что такое структура мотивации

Структура мотивации

что такое структура мотивации. Смотреть фото что такое структура мотивации. Смотреть картинку что такое структура мотивации. Картинка про что такое структура мотивации. Фото что такое структура мотивации что такое структура мотивации. Смотреть фото что такое структура мотивации. Смотреть картинку что такое структура мотивации. Картинка про что такое структура мотивации. Фото что такое структура мотивации что такое структура мотивации. Смотреть фото что такое структура мотивации. Смотреть картинку что такое структура мотивации. Картинка про что такое структура мотивации. Фото что такое структура мотивации что такое структура мотивации. Смотреть фото что такое структура мотивации. Смотреть картинку что такое структура мотивации. Картинка про что такое структура мотивации. Фото что такое структура мотивации

что такое структура мотивации. Смотреть фото что такое структура мотивации. Смотреть картинку что такое структура мотивации. Картинка про что такое структура мотивации. Фото что такое структура мотивации

что такое структура мотивации. Смотреть фото что такое структура мотивации. Смотреть картинку что такое структура мотивации. Картинка про что такое структура мотивации. Фото что такое структура мотивации

Продуктивным в изучении мотивации (В. Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л. И. Божович, Б. И. Додонов, А. Маслоу, Е. И. Савонько) является представление о мотивации как о сложной системе, в которую включены определенные иерархизированные структуры. При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта; как инвариант системы. Анализ структуры мотивации позволил В. Г. Асееву выделить в ней а) единство процессуальных и дискретных характеристик и б) двухмодальное, т. е. положительное и отрицательное основание ее составляющих.

Важно также положение исследователей о том, что структура мотивационной сферы является не застывшей, статической, а развивающимся, изменяющимся в процессе жизнедеятельности образованием.

1 Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976.

2 Додонов Б. И. Эмоции как ценность. М., 1978.

1 See: Atkinson J. W., Feather N. Т. A theory ob achievement motivation., N. V. 1966.

2 Потребность в доминировании (мотив власти, по А. Адлеру, X. Мюррею, Д. Картрайту и др.) будет рассмотрена в контексте мотивации педагогической деятельности в ч. V учебного пособия.

бенно от тех, кто авторитетен и имеет власть; 3) потребность в аффилиации, т. е. стремление быть в обществе других людей, в дружеском отклике, принятии группой, сверстниками; 4) потребность в доминировании, т. е. принятии себя другими или группой других как лидера, которому дозволено говорить большее время, принимать решения; 5) сексуальная потребность — физическая близость, дружеское и интимное социальное взаимодействие представителя одного пола с привлекательным представителем другого; 6) потребность в агрессии, т. е. в нанесении вреда, физически или вербально; 7) потребность в чувстве собственного достоинства (self-esteem), самоидентификации, т. е. в принятии самого себя как значимого. Очевидно, что потребность в зависимости, в самоутверждении и одновременно в агрессии может в значительной мере представлять интерес для анализа учебной деятельности и поведения обучающихся.

Источник

Структура мотивации и классификация мотивов

Структура мотивации и классификация мотивов

Термин «мотивация», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследуя причины и механизмы целенаправленного поведения человека.

Из анализа психологической и педагогической литературы можно констатировать факт отсутствия единства взглядов на понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции пове­дения, соотношений между мотивацией и мотивом. А так же выявлен факт терминологической неясности – нет прямых определений терминов. Все имеющиеся в литературных источниках определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Пер­вое рассматривает мотивацию как совокупность факто­ров или мотивов. Второе направление рассматривает мотивацию как процесс. В представленной работе будем рассматривать мотивацию как совокупность мотивов.

К структурным компонентам мотивации относятся: потребности, мотивы, цели. Потребности — это источники активности обучающегося. Мотивы – причины, определяющие выбор направленности поведения. Цели – то, на что направлена активность обучающегося. Раскроем в отдельности сущность этих компонентов.

Потребность – это состояние зависимости, нужды от объектов и явлений действительности, необходимых для существования и развития обучающегося и выступающее источником его активности. Существуют разнообразные классификаций видов потребностей. В качестве основания классификаций выступают: сферы деятельности (потребности в труде, познании, общении, восстановлении); объект потребности (материальные и духовные, этические, эстетические и т.д.); функциональная роль (доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные); субъект потребности (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные); уровень потребности (витальные, социальные, духовные), содержание (физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в любви, социальные потребности, потребности в самоактуализации). Изменение и развитие потребностей происходит через их опредмечивание. Результат опредмечивания потребности воплощён в мотиве.

Второй структурный компонент мотивации – это мотив. Долгое время отечественные и зарубежные психологи изучали мотивацию, как психологический феномен, однако до сих пор не сформулировали единого общепринятого определения «мотив», хотя есть четкое представление о человеческих потребностях и побуждениях. Приведем определение понятия «мотив» из большого психологического словаря.

МОТИВ (англ. incentive) — 1) материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, что с помощью мотива удовлетворяются определенные потребности субъекта; 2) психический образ данного предмета.

Несмотря на то, что взгляды на сущность и природу мотива у психологов существенно расходятся, все они сходятся в од­ном: за мотив принимается какой-то один конкретный психологический феномен (но разный у разных авторов). В качестве мотива назывались самые различные психологические феномены: намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И.Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен); предмет потребности — материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане (А.Н.Леонтьев); установки (А. Маслоу); условия существования (К. Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С.Мерлин); соображение, по которому субъект должен действовать (Ф. Годфруа); желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П. А. Рудик) и др.

В литературных источниках авторы либо излагают взгляды других авторов на проблему, либо приводят критику всех отличных от собственной точек зрения. При таком понимание правомерно рассмотрение мотива в качестве сложного интегрального (системного) психологического образования.

В педагогической психологии наиболее полным и обобщенным является определение мотива, предложенное Л.И. Божович: «Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность…в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность». В данной работе будем придерживаться именно этой точки зрения на сущность мотива.

Классификаций мотивов ровно столько, сколько существует оснований для их классификации:

1. По уровню притязаний: достижение успеха, избегание неудач.

2. По видам деятельности: мотивы общения, игры, учения, профессиональной деятельности.

3. По времени проявления: постоянные, ситуативные и кратковременные.

4. По силе проявления: сильные, умеренные и слабые.

5. По степени устойчивости: сильно-, средне- и слабоустойчивые.

6. По характеру участия в деятельности (А.Н. Леонтьев): понимаемые, знаемые, реально действующие.

7. По социальной значимости (П.М. Якобсон): социальные, узколичные.

Особое внимание в профессиональной деятельности педагога уделяется мотивам учебной деятельности (в различных источниках встречаются так же понятия: учебный мотив, мотив учения), как частному виду мотивов.

Определим содержание понятия «Мотив учебной деятельности», представив определения, данные отечественными педагогами-классиками. По определению Л.И. Божович, «Мотив учебной деятельности – это побуждения, характеризующие личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни как семьей, так и самой школой». А.К. Маркова предлагает свое определение: «Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней». Целесообразно представить несколько авторских классификаций мотивов учебной деятельности.

Вариант классификации мотивов учебной деятельности по Т.­ А.­ Ильиной определяет следующие группы мотивов учебной деятельности:

1. Мотивы непосредственно побуждающие (любовь к педагогу, интересное ведение педагогом уроков, новые наглядные пособия и др.).

2. Мотивы перспективно побуждающие (желание заниматься каким-либо предметом; интерес к определенной деятельности; желание заслужить одобрение коллектива). Могут быть и отрицательные мотивы, такие как: страх перед строгим педагогом, нежелание иметь плохие оценки и др.

3. Мотивы интеллектуального побуждения (стремление найти ответ на волнующий вопрос или поставленную проблему, чувство удовлетворения от процесса мыслительной деятельности и др.).

4. Мотивы социальные (сознание долга, ответственности, стремление выработать мировоззрение и др.).

Классификация мотивов учебной деятельности по содержанию (направленности) представлена Л.И. Божович. В нее входят:

1. Познавательные мотивы, порождаемые преимущественно самой учебной деятельностью и непосредственно связаны с содержанием и процессом учения.

2. Социальные мотивы, порождаемые всей системой отношений, существующих между ребенком и окружающей его действительностью.

Обратимся теперь к другой распространенной классификации, в которой мотивы учебной деятельности делятся на внешние и внутренние.

В отечественной литературе существуют два подхода к различению внутренней и внешней мотивации. Один подход использует в качестве критерия разделения характер связи между учебным мотивом и другими компонентами учения – целью, процессом (Таблица 1). Этой точки зрения придерживаются П.Я Гальперин, Н.Ф. Талызина, Н.В. Елфимова, П.И. Якобсон, М.Г. Ярошевский и др.

учебной деятельности по характеру связи с компонентами учения

— реализует непознавательную (социальную) потребность;

— не связан с получением знаний (не совпадает с целью учения).

— реализует познавательную потребность;

— связан с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью (совпадает с конечной целью учения).

В основе второго подхода – характер личностного смысла – утилитарно-прагматический и/или ценностный. Внешний мотив имеет для личности утилитарно-прагматический смысл, т.е. реализует потребности во внешнем благополучии (материальном и/или социальном). Внутренний мотив имеет для личности ценностный смысл, т.е. с его помощью реализуется потребность во внутреннем благополучии, в гармонизации внутреннего мира, в оценке, коррекции, формировании системы личностных убеждений, установок, притязаний, самооценок. Сторонниками данного подхода являются Л.Б. Ительсон, Г.Е. Залесский, В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, Р.Р. Бибрих, И.А. Васильев, И.И. Вартанова, Д.Б. Эльконин и др.

Классификация мотивов учебной деятельности А.К. Марковой основана на классификации, представленной Л.И. Божович и является наиболее полной. В нее входят две большие группы мотивов учебной деятельности: познавательные и социальные.

Познавательные мотивы включают:

1. Широкие познавательные мотивы, которые состоят в ориентации обучающихся на овладение новыми знаниями. Они различаются по уровням. Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т. д.;

2. Учебно-познавательные мотивы, которые состоят в ориентации обучающихся на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляцию учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;

3. Мотивы самообразования определяют направленность обучающихся на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Социальные мотивы включают:

1. Широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости. К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;

2. Узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Эти мотивы связаны с широкой потребностью в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними. Одной из разновидностей таких мотивов считают так называемую «мотивацию благополучия», проявляющуюся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей (о таких обучающихся говорят, что они работают только на «положительном подкреплении»).

Иногда позиционный мотив проявляется в стремлении обучающегося занять первое место, быть одним из лучших, в таком случае говорят о «престижной мотивации». Позиционный мотив может состоять также в попытках разного рода самоутверждения — в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в группе или коллективе и т. д.;

3. Социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие, в том, что обучающийся не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с педагогом и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.

Третий структурный элемент мотивации – это цель. Обычно мотив не совпадает с целью, лежит за ней. Соотношение мотивов и целей деятельности заключается в том, что мотив выступает как причина (побуждение) постановки тех или иных целей. Чтобы поставить перед собой цель, необходимо иметь соответствующий мотив: самоутверждение, самореализация, материальный стимул, интерес к содержанию деятельности и т.п. Цель, как правило, полимотивирована, то есть детерминируется несколькими мотивами. Так понимание мотивации обучающегося помогает педагогу формировать у него социальные мотивы учения (ведь значительно лучше, когда активность побуждается таким мотивом, как интерес к знаниям, чем стремлением избежать наказания и упреков взрослых). Поскольку цели тесно связаны с мотивами, они, как и мотивы, побуждают обучающегося к деятельности. Постановка цели стимулирует его прилагать соответствующее усилие для ее достижения. Чем большее число мотивов детерминирует цель, тем сильнее она побуждает к деятельности. Цель, подкрепленная большим числом мотивов, будет сильнее влиять на деятельность обучающегося. Сильнее, как правило, побуждают к деятельности близкие цели и слабее отдалённые во времени.

Цель организовывает, побуждает обучающегося к деятельности. Развернутая деятельность предусматривает достижение конкретных целей (в определенной последовательности). Чем более дифференцирована общая (конечная) цель, чем больше выделено этапов и конкретных промежуточных целей, тем легче работать. Достижение определенной промежуточной цели (завершение определенного этапа деятельности) создает ситуацию успеха, дает эмоциональный заряд, побуждает к конечной цели, усиливает мотивацию обучающегося.

Формирование целей у обучающегося идёт в направлении от постановки цели и образования намерений в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками к самостоятельной постановке цели перед самим собой. Образ предвосхищаемого результата становится побудительной силой, начинает направлять действия обучающегося и определять выборы возможных способов её осуществления. Целеобразование – центральный момент в процессе подготовки и осуществления деятельности и главный механизм формирования новых для обучающегося действий.

В характеристики целей обычно включают: разнообразие, разномасштабность, соподчинённость, чёткость и конкретность; ограниченность во времени, адекватность или соответствие контексту жизнедеятельности; достижимость; направленность на результат; проверяемость и измеримость, обеспеченность ресурсами. Существует ряд механизмов целеобразования:

— превращение полученного требования в индивидуальную цель;

— выбор одного из наличных требований;

— превращение мотивов в мотивы-цели при их осознании;

— превращение побочных результатов действия в цель;

— преобразование неосознанных предвосхищений в цель;

— выделение целей промежуточных;

— переход от целей предварительных к окончательным;

— образование иерархии и временной последовательности целей.

Для эффективного целеобразования, четко сформулировав цель, необходимо осознать: значение цели; способы её достижения; промежуточные цели и этапы их достижения; возможные трудности в достижении цели и пути их предотвращения; насколько выполнение деятельности отвечает целям, насколько успешно идет продвижение к цели. Различают объективную цель, заданную извне и субъективную, или внутреннюю цель (самостоятельно поставленную обучающимся) или принятую извне.

Обучающийся, получая задание от педагога, не всегда понимает и принимает задачи, которые ему предлагают или навязывают. Поэтому часто обучающийся отказывается от деятельности или меняет цель. Чтобы внешнее требование было принято, стало намерением обучающегося, необходимо его участие не только в постановке цели, но и в анализе, обсуждении условий ее достижения. В таком случае обучающийся будет выступать не как пассивный исполнитель, а как субъект деятельности. Цель имеет стимулирующую силу, но ее принятие и удержание обучающимся иногда сопряжено со значительными трудностями.

Различают цели по характеру связи между целью и мотивом: если цель задана извне, то связь формируется от цели к мотиву; если цель сформулирована самостоятельно, то связь формируется от мотива к цели. В процессе формирования мотивации к учебной деятельности важно понимать связь цели и мотива. Очень важно придать поставленным извне заданиям личностный смысл и вызвать интерес обучающегося.

Для превращения внешних заданий в цель обучающегося необходимо следующее: четко сформулировать цель деятельности (что сделать, что проработать, чему научиться); осознать значение деятельности (для чего это необходимо); выделить средства достижения цели (как это сделать, с помощью чего); проанализировать трудности достижения цели и способы их преодоления; обеспечить самоконтроль (насколько выполнение отвечает цели, насколько успешно происходит продвижение к цели).

Цели, в отличие от мотивов, осознаются, т.е. обучающийся понимает, почему он ставит перед собой ту или другую цель, осознает отдаленные результаты, которых стремится достичь. А мотив, как правило, не осознается.

При продвижении к цели важно отмечать даже незначительные промежуточные результаты, прогресс, позитивные изменения в работе. Это усиливает мотивацию к учебной деятельности, увеличивает активность. Для этого необходимо, чтобы обучающийся четко осознавал, что он умеет делать и что необходимо сделать и мог количественно измерить свои достижения, результаты своей работы. Возможность количественно оценить результаты работы (в баллах, процентах) облегчает оценку сравнения результатов деятельности и вызывает стремление улучшить предыдущее достижение.

Чёткое обозначение цели деятельности приводит к исключительно высокому мотивационному эффекту. Когда обучающийся сам ставит перед собой цель, сам её формулирует, то он может выполнить большой объем работы. Четко поставленная цель предоставляет возможность изменить характер деятельности и способна отдалить (преодолеть) психическое перенасыщение, усталость и распад деятельности.

Источник

Мотивированный сотрудник: главные факторы мотивации

«Существует один-единственный способ заставить кого-либо сделать что-то. Всего один. Надо заставить человека захотеть сделать это. Запомните, других способов нет».

Мотивационная сфера личности

В мотивационную сферу личности входят компоненты:

Потребности, мотивы, мотивация

Пирамида потребностей Маслоу

Пирамида потребностей Маслоу является самой популярной классификацией видов потребностей. В своей теории он расставил человеческие желания в иерархическом порядке в виде 7 уровней: от низшего (низшие потребности) – к высшему (высшие потребности человека).

Причем человек не может перепрыгивать какие-либо ступени: например, если потребности второго уровня не удовлетворены или удовлетворены частично, то индивид просто не в состоянии испытывать потребности, находящиеся на четвертой ступени.

что такое структура мотивации. Смотреть фото что такое структура мотивации. Смотреть картинку что такое структура мотивации. Картинка про что такое структура мотивации. Фото что такое структура мотивации

Мотивы с побудительной и притягательной силой

Побудительная мотивация

Влечение определяется как «неопредмеченное» побуждение. Влечение — это недифференцированное, неосознанное или недостаточно осознанное ощущение потребности. Влечение является преходящим состоянием: по мере того как оно осознается или находит предмет удовлетворения потребности, на который направляется влечение, оно переходит в желание. Влечение может переходить в стремления и намерения.

Желание — переживание и осознание возможности чем-либо обладать или что-либо осуществлять. Желания имеют цель и способны осуществляться в соответствии с построенным планом.

Установка — неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определённой
активности в определённой ситуации. Закладываются в семье, школе, в рабочем коллективе.

Притягательная мотивация

Мечта — это отсроченное желание, образ желаемого, созданный в представлении. Мечта выражает потребность человека в предметах или условиях существования, которые в данной ситуации отсутствуют, но которые могут быть созданы в результате деятельности. Мечта направлена в будущее, на перспективы жизни и деятельности человека.

Убеждения — осознаваемый и прочувствованный взгляд, выработанный в течение жизни человека, является главным мотивом в поведении. Убеждения — осознаваемая
потребность личности, побуждающая ее действовать со своими ценностными ориентациями и идеалами. Это глубокая, обоснованная вера человека в принципы, идеалы, правила, которым он следует в жизни.

Интерес — форма проявления познавательной потребности субъекта, сосредоточенность на определенном содержании, вызывающем стремление понять его. Интерес — это желание познакомиться.

Потребность — это желание иметь. Потребности и интересы могут не совпадать.

Направленность и мировоззрение

Направленность личности — это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенное поведение и деятельность, на достижение относительно сложных жизненных целей. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (рыбалка, вязание, фото и изобразительное творчество, спорт и др.)

Мировоззрение — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение придаёт деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Мотивация персонала

Мотивация — совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий, воздействие на работников с целью направить и интенсифицировать их действия в интересах организации.

Мотив — внутренний побудитель активности.

Мотивирование — процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов.

Виды мотивации

Внешняя (стимулирование):
человек побуждается другими, т.е. посредством воздействия извне.

Ни один человек не будет делать то, что ему не нравится, что не входит в систему его ценностей!

что такое структура мотивации. Смотреть фото что такое структура мотивации. Смотреть картинку что такое структура мотивации. Картинка про что такое структура мотивации. Фото что такое структура мотивации

Самомотивация: что мешает нам работать?

Почему часто бывает, что даже мотивированный человек не может сосредоточиться на выполнении работы, не может организовать себя? Причин много:

Развиваем навыки самомотивации

Методы самомотивации

Стимулирование персонала

Разобрались, как замотивировать себя. Но вы, наверное, скажете: «Прекрасно, теперь я могу справиться с препятствиями и начать продуктивно работать! Но что делать с подчиненными? Как доступными способами, грамотно, без давления начать мотивировать их?». Приступим.

Стимулы — это внешнее побуждение к действию,причиной которого является интерес (материальный, моральный, личный или групповой), стимулы выполняют роль рычагов
воздействия и носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов.

Стимулирование — процесс использования различных стимулов для мотивирования людей.

Новый подход к управлению персоналом

Мы живем в такое время, когда материальные ценности имеют большой вес, и порой стоят выше каких-то других важных качеств. Это нужно учитывать при создании управленческого подхода.

Философия управления персоналом — это формирование поведения отдельных работников по отношению к целям развития предприятия. В таких условиях мотивация трудовой деятельности сотрудников фирмы приобретает особенно важное значение. Для того чтобы человек выполнял порученную ему работу добросовестно и качественно, он должен быть в этом заинтересован или, иначе говоря, мотивирован. В управлении персоналом мотивация рассматривается как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду.

Теория кнута и пряника — наиболее распространенная система мотивирующих факторов, основанная на угрозах и поощрении:
Страх, дисциплинарная ответственность → доверие, поощрение, благодарность.

Современные подходы к мотивации

В основе современных теоретических подходов к мотивации лежат представления, сформулированные психологической наукой. Эта наука исследует причины и механизмы целенаправленного поведения человека. С этих позиций мотивация определяется как движущая сила человеческого поведения, в основе которой находится взаимосвязь потребностей, мотивов и целей.

Набор мотивов персонала организации:

Теория мотивации Дэвида Макклелланда

«Даже индюка можно научить лазить по деревьям, но лучше все-таки для этих целей нанять белку».

Теория справедливости Стейси Адамса

Согласно этой теории, люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения с затраченными усилиями, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.

Двухфакторная теория мотивации Герцберга

В основе двухфакторной теории Ф. Герцберга лежат две большие категории потребностей: гигиенические факторы и мотивирующие факторы. Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивирующие — с характером работы. Герцберг назвал первую категорию потребностей гигиеническими, употребив медицинское значение слова «гигиена» (предупреждение), так как, по его мнению, эти факторы описывают окружение сотрудника и обслуживают первичные функции, предупреждая неудовлетворенность работой. Вторую категорию факторов Герцберг назвал мотивирующими или способствующими, так как они побуждают сотрудников к лучшему исполнению.

что такое структура мотивации. Смотреть фото что такое структура мотивации. Смотреть картинку что такое структура мотивации. Картинка про что такое структура мотивации. Фото что такое структура мотивации

Следует обратить внимание на то, что Герцберг сделал парадоксальный вывод: заработная плата не является мотивирующим фактором. Действительно, в таблице заработная плата находится в категории факторов, приводящих к удовлетворенности или неудовлетворенности работой.

Принципы мотивации

Начните с установления целей и задач. Потом цели и задачи постарайтесь грамотно соотнести с вознаграждением. Еще один принцип — гласность. Работники должны знать и понимать, как будет оцениваться работа. Задействуйте обратную связь, чтобы сотрудники не находились в неведении, в недоумении по поводу суммы вознаграждений и результатов своей работы. Это можно сделать посредством документа — локального акта, в котором будут описаны принципы выплат вознаграждений. Информация должна быть открытой. Важно, чтобы каждый сотрудник имел доступ к ней. Установите единство моральных и материальных методов стимулирования. Не допускайте ситуаций, когда один сотрудник получает за работу условную «грамоту», а другой — денежное вознаграждение. И помните: никаких «кнутов»! Важный пункт — использование только положительных стимулов.

что такое структура мотивации. Смотреть фото что такое структура мотивации. Смотреть картинку что такое структура мотивации. Картинка про что такое структура мотивации. Фото что такое структура мотивации

Система мотивации персонала

Правила и предписания

Административный контроль

Виды дисциплинарных мер:

Доплаты

Льготы и социальный пакет

Моральное стимулирование

Виды морального стимулирования труда

что такое структура мотивации. Смотреть фото что такое структура мотивации. Смотреть картинку что такое структура мотивации. Картинка про что такое структура мотивации. Фото что такое структура мотивации

Мотивирующая организация труда

Задайте себе вопросы, которые помогут выявить слабые места и определить, над чем нужно поработать в первую очередь, чтобы создать здоровую рабочую атмосферу и мотивировать сотрудников. Сверьтесь с критериями мотивирующей организации труда.

Критерий смысла

Любые действия должны быть осмысленными.

Уверены ли вы, что ваши сотрудники понимают, что и зачем они делают?

Критерий достижения

Каждый сотрудник на своем рабочем месте хочет показать, на что он способен. Заниженные требования снижают мотивацию.

Уровень требований, предъявляемых к сотруднику, позволяет ему проявить себя? Какие дополнительные функции могли бы обогатить его работу?

Критерий личного результата

Каждый стремится выразить себя в труде и быть причастным к его результатам. Обезличивание (это относится и к человеку, и к группе) снижает мотивацию.

Как оцениваются личные результаты труда?

Критерий значимости

Людям нравится ощущать свою значимость, ощущать, как важен их труд для общего успеха.

Знает ли каждый сотрудник, как важен его труд для общего успеха? Как именно вы даете ему понять это?

Критерий личного участия

Работник вложит больше личной энергии в реализацию тех целей, в формулировании которых он принимал личное участие.

Какое участие могут принимать сотрудники в обсуждении, формулировке и конкретизации целей?

Успех без признания приводит к разочарованию. Каждый хорошо работающий сотрудник с полным правом рассчитывает на признание и поощрение — и материальное, и моральное.

В какой форме производится поощрение у вас?

Критерий информации

По тому, каким способом, в какой форме и с какой скоростью сотрудники получают информацию, они оценивают, какова их реальная значимость в глазах непосредственного начальства и управляющих вообще. Если их доступ к информации затруднен, если информацию они получают с опозданием, они чувствуют себя приниженными. В результате снижается и их готовность к труду.

Имеют ли ваши сотрудники ту информацию, которую они хотят получить и которая нужна им для работы? Насколько своевременно они получают эту информацию?

Критерий обратной связи

Каждому требуется информация о качестве собственного труда. Она должна быть оперативной, чтобы сотрудник мог вносить коррективы в собственные действия. Кроме того, каждый хочет знать масштаб, которым его измеряют, с самого начала, а не тогда, когда время уже ушло.

Как измеряется качество труда у вас? Сформулированы ли параметры, с помощью которых оценивается трудовой вклад сотрудника?

Критерий развития

Как правило, люди стремятся в процессе работы приобрести новые знания. Повышенные требования, дающие шанс дальнейшего развития, принимаются гораздо охотнее, чем заниженные.

Соизмеряете ли вы уровень требования с реальными возможностями сотрудника и его потребностью в развитии?

Критерий справедливого распределения нагрузки

Сотрудники остро реагируют, если их старания и полученные лучшие результаты приводят только к тому, что их еще больше нагружают. Особенно если это никак не компенсируется. Так убивают инициативу.

Какие критерии вы используете для распределения нагрузки?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *