что такое структура сделки
Структурирование сделки
Структурирование сделки
Что такое структурирование сделки и зачем оно нужно?
Существуют сложные сделки, в рамках которых добиться желаемого результата путём заключения единственного договора нереально. Например, если одна компания приобретает другую и расплачивается по её долгам, то здесь одним соглашением ограничиться не получится. Если привлекаются инвестиционные средства для строительства комплекса и его последующего использования, то это тоже означает целый ряд действий. Как правило, такие сделки характеризуются не только заключением нескольких договоров, но и растянутостью во времени.
А чем дольше всё длится, тем больше рисков, поскольку увеличивается количество факторов, которые сложно предусмотреть. Поэтому на первый план выходит грамотный анализ. Он должен проводиться в отношении таких рисков:
• юридические (оспаривание титульного права, конкретного договора или даже всех соглашений, предъявление претензий в суде);
• финансовые (удовлетворительный результат в данном направлении не будет достигнут, инфляция, валютные колебания, обесценивание имущества по разным причинам, прочее);
• налоговые (ФНС РФ может счесть сделку фиктивной, также всегда нужно принимать во внимание риск доначисления налогов, в особенности если хотя бы одна из сторон пользуется льготами).
Структурирование сделки позволяет рассмотреть всё в комплексе. Такой подход также означает последовательность.
Пошаговое структурирование сделки
В упрощённом для понимания виде всё выглядит следующим образом:
1. Сначала устанавливается цель или цели сделки. Необходимо обозначить, на что именно рассчитывает каждая из сторон. Это может быть получение конкретного права, например, на объект недвижимости. Или же достижение определённого дохода, если речь идёт о запуске бизнеса. Очень важно, чтобы уже на этом этапе не возникало недопонимания и несогласованности, поскольку в противном случае в дальнейшем они чреваты конфликтами между участниками.
2. На следующей стадии анализируются все риски, изучаются доступные способы их минимизации. Эти 2 этапа позволяют понять, целесообразно ли вообще вступать в сделку, достижима ли цель, готовы ли все участники к вероятным негативным последствиям.
3. Происходит разработка непосредственно структуры сделки. Окончательно определяются стороны, права третьих лиц, момент перехода права, способы передачи.
4. Дальше решается вопрос со всей документацией. В основном это разработка основных договоров, но далеко не только. Для заключения сделки может потребоваться сбор справок, осуществление экспертиз, составление различных актов (например, о передаче имущества), организация ревизии и прочее.
5. Следующим этапом проводится сама сделка. Юристы берут на себя её сопровождение. Структурирование подразумевает обязательное присутствие специалиста во время подписания всех договоров и выполнения других действий, которые необходимы для завершения сделки.
6. Контроль за реализацией достигнутых договорённостей. Не всегда обязателен, но в некоторых случаях всё же может понадобиться. Это зависит уже от специфики сделки. Например, если на основании заключённого договора нужно передать недвижимость, то это будет соответствующим образом фиксироваться в документах. А для их грамотного составления может потребоваться юрист.
Структурирование сделки позволяет многое оптимизировать. Оно уменьшает риски, повышает гарантии для всех сторон в том, что договоры не будут оспорены, а к участникам не возникнут вопросы от контролирующих органов. В ряде случаев благодаря структурированию удаётся неплохо сэкономить. Поэтому если вам предстоит сложная сделка, а также если речь идёт о крупных суммах, имеет смысл обратиться за такой услугой.
Минимизация рисков на основе «правильного» структурирования кредитной сделки
«Банковское кредитование», 2012, N 2
Сложности, возникшие недавно у кредитных организаций с возвратом кредитов, подчеркнули актуальность «правильного» структурирования кредитных сделок. Ведь именно от того, какие участники задействованы в сделке и какие активы в ней участвуют, напрямую зависит возвратность кредита. Статья посвящена вопросам структурирования кредитных сделок для уменьшения рисков кредитных организаций в случае потенциального дефолта заемщика и анализа структуры группы компаний и консолидированной отчетности группы.
Кризис показал, что обычная структура кредитной сделки с участием одной компании заемщика без привлечения в качестве поручителей акционеров и учредителей и без анализа взаимодействия заемщика с компаниями группы ведет к серьезным проблемам с возвратностью кредита в случае наличия проблем у заемщика.
Вопрос о «правильной» структуре кредитной сделки не является тривиальным. Даже опытные кредитные аналитики и риск-менеджеры подчас придерживаются совершенно противоположных мнений относительно структуры сделки. Каждая кредитная организация в зависимости от своей кредитной политики, склонности к риску и опыта сотрудников вырабатывает свои подходы к структурированию кредитных сделок.
Рассмотрим, что же такое структура сделки и от каких факторов она зависит.
Элементами структуры кредитной сделки являются: заемщик; сумма установленного лимита кредитования; сумма разрешенного лимита кредитования; условия увеличения разрешенного лимита до установленного; юридические и физические лица, предоставляющие обеспечение, а также виды и условия юридических соглашений с ними.
Факторами, от которых зависит структура кредитной сделки, являются: кредитная история заемщика/группы компаний в банке; применяемые подходы к анализу кредитоспособности заемщика и оценке залога; степень риска, на который готова пойти кредитная организация; опыт сотрудников кредитной организации; лоббистские возможности отдельных групп людей/людей в кредитной организации (клиентские менеджеры, риск-менеджеры, руководители отдельных подразделений и пр.); возможность и желание клиента пойти на предлагаемые условия кредитования, а также предлагаемые другими банками на рынке условия кредитования; цель, на которую запрашивается кредитный продукт; ситуация на рынке кредитования в данном регионе.
Поиск оптимального сочетания элементов структуры сделки, которое, с одной стороны, приемлемо для клиента, а с другой стороны, устраивает с точки зрения риска кредитную организацию, есть своего рода искусство кредитного аналитика и клиентского менеджера.
Так что же такое «правильная» структура кредитной сделки с точки зрения кредитной организации?
Что такое «правильная» структура кредитной сделки
Сразу оговоримся, что однозначно «правильной» структуры кредитной сделки не существует. Как мы уже отметили, окончательная структура кредитной сделки зависит от множества факторов, повлиять на которые достаточно сложно, а в ряде случаев невозможно. В данной статье мы рассмотрим определенные подходы, которые помогают приблизить структуру кредитной сделки к оптимальной с точки зрения кредитного риска для банка. Эти подходы возможно сформулировать в виде правил создания оптимальной структуры кредитной сделки.
Правило 1: выбор заемщика
В случае если кредитные ресурсы запрашивает группа компаний, необходимо настоять на том, чтобы в качестве заемщика выступила компания со следующими характеристиками:
Иными словами, необходимо понять, что для данного бизнеса является определяющим фактором, и найти компанию в структуре группы, которая концентрирует в себе этот определяющий фактор. Немаловажным аспектом является степень легкости выхода из бизнеса. Так, для компании, владеющей определенным имуществом помимо товара для продажи (оборудование, недвижимость и др.), выход из бизнеса при прочих равных условиях будет связан с большими трудностями, чем для компании, существенных «твердых» активов не имеющей.
Например, для производственной группы компаний определяющим бизнес-процессом является производство, соответственно необходимо в качестве заемщика выбирать компанию, на балансе которой находится оборудование и которая непосредственно осуществляет производство продукции. В ситуации с торговой группой компаний необходимо найти держателя основных контрактов с покупателями, то есть компанию, через которую проходят основные денежные потоки группы.
Вопрос выбора заемщика не является простым, при этом соглашаться на того заемщика, которого предлагает клиент, не всегда верно. Так, классической является ситуация, когда в качестве заемщика выступает торговый дом какого-либо производственного предприятия без поручительства этого предприятия. При неблагоприятном развитии ситуации бизнес данного торгового дома переводится на саму производственную компанию либо на иной торговый дом, банк при этом остается с кредитом на неработающую компанию, будущее которой сомнительно.
Правило 2: поручительство владельцев бизнеса
Поручительство владельца бизнеса важно скорее как дисциплинирующий фактор, а также как доказательство того, что владельцы уверены в своем бизнесе. Немотивированный отказ от личных поручительств должен насторожить кредитного аналитика и риск-менеджера. Необходимо находить некий компромисс между залоговым обеспечением и поручительством владельцев. Если залог является твердым и ликвидным, а также покрывает с дисконтом сумму кредита и при этом финансовое состояние компании достаточно устойчиво, от поручительства владельцев бизнеса можно отказаться.
Правило 3: поручительство залогодателей
Необходимо стремиться к тому, чтобы залогодатели по кредиту всегда давали свое поручительство. Оформляя поручительство залогодателей, кредитная организация решает две важные задачи:
Следует также отметить, что параллельное поручительство залогодателя помогает в судебном процессе по взысканию предмета залога.
Правило 4: поручительство основных компаний группы
При работе с группой компаний необходимо оформление поручительства основных компаний группы. Возникает вопрос, какие компании являются основными. Задача решается путем анализа деятельности холдинга/группы и выяснения функций, которые выполняет каждая компания в группе. На практике встречаются четко структурированные и нечетко структурированные группы компаний. В четко структурированных группах каждую функцию выполняет отдельная компания, в нечетко структурированных одна компания может совмещать в себе несколько функций. Как правило, основными компаниями являются те, которые занимаются ключевыми для данной группы видами деятельности. Такими видами деятельности могут быть:
Правило 5: не выдавайте кредиты без обеспечения
Если мы говорим о среднем заемщике банка, кредиты ему должны быть обеспечены залогом и (или) поручительством, наличие которых не только служит дисциплинирующим фактором, но и позволяет в случае ухудшения ситуации погасить хотя бы часть кредита за счет продажи залога или получения средств от поручителей.
Правило 6: срок кредитования должен быть сопоставим с финансовым циклом компании или связан с окупаемостью инвестиций
При инвестиционном кредитовании срок кредитования необходимо увязывать со сроком окупаемости инвестиций и рассчитывать его на основе потока денежных средств. И если с инвестиционным кредитованием вопросов относительно срока обычно не возникает, то относительно кредитования на пополнение оборотных средств единого мнения не существует. На наш взгляд, необходимо максимально приближать срок кредитования на пополнение оборотных средств (закупка сырья, товаров, выплата заработной платы и пр.) к сроку финансового цикла компании. Под финансовым циклом в общем смысле можно понимать время от вложения средств в бизнес до получения выручки от покупателей. Срок финансового цикла условно можно рассчитать, прибавив срок оборачиваемости сырья и материалов, срок оборачиваемости затрат в незавершенном производстве, срок оборачиваемости готовой продукции, срок оборачиваемости дебиторской задолженности и отняв срок оборачиваемости кредиторской задолженности. Выдавая средства на срок меньший, чем срок финансового цикла, мы рискуем не получить назад средства, так как они еще не пришли от покупателей. Выдавая на срок больший, чем финансовый цикл, мы рискуем тем, что заемщик вложит средства не в бизнес, а на иные цели.
Правило 7: вид кредитного продукта должен быть выбран в соответствии с целью кредитования и спецификой заемщика
Для кредитования на пополнение оборотных средств подходят следующие виды кредитных продуктов:
При выборе кредитного продукта также необходимо учитывать срок кредитования в соответствии с правилом 6. Для кредитования на инвестиционные цели в наибольшей степени подходит невозобновляемая кредитная линия.
Правило 8: необходимо контролировать целевое использование кредита и источник его погашения
В кредитную документацию необходимо включать следующие условия:
Анализ структуры группы компаний и консолидированной отчетности группы
Как мы уже определили ранее, для того чтобы понять, какие компании из группы должны участвовать в сделке, необходимо разобраться в структуре группы компаний. Информация о структуре группы должна запрашиваться у клиента в виде схематичного изображения товарно-денежных потоков группы. Как мы уже отмечали, для определения структуры группы необходимо выделить основные функции, выполняемые в рамках обычной хозяйственной деятельности. Если указанные функции выполняются отдельными юридическими лицами, группу можно признать четко структурированной. В случае когда одно юрлицо совмещает несколько функций или одна функция распределена между несколькими юридическими лицами, группа не является четко структурированной. В соответствии с вышеприведенными правилами структурирования сделок в сделке должны участвовать компании, в которых сосредоточены основные функции операционной деятельности группы.
Основы консолидации отчетности
Основная идея подготовки консолидированной отчетности состоит в том, что вся группа представляется так, как будто она является единым предприятием. Из этого следует, что в консолидированную отчетность не следует включать показатели, характеризующие внутригрупповые операции, то есть отношения компаний группы друг с другом. Консолидированная отчетность позволяет объективно оценить стоимость активов группы, размер ее обязательств, чистые товарно-денежные потоки.
Наиболее типичным примером внутригрупповой операции может служить реализация товаров одним из предприятий группы другому предприятию той же группы. Реализация отражается в финансовой отчетности каждого из участников сделки (балансе и отчете о прибылях и убытках). Но если посмотреть на данную операцию с позиции группы в целом, никакой реализации не было, произошло лишь простое перемещение запасов из одного подразделения в другое. Поэтому все перечисленные выше последствия сделки должны быть исключены из консолидированной финансовой отчетности. Исключению подлежат все долговые отношения между элементами группы: ведь с точки зрения «единого предприятия» долг одного подразделения перед другим никак не должен сказываться на требованиях и обязательствах предприятия в целом. Это относится не только к задолженностям, возникшим в результате торговых сделок, но и к внутригрупповым займам, а также к финансовым вложениям и капиталу компаний.
Определение компаний, которые входят в группу
В соответствии с законодательством аффилированными лицами юридического лица являются: член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа; лица, принадлежащие к той же группе лиц, что и данное юридическое лицо; лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица; юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал этого (первого) юридического лица. Если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы.
Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются: лица, принадлежащие к той же группе лиц, что и данное физическое лицо (члены семьи физического лица); юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица.
Соответственно, аффилированные лица прямо или косвенно могут влиять на управление Клиентом через владение его долями, акциями и пр. В контексте определения компаний, которые входят в группу, необходимо понять, кто является владельцем компании Клиента и какими компаниями владеет сам Клиент, чтобы через этих лиц выйти на иные связанные с Клиентом компании.
Взаимозависимым лицом является юридическое лицо (ИП), на которое Клиент или физические лица, указанные выше, оказывают существенное влияние в части принятия управленческих решений, при этом рассматриваемое юридическое лицо (ИП) имеет существенную экономическую взаимосвязь с Клиентом/аффилированными лицами Клиента (взаимозависимое лицо может не быть аффилированным лицом).
Установление аффилированных и взаимозависимых лиц дает возможность выделения взаимосвязи по юридическому признаку компаний-клиентов в некую неоформленную группу. В данной группе необходимо выделить те компании, у которых имеются признаки существенной экономической взаимосвязи.
В случае если имеется хотя бы один из вышеперечисленных критериев экономической взаимосвязи, компании, в отношении которых выявлена данная взаимосвязь, подлежат консолидации.
Источниками информации для определения аффилированных/ взаимозависимых лиц являются:
Определение целевых для банка сфер деятельности группы компаний
Нередко бизнес крупных групп компаний достаточно разнороден и при структурировании кредитных сделок необходимо определить целевые для банка сферы деятельности группы, в которую входит Клиент.
Для целей кредитного анализа возможно проводить консолидацию того направления бизнеса группы компаний, на финансирование которого планируется привлечение кредитных средств и которое будет являться источником погашения рассматриваемого кредита.
Выделение сферы деятельности группы в отдельное направление, по нашему мнению, возможно в следующих случаях:
Направления анализа полученных данных в результате составления консолидированной отчетности группы компаний
После составления консолидированной отчетности группы компаний необходимо произвести анализ по следующим направлениям, в том числе с целью верного определения источника погашения, в зависимости от целей рассматриваемой кредитной сделки:
Консолидация показателей группы должна производиться на основании анализа первичных бухгалтерских документов (оборотно-сальдовых ведомостей) по счетам бухгалтерского учета компаний, формирующих консолидированные данные.
В консолидированную отчетность полностью включается капитал материнской компании. Что же касается дочерней компании, то неверно включать уставный капитал в отчетность целиком в случае участия материнской компании в капитале дочерней. В консолидированные данные следует включить только ту накопленную прибыль, которая сформировалась уже после даты приобретения, причем только в той части, которая принадлежит материнской компании.
В случае если группа компаний представляет свою управленческую отчетность самостоятельно, необходимо на основе анализа первичных бухгалтерских документов (по возможности максимально полно) подтвердить основные статьи баланса и отчета о прибылях и убытках, приведенные в управленческой отчетности.
Заключение
В условиях возобновления кризисных явлений в российской экономике возрастает роль формирования оптимальной структуры кредитной сделки для минимизации рисков кредитной организации.
На этапе рассмотрения сделки необходимо совместно с клиентом выработать адекватную с точки зрения минимизации риска структуру кредитной сделки. Основными условиями формирования «правильной» структуры кредитной сделки являются:
При анализе финансово-хозяйственной деятельности клиента, входящего в группу компаний, большое значение имеет анализ консолидированной отчетности группы компаний. Для адекватного с точки зрения риска анализа консолидированной отчетности необходимо:
Структурирование сделок M&A
Что такое сделки M&A?
Распространенная аббревиатура M&A сформировалась из двух английских слов – merge (слияние) и acquisition (поглощение). Уже по названию понятно, что речь идет о слиянии двух компаний или о поглощении одним юридическим лицом другого. Если более подробно, то:
Виды сделок по слиянию и поглощению различаются по различным особенностям:
Этапы сделки M&A: как правильно структурировать сделку?
Как видно из перечисленных выше пунктов, оценка сделок M&A – это серьезное комплексное мероприятия, которое позволяет оценить, насколько планируемое объединение будет выгодным для каждой из сторон, какие риски грозят и как можно их минимизировать.
Сопровождение сделок слияния и поглощения
Сопровождение сделок M&A включает весь комплекс необходимых услуг: анализ рисков приобретаемого актива (т.н. Due Diligence), выработка оптимального механизма заключения сделки, сопровождение переговоров между сторонами, подготовка и проверка всех документов, которые понадобятся для заключения сделки, контроль за подписанием соглашения и оценка его результатов. Только придерживаясь подобной схемы, можно быть уверенным в том, что поглощение или слияние пройдут успешно, без осложнений и негативных моментов, и будет достигнута основная цель, которую ставили перед собой инициаторы. И всё это невозможно без профильных адвокатов, которые специализируются именно на корпоративных вопросах – только они знают все нюансы законодательства и могут оказать квалифицированную помощь.
Как на самом деле выглядит сделка по купле-продаже бизнеса
Время прочтения: 15 минут
Кому читать: тем, кто интересуется покупкой или продажей контрольного пакета или бизнеса целиком
· Как выглядит структура сделки;
· Что такое Due Diligence;
· Какие есть «подводные камни».
К написанию этого поста привел случай. Я выступал перед слушателями курса МВА в небольшой аудитории, рассказывая об опыте в сфере LegalTech. Естественно, в ходе беседы выяснилось, что роботы юристов пока еще не добили и я как раз и представляю этот случайно уцелевший вид.
Уже после ко мне подошел один серьезного вида мужчина примерно с таким вопросом: «Мы тут небольшой завод решили продать, как это вообще делается? Может, есть какой-то «чеклист»? Ну или хоть описание процесса? »
Я обещал поискать и честно поискал среди управляющих private equity – фондами и знакомых юристов. Каждый готов был проконсультировать и рассказать более детально, но какого-то «манулала» представить не мог. Поиск в рунете тоже ничего не выдал. Родилось предположение, что для профессионалов рынка вопросы человека, который первый раз столкнулся с подобной задачей, настолько банальны, что никому в голову не приходило сделать какой-то Q&A. Поэтому я и решил хоть как-то это описать.
Сразу оговорюсь, в этой статье речь не про привлечение инвестиций. Там другие правила и другие юридические механизмы. Тут именно про продажу или покупку готового уже проекта.
В целом сделка по купле-продаже любого бизнеса выглядит примерно одинаково. Будете вы покупать (продавать) парикмахерский салон или сталелитейную компанию – логика будет одна. Просто объем работы и длительность на каждой стадии будут отличаться. И механизмы для контроля рисков каждый раз будут все более и более изощренными.
Как правило, сделка состоит из следующих шагов.
(1) Подтверждение заинтересованности.
Покупатель и продавец встретились, познакомились и хотят как-то «двинуться дальше». На этой стадии оформляется предварительный договор или дорожная карта сделки или протокол о намерениях. Он еще часто называется Term Sheet.
С юридической точки зрения документ будет или не обязывающим вовсе или же ограниченно обязывающим. Например, может запрещать переговоры с иными покупателями, описывать раскрытие информации и т.п.
Также зачастую уже в этом документе фиксируются параметры покупаемого бизнеса.
Корректное оформление этой бумаги имеет очень большое значение, т.к. в дальнейшем при написании уже юридически значимых документов стороны будут «отталкиваться» от согласованной конструкции и параметров сделки. И отступление от этих пусть и де-юре не обязательных, но согласованных условий сильно нарушает взаимное доверие и может привести к срыву сделки в принципе.
(2) Проведение проверки.
Бизнес, даже если это просто сдача в аренду помещения под кафе – это сложный продукт. В нем «зашиты» экономические, финансовые, технические и юридические риски. И каждый такой риск может оказывать серьезное влияние на доходность самой сделки как для продавца, так и для покупателя.
Поэтому после подтверждения интереса на первой стадии всегда идет проверка. Часто называется красивым термином Due Diligence, что дословно переводится как «должное соответствие».
Соответствие чему? Да собственно заявленным продавцом параметрам.
Логичнее всего смотреть сначала технологию и экономику процесса, а потом уже финансы и юриспруденцию.
Впрочем, бывает и так, что технологический аудит и проверка экономической модели проводится еще до этапа подписания чего-либо. Собственно, в случае покупки того же салона красоты все это может сводиться к визуальному осмотру и весьма поверхностному анализу экономики.
Если же все «по-взрослому», то на разного рода аудиты уходит от двух недель и до полугода – в зависимости от сложности предприятия.
Иногда для ускорения процесса все проверки ведутся параллельно.
Бывает и так, что этот этап вовсе пропускают. Берем, мол, да и все. Верим продавцу на слово, он парень хороший.
Зачем все эти сложности? В итоге – для выявления рисков и согласования справедливой цены.
Коротко это выглядит как: «Вы говорили, что корова ваша и здоровая и просили 100 рублей. Мы выяснили, что хоть и ваша, но вы все еще судитесь с ее прежним владельцем + ее надо подлечить. Итого: согласны купить, но не дороже 75».
(3) Согласование и подписание обязывающих документов.
Это собственно сделка. Сложность составляемых бумаг в общем прямо пропорциональна сложности «товара».
Если это, например, простое и понятное ООО на «упрощенке», которое сдает в аренду 100 метров стрит-ритейла в хорошем месте – все можно и просто у нотариуса совершить.
Если это завод с 1000 сотрудников или доля в технологической компании – конечно, история будет посложнее.
Что обязательно будет в обязывающих документах?