что такое структура бюджета

Бюджет — это финансовый план для людей, компаний и государств

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Понятие «бюджет» известно каждому из нас хотя бы на бытовом уровне.

Сегодня мы поговорим о том, что такое бюджет в обобщенном толковании и немного подробней остановимся на бюджете организации и государства, рассмотрим основные принципы его формирования и виды.

что такое структура бюджета. Смотреть фото что такое структура бюджета. Смотреть картинку что такое структура бюджета. Картинка про что такое структура бюджета. Фото что такое структура бюджета

Бюджет — это.

Те из вас, кто вынужден (или просто любит это делать) считать свои деньги, планировать расходы исходя из полученных (или предполагаемых) доходов, занимаются формированием бюджета.

Непростое это дело – выкроить необходимые суммы на удовлетворение тех или иных нужд. Людей, которые умудряются из небольшой зарплаты оплатить коммунальные расходы, купить своим детям самое необходимое и при этом не умереть с голоду, смело можно назвать грамотными финансовыми стратегами.

Это о бытовой стороне понятия «бюджет», но на этой основе можно сформулировать обобщенное толкование термина.

Вывод: бюджет – это расходы и доходы определенного субъекта (частного лица, организации или государства), сведенные в единую схему.

что такое структура бюджета. Смотреть фото что такое структура бюджета. Смотреть картинку что такое структура бюджета. Картинка про что такое структура бюджета. Фото что такое структура бюджета

В качестве субъекта, который формирует бюджет, могут выступать:

что такое структура бюджета. Смотреть фото что такое структура бюджета. Смотреть картинку что такое структура бюджета. Картинка про что такое структура бюджета. Фото что такое структура бюджета

В буквальном переводе со старо-нормандского языка «bougette» обозначает маленький мешочек с деньгами, носимый на поясе (т.е. кошелек в современной интерпретации). В 17 веке слово приобрело его сегодняшнее значение.

что такое структура бюджета. Смотреть фото что такое структура бюджета. Смотреть картинку что такое структура бюджета. Картинка про что такое структура бюджета. Фото что такое структура бюджета

Структура бюджета

Любой бюджет состоит из 2 частей. Проанализируем, из каких средств они формируются.

Бюджет формируется на определенный период времени: месяц, квартал, год, несколько лет.

Что такое профицит и дефицит бюджета

Оптимальный вариант состояния – это ситуация, при которой его доходная и расходная часть равны, это сбалансированный бюджет.

что такое структура бюджета. Смотреть фото что такое структура бюджета. Смотреть картинку что такое структура бюджета. Картинка про что такое структура бюджета. Фото что такое структура бюджета

Виды бюджетов

Без формирования бюджета невозможна финансовая стабильность.

Именно поэтому нужно уметь, как говорят в народе: «Сводить концы с концами», т.е. грамотно бюджетировать проект (семью, организацию, государство). Далее немного подробней остановимся на каждом из перечисленных видов бюджета.

Личный (семейный)

Ведение семейного бюджета – это основа материального благополучия семьи.

Безусловно, совокупный объем доходной части бюджета ячейки общества – наиболее важный пункт определения благосостояния. Но не менее важно и то, как оптимально распорядиться этими доходами.

Все мы знаем примеры из своего ближайшего окружения, когда человек, зарабатывающий приличные деньги, частенько занимает у своих знакомых «до зарплаты», а семья со скромным достатком может позволить себе съездить в отпуск за границу.

А все дело в том, что кто-то умеет рационально сформировать свой бюджет, а кто-то – нет.

Какие цели преследуются при составлении семейного бюджета:

Семейный бюджет может вестись различными способами, в зависимости от уклада конкретной семьи:

что такое структура бюджета. Смотреть фото что такое структура бюджета. Смотреть картинку что такое структура бюджета. Картинка про что такое структура бюджета. Фото что такое структура бюджета

Бюджет организации

Как известно, основная цель любого коммерческого проекта (в том числе – деятельности компании, предприятия, организации и т.д.) – получение прибыли. Но стабильность ее получения зависит от грамотного планирования хозяйственной деятельности и правильного формирования бюджета.

Бюджет предприятия – это план (смета), характеризующий структуру и объем доходов и расходов за определенный период. Бюджетное балансирование – это одна из важнейших функций управления компании.

Бюджет компании подразделяется на несколько разновидностей, основным из которых является генеральный (основной). Это план работы предприятия в целом, на основании которого создается план доходов и убытков, план движения денежных средств.

Генеральный бюджет, в свою очередь, подразделяется на следующие виды:

что такое структура бюджета. Смотреть фото что такое структура бюджета. Смотреть картинку что такое структура бюджета. Картинка про что такое структура бюджета. Фото что такое структура бюджета

Бюджет государства

Рассмотрим, что формирует доходную и расходную часть бюджета нашего государства в таблице ниже. Примечание: во всех странах наполнение бюджета и его расходование происходит по одинаковому принципу, различия могут быть только в конкретизации статей дохода и расхода.

что такое структура бюджета. Смотреть фото что такое структура бюджета. Смотреть картинку что такое структура бюджета. Картинка про что такое структура бюджета. Фото что такое структура бюджета

По усредненным данным, за последние несколько лет доходная часть бюджета РФ имеет следующую структуру:

Исходя из экономической ситуации в стране и воздействия внешних факторов (войны, природные катаклизмы и прочий форс-мажор), сальдо государственного бюджета может быть в дефиците либо в профиците.

Что может стать причиной дефицита государственного бюджета:

Чтобы государство могло выполнять свои функции и обязательства по отношению к своим гражданам, кредиторам и партнерам, дефицит бюджета должен быть профинансирован, т.е. «погашен».

Как это происходит? Чтобы ликвидировать дефицит денежных средств, государство занимает их у своих граждан (выпускает облигации государственного займа), берет кредит у других стран или проводит эмиссию (дополнительный выпуск денег).

Очевидно, что любой из этих способов хоть и снимает остроту вопроса, но только на некоторое время.

Поэтому кардинальное решение проблемы дефицита – это сбалансированное формирование государственного бюджета.

Сначала правительство страны составляет проект бюджета, затем он утверждается Государственной думой и Федеральным Собранием (высшей законодательной властью страны). Именно эти органы ответственны за формирование сбалансированного государственного проекта.

Случается, что уже после принятия что-то пошло не так, и утвержденный проект начинает «перекашивать» в сторону увеличения дефицита. В этом случае для корректировки сложившейся ситуации государство запускает механизм урезания расходной части бюджета – проводит секвестирование.

Государственный бюджет – это структура, состоящая из трех уровней:

что такое структура бюджета. Смотреть фото что такое структура бюджета. Смотреть картинку что такое структура бюджета. Картинка про что такое структура бюджета. Фото что такое структура бюджета

Каждый из уровней бюджетной системы выполняет свое предназначение:

Краткое резюме

Социальная и экономическая стабильность отдельно взятой семьи, предприятия и государства недостижима без грамотно сформированного бюджета. Поэтому бюджетирование – одно из наиболее значимых направлений в управлении любым проектом.

что такое структура бюджета. Смотреть фото что такое структура бюджета. Смотреть картинку что такое структура бюджета. Картинка про что такое структура бюджета. Фото что такое структура бюджета

Читайте наш блог, и все сложное станет намного проще.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (8)

В семье траты бюджета куда более эффективны, чем у государства, ведь семья знает цену каждому заработанному рублю.

Государство же действует порой крайне расточительно, выделяет большие средства не на образование, науку, культуру, медицину, а на армию.

Потом родители больных детей вынуждены просить милостыню на федеральных каналах, граждане должны скинуться, чтоб ребёнка вылечили, а всё потому что деньги из бюджета на перевооружение пошли и государству на больных детей плевать.

Поэтому, чтобы тебя не ограбили нужно иметь армию, флот, современное вооружение. Кто этого не имел в устрашающем для агрессора количестве жестоко поплатились (Ливия, Сирия, Ирак, Вьетнам, Корея).

По поводу сбора денег на лечение детей согласен. Государство должно решать такие вопросы само. У нас должно быть министерство справедливости (например, базируясь на кадрах ОНФ), которое бы разруливало все казусные моменты имея на это полномочия и бюджет.

Тратить надо всегда меньше, чем зарабатываешь. Казалось бы, все просто, но не все так могут жить!

А какие у государства могут быть проблемы в плане настричь бабла? Не, ну реально, какие проблемы? Придумать новые налоги или повысить старые, придумать новые виды правонарушений и взимать штрафы.

Мне больше знакомо понятие-семейный бюджет. Жить по средствам далеко не каждому дано. Я этим делом управляю и вроде все получается.

Хорошо, когда у семьи есть возможность копить деньги, но ведь многие семьи находятся в крайне неустойчивом финансовом состоянии и им пришлось очень тяжело во время введённого локдауна.

Кстати, в семейном бюджете, если покопаться, то можно много лишних трат найти, так что, если оптимизировать расходы, то на всё хватит.

Думаю, что для более эффективных расходов государства, большая часть собранных налогов должна оставаться в регионах, ведь чем меньше хозяйство, тем проще разобраться, на что тратить деньги.

Источник

Структура бюджета

Бюджет состоит из 2 частей: доходной и расходной.

Доходы бюджета – это часть бюджета, выражающаяся в платежах юридических и физических лиц и иных доходах.

Источники доходов можно классифицировать по различным основаниям. По социально-экономическому признаку все доходы можно разделить на доходы от хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, от внешнеэкономической деятельности, от банковской и страховой деятельности, от приватизации и т. д. По юридическим формам доходы различных элементов бюджетной системы можно разделить на налоговые и неналоговые. Особое значение на сегодняшний день имеют налоговые поступления, так как в этой форме бюджет получает около 75 % всех доходов.

Источники доходов бюджета можно разделить на внутренние и внешние.

К внешним источникам относятся средства, предоставляемые иностранными государствами и международными организациями. Необходимо отметить, что данные средства чаще всего предоставляются на возвратной основе, т. е. по своей сути являются процентными ссудами. Финансирование нижестоящего бюджета вышестоящим (это ведь тоже источник доходов) происходит в форме дотаций, субвенций и ссуд.

Дотация – это денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня на безвозмездной и безвозвратной основе, а ее использование не имеет целевого назначения.

Субвенция – это денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели. Субвенции имеют строгое целевое назначение и должны быть использованы в определенный срок.

Бюджетная ссуда – это денежная сумма, предоставляемая в тех же случаях, что дотации и субвенции, однако на возвратной, а иногда и возмездной основе. Расходы бюджетов любого уровня подразделяются на 2 части: бюджет развития и бюджет текущих расходов.

В бюджет развития включаются ассигнования на такие затраты, как капитальные вложения в развитие территорий, финансирование экологических программ, капитальное строительство и т. п. В бюджет текущих расходов попадают все другие расходы.

Практическое значение этой классификации заключается в следующем: при наличии бюджетного дефицита первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

Бюджет должен быть сбалансированным. Превышение расходной части над доходной составляет дефицит бюджета.

Существенный, постоянно растущий бюджетный дефицит неизбежно ведет к росту государственного долга, усиливает инфляцию. Однако в умеренных размерах дефицит бюджета страны представляется нормальным явлением: даже многие высокоразвитые капиталистические страны имеют дефицитные бюджеты.

Если происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов.

Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года.

Источник

Структура бюджета

Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.

Доходная часть бюджета

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

К доходам бюджетов относятся (ст. 41 БКРФ):

1. налоговые доходы

a. доходы от предусмотренных законодательством федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов,

b. пени и штрафы по налогам.

2. неналоговые доходы:

a. доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

b. доходы от продажи государственного имущества;

c. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;

d. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации;

e. средства самообложения граждан;

f. иные неналоговые доходы

3. безвозмездные поступления.

a. дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

b. субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

c. субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

d. иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

e. безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Виды финансовой помощи:

Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

В случаях нецелевого использования субсидии и субвенции, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки, подлежат возврату в соответствующий бюджет.

Суммы, которые передаются из федерального бюджета в бюджеты субъектов федерации, называются трансфертами (от англ. «transfer» = «перевод»). Трансферты регионам перечисляются ежемесячно исходя из фактических поступлений в федеральный бюджет.

Конкретный состав доходов и их объемы по каждому отдельному бюджету устанавливаются правовыми актами о соответствующем бюджете на каждый год.

Собственные доходы бюджета – налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах, неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, доходы, получаемые бюджетами в виде безвозмездных поступлений за исключением субвенций.

Расходная часть бюджета

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Они осуществляются в виде бюджетных ассигнований на:

1. оказание государственных услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд (расходы на функционирование бюджетных учреждений; закупка товаров, работ, услуг для государственных нужд; расходы на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам; инвестиции в объекты гос. собственности; закупки товаров в государственный материальный резерв и др.);

2. социальное обеспечение населения (социальные выплаты гражданам в виде пособий, компенсаций или покупка для их нужд товаров, работ, услуг;

3. предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями;

5. предоставление межбюджетных трансфертов;

6. предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

7. обслуживание государственного долга;

8. исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ, МО о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Единым для бюджетной системы РФ разделами классификации расходов бюджетов являются:

1. общегосударственные вопросы;

2. национальная оборона;

3. национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

4. национальная безопасность;

5. жилищно-коммунальное хозяйство;

6. охрана окружающей среды;

8. культура, кинематография, средства массовой информации;

9. здравоохранение, физическая культура, спорт;

10. социальная политика;

11. межбюджетные трансферты

Можно сказать вышеуказанное деление является функциональным делением расходов бюджета.

что такое структура бюджета. Смотреть фото что такое структура бюджета. Смотреть картинку что такое структура бюджета. Картинка про что такое структура бюджета. Фото что такое структура бюджета

Рис. 8. Структура бюджета.

Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами.

Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.

Бюджетный дефицит или профицит может закладываться при составлении бюджета.

Согласно бюджетному законодательству бюджеты всех уровней должны составляться без профицита. Сокращение профицита осуществляется в следующей последовательности:

— сокращение доходов от продажи государственной собственности,

— сократить доходы от продажи государственных запасов и резервов,

— предусмотреть дополнительное погашение долговых обязательств,

— увеличить расходы, в том числе за счет передачи доходов бюджетам других уровней.

Дефицит рассматривается как временный, если он составляет 3% от ВВП, до 10% – допустимый дефицит, свыше 20% – критический.

Источниками погашения дефицита являются:

— кредиты, полученные Россией от кредитных организаций в валюте России;

— государственные займы, полученные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

— бюджетные ссуды, полученные от других уровней бюджетной системы.

— государственные займы в валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

— кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций.

Источник

Все, что следует знать о бюджете страны

Что такое бюджет?

В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.

что такое структура бюджета. Смотреть фото что такое структура бюджета. Смотреть картинку что такое структура бюджета. Картинка про что такое структура бюджета. Фото что такое структура бюджета

Годовой бюджет страны является законодательным актом и проходит процедуру составления и его утверждения Государственной думой и Советом Федерации, прежде чем подписывается президентом и передаётся на исполнение правительству.

Мобилизация финансовых ресурсов обеспечивает органам власти выполнение возложенных на них функций, а экономическая важность бюджета заключается в формировании конечного спроса, напрямую оказывая влияние на такие экономические показатели, как:

Структура бюджета

В структуру входят две составляющие: доходная и расходная.

К доходной части относятся:

К расходной части относятся:

ВНИМАНИЕ! При сбалансированном бюджете соотношение доходов и расходов является равным.

Профицит и дефицит бюджета

При несбалансированности бюджета возникает его дефицит либо профицит.

Бюджетный дефицит возникает при превышении уровня расходов государства над размером привлечённых в казну финансовых поступлений. Профицит, напротив, предусматривает преобладание суммы доходов над расходной частью.

При бюджетном дефиците государство вынуждено применять меры, направленные на урезание бюджета, а именно, к секвестру — сокращению расходов. Жёсткость принятых мер определяется величиной дефицита.

Причинами дефицита могут послужить:

Чтобы государство могло выполнять перед своими гражданами и кредиторами обязательства, дефицит бюджета должен быть погашен — профинансирован средствами. Откуда их взять? Для устранения дефицита денежных средств государство занимает их у своих же граждан посредством выпуска облигаций государственного займа либо кредитуется у других стран или межгосударственных образований.

Ещё один способ ликвидировать дефицит государственного бюджета – провести эмиссию, то есть запустить денежный печатный станок страны, но это непопулярная мера, так как всегда негативно сказывается на уровне инфляции.

Система доходов госбюджета

Доходы служат финансовой базой для реализации основополагающих задач в сфере экономики, социальной и оборонной политики страны, состоящей из платежей физических и юридических лиц в пользу государства, а также иных неналоговых доходов, поступающих в распоряжение финансовых распорядителей.

Виды государственных доходов

Все поступающие в распоряжение государства средства можно подразделить на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.

Разделение налогов по уровню бюджетов

Все налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Хотя система налогообложения и имеет трёхуровневый характер, наиболее значимы именно федеральные налоги. К их числу относятся такие налоги, как:

Региональными являются налоги и сборы, обязательные к уплате на уровне субъектов государства. К этой категории относят:

На региональном уровне также устанавливаются налоговые льготы по отдельным видам налога.

Налоги и сборы местного уровня, а также льготы по этим налогам, устанавливаются и принимаются нормативными актами муниципалитетов. Правовое регулирование местных налогов и сборов органы местного самоуправления осуществляют в пределах определённых законодательством полномочий. К системе местных налогов относят:

Прямые и косвенные налоги

По способу изъятия налоговые платежи подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги собираются непосредственно, буквально «напрямую» с субъекта налогообложения. Это налог на прибыль, НДФЛ, налог на совокупный доход. Прямые налоги могут взиматься в бюджеты всех уровней в зависимости от географического расположения предприятия и его стратегической важности.

Доля косвенных налогов в системе бюджета России занимает ключевую роль и составляет более 70% от общего числа поступлений. Их значение заключается не только в доходности для государства, но и влиянии на ценообразование и общую структуру потребления.

К косвенным налоговым платежам относится, в первую очередь, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и сборы, а также акцизы, которые взимаются с групп товаров с высокой доходностью (природные ресурсы, бензин, спирт и алкогольные напитки, табачные изделия).

Ключевое значение в этой группе налогов занимает именно НДС, приносящий почти половину поступлений в бюджет от всех косвенных налогов.

Система расходов Госбюджета

С помощью расходной части бюджета государство исполняет свои функции в сферах экономики, обороны и социальной политики, оказывая влияние на экономическое, социально-культурное развитие и состояние общества в целом.

Расходы и структура их распределения

Под расходами подразумеваются невозвратные платежи, распределение средств по которым происходит из бюджетов всех уровней в размерах и по направлениям, установленным в нормативно-правовых актах.

Из федерального бюджета финансируются расходы на:

К расходам, финансируемым совместно из бюджетов разных уровней, относят:

Ключевой принцип межбюджетного распределения расходов заключается в соответствии фактических полномочий законодательно закреплённым на их уровне власти.

Виды бюджетов

Бюджет — смета доходов и расходов определённых образований (государства, региона, органа местного самоуправления), рассчитываемая на заданный период, обычно на один год. Для каждого из них он имеет свои отличительные характеристики.

Бюджет государства

Бюджет государства является главным инструментом регулирования экономики и перераспределения национального дохода для реализации Правительством намеченного экономического курса и социальной политики. Принимаемый на законодательном уровне, он представляет собой основной финансовый план страны, обязательный для исполнения на всей её территории.

СПРАВКА! В экономически развитых странах через бюджет перераспределяется до 40% ВВП.

В бюджете аккумулируется часть денежных доходов организаций и граждан. За счёт бюджетных средств финансируются оборона, охрана общественного порядка и безопасность государства, экономика, здравоохранение, образование и культура.

Функции госбюджета

К основным функциям государственного бюджета относят перераспределение национального дохода, стимулирование экономики, обеспечение социальной политики, направленной на развитие здравоохранения, образовательных и научных программ, а также финансовую поддержку малоимущих групп населения.

Также средства бюджета страны и внебюджетных государственных фондов используются на общие нужды всей нации, которые невозможно удовлетворить за счёт бизнес-сферы. К ним относятся государственное управление, оборона и безопасность страны, экология.

Источники доходов бюджета

Основными источниками финансовых поступлений в казну государства являются:

Расходы госбюджета

К расходам государства относятся денежные средства, направленные на обеспечение задач и функций государства. По целям распределения расходы государства подразделяются на:

Разница между доходами и расходами страны составляет сальдо бюджета, которое может пребывать в трёх различных состояниях:

Существует понятие «интервал оптимальности» доли бюджета в показателе валового внутреннего продукта, без которого невозможно достичь экономического роста. При завышенной доле государственного бюджета в структуре ВВП экономика несёт излишнее бремя налоговой нагрузки, происходит её стагнация. Следовательно, чем меньше доля бюджета в валовом внутреннем продукте, тем выше темпы экономического роста.

ВАЖНО! Но и тут есть свои исключения. Если доля государственного бюджета в разрезе ВВП будет минимизирована, это не позволит государству эффективно выполнять свои функции, что также окажет отрицательное влияние на развитие экономического сектора.

Источники финансирования бюджетного дефицита

В структуре государственного бюджетного дефицита источники финансирования подразделяются на внутренние и внешние.

К первой группе относится эмиссия ценных бумаг (облигации федерального займа для населения), предоставление денежных ссуд бюджетами других уровней.

Вторая группа подразумевает реализацию ценных бумаг на мировом финансовом рынке, получение банковских кредитов или займов международных наднациональных финансовых корпораций, а также межгосударственное кредитование.

Требования к бюджету

К бюджету государства применяется ряд обязательных требований:

Уровни бюджетной системы

Бюджетной системой предусмотрено подразделение бюджета на три уровня:

Доходы и расходы бюджетов всех уровней

Формирование доходов бюджетов происходит в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством страны. В основу бюджетных расходов всех уровней заложены единые принципы и нормативы минимальной обеспеченности бюджета для реализации госуслуг, установленных исполнительными органами власти. Рассмотрим подробнее.

Формирование доходов бюджетов

Формирование происходит за счёт налоговых и неналоговых видов доходов. В актив бюджета нового финансового года зачисляется также неосвоенный остаток денежных средств, образовавшийся по итогам завершённого бюджетного года.

Налоговые доходы включают в себя все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени.

ВНИМАНИЕ! Оценки экономической эффективности показывают, что налоговые доходы региональных бюджетов должны составлять не менее половины консолидированных доходов государственного бюджета.

Неналоговыми видами дохода являются средства, поступившие в казну в результате:

Осуществление бюджетных расходов

Расходы бюджетов классифицируются по признакам их экономического содержания на текущие и капитальные.

Из текущих расходов происходит обеспечение бесперебойного функционирования системы органов власти всех уровней, бюджетных организаций и учреждений, оказывается господдержка отдельным отраслям экономики или субъектам в целом в форме дотационных выплат или субсидий.

Инструментами реализации инвестиционного направления государственной деятельности являются капитальные расходы. К ним относят статьи расходов, которые предусматривают:

Распределение средств бюджетов разных уровней

Бюджетная система страны предусматривает формирование расходных статей бюджетов в соответствии с обязательствами, обусловленными действующим законодательством, и разграничением вменённых полномочий органов вертикали власти, являющихся распорядителями бюджетов соответствующих уровней.

При подготовке и формировании бюджета на новый финансовый год акцентируется внимание на основных направлениях бюджетной и налоговой политики государства. В концепции общей финансовой и социально-экономической линий развития страны, субъекта, муниципалитета их разрабатывают и определяют законодательные органы власти.

Расходование городского бюджета

Порядок расходования средств городского бюджета определяется в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления. Вопросы, отнесённые к задачам власти на местах, определены ФЗ № 131-ФЗ. Так, основное расходование привлечённых в городской бюджет средств заложено в статьях на образование, социальные программы, ЖКХ, дорожное хозяйство и благоустройство, культуру, проведение массовых развлекательных и спортивных мероприятий, строительство стратегических объектов социальной инфраструктуры (школы и детские дошкольные учреждения, досуговые центры).

Распоряжение городским бюджетом

Муниципалитет самостоятельно с учётом имеющихся полномочий занимается формированием, утверждением и реализацией бюджета, а также осуществляет контроль за соблюдением его исполнения.

Для этого составленный проект решения городского бюджета выносится на публичные слушания на общественное обсуждение с целью дальнейшего учёта мнений населения муниципального образования. После обсуждения указанный бюджетный проект представляется главой муниципального образования на рассмотрение и последующее утверждение Совету депутатов, который вправе утвердить его как без замечаний, так и с учётом своих поправок. После утверждения бюджет вступает в законную силу.

Подводя итог, отметим, что бюджет страны — многоступенчатый отлаженный механизм бюджетной системы страны, подразумевающий безукоснительное исполнение бюджетного закона как по горизонтали власти, так и по её вертикали. Важным моментом является процесс реализации утверждённого бюджета, для эффективности исполнения которого необходимо обеспечивать его прозрачность и строгую подотчётность. В нашей стране, ввиду особенностей географического положения — огромной территории, и сложившейся поколениями коррупционной ментальности, этот принцип бюджетного процесса реализован слабо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *