что такое сцена в кино
Сцена как элемент структурной композиции фильма
Сцена — более крупная и сложная структурная часть фильма: она составляется из кадров.
Часто смешивают два понятия: «сцена» и «эпизод». На самом деле это разные вещи: эпизод состоит из ряда сцен. Так, например, в новелле-эпизоде «Скоморох» (фильм «Андрей Рублев») мы различаем следующие сцены:
1. Путешествие трех монахов.
2. Пляска скомороха в сарае и приход туда иконописцев.
3. Драка двух мужиков во дворе.
4. Арест скомороха дружинниками.
5. Проход монахов и проезд дружинников мимо озера.
Здесь мы насчитали всего пять сцен, но в эпизоде их может быть и значительно больше.
Главные признаки сцены, отличающие ее от эпизода, это три единства:
С ц е н а (от греч. skene — временное строение, площадка) — это часть фильма, состоящая из группы кадров и отмеченная единством места, времени и действия.
В подавляющем большинстве (в 95 %) случаев такое определение сцены — правильно: изменилось одно из трех единств — возникла новая сцена.
Но бывают исключения.
Сцена может состоять, как уже отмечалось, из одного кадра (большая сцена встречи Мишеля и Патриции на Елисейских полях в фильме «На последнем дыхании», например). Больше того, в одном кадре способны уместиться несколько сцен: первый, необыкновенно длинный кадр — дальний план — в картине «Жертвоприношение» А. Тарковского. Исполнитель роли главного героя в фильме — Э. Юзефсен так прокомментировал это обстоятельство: «Длинные планы его (А. Тарковского — Л.Н.) — это рассказ в рассказе».
В «Отсчете утопленников» П. Гринуэя мы наблюдаем одновременное развитие сразу двух сцен: а) мать и дочь уговаривают медэксперта Джейка осмотреть утопленного матерью мужа, и одновременно следим за тем, как б) мальчик Смат производит отсчет овец, дабы выяснить, боятся ли они прилива…
По ходу сцены место действия может меняться: героиня картины М. Антониони «Затмение» Виттория начинает разговор со своей матерью в здании биржи, продолжает его на улице, заканчивает на рынке.
Эта возможность изменения места действия по ходу развития сцены отличает кинематографическую сцену от театральной. Недаром те, кто экранизирует пьесы, в стремлении придать им более кинематографический вид разносят в фильме действие сцен, происходящих в пьесе на одной площадке, по нескольким местам. В трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» первая сцена — стычка сторонников враждующих родов происходит на площади Вероны. В фильме Ф. Дзеффирелли бой разворачивается и в других местах города. Сцена разговора Гамлета с Розенкранцем и Гильдестерном разнесена режиссером Г. Козинцевым в его картине на четыре места действия: галерея замка, гобеленный зал, покои Гамлета, лестница во дворе замка. Даже знаменитый монолог «Быть или не быть» (превращенный в фильме во внутренний монолог) актер Иннокентий Смоктуновский начинает произносить на берегу моря, а заканчивает на каменной лестнице в скалах.
В уже упомянутом замысле Андрея Тарковского – фильме-экранизации «Гамлета» режиссер намеревался изменять по ходу развертывания одной и той же сцены не только место, но и время её действия. Он записывал в своем дневнике: ««Гамлет». Король – Юсефсон. Тень Отца – фон Сюдов. Встреча с Тенью: замок имеет разрушенное крыло, от комнаты к комнате всё более и более. Кончается всё совершенно разрушенной залой без потолка, заросшей кустами, где Гамлет и встречает Тень своего отца. Днем. (Хотя проход начался ночью и в темноте). При ярком рассеянном свете, когда различима каждая черточка и морщинка на лице»[48].
Очень редко, но бывает, что меняется и время. Героиня фильма М. Хуциева «Июльский дождь» говорит по телефону: судя по изменениям в одежде девушки, происходит не только смена времени дня, но и времени года; она все говорит без перерыва — это одна сцена!
В стремлении быть щепетильными уточним:
С ц е н а — это часть сценария
или фильма, отмеченная
Действие! С изменением или перерывом в нем начинается новая сцена.
Другой принцип деления сценарного текста мы находим в американской системе записи, некоторые особенности которой используют подчас в нашей стране, — каждое изменение места и времени действия, а также места съемки отбито соответствующим заголовком.
«Интерьер. Покровский храм. День».
«Интерьер. Покровский храм. Вечер».
«Натура. У Покровского храма. Вечер».
Чаще всего подобное разделение текста сценария совпадает с делением, где решающим признаком является смена действий. И тогда перед нами действительно разные сцены. Но порой рабочие обозначения объектов с внутренней структурой сценария не совпадают, и тогда мы под одним и тем же грифом находим несколько разных драматургически разработанных сцен.
Видимо, следует различать кинопроизводственное понятие «объект» от чисто сценарного понятия «сцена».
Сцена, в отличие от кадра, — уже не неделимая единица структуры фильма, поэтому мы в ней находим свойства, кадру не всегда присущие.
Наиболее явно обнаруживаются свойства кинематографической сцены при ее сопоставлении со сценой театральной.
Каковы же свойства киносцены? Это:
— многоточечность (термин С.Эйзенштейна): действие сцены, как правило, воспринимается зрителями не с одной, как это происходит в театре, а с разных точек зрения: «от автора», с точки зрения одного персонажа, другого, третьего; спереди, сбоку, сзади, сверху… Так же записывается кинематографическая сцена в сценарии, например:
« Сергей стоит у окна.
Он видит сверху, как Катя подходит к подъезду, останавливается в нерешительности, потом медленно поворачивается и, словно торопясь куда-то, быстро уходит.
— даже если сцена состоит из одного кадра, то внутри него точка зрения на происходящее в ней может меняться посредством перемещения персонажей и всякого рода движений камеры (уже не раз упомянутая сцена пробега Вероники);
— существование внутри сцены своей драматургии — в большей или меньшей степени развернутой;
— драматургическая незавершенность: сцена в фильме, коренным образом отличаясь от театральной, часто начинается не с начала и обрывается в любой момент. Этой свойство кинематографических сцен выглядит особенно наглядно в фильмах «На последнем дыхании», «Траффик» и в других, особенно в тех, где остро ощущаются монтажные способы выстраивания драматургии.
Сцены отличаются друг от друга:
а) по уровню разработанности:
— развернутая сцена — в сцене между Андреем Рублевым и призраком Феофана Грека в разоренном Успенском соборе мы можем найти все части сюжетной композиции — экспозицию, завязку, кульминацию, развязку, несколько сюжетных поворотов, финал; в профессионально написанном сценарии таких сцен обычно бывает две-три;
— фрагментарная сцена — действенная сцена, в которой нет полного набора драматургических компонентов; подобных сцен в фильме, как правило, большинство; именно они чаще всего бывают незавершенными;
— проходная сцена — небольшая по объему сцена, в которой чаще всего персонажи перемещаются из одного места действия в другое (последняя сцена в эпизоде «Скоморох»: монахи идут под дождем); сцены эти в сюжетном плане бездейственны, но без определенного их количества в сценарии и фильме обойтись нельзя: они привносят в картину «воздух», снимают с нее возможный налет театральности;
— перебивка — сцена, как правило, небольшая (часто один короткий кадр), перебивающая основную сцену, к которой после перебивки, мы обязательно возвращаемся; в «Траффике» полицейские в фургоне подслушивают процитированный выше разговор Хелен и Арни — перебивка, после которой мы вновь обращаемся к сцене, происходящей в квартире Хелен;
— параллельные сцены — чаще всего две или несколько равнозначных сцен, развивающихся параллельно, не один раз перебивающих друг друга.
Вот пример параллельно развивающихся сцен в «Криминальном чтиве» (после возвращения Винсента Вега и Мии из ресторана):
Винсент в туалете уговаривает быть «спокойным» самого себя.
Мия в своей комнате танцует.
Винсент разговаривает в туалете перед зеркалом со своим отражением.
Винсент продолжает заниматься в туалете самовнушением.
Мия принимает сверхдозу героина…
После чего Винсент находит ее в обморочном состоянии…
И еще один вид сцен:
— флэш (от англ. flash — вспышка) — быстрый монтаж коротких кадров; различаются «флэш» в настоящем времени: «Победа!» — слышится крик солдата в «Ивановом детстве», и вслед за этим пятнадцать кадров проносится перед нами за 15 секунд; «фэш-бек» (flashes-back) — быстрый монтаж кадров проишедшего в прошлом — в «Бойцовском клубе» Д.Финчера — представление героя о том, как взорвалась его квартира; «флэш-фьючерс» (flashes-futures) — что произойдет или что могло бы произойти в будущем: многочисленные фантазии героини фильма Тома Тывквера «Беги, Лола, беги!» о встречаемых ею персонажах.
Начинающим сценаристам и режиссерам следует помнить, что лучше строить свою вещь из сцен, не в одинаковой степени разработанных. Отличный пример в этом отношении — фильм Ж.Л.Годара «На последнем дыхании».
б) сцены различаются и по своим функциям:
— экспозиционная сцена — упоминавшаяся уже первая сцена «Жертвоприношения»;
— информативная — в такой сцене отсутствует видимое действие, ее функция — информировать зрителя о чем-то уже случившемся; как это происходит в сцене из сценария «Траффика»: «Детский приемник-распределитель, Цинцинати. Кэролин Вэкфильд лежит на нарах в камере. У нее на ногах тюремные тапочки, ее пояс отобран. Кэролин нехорошо, у нее похмелье». Все.
— ретроспективная — сцена клятвы на кресте Малого князя в «Андрее Рублеве»;
— поворотная — в ней происходит важнейший сюжетный поворот: в разоренном Успенском соборе Андрей Рублев объявляет о своем отказе от иконописания и об уходе в безмолвие;
— финальная сцена — последняя сцена в картине, где ставится точка или многоточие в развитии действия;
— существует еще такое понятие, как главная сцена фильма — в ней происходит все решающее событие, слом течения сюжета. В картине Патриса Шеро «Королева Марго» это, конечно же, сцена Варфоломеевской ночи.
в) сцены следует различать и по уровню разработанной в них конфликтности: действие в развернутых и фрагментарных сценах рекомендуется чуть ли не в обязательном порядке строить на конфликтной основе (о видах конфликта смотри далее — в соответствующем разделе темы «Сюжет»).
г) сцены различаются по характеру места действия и съемки:
— павильонные — снятые в декорациях, выстроенных в павильоне;
— интерьерные — снятые в существующих помещениях;
— натурные — снятые на открытом воздухе (натура может быть декорированной).
Здесь мы не имеем дело только с техническим вопросом. Различия эти отражаются и на построении сцен (в частности, натурных), и на их чередовании. «Обычно трудно бывает соединить материал, снятый на натуре и в павильоне, если он идет большими кусками, блоками, — говорил Андрей Тарковский. — Гораздо лучше чередовать павильон и натуру, тогда различия их не так заметны»[49].
Профессиональный сценарист после написанной им сцены, происходящей в помещении, особенно если эта сцена развернутая, не задумываясь, переходит на сцену натурную, пусть даже очень короткую.
Способы сопоставления сцен.
— сцены крестин младенца в фильме «Крестный отец» и — убийство врагов Майкла Карлеоне;
— одна за другой идущие жестокие сцены набега ордынцев на Владимир в «Андрее Рублеве»;
— муж Ады узнает о ее любовном послании Бейнсу, бежит домой;
— схватив топор, он рушит в доме мебель и пианино;
— хватает во дворе вырывающуюся из его рук жену и отсекает ей палец.
Способы соединения сцен.
Те же два главных способа, что и при монтаже кадров:
— столкновение — в вышеприведенном примере из «Крестного отца»;
— сцепление — из корчмы в эпизоде «Скоморох» (фильм «Андрей Рублев») мы через речевой захлест переносимся в сцену пьяной драки во дворе корчмы.
Технические способы отделения и соединения сцен и эпизодов.
— из затемнения (или «забеления») в затемнение (или «забеление» ) — из черноты (или белизны) экрана постепенно возникает очертание изображения; или, наоборот, кадр затемняется (высветляется), уходя в черноту (белизну);
— наплыв — двойная экспозиция: на продолжающееся изображение последнего кадра сцены накладывается начало следующей сцены;
— шторка и вытеснение — обозначенный линией (или без нее) первый кадр новой сцены сдвигает изображение последнего кадра сцены предыдущей;
— фигурное затемнение (ранее называемое «диафрагмой») — медленно суживающееся к центру (или расширяющееся от центра) экрана затемнение; подобные фигурные «ЗТМ» мы можем найти не только в немых фильмах, но, например, у Ж.-Л.Годара в его фильме «На последнем дыхании»;
— использование компьютерной графики — в «Дракуле» Ф.Копполы яркое пятно в павлиньем хвосте раскручивается в железнодорожный тоннель, по которому мчится поезд; в некоторых сценах «Интимного дневника» П.Гринуэйя внутри кадра появляется «окошечко», в котором зритель видит начало следующей сцены.
Обозначения технических способов отделения и соединения сцен мы находим и в сценариях. Американские сценарии, как правило, начинаются и заканчиваются надписью: «ЗТМ». В сценарии «Ночи Кабирии», написанном Ф.Феллини с соавторами, все эпизоды отделены надписями «ЗТМ», а большинство сцен разъединены–соединены надписями «НПЛ» (наплыв).
Сцена в кино. Мысль первая. Драматургия
Не так давно просматривая все статьи блога, написанные с момента его основания, я с удивлением обнаружил, что за исключением материала о съемочной группе, мною не было написано ни одного текста о непосредственной съемке фильма. Что, разумеется, странно, если принять во внимание общую направленность ресурса.
Схватившись за голову, я решил сейчас же исправить ситуацию и открыть беседу про один из самых главных элементов съемочного периода фильмопроизводства — это сцена в кино. Но как только ваш покорный слуга радостно забарабанил по кнопкам клавиатуры, чтобы написать статью об этом, выяснилось, что предмет слишком обширен для рассмотрения в рамках нашего формата.
Этот разговор нельзя просто сжать и законспектировать в формат обыкновенной статьи Craftkino. Я столкнулся с выбором: написать здоровенный текст, в несколько раз превышающий стандартный материал ресурса, временно отказаться от написания или разбить предмет на несколько частей. И решил остановиться на последнем варианте.
Придётся разделить мероприятие на несколько глав, которые я может быть немного сентиментально назвал мыслями. И первая коснётся драматургии.
Сцена в кино
Вряд ли я буду оригинален, если всё же замечу, что фильм в принципе состоит из одной, двух или множества сцен. Именно внутри сцен кинематографист использует все те средства выразительности, необходимые для передачи чувства и информации зрителю. Это что-то вроде предложений в тексте. И также как каждое предложение должно логически вытекать из предыдущего, так и сцене нужно находиться в гармонии со здравым смыслом.
Впрочем, лично я полагаю, что при постановке сцены нет никаких чётких и конкретных правил. В настоящей статье (или статьях, если угодно) я лишь постараюсь взглянуть на некоторые возможные мероприятия при постановке, в то время, как методов может быть бесконечное количество — ведь творческий процесс строится не только на рациональном, но также тесно связан с чувственным началом и инстинктами.
Сцена в кино — понятие сложное, состоящее из множества аспектов. Совсем упускать хотя бы один из них откровенно не рекомендуется.
Так как в начале автор уже обозначил конкретное течение мысли, то сейчас сосредоточимся именно на аспекте драматургии.
Очевидно, при подготовке к съемке был создан некоторого качества драматургический материал — киносценарий. Мы уже говорили о его ценности не раз и не два. Но речь шла о сценарии в общем. Теперь же взглянем на это со стороны постановки и дробно.
Ведь снимать нам также предстоит отдельными сценами, почти всегда не в хронологическом порядке, с большим разрывом во времени и в совершенно разных местах. Как сориентироваться? Необходимо же удержать материал, не дать ему рассыпаться, когда всё смонтируется в одно повествование!
Лично я за несколько дней до начала съемок сажусь за стол с распечатанным сценарием (хотя в общем предпочитаю работать в электронном виде), вооружившись парой-тройкой карандашей и разбираю полностью всю историю от начала до конца. Каким образом?
В первую очередь я даю каждой сцене название — что-то вроде наименования главы в книге. Например «Сцена X. Последний шанс» или «Сцена Y. Предатель».
Во-первых, я это делаю для того, чтобы точно определить хребет всего эпизода. Как только он мне известен, я легко сориентируюсь на съемках, какое решение принять в том или ином рабочем моменте, и при этом не навредить общей концепции фильма.
Во-вторых, он позволяет понять эмоцию, которую надо в итоге донести до зрителя. Если сцена вызывает сомнение или таит в себе опасность, я могу сделать рядом с названием в скобках пометку «Опасность: свалиться в излишнюю сентиментальность» (как пример) или с мыслью попробовать вариант другой интонации.
Здесь же под тщательным разбором сцена в кино делится на смысловые куски.
Помните разговор о конструкции в статье о синопсисе? То же самое, только в рамках одной сцены.
Какова расстановка сил в начале? Как протекает темпоритм сцены? Как и где происходят её поворотные моменты? Каков её итог и место в общей картине всего фильма? Эти вопросы нужно прояснить, чтобы сцена не вышла сумбурной или излишне затянутой, и чтобы зритель чувствовал, что она наполнена неким внутренним действием (даже если это просто разговор двух людей).
Но даже когда режиссёр разобрался с «живым» содержанием эпизода, его творчески-организационные муки не окончены. Обязательно требуется разобраться с тем, какие кадры будут сниматься в первую очередь, а какие потом. Сколько времени вы вообще можете потратить на съемку сцены (особенно это актуально в том случае, когда за одну съемочную смену должны быть сняты сразу несколько сцен).
Этот чисто административный вопрос часто встаёт в силу несовершенства мира, в котором мы живем — например, есть какие-то сложности со съемочным объектов, или один из актёров может сниматься только в какое-то конкретное время, и его график не позволяет снимать сцену последовательно. В конце концов, зачастую какие-то кадры снимаются друг за другом (а в смонтированной сцене встанут иным порядком), просто чтобы не менять схему света по 20 раз.
Я затрагиваю эту тему в разговоре о драматургии при постановке потому, что часто, если нет никакой организационной возможности снять сцену такой, какой она изначально написана, придётся переписывать эпизод. С учётом всех обстоятельств.
В большом кино таким планированием занимается второй режиссёр, но в микробюджетных или безбюджетных фильмах с этим сталкивается и режиссёр-постановщик. На моём опыте мне этим приходилось заниматься в 100% случаев. Периодически из-за организационных сложностей приходится выходить на съемку той или иной сцены, как на поле боя, где происходит одновременно тысяча событий, и все не по плану.
Тогда требуется проявлять ловкость, реакцию и быстро принимать решения. Иногда я слышу самоуверенные заявления: «В моём кино всё будет продумано от начала до конца, и непременно пойдёт, как задумано». Никого не стану разубеждать. Просто попробуйте.
Если говорить совсем уж по правилам, то в любой киношколе вам скажут, что следует оформлять всё вышесказанное в формате режиссёрского сценария. Это монструозный по своим размерам гроссбух в виде таблички с делением на сцены, кадры, крупности, объект, действие, персонажей, реквизит, технику и примечания.
Работа над ним — отдельный трудоёмкий процесс. По идее режиссёру следует заносить в графы таблички всё, что может пригодиться ему при постановке всего фильма и отдельных сцен.
Меня работа над режиссёрским сценарием очень утомляет и кажется мне данью обыкновенной бюрократии — на всё нужна бумажка, в которой вы всё предскажете с точностью до секунды (да, там даже хронометраж сцен указывается). Мне, как постановщику, ближе живая работа с материалом, когда я могу прямо по тексту сценария рисовать всякие стрелочки, подписывать возле реплик комментарии, рядом с объектами приписывать названия сцен и т. д.
Но моя позиция в вопросах постановки вообще довольно-таки анархическая — я не делаю очень многого, что делать принято, просто в силу того, что мне неинтересно это делать или я не вижу в этом смысла. Вполне возможно, что в этом я ошибаюсь.
Проделав такую подготовительную работу над драматургией каждой сцены, режиссёр создает сам себе дополнительную поддержку на съемках. Обстоятельствам гораздо труднее будет сбить его с курса или ввести в состояние ступора (хотя, поверьте мне, иногда случаются такие форс-мажоры, которые выбьют из колеи, будь вы хоть самый подготовленный человек на свете). К тому же, когда на площадке начинается вся съемочная чехарда, постановщику попросту некогда разбираться с сутью и смыслами.
Однако как вы понимаете, разобраться со сценарием перед постановкой сцены — дело чрезвычайное важное, но далеко не единственное. Предстоит уделить не меньшее внимание актёрам и их персонажам; оператору и технике; художнику и реквизиту; продюсеру и деньгам и т. д.
Обо всём этом я надеюсь поговорить в рамках этой большой многораздельной статьи.
На этом моя мысль о драматургии заканчивается!
Независимый режиссёр и сценарист. Мой профиль в социальных сетях ВКонтакте, Instagram и Patreon
Кадр, план и эпизод: из чего состоит фильм?
Разбираемся, что такое кадр, план и эпизод, а также почему они важны в структуре фильма.
Мы привыкли смотреть фильмы и воспринимать их как само собой разумеющееся, не задумываясь о том, как они сделаны. В этом материале попробуем разобраться, что такое кадр, план и эпизод, а также почему они важны в структуре фильма.
Это минимальная единица фильма, но в то же время киноведы настаивают на бережном с ним обращении в силу его «неясности и размытости границ». Кроме того, слово «кадр» пришло не из кино, а из фотографии и означает «фотографический снимок, моментальный или сделанный с длительной выдержкой, но тем не менее имеющий свою эстетику».
Николай Изволов в статье для «Искусство кино» приводит несколько определений и характеристик кадра:
«Площадь кадра — «поле зрения» механического субъекта-пленки, определяемое фокусным расстоянием объектива, служащего, в свою очередь, посредником между реальным миром и камерой, трансформатором оптической среды», — объяснял Николай Изволов.
Профессор Виталий Куренной говорил на лекциях в НИУ ВШЭ, что кадр — это и есть отдельная фотография, которая, объединяясь с себе подобными, создает в определенной последовательности движущееся изображение. По словам эксперта, кадр крайне редко используется для анализа в кино, и чаще предпочтение отдается второй единице — плану.
Это, если говорить кратко, «система условного деления кинематографического пространства — то есть пространства, представленного на экране. Планы могут различаться по крупности, расположению, смыслу. На деле их гораздо больше. Ресурс Cinema DSLR предлагает следующие виды планов:
Сцена и эпизод
«Старые русские, советские режиссеры широко использовали понятие «кусок» для того, чтобы обозначить план. Наконец, планы монтируются в определенного рода сцены. Это уже склейка планов, склейка кадров, которые дают нам некоторое более пространное высказывание. Как правило, сцена локализована в определенном месте и времени. Наконец, сцены складываются в фильме в эпизоды. Эпизод — это сюжетно или фабульно связанные сцены», — говорил Василий Куренной.
В статье «Эпизод как элемент структурной композиции фильма» можно найти такой интересный алгоритм:
«Деление сценария и фильма на эпизоды порой не столь явственно и, к сожалению, не столь общепризнанно, как деление их на сцены. Хотя на практике все фильмы, в достаточной степени правильно выстроенные по конструкции, с большей или меньшей отчетливостью внутренне делятся на эпизоды», — говорится в статье.
Автор настаивает на том, что режиссеры сами заявляют о поэпизодной композиции своих фильмов, как это было с «Андреем Рублевым» Андрея Тарковского, «Догвиллем» Ларса фон Триера, «Криминальным чтивом» Квентина Тарантино.
По мнению Василия Куренного, деление фильма на части имеет под собой не только формальную, но и историческую подоплеку — фильмы в кинотеатрах, вернее бобина с фильмом, не длились дольше 20 минут. Естественно, бобины нужно было быстро менять, чтобы фильм шел без паузы, и грамотное деление картины было очень важным. И хотя в XXI веке кино по большей части стало цифровым продуктом, его деление на составные части не потеряло смысла, так как именно из них фильм складывается в целое, а не расплывается бессюжетным рассуждением на абстрактную тему.