что такое стимульный материал
ТЕСТА СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Смотреть что такое «ТЕСТА СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ» в других словарях:
Тест Равена — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия
Тест Векслера — (другие названия: шкала Векслера, тест интеллекта Векслера, WAIS, WISC) является одним из самых популярных тестов исследования интеллекта на западе (особенно в англоязычных странах). В нашей стране тест также широко известен, но популярность его… … Википедия
Метод портретных выборов (МПВ). Л. Сонди. Модификация Л. Н. Собчик — МПВ это тест 8 влечений Л. Сонди, к рый в новом, модифицированном варианте позволяет не только вывить индивидуально личностные особенности человека, но и определить его профессионально важные черты и деловые качества, рекомендовать набор наиболее … Психология общения. Энциклопедический словарь
Тест руки (hand test) — Т. р. проективная методика был впервые опубликован в 1962 г., и к настоящему времени накоплен обширный корпус данных, касающихся его нормирования и валидизации. Комментируя этот «впечатляющий объем исследований», Боуден отмечает, что «в отношении … Психологическая энциклопедия
Тест «Фотопортреты» — А. Г. Шмелев. Фототест стандартизованная компьютерная тестовая методика, предназначенная для измерения социально перцептивной (физиогномической) компетентности и способности к прогнозу личностных качеств людей по фотоизображению. Стимульный… … Психология общения. Энциклопедический словарь
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — – 1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. 2. Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Методика «Цветовое зеркало отношений» — Г. Фрилинг. Модификация В. Н. Кононовой. Цветовое зеркало отношений проективная методика, предназначенная для индивидуальной и групповой психол. диагностики любого человека, начиная с возраста 4 лет. В индивидуальном режиме методика служит для… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Тест Роршаха — Одна из карточек с кляксами Тест Роршаха психодиагностический тест для исследования личности, созданный в 1921 году швейцарским психиатр … Википедия
Роршаха тест — – один из первых проективных тестов, разработанный швейцарским психоаналитиком Г. Роршахом (1921). Существует чрезвычайно сложная формализованная система подсчёта и интерпретации ответов испытуемых на стимульный материал (пять ахроматических, два … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Розенцвейга тест — РОЗЕНЦВЕЙГА ТЕСТ (с. 515) проективная методика исследования личности. Предложена Саулом Розенцвейгом в 1945 г. на основе разработанной им теории фрустрации (подробнее см. Фрустрация фрустрация). Стимульный материал теста состоит из 24… … Большая психологическая энциклопедия
Stotestov.ru
Немного подумав, решил сделать отдельную страницу, где обобщу своё понимание того, что такое стимульный материал в психологии и зачем он нужен в психологической диагностике.
Что такое стимульный материал для практического психолога
Как подсказывает энциклопедия 1
ТЕСТА СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ — объекты живой и неживой природы, искусственно созданные объекты их изображения разной степени точности, цвета, слова, звуки и символы, выступающие в качестве заданий психологических тестов [10, c. 327].
Если говорить более простым и конкретным языком, то СМ для практического психолога это картинки с изображениями, бланки с тестовыми вопросами, пластилин, глина, кисти, краски, листы белой и/или окрашенной бумаги разного формата, необходимые для выполнения заданий и используемые испытуемым в ходе диагностического обследования.
Любая психологическая диагностика имеет СМ — как минимум это письменные вопросы теста или устные вопросы психолога.
Функция стимульного материала в тесте — вызвать реакцию на определенный стимул (картинку, вопрос, цвет, форму) и затем проанализировать и интерпретировать полученные от испытуемого ответы. Таким образом, в психологии практически всё, что побуждает испытуемого раскрывать в явной или образной форме свой внутренний мир является стимульным материалом.
Для проведения конкретных психологических диагностик и получения корректных результатов по ним, необходимо использовать СМ, как можно более похожий на материал используемый автором диагностики, если мы говорим о изображениях и рисунках. Если мы говорим о тестах, то они, как минимум, должны быть без ошибок в тексте вопросов и ошибок в расшифровке ключа.
Вербальный стимульный материал
Вербальный (словесный) стимульный материал это задания представленные в языковой форме (например, слова, высказывания, тексты). Испытуемому надо установить ассоциативные, логические или функциональные связи в стимулах (фразы, слова, предложения и т.п.), которые представлены с помощью языковой формы (а не в наглядно-конкретном виде).
Стимульный материал в невербальных тестах
В тестах для диагностики дошкольников часто используют задания, где стимульный материал представлен в наглядной или предметной формах (такие тесты называют невербальными). К наглядным СМ относятся рисунки, графические изображения, чертежи. К предметным — кубики, части объектов (например, части пазла) и пр. К таким тестам обычно идёт простая и короткая инструкция. Для выполнения таких заданий не обязательно уметь читать (иногда даже говорить не обязательно).
На этой странице я предлагаю ссылки на материалы со всех статей блога, а также ссылки на материалы, которые уже готовы, но статьи про них ещё не написаны.
Буду рад, если выскажете свои мысли и пожелания по поводу разбивки СМ по разделам. Форма обратной связи сайта тут.
1 «Современный образовательный процесс: основные понятия и термины.» — М.: Компания Спутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006.
ОПИСАНИЕ И СТРУКТУРА СТИМУЛЬНОГО МАТЕРИАЛА (ТАТ)
Кодовое обозначение таблицы | Описание изображения | Типичные темы и признаки, проявляющиеся в рассказе |
1 | Мальчик смотрит на лежащую перед ним на столе скрипку | Отношение к родителям, соотношение автономии и подчинения внешним требованиям, мотивация достижения и ее фрустрация, символически выраженные сексуальные конфликты. |
2 | Деревенская сцена:на переднем плане девушка с книгой, на заднем — мужчина работает в поле, женщина постарше смотрит на него. | Семейные отношения, конфликты с семейным окружением в контексте проблемы автономии-подчинения. Любовный треугольник. Конфликт стремления к личностному росту и консервативной среды. Женщина на заднем плане часто воспринимается как беременная, что провоцирует соответствующую тематику. Мускулистая фигура мужчины может провоцировать гомосексуальные реакции. Полоролевые стереотипы. В российском контексте нередко возникают сюжеты, связанные с отечественной историей и с профессиональным самоутверждением. |
звм | На полу рядом с кушеткой — скорчившаяся фигура скорее всего мальчика, рядом на полу револьвер. | Воспринимаемый пол персонажа может свидетельствовать о скрытых гомосексуальных установках. Проблемы агрессии, в частности, аутоагрессии, а также депрессии, суицидальных намерений. |
3GF | Молодая женщина стоит около двери, протянув к ней руку; другая рука закрывает лицо. | Депрессивные чувства. |
4 | Женщина обнимает мужчину за плечи; мужчина как бы стремится вырваться. | Широкий спектр чувств и проблем в интимной сфере: темы автономии и неверности, образ мужчин и женщин вообще. Полуобнаженная женская фигура на заднем плане, когда она воспринимается как третий персонаж, а не как картина на стене, провоцирует сюжеты, связанные с ревностью, любовным треугольником, конфликтами в сфере сексуальности. |
5 | Женщина средних лет заглядывает через полуоткрытую дверь в старомодно обставленную комнату. | Выявляет спектр чувств, связанных с образом матери. В российском контексте, однако, часто проявляются социальные сюжеты, связанные с личной интимностью, безопасностью, незащищенностью личной жизни от чужих глаз. |
6ВМ | Невысокая пожилая женщина стоит спиной к высокому молодому человеку, виновато опустившему глаза. | Широкий спектр чувств и проблем в отношениях мать—сын. |
11
Дорога, идущая по ущелью между скалами. На дороге — неясные фигуры. Из скалы высовывается голова и шея дракона.
Актуализирует инфантильные и примитивные страхи, тревоги, страх нападения, общий эмоциональный фон.
12М
Молодой человек лежит на кушетке с закрытыми глазами, над ним склонился пожилой мужчина, его рука протянута к лицу лежащего.
Отношение к старшим, к авторитетам, страх зависимости, пассивные гомосексуальные страхи, отношение к психотерапевту.
12F
Портрет молодой женщины, за ней пожилая женщина в платке со странной гримасой.
Отношения к матери, хотя чаще всего женщина на заднем плане описывается как свекровь.
12BG
Лодка, привязанная к берегу реки в лесистом окружении. Людей нет.
Беллак считает эту таблицу полезной только лишь при выявлении депрессивных и суицидальных тенденций.
13MF
Молодой человек стоит, закрыв лицо руками, за ним на кровати полуобнаженная женская фигура.
Эффективно выявляет сексуальные проблемы и конфликты у мужчин и женщин, страх сексуальной агрессии (у женщин), чувства вины (у мужчин).
13В
Мальчик сидит на пороге хижины.
Во многом аналогична таблице 1, хотя менее эффективна.
13G
Девочка поднимается по ступенькам.
Беллак считает эту таблицу мало полезной, как и остальные чисто подростковые таблицы ТАТ.
14
Силуэт мужчины на фоне освещенного оконного проема.
Беллак считает, что фигура может восприниматься и как женская, что говорит о половой идентичности обследуемых, однако наш опыт не подтверждает этого — фигура однозначно воспринимается как мужская. Таблица актуализирует детские страхи (темноты), суицидальные тенденции, общефилософские и эстетические наклонности.
15
Немолодой человек с опущенными руками стоит среди могил.
Отношение к смерти близких, собственные страхи смерти, депрессивные тенденции, скрытая агрессия, религиозные чувства.
16
Чистая белая таблица.
Дает богатый разносторонний материал, однако лишь для обследуемых, не испытывающих сложностей со словесным выражением мыслей.
17ВМ
Обнаженный мужчина взбирается или спускается по канату.
Страхи, тенденция к бегству от опасности, гомосексуальные чувства, образ тела.
17GF
Женская фигура на мосту, склонилась над перилами, позади высокие здания и маленькие человеческие фигурки.
Полезна для выявления суицидальных тенденций у женщин.
18ВМ
Мужчина схвачен сзади тремя руками, фигуры его противников не видны.
Выявляет тревоги, страх нападения, страх гомосексуальной агрессии, потребность в поддержке.
18GF
Женщина сомкнула руки на горле другой женщины, похоже, сталкивая ее с лестницы.
Агрессивные тенденции у женщин, конфликт матери с дочерью.
19
Смутное изображение хижины, занесенной снегом.
Польза под вопросом.
20
Одинокая мужская фигура ночью у фонаря.
Как и в случае таблицы 14, Беллак указывает, что фигура нередко воспринимается как женская, но наш опыт это не подтверждает. Страхи, чувство одиночества, иногда оцениваемое положительно.
Последовательность предъявления очень важна. Таблицы различаются, во-первых, по конкретной сфере жизненных отношений, которую каждая из них затрагивает (первые картины — более универсальные, привычные, обыденные сферы; последние картины — более специфические, индивидуально значимые сферы); во-вторых, по эмоциональному тону, который задается расположением, позами и лицами людей, светотенью, контрастами самих изображений и т.п. и, в-третьих, по степени реалистичности. Первые картины весьма реалистичны, в картинах 8—10 возникает проблема соотнесения между собой частей изображения и связывания их в одно целое, в картине 11 персонажа нет, что вызывает затруднения в выполнении инструкции, картина 12 является фантастической, картины 13—15 затрагивают глубоко запрятанные конфликты, картина 16 представляет собой чистое белое поле, картины 17—20 тоже достаточно необычны. Г.Мюррей считал, что поскольку первые 10 картин затрагивают более обыденные темы, а вторые 10 — более фантастические, рассказы по первым 10 картинам должны отражать потребности, реализуемые в повседневном поведении, а по вторым 10 картинам — вытесненные или сублимированные желания. Экспериментального подтверждения этому, однако, получено не было. Тем не менее один и тот же признак может иметь разное значение при появлении его в первых или в последних рассказах. Это, а также то обстоятельство, что одни картины актуализируют определенные конфликты и аффекты, а другие их «гасят», обосновывает необходимость строго соблюдать последовательность предъявления картин. Использование неполного набора также нежелательно. Оно может явиться следствием дефицита времени, однако при этом велик риск получения односторонних результатов, в которых одни стороны личности обследуемого проявятся непропорционально ярко, а другие не проявятся вовсе. С другой стороны, есть и авторитетные мнения в пользу сужения набора картин. А.Хартман проводил специальный опрос 90 профессионалов, которые ранжировали таблицы ТАТ по степени их полезности для диагностики. Согласованность оценок оказалась весьма высокой. На основании этих оценок он выделил базовый набор, в который входят 8 таблиц: 1, 2, ЗВМ, 4, 6ВМ, 7ВМ, 13MF, 8ВМ (Hartman, 1970). Л.Беллак на основании своего личного опыта также считает, что для индивидуального обследования достаточно ограничиться 10-12 таблицами. Этот объем, с его точки зрения, оптимален, и позволяет провести все обследование за одну сессию. Необходимые при обследовании любого мужчины таблицы: 1, 2, ЗВМ, 4, 6ВМ, 7ВМ, 11, 12М, 13MF; для женщин в базовый набор входят 1, 2, ЗВМ, 4, 6GF, 7GF, 9GF, 11, 13MF. К ним Л.Беллак рекомендует добавлять несколько других таблиц в зависимости от тех личностных проблем, проявление которых может предвидеть диагност (Bellak, 1986, с.51). Мы видим, во-первых, что наборы, предлагаемые А.Хартманом и Л.Беллаком, очень похожи; Л.Беллак, оценивая данные А.Хартмана, склонен согласиться с ним в том, что таблицы 8ВМ и 10 действительно важны, а 11 — не очень, продолжая, однако, настаивать на важности таблицы 12М (там же). Во-вторых, в них доминируют таблицы из первой десятки, а «мужские» таблицы преобладают над «женскими».
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Презентация «Стимульный материал, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Учитель-логопед Погодина Елена Валерьевна
Хабаровский край, город Комсомольск-на-Амуре
МДОУ детский сад комбинированного вида № 129
Педагогический стаж 28 лет
Стаж работы по специальности 19 лет
Квалификационная категория высшая
Стимульный материал, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
В период обследования детей массовых групп по запросам родителей выявляются дети не только с тяжелыми нарушениями речи, но и не имеющие показаний для направления в логопедические группы. Однако состояние их речевого развития находится в нижних границах возрастной нормы.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей, посещающих обычные группы дошкольных учреждений, наблюдаются следующие проблемы в речевом развитии:
Скудный словарный запас. Дошкольники используют в речи ограниченное количество глаголов, прилагательных, наречий, предлогов, существительных.
Недостаточно сформированы навыки словообразования и словоизменения.
Дети затрудняются самостоятельно строить распространенные высказывания, использовать в речи сложные предложения.
Нарушение звукопроизносительной стороны речи:
— фонологические дефекты (замены, сме шения звуков);
-нарушение слоговой структуры слов
-монотонная, немодулированная речь.
Использование наглядности является перспективным направлением в процессе формирования, развития и коррекции речи дошкольников.
Невербальный стимульный материал – это рисунки, схемы, опорные картинки, картинки-символы, полоски и фигуры-символы. Именно наглядные модели наиболее применимы для занятий с детьми дошкольного возраста. Ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, видя их зрительно, взаимодействуя с ними. Наглядно можно представить даже такие абстрактные понятия, как «звук», «слово», «предложение», «эмоция».
Установлено, наглядный материал усваивается детьми лучше вербального.
Для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к заданиям. Использование наглядности стимулирует ребенка к познанию нового.
Символические аналогии облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения материала, формируют приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”.
Применяя графические аналогии, символические образы мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Представляю вашему вниманию пособия, стимулирующие речевое развитие дошкольников, позволяющие не только обогатить и расширить словарь, но и успешно формировать навыки словообразования и словоизменения
1.Звуковая культура речи
Цель : формировать представления о правильном произношении звуков с помощью схем-картинок (работа губ, языка, зубов, наличие воздушной струи, наличие или отсутствие голоса)
Пособие «Звуки в картинках-символах»
Цель: формировать представления о гласных и согласных звуках (мягких и твердых) с опорой на символы, первоначальные навыки звукового анализа и синтеза слогов, односложных слов.
Демонстрационный материал (варианты картинок-символов)
Раздаточный материал (варианты картинок-символов)
Формирование первоначальных навыков звукового анализа и синтеза
Анализ и синтез слогов
Примеры: «эпь», «пу», «тык», «мно»
Анализ и синтез односложных слов
Примеры: «ток», «мех», «бык».
Пособие «Определяем и меняем звуки»
Цель: упражнять, путем практической деятельности, в определении места звука в слове, в изменении слова, путем замены одного звука на другой с опорой на квадраты-символы.
Опорные схемы для слогового и звукового анализа 1-3хсложных слов (демонстрационные и раздаточные)
Цель: формировать навык слогового и звукового анализа слов с опорой на схемы.
Примечание: желтые полоски – слова; белые полоски – слоги, красные квадраты – гласные звуки.
2. Формирование выразительности речи
Цель: формировать умение понимать эмоциональное состояние человека, передавать его с помощью различных средств выразительности (жестов, эмоций, реплик, фраз) с опорой на картинки-символы.
3. Слоговая структура слова
Цель: формировать представления о слоговом составе 2-3хсложных слов, упражнять в слоговом анализе и синтезе с помощью практических действий с полосками-символами (буквенными обозначения слогов).
Примечание: в конвертах находятся карточки со словами, разделенными на слоги (усложнение: от слов их двух открытых слогов, до слов из трех слогов со стечением согласных)
Цель: формировать навык слогового чтения обратных и прямых слогов (звукового слияния) в период практических действий с предметами-символами.
Цель: формировать представления о функции гласных (указывают на твердость и мягкость согласных), навык слогового чтения прямых слогов в период практических действий с предметами-символами.
Опорные схемы «Приставочные глаголы»
Цель: формировать навык образования слов-действий с общей основой «ходит», «бегает», «едет», «летает», «ползает», «шьет» путем добавления и изменения начала слова в зависимости от контекста (утрированное выделение приставки – показ на схеме).
Примечание : желтые полоски со ступней и кистью руки – слова-действия; изменяющиеся приставка выделена черным цветом в начале слова. Например: уходит, заходит, выходит, переходит, уходит, отходит и т.д.
Цель : формировать навык образования личных местоимений, упражнять в согласовании их со словами-предметами посредством подбора предметных картинок к домикам-символам.
Цель: формировать навык словоизменения в период согласования числительных с существительными единственного и множественного числа с опорой на цифры, схемы и сменяющиеся предметные картинки.
Цель: формировать навык словоизменения существительных (прилагательных и существительных, числительных и существительных) в предложно-падежных конструкциях. Направляющая помощь: опорные картинки, соответствующие вопросам «Ты любишь кого (что?)», «Ты думаешь о ком (о чем)?», «Ты рад кому (чему)?», «У тебя нет кого (чего)?», «Ты любуешься кем (чем)?».
7. Обогащение и активизация словаря
Пособие «Слова в картинках и схемах»
Цель: формировать представления о словах-предметах, словах-действиях, словах-признаках, схем и предметных картинок, активизировать в словаре детей соответствующий словарь.
1 вариант . Цель: активизировать номинативный словарь по лексическим темам с опорой на предметные картинки (названия предметов и их частей, обобщающие понятия);
2 вариант. Цель: активизировать в речи детей представления о приметах осени с опорой на картинки, упражнять в построении распространенных фраз.
Цель: формировать представления о несклоняемых именах существительных, упражнять в их употреблении в предложно-падежных конструкциях с опорой на наводящие вопросы, картинку-символ, схему слова.
Стимульный материал, используемый в период формирования звукопроизносительной стороны речи, фонематического слуха и восприятия, навыков словообразования и словоизменения, обогащения и активизации словаря, является эффективным вспомогательным средством, вызывающим интерес дошкольников, побуждающим их к предметно-практической деятельности, облегчающим процесс усвоения знаний.