что такое строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
Специальность 410000 — Строительство автомобильных дорог и аэродромов
Первые дороги начали строить еще в Древнем Риме. А представить сегодня мир без асфальтового покрытия невозможно. К наземному транспорту прибавился и воздушный. Немаловажно поднять самолет в воздух и посадить его на правильно спроектированный и построенный аэродром. Этим и занимаются выпускники по специальности «Строительство автомобильных дорог и аэродромов».
Строительство автомобильных дорог и аэродромов: аспекты и особенности
Специальность «Автомобильные дороги и аэродромы» готовит рабочих, инженеров, обслуживающий персонал. Важно, чтобы они ответственно относились к выполняемым обязанностям, ведь дорога — зона повышенной опасности для всех участников движения.
Основное место работы — строительные компании, которые занимаются планировкой и сооружением дорог. Особенно интересно работать на строительстве аэродромов, но сотрудник должен иметь высокую квалификацию. Спрос на эту вакансию в несколько раз выше.
Кто такой инженер дорожник
Это специалист с высшим образованием, который занимается проектировкой будущей дороги. В его задачи входит:
Создание проекта дороги, трассы, моста требует высокой квалификации. От инженера дорожника во многом зависит качество нового сооружения, его экономическая выгода и долговечность.
Также инженеры выполняют часть работы в градостроительстве. С ними обязательно консультируются, как лучше сделать развязку, где установить дорожный мост и т.д. Специалист должен думать наперед, учитывая интересы автомобилистов и пешеходов. Услугами пользуются строительные компании, государственные организации, частные фирмы, предлагающие услуги по дорогостроению.
Профессия дорожник: что делает, плюсы и минусы
Профессия «Строительство автомобильных дорог и аэродромов» включает в себя специальность дорожника. Так называют людей, которые непосредственно работают на месте. Можно сказать, что они — строители дорог. Обязанности:
Среди плюсов профессии — востребованность. Но выпускникам нужно быть готовым к сезонности работы, ненормированному рабочему дню (сверхурочные оплачиваются отдельно), экстренному ремонту в темное время суток. Часто приходится работать целый день на свежем воздухе, поэтому необходимо крепкое здоровье. Понадобится физическая сила, чтобы оперировать инструментом.
Ценится умение действовать в экстренных ситуациях, предлагать нестандартные решения. Дорожнику следует быть ответственным: от его работы в гололед зависит жизнь и здоровье сотен автомобилистов и пешеходов.
С повышением квалификации растет заработная плата. Более опытных сотрудников отправляют на сложные задачи. От совестливости дорожников и профессионализма зависит качество дорожного покрытия, которое должно служить годами. Не исключаются риски профессии — чтобы их избежать, соблюдают технику безопасности (носить светоотражающий жилет, ставить ограничители и предупреждающие знаки).
Профессии в сфере строительства: кто строит дороги, мосты и пути сообщения
Строительная отрасль – это не только здания и сооружения. Она намного шире и включает в себя также строительство и ремонт дорог, мостов, тоннелей и прочих путей сообщения. Многие любят шутить, что в России асфальт сходит вместе со снегом. Но на самом деле, суровые погодные условия сильно влияют на дорожное покрытие. Россия существенно продвинулась в строительстве дорог за последние годы, но эта область по-прежнему остается очень актуальной, а соответственно, специалисты по строительству дорог чрезвычайно востребованы.
Причины выбрать профессию в строительной отрасли
В первой части статьи о строительных профессиях мы подробно описывали преимущества работы в этой области. Помимо того, что это очень прибыльная и уважаемая профессия, она пользуется большим спросом. Специалисты по дорожному строительству нужны абсолютно везде. По мере разрастания городов и образования новых населенных пунктов, первое, что необходимо, – это пути сообщения. Без дорог никакое другое строительство не будет иметь смысла.
В то же время дорожное строительство предполагает освоение новых технологий и материалов, которые будут эффективны для нашего климата: высокая влажность, сильные морозы, резкая смена температуры. Этому научат в университетах путей сообщения и строительных университетах. Дорожное строительство можно разделить на:
Строительство автомобильных дорог
В Голландии строят дорожное полотно из пластиковых отходов, выловленных из Мирового океана. Этот способ помогает не только экономить на асфальте, но и решать проблему загрязнения окружающей среды и утилизации отходов. Такая технология хорошо зарекомендовала себя для строительства пешеходных зон, так как для автомобильных дорог пластик не дает хорошего сцепления, особенно, во время дождя.
В Америке уже давно успешно применяют переработанные старые резиновые покрышки для строительства дорог. Это увеличивает сцепление и позволяет сократить тормозной путь на 15%. Этот способ тоже способствует улучшению экологии за счет утилизации старых шин.
В 2018 году было выделено 684,5 млрд. рублей на дорожное хозяйство. В России также внедряются новые технологии, которые вы сможете освоить, поступив в университет путей сообщения. У вас будет высокооплачиваемая востребованная профессия и перспективы в будущем.
Строительство ЖД путей
Мы живем в самой большой стране на планете. Перевозка крупногабаритных грузов выгоднее и быстрее по железной дороге, чем по автотрассам. Да и путешествовать в поезд намного комфортнее, чем на машине. Поэтому железнодорожное сообщение имеет огромную роль для транспортировки.
Технологии строительства железных дорог существенно отличаются от технологий автомобильных дорог. Работа по строительству ж/д физически сложная и подходит больше мужчинам. Она осуществляется на на свежем воздухе в любую погоду, поэтому здоровье должно быть крепким.
В основном, профессии в железнодорожном строительстве связаны с инженерными специальностями, такими как: инженер путей сообщения, инженер-проектировщик, инженер-взрывотехник, инженер по эксплуатации железных дорог, инженер-строитель и прочие. Поэтому, если вы любите физику и математику, эта профессия для вас.
Строительство мостов
Самой большой нашей общей гордостью в строительстве мостов является Крымский мост, который считается самым длинным в России и Европе. Это был глобальный проект, над которым трудились тысячи строителей и инженеров. Эти профессионалы создали инженерный шедевр всего за 2 года, что было очень сложно.
А это значит, что наши строительные вузы выпускают специалистов высокого уровня подготовки, которые способны составить конкуренцию многим западным строителям. Если вы хотите участвовать в создании таких грандиозных объектов строительства, выбирайте университеты путей сообщения.
Специалисты, необходимые на любой стройке дорог и покрытий
Строительство дорог, ж/д, мостов и тоннелей не обходится без следующих специалистов:
Для того чтобы начать свою карьеру в дорожном строительстве достаточно будет закончить автодорожный колледж и начать хорошо зарабатывать. Если вы захотите повысить квалификацию, то сможете продолжить свое обучение в строительном университете и стать инженером. В перспективе можно вырасти до главного инженера и получать от 100 000 рублей в месяц.
Список университетов путей сообщения
Дорожные специальности предлагают 2 программы подготовки специалистов, которые вы можете освоить в следующих вузах:
Программа подготовки | Название вуза |
08.05.02 Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей | БГТУ им. В.Г. Шухова |
ВоГУ | |
ТюмГНГУ (ТИУ г. Тюмень) | |
СПбГАСУ | |
СамГТУ (Самарский политех) | |
ТОГУ | |
23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей | СГУПС |
УрГУПС | |
СамГУПС | |
ПГУПС | |
ДВГУПС | |
ИрГУПС | |
ОмГУПС | |
РГУПС |
Список дорожных колледжей и специальностей
Если вы решили начать свой путь в дорожное строительство со среднего специального образования, ознакомьтесь со списком специальностей и колледжей:
Наименование специальности | Колледж |
08.01.23 Бригадир-путеец | Новосибирский колледж транспортных технологий имени Н.А. Лунина |
08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов | Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж |
Московский автомобильно-дорожный колледж имени А.А.Николаева (МАДК) | |
Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства | |
08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения | Академия управления городской средой, градостроительства и печати |
Екатеринбургский колледж транспортного строительства | |
Московский колледж архитектуры и градостроительства (МКАГ) | |
08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство | Екатеринбургский колледж транспортного строительства |
Колледж железнодорожного транспорта Уральского государственного университета путей сообщения (УрГУПС) | |
Колледж филиала СамГУПС в г. Нижнем Новгороде | |
Кызылский транспортный техникум | |
Новосибирский техникум железнодорожного транспорта Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) | |
Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта | |
Уральский железнодорожный техникум |
Выбрав строительную специальность, вы точно не прогадаете. У вас будут хорошие перспективы развития и карьерного роста. Для того чтобы начать работать в дорожном строительстве, достаточно закончить автотранспортный колледж, и вы сразу сможете начать работать и зарабатывать неплохие деньги. Если вы решите на этом не останавливаться, то университеты путей сообщения повысят вашу квалификацию, и вы гарантированно станете востребованным сотрудником с высокой заработной платой.
Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов — среднее профессиональное образование (08.02.05)
Укрупненная группа: Техника и технологии строительства
Квалификация выпускника: Техник. Старший техник.
Описание
Техник в области строительства и обслуживания автомобильных дорог, аэродромов и искусственных городских сооружений в процессе профессиональной подготовки изучает геологию и грунтоведение, знакомится с разными типами дорожных покрытий, их свойствами, характеристиками разных видов грунта, кроме того, в рамках теоретической подготовки рассматривает организацию дорожного движения и движения на аэродромах. Дополнительно специалистам необходимо знать основы экономики и сметной деятельности. На практике в дорожно-эксплуатационных и строительных организациях студенты занимаются проектированием, делают расчеты технических и экономических показателей того или иного проекта. Также студенты должны уметь оформлять проектную документацию и рассчитывать затраты на ремонт и содержание дорожных работ.
Кем работать
Проектирование и строительство дорог и городской инфраструктуры – ответственная задача, для решения которой необходима высокая квалификация и личная заинтересованность сотрудников в качественном выполнении работы. Профессиональная деятельность техника-строителя автомобильных дорог и аэродромов заключается в проектировании и реконструкции дорожных полотен, транспортных сооружений, в разработке новых методов работы с такими сооружениями. На технике лежит ответственность за выбранные материалы для строительства, работу команды или подразделения, сроки выполнения обязательств пере заказчиками.
Что такое строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. № 801 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов”
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4377), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. № 417 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 270831 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 июня 2010 г., регистрационный № 17460).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2014 года.
Министр | Д.В. Ливанов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 августа 2014 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. № 801)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
III. Характеристика подготовки по специальности
3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.
3.2. Сроки получения СПО по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ | Наименование квалификации базовой подготовки | Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения* |
---|---|---|
среднее общее образование | Техник | 2 года 10 месяцев |
основное общее образование | 3 года 10 месяцев** |
* Независимо от применяемых образовательных технологий.
** Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
3.3. Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки превышают на один год срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки.
Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 2.
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ | Наименование квалификации углубленной подготовки | Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения* |
---|---|---|
среднее общее образование | Старший техник | 3 года 10 месяцев |
основное общее образование | 4 года 10 месяцев** |
* Независимо от применяемых образовательных технологий.
** Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
Сроки получения СПО по ППССЗ базовой и углублённой подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по проектированию, строительству, содержанию и ремонту, реконструкции автомобильных дорог и аэродромов.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
инженерные сооружения (дорога и дорожные сооружения, аэродромы);
проектная и нормативная документации;
технологические процессы строительства автомобильных дорог и аэродромов;
первичные трудовые коллективы.
4.3. Техник готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Участие в изыскании и проектировании автомобильных дорог и аэродромов.
4.3.2. Участие в организации работ по производству дорожно-строительных материалов.
4.3.3. Участие в организации работ по строительству автомобильных дорог и аэродромов.
4.3.4. Участие в работах по эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов.
4.3.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО).
4.4. Старший техник готовится к следующим видам деятельности:
4.4.1. Выполнение работ по изысканию и проектированию автомобильных дорог и аэродромов.
4.4.2. Выполнение работ по производству дорожно-строительных материалов.
4.4.3. Выполнение работ по организации и строительству автомобильных дорог и аэродромов.
4.4.4. Выполнение работ по эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов.
4.4.5. Организация работы коллектива исполнителей по внедрению производственных процессов строительства и эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов.
4.4.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО).
V. Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена
5.1. Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
5.2. Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Участие в изыскании и проектировании автомобильных дорог и аэродромов.
ПК 1.1. Участвовать в геодезических работах в процессе изыскания автомобильных дорог и аэродромов.
ПК 1.2. Участвовать в геологических работах в процессе изыскания автомобильных дорог и аэродромов.
ПК 1.3. Участвовать в проектировании конструктивных элементов автомобильных дорог и аэродромов.
ПК 1.4. Участвовать в проектировании транспортных сооружений и их элементов на автомобильных дорогах и аэродромах.
5.2.2. Участие в организации работ по производству дорожно-строительных материалов.
ПК 2.1. Участвовать в организации работ в организациях по производству дорожно-строительных материалов.
5.2.3. Участие в организации работ по строительству автомобильных дорог и аэродромов.
ПК 3.1. Участвовать в организации работ по выполнению технологических процессов строительства автомобильных дорог и аэродромов.
ПК 3.2. Участвовать в работе по организации контроля выполнения технологических процессов и приемке выполненных работ по строительству автомобильных дорог и аэродромов.
ПК 3.3. Участвовать в расчетах технико-экономических показателей строительства автомобильных дорог и аэродромов.
5.2.4. Участие в работах по эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов.
ПК 4.1. Участвовать в организации работ зимнего содержания автомобильных дорог и аэродромов.
ПК 4.2. Участвовать в организации работ содержания автомобильных дорог и аэродромов в весенне-летне-осенний периоды.
ПК 4.3. Участвовать в работе по организации контроля выполнения технологических процессов и приемке выполненных работ по содержанию автомобильных дорог и аэродромов.
ПК 4.4. Участвовать в организации работ по выполнению технологических процессов ремонта автомобильных дорог и аэродромов.
ПК 4.5. Участвовать в расчетах технико-экономических показателей ремонта автомобильных дорог и аэродромов.
5.2.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
5.3. Старший техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
5.4. Старший техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.4.1. Выполнение работ по изысканию и проектированию автомобильных дорог и аэродромов.
ПК 1.1. Выполнять геодезические работы в процессе изыскания автомобильных дорог и аэродромов.
ПК 1.2. Проводить геологические работы в процессе изыскания автомобильных дорог и аэродромов.
ПК 1.3. Проектировать конструктивные элементы автомобильных дорог и аэродромов.
ПК 1.4. Проектировать транспортные сооружения и их элементы на автомобильных дорогах и аэродромах.
5.4.2. Выполнение работ по производству дорожно-строительных материалов.
ПК 2.1. Организовывать работы в организациях по производству дорожно-строительных материалов.
5.4.3. Выполнение работ по организации и строительству автомобильных дорог и аэродромов.
ПК 3.1. Выполнять работы по организации технологических процессов строительства автомобильных дорог и аэродромов.
ПК 3.2. Контролировать выполнение технологических процессов по строительству автомобильных дорог и аэродромов.
ПК 3.3. Выполнять расчеты технико-экономических показателей строительства автомобильных дорог и аэродромов.
5.4.4. Выполнение работ по эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов.
ПК 4.1. Выполнять работы по организации зимнего содержания автомобильных дорог и аэродромов.
ПК 4.2. Выполнять работы по организации содержания автомобильных дорог и аэродромов в весенне-летне-осенний периоды.
ПК 4.3. Контролировать выполнение технологических процессов по содержанию автомобильных дорог и аэродромов.
ПК 4.4. Выполнять работы по организации технологических процессов ремонта автомобильных дорог и аэродромов.
ПК 4.5. Контролировать выполнение технологических процессов по ремонту автомобильных дорог и аэродромов.
ПК 4.6. Выполнять расчеты технико-экономических показателей ремонта автомобильных дорог и аэродромов.
5.4.5. Организация работы коллектива исполнителей по внедрению производственных процессов строительства и эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов.
ПК 5.1. Самостоятельно формулировать задачи и определять способы их решения.
ПК 5.2. Принимать управленческие решения, организовывать работу трудовых коллективов.
ПК 5.3. Анализировать свою профессиональную деятельность и процесс собственного труда, осуществлять постановку и реализацию задач в области профессионального самосовершенствования и повышения деловой квалификации.
5.4.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. Требования к структуре программы подготовки специалистов среднего звена
6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам | 83 нед. |
---|---|
Учебная практика | 16 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. |
Промежуточная аттестация | 6 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 6 нед. |
Каникулы | 24 нед. |
Итого | 147 нед. |
Структура программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 199 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам | 114 нед. |
---|---|
Учебная практика | 33 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. |
Промежуточная аттестация | 8 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 6 нед. |
Каникулы | 34 нед. |
Итого | 199 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.
Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППССЗ образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, и (или) вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к настоящему ФГОС СПО;
обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе творческих коллективов общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год в заочной форме обучения составляет 160 академических часов.
7.7. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8-11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.
7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.9. Дисциплина «Физическая культура» предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.10. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.11. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.
Срок освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) | 39 нед. |
---|---|
промежуточная аттестация | 2 нед. |
каникулы | 11 нед. |
7.12. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы**.
7.14. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.15. Реализация ППССЗ должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.16. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований российских журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями, иными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.17. Прием на обучение по ППССЗ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»*. Финансирование реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.18. Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.