что такое стихия эфир
Эфир (стихия)
Изначально в древнегреческой мифологии термин «эфир» обозначал верхний (горный), особо тонкий (разреженный), прозрачный и лучезарный слой воздуха, которым дышат боги.
Приблизительно в таком смысле (небесное вещество) этот термин употребляли в ранней древнегреческой философии досократики — Анаксагор, Эмпедокл.
Эмпедокл создал учение о четырёх стихиях (элементах) — воде, земле, огне и воздухе. Аристотель добавил к ним тончайшую пятую стихию, пятый элемент — эфир, который он противопоставлял остальным четырём. Четыре стихии, из которых состоит весь подлунный мир, совершают движение по вертикали и горизонтали и могут преобразовываться друг в друга. Небесные тела, которые находятся в сферах космоса на уровне Луны и выше (надлунный мир), состоят из эфира, который вечен, не переходит в другие стихии и совершает круговые движения.
Этот термин сохранился в римской и средневековой философии. Его употребляет Лукреций.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Димиу́рг или Демиу́рг (др.-греч. δημι-ουργός — «мастер, знаток, специалист; ремесленник, мастеровой; создатель, творец» от др.-греч. δῆμος — «земля, народ» + др.-греч. ἔργον — «дело, труд, работа») —
Мáнас (от санскр. man — «думать», «знать», «рассматривать»; manas — «душа», «ум», «разум») — понятие индийской философии и психологии, меняющее оттенки значения в зависимости от системы философии (даршаны), однако в целом означающее: ум, рассудок, рацио, мыслительная способность, инструмент мышления, иногда сам по себе бессознательный (большинство школ включало манас в число индрий, «способностей», в качестве их координатора). Манас часто понимается как «невысший», эмпирический ум, в отличие, например.
Не следует путать с термином Трансцендентальное.Трансценде́нтность, трансценде́нция, прил. трансценде́нтный (от лат. transcendens «переступающий, превосходящий, выходящий за пределы») — философский термин, характеризующий то, что принципиально недоступно опытному познанию или не основано на опыте. В широком смысле трансцендентное понимается в качестве «потустороннего» в отличие от имманентного как «посюстороннего».
В сакральной геометрии существуют 5 архетипических, уникальных форм, которые называют Платоновыми телами, происходят они из первой информационной системы ”Плода Жизни” и скрыты в линиях Куба Метатрона.
Все грани ”Платоновых тел” имеют одинаковый размер (куб имеет каждой своей гранью квадрат, и все его грани — одинакового размера), все рёбра имеют одинаковую длину (все рёбра куба – одной длины), все внутренние углы между гранями имеют одинаковую величину (в случае куба, этот угол равен 90 градусам), и четвёртое, если Платоново тело поместить внутрь сферы (правильной формы), то все вершины его будут касаться поверхности сферы.
Таким определениям, кроме куба, отвечают только четыре формы, обладающие всеми этими характеристиками: тетраэдр (тетра означает «четыре»), октаэдр (окта значит «восемь»), икосаэдр — имеет 20 граней, имеющих вид равносторонних треугольников при одинаковой длине рёбер и углов, додeкаэдр (додэка — это 12).
Платоновы тела являются архетипами, азбукой сакральной геометрии. Пифагор считал, что каждая из этих фигур представляет собой модель соответствующего элемента: тетраэдр считался моделью элемента огня, куб – земли, октаэдр – воздуха, икосаэдр – воды, и додекаэдр – Эфира. Эти элементы являются строительными кирпичиками Вселенной. Человеческое тело является голограммой вселенной и содержит в себе те же самые основы и законы. На микроскопическом уровне, додекаэдр и икосаэдр являются относительными параметрами ДНК, планами, по которым построена вся жизнь.
Наибольший интерес из 5 данных фигур-стихий вызывает Эфир, которому соответствует додекаэдр. Загадочная пятая стихия — Эфир — считалась вездесущим элементом Космоса более 2 тысяч лет. Её присутствие воспринималось как дышащий дух, пронизывающий все физические проявления мира. В середине 19 в. физики, изучавшие природу электромагнитных волн, полагали, что для распространения этих волн требуется универсальная среда. Неправильно восприняв представления древних, они использовали для описания такой среды термин «светоносный эфир». Но знаменитый эксперимент А. Майкельсона и Э. Морли, осуществлённый в 1887 г., доказал постоянство скорости света и продемонстрировал, что для его распространения подобная среда не требуется. С этого момента, несмотря на ошибочность аналогии светоносного эфира и понятия эфир, учёные отбросили эту идею в целом. Ещё 100 лет спустя возникла теория всепроникающего энергетического поля, названного по имени математика П. Хиггса, которая по сути является возвратом к этой древней концепции.
В современном воплощении эфир, — или, как принято иногда его называть, — поле Хиггса — это океан энергии, ответственный за очень многие свойства волн/частиц материи и энергии. Именно сопротивление поля Хиггса ускоренному движению наделяет массой кварки, электроны и нейтрино.
Однако энергия поля Хиггса не просто заполняет пространство, она также способствует образованию равномерного отрицательного давления, обладающего теми же свойствами, что и тёмная материя (по одной из гипотез, являющаяся не более чем фейком: (https://kactaheda.livejournal.com/352513.html
И подобно свойствам эфира древних, энергетическая составляющая этой 5й силы ещё не до конца известна науке.
Прекрасные статьи по исследованиям эфира можно найти здесь:
Традиционный китайский фэн-шуй тоже основывается на представлении о пяти стихиях. Однако они существенно отличаются от своих западных аналогов, т.к. рассматриваются скорее как динамические влияния, чем как фундаментальный «строительный материал» любой формы.
Пятёрка находит своё выражение в изысканной геометрической гармонии пентаграммы и воплощается в идеальных пропорциях «Витрувианского человека», изображённого на рисунке Леонардо да Винчи, иллюстрировавшего труды знаменитого архитектора Витрувия. В форме пентаграммы или её трёхмерного аналога — 5-угольной призмы — открывается трасцендентное соотношение. известное как принцип золотого сечения. Эстетическая красота и гармония Золотого сечения признаётся повсюду в искусстве и раскрывается в идеальных пропорциях человеческого тела. Именно по этому принципу художники и скульпторы компонуют свои произведения.
Что такое стихия эфир
Приветствую вас, я Стихия Эфира и сегодня хочу вам рассказать о себе.
Я действительно являюсь той энергией, которая создает информационное поле, тонкое и невидимое, но участвующее во всем проявленном. Я существую там, где кончаются самые тонкие проявления вашего материального мира. Если мы представим спектр всех частот, которые вы можете ощущать своими органами чувств или регистрировать приборами, и будем переходить от самых «грубых» волн в этом спектре к самым«тонким», то мы начнем со звуковых колебаний, затем перейдем к тепловым, далее – к электромагнитным и световым … И на этом, вроде бы, спектр заканчивается. Его будто ограничивает скорость распространения светового излучения, «скорость света», которая является неизменной в вашем мире. И это, безусловно, так… но только с точки зрения того восприятия, к которому вы привыкли. В физическом мире вы привыкли полагаться на 4 основных органа чувств – слух, вкус, осязание и зрение. Интересно, что каждое из них напрямую связано с определенным диапазоном того спектра частот вашей реальности: слух – со звуковыми колебаниями, осязание – с тепловыми, зрение – со световыми. Эти возможности восприятия помогают вам исследовать физический мир, который можно описать с помощью четырех основных стихий – воды, земли, ветра, огня… Но зачем же тогда вообще нужна я, пятая стихия?
Нужна я для того, чтобы объединять все остальные стихии в единое целое, создавать тонкие взаимосвязи между ними. Я есть та энергия, которая незримо связывает все существующее. Можно сказать, что я как раз проявляюсь в вашем мире через все возможные взаимосвязи, которые вы можете наблюдать. И четыре основные стихии, существующие в вашем материальном мире, связаны через тот тонкий план, на котором я существую. Я являюсь основой для всех физических процессов, которые происходят на Земле и во Вселенной. Во мне хранится информация обо всем, что происходит в Природе. Постигая меня, человечество сможет прийти к пониманию того, как устроены природные явления на уровне энергии и информации. Оно по-новому увидит свою тонкую связь с Природой, и благодаря этому найдет возможности гармоничного сосуществования с нею. С другой стороны, я являюсь также основой и всех социальных процессов, окружающих вас. А значит, изучив взаимосвязи на этом уровне, человек сможет понимать далекую перспективу любого социального процесса, и все факторы, влияющие на него. Вы научитесь очень тонко влиять и приводить их к наиболее благоприятному исходу. Я также являюсь тонкой основой сознания каждого человека, постигая меня, вы сможете раскрыть те уникальные способности, которые заложены в вас Природой!
Как же можно начать ощущать меня? Интересно, что каждое существо, живущее на Земле, имеет врожденное ощущение моих вибраций. Его можно назвать «пятым» чувством, по аналогии с тем, что я – пятая стихия. Такими возможностями обладает большинство животных. Этим чувством облает и каждый из вас, рождаясь на свет. Но потом, по мере взросления, все современные люди, как правило, делают упор на логическом мышлении, которое помогает вам наилучшим образом познавать особенности вашей физической реальности и эффективно развиваться в ней. На такой форме построено все научное познание прошлого и все современное образование, однако при этом чаще всего теряется связь с этим нелогичным, интуитивным «пятым чувством», а значит и со мною. В новое время человечество обретает новую возможность развития, которая связана с раскрытием тонкого восприятия. Благодаря этому, через видение тонких закономерностей, связанных со мною и видением тонкого плана в целом, вы начнете более глубоко понимать и физическую реальность.
Например, самые тонкие, еле ощутимые мои вибрации могут отражаться в духовном теле, и проявляться в таких тонких способностях, как, например, ченнелинг, связывающий ваше сознание с вашими Высшим Я и Учителями. Причем вибрации духовного тела, как правило, вы не можете почувствовать, и поэтому вам приходится переводить их в более «грубые», как бы проявлять их. Проявив, вы начинаете ощущать эту энергию как поток мыслей и образов, появляющихся в вашем сознании. Это есть проявление энергии эфира в вашем ментальном теле. Так воспринимают меня многие ченнелеры. С другой стороны, у многих информация на ментальном плане не идет нескончаемым потоком, а проявляется четкой и законченной мыслеформой. И кому-то кажется, что этого недостаточно, и они расстраиваются: «Почему я не слышу такого обилия информации?». Но я хочу вас уверить, что это особенность вашего внимания, которое способно в один момент получить всю нужную информацию с тонкого плана, сконцентрированную в одно целостное знание. Эта форма восприятия моих энергий так и называется – «яснознание».
Мои энергии могут отразиться и на более проявленном уровне вашего восприятия, связанном с вашим эмоциональным телом. В таком случае та информация, которая заложена в моих волнах, проявляется через ваши чувства. И здесь может быть множество вариаций, ведь эмоциональное восприятие каждого из вас – уникально, и связано со множеством ассоциаций и образов, которые возникают в вашем воображении, множества чувств и красок всех оттенков, которые только могут быть! Это качество не знает себе равных по красоте, ведь именно оно затрагивает весь спектр ваших ощущений. Оно может открываться в виде ясновидения, и вы будете воспринимать прекрасные картины того, что происходит на тонком плане. Это может быть и ясночувствование, когда вы воспринимаете мои вибрации непосредственно через ваши эмоции, или можете очень отчетливо ощущать потоки моей энергии. Но может быть и так, что ваше чувство как будто сконцентрировано в очень точное и лаконичное знание, ведущее вас по жизни и помогающее вам. Часто оно может говорить вам только «да» или «нет», направляя вас в верную сторону, помогая отличать истинное от ложного. Такое чувство есть у каждого из вас, его вы называете интуицией. Оно как будто собирает в одной точке все, что вы можете узнать через все картины, увиденные на тонком плане, и все тонкие состояния, когда-либо пережитые вами. Оно напрямую связано с вашим сердечным, эмоциональным центром, которое постоянно чувствует мои вибрации. И даже неважно, насколько ярко и развернуто вы можете ощущать их, ведь всегда, когда вы хотите принять новое решение и обращаетесь к своему сердцу, то оно знает ответ. Многие из вас достигли мастерства такого тонкого и точного знания, называемого интуицией, и могут всецело полагаться на него. Многие же, наоборот, могут и не догадываться о нем. Но верные решения все равно приходят к вам от вашего сердца каждый раз, когда вам нужна новая информация и когда вы готовы положиться на свое чувствование. И поэтому каждый из вас, так или иначе, находится на связи со мною.
Таким образом, я могу воплощаться через разные грани вашего восприятия… Но самой моей любимой формой воплощения в вашей жизни и, наверное, самой ценной, является творческий процесс. Любое творчество удивительным и прекрасным образом связывает воедино все три плана вашего бытия – ментальный, эмоциональный и физический. В такие моменты ваше восприятие наиболее полно и объемно может воспринять мои вибрации. Их отражает любая мысль, чувство и движение, которые у вас возникают. Например, у вас может появиться желание рисовать, и, взяв в руки кисть, вы интуитивно начнете вырисовывать такие формы, подбирать такие цвета, которые наилучшим образом отражают ту суть, которую я храню. Кто-то же может воплощать мои энергии в виде стихов, чувствуя мои вибрации в виде определенного ритма, а сама суть будет проявляться в необычных образах и метафорах, подбираемых вами. Для кого-то же моя энергия обращается в музыку, которую он слышит своим сердцем, и руки будто сами тянутся к инструменту, из которого доносится волшебная мелодия, неслыханная ранее. Кто-то же может начать танцевать, воплощая свое чувство в новых движениях, приятных его телу.
Любой творческий процесс может стать способом проявления моих энергий, ведь именно так я смогу передать вам то, что вы еще не знаете, что-то совершенно новое и уникальное, содержащееся в информационном поле, припасенное именно для вас! Ведь тонкий план хранит огромное количество информации, и нужно лишь оказаться в тех вибрациях, которые способны передать вам ее. Ключом для ее восприятия является определенное состояние, через которое вы можете генерировать эти вибрации. У каждого из вас это состояние будет своим и будет наилучшим образом соответствовать той способности, через которую это состояние будет «включаться».
Я знаю, что многие из вас уже проявляют такие способности, через которые вы ощущаете мои вибрации, и я бесконечно рада этому. Ведь практически все творческие люди, хоть, возможно, и не рассматривают свои способности в таком ключе, но могут мастерски воплощать мои энергии. И общение с такими людьми для меня самой является наивысшим блаженством! Ведь я чувствую, насколько тонко они проявляют меня, насколько точно изображают в каждом штрихе, ноте или фразе. Возможно, такие творческие и талантливые люди часто задаются вопросом: «Для чего же мне нужно заниматься этим? Какая в этом наивысшая цель?». И, безусловно, ответов на него может быть великое множество, и каждый найдет свой собственный ответ в своем сердце. Это – то удовольствие и вдохновение, которые вы чувствуете в процессе своего любимого занятия. Это – и то удивление и восхищение, которые вызывают у людей ваши творения.
Кроме всех возможных великих ценностей, которые есть у творчества, я могу назвать еще одно. С помощью творчества вы можете наиболее тонко и точно донести ту уникальную информацию, содержащуюся в информационном поле, которая давно уже находится рядом с вами и жаждет своего воплощения! Это та информация, которая заложена в меня, стихию эфира, Духовными Учителями, поддерживающими вас в вашем развитии. Они находятся рядом с человечеством уже миллионы лет и помогают каждому из вас на протяжении множества жизней! Представляете, какой у них колоссальный опыт помощи человечеству?
К сожалению, вы не всегда могли получать информацию от них, а в некоторые воплощения даже и не догадывались об их присутствии в вашей жизни… С другой стороны, и они не всегда могли понять вас. Почему же так происходило? Дело в том, что вы и они находитесь в совершенно разных реальностях, имеющих разные принципы и законы, и поэтому даже краешком глаза вы не можете посмотреть друг на друга. Зато между вами существует промежуточная реальность, именуемая тонким планом, на которой как раз и нахожусь я – стихия эфира! Моя роль заключается в том, чтобы передавать вам все, о чем говорят вам ваши Учителя! И всегда, во всех ваших воплощениях, когда вы сознательно или подсознательно обращались к ним с вопросом или просьбой о поддержке, они слышали вас и передавали вам ту новую информацию, которая могла раскрыть в вас новое понимание. Они также передавали специальные информационные коды, называемые ключами, которые могли активировать ваши новые способности и качества, нужные вам в тот момент. Все это они закладывали в информационное поле, на котором я существую, и мои вибрации хранили их. Вы же, в свою очередь, своим тонким восприятием могли обратиться ко мне и таким образом раскрыть и проявить все то, что передавали вам Учителя.
Однако в прошлые века не всегда была такая возможность. Сложность заключалась в том, что энергии, в которых человечество существовало в течение долгого времени, не соответствовали по своей частоте стихии эфира. И поэтому все то, что передавали Учителя, чаще всего так и оставалось в этом промежуточном пространстве, так и не достигая восприятия людей. Только некоторые из людей прошлого времени, обладая уникальными способностями к восприятию тонкого плана, могли получить поддержку от своих Учителей. Как правило, такие люди воплощались специально для того, чтобы помочь всему человечеству раскрыть ценную информацию, которую хранила стихия эфира. Они были выдающимися медиумами, художниками, музыкантами и учеными или даже Воплощенными Мастерами, передававшими свое учение людям. У них была возможность воспринять, раскрыть и воплотить то уникальное знание, которое хранило информационное поле. Каждый из них проводил эту связь в своей уникальной форме, которую определяли его талант и способности. Многие из них даже и не догадывались о том, как у них получалось то, что они делали. Но само понимание этого процесса было не столь важно, главное, что была сама возможность, которой они и пользовались во благо всего человечества!
Так происходило в течение многих тысяч лет и продолжалось вплоть до самого последнего времени. И только совсем недавно, в декабре 2012 года, в поле Земли произошли тонкие изменения, которые коренным образом изменили ситуацию. Высокие вибрации, поступающие на Землю, постепенно меняют сознание людей. И энергии, на которых находятся теперь все люди, открывают их способности взаимодействия с тонким планом! Можно сказать, что ваше восприятие расширилось, и в спектре частот, которые вы воспринимаете, есть и те, которые отвечают за контакт со мною, стихией эфира.
Это часто проявляется в ваших новых интересах и увлечениях. Бывает и так, что новая информация приходит к вам спонтанно, будто сама собою. Как бы то ни было, каждый из вас при желании может усилить этот контакт и проявить те возможности, которые он в себе хранит! В этом и заключается мое новое рождение на планете Земля, о котором я говорила в начале своего послания! Теперь каждый из вас может начать собственное изучение тонкого плана, найти в этом свою ценность и смысл, получить ту драгоценную информацию, которая нужна именно ему. Ведь за каждым из вас стоят Учителя, готовые поддерживать.
Возможно, кто-то живет мечтою воплотить свои научные идеи, кто-то хочет обрести вдохновение и состояние для занятия творчеством, а кому-то просто нужно найти новые ответы для решения жизненных ситуаций. Кто-то хочет найти что-то лично для себя, а кого-то тянет к глобальным изменениям, которые могут благоприятно повлиять на историю всего человечества! Действительно, у каждого из вас – разные желания и потребности. И на все эти желания информационное поле и энергии эфира сейчас могут дать ответ! Новое время уникально тем, что каждый может раскрыть свои удивительные и незаурядные таланты, в то время как раньше такой возможностью обладали единицы. При этом у каждого из вас уже есть свои, уникальные способности, нужные вам для связи со мною. Вам нужно лишь посвятить какое-то время тому, чтобы проявить их.
Остаюсь рядом с вами, ведь я существую везде и всюду, и всегда готова поддерживать раскрытие ваших талантов и способностей!
Философы и учёные об эфире — пятом элементе мироздания
Если заходит разговор о “стихиях”, то большинство людей вспоминают 4 из них: Воздух, Воду, Огонь и Землю.
Но во все времена великие умы, исследователи, учёные говорили и об ещё одном компоненте окружающего нас мира — эфире.
Знание о нём всячески замалчивается и вытесняется из научной картины мира. Хочу привести цитаты широко известных и уважаемых деятелей прошлого, которые о нём говорили во всеуслышание.
В древнегреческой философии, начиная с Эмпедокла, эфир – один из космических элементов.
Сам Эмпедокл ещё традиционно отождествлял его с воздухом, но уже в платоновской Академии возникает представление об эфире как об особом пятом элементе, не имеющем ничего общего с землёй, водой, воздухом и огнём.
Затем Аристотель доказывает необходимость существования пятого элемента, исходя из анализа движения.
Поскольку все тела заключают в себе движущий принцип, каждое из них характеризуется определённым видом движения, причём простым телам – элементам – свойственны простые движения. Простых движений два: прямолинейное и круговое, следовательно, и среди элементов должен быть такой, которому от природы было бы свойственно круговращение.
Правильнее всего, говорит Аристотель, называть этот элемент эфиром, оттого что он «вечно бежит». Эфир составляет субстанцию звёздных сфер вплоть до сферы Луны. Он отделён от всего здешнего, не имеет ни тяжести, ни лёгкости, вечен и неизменен (Aristotle, De caelo I, 2).
Творцы основ современной математики и физики считали эфир материальной средой. Например, Рене Декарт писал, что «пространство всё сплошь заполнено материей».
Образование видимой материи, планет — по Декарту, происходит из вихрей эфира.
В конце своей жизни Исаак Ньютон объяснял наличие силы тяготения давлением эфирной среды на материальное тело.
Согласно его последним воззрениям, градиент плотности эфира является необходимым, для того, чтобы устремлять тела от более плотных областей эфира к менее плотным. Однако чтобы тяготение проявлялось таким образом, каким оно наблюдается нами, эфир должен, по Ньютону, обладать очень большой упругостью.
Джеймс Клерк Максвелл
Из классиков естествознания наиболее полное определение эфира дал Джеймс Клерк Максвелл: «Эфир отличен от обыкновенной материи. Когда свет движется через воздух, то очевидно, что среда, по которой свет распространяется, не есть сам воздух, потому что, во-первых, воздух не может передавать поперечных колебаний, а продольные колебания, им передаваемые, распространяются почти в миллион раз медленнее света»…
«С какими бы трудностями в наших попытках выработать состоятельное представление о строении эфира ни приходилось нам сталкиваться, но несомненно, что межпланетное и межзвёздное пространство не суть пространства пустые, но занятые материальной субстанцией или телом, самым обширным и, надо думать, самым однородным, какое только нам известно».
Д.И. Менделеев, автор периодической таблицы химических элементов, основы современной химии:
“Чем более мне приходилось думать о природе химических элементов, тем сильнее я отклонялся как от классического понятия о первичной материи, так и от надежды достичь желаемого постижения природы элементов изучением электрических и световых явлений, и каждый раз настоятельнее и яснее сознавал, что ранее того или сперва – дóлжно получить более реальное, чем ныне, представление о «массе» и об «эфире».”
В январе 1904 года «Петербургский листок» № 5 по случаю 70-летия Дмитрия Ивановича Менделеева опубликовал с ним интервью.
На вопрос, какими научными исследованиями он занят в настоящее время, учёный ответил: «Они направлены исключительно к подтверждению выставленной мною в прошедшем году теории, или, вернее, попытки, химического понимания мирового эфира».
Сейчас идея мирового эфира отброшена наукой. Поэтому, наверное, одна из последних работ Менделеева очень редко комментируется, практически нигде не упоминается — да её вообще трудно найти.
Во многих научных и учебных библиотеках в многотомных «Сочинениях» Д. И. Менделеева отсутствует том 2, где находится глава «Попытка химического понимания мирового эфира».
Иногда даже создаётся впечатление, что как-то стыдливо стараются вымарать эту «курьёзную» работу из наследия учёного. Похоже, многие снисходительно думают, что великий Менделеев на старости лет, возможно, превысил уровень своей компетентности.
Но давайте не будем спешить с выводами. Эту «конфузную» теорию Д. И. Менделеев вынашивал почти всю свою творческую жизнь.
Через два года после открытия периодической системы (Менделееву не было ещё 40 лет) на оттиске из «Основ химии» его рукой около символа водорода сделана надпись, которую можно расшифровать так: «Легче всех эфир, в миллионы раз». По-видимому, «эфир» представлялся Менделееву наилегчайшим химическим элементом.
«Уже с 70-х годов у меня назойливо засел вопрос: да что же такое эфир в химическом смысле? Он тесно связан с периодическою системою элементов, ею и возбудился во мне, но только ныне я решаюсь говорить об этом».
Итак, химический элемент эфира — элемент эфира — атомарность эфира — дискретность эфира. Это не тот эфир, который отбросила как ненужный костыль современная физика. Откроем словарь:
«Эфир (греч. Aither — гипотетическая материальная среда, заполняющая пространство)… В классической физике под эфиром понималась однородная, механическая, упругая среда, наполняющая абсолютное ньютоновское пространство» (Философский словарь / Ред. М. М. Розенталь. — М., 1975).
В классическом определении эфира — акцент на однородности или непрерывности.
Эфир, о котором говорит Менделеев, состоит из элементов, он атомарен, он неоднороден, он прерывен и дискретен. Он имеет структуру.
Интерес Дмитрия Ивановича к проблеме эфира в 1870-е годы тесно связан с периодической системой («ею и возбудился во мне») и последовавшими затем работами по исследованию газов.
«Сперва и я полагал, что эфир есть сумма разреженнейших газов в предельном состоянии. Опыты велись мною при малых давлениях — для получения намёков на ответ».
Но эти работы не удовлетворяли его: «… представление о мировом эфире, как предельном разрежении паров и газов, не выдерживает даже первых приступов вдумчивости — в силу того, что эфир нельзя представить иначе как веществом, все и всюду проникающим; парам же и газам это не свойственно».
Детальная разработка «химической концепции мирового эфира» началась с открытия инертных газов.
Д. И. Менделеев предсказал много новых элементов, но вот инертные газы были неожиданны даже для него.
Не сразу он принял это открытие, не без внутренней борьбы, и разошёлся во взглядах с большинством химиков по поводу местонахождения инертных газов в периодической системе.
Где они должны быть расположены?
Современные химики, не задумываясь, скажут: конечно, в VIII группе. А Менделеев категорически настаивал на существовании нулевой группы.
Инертные газы настолько отличаются от остальных элементов, что им место было где-то на обочине системы.
Казалось, какая разница, на правом (VIII группа) или левом (нулевая группа) краю они будут. Нам это кажется совершенно непринципиальным, особенно для того времени, когда не знали электронного строения атомов, хотя и сейчас мы только обольщаемся, что знаем.
Менделеев думал иначе. Поставить инертные газы справа — значит получить между водородом и гелием целый ряд пустот. Это был вызов — искать новые элементы между водородом и гелием!
Может, есть галоген легче фтора (вероятность существования такого галогена Менделеев допускал, если предположить, что гелий действительно находится в VIII группе) или другие лёгкие элементы между водородом и гелием? Их нет, поэтому место инертных газов слева, в нулевой группе! Тем более и валентность их уж, скорее, нулевая, чем VIII.
Да и количественное соотношение атомных весов однозначно указывает на положение инертных газов слева, в начале каждого ряда.
«Это положение аргоновых аналогов в нулевой группе составляет строго логическое последствие понимания периодического закона», — утверждал Д. И. Менделеев.
Памятник-таблица “Периодическая система химических элементов” – на стене Всероссийского Научно-Исследовательского Института Метрологии имени Д.И. Менделеева. Инертные газы – в нулевой группе.
Становится понятным, почему Дмитрий Иванович настаивал на существовании нулевой группы, понятны его упоминания о гипотетическом галогене легче фтора; отсюда даже понятен его поиск элемента легче водорода, о существовании которого он давно размышлял: «Никогда мне в голову не приходило, что именно водородом должен начинаться ряд элементов». «Лишить водород того исходного положения, которое он давно занимает, и заставить ждать элементов ещё с меньшим, чем у водорода, весом атома, во что я всегда верил» — вот сокровенные мысли учёного, которые он таил до тех пор, пока периодический закон окончательно не утвердится.
«У меня мелькали мысли о том, что раньше водорода можно ждать элементов, обладающих атомным весом менее 1, но я не решался высказываться в этом смысле по причине гадательности предположения и особенно потому, что тогда я остерёгся испортить впечатление предлагавшейся новой системы, если её появление будет сопровождаться такими предположениями, как об элементах легчайших, чем водород».
Как раз в отстаиваемой им системе с нулевой группой, которую впервые предложил бельгийский учёный Лео Эррера в 1900 году на заседании Бельгийской королевской академии наук (Academie royale de Belgique), водород вроде бы вовсе может быть и не первым, так как перед ним с неизбежностью появляется свободное место для сверхлёгкого элемента — может, это и есть «элемент эфира»?
«Теперь же, когда стало не подлежать ни малейшему сомнению, что перед I группой, в которой должно помещать водород, существует нулевая группа, представители которой имеют веса атомов меньше, чем у элементов I группы, мне кажется невозможным отрицать существование элементов более лёгких, чем водород», — писал Дмитрий Иванович.
В открытом им законе, Менделеев пытается с физической стороны понять природу массы как основной характеристики вещества.
Выясняя физические основы тяготения (о том, как много сил и времени он уделял этой проблеме, мы тоже мало знаем), тесно связанные с понятием мирового эфира как «передающей» среды, он ищет легчайший элемент.
Однако результаты опытов 1870-х годов, сводившихся к тому, чтобы доказать, что «эфир есть сумма разреженнейших газов», не удовлетворили Менделеева. На какое-то время он прекратил исследования в этом направлении, никуда не писал, но, как видно, никогда не забывал о них.
В конце жизни в поисках ответа на вопросы, касающиеся глубинных свойств материи, он вновь обращается к «мировому эфиру», с помощью которого пытается проникнуть в природу основного понятия естествознания XIX века (да и ХХ, и даже ХХI веков) — понятия массы, а также дать объяснения новым открытиям и, прежде всего, радиоактивности.
Основная мысль Менделеева заключается в следующем: «Реального понимания эфира нельзя достичь, игнорируя его химизм и не считая его элементарным веществом; элементарные же вещества ныне немыслимы без подчинения их периодической законности».
Характеризуя мировой эфир, Менделеев считает его, «во-первых, наилегчайшим из всех элементов как по плотности, так и по атомному весу, во-вторых, наибыстрее движущимся газом, в-третьих, наименее способным к образованию с какими-либо другими атомами или частицами определённых сколь-либо прочных соединений и, в-четвёртых, элементом, всюду распространённым и всепроникающим».
Последний раз в неискаженном виде настоящая Таблица Менделеева увидела свет в 1906 году в Санкт-Петербурге (учебник «Основы химии», VIII издание.)
Вес атома этого гипотетического элемента X, по расчётам Менделеева, может колебаться в пределах от 5,3×10-11 до 9,6×10-7 (если атомный вес Н равен 1).
Для оценки массы гипотетического элемента он привлекает знания из области механики и астрономии. Элемент X получал своё место в периодической системе в нулевом периоде нулевой группы, как легчайший аналог инертных газов. (Менделеев называет этот элемент «Ньютонием».)
Кроме того, Дмитрий Иванович допускал существование ещё одного элемента легче водорода — элемента Y, Корония (предположительно линии корония были зафиксированы в спектре солнечной короны при затмении Солнца в 1869 году; открытие гелия на Земле давало основание считать реальным и существование этого элемента).
Вместе с тем Менделеев не раз подчёркивал гипотетичность элементов X и Y и не включал их в таблицы элементов 7-го и 8-го изданий «Основ химии».
Научная требовательность и ответственность в работах Менделеева не нуждаются в комментариях. Но, как мы видим, если того требовала логика поиска, он смело выдвигал самые необычные гипотезы. Все предсказания, сделанные им на основе периодического закона (существование 12 неизвестных в то время элементов, а также исправления атомных масс элементов), блестяще подтвердились.
«Когда я прилагал периодический закон к аналогам бора, алюминия и кремния, я был на 33 года моложе, во мне жила полная уверенность, что рано или поздно предвидимое должно непременно оправдаться, потому что мне всё там было ясно видно. Оправдание пришло скорее, чем я мог надеяться. Тогда я не рисковал, теперь рискую. На это надобна решимость. Она пришла, когда я видел радиоактивные явления… и когда я сознал, что откладывать мне уже невозможно и что, быть может, мои несовершенные мысли наведут кого-нибудь на путь более верный, чем тот возможный, какой представляется моему слабеющему зрению».
Так что же, это первая крупная ошибка, может, даже глубокое заблуждение великого учёного, как сейчас считают очень многие, или всего лишь прискорбное недопонимание гения его малоспособными учениками?
В начале XX века не только Менделеев, но и многие физики и химики верили в существование «эфира». Однако после создания Альбертом Эйнштейном специальной и общей теории относительности эта вера стала угасать.
Принято считать, что к 1930-м годам проблема «эфира» уже не существовала, а вопрос об элементах легче водорода отпал сам собой. Но, опять же, отпала проблема классического эфира, эфира однородного, а вот эфир структурный (эфир Менделеева) вполне жив, только называется он сейчас структурным вакуумом или физическим вакуумом Дирака. Так что вопрос только в терминологии.
В заключение хочется привести слова Дмитрия Ивановича:
«Я и смотрю на свою далёкую от полноты попытку понять природу мирового эфира с реально химической стороны не более, как на выражение суммы накопившихся у меня впечатлений, вырывающихся исключительно лишь по той причине, что мне не хочется, чтобы мысли, навеваемые действительностью, пропадали. Вероятно, что подобные же мысли приходили многим, но, пока они не изложены, они легко и часто исчезают и не развиваются, не влекут за собой постепенного накопления достоверного, которое одно сохраняется. Если в них есть хоть часть природной правды, которую мы всё ищем, попытка моя не напрасна, её разработают, дополнят и поправят, а если моя мысль неверна в основаниях, её изложение, после того или иного вида опровержения, предохранит других от повторения. Другого пути для медленного, но прочного движения вперёд я не знаю».
Никола Тесла, величайший физик рубежа 19-20 веков, который как никто другой в истории был близок к тому, чтобы дать человечеству источник бесплатной энергии, но неожиданно свернувший свои исследования:
“Что представляет из себя эфир, и почему его так трудно обнаружить?
Я долго думал над этим вопросом и вот к каким выводам пришёл. Известно, что чем плотнее вещество, тем выше скорость распространения в нём волн. Сравнивая скорость звука в воздухе со скоростью света, я пришёл к выводу, что плотность эфира в несколько тысяч раз больше плотности воздуха. Но эфир электрически нейтрален, и поэтому он очень слабо взаимодействует с нашим материальным миром, к тому же, плотность вещества материального мира ничтожна по сравнению с плотностью эфира.
Это не эфир бесплотен – это наш материальный мир является бесплотным для эфира.
Несмотря на слабое взаимодействие, мы всё же ощущаем присутствие эфира. Пример такого взаимодействия проявляется в гравитации, а также при резком ускорении или торможении.
Я думаю, что звёзды, планеты и весь наш мир возникли из эфира, когда по каким-то причинам часть его стала менее плотной.
Это можно сравнить с образованием пузырьков воздуха в воде, хотя такое сравнение очень приближённое. Сжимая наш мир со всех сторон, эфир пытается вернуться в первоначальное состояние, а внутренний электрический заряд в веществе материального мира препятствует этому. Со временем, потеряв внутренний электрический заряд, наш мир будет сжат эфиром и сам превратится в эфир.
Из эфира вышел – в эфир и уйдёт.
В своих исследованиях я всегда придерживаюсь принципа, что все явления в природе, в какой бы физической среде они не происходили, проявляются всегда одинаково. Волны есть в воде, в воздухе… а радиоволны и свет – это волны в эфире. Утверждение Эйнштейна о том, что эфира нет, ошибочно. Трудно представить себе, что радиоволны есть, а эфира – физической среды, которая переносит эти волны, нет.
Эйнштейн пытается объяснить движение света в отсутствии эфира квантовой гипотезой Планка. Интересно, а как Эйнштейн без существования эфира, сможет объяснить шаровую молнию?
Эйнштейн говорит – эфира нет, а сам фактически доказывает его существование.
Поняв, что такое эфир, я стал проводить аналогии между явлениями в воде, в воздухе и в эфире. И тут произошёл случай, который очень помог мне в моих исследованиях. Как-то раз я наблюдал, как один моряк курил трубку. Он выпускал изо рта дым маленькими кольцами. Кольца табачного дыма, прежде чем разрушиться, пролетали довольно значительное расстояние. Потом я провёл исследование этого явления в воде. Взяв металлическую банку, я вырезал с одной стороны небольшое отверстие, а с другой стороны натянул тонкую кожу. Налив в банку немного чернил, я опустил её в бассейн с водой. Когда я резко ударял пальцами по коже, из банки вылетали чернильные кольца, которые пересекали весь бассейн и, столкнувшись с его стенкой, разрушались, вызывая значительные колебания воды у стенки бассейна. Вода в бассейне при этом оставалась совершенно спокойна.
– Да это же передача энергии… – воскликнул я.
Это было как озарение – я вдруг понял, что такое шаровая молния и как передавать энергию без проводов, на дальние расстояния.Опираясь на эти исследования, я создал генератор, что генерировал эфирные вихревые кольца, которые я назвал эфирными вихревыми объектами. Эта была победа. Я находился в эйфории. Мне казалось, что я всё могу. Я много чего наобещал, не исследовав до конца этого явления, и за это жестоко поплатился. Мне перестали давать деньги на мои исследования, а самое страшное – мне перестали верить. Эйфория сменилась глубокой депрессией. И тогда я решился на свой безумный эксперимент.
Тайна моего изобретения умрёт вместе со мной
После своих неудач я стал более сдержанным на обещания…
Работая с эфирными вихревыми объектами, я понял, что они ведут себя не совсем так, как я думал раньше. Выяснилось, что при прохождении вихревых объектов вблизи металлических предметов, они теряли свою энергию и разрушались, иногда со взрывом.
Глубокие слои Земли поглощали их энергию также сильно, как и металл. Поэтому я мог передавать энергию только на небольшие расстояния.
Тогда я обратил внимание на Луну. Если послать эфирные вихревые объекты к Луне, то они, отразившись от её электростатического поля, вернутся обратно на Землю на значительном удалении от передатчика. Так как угол падения равен углу отражения, то энергию можно будет передавать на очень большие расстояния, даже на другую сторону Земли.
Я провёл несколько экспериментов, передавая энергию в сторону Луны. В ходе этих экспериментов выяснилось, что Земля окружена электрическим полем. Это поле разрушало слабые вихревые объекты. Эфирные вихревые объекты, обладавшие большой энергией, прорывались через электрическое поле Земли и уходили в межпланетное пространство. И тут мне в голову пришла мысль, что если я смогу создать резонансную систему между Землёй и Луной, то мощность передатчика может быть очень маленькой, а энергию из этой системы можно извлекать очень большую.
Произведя расчёты, какую энергию можно извлечь, я удивился. Из расчёта следовало, что энергия, извлечённая из этой системы, достаточна, чтобы полностью разрушить большой город. Тогда я впервые понял, что моя система может быть опасна для человечества. Но всё же я очень хотел провести свой эксперимент. В тайне от других, я начал тщательную подготовку своего безумного эксперимента.
Прежде всего, мне надо было выбрать место эксперимента. Для этого лучше всего подходила Арктика. Там не было людей, и я никому не причинил бы вреда. Но расчёт показал, что при нынешнем положении Луны эфирный вихревой объект может ударить по Сибири, а там могли жить люди. Я пошёл в библиотеку, и стал изучать информацию о Сибири. Информации было мало, но всё же я понял, что людей в Сибири почти нет.
Свой эксперимент мне нужно было сохранить в глубокой тайне, иначе последствия для меня и для всего человечества могли оказаться очень неприятными. Меня всегда мучает один вопрос – во благо ли людям будут мои открытия? Ведь давно известно, что все изобретения люди применяли для истребления себе подобных.
Для сохранения моей тайны очень помогло то, что многое оборудования в моей лаборатории к этому времени было демонтировано. Однако то, что мне нужно было для эксперимента, я смог сохранить. Из этого оборудования я в одиночку собрал новый передатчик и подключил его к излучателю. Эксперимент с таким количеством энергии мог быть очень опасен. Если я ошибусь в расчётах, то тогда энергия эфирного вихревого объекта ударит в обратном направлении. Поэтому я находился не в лаборатории, а в двух милях от неё. Работой моей установки управлял часовой механизм.
Принцип эксперимента был очень простой. Для того, чтобы лучше понять его принцип, необходимо сначала разобраться, что представляет из себя эфирный вихревой объект и шаровая молния. В принципе, это одно и тоже. Отличие только в том, что шаровая молния – это эфирный вихревой объект, который видно. Видимость шаровой молнии обеспечивается большим электростатическим зарядом. Это можно сравнить с подкраской чернилами водяных вихревых колец в моём эксперименте в бассейне. Проходя через электростатическое поле, эфирный вихревой объект захватывает в нём заряженные частицы, которые вызывают свечение шаровой молнии.
Чтобы создать резонансную систему Земля – Луна необходимо было создать большую концентрацию заряженных частиц между Землёй и Луной.
Для этого я использовал свойство эфирных вихревых объектов захватывать и переносить заряженные частицы.
Генератором в сторону Луны излучались эфирные вихревые объекты. Они, проходя через электрическое поле Земли, захватывали в нём заряженные частицы.
Так как электростатическое поле Луны имеет ту же полярность, что и электрическое поле Земли, эфирные вихревые объекты отражались от него и опять шли к Земле, но уже под другим углом. Вернувшись к Земле, эфирные вихревые объекты снова отражались электрическим полем Земли обратно к Луне и так далее.
Таким образом, производилась накачка заряженными частицами резонансной системы Земля – Луна – электрическое поле Земли.
При достижении в резонансной системе необходимой концентрации заряженных частиц, она самовозбуждалась на своей резонансной частоте. Энергия, усиленная в миллион раз резонансными свойствами системы, в электрическом поле Земли превращалась в эфирный вихревой объект колоссальной мощности. Но это были только мои предположения, а как будет на самом деле я не знал.
Я очень хорошо помню день эксперимента. Расчётное время приближалось. Минуты тянулись очень медленно и казались годами. Я думал, что сойду с ума от этого ожидания. Наконец наступило расчётное время и… ничего не произошло!
Прошло ещё пять минут, но ничего необычного не происходило.
Разные мысли лезли мне в голову: может не сработал часовой механизм, или не сработала система, а может быть ничего и не должно происходить.
После этого эксперимента, я твёрдо решил, что тайна моего изобретения умрёт вместе со мной.
Конечно, я понимал, что кто-нибудь другой может легко повторить этот безумный эксперимент. Но для этого надо было признать существование эфира, а наш научный мир, всё дальше уходил в сторону от истины.
Я даже благодарен Эйнштейну и другим за то, что они своими ошибочными теориями увели человечество с этого опасного пути, по которому шёл я. И может быть в этом их главная заслуга.
Может быть лет через сто, когда разум у людей возьмёт верх над животными инстинктами, моё изобретение послужит на пользу людям.”
Это время, видимо, ещё не настало…
О прекращении своих исследований во время Первой Мировой войны Никола Тесла сказал следующее:
“Я не хочу, чтобы мои изобретения убивали! Когда же эти безумцы остановятся?”