что такое стилистическая окраска слова в русском языке 6 класс
Стилистически окрашенная лексика: что это, как воспринимаются такие слова
Содержание:
Лексическая система русского языка характеризуется своей неоднородностью и в то же время структурностью. Среди различных критериев деления слов на группы выделяется разграничение на нейтральные и стилистически окрашенные.
Что такое стилистически окрашенная лексика
Стилистически окрашенная лексика — это языковые единицы, имеющие дополнительные к своему основному значению эмоциональные, оценочные и экспрессивные функции. Благодаря наличию этих свойств слово оказывается ограниченным в употреблении в зависимости от функционального стиля — книжного или разговорного — или речевой ситуации.
Стилистическое расслоение лексики — пласты лексики в русском языке
Рассмотрим, что такое стилистически окрашенная лексика в языковой системе.
В лексикологии различают два вида стилистической окраски:
Разграничение лексики по ее стилевой принадлежности
Стилистическое расслоение лексики прежде всего проявляется в делении на функциональные стили: книжные и разговорный.
Книжные стили и их характеристика:
Разговорный стиль включает в себя многочисленную группу слов повседневного обихода — всплакнуть, горемыка, нарасхват; просторечия — скупердяй, шпынять, одуреть; сленг — баранка (у водителей), домашка (школьное), кирпич (дорожный знак), самоволка (в армии).
Эмоционально-оценочные слова
Лексика с точки зрения стилистической окраски делится на слова нейтральные и оценочные. В ряду синонимов могут оказаться все указанные разновидности, например: глядеть — нейтральное, взирать — высокая лексика, положительно окрашенное, таращиться — отрицательное; глаза — нейтральное, очи — положительная эмоциональная окраска, гляделки — отрицательная.
Среди положительно-оценочных значений отмечаются торжественно-поэтический — воспевать, чаяния, лучезарный; одобрительный — благородный, молодец, прекрасный; ласкательный — доченька, лапочка, солнышко.
Отрицательный оттенок в речи может выражать неодобрение — скряга, скупец; презрение и иронию — великовозрастный, зубрила, воздыхатель, ухажер; брань — гад, барахло, дрянь.
Чем характеризуется стилистически окрашенное слово
Стилистически окрашенные языковые единицы, как правило, отличаются высокой экспрессией и придают речи особую эмоциональность и выразительность. Учитывая то, что их употребление ограничено, необходимо помнить о тщательном отборе речевых средств при построении высказывания.
Иностилевая лексика, использованная неуместно, ведет к речевым ошибкам. Например, в предложении: Мэр города хлопочет о благоустройстве дворов разговорное слово разрушает восприятие фразы. Так же неуместно привлечение в разговорный стиль высоких слов, например: Строители возвели бытовку на участке.
Правильно употребляется стилистически высокая лексика в следующих предложениях: Итальянские зодчие возвели прекрасный дворцовый ансамбль. Петергоф радует взор и душу каждого ценителя архитектуры.
Стилистические пласты лексики в русском языке находят отражение в Толковом словаре в качестве помет: книжн., проф., разг., прост., торж., возвыш., ирон. и т. д.
Презентация «Стилистическая окраска слова» 6 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Стилистическая окраска слова Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п.Арчаглы-Аят Емцова Е.Ю.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-536791
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России будут создавать школьные театры
Время чтения: 1 минута
Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты
Время чтения: 1 минута
Только каждый 10-й россиянин может дать платное образование своим детям
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Стилистическая окраска слова – примеры
Словарный состав русского языка богат и разнообразен. Но не однороден. Одни слова можно употребить в любой коммуникативной ситуации, в тексте любого стиля и назначения. Другие не предоставляют такой свободы использования. В нашей статье речь пойдет именно о таких словах – словах со стилистической окраской.
Что называют стилистической окраской слова
Стилистическая окраска слова – это возможность его употребления в текстах разных стилей. У разных слов она может значительно различаться.
Например, слово “идти” стилистически нейтрально, а “ковылять” – нет. Оно ограничено разговорным стилем, к тому же негативно маркировано (то есть оно обидное или неприятное).
Стилистическая окраска некоторых слов указана в словаре; в остальных случаях надо полагаться на собственный вкус и опыт.
Функциональные стили речи
В русском языке выделяют несколько основных стилей, которые еще имеют внутри себя разновидности; существуют и “промежуточные” стили (например, научно-публицистический).
Разговорный стиль. Он по преимуществу устный (в противовес книжным стилям), хотя им вполне можно воспользоваться доя создания дружеского письма или записки. В нем много эмоциональных и оценочных слов; синтаксис упрощен; широко используются фразеологизмы, разговорные и просторечные слова, эллипсис (пропуск слов).
К книжным стилям относят научный, публицистический и официально – деловой.
Научный стиль встречается в энциклопедиях, учебниках, диссертациях и проч. Он стремится к точности и конкретности, ему не свойственно использование изобразительных средств. В тексте научного стиля много терминов.
Официально-деловой – наиболее регламентированный из всех стилей. Тексты в нем создаются по определенному шаблону, используется много специфических слов. Не допускается употребление тропов и слов со значением приблизительности.
Публицистический стиль – это стиль газеты. Текст в публицистическом стиле энергичен, выразителен и включает в себя много тропов, риторических фигур, синтаксических средств выразительности. Его цель – воздействовать на адресата, поэтому он очень экспрессивен.
Многие стилисты рассматривают как особый стиль художественный; он совмещает в себе черты всех стилей.
Стилистически окрашенные слова
Это слова, которые тяготеют к какому-то определенному стилю.
Примеры стилистической окраски слов: слово “сбежать” (с урока) подходит для текста в разговорном стиле, но никак не в официальном. В докладной учитель напишет не “сбежал с урока”, а “не явился на урок”.
У каждого стиля есть свои “фирменные” слова.
У научного стиля это термины.
У публицистического – различные клише, то есть устойчивые элементы текстов, свойственные именно газетным статьям.
Привычку журналистов использовать слишком много клише в речи остроумно высмеял Карел Чапек в рассказе “Эксперимент профессора Роусса”.
Но больше всего стилистически маркированных слов все же в официально-деловом стиле. В документе они уместны и органичны, чего нельзя сказать об обычной речи. Если канцеляризмы (слова, свойственные официальному документу) переходят в обычную речь или, например, в текст публицистического стиля, это грубая стилистическая ошибка.
Стилистические ошибки
Стилистическими называют ошибки, состоящие в неуместном употреблении каких-либо стилистически окрашенных слов.
Например, неправильное употребление терминов. Сюда относится и излишнее увлечение терминами в тексте не научного, а любого другого стиля и, напротив, пренебрежение терминологией в научном тексте. Например, вместо “Мне в поликлинике сверлили зуб” в дружеской беседе неуместно прозвучит: “Мне санировали кариозную полость”.
Очень некрасива и смешна речь, насыщенная канцеляризмами. В любом стиле, кроме официально-делового, неуместны выражения “в ответ на вышеизложенное”, “по данному вопросу”, “довести до сведения” и др.
Если есть сомнения по поводу стилистической окраски текста, лучше обратиться к словарю.
Что мы узнали?
Наряду с нейтральными словами существуют и стилистически окрашенные. Они тяготеют к одному из четырех стилей: разговорному, научному, публицистическому или официально-деловому. Неуместное употребление стилистически окрашенного слова – это стилистическая ошибка.
Стилистическая окраска лексики русского языка. (6 класс)
Выбранный для просмотра документ Доброе утро, ребята!.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Доброе утро, ребята! Слышен в классе диалОг, Обсуждают каталОг. Детей не нужно баловАть, Чтоб зубки не пломбировАть. ДремОта и зевОта Уходят за ворОта. (потягивание) Если прикоснешься к иве, Станешь ты ещё красИвей. (наклоны)
Стилистическая окраска лексики русского языка
Цель: изучить особенности употребления стилистически окрашенной лексики
Карточка №3 1. Этикниги продали за невысокую цену. 2. Этикниги реализовали по цене 20 рублей. 3. Этикниги спихнули чутьли не даром.
слышал краем уха хлопал ушами работал не покладая рук как белка в колесе шевелил мозгами считал ворон зарубил на носу бил баклуши
Спасибо за внимание!
Выбранный для просмотра документ Рабочий лист.docx
Кто такой редактор?
Что он должен уметь делать?
Что получается в результате работы редактора?
Карточка 2. (Рассмотрите таблицу)
Эти книги продали за невысокую цену.
Эти книги реализовали по цене 20 рублей.
Эти книги спихнули чуть ли не даром.
Карточка 4. Пользуясь словарем, расшифруйте пометы и запишите в каких стилях речи используется стилистически окрашенная лексика.
Официально-деловая лексика употребляется в официально-деловом стиле
Не имеет стилистических помет
Карточка 6. Можно ли данный текст отнести к официально-деловому стилю? Почему?
Преобразуйте этот текст в документ. Исправьте слова в тексте.
Выбранный для просмотра документ стилистическая окраска лексики русского языка.docx
Стилистическая окраска лексики русского языка.
Цели урока: изучить особенности употребления стилистически окрашенной лексики.
Задачи: научиться определять роль окрашенной лексики, выбирать слова в соответствии со стилем речи, развивать речевые умения учащихся, закрепить навыки умения работать со словарем.
Доброе утро, ребята. Меня зовут МН, и прежде чем мы с вами привяжем и начнем работать, давайте проснемся.
Слышен в классе диалОг,
Детей не нужно баловАть,
Чтоб зубки не пломбировАть.
Уходят за ворОта. (потягивание)
Если прикоснешься к иве,
Станешь ты ещё красИвей. (наклоны)
Как вы думаете, для чего мы с вами выполнили такое упражнение? Мы взбодрились, приподняли свое настроение, повторили слова, где иногда можем допустить ошибки и настроились работать.
Сегодня на уроке каждый из вас сможет почувствовать себя редактором. Сейчас мы с вами посмотрим, знаете ли вы, кто такой редактор. В парах, заполните пробелы в карточке 1.
Подготовка материала к публикации
Что он должен уметь делать?
Дорабатывать (в случае необходимости)
Знать особенности стилей речи;
Иметь широкий кругозор, быть любознательным
Что получается в результате работы редактора?
Книга // журнал // газета // видеоролик…*
Давайте проверим, что у вас получилось. (После ответа на последний вопрос показать журналы, книги.)
Как вы думаете, какой раздел лингвистики ИЗУЧАЕТ СТИЛИ РЕЧИ? (стилистика)
Какие стили вы знаете? (официально-деловой, научный, публицистический, художественный и разговорный) – рука (правило пяти ) Какие вы умницы. (5 мин.)
Давайте теперь рассмотрим карточку 2.
Сравните слова в колонках. В чем сходства и отличия между ними?
Какие сходства есть между словами одной КОЛОНКИ?
Как вы думаете, почему в первой СТРОКЕстоят « +» и «-»?
В какой ситуации можно использовать одни слова, а в какой другие?
О чем пойдет речь? (Обратите внимание на задание СФОРМУЛИРУЙТЕ ТЕМУ. ПЕРЕД ВАМИ НЕСКОЛЬКО СЛОВ, ВАША ЗАДАЧА РАССТАВИТЬ ИХ В НУЖНОМ ПОРЯДКЕ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛАСЬ ТЕМА УРОКА. (Стилистическая окраска лексики русского языка) запишите тему урока в своих рабочих листах.
Какую цель мы поставим для себя при изучении этой темы? (Изучить особенности употребления стилистически окрашенной лексики
Перед вами 3 предложения. Прочитайте их, на что стоит обратить внимание? // Что вы заметили?
Эти книги продали за невысокую цену.
Эти книги реализовали по цене 20 рублей.
Эти книги спихнули чуть ли не даром.
Все ли предложения можно употребить в любой речевой ситуации?
Давайте подумаем, как называют слова, которые можно использовать в любом стиле речи? (спокойные, нет стилистической окраски, можем использовать в любой ситуации, нейтральные )
Давайте сделаем промежуточный вывод. Для этого рассмотрите таблицу в карточке 4. (карточка №4)
Где мы можем с вами увидеть такую помету? (В каком словаре?)
Для чего нужна такая помета?
Проверим, что у нас получилось.
Официально-деловая лексика употребляется в официально-деловом стиле
Специальная и научная лексика используются в научном стиле речи, в области техники и науки
Книжная и высокая лексика используются в публицистическом стиле. Они придают речи оттенок торжественности и возвышенности
Нейтральная лексика используется в любой сфере
Не имеет стилистических помет
Разговорная используется в неформальной ситуации
* ФИЗМИНУТКА! СЕЛИ РОВНЕНЬКО, УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГЛАЗ. РАБОТАЕМ ДАЛЬШЕ.
Прочитайте текст карточки 5. Как вы думаете, из какого произведения представлен эпизод и кто его автор? (Вечера на хуторе близ Диканьки, Н.В.Гоголь)
К какому стилю относится этот текст? По каким признакам это можно понять?
Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнёт, ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьётся по зелёному миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод, и прибрежным лесам ярко отсветиться в водах. Зеленокудрые! они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них, и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! Ему нет равной реки в мире!
*Атеперь Мы с вами посмотрим выпуск телевизионного журнала Ералаш «Почему мы так говорим?» (ваша задача, Объяснить с помощью чего достигается эффект комичности// юмора)
Пора приступить к нашему главному заданию.Перед вами текст, прослушав аудиозапись вы сможете понять, что это за жанр и к какому стилю мы должны его отнести. Будьте внимательны.
Кто узнал героев и текст? Что это за текст? Какое новое слово вы услышали?
К какому стилю можно отнести данный текст? Уверены?
Почему? Преобразуйте этот текст в документ. // Отредактируйте текст, чтобы он соответствовал требованиям стиля. ( СЛУШАЕМ)
Готов ли ультиматум теперь к публикации? Соответствует требованиям стиля?
Какие открытия для себя вы сделали на уроке? (разбирали стилистическую окраску слов, стилистические ошибки)
Перед вами несколько сочетаний слов, что это за сочетания? Ваша задача, выбрать фразеологизм, который характеризует вашу работу уроке: слышал краем уха, хлопал ушами, работал не покладая рук, как белка в колесе, шевелил мозгами, считал ворон , зарубил на носу, бил баклуши.
Стилистическая окраска слова зависит от речевой ситуации (РС), в которой это слово используется. Большая часть слов в языке являются общеупотребительными.
Стилистически нейтральная лексика составляет основу речи (примеры: машина, везде, люди, нужный, учиться и т. д.).
Также есть слова, строго закрепленные за определенным стилем, употребление их в другой РС неуместно (человечество, зубрить, классный, повсеместно, чувак и т. д.).
Виды стилистической окраски
В русском языке выделяется пять функциональных стилей, они сложились исторически и обладают своими стилевыми чертами.
Разговорному противопоставлены книжные стили речи. Вне стилевой принадлежности язык художественной литературы.
Язык художественной литературы
Используется в устной форме.
Характерна непринужденность, неподготовленность речи.
Используется разговорная лексика, просторечные слова, бранные выражения, находящиеся за пределами языковой нормы.
Используется в научной речи (учебники, статьи, доклады и т. д.).
Цель: сообщение научных сведений.
Стилевые черты: точность, логичность, объективность.
Используется научная лексика, в том числе термины, специальные слова (профессионализмы).
Примеры: «катет», «эволюция», «аллитерация», «термодинамика».
Это язык деловых бумаг, законов.
Точность, однозначность характерны для этого стиля речи.
Используются штампы (канцеляризмы), определенные формы написания документа.
Примеры: «довожу до сведения», «дееспособный», «предписание».
Язык СМИ, публичных выступлений.
Цель: убедить, призвать к чему-либо.
Призывность, эмоциональность свойственны публицистическому стилю.
Характерно использование высокой лексики, а также часто употребляются разговорные слова, окрашенные эмоционально.
Примеры: «гражданский долг», «выборы», «экологические проблемы», «плюрализм».
Для создания художественного образа может быть использован любой стиль речи.
Многие синонимы имеют стилевую закрепленность:
смотреть (нейтральное) — созерцать (книжн., высокое) — пялиться (простореч.);
Нейтральные слова являются самыми частотными, они являются главными в синонимических рядах.
Некоторые слова носят оценочный характер: людишки, человечище, премудрый, пилить (в знач. ругать), простофиля и т. д. Эмоционально-оценочная лексика выражает отношение говорящего (пишущего) к тому, о чем он говорит.
Есть слова, лексическое значение которых уже заключает в себе оценку:
дока (о профессионале в своем деле);
тугодум (о медленно соображающем человеке);
очаровать (вызвать восхищение);
мямлить (говорить неуверенно, невнятно).
Переносное значение слова может иметь эмоционально-оценочное значение:
тяжелый (о неуживчивом характере);
лиса (о хитром человеке);
хлестать (о сильном дожде);
хрюкать (о словах противника).
Отношение говорящего может быть выражено при помощи приставок и суффиксов с субъективной оценкой: родненький, вражина, предобрейший, собачонка, носочки, городишко.
Не допускается использовать слова с субъективной оценкой в научной и официально-деловой речи.
Часто слово имеет экспрессивные синонимы:
В словарях указывается стилевая принадлежность слова. Так, в словаре С. И. Ожегова можно найти следующие стилистические пометы:
книжн.: правосознание, притеснитель;
ласк.: лапушка, дьяволенок;
ирон.: мзда, хоромы, душка;
высок.: сеча, сеятель, миротворец, мученичество;
неодобр.: отсебятина, холуйство;
разг.: двоечник, загордиться, прижимистый;
спец.: двудольный, сигнатура, гипербола;
презр.: отребье, мироед;
прост.: приставала, столовка, прижучить и др.
Использование в речи стилистически окрашенной лексики
Для современной речи свойственно взаимопроникновение стилистически окрашенной лексики. Но невозможно представить текст такого содержания:
«Голубчик Иван Петрович! Дали бы мне несколько дней отлежаться. Что-то я подустал. Люблю. Петров».
«Я вынес порицание своему ребенку. Во избежание получения двойки он прогулял урок».
Как определить стилистическую окраску слова? Для этого лучше всего пользоваться специальными словарями.
Неуместное использование иностилевой лексики является грубейшей ошибкой!