что такое структура общения

Общение. Структура общения

что такое структура общения. Смотреть фото что такое структура общения. Смотреть картинку что такое структура общения. Картинка про что такое структура общения. Фото что такое структура общения что такое структура общения. Смотреть фото что такое структура общения. Смотреть картинку что такое структура общения. Картинка про что такое структура общения. Фото что такое структура общения что такое структура общения. Смотреть фото что такое структура общения. Смотреть картинку что такое структура общения. Картинка про что такое структура общения. Фото что такое структура общения что такое структура общения. Смотреть фото что такое структура общения. Смотреть картинку что такое структура общения. Картинка про что такое структура общения. Фото что такое структура общения

что такое структура общения. Смотреть фото что такое структура общения. Смотреть картинку что такое структура общения. Картинка про что такое структура общения. Фото что такое структура общения

что такое структура общения. Смотреть фото что такое структура общения. Смотреть картинку что такое структура общения. Картинка про что такое структура общения. Фото что такое структура общения

Категория общения является базовой для социально-психологической науки. Вследствие сложности данного явления, существует множество подходов к его рассмотрению.

Общение – это форма социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности (А. И. Гончаров).

Общение – это взаимодействие двух или более людей с целью обмена информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера; с целью влияния на других людей.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью.

Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения.

Основные компоненты структуры общения:

· потребности, мотивация и цели;

· способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения;

Раскроем более подробно содержание некоторых из них.

Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пиши.

У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы.

У человека количество целей общения увеличивается. В них помимо перечисленных выше включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Не менее существенны отличия средств общения. Последние можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

что такое структура общения. Смотреть фото что такое структура общения. Смотреть картинку что такое структура общения. Картинка про что такое структура общения. Фото что такое структура общения

Кодирование информации — это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п. Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).

У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это — язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио-и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов внутривидового общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.

Все средства общения можно разделить на пять групп:

а) лингвистические (речевые);

б) оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика);

в) паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность);

г) экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи);

д) пространственно-временные (дистанция, время, место, ситуация общения).

Рассматривая динамику общения, можно выделить следующие фазы этого процесса:

1. Возникновение потребности в общении (необходимо сообщить или узнать информацию) и уяснение целей (что конкретно я хочу достичь в результате общения).

2. Вхождение субъекта в коммуникативную ситуацию.

3. Ориентировка в ситуации общения и личности собеседника.

4. Планирование содержания и средств общения.

5. Занятие определенной позиции по отношению к партнеру по общению.

6. Фаза взаимоинформирования, взаимодействия.

7. Восприятие и оценка ответных реакций собеседника.

8. Корректирование направления, стиля, методов общения.

9. Фаза выхода из контакта.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным.

Источник

Структура общения

Структура общения в психологии: из каких сторон состоит

Общение — это процесс взаимодействия между отдельными личностями или группами людей, состоящий в обмене информацией и удовлетворяющий потребность человека в социальных контактах.

Существуют разные подходы к определению структуры общения. Самой распространенной и общепринятой считается классификация Г.Андреевой. Согласно этому подходу в структуре общения выделяются три стороны:

Взаимоувязанные между собой, все стороны общения целостно дополняют друг друга.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Коммуникативная сторона

Общение невозможно без коммуникации — двустороннего обмена информацией. К информации относятся:

Информационный обмен влияет на каждого участника общения. Таким образом, коммуникация — это главная составляющая социального взаимодействия.

Процесс коммуникации происходит с помощью обязательных элементов:

Коммуникация реализуется через знаковую систему. И коммуникатор, и реципиент обязаны использовать единую систему кодификации и декодификации передаваемого сообщения — только таким образом возможен коммуникационный процесс, а стороны общения поймут друг друга.

При общении происходит постоянная смена ролей — коммуникатор становится реципиентом, а реципиент — коммуникатором. Таким образом, происходит диалог. Но на практике человеческое общение — более сложное явление, которое характеризируется рядом особенностей:

Процесс коммуникации состоит из пяти последовательных этапов:

Информация, транслируемая коммуникатором, делится на два типа:

Для коммуникатора возможны разные позиции:

Передача информации происходит в таких направлениях:

Коммуникативное воздействие принято разделять на два типа:

Часто случается, что в процессе общения между его участниками возникают коммуникативные барьеры социального или психологического характера. Такие барьеры — препятствия на пути нормального обмена информацией между людьми.

Барьеры классифицируются по ряду признаков.

Барьеры понимания:

Социально-психологические барьеры:

Барьеры отношения — появление чувств неприязни и недоверия к собеседнику, что отражается на передаваемой информации.

Вербальная и невербальная коммуникация

Различают вербальную и невербальную коммуникации. Они основываются на разных знаковых системах. Для вербальной коммуникации такую систему составляет речь — универсальное средство общения. Она выполняет следующие функции:

Вербальная коммуникация делится на два вида:

Особый вид коммуникации — дактильная речь — азбука, помогающая в общении людям с нарушениями слуха.

Вербальное общение чаще проявляется в форме разговора, который строится за правилами. Известно три типа разговоров:

Важная составляющая процесса общения — слушание. От умения слушать зависит правильное восприятие информации. Известно два способа слушания:

Другая составляющая коммуникации — невербальное общение. Выделяют следующие группы невербальных средств общения:

Психологи выделяют четыре дистанции общения:

Визуальное общение — передача невербальной информации через движения глаз и взгляд.

Своеобразным видом невербального общения выступает мимико-жестовая речь, используемая неслышащими людьми.

Приемы вербального и невербального общения в своей совокупности способствуют полноценному обмену информацией между людьми.

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона по существу предполагает организацию взаимодействия людей, обмен между ними не информацией, а поступками и делами.

В психологической основе этого процесса лежат три составляющие:

Главные признаки совместной деятельности:

В зависимости от ситуации участники общения проявляют различные стили поведения и действия. Типичные стили взаимодействия:

Среди типов взаимодействия чаще отмечают два из них:

Своеобразный вид конкуренции — продуктивная конкуренция, которая вмещает в себе элементы состязания, но не приводит к конфликту. Выделяют три её степени:

Не стоит считать конкуренцию сугубо негативным явлением, а кооперацию — позитивным. Их оценка зависит от конкретной ситуации, в которой пребывают участники взаимодействия. Внутри кооперации иногда возникают конкурентные отношения, часто внося новые веяния и препятствуя застою деятельности.

Возможные формы организации совместной деятельности:

Ключевые стратегии во взаимодействии:

Люди воздействуют друг на друга различными способами:

Знания об особенностях человеческого взаимодействия полезны как для построения межличностных отношений, так и ведения профессиональной деятельности.

Перцептивная сторона общения

Все люди имеют значимую психологическую особенность: обращать внимание на внешние характеристики других людей, знакомых и не знакомых. Происходит оценка всех внешних признаков, на основе чего, строятся умозаключения относительно внутренней наполненности конкретного человека и устанавливается определенное отношение к нему. Таким образом, проявляется социальная перцепция: восприятие внешних отличительных свойств человека, привязка их к его внутреннему миру, толкование на этом основании его поведения и прогнозирование действий.

Социальная перцепция исполняет следующие функции:

Деятельные механизмы перцептивной стороны общения:

При исследовании казуальной атрибуции выявлено главные способы интерпретации в процессе межличностного восприятия:

Значительный аспект межличностного восприятия — формирование первого впечатления о человеке. Благодаря изучению явления был выделен ряд эффектов восприятия людьми друг друга.

Эффективное межличностное понимание возможно при наличии адекватности, то есть достоверном и справедливом психологическом портрете человека. Адекватность восприятия зависит от возраста и пола, для нее требуется социальный опыт.

Источник

Структура общения в психологии

Общение – важный процесс в жизни каждого человека. При помощи него люди делятся опытом и мыслями. Обмен информацией происходит всегда при совместной деятельности. Ознакомиться со всем разнообразием этого вида коммуникации можно, только поняв, что представляет собой структура общения и каковы ее основные уровни.

что такое структура общения. Смотреть фото что такое структура общения. Смотреть картинку что такое структура общения. Картинка про что такое структура общения. Фото что такое структура общения

Структура общения в психологии

При общении реализуется социальное отношение людей друг к другу. Во время обмена информацией каждый человек укореняется в качестве полноправного члена общества. Понятие «общение» является сложной формой взаимодействия, поэтому, чтобы разобраться в его сути, необходимо изучить его составные части:

На схеме видно, что каждая из частей отвечает за одну из сторон общения.

что такое структура общения. Смотреть фото что такое структура общения. Смотреть картинку что такое структура общения. Картинка про что такое структура общения. Фото что такое структура общения

Стороны общения

Давая характеристику структуре общения, в психологии выделяют 3 взаимосвязанные стороны:

Каждая из них имеет свои особенности.

Коммуникативная сторона общения

Термин «коммуникация» возник от англ. communicate, что в переводе означает «передавать», «сообщать». Этот вид контакта направлен на обмен информацией, которая включает в себя:

Коммуникативный процесс, согласно исследователю Гарольду Лассуэллу, состоит из 5 элементов, которые помогают информации дойти до адресата:

Коммуникативная сторона во многом зависит от субъективной информативности личности, то есть от характеристики человека, его степени осведомленности о собеседнике и теме разговора.

что такое структура общения. Смотреть фото что такое структура общения. Смотреть картинку что такое структура общения. Картинка про что такое структура общения. Фото что такое структура общения

Важно! Если уровень знаний человека будет низким, велика вероятность возникновения недопонимания.

Пример 1. Педагог рассказывает новый материал на уроке обществознания. Если он будет общаться с детьми на профессиональном языке, не упрощая научную терминологию, ни один ученик не сможет понять содержание информационного посыла.

Пример 2. Человек, который не знает этикета, будет не принят в обществе, где все стараются действовать по правилам. Некультурного человека просто не поймут.

Обмен информацией между людьми может происходить по 2-м каналам:

Согласно мнению психолога Аллана Пиза, 60-70% всей информации передается при помощи краткого невербального контакта.

Перцептивная сторона общения

Перцепция, или перцептивная сторона общения в психологии – это такая форма взаимодействия людей, которая направлена не только на восприятие и понимание собеседника, но и на его принятие.

что такое структура общения. Смотреть фото что такое структура общения. Смотреть картинку что такое структура общения. Картинка про что такое структура общения. Фото что такое структура общения

Дополнительная информация. Если 2 человека будут разделять убеждения, культуру и ценности друг друга, между ними могут развиться привязанность, дружба или влюбленность.

Перцептивное общение способствует «чтению» окружающих людей. Анализируя собеседника, можно «увидеть», что он о себе не рассказал. В случае неверного истолкования собственного восприятия может образоваться конфликт.

Социальная перцепция помогает:

Благодаря перцепции, личность способна понять общество, в котором живет, а также выстроить отношения с людьми, используя полученные знания.

Интерактивная сторона общения

Основным направлением интерактивной стороны общения является выстраивание стратегии для последующей эффективной коммуникации.

Важно! Качественный обмен информации необходим людям для организации совместной деятельности.

что такое структура общения. Смотреть фото что такое структура общения. Смотреть картинку что такое структура общения. Картинка про что такое структура общения. Фото что такое структура общения

Среди основных принципов построения интерактивного общения можно выделить следующие четыре варианта:

Несмотря на то, что все требования одинаковы для всех лиц, задействованных в коммуникации, поведение участников может отличаться друг от друга. Чаще всего взаимодействие людей подразделяется на 2 основных вида:

Помимо основных видов, в психологической литературе можно встретить другие стратегии поведения, например:

Все стороны общения, которые входят в структуру коммуникации, дополняют друг друга и взаимосвязаны между собой. Эффективный контакт возможен только при задействовании всех 3-х процессов.

Разделение структуры общения на уровни

Структурные компоненты общения подразделяются на уровни, каждый из которых позволяет анализировать особенности воздействия одного человека на другого, а также характер их коммуникации.

что такое структура общения. Смотреть фото что такое структура общения. Смотреть картинку что такое структура общения. Картинка про что такое структура общения. Фото что такое структура общения

Уровни по А.Б. Добровичу

А.Б. Добрович подразделил структуру взаимодействия людей на 7 уровней:

В 2 раза меньше уровней предложил выделить Б.Ф. Ломов:

Микроуровень в структуре общения является фундаментом, лежащим в основе всех остальных коммуникаций.

Общение людей может быть гармоничным и полноценным только при тесной взаимосвязи невербальных и вербальных сигналов с поведенческими действиями участников. Чем больше индивиды нацелены на качественный контакт, тем сильнее необходимо проявлять эти факторы.

Видео

Источник

Общение: функции, структура, средства

Функции и структура общения в психологии

Необходимо рассмотреть структуру и функцию общения для того, чтобы понимать его механизм и дать полноценное определение.

Общение – взаимодействие людей, при которых реализуются их социальные отношения.

В общении существует три взаимосвязанные составляющие:

Общение выполняет ряд функций:

Рассмотрим каждую из них.

Средства общения

Средство общения – это поведенческие аспекты, которые во время коммуникации проявляются и адресуются партнеру в ходе общения.

Средства общения бывают двух видов:

К вербальным средствам относят:

Язык – это система единых слов, выражений, правил, которые используются в момент коммуникации.

Интонация – это эмоциональная выразительность, придающая разный смысловой окрас одной и той же фразе.

К невербальным средствам относят:

Классификация дистанции

Рассмотрим отдельно виды дистанции. Она бывает 4 видов:

При нарушении данной дистанции у человека наблюдаются физиологически изменения: учащение сердцебиения, повышение адреналина и т.д. Раннее вторжение в интимную зону в момент коммуникации говорит о покушении на неприкосновенность собеседника.

Ученые вывели процентную составляющую использованных средств человека во время коммуникации:

Структура общения в психологии

Таким образом, исследователи выделяют 7 этапов общения:

Источник

Рассмотрение структуры общения

История изучения коммуникационного процесса

Для того чтобы рассмотреть и понять современные подходы структуры общения, необходимо знать предпосылки.

Советский и российский психолог Леонтьев А.А. говорил о том, что на Западе этот вопрос представлен моделью коммуникации Тайера Л. Он ввел три основных параметра общения:

Тайер классифицировал способности на:

Также ученый разделил и базовые процессы на:

И то же самое Тайер сделал с уровнем анализа:

Среди отечественных исследователей, в первую очередь, необходимо выделить статью Панферова «Психология общения». Он определил четыре компонента в содержательной структуре:

Панферов выделил две формы общения:

Изучая проблемы общения, ученый рассматривал четыре метода исследования:

Леонтьев А.А. говорил, что данная модель структуры общения выстроена на логистическом анализе общения. Важно идти от частного к общему, от общающегося человека в обусловленности психологических свойств.

Парыгин Б.Д. в работе «Основы социально-психологической теории» пытался объяснить специфическую характеристику общения и для этого, ученый вводит понятие «взаимопонимание», или согласие. Одно из условий данного термина – понимание коммуникативного оппонента и развивающихся в процессе отношений. Исследователь выделил такие уровни взаимопонимания, как:

Ученый отмечал, что при общении взаимопонимание может как устанавливаться, так и нет. Парыгин определил параметры коммуникации:

Также ученый выделил две стороны коммуникационного процесса:

Леонтьев считал, что минус предложенной теории в индивидуально-психологической трактовке процессов коммуникации как межличностных, как установление контакта между изолированными сознаниями. Интерактив является внешним поведением людей, который представляет основу общения.

На Первом ленинградском симпозиуме по психологии общения в выступлении Парыгин Б.Д. говорил о другой системе, которая включала три компонента коммуникации:

Современный подход к структуре общения психологии

Современная структура общения в психологии включает в себя три взаимосвязанные стороны:

что такое структура общения. Смотреть фото что такое структура общения. Смотреть картинку что такое структура общения. Картинка про что такое структура общения. Фото что такое структура общения

Рисунок 1. Психологическая структура общения

Коммуникативный компонент

Содержит обмен сведениями между людьми. Общение как процесс обмена информацией включает в себя обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами и т.п.

Куницына В.П. и ее коллеги говорили о коммуникативной стороне как о применении вербальных и невербальных средств общения. Хорошим коммуникатором является субъект с богатым владением техник общения, которые он использует на разных уровнях.

Интерактивный компонент

Отвечает за организацию взаимодействия. Т.е. к вербальному общению добавляются действия. Следует отметить, что интерактивное общение является условным термином.

Куницына В.П. и ее коллеги рассматривали данную сторону как взаимодействие людей, которое организовывает совместную их деятельность согласие, конфликт и т.п.) Позиции собеседников во время коммуникации:

Продуктивность позиции определяется в процессе определенной ситуации. Например, пристройку снизу используют при необходимости привнести свои извинения. Данные действия в какой-то момент могут измениться в угодливость или в отчуждение.

Применение широкой палитры коммуникативных позиций говорит о психологической зрелости человека.

Перцептивная сторона

Отвечает за восприятие и познание собеседников. Контакт между людьми устанавливается на основе взаимопонимания. Сюда входит термин «социальная перцепция», которая обозначает восприятие друг друга. Впервые в оборот понятие ввел Брунер Дж. в 1947 году в момент разработки Нового взгляда, или New Look на восприятие. В процессе развития направления под «социальной перцепцией» подразумевали восприятие социальных объектов:

Куницына В.П. и ее коллеги отметили, что признаки данной стороны проявляются в:

Общение понимается в рассматриваемом подходе как связь между коммуникаторами, которые стремятся к взаимопониманию. Но при этом есть несводимость понятия общения и трех компонентов.

Другие классификации

Если рассматривать структуру общения как комплекс устойчивых связей между множеством элементов, которые обеспечивают целостность и тождество себе, то может содержать следующие компоненты:

Куницына В.П. и ее коллеги определили следующие фазы общения:

Также структура коммуникации рассматривается, с точки зрения, анализа элементов общения. Оно всегда связано с ситуацией, поэтому имеет следующие компоненты:

Структура общения состоит из:

Помимо этого у коммуникации есть две стороны:

Характеристика структуры межличностного общения

В данном общении происходит взаимодействие между, вступившими в диалог, людьми. Во время коммуникации образуется причинная связь. При общении собеседники адаптируются к определенной ситуации коммуникации, при обмене информацией каждый ее перерабатывает и структурирует. Основные проблемы межличностного общения:

Сатир Вирджидлия изучала межличностное взаимодействие внутри семьи и выделила четыре главных аспекта:

Куницына В.П. и ее коллеги рассмотрели межличностное общение с точки зрения предмета, содержащее:

На рисунке 2 представлена схема структуры общения. На ней отражена динамическая сторона порождающая взаимодействие.

что такое структура общения. Смотреть фото что такое структура общения. Смотреть картинку что такое структура общения. Картинка про что такое структура общения. Фото что такое структура общения

Рисунок 2. Структура общения

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *