что такое стиль саспенс

Саспенс – что это такое, сравнение с понятием «катарсис», мастера этого жанра

что такое стиль саспенс. Смотреть фото что такое стиль саспенс. Смотреть картинку что такое стиль саспенс. Картинка про что такое стиль саспенс. Фото что такое стиль саспенс

Большинство из нас связывают термин «саспенс» с жанром кино и литературы и немалая доля истины в этом есть. В русском языке это слово употребляется только в таком значении, а вот, например, у англичан он применяется гораздо шире. Учитывая, что многие слова кочуют из языка в язык, узнать более широкий смысл этого понятия будет точно не лишним.

Саспенс – что это?

В определении саспенс – это состояние психического возбуждения и неопределенности, возникающих в ожидании исхода событий. Такое ожидание развязки сопровождается тревожным беспокойством. Данное понятие вот уже несколько десятилетий исследует множество представителей когнитивных наук, но однозначной формулировки так предоставлено и не было. Психологи, занимающиеся данной темой, на вопрос саспенс – что это такое, определяют явление, как смешанное эмоционально состояние, сопровождающееся страхом, когнитивной неопределенностью и надеждой.

Саспенс и катарсис

Если с тем, что такое саспенс мы более менее разобрались, то катарсис стоит рассмотреть подробнее. Определение катарсиса зависит от точки зрения, с которой его рассматривать, поэтому стоит разложить его в двух плоскостях.

Саспенс – что это за жанр?

Мы упоминали, что в родном языке по большому счету понятие саспенс – жанр, это определенный набор ощущений и эмоций, которые испытывает зритель/читатель. Такой прием применяют в остросюжетных произведениях: детективах, триллерах, криминальных боевиках и драмах, ужасах, мистике. Саспенс – жанр, с использованием художественных эффектов, вызывающих нарастание тревоги в ожидании развязки.

Что такое саспенс в кино?

Если бы пришлось объяснять ребенку, что такое саспенс в кино, то можно было бы охарактеризовать это состояние на примерах. Это когда при просмотре момента из кинофильма зритель не может усидеть на месте, вскакивает и в сильном волнении за героя момента эмоционально шепчет: «Ну, давай, давай, быстрее, беги!» или «Стой, не иди туда стоооой!» То есть, в кино это полное сопереживание герою так, словно то, что зритель видит на экране происходит с ним самим.

Жанр саспенс в литературе

Если в кино такого эффекта можно добиться при помощи визуальных и звуковых эффектов, то в литературе нужно быть настоящим мастером пера. Чтобы вызвать эффект саспенс, литератору важно создать определенную атмосферу в произведении, когда главный герой симпатичен читателю, а сюжет должен быть в меру наполнен драматизмом. Еще один способ ввести в состояние саспенса – неожиданность, когда ни читатель, ни герой произведения не подозревают о приближающейся опасности. Такой прием шокирует и вызывает напряжение в ожидании развязки.

Мастера саспенса

Среди кинематографистов и литераторов есть немало легендарных творцов в жанре саспенс. Будет интересно узнать о ярчайших представителях жанра и мы, кто добился в этой области выдающихся результатов и обрел широкую известность.

Из писателей, добившихся успеха в жанре саспенса можно выделить:

Источник

САСПЕНС – что это. Что это за жанр

Саспенс. Большинство из нас связывают термин «саспенс» с жанром кино и литературы и немалая доля истины в этом есть. В русском языке это слово употребляется только в таком значении, а вот, например, у англичан он применяется гораздо шире. Учитывая, что многие слова кочуют из языка в язык, узнать более широкий смысл этого понятия будет точно не лишним.

Саспенс – что это?

В определении саспенс – это состояние психического возбуждения и неопределенности, возникающих в ожидании исхода событий. Такое ожидание развязки сопровождается тревожным беспокойством. Данное понятие вот уже несколько десятилетий исследует множество представителей когнитивных наук, но однозначной формулировки так предоставлено и не было. Психологи, занимающиеся данной темой, на вопрос саспенс – что это такое, определяют явление, как смешанное эмоционально состояние, сопровождающееся страхом, когнитивной неопределенностью и надеждой.

Саспенс и катарсис

Если с тем, что такое саспенс мы более менее разобрались, то катарсис стоит рассмотреть подробнее. Определение катарсиса зависит от точки зрения, с которой его рассматривать, поэтому стоит разложить его в двух плоскостях.

Саспенс – что это за жанр?

Мы упоминали, что в родном языке по большому счету понятие саспенс – жанр, это определенный набор ощущений и эмоций, которые испытывает зритель/читатель. Такой прием применяют в остросюжетных произведениях: детективах, триллерах, криминальных боевиках и драмах, ужасах, мистике. Саспенс – жанр, с использованием художественных эффектов, вызывающих нарастание тревоги в ожидании развязки.

Что такое саспенс в кино?

Если бы пришлось объяснять ребенку, что такое саспенс в кино, то можно было бы охарактеризовать это состояние на примерах. Это когда при просмотре момента из кинофильма зритель не может усидеть на месте, вскакивает и в сильном волнении за героя момента эмоционально шепчет: «Ну, давай, давай, быстрее, беги!» или «Стой, не иди туда стоооой!» То есть, в кино это полное сопереживание герою так, словно то, что зритель видит на экране происходит с ним самим.

Жанр саспенс в литературе

Если в кино такого эффекта можно добиться при помощи визуальных и звуковых эффектов, то в литературе нужно быть настоящим мастером пера. Чтобы вызвать эффект саспенс, литератору важно создать определенную атмосферу в произведении, когда главный герой симпатичен читателю, а сюжет должен быть в меру наполнен драматизмом. Еще один способ ввести в состояние саспенса – неожиданность, когда ни читатель, ни герой произведения не подозревают о приближающейся опасности. Такой прием шокирует и вызывает напряжение в ожидании развязки.

Мастера саспенса

Среди кинематографистов и литераторов есть немало легендарных творцов в жанре саспенс. Будет интересно узнать о ярчайших представителях жанра и мы, кто добился в этой области выдающихся результатов и обрел широкую известность.

Из писателей, добившихся успеха в жанре саспенса можно выделить:

Источник

Саспенс: что это такое в кино и литературе?

что такое стиль саспенс. Смотреть фото что такое стиль саспенс. Смотреть картинку что такое стиль саспенс. Картинка про что такое стиль саспенс. Фото что такое стиль саспенс

что такое стиль саспенс. Смотреть фото что такое стиль саспенс. Смотреть картинку что такое стиль саспенс. Картинка про что такое стиль саспенс. Фото что такое стиль саспенс

ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА

Сегодня в век перенасыщения информацией публика очень быстро может потерять интерес к вашему контенту и переключить внимание на что-то другое. Рассеянность, синдром дефицита внимания и судя по всему дальше ситуация станет только хуже.

Именно поэтому, современным авторам как никогда нужно по максимум использовать приемы управления интересом зрителей. И один из самых мощных инструментов для этого в арсенале у драматургов — это вызванный у публики саспенс.

Саспенс – что это?

Саспенс – это ощущение тревожности и напряжения, возникающие у зрителя в определенные моменты просмотра кино. Ощущение, что сейчас может случиться что-то страшное, в буквальном смысле приковывает внимание зрителя к происходящему на экране.

Саспенс – это специализированный термин из сторителлинга – науки правильного рассказывания историй. Поэтому применяется он только там, где есть какой-то сюжет: в кино, литературе и компьютерных играх.

Очень важно понимать, что саспенс – это именно состояние именно зрителя, а не персонажа. Персонаж, может не испытывать напряжения, а зритель в это время будет забывать дышать и ерзать в кресле.

И для того чтобы это получилось, главное предоставить зрителю всю нужную информацию: то есть рассказать все об опасности поджидающей героев.

Например, представим классическую ситуацию, когда муж не вовремя вернулся с работы. И любовнику пришлось голым прятаться где-то в доме или выбираться из квартиры по карнизу. В этой сцене муж может вообще не догадываться об измене жены и потому вести себя как обычно – расслаблено.

Но зритель, зная что в этот момент горе-любовник из последних сил пальцами цепляется за перила балкона испытает настоящий саспенс.

Чаще всего на саспенс рассчитывает остросюжетное кино. Триллеры, детективы, мистика. Но в локальные моменты напряжение идет на пользу и легким жанрам, комедиям, роуд муви, бадимуви.

Свой пример, Альфред Хичкок всегда заканчивал фразой: «И герои обязательно должны спастись. Иначе зритель этого не простит». Но на самом деле это не совсем так. Правильнее было бы сказать: «И ситуация должна разрешиться именно так, как этого жаждет зритель». Например, если напряженная сцена строится вокруг второстепенного персонажа хоррора, то публика не ждет, что этот герой выживет. И потому, в его случае «бомба» может сработать, и людям это понравится.

Саспенс можно вызвать, даже если ваши персонажи осведомлены о надвигающейся угрозе. Но в этом случае, чтобы добиться нужного напряжения, у персонажа не должно быть выхода позволяющего избежать надвигающейся угрозы.

Например, в фильмах-катастрофах («Титаник», «Послезавтра», отечественный «Экипаж) часто герои узнают о беде одновременно со зрителем. Но если им некуда бежать, саспенс все равно появляется.

Ситуации, когда герой знает о предстоящей опасности столько же сколько и зритель называют «открытым саспенсом». Потому что персонаж в этот момент испытывает не меньше напряжения и неопределенности чем публика. И по аналогии, сюжеты, где герой не подозревает о том что на самом деле происходит за его спиной называют «закрытый саспенс».

Правила саспенса. Как удержать внимание зрителя?

Чтобы вызвать у зрителей саспенс, в первую очередь нужно создать ситуацию, учитывая следующие критерии:

Все эти пункты можно найти в любой напряженной сцене.

Например, давайте рассмотрим уже культовую драку из фильма «Олдбой». В ней есть конфликт – герой хочет пройти через коридор, а толпа бандитов ему мешает. Эта сцена стоит далеко от начала фильма, когда зритель уже подключился к истории и переживает за персонажей. Сцена достаточно длинная, чтобы зритель сумел прочувствовать напряжение и то, как оно нарастает.

Герой не контролирует эту ситуацию, он не может просто обойти бандитов. Очень долгое время, этот конфликт находится в шатком равновесии, ведь непонятно кто победит. Бандитов много, но они боятся Олдбоя. А он один, но ему нечего терять.

Конфликт достаточно прост, чтобы зритель четко увидел два возможных выхода из него: либо Олдбой пройдет, либо его убьют.

Все это и создает напряжение в этой сцене.

И все эти пункты можно найти в любой сцене вызвавшей у вас чувство саспенса. Битва Бастардов из Игры Престолов. Эпизод смерти Муфасы из «Короля Льва». Момент стыковки шатла с поврежденной станцией в «Интерстелларе». Эпизоды с русской рулеткой из «Охотника на оленей»…

Подробнее все этапы создания напряжения мы разбираем в отдельном тексте.

Что такое саспенс в кино

Такой вопрос часто задают начинающие сценаристы. Но сама его постановка неверна. В кино саспенса нет. Ведь это эмоция зрителя.

Так что правильно будет спросить по какой схеме, работают фильмы и сериалы, вызывающие у публики ощущение саспенса.

Если смотреть с этой стороны, то саспенс как правило вызывает какая-то одна сцена, к которой зрителя долго и тщательно ведут.

Мы уже выяснили, что для саспенса, зрителя нужно эмоционально вовлечь в проблемы героя и попутно дать ему всю нужную информацию. Именно поэтому подготовительная работа к созданию напряженной сцены, подчас, гораздо важнее, чем сама сцена.

Мы говорим «сцена напряжения» потому что само ощущение саспенса – это как задержка дыхания – его нельзя держать у зрителя слишком долго. Поэтому достаточно чтобы это ощущение появилось в одной сцене.

Давайте рассмотрим одну из самых масштабных саспенс-сцен последних лет – Битву Бастардов из сериала «Игра перстолов».

Кто-то может сказать, что все сорок минут этого эпизода – нескончаемое напряжение. Но на самом деле это не так. С сюжетной точки зрения, главной точкой для выхода саспенса является кульминация – когда войско Джона Сноу оказывается в окружении превосходящих сил противника. Это самый пик напряжения.

Но до этого в серии есть несколько более мелких, локальных всплесков напряжения (к ним, кстати, публику тоже готовили заранее). Например, попытка спасти младшего брата – Рикона. Или несколько раз меняющийся рисунок битвы.

То есть можно легко проследить, что весь эпизод построен по Хичкоковскому принципу: вдох-выдох.

Вдох – это сапаспенс. Выдох – облегчение.

Ну и чтобы эта цепочка работала на долгой дистанции, в дело вступают основные законы драматургии: чем ближе финал, тем мощнее повествование. Именно поэтому каждый новый момент вызывающий саспенс хоть на чуть-чуть, но повышает ставки.

Так что, если подвести итог, наш тезис остается верным: в кино саспенс вызывают только отдельные сцены, перед которыми должна быть проделана более масштабная и тщательная подготовительная работа.

Примеры фильмов вызывающих спаспенс

Саспенс в литературе

Вызвать чувство саспенса в литературе можно теми же самыми способами, что и в кино. Полная информированность читателя об опасности, время на его эмоциональное вовлечение и затем глава, отвечающая 6 пунктам создания напряжения.

Трудности могут возникнуть, лишь в произведениях, написанных от первого лица. В этом случае очень сложно информировать читателя, минуя героя.

По сути, есть только два варианта выхода из этой ситуации:

Испытать ощущение саспенса можно читая книги Стивена Кинга, Эдагра По, Говрада Лафкрафта, Франца Кафки… Но литература зависит от вкуса потребителя даже сильнее чем кино. Так что только вы сами можете сказать, какие произведения вызывают это чувство конкретно у вас.

Источник

Нагнетаем напряжение! Саспенс как инструмент работы с сюжетом

Говоря о планировании сюжета с нуля, нельзя обойти вниманием такой важный писательский инструмент как «саспенс». Что это такое и как этим пользоваться рассмотрим ниже.

Удачным примером использования саспенса приходит на ум случай из детства, когда мы всем классом купили билеты на «Спящую красавицу». Все уже были наслышаны или читали, что яблоко есть нельзя ни в коем случае. Стоило актрисе поднести пластмассовый ярко-красный плод к губам, как все мы истошно закричали «Не ешь!», заставив девушку на несколько секунд удивлённо замереть на месте. Потом она заучено надкусила яблочко.

Эффект саспенса, безусловно, был достигнут! Спасибо Пушкину за то состояние тревожного ожидания и сопереживания, которое и сделало театральную постановку такой увлекательной для юного зрителя.

Основные понятия

Саспенс — от латинского suspendere (подвешивать)или английского suspense (беспокойство, неопределённость, тревога ожидания) — это тревожное ожидание, беспокойство.

Как литературный приём саспенс отлично подходит для нагнетания напряжения у читателя во второй части текста перед ожидаемой кульминацией.

что такое стиль саспенс. Смотреть фото что такое стиль саспенс. Смотреть картинку что такое стиль саспенс. Картинка про что такое стиль саспенс. Фото что такое стиль саспенс

Альфред Хичкок – гениальный режиссёр, говорил, что скрипящие лестницы бывают для него гораздо интереснее характеров. Главное правильно показать ту самую «скрипящую лестницу».

Принцип действия приема в литературе/кино

Этот приём срабатывает по двум причинам:

А в момент прямой угрозы для жизни героя вовлечение читателя/зрителя достигает апогея. Он хочет спасти героя и готов буквально кричать ему на ухо «Эй, беги оттуда! Там опасно!». Это и есть пик сопереживания, когда герою желают только победы, когда отождествляют себя с ним и максимально сопереживают.

Механика саспенса

Итак, за счёт чего приём работает на 100%? Формула очень проста!

Как именно достигается одинаковый эмоциональный заряд? Он возникает из тех самых мотивов, с которых начинается планирование сюжета у автора!

У героя есть мотив. Он стремится к намеченной цели. На его пути вырастают препятствия, которые он преодолевает или, наоборот, плохо справляется с ними. Препятствия логически обоснованы, события увязаны между собой — вся история пронизана причинно-следственными связями. Всё выглядит почти как в жизни благодаря чему читатель/зритель увлекается и с интересом следует за героем.

Одинаковые взгляды или убеждения здесь не обязательны! Главное вызвать сопереживание герою, его мотивам. И тогда саспенс сработает как надо.

В заключение

Если писать от первого лица саспенс реализовать по понятным причинам трудно. В этом случае помогут небольшие писательские хитрости:

Например, родственник рассказывает о «плохой» квартире, по которой бродят призраки и в которую лучше не ходить одному. Или же об аномальных явлениях сообщают в новостях.

С третьим лицом в повествовании автору проще всего. Ожидание опасности задаётся через описания, в которых делаются небольшие намёки. Или через второстепенных персонажей, например, их разговоры, которые «случайно» слышит герой.

Но в любом случае саспенс – момент, в который вовлечение читателя или зрителя достигает апогея (так называемое максимальное погружение). К нему стремятся все писатели и режиссеры, задумавшие вызвать самую сильную человеческую эмоцию – страх.

К слову, есть и другие способы воздействия на читателя/зрителя кроме саспенса. О них чуть позже, в следующей статье.

Источник

Что такое саспенс

Неисправимый хичкокианец, кинокритик МАКСИМ ЭЙДИС объясняет, почему саспенс – это не только Хичкок

что такое стиль саспенс. Смотреть фото что такое стиль саспенс. Смотреть картинку что такое стиль саспенс. Картинка про что такое стиль саспенс. Фото что такое стиль саспенс

Читать!

и шепотом кричишь: «Ну же, ну же, скорее!» или «Обернись, обернись!» То есть саспенс — некоторое «подвешенное» состояние, вызванное — в случае кино — происходящим на экране. Естественно, имеется в виду не подвешенность в пространстве, а подвешенность во времени — и техника создания саспенса напрямую связана с тем, насколько режиссер умеет растягивать или сжимать время, меняя его восприятие у зрителя.

В английском само слово (ударение, кстати, на второй слог) существует с XV века, произошло от лат. suspensus («подвешенный»). В 1952 году термин suspense впервые употребили для определения жанра: suspense thriller, suspense novel, suspense story.

По большей части саспенс используется, конечно же, в триллерах или в криминальных фильмах, то есть в тех жанрах, которые в советское время назывались «остросюжетным кино». Но сегодня в принципе трудно представить себе жанровый фильм, в котором нельзя было бы найти примеры использования саспенса. Впрочем, есть и примеры саспенса в так называемом авторском кино: например, фильм Тарковского «Жертвоприношение» во многом построен на саспенсе, не говоря уже о «Сталкере», который при желании можно было бы причислить и к триллерам. Но в целом авторское кино не стремится завладеть вниманием зрителя — скорее, наоборот, режиссеры демонстрируют, что они снимают принципиально незрительское кино, и принципы Хичкока, которыми во многом до сих пор руководствуются жанровые режиссеры (например, «продолжительность фильма определяется выносливостью мочевого пузыря»), для них неприемлемы.

Собственно говоря, саспенс — один из самых сильных приемов, позволяющих захватить внимание зрителя, и в то же время наоборот: саспенс по-настоящему начинает работать только тогда, когда зритель уже достаточно вжился в происходящее. Существует множество приемов создания саспенса в кино; все они сводятся к тому, чтобы зритель, во-первых, максимально отождествлял себя с героем, во-вторых — почувствовал себя в подвешенном состоянии, когда что-то вот-вот должно случиться. Здесь используются все возможные киносредства: съемка (например, крупные планы, субъективная камера), параллельный монтаж, тревожная музыка или звук (часто — тиканье часов, дыхание, биение сердца).

Саспенс, конечно же, использовали и в немом кино — отсчет можно начинать с «Прибытия поезда» братьев Люмьер (вспомним, что первые зрители максимально вживались в происходящее на экране), упомянув также триллеры Тода Браунинга (например, Outside the Law, 1920) или знаменитую сцену из романтической комедии Safety Last!, в которой Гарольд Ллойд висит на стрелке часов (1923). Опять же, первый опыт Хичкока в создании триллеров относится еще ко времени немого кино — «Жилец» (1926).

Читать текст полностью Гарольд Ллойд на стрелке часов в Safety Last!

Одним из первых, кто начал полноценно применять саспенс в кино, был Д.У. Гриффит: именно он стал первым использовать крупный план для достижения драматического эффекта, а также уделять внимание деталям, которые не только придавали фильму реалистичности, но и позволяли зрителям вжиться в происходящее, проникнуться сочувствием к персонажам. Также именно Гриффит первым по-настоящему творчески подошел к параллельному монтажу. С 1909 по 1912 год Гриффит снял серию короткометражек по единой сюжетной схеме; это были так называемые триллеры с эффектом «помощи в последний момент». Короткометражки не слишком отличались одна от другой: во всех случаях речь шла о человеке или группе людей, запертых в закрытом помещении, в которое стремятся проникнуть негодяи. В то же время благородные герои спешат на помощь несчастным — и, разумеется, поспевают вовремя. В первом фильме этой серии «Уединенная вилла» (ремейк французского фильма «Едва избежав опасности», где тоже использовался параллельный монтаж — правда, не так удачно) речь шла о женщине с детьми и гувернантке, в дом которых ломятся бандиты; в «Меньшем из зол» действие происходило в запертом трюме, в «Телеграфистке из Лондейла» — на телеграфной станции. Кстати, в ремейке «Телеграфистки из Лондейла», фильме «Девушка и ее верность», Гриффит продемонстрировал, что не только виртуозно владеет параллельным монтажом, но и совершенствует его для создания саспенса: в самом конце, когда паровоз преследует удирающих на дрезине грабителей, кадры становятся все короче и короче, нагнетая таким образом пресловутое напряжение.

Дэвид Уорк Гриффит. «Девушка и ее верность»

Другая важная составляющая эффекта саспенса — сценарий. Для Хичкока ключевым в нагнетании напряжения было то обстоятельство, что для достижения искомого эффекта зритель должен знать больше, чем знает герой. В интервью Трюффо он прямо говорит: «Для саспенса, как правило, необходимо, чтобы публика была хорошо осведомлена обо всех происходящих на экране событиях. По моему разумению, тайна редко обеспечивает саспенс. В классическом детективе, например, саспенса нет, там всего лишь загадка для ума. Детектив вызывает любопытство, лишенное эмоциональной окраски, а саспенс без эмоции немыслим. Публику следует по мере возможности наиболее полно информировать. Зная, чего ему следует ждать, зритель невольно подготавливает себя к восприятию, что очень существенно для создания саспенсов».

«Незнакомцы в поезде»: пока положительный герой играет в теннис, отрицательный случайно выронил улику, которую должен подбросить на место преступления. Роль тикающих часов играет теннисный мячик. (См. здесь)

Хотя Хичкок и не был первым, кто использовал саспенс в кино, именно он сделал его своим основным приемом, превратив в фирменный знак, в примету своего стиля. И уж точно именно Хичкок подвел под методы создания саспенса теоретическую базу, описал их в своих лекциях и интервью. Гриффит, по всей видимости, использовал приемы саспенса неосознанно; для Хичкока же они были основой, авторским стилем. Кроме того, именно последний намеренно начал использовать юмор и иронию как в саспенс-сценах (когда в итоге ничего так и не происходит), так и вокруг них, для разрядки; сейчас такой прием — сочетание остросюжетных и комедийных сцен — постоянно используется в молодежных хоррорах.

Что происходит с саспенсом сейчас, после Хичкока? С одной стороны, развиваются технологии: например, после появления Dolby Digital, DTS и SDDS появились дополнительные возможности для создания эффекта присутствия. <-tsr->С другой — «цифровая революция» и появление жанра мокьюментари позволили усилить эффект реалистичности, создать у зрителя иллюзию, будто все происходит на самом деле, а значит, еще сильнее эмоционально затронуть его. Впрочем, со временем, как мы можем наблюдать, фильмы, снятые в стиле «утраченных пленок», перестают работать — то же самое произошло с традиционными техниками создания саспенса и привело, например, к тому, что Хичкок под конец жизни вовсе перестал снимать кино. Те приемы, которыми Хич пользовался на протяжении десятилетий, к середине 70-х стали вызывать у зрителей не панику, а взрывы хохота.​

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *