже продолжает выполнять упражнение. В последствие педагог меняет имена ведущих, задачей ребят остается не только точно двигаться в заданной скорости, но теперь и подхватить ту скорость, которая была задана предыдущим ведущим.

Упражнение можно усложнить еще – предложить ведущим самим передавать эстафету, называя имя последователя. Важно отметить, что должна присутствовать непрерывная линия хлопков, передающихся от одного ведущего к другому.

Для этого – ребятам предлагается на определенный счет (например, на 8) выстроить из себя различные фигуры, при этом, не разговаривая друг с другом, не трогая друг друга руками.

Начнем с простого – это может быть круг, квадрат, треугольник. Каждый раз на построение дается только 8 секунд. Педагог вслух отсчитывает время, на последней секунде – звучит хлопок, после этого фигура становится неподвижной, даже если она не доделана.

Натренировавшись на простых фигурах, можно перейти к более сложным комбинациям. Например, круг и квадрат, два треугольника и пр. Для этого, конечно, группе придется разделиться, но сделать это надо также – на 8 счетов и, не прибегая к помощи слов.

Далее можно попробовать делать обобщенные фигуры, например, круг в квадрате, треугольник в круге и тд.

Упражнение «Счет» (4 – 5 минут) вытекает из предыдущего упражнения.

Для этого надо попросить ребят выстроить круг на те же 8 счетов (можно и меньше – на 5, на 3).

Затем педагог называет любое число от 1 до того, числа, которое равно количеству детей, присутствующих на занятии ( например, 12 детей на занятии, значит, педагог назвать может число от 1 до 12). Остаться в круге должно именно то число детей, которое назвал педагог, остальные приседают. Упражнение выполняется без договоренности ребят между собой.

Усложняя задание – можно выстроить детей в линию, чтобы они не видели друг друга или же – в круге, но спиной в центр.

«Игра на внимание» (10-12 минут)

Большая часть урока прошла, ребятам немного хочется отдохнуть. Для этого можно провести с ними игру. На внимание!

Ведущий – педагог предлагает присесть в полукруг и отправиться в поход.

Для этого с собой что-то нужно взять.

Педагог придумывает принцип, по которому будет отбирать ребят. Но его не рассказывает. Делает первую подсказку. И игра началась. Задача ребят – выяснить, какой же принцип загадал педагог и соответственно быть принятым в поход.

Самый простой принцип – нужно взять с собой предмет, название которого будет начинаться на ту же букву, что и его имя.

Например, имя педагога – Наталья, первая подсказка Педагог Наталья берет с собой в поход носки. Принцип задан. Теперь ребятам нужно догадаться, что же взять с собой, для этого нужно быть предельно внимательным.

После игры – педагог просит встать ребят в первоначальный творческий полукруг, выпрямить спину, улыбнуться друг другу и аплодисментами поблагодарить себя за проведенный урок, поблагодарить друг друга и попрощаться.

Материально-техническое обеспечение занятия:

Аникеева Н.П. Воспитание игрой.- М.: 1987,

Актерский тренинг по системе Станиславского.- М.: 2008,

Гиппиус С.В. Актерский тренинг.- СПб.: 2006,

Кокорин А.К. Вам привет от Станиславского.- М.: 2007,

Станиславский К.С. Работа актера над собой.- М.: 2003.

Был проведён на Межрегиональный фестиваль театрального творчества имени В.С. Золотухина «Исток» для детей актёров

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *