что такое стратокастер и телекастер
Stratocaster vs. Telecaster: Отличия, которые имеют значение
Обоим инструментам присущи характерные семейству Fender сингловый поп, яркая артикуляция и бесконечная универсальность. В то же время, они отличаются в некоторых важных аспектах. Если вам интересно узнать, какая из электрогитар Fender подойдет вам лучше всего, держите материал для размышлений.
Stratocaster и Telecaster в цифрах
Stratocaster Telecaster
Год выпуска 1954 1951
Длина мензуры 25.5 » 25.5 «
Звукосниматели 3 сингла 2 сингла
Дерево деки Ольха Ясень
системой тремоло
(вибрато бридж)
на новые модели
Перед тем, как утверждать, что некоторые Телекастеры имеют дополнительные звукосниматели, а часть Стратокастеров обладает жестким бриджем, обратите внимание на то, что здесь речь идет о последних высокоуровневых версиях Fender American Standard для обеих моделей.
Рассматриваемые модели отличаются также внешними характеристиками: формой деки и геометрией грифа. Но благодаря каким именно характеристикам клуб фанатов обоих инструментов с каждым годом расширяется?
Fender Stratocaster: Стекло и колокольчики
Когда Страт дебютировал в 1954 году, музыканты не знали, что с ним делать. Fender Telecaster и Gibson Les Paul несколько лет перед этим вышли на рынок. Люди до сих пор пытались выяснить, где цельнокорпусные гитары вписываются в картину. И вот появился Страт, охотно демонстрирующий музыкантам достоинства дополнительных звукоснимателей и рычага вибрато.
Стратовские форма деки, три звукоснимателя и футуристический вибрато мост, ставшие теперь бесконечно копируемым универсальным шаблоном, тогда были частью абсолютно новой концепции. Новую парадигму нужно было принять и осмыслить, в чем музыкантам помогли несколько популярных артистов того времени.
Визитная карточка Stratocasterа
— Ни с чем не сравнимый тон некового (расположенного у грифа) звукоснимателя: стеклянный, округлый, колоколообразный.
— 2 и 4 положение на 5-стороннем переключателе звукоснимателей, которые являются комбинациями из двух звукоснимателей (бридж+миддл и миддл+нек).
Виды электрогитар
В данной статье речь пойдет о самых известных и часто встречающихся формах и модификациях электрогитар.
1. Stratocaster
Самая популярная, часто встречающаяся и скопированная во множестве реплик форма гитары. Трудно перечислить все страны, в которых производятся Стратокастеры, и ещё труднее было бы перечислить все наименования марок электрогитар данной формы. Классический же, оригинальный Фендер Стратокастер выпускают в Соединенных Штатах, на инструмент ставят три звукоснимателя типа «сингл» и «машинку» Vintage Tremolo. Страт обладает особым, узнаваемым «стеклянным» звучанием. Зачастую эту электрогитару можно увидеть в руках хард-рок-, инди-, поп-рок-гитаристов
2. Telecaster
Не менее легендарная модель от фирмы Fender, даже более «древняя», чем Стратокастер. Дизайн Телекастера нарочито прост, он выглядит словно выпиленный из одного цельного куска древесины – что неудивительно, учитывая, что дека его мастерится именно по такой технологии. Чаще на Телеке стоят два сингла, однако есть и модификации с хамбакерами. Материал деки – ясень или ольха. Звучание, как правило, очень приятное на чистом звуке и несколько «стеклянное» на овердрайве.
3. Les Paul
Gibson Les Paul – ещё одна знаменитая модель электрогитары, задавшая одно из направлений в движении гитарной промышленности. Лес Пол легко узнаваем по своей форме, ассоциирующейся с женской талией, характерным звукоснимателям и корпусу, собранному из дорогого красного дерева. Эта гитара многими признается самой универсальной, и по этой причине часто применяется в студиях звукозаписи. Les Paul широко копируется во всём мире, порой лицензионно, а порой и не очень (последним особенно грешат китайские производители).
4. Superstrat
Суперстраты представляют собой обширное семейство гитар, состоящее из множества моделей разных производителей. На вид они несколько напоминают Стратокастеры, но имеют большое количество конструктивных отличий в «звучках», форме головки грифа, струнодержателе, древесине корпуса, грифа и накладки.
Некоторые производители сделали себе имя на таких инструментах – примером могут служить Ibanez, Kramer, Cort. А первой, кто освоил дизайн Суперстрат, стала фирма Jackson. В первоначальном варианте это были просто копии Stratocaster с усложненной фурнитурой и из более ценной древесины, в дальнейшем изменения коснулись и формы корпуса.
5. SG
Рогатый Gibson SG – тот самый инструмент, на котором запиливает свои сольные партии гитарист AC/DC Ангус Янг. Кроме формы корпуса, отличается от Les Paul ещё и тем, что дека SG производится из одной цельной доски красного дерева, а не склеивается из нескольких отдельных элементов. Собственно, и сами буквы SG расшифровываются как solid guitar (цельная гитара). Пуговица для ремня у этого инструмента располагается не на окончании «рога» корпуса, а с обратной стороны деки в верхней части.
6. Mockinbird
Фирма B.C. Rich прославилась благодаря уникальным формам своих музыкальных инструментов. Одной из них стал Mockinbird – не лучшая в плане удобства игры, но весьма необычная на вид электрогитара. Самый известный гитарист, играющий на таком инструменте – Сол «Слэш» Хадсон из Guns N’ Roses.
7. Warlock
«Дьявольский» дизайн другого детища компании B.C. Rich – гитары Warlock с остроконечной разлапистой декой и демонически рогатой головкой грифа – уж точно ни с чем не спутаешь. Этот инструмент за свой внешний вид крайне любим гитаристами, играющими в жанрах black- и heavy-metal.
8. Explorer
Форма корпуса Gibson Explorer очертаниями несколько напоминает звезду. Внешне угловатые гитары этой формы, тем не менее, вполне удобны в игре, чему способствует довольно легкий гриф. Характерной чертой Эксплорера стал также переключатель «звучков» – у электрогитар этой конструкции он вынесен аж на угол деки.
9. Flying V
На Gibson Flying V едва ли не молятся многие гитаристы, играющие металл. Наименование модели говорит само за себя – это легкая летящая стрела с головкой грифа в виде острого наконечника. Многие знаменитые музыканты с помощью этой электрогитары отыскали свой новый образ – и среди них Джимми Хендрикс, которому принадлежит инструмент, изображенный на фотографии.
10. Firebird
Firebird от Gibson несколько напоминает направленностью очертаний другую гитару этой фирмы – Эксплорер. Но «Огненная птица» (а именно так переводится название этого инструмента) наделена своими особенными чертами: сглаженными углами деки, похожей на птичий клюв головкой грифа, лого в виде птицы, навевающей ассоциации с пламенем желто-черной окраской. На цельнокорпусную электрогитару обычно ставят хамбакеры, обычные или мини (иногда P-90), числом от одного до трех.
11. Jazzmaster
Гитара Fender Jazzmaster была разработана в конце пятидесятых годов XX века преимущественно для музыкантов, играющих джаз. Благодаря округлой форме корпуса с плавной выемкой на инструменте удобно играть сидя, что часто практикуют джазисты. Для своего времени эта электрогитара была начинена весьма современной электроникой, в том числе переключением режима игры с ритма на сольный.
12. Бас-гитары
Дизайн бас-гитар зачастую довольно похож на гитарный, с учетом особенностей инструмента – ведь размер мензуры, а значит, и габариты корпуса и грифа у басов существенно больше. Но есть и у них свои характерные базовые формы. Главные из них – разработанные фирмой Fender инструменты Precision Bass и Jazz Bass, основоположники, положившие начало истории бас-гитары и во многом определившие базовые направления ее развития.
Как особую форму басов можно, пожалуй, выделить безладовый (fretless) бас. По принципу игры этот инструмент чуть ближе к контрабасу. Безлад позволяет получить более мягкое звучание и расширяет технический арсенал за счет возможности басиста брать микротоновые интервалы – но и оплошать на нем гораздо проще из-за отсутствия четко выверяющих каждую ноту ладов.
13. Полуакустические гитары
Полуакустика представляет собой совмещение электрогитары и обычного акустического инструмента. Полый внутри корпус (hollow-body) с эфами позволяет полуакустической гитаре полноценно звучать без подключения к электроаппаратуре, а присущие электрическим инструментам «звучки» и остальная электроника – получать от нее вызванный звуком электросигнал с возможностью его дальнейшей обработки и усиления. Полуакустики особо любимы гитаристами-блюзменами – их привлекает удобство игры на этом инструменте, его винтажный внешний вид и особый теплый звук.
Итак, в этой статье мы кратко осветили базовые, наиболее распространенные формы электрогитар. К ним принадлежит либо так или иначе происходит из них подавляющее большинство электрогитар, существующих и выпускающихся в настоящее время.
Выбираем гитару под жанр музыки
В гитарном мире существует превеликое множество различных гитар, которые отличаются как внешним видом, так и начинкой. Тем не менее, несмотря на свою похожесть, электрогитары очень сильно различаются – и выбирать их нужно с учетом жанровых и звуковых предпочтений в музыке. Команда Струнки.ру подготовила статью, которая поможет вам определиться с типом инструмента!
Stratocaster
Одна из самых популярных, копируемых и универсальных гитар в мире. Материал – зачастую ясень, ольха. Гриф в большинстве случаев крепится на 4 болта и имеет 22 лада.
Чаще всего стратокастеры комплектуются тремя звукоснимателями «сингл», но в некоторых моделях в бриджевую позицию устанавливают хамбакер. Кроме того, во многие модели устанавливают тремоло.
Стратокастер прекрасно подходит практически под все жанры музыки, но тут многое зависит от звукоснимателей. Например, три сингла не позволят вам «рубить» тяжелый метал, но при этом вы легко сможете играть фанк-рок, поп-панк или классический рок (привет от Iron Maiden). Наличие хамбакера в бридже откроет вам дверь в мир тяжелой музыки.
Telecaster
В целом гитара похожа по функционалу на стратокастер. Комплектуется двумя звукоснимателями типа «сингл», но в последнее время все чаще можно встретить телекастеры с двумя хамбакерами.
Телекастер используют в джазе, фанке, панк-роке и даже в ню-метале (например, Jim Root из Slipknot). Встречаются семиструнные варианты, с тремоло и даже с системой Floyd-Rose. Труднее всего найти гитару с синглом в неке и с хамбакером в бридже – подобная гитара будет наиболее универсальной.
Les Paul
Не такая универсальная гитара, как теле- и стратокастер, но всё равно многие музыканты мира отдают свое предпочтение именно Лес Полу. Примечательно, что на студиях звукозаписи предпочитают использовать именно этот тип гитар.
В гитару всегда устанавливают два хамбакера. Фанк-рок на ней будет сыграть проблематично, но тяжелый рок и метал – всегда пожалуйста. Например, музыканты из Bring Me The Horizon очень любят играть на Лес Поле, а песни у них практически всегда пишутся с упором на плотный и мощный гитарный звук.
Лес Полы отличаются от других гитар тяжелым весом, толстым грифом и наличием струнодержателя типа Tune-o-Matic. Гитара специфична по ощущениям, а потому требует привыкания к себе.
Гитары формы SG по характеристикам, ощущениям и эргономике практически в точности повторяет Лес Пол.
Superstrat
Не трудно догадаться, на основе какой гитары собран «суперСТРАТОКАСТЕР». Суперстрат всегда считался и будет считаться профессиональной электрогитарой. Отличается эргономикой и удобством.
Суперстрат подходит под абсолютно все жанры музыки. Ввиду наличия 24 и более ладов, гитару часто используют для игры лид-партий, для теппинга и вот этого всего. В зависимости от конфигурации дерева и звукоснимателей может быть идеально встроена практически в любой музыкальный коллектив.
Explorer и Flying V
Гитары, созданные для метала. Так сказать, внешность говорит сама за себя. Несмотря на свой агрессивный вид и не менее агрессивное звучание, гитары довольно легкие и удобные.
Jazzmaster
Джазмастер создан для… джаза, как ни странно. Комплектуются довольно большим количеством электроники, что позволяет гораздо более тонко управлять звуком.
Бас-гитары
Бас-гитары также делятся на различные форм-факторы. Правда, в них нет существенной разницы. Существует два основных типа бас-гитар – Precision Bass и Jazz-Bass. Единственная форма, о которой стоит упомянуть отдельно – безладовый бас, который по принципу игры похож на контрабас, звучит плавно и более «грузно».
Существуют пяти- и более струнные бас-гитары, которые позволяют музыканту охватить больший регистр.
Выбрать бас-гитару под определенный жанр довольно сложно. Основное, от чего стоит отталкиваться – тип звукоснимателей. Желаете больше агрессии – берите гитару с хамбакерами, хочется теплого и ненавязчивого звука – сингл. Также обратите внимание на сплав струн и породу дерева гитары – они также формируют финальный тон инструмента.
Полуакустическая гитара
Если совместить электрогитару и акустическую гитару, то получится «банка»! Вернее, полая гитара, которая вполне неплохо звучит без подключения к усилителю. Несмотря на своё акустическое прошлое, гитара может выдавать очень насыщенный, тяжелый и одновременно теплый звук.
Полуакустические гитары предпочитают музыканты, играющие джаз, блюз и даже поп-панк (например, Нервы).
Полезный совет напоследок: чтобы сделать гитару более универсальной – установите на неё отсечку, которая позволит из хамбакера сделать сингл.
Виды корпусов электрогитары
Каждый музыкант и гитарист в частности хочет самовыразиться через свою музыку. Но также не меньшую роль играет его стиль и имидж на сцене перед зрителями. Необычный внешний вид гитары этому только способствует. Поэтому в наше время существует большое разнообразие форм электрогитары, как говориться на любой вкус. Какие же они бывают и какую форму выбрать? Попробуем в этом разобраться. Итак, начнем по порядку.
Стратокастер
Наверно одна из самых популярных форм. Первой гитарой с такой формой корпуса была Fender Stratocaster. Она была разработана Лео Фендером в 1954 году. Дека электрогитары имеет вырезы на корпусе под правую руку и под живот играющего. Вообще, стратокастер был спроектирован, как более улучшенная и инновационная форма взамен популярного тогда телекастера.
Деревом, из которого изготавливаются классические стратокастеры, как правило, является ольха или ясень. Гитара имеет 22 лада и 3 сингловых звукоснимателя. В качестве бриджа установлена система тремоло, спроектированная специально под эту гитару (Fender Tremolo). Она работает только на понижение строя.
Из знаменитых гитаристов, на стратокастере играли/играют Эрик Клэптон, Джимми Хендрикс, Джон Фрусчанте, Ричи Блэкмор и другие.
Телекастер
Телекастер является предшественницей стратокастера. Была также разработана Лео Фендером в 1940-х годах. Телекастер был первой цельнокорпусной гитарой, получившей широкое распространение.
Классический «телек» изготавливается из ясеня или ольхи имеет 2 сингловых звукоснимателя на борту. Струны крепятся сквозь корпус, а бридж фиксированный. Мензура у телекастера составляет 25.5′. Гриф изготовлен из цельного куска клена без накладки, на котором расположен 21 лад.
На телекастерах обычно играют в легких жанрах, таких как блюз, кантри, рок-н-ролл и т. п.
Лес Пол
Эта форма гитар, наряду со стратокастером, является одной из самых популярных в мире и также одной из самых копируемых. Корпус Лес Пола состоит из трех частей: самой деки и двух накладок, именуемых топами. Материал деки и грифа, как правило, красное дерево. Топ же делают из клена. Гитара имеет мензуру 24.75′ и 22 лада. На борту также имеет 2 хамбакера и фиксированный бридж тюноматик. Другие гитары с этой формой корпуса могут иметь иные спецификации.
Среди музыкантов, использующих Лес Пол, можно выделить Слэша (Guns’n»Roses), Джимми Пейдж (Led Zeppelin), Зак Вайлд.
На СГ играют такие выдающиеся гитаристы как Ангус Янг (AC/DC) и Тони Айоми (Black Sabbath).
Flying V и King V
Вот она балалаечка! Ну или стрела, кому как нравится. Данная форма появилась на рынке в далеком 1957 году и была разработана компанией Gibson. Дизайн был довольно противоречив, поэтому выпуск этой модели гитар прекратили в 1958 году. Но с появлением интереса у музыкантов, которые искали свой неповторимый сценический образ, выпуск стрел возобновили. King V это вариация Flying V и выпускается она компанией Jackson. У этого варианта более аггрессивный дизайн, более острые рога и вырез. Данная форма гитар в наше время пользуется популярностью у музыкантов, играющих в тяжелый стилях музыки. Например, популяризатором King V стал небезызвестный Дэйв Мастейн из группы Megadeth. А музыкантов из группы Metallica можно очень часто увидеть на сцене с Flying V.
Randy Rhoads
Jackson RR появилась на свет как результат сотрудничества Рэнди Роадса (легендарный гитарист Оззи Осборна) и Гровера Джексона. От классической Флайинг Ви она отличается укороченным рогом и более аггрессивными кромками. На РР-ке обычно ставится бридж Флойд Роуз. Дерево, используется, как правило, ольха для корпуса и клен для грифа. Крепление грифа к корпусу на болтах.
На гитарах Randy Rhoads играет Алекси Лайхо (гитарист Children of Bodom).
Explorer
Эксплорер разработан и представлен публике параллельно с моделью Flying V и также не нашел популярности у гитаристов. Выпуск этой модели прекратился в 1963 году, но в 1976 возобновился из-за растущей популярности моделей конкурентов с похожими формами. Эксплорер наверно самая популярная форма у музыкантов, играющих в тяжелых стилях.
Оригинальный Гибсон Эксплорер изготавливается из красного дерева с вклеенным грифом, на котором установлена накладка из черного дерева. На гитару устанавливают 2 хамбакера и фиксированный бридж тюн-о-матик.
Суперстрат
Яркие примеры суперстратов это Jackson Dinky, Soloist, Ibanez Jem, ESP Horizon и другие.
Различия между бриджевыми звукоснимателями Stratocaster и Telecaster.
Однако, дискуссии формата «Strat против Tele» заходят значительно дальше и глубже внешности этих инструментов. Так, чистое, прозрачное и пробивное звучание традиционного Stratocaster заметно отличается от звука Telecaster, который обладает более теплым, ярким и при этом «гнусавым» характером.
Среди множества факторов, влияющих на звучание электрогитары, выделяется бриджевый звукосниматель, который играет важнейшую роль — вспомните хотя бы то, насколько узнаваемо звучит этот датчик у Telecaster.
Одно из базовых отличий между этими двумя звукоснимателями — это их размеры. Бриджевый датчик Telecaster изначально является адаптацией звукоснимателя для гавайских гитар, который ранее выпускался компанией Fender, за счет чего он выше и длиннее бриджевого звукоснимателя Stratocaster. Это позволяет намотать больше провода, создав более массивную катушку, в результате чего уровень выхода возрастает.
Не меньшее значение имеет металлическая пластина, прикрепленная к нижней части бриджевого звукоснимателя Telecaster.
Если расположить магниты поверх стальной пластины, то индуктивность катушки возрастет, также добавив звукоснимателю мощности. Пластина из стали, меди или латуни способна усилить низкие и средние частоты, что сделает звучание датчика заметно «теплее».
Следует также отметить, что бриджевый звукосниматель Telecaster закреплен на фиксированной станине из стали, алюминия, латуни или титана, которая оснащается седлами из похожих материалов — это создает фирменную атаку и узнаваемое twang-звучание.
В целом, бриджевые звукосниматели Stratocaster и Telecaster сходятся только в том, что они расположены под наклоном к высоким струнам для обеспечения более прозрачного звучания. Однако у Stratocaster этот датчик обычно закреплен на пластиковом пикгарде рядом с подвижным струнодержателем, что создает совсем другой характер звука — звонкий и чистый.
Разумеется, разница в звучании Stratocaster и Telecaster может быть и не настолько явной — этого можно достичь заменой компонентов, использованием другой древесины, или иных модицифкаций, вплоть до установки металлических пластин на звукосниматели Stratocaster.
Тем не менее, если разобраться в деталях, то да, бриджевые звукосниматели Stratocaster и Telecaster различаются довольно сильно.