что такое стоа в страховании как правильно выбрать
Страховщик направляет по факту ДТП в конкретную СТО, вправе ли я отказаться?
Добрый день. Страховщик направляет по факту ДТП в конкретную СТО, вправе ли я отказаться?
Адвокат Антонов А.П.
Согласно п.п.3.11-3.14, 4.17 Правил ОСАГО, При причинении вреда имуществу потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховое возмещение или прямое возмещение убытков, в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и прилагаемых к нему в соответствии с настоящими Правилами документов обязан представить поврежденное транспортное средство или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, проводимой в соответствии с правилами, утвержденными Банком России, иное имущество — для осмотра и (или) независимой экспертизы (оценки), проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а страховщик — провести осмотр поврежденного имущества и (или) организовать независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку).
Страховщик проводит осмотр поврежденного имущества и (или) организует независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) путем выдачи направления на независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) (в том числе посредством почтового отправления) в срок не более пяти рабочих дней со дня поступления заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков с приложенными документами, предусмотренными настоящими Правилами, если иной срок не согласован между страховщиком и потерпевшим. После проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) по письменному заявлению потерпевшего страховщик обязан его ознакомить с результатами осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки). Фактом, свидетельствующим об исполнении страховщиком обязанности по организации проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), является выдача потерпевшему соответствующего направления (в том числе посредством почтового отправления).
Страховщик обязан согласовать с потерпевшим время и место проведения осмотра и (или) организации независимой экспертизы поврежденного имущества с учетом графика работы страховщика, эксперта и указанного в настоящем пункте срока проведения осмотра, независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества, а потерпевший в согласованное со страховщиком время обязан представить поврежденное имущество.
В случае непредставления потерпевшим поврежденного имущества или его остатков для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) в согласованную со страховщиком дату страховщик согласовывает с потерпевшим новую дату осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества или его остатков. При этом в случае неисполнения потерпевшим установленной настоящим пунктом Правил обязанности представить поврежденное имущество или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) срок принятия страховщиком решения о страховом возмещении, определенный в пункте 4.22 настоящих Правил, может быть продлен на период, не превышающий количества дней между датой представления потерпевшим поврежденного имущества или его остатков и согласованной с потерпевшим датой осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), но не более чем на 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней. В случае непредставления потерпевшим поврежденного имущества или его остатков для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) страховщик письменно уведомляет потерпевшего о невозможности принятия решения о страховом возмещении до момента совершения потерпевшим указанных действий.
Если характер повреждений или особенности поврежденного транспортного средства, иного имущества исключают его представление для осмотра и независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) по месту нахождения страховщика и (или) эксперта (в том числе если повреждения транспортного средства исключают его участие в дорожном движении), об этом указывается в заявлении. В этом случае осмотр и независимая техническая экспертиза, независимая экспертиза (оценка) проводятся по месту нахождения поврежденного имущества в срок не более чем пять рабочих дней со дня подачи заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных пунктом 3.10 настоящих Правил, а в случае нахождения поврежденного транспортного средства, иного имущества в труднодоступных, отдаленных или малонаселенных местностях — в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных пунктом 3.10 настоящих Правил, если иные сроки не согласованы между страховщиком и потерпевшим.
По требованию страховщика владелец транспортного средства, причастного к дорожно-транспортному происшествию, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с пунктом 3.6 настоящих Правил представляет транспортное средство на осмотр и (или) для проведения независимой технической экспертизы в порядке, установленном настоящим пунктом Правил.
Если страховщик в установленный пунктом 3.11 настоящих Правил срок не провел осмотр поврежденного имущества и (или) не организовал его независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку), то потерпевший вправе обратиться самостоятельно за такой технической экспертизой или экспертизой (оценкой), не представляя поврежденное имущество или его остатки страховщику для осмотра.
В таком случае результаты самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) принимаются страховщиком для определения размера страхового возмещения.
Стоимость независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), на основании которой осуществлено страховое возмещение, включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком по договору обязательного страхования.
В целях выяснения при повреждении транспортных средств обстоятельств причиненного вреда, установления характера повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов, стоимости его ремонта, а также действительной стоимости транспортного средства на дату дорожно-транспортного происшествия проводится независимая техническая экспертиза транспортного средства в соответствии с правилами, утвержденными Банком России, или независимая экспертиза (оценка).
В случае, если осмотр и (или) независимая техническая экспертиза, независимая экспертиза (оценка) представленных потерпевшим поврежденного имущества или его остатков не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и определить размер убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования, для выяснения указанных обстоятельств страховщик вправе в течение 10 рабочих дней с момента представления потерпевшим заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков осмотреть транспортное средство, при использовании которого потерпевшему был причинен вред, и (или) за свой счет организовать и оплатить проведение независимой технической экспертизы в отношении этого транспортного средства. Владелец транспортного средства, при использовании которого имуществу потерпевшего был причинен вред, обязан представить это транспортное средство по требованию страховщика.
Результаты осмотра и (или) независимой технической экспертизы (оценки) оформляются в письменном виде и подписываются страховщиком (его представителем), экспертом-техником, представителем независимой экспертной организации, проводившими независимую техническую экспертизу, если такая экспертиза проводилась, и владельцем транспортного средства.
Страховщик отказывает потерпевшему в страховом возмещении или его части, если ремонт поврежденного имущества или утилизация его остатков, осуществленные до осмотра страховщиком и (или) проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества в соответствии с требованиями настоящих Правил, не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования.
Страховое возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего (за исключением легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в Российской Федерации), может осуществляться по выбору потерпевшего:
путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на выбранной потерпевшим по согласованию со страховщиком станции технического обслуживания, с которой у страховщика заключен договор на организацию восстановительного ремонта (возмещение причиненного вреда в натуре);
путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет).
В том случае, если у страховщика заключен соответствующий договор со станцией технического обслуживания, выбор способа возмещения вреда осуществляет потерпевший.
Выбор потерпевшим станции технического обслуживания в целях получения возмещения причиненного вреда в натуре осуществляется им из числа станций, предложенных страховщиком, с которыми у последнего имеется соответствующий договор. Договор страховщика со станцией технического обслуживания может предусматривать критерии приема на ремонт транспортных средств, в том числе в зависимости от специализации станции технического обслуживания. В этом случае потерпевший вправе выбрать в качестве способа возмещения ремонт на такой станции технического обслуживания при соответствии принадлежащего ему транспортного средства критериям, указанным в договоре между страховщиком и станцией технического обслуживания.
В случае возмещения причиненного ущерба в натуре страховщик выдает потерпевшему в сроки, предусмотренные пунктом 4.22 настоящих Правил, направление на ремонт. Направление на ремонт в обязательном порядке должно содержать сведения:
о потерпевшем, которому выдано такое направление;
о договоре обязательного страхования, в целях исполнения обязательств по которому выдано направление на ремонт;
о транспортном средстве, подлежащем ремонту;
о наименовании и месте нахождения станции технического обслуживания, на которой будет производиться ремонт транспортного средства потерпевшего и которой страховщик оплатит стоимость восстановительного ремонта;
о сроке проведения ремонта;
о размере возможной доплаты потерпевшего за восстановительный ремонт, обусловленной износом заменяемых в процессе ремонта деталей и агрегатов и их заменой на новые детали и агрегаты, или размере износа на заменяемые детали и агрегаты без указания размера доплаты (в этом случае размер доплаты определяется станцией технического обслуживания и указывается в документах, выдаваемых потерпевшему при приеме транспортного средства).
Срок осуществления ремонта определяется станцией технического обслуживания по согласованию с потерпевшим и указывается станцией технического обслуживания при приеме транспортного средства потерпевшего в направлении на ремонт или в ином документе, выдаваемом потерпевшему. Указанный срок может быть изменен по согласованию между станцией технического обслуживания и потерпевшим, о чем должен быть проинформирован страховщик.
Отношения между станцией технического обслуживания и потерпевшим по поводу осуществления ремонта принадлежащего потерпевшему транспортного средства регулируются законодательством Российской Федерации.
Обязательства страховщика по организации и оплате восстановительного ремонта транспортного средства потерпевшего считаются исполненными страховщиком надлежащим образом с момента получения потерпевшим отремонтированного транспортного средства. При этом страховщик, выдавший направление на ремонт, несет ответственность за несоблюдение станцией технического обслуживания согласованного с потерпевшим срока передачи потерпевшему отремонтированного транспортного средства, а также за нарушение иных обязательств по восстановительному ремонту транспортного средства потерпевшего. Ответственность страховщика не наступает, если потерпевший согласовал изменение срока передачи отремонтированного транспортного средства или принял отремонтированное транспортное средство от станции технического обслуживания, не указав при его приеме о наличии претензий к оказанной услуге по восстановительному ремонту.
Возмещение вреда, причиненного не являющемуся транспортным средством имуществу потерпевшего, а также возмещение вреда при полной гибели транспортного средства осуществляются в порядке, предусмотренном абзацем третьим настоящего пункта.
Урегулирование вопросов, связанных с выявленными скрытыми повреждениями транспортного средства, вызванными страховым случаем, определяется станцией технического обслуживания по согласованию со страховщиком и потерпевшим и указывается станцией технического обслуживания при приеме транспортного средства потерпевшего в направлении на ремонт или в ином документе, выдаваемом потерпевшему.
Порядок урегулирования вопросов оплаты ремонта, не связанного со страховым случаем, определяется станцией технического обслуживания транспортных средств по согласованию с потерпевшим и указывается станцией технического обслуживания транспортных средств в документе, выдаваемом потерпевшему при приеме транспортного средства на ремонт.
Размер страхового возмещения по каждому страховому случаю не может превышать величины установленной Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховой суммы, а в случае оформления дорожно-транспортного происшествия без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не может превышать максимальный размер суммы, подлежащей выплате страховщиком в таком случае.
По договорам обязательного страхования, заключенным до 1 октября 2014 года, выплата страхового возмещения за вред, причиненный имуществу потерпевшего (потерпевших), производится с учетом следующего условия: если страховая выплата будет выплачена нескольким потерпевшим и сумма их требований, предъявленных страховщику на день первой страховой выплаты, превышает установленную страховую сумму, страховые выплаты производятся пропорционально отношению этой страховой суммы к сумме указанных требований потерпевших (с учетом ограничения размера страховой выплаты в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего).
Таким образом, Вы можете выбрать любую станцию технического обслуживания из числа предложенных страховщиком.
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».
Вопрос выбора варианта компенсации по ОСАГО – деньги или ремонт – актуален для любого автовладельца, попавшего в ДТП в качестве пострадавшей стороны. Действующее законодательство, в частности, базовый закон по этой теме №40-ФЗ, предоставляет право определить подходящую схему взаимодействия со страхователем автостраховщику. Такое положение сложно назвать справедливым по отношению к водителям, но оно остается неизменным в течение последних нескольких лет.
Последние изменения в законодательстве
Впервые возможность выполнить ремонт вместо выплаты по ОСАГО появилась в 2017 году. Последующие неоднократные изменения, которые вносились в тест №40-ФЗ, сохраняли подобное положение. При этом производились незначительные корректировки, не носящие принципиально важный характер.
Сказанное в полной мере касается всех ФЗ, которые были приняты в части обязательного автострахования после 2017 года.
В каких случаях машина потерпевшего отправляется на ремонт?
Ответ на вынесенный в подзаголовок вопрос зависит от выгоды конкретной страховой компании. Для большей части автостраховщиков ремонт пострадавшей машины сопровождается заметно меньшими расходами, чем выплата денежной компенсации. Тем более – с учетом выстроенных отношений с многочисленными автосервисами, также крайне заинтересованными в сотрудничестве со страховыми компаниями и потому готовыми идти на серьезные преференции по отношению к ним.
Стоит ли удивляться тому, что дилемма: ремонт или выплата по ОСАГО – очень часто решается автостраховщиком в пользу первого варианта. Особенно в том случае, если речь идет об относительно новой машине. Напротив, для старого автомобиля выплата вместо ремонта по ОСАГО нередко оказывается выгоднее для страховой компании.
Аналогичная ситуация возникает, если речь идет о серьезных повреждениях, устранить которые за месяц нереально. В этом случае за каждый день превышения 30-дневного срока с автостраховщика взыскивается неустойка в размере 0,5%. В результате может накопиться весьма серьезная сумма, а потому проще и выгоднее выплатить деньги вместо ремонта по ОСАГО.
Применительно к страхователю выгода каждого из возможных вариантов также определяется индивидуально. Особое значение приобретает профессионализм сотрудников автостраховщика, выбирающих СТО для заключения договора. Это становится еще одним аргументом в пользу того, что к выбору страховой компании для дальнейшего сотрудничества в области ОСАГО следует подходит очень ответственно.
Можно ли выбрать СТО самостоятельно?
Восстановительный ремонт пострадавшей в ДТП машины в рамках обязательного автострахования производится исключительно в автосервисах, аккредитованных страховой компанией и имеющих соответствующий персонал, оборудование и разрешительную документацию. Страхователю предоставляется возможность выбрать СТО из предложенного автостраховщиком списка. Самостоятельно предложить автосервис для проведения ремонта он не имеет права.
Если машина на гарантии
Гарантийные обязательства производителя транспортного средства несколько расширяют возможности страхователя. В этом случае имеет смысл обратиться за ремонтом к официальному дилеру, что наверняка устроит и страховую компанию, если она имеет с ним договор. Такой подход выгоден всем участникам сделки обязательного автострахования. Автовладелец получает качественный ремонт, а страховщик минимизирует расходы на выплату страховой компенсации.
Сроки и гарантия на ремонт
Восстановительный ремонт транспортного средства происходит в течение 30 дней после согласования всех условий и передачи машины в автосервис.
На выполнение работы предоставляется гарантия сроком не менее полугода, а в некоторых случаях – до года.
Действия в случае некачественного ремонта
Далеко не всегда восстановительный ремонт выполняется качественно. В этом случае страхователю не остается ничего иного, как воспользоваться одним из следующих способов защиты собственных прав:
Важным юридическим нюансом выступает возможность подать иск не только об исправлении некачественно выполненных работ, но и по ряду дополнительных оснований. К их числу относится взыскание неустойки, понесенных судебных расходов и компенсации за полученный моральный ущерб.
Как добиться получения денежной выплаты?
Действующее законодательство четко регламентирует перечень ситуаций, когда речь идет исключительно о денежной компенсации. В его состав входят:
Ответы на вопросы
Кто выбирает форму страховой компенсации?
Право выбора по состоянию на сегодня предоставляется страховой компании. О планах законодателей изменить такую ситуацию ничего не известно.
В течение какого срока восстановительный ремонт должен быть завершен?
Положения №40-ФЗ четко указывают максимальную продолжительность ремонта по ОСАГО, которая составляет ровно 30 дней.
Какая неустойка полагается за превышение нормативных сроков ремонта по ОСАГО?
Если ремонт не закончен в течение 30 дней, со страховой компании взыскивается неустойка в размере 0,5% от стоимости восстановительного ремонта.
Подведем итоги
Начиная с 2017 года, автостраховщики получили право выбирать форму страховой компенсации по ОСАГО между денежной выплатой и восстановительным ремонтом транспортного средства, пострадавшего в ДТП. Основным критерием выбора становится выгодность для компании. Интересы страхователя учитываются редко, а потому для него крайне важно знать правила проведения подобного ремонта, нормативные сроки и случаи, когда денежная компенсация является единственным вариантом страхового возмещения.
Как правильно выбрать полис каско: девять правил
Страховой рынок предлагает много различных продуктов каско, встречаются предложения, наполненные разнообразными рисками и услугами или, наоборот, с очень суженным покрытием. Стоимость договора каско составляет достаточно серьезную сумму и зависит от множества параметров, которые одному страхователю жизненно необходимы, а для другого не имеют никакого значения. Как выбрать необходимую именно вам услугу и сэкономить?
1. Определение причин приобретения каско
Самым первым шагом является определение причины, которая побудила потенциального страхователя заняться выбором данного вида страхования. Если необходимость возникла вследствие возложения банком или иным держателем залога, обязанности по заключению договора каско на владельца автомобиля, то в первую очередь необходимо изучить требования, которые выдвигает держатель залога к такому договору. Требования могут не допускать использования инструментов, позволяющих снизить стоимость полиса (например, использование франшизы). Если решение о необходимости заключения договора каско не обусловлено внешними требованиями или требования предполагают достаточную вариативность, то необходимо оценить, какие же риски угрожают вашему автомобилю. Желательно оценивать эти риски перед приобретением автомобиля, что в некоторых случаях позволит существенно сэкономить на стоимости каско.
2. Оценка существующих рисков
Оценка существующих рисков сильно варьируется в зависимости от марки/модели автомобиля, условий его хранения и эксплуатации, водительского опыта лиц, которые будут управлять автомобилем, а также размера потенциального ущерба, при котором страхователь будет готов потратить определенное время на взаимодействие со страховщиком в рамках процедуры урегулирования убытков.
2.1. Оценка риска угона
Самый «чувствительный» риск, при реализации которого вероятность возврата денег, затраченных на приобретение автомобиля, отсутствует, а вероятность возврата самого автомобиля минимальная. Для оценки данного риска достаточно посмотреть любой из рейтингов «угоняемости» автомобилей различных марок, которые постоянно публикуются в свободном доступе. Чем выше автомобиль в рейтинге, тем больше вероятность его угона и тем дороже будет включение такого риска в полис каско. Различные противоугонные системы, безусловно, снижают риск, но абсолютной панацеей не являются. Вероятность реализации риска сильно зависит от условий хранения автомобиля. Чем чаще автомобиль хранится на «открытых» территориях, тем риск выше. Если автомобиль всегда присутствует в списках самых угоняемых и при этом хранится на общественных стоянках, крайне желательно приобретать страховое покрытие от данного риска. На практике полисы исключительно от риска хищения продают единичные компании, но программы для опытных водителей (например, выплаты по риску «ущерб» только при наличии виновной стороны, отличной от страхователя) предлагают достаточное количество страховщиков. При страховании нового автомобиля стоит обратить внимание на риск GAP, так как наибольший процент стоимости автомобиль теряет в первый год эксплуатации.
2.2. Оценка риска повреждения
Страхователь должен оценить не только вероятность попадания им или другим водителем в ДТП по собственной вине (для оценки можно использовать историю подобных случаев), но и вероятность повреждения автомобиля другими водителями или третьими лицами. Например, при постоянном хранении автомобиля на придомовой парковке такая вероятность значительно выше, чем при хранении в гараже или на закрытой стоянке. Также стоит учесть, что, какой бы опытный ни был водитель, чем больше он проезжает на автомобиле в год, тем выше вероятность реализации риска ДТП. У ряда определенных марок автомобилей существенны риски хищения отдельных деталей, так как при значительной стоимости они легко демонтируются. О подобных фактах проще всего узнать на клубных сайтах соответствующих марок. При оценке риска повреждений желательно составить представление о стоимости работ по устранению повреждений и стоимости запасных частей, наиболее подверженных риску повреждения (бамперы, фары, лобовое стекло и другие наружные элементы автомобиля). Некоторые марки автомобиля при не самой высокой стоимости самого автомобиля отличаются высокой стоимостью запасных частей и работы, что, безусловно, отражается и на стоимости полиса каско. Таким примером могут служить некоторые автомобили японских производителей, стоимость каско для которых исторически выше рынка.
Если страхователь оценивает риски повреждения автомобиля по своей вине в ДТП как незначительные (не более одного случая в несколько лет), то ему стоит обратить внимание на специальные программы каско для опытных водителей, предварительно внимательно ознакомившись с сутью этих программ.
Водителям, не имеющим опыта управления, желательно не ориентироваться на специальные программы и на первое время приобретать широкое покрытие, которое желательно расширить и риском ДСАГО, так как существующего лимита по ОСАГОможет не хватить даже при не самом существенном повреждении дорогостоящего автомобиля.
Оцениваться должны и другие риски, которые страховщик обычно объединяет в риске «ущерб»: стихийные бедствия, повреждения животными, пожар и т. п. Риски в любом случае должны покрывать все события, наступление которых предполагает страхователь. Чем больше по умолчанию включенных в покрытие рисков, тем лучше.
Включение риска страхование водителя и пассажиров от несчастных случаев полностью зависит от желания страхователя. При этом стоит учитывать, что при предложении включения таких рисков в договор каско страховщики обычно привязывают страховые случаи к случаям повреждения автомобиля.
Особняком стоят водители, эксплуатирующие автомобиль в нестандартных условиях, например охотники, рыболовы и грибники, которые часто выезжают на территории, которые не являются «дорогой» в понимании ПДД. Большинство страховщиков случаи, произошедшие на таких территориях, своими договорами не покрывают, и если наличие покрытия именно на такие случаи важно для страхователя, то к выбору страховщика необходимо подойти особенно внимательно.
3. Определение готовности к удержанию части риска на себе
При оценке риска финансовых потерь от повреждения автомобиля важно принимать во внимание и размер ущерба, который страхователь готов оставить на собственном удержании. Данная оценка не подразумевает исключительно финансовую составляющую («я готов самостоятельно заплатить за ремонт не более 5 тыс. рублей»), а подразумевает толерантность страхователя к незначительным повреждениям автомобиля. Для некоторых автолюбителей недопустимы мельчайшие сколы и царапины, а другие не считают необходимым устранять даже более серьезные повреждения, мотивируя нехваткой времени или нежеланием заменять/перекрашивать заводские детали. Для некоторых деталей (например, неокрашиваемых) даже незначительное повреждение предполагает замену, а соответственно, достаточно существенные расходы. Качественная оценка готовности оставить какую-то часть риска на собственном удержании позволит воспользоваться самым доступным инструментом по оптимизации стоимости каско – франшизой.
4. Определение оптимальной формы возмещения и параметров для расчета размера убытка
Любой из способов выплаты страхового возмещения имеет свои достоинства и недостатки. Возмещение в натуральной форме предпочтительно для страхователей, не разбирающихся в технологиях ремонта. Выбор дилерской или недилерской СТОА зависит от наличия гарантии на автомобиль и личного восприятия различных СТОА страхователем. В большинстве случаев страховщики заключают договоры с зарекомендовавшими себя недилерскими СТОА, и страхователь не почувствует разницы в качестве ремонта. Часто страховщики предлагают возможность заявить о страховом случае непосредственно на СТОА (удаленное урегулирование убытков), что позволяет сэкономить дополнительное время. Выплату денежными средствами стоит выбирать при отсутствии у страховщика договоров со СТОА необходимой страхователю марки или наличия у страхователя «своей» СТОА, специалистам которой он готов доверять. Выбор агрегатной страховой суммы и расчета возмещения с износом позволит немного сэкономить на стоимости каско, но пользоваться такой возможностью лучше страхователям, уверенным, что в течение периода страхования не произойдет более двух случаев.
5. Оценка возможности заявлять без справок
Многими страховщиками возможность заявления ущерба без справок предоставляется в том или ином виде. Часто такая возможность сформулирована со множеством ограничений, несоблюдение которых может повлечь отказ в выплате возмещения полностью или как минимум в превышении согласованного условием объема повреждений (например, можно заявлять только повреждения, которые устраняются окраской, а для устранения заявленных повреждений необходимы ремонт или замена; можно заявлять убытки не более 10 тыс. рублей, а устранение повреждений обойдется в 15 тыс. рублей). Иногда такая возможность может быть очень удобной, но если она предоставляется за дополнительную плату, нужно внимательно изучить условия и оценить необходимость в совокупности с другими условиями договора (например, если по договору установлена франшиза 10 тыс. рублей, то условием обращения без справок в большинстве случаев воспользоваться не удастся).
6. Оценка необходимости включения дополнительных сервисных опций
Услуга по эвакуации автомобиля бесплатно включена в стоимость каско у многих страховщиков. Если услуги аварийного комиссара и сбора документов из компетентных органов предоставляются за дополнительную плату, решение о целесообразности таких затрат принимается страхователем. Часто реализация подобных услуг только увеличивает время урегулирования убытка и не предоставляет никакой дополнительной помощи. Если страхователь не ожидает большого количества страховых случаев в период действия договора, то приобретение услуги нецелесообразно, так как при необходимости услугу можно приобрести самостоятельно. Аналогичный совет применим к услугам предоставления такси, аренды автомобиля и юридической помощи.
7. Сравнение стоимости. Оценка необходимости рассрочки
Когда страхователь определился с составляющими полиса каско, соответствующими его потребностям, остается рассчитать стоимость такой услуги и выбрать подходящего страховщика. Многие страховщики предоставляют возможность расчета стоимости каско на своих официальных сайтах. Производить ряд расчетов на сайтах нескольких страховщиков, заполняя фактически идентичные данные, достаточно трудоемко. Задачу позволит упростить калькулятор каско, в котором по заданным параметрам возможно произвести расчеты сразу в нескольких страховых компаний и сравнить их ценовые предложения. Если страхователь окончательно не определился с необходимостью ряда параметров, рекомендуется произвести расчет с их включением и определяться исходя из разницы в стоимости. Здесь же можно задать возможность оплаты страховой премии в рассрочку. Использование рассрочки может увеличить стоимость полиса и влечет возникновение рисков прекращения договора страховщиком при просрочке уплаты очередного страхового взноса.
В последнее время на рынке появились продукты, называемые умным словом «каско», основанные на принципе «плати, как ездишь» (pay-as-you-drive), которые предполагают установку на автомобиль телематического устройства. В течение определенного времени такое устройство отслеживает стиль вождения водителей, управляющих застрахованным авто. Присоединение к данной программе потенциально может сэкономить аккуратным водителям до 50% от страховой премии по договору.
8. Выбор страховщика. Анализ возможных дополнительных требований страховщика к договору
После определения параметров договора и наиболее подходящих ценовых предложений потенциальному страхователю необходимо осуществить выбор страховщика, что является особенно важным по добровольным видам страхования, в которых действующим законодательством, в отличие от обязательных видов страхования, не предусмотрены никакие виды компенсаций страхователю в случаях отзыва лицензии или банкротства страховщика.
Ниже перечислены параметры, которыми следует руководствоваться при выборе страховщика каско.
· Надежность страховщика. При анализе страховой компании по параметру «надежность» проще всего ориентироваться на рейтинги различных рейтинговых агентств (чем выше рейтинг, тем меньше вероятность банкротства), открытость страховщика – наличие «свежих» форм бухгалтерской и финансовой отчетности на официальном сайте (желательно с положительным финансовым результатом), наличие серьезных акционеров.
· Наличие у страховщика договорных отношений со СТОА, необходимой вам, и большим количеством СТОА в принципе. Отсутствие большого количества договорных отношений со СТОА обычно характеризует страховщиков, только начинающих развивать каско, либо страховщиков, с которыми СТОА расторгли договоры ввиду частого невыполнения обязательств по договорам со стороны страховщика.
На сегодняшний день сложилась ситуация, когда требование к надежности страховщика является наиболее значимым, так как в тренде последней судебной практики значительно проще взыскать невыплаченное или недоплаченное страховое возмещение со страховщика, присутствующего на рынке, чем пытаться что-то получить со страховщика, у которого отозвали лицензию или которого признали банкротом.
После выбора оптимальных условий договора каско и подходящего страховщика необходимо убедиться, что страховщик при заключении договора не выдвинет дополнительных требований, к которым могут относиться оборудование автомобиля противоугонными системами или определенные условия по хранению или эксплуатации автомобиля. Требования отражаются непосредственно в страховом полисе. Если никаких неожиданностей не обнаружено, можно заключать договор и производить оплату.
9. У кого лучше приобрести договор каско – у страховщика, страхового брокера или страхового агента?
Заключать договор при условии добросовестного действия всех сторон можно как непосредственно в офисе страховой компании, так и посредством страховых агентов и страховых брокеров. Страховые агенты или брокеры могут оказать помощь в подборе оптимального предложения среди нескольких страховых компаний, а также предоставить дополнительную скидку за счет своего вознаграждения. При покупке полиса через посредника необходимо уточнить у страховщика, имеются ли у него договорные отношения с данным контрагентом и не числится ли полис, который предполагается оформить, в списке утерянных или похищенных.