что такое стикер арт
Стикер-арт – кто и зачем заклеивает стикерами городские поверхности
Уличное искусство невероятно многолико. Одна из его главных особенностей как раз и заключается в способности находить необычные средства выражения. К достаточно молодым направлениям стрит-арта относится стикер-арт, или стикер-бомбинг. Занимающиеся им художники рисуют наклейки, которые затем расклеиваются на дорожные знаки, вагоны метро и фасады домов.
В уличной среде небольших столичных городов стикеры встречаются нечасто. Однако в двух российских столицах с ними знакомы достаточно хорошо. В Санкт-Петербурге в Музее стрит-арта регулярно проходит Фестиваль авторских наклеек. Мероприятия не ограничиваются простой демонстрацией стикеров. Темой вполне серьезно интересуются социологи, которые проводят свои исследования и читают посвященные стикерам лекции.
Первопроходец Шепард Фейри
Первыми наклейки в качестве эффективного средства донесения информации догадались использовать политические активисты. Обычно это были представители крайних левых взглядов, которые из-за отсутствия серьезного финансирования вынуждены обходиться наиболее дешевыми средствами пропаганды. Первые стикеры подобного рода стали появляться в начале 2000-х годов.
Человеком, который впервые превратил стикер-бомбинг в вид искусства, стал американский художник и дизайнер Шепард Фейри. Наибольшую известность получили две его работы, выполненные в стиле поп-арт и обыгрывающие знакомые людям медийные образы. Первая – портрет французского борца Андре «Великана» Руссимоффа с подписью «OBEY» («Повинуйся»), отсылающей к фильму Джона Карпентера «Чужие среди нас» (1998). Слово «OBEY» в дальнейшем стало творческим псевдонимом художника.
Самая известная работа Фейри называется «Hope» («Надежда»). Художник выполнил ее в 2008 году и посвятил Бараку Обаме, который тогда шел на свой первый президентский срок. Этот плакат принес Шепарду славу и действительно повлиял на настроения избирателей. В дальнейшем мотивы «Надежды» неоднократно использовались для создания многочисленной политической наглядной агитации.
В конце 2000-х годов к стикер-бомбингу подключились футбольные фанаты, борющиеся за известность своих клубов с помощью наклеек на городских улицах. Впрочем, художественные стикеры представляют куда больший интерес, чем однотипные наклейки болельщиков, расклеиваемые «по площадям».
Стикер как предмет искусства
В прогрессивных странах уличное искусство давно перестали воспринимать как нечто противозаконное. Достаточно вспомнить знаменитого Banksy, некоторые лондонские работы которого были законсервированы с целью сохранения для современников и потомков.
Стикеры – это небольшие и недолговечные картинки. Их быстро срывают и по нескольку раз наклеивают на одно и то же место. Наклейки портятся от плохой погоды и сотнями уходят в небытие под карающей рукой работников коммунальных служб. Но в этом можно увидеть и их преимущества. Встретив на улице свежий стикер, наблюдатель может быть уверен, что совсем недавно здесь проходил художник. Стикер-арт показывает, что уличное искусство живо прямо сейчас. Граффити могут сохраняться годами, а наклейки всегда будут говорить с аудиторией только о наиболее актуальных вещах.
Что такое стикер арт
В самостоятельный вид искусства стикер-бомбинг превратился благодаря современному американскому художнику и дизайнеру Шепарду Фейри.
Дизайн своей первой партии наклеек Шепард сделал в шутку, во время того как учил своего друга пользоваться трафаретами для печати. Он нанес на наклейку изображение французского борца Андре «Великана» Руссимоффа, которого юноша случайно увидел в газете. Под борцом красовалась фраза «GIANT HAS A POSSE» (У Великана есть толпа). Он напечатал партию шуточных наклеек и передал их местным скейтерам, которые и расклеили их по всему городу. Это был один из первых опытов в применении вирусных технологий для распространения медиа-образа и слогана.
Впоследствии Великан изменился на просто Андре, а рядом с его уже раскрученным изображением появился слоган «Подчиняйся» (OBEY). Эта работа вызвала куда больший резонанс чем в первый раз и впоследствии стала считаться классикой всемирного стрит-арта.
Сегодня у марки OBEY есть свой магазин скейтерской одежды и атрибутики. Открытие магазина стало успешным коммерческим продолжением того с чего начинал Шепард, который будучи подростком разрисовывал футболки и скейтборды товарищей.
В конце 00-х к стикер-бомбингу решили подключиться футбольные фанаты, борющиеся за известность своих клубов с помощью наклеек на городских улицах.
Впрочем, художественные стикеры представляют куда больший интерес, чем однотипные «Зенит», распространяемые болельщиками в преддверии матчей.
Теперь же стикеры, как и другие формы стрит-арта, чаще всего используются в коммерческих целях.
Стикер-артисты оставляют стикеры повсюду, помечая таким образом свое персональное пространство на выбранной поверхности.
Люди, оставляя их на стенах города, показывают: здесь был я, кто я такой и так далее. Практически то же самое, что: «Здесь был Петя», написанное на обшарпанной парте. С точки зрения стрит-арта «Петя» будет уже считаться классическим тегом, который часто используют в стикерах.
Такая «метка» территории стала одним из неубиваемых базовых жанров стрит-арта. В 60-х благодаря выпуску некоторых наклеек теггинг приобрел интересный вид.
Первоначально они использовались для представления людей на различных конференциях в США. Впоследствии данные наклейки стали самым распространенным типом стикеров из-за своей дешевой цены и универсального дизайна. При заказе «Hello, My Name is» в набор идет именной маркер, поэтому можно сразу начать тренироваться в райтинге. Правда сейчас стикеры стали использоваться не только для обычного теггинга.
Изучая историю стикер-арта невозможно отделить данный вид искусства от граффити. Зачем вообще нужны эти наклейки, если можно просто взять и нарисовать?
В первую очередь отличительной чертой стикер-арта выделяют характер размещения стикеров.
Распространение наклеек происходит невероятно быстро. Не только из-за возможности оперативной «метки», но и за счёт передвижения многих художников на скейтборде. Чаще всего доска даже не останавливается для наклеивания. Все делается на ходу. Соответственно, стикер-арт во многом превосходит граффити культуру по скорости и количеству размещения.
Я не раз видела, как стикер с фонарного столба оказывался то на чехле смартфона, то на чемодане. Более того, тренд на ведение ежедневников и блокнотов до сих пор сохраняется. А стикер-буки для их заполнения продолжают активно продаваться. Поэтому уличные стикеры упрощают задачу обладателям таких тетрадок.
Возможно, создатели наклеек не считают это позитивным моментом для их творчества, но отчасти это тоже может сойти за диалог с городом. Точнее с его обитателями.
Интересным фактом также является появление стикеров в социальных сетях и мессенджеров. Классические стикеры в эпоху цифровых коммуникаций перешли в категорию контента. Каждый из нас пользуется или даже покупал себе стикер-паки в VK, Telegram или Viber.
Даже в таком формате они по-прежнему сохраняют функции стикеров: ретранслируют определённые идеи и эмоции. Но это, правда, уже не относится к стрит-арту.
Здесь будут рассмотрены только авторские художественные наклейки
A.D.E.D. (All day every day) — творческое объединение граффитистов из Москвы. Главная идея коллектива — взаимодействие с улицами города с помощью творчества. Впрочем, эта мысль вложена в само определение паблик-арт. Но художники не ограничились только уличными стенами. Полотном для них стали постеры, одежда и знаменитые стикеры с пятью именами представителей московской граффити-сцены: SPACER, NAMER, JUICE, COZEK, CAPTEK. Ребята катаются на скейтах, каждый раз оставляя за собой авторские рисунки и наклейки.
Тиражирование вирусных стикеров A.D.E.D уже давно вышло за пределы Москвы. Берлин, Лондон, Токио, Нью-Йорк, Париж — итого более 100 000 наклеек.
На данный момент коллектив является самым ярким представителем в российском стрит-арте, активно использующий стикеры.
Впоследствии к этому добавились такие же яркие стикеры. В Париже он расклеил больше полутора тысяч своих «захватчиков». Для того чтобы узнать в каких городах можно увидеть работы художника, нужно будет обратиться к википедии. Слишком уж много перечислять.
Стикер-арт
Из Википедии — свободной энциклопедии
Стикер-арт (англ. Sticker art ) — одна из форм уличного искусства, в котором изображения несут наклейки. Содержание таких наклеек может быть разнообразным, и включает многие подкатегории граффити. Стикеры начали активно распространяться с начала 2000-х годов и часто появлялись в крупных городах, например, на мусорных баках, дорожных знаках и стенах домов. Первопроходцем этого вида искусства считается Шепард Фейри.
Первым, кто использовал наклейки в качестве средства информации, были политические активисты, часто крайних левых взглядов. Плакаты и стикеры позволяли проще подходить к массам. Это происходило в начале 2000-х годов. С конца десятилетия фанаты различных футбольных клубов ведут войну за известность с помощью наклеек на улицах городов, в котором играют или тренируются спортсмены.
Используются различные типы стикеров. Более сложные из них являются результатом графической работы и печатаются компаниями, производящими рекламные стикеры. Большинство же – это дешевые или бесплатные стикеры, рассылаемые по почте. Наклейки «Hello my name is» («Привет, меня зовут»), первоначально использовавшиеся для представления на различных конференциях в США, сейчас часто используются в этом контексте.
Отношения между граффити-артом и стикер-артом узкие. Некоторые уличные художники переходят от одного к другому (например, в Париже это Zadyme, 9.10do). Как и в граффити-арте, здесь так же существует определенная конкуренция, но в целом отношения между художниками хорошие.
От контркультуры к мейнстриму: краткая история стикер-арта
Marie Bortmentalle
Как и где начинал свою карьеру художник Шефард Фейри, чей плакат с портретом Барака Обамы и слоганом Hope известен во всем мире? Каким образом стикер-арт меняет городское пространство? Можно ли с помощью удачной дизайнерской находки повлиять на гражданское сознание? Об этом в своей статье пишет известный блогер, экономист и маркетолог Мелани Фридрикс.
Cогласно легенде, граффити в современном понимании этого слова появилось во время Второй мировой войны благодаря работнику бостонской верфи по имени Джеймс Килрой. Проверяя очередной корабль, он оставлял на нем метку Kilroy was here, гарантируя тем самым его высокое качество. В современном мире граффити и в целом, пройдя долгий и сложный путь, являются важной частью городской культуры, а работы таких знаменитых авторов, как Бэнкси даже выставляют на аукцион Sotheby’s.
Прогуливаясь по городку Провиденс, столице штата Род-Айленд, стоит повнимательнее приглядеться к дорожным знакам, пыльным углам и ветхим дверям. В этих укромных местечках можно заметить небольшие черно-белые квадраты, похожие на своего рода послания из прошлого. Это стикеры Шепарда Фейри «Гигант владеет толпой». Я замечаю эти старые, уже потускневшие наклейки и неизменно чувствую какое-то волнение, ведь я наткнулась на один из секретов, своего рода наследие и символ города, который мне дорог.
Безусловно, эти стикеры никакой не секрет, а всего лишь подтверждение хорошо известного события в истории искусства. В 1989 году студент школы дизайна Род-Айленда Шефард Фейри напечатал партию таких наклеек и принес их на реализацию в местное скейт-сообщество. Скейтеры без лишнего шума расклеили их по всему городу, предвосхищая появление идентичных картинок во всех уголках планеты. «Гигант» стал распространятся вирусным способом еще до появления мемов и вирусной маркетинговой интернет-стратегии как таковой. Немного упростив зернистый чернильный рисунок, можно вполне представить Великана в качестве одного из персонажей современных рейдж-комиксов.
Второй стикер с Андре Гигантом — это приближенное изображение все того же лица, напечатанное на красном или белом фоне со слоганом «Подчиняйся» (OBEY). Эта работа также была принята сообществом скейтеров, однако вызвала куда больший резонанс и впоследствии стала классикой жанра. Сегодня у марки OBEY есть даже свой магазин, а в Провиденсе по-прежнему много стикеров с портретом Гиганта, и я подозреваю, что их часто обновляют.
Карьера Фейри пошла в гору благодаря этим стикер-акциям, его искусство стало своеобразным товарным знаком Провиденса. Несколько местных компаний взяли на вооружение характерные для рисунка Фейри жирные линии и палитру для рекламы своих товаров. Стена здания, в котором располагается некоммерческое арт-пространство AS220, была также украшена граффити Шефарда Фейри, и в глазах многих жителей, в том числе и меня, стала символом города. Хотя далеко не все в Провиденсе знакомы с историей возникновения «Гиганта», я более чем уверена, что почти все высоко ценят искусство Фейри.
То, что работы этого художника проделали путь от контркультуры к мейнстриму, наглядно демонстрируют эволюцию стикер-арта в целом. Для стрит-художников стикеры представляют собой очень удобный инструмент: на их подготовку требуется больше времени в мастерской, но зато, когда дело доходит до собственно нанесения рисунка, временные затраты почти равны нулю.
Когда Шефард Фейри еще был студентом, наклейки часто воспринимались как атрибутика панк-культуры. С их помощью можно было без лишних затрат привлечь внимание или донести некий политический месседж. Теперь же стикеры, как, впрочем, и все другие формы стрит-арта, используются в коммерческих целях. В Провиденсе дорожные знаки обклеены с обеих сторон, правда, 90% наклеек не что иное, как реклама табачных лавок, вегетарианских ресторанов, концертов местных групп и товаров, чья целевая аудитория теоретически может обратить внимание на такого рода печатную продукцию.
IDEO — международная компания, занимающаяся дизайном, к которой нередко обращаются даже национальные правительства с целью решить, казалось бы, неразрешимые проблемы. Так, к примеру, в Перу IDEO пришлось помогать властям Куско вовлечь граждан в процесс решения городских проблем. Дизайнеры раздавали горожанам наклейки с надписью «Почините это!» (Arregla Esto!), которые те должны были прилеплять на все, что казалось им сломанным. Конечно, соблазн выказать гражданское неповиновение был так велик, что очень скоро эти наклейки красовались почти на всем, включая правительственные здания, полицейские машины и двери образовательных учреждений.
Я нахожу, что, в сущности, расклеивать стикеры — это то же, что метить территорию. Если видишь чистый столб, то надо непременно оставить на нем свой знак. Однако это и средство коммуникации тоже, ведь небольшой квадрат в несколько сантиметров может содержать изображение или фразу, которая в свою очередь способна вдохновить кого-то на непосредственное действие или же вызвать чувство сопричастности.
Стикер-арт
Можно подумать, что ничего хитрого в том, чтобы наклеить куда-то стикер нет. Конечно, если вести речь о процессе, который длится всего 3-4 секунды, то это так. Каким же образом появилось направление стикер-арт и при чём тут вообще искусство? Ответ на этот вопрос станет понятен тем, кто попробует создать и разместить минимальную партию всего в 100 наклеек.
Что скрывается за наклейкой?
Если этим займётся человек творческий, то наверняка ему захочется размещать не всё то, что попадётся под руку. Нужно будет разработать оригинальный дизайн, а уже этот этап потребует знания о пропорциях и композиции, цветовых решениях, в конце-концов — умения рисовать. Конечно, его можно заместить техникой коллажа, но и для этого нужно некоторое мастерство.
Затем стикеры по своему дизайну будет нужно заказать в каком-то полиграфическом предприятии и дождаться готового тиража. Возможно и создание всей партии своими силами, но это уже требует очень большого времени и серьёзных усилий. Следующим шагом станет выбор подходящих мест, следование к ним по городу и наклеивание на различных поверхностях. Следует учесть, что в настоящее время, когда камеры наружного наблюдения установлены везде и всюду, какое-то внимание полиции такое увлечение рано или поздно к себе привлечет.
История возникновения
Трудно сказать, какие такой эксперимент даст результаты в каком-то конкретном случае, а когда-то, когда это попробовал делать Шепард Фейри, наклеивание стикеров породило новое направление в уличном искусстве. Изначально оно строилось по схеме массового захвата пространства. Он напечатал партию наклеек и передал их участникам скейт-сообщества города Провиденс, столице штата Род-Айленд. Они не вдавались в детали очень уж дотошно, а просто взяли и расклеили их по всему городу. Наклейки эти несли на себе изображение «Гиганта» и были одним из первых опытов в области применения вирусных технологий в распространении образа и слогана.
Впоследствии Гигант получил имя Андре, а рядом с несколько схематичным изображением его облика появился слоган «Подчиняйся». OBEY распространился по городу так серьёзно, что стал его неофициальным девизом. Впоследствии граффити Шефарда появились на легендарной стене AS220, а его стиль подхватили другие дизайнеры, и он стал прослеживаться сначала в рекламе товаров некоторых компаний города, а затем просто в рекламе всего мира. Сам же автор персонажа и идеи первого массового вирусного его распространения тогда учился в школе дизайна.
Рядом с граффити и не только…
С течением времени наклейки прочно вошли в уличное искусство и часто соседствуют с граффити. Однако есть тут одна неприятность для настоящих художников. В современном мире, которому свойственна широкая доступность полиграфической техники, печать наклеек чаще всего проводится рекламными агентствами или непосредственно отделами продаж самых разных компаний. Поэтому не менее 90% всех наклеек представляют собой рекламную продукцию. Конечно, она может быть выполнена ничуть не менее качественно и обладать своим неповторимым стилем, но… Настоящий sticker art создаётся по общим законам уличного искусства, а оно не имеет явных завязок на маркетинг. Это делается, потому что делается, потому что интересен сам процесс. Чем более явный и чёткий ответ даёт уличный художник на вопрос о том, зачем ему всё это нужно, тем дальше он становится от настоящего творчества.
Основная проблема стикет-арта в том, что художественные наклейки теряются в общей массе уличной рекламы.
Другим направлением использования наклеек вне того, что представляет собой стрит-арт является политическая пропаганда и агитация. Примеры можно увидеть на штабах определённых партий и общественных движений. Интересная история произошла в Перу, где заказчиком стикеров с надписью «Почините это!», или «Arregla Esto!», если по-испански, стал муниципалитет столицы. Предполагалось, что таким образом граждане будут указывать на места, требующие ремонта. Но достаточно быстро благие намерения превратились в форму выражения гражданского протеста. Люди стали клеить наклейки на правительственные здания, полицейские машины и подобные объекты.
В искусстве же стикер-бомбинг позволяет заполнить ещё больше пространства, чем обычный райтинг. Вполне возможно, что за ним стоит то, что Карл Юнг назвал бы циклическим присвоением. Когда поклонник жанра видит незанятый столб, то в нём срабатывают точно такие же механизмы, какие актуальны для всех живых и чувствующих существ, что метят территорию. Характерно, что представителя стиля никогда таких чувств и не скрывали.