что такое стерео шина

Bus (шины) в микшерном пульте.

Сегодня продолжим цикл статей о микшерном пульте и рассмотрим назначение секции микшера Bus (шины). Рассмотрим виды и применении шин в секвенсорах.

Bus (шины)

Для чего нужны Bus (шины)

Шины прежде всего нужны для группирования нескольких выходных каналов в группу, чтобы управлять ими всего одним фейдером и при этом сохраняя баланс (отношение уровней каждого из каналов) в этой самой группе.

что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шинаЕсли проводить аналогию, то шины (bus) можно сравнить с автомобильным шоссе, к которому примыкают множество различных маленьких дорог.

Какие бывают виды Bus (шины)

Большинство шин являются моно или стерео, а консоли (surround) окружающего звука также поддерживают многоканальные шины, например, шину микширования 7.1.

Типичные шины на широкоформатной консоли:

Из всех этих видов, главная это мастер-шина (master bus). Именно она является суммирующей, то есть в ней происходит окончательное объединение всех сигналов в стереодорожку, которая поступает на главные выходы пульта (main out, master out).

Bus (шины) в секвенсоре

В любой цифровой программе по записи и редактированию звука имеются настройки входных и выходных шин, которые вы можете создавать, редактировать и удалять. Наиболее распространённые следующие виды шин:

что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шина

Дополнительные шины (на примере Cubase и Nuendo):

что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шинаМожно создавать сколько угодно каких каких угодно шин. Но их конфигурацию придётся определять самим в зависимости от поставленных задач и имеющихся аппаратных возможностей.

Помимо основных шин могут существовать дочерние шины. Для чего они нужны?

Для чего нужны дочерние шины

Допустим у вас есть монофонические и стереофонические треки, которые нужно распределить по шести каналам формата 5.1. Вы просто добавляете шину 5.1: Left, Right, Center, LFE, Left Surround, Right Surround (создаются автоматически). После этого все монофонические треки можно с лёгкостью распределить по каналам- на любой из шести каналов. Если же трек, стереофонический, то вы можете вывести его сигнал на любые два канала шины 5.1 с помощью дочерней стереофонической шины.

что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шина

Зачем нужно создавать именно дочернюю шину, если можно было бы создать ещё одну независимую стереофоническую шину и настроить её каналы на нужные выходные порты системы 5.1? Конечной фазой работы над проектом является сведение проекта в один или несколько звуковых файлов. Но команда экспорта работает применительно к шинам. То есть в файл будет выводиться тот же поток звуковых данных, который при воспроизведении проекта выводится на заданную шину. Вы можете сначала экспортировать данные шины 5.1, затем шины стерео. Чтобы объединить этот материал в один поток формата 5.1, нужно будет вновь загружать файлы в какой-либо редактор, производить микширование и экспорт. Согласитесь, гораздо проще выполнить экспорт данных только с одной шины при условии, что потоки всех дочерних шин будут смикшированы в единый поток 5.1. Следует отметить, что дочерними шинами могут обладать только многоканальные шины (в Cubase и Nuendo — это шины, начиная с трёхканального формата LRC). Соответственно количество каналов дочерней шины может быть только меньше количества каналов родительской шины.

Спасибо, что читаете New Style Sound ( RSS-лента ). Подписывайтесь на новости или RSS и делитесь статьями с друзьями. Что такое RSS ( читать ). Скачивайте также бесплатные плагины на сайте.

Источник

Основной поток сигналов в микшере (3 часть) — AUX SEND

В третьей части «Основной поток сигналов в микшере (3 часть)» поговорим о AUX SEND.

Основной поток сигналов в микшере (3 часть) — AUX SEND

Вспомогательный посыл (aux send или send) берет копию сигнала в тракте канала и направляет его на внутреннюю вспомогательную шину. Затем вспомогательная шина направляется к выходному разъему, который будет питать внешний блок эффектов. Каждая полоса каналов на консоли имеет набор элементов управления, связанных с передачей дополнительных сигналов. Чтобы отличать эти элементы управления от идентичных вспомогательных элементов управления в главной секции, мы называем их локальными дополнительными элементами управления; это могут быть:

Важно понимать, что мы можем отправлять каждый канал на одну и ту же вспомогательную шину, при этом устанавливая уровень каждого канала индивидуально, используя локальный уровень вспомогательного сигнала (см. рисунок ниже).

что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шина

На этом рисунке сигналы от трех каналов отправляются на те же вспомогательные шины, каждая со своими настройками уровня передачи. Обратите внимание, что для каналов 1 и 2 был выбран постфейдерный канал, а для канала 5 — предфейдерный канал.

Также на рисунке стоит отметить элементы управления, используемые для установки общего уровня вспомогательной шины или его полного отключения. Эти главные элементы управления Aux находятся в главной секции. Регуляторы Master Aux часто идентичны локальным, за одним исключением — никогда не бывает выбора до / после фейдера. Такой выбор выполняется для каждого канала, а не глобально для каждой вспомогательной шины.

Большинство консолей (микшерных пультов) имеют более одной вспомогательной шины и, следовательно, более одного набора локальных и главных дополнительных элементов управления. На некоторых консолях количество вспомогательных устройств определяет, сколько единиц эффектов можно использовать в миксе. Например, в консоли только с двумя вспомогательными устройствами, aux 1 может быть направлен на блок реверберации, а aux 2 — на блок задержки. Как и в случае с Insert, мы можем последовательно подключать блоки, чтобы, например, иметь Aux 1, отправленный на задержку, за которой затем следует реверберация. Различные посылы AUX не всегда идентичны, и каждый из них может включать несколько отличающийся набор элементов управления.

В случае с нашей консолью были добавлены два посыла Aux (рисунок ниже). Aux 1 — стерео, имеет переключатель pre- / post, регулятор панорамирования и переключатель Cut. Aux 2 — моно и имеет только регуляторы уровня и Cut. Как видно на рисунке a), Aux 1 имеет фиксированную подачу после фейдера.

что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шина

К компоновке пульта на рис. b) были добавлены соответствующие элементы управления для каждого локального вспомогательного оборудования для каждого канала. Кроме того, в мастер-секции теперь есть регуляторы уровня и Cut для каждого главного вспомогательного устройства.

что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шина

Консоль имеет две вспомогательные шины, одну стерео, а другую моно. Для каждого канала местными элементами управления для Aux send 1 являются: уровень, выбор до / после фейдера, панорамирование и cut. Aux 2 имеет только локальный уровень и управление отключением. Главные регуляторы вспомогательного оборудования для обоих вспомогательных устройств находятся на уровне и отключены.

На рисунке c) показано добавление выходных разъемов на вспомогательные.

что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шина

Спасибо, что читаете New Style Sound ( RSS-лента ). Подписывайтесь на новости или RSS и делитесь статьями с друзьями. Что такое RSS ( читать ). Скачивайте также бесплатные плагины на сайте.

Источник

Как сделать широкий и полный стерео-трек?

что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шина

Что такое ширина стерео?

Стерео-ширина — это иллюзия левого к правому размеру звукового поля (то есть звуковой сцены или панорамы) в записи, воспринимаемой слушателем. Представьте, что вы стоите на тротуаре, слушая движение в центре города. Вы слышите, как машины постоянно мчатся вперед и назад, слева направо и справа налево. Эта «область звука» довольно широка. Поскольку мы слышим бинаурально, то это трехмерный мир. Но давайте упростимся на мгновение и сосредоточимся на том, что автомобили движутся с одного или другого направления, и мы в основном слышим это движение вперед и назад по звуковому полю, потому что у нас есть два уха, и мы можем понять, где каждый из звуков находится.

Допустим вы записали несколько минут того, что происходит на тротуаре, с помощью стерео-рекордера. Отбросив качество микрофона, технику и другие факторы, вы услышите грубое представление о том, что вы испытали находясь на улице. Ваша запись покажет, как движение перемещается слева направо и справа налево по звуковому полю, снятому с помощью рекордера. Покажите эту запись кому-то еще, кого там не было, и он сможет представить себе, как это стоять на тротуаре, потому что запись имеет достаточно информации в ней, чтобы воссоздать картину происходящего.

Теперь представьте, если вы используете моно (то есть монофонический диктофон), чтобы захватить то, что вы слышали на тротуаре. Вы услышите гораздо другое представление, потому что в вашей записи отсутствует огромное количество информации. Моно-диктофон имеет только один микрофон (т.е. одно ухо), поэтому он не может захватывать стерео информацию. Ваша запись покажет беспорядок шума двигателя, нечетное количество автомобилей, но всё будет переполнено и неразборчиво.

Таким образом, ширина стерео зависит от стереофонической информации, которую записывают и подают обратно слушателю. Ширина стерео проста. Вы создаете стерео ширину, создавая или усиливая разницу между левой и правой сторонами звукового поля, которые передаете своим слушателям.

Еще один пример, прежде чем двигаться дальше. Представьте себя сидящим перед сценой с двумя музыкантами, стоящими бок о бок, в нескольких метрах друг от друга. Забывая акустику комнаты и другие факторы, вы фокусируетесь на двух музыкантах, и с вашей точки зрения они будут относительно близки. Поэтому они будут восприниматься из центра звукового поля. Теперь представьте, что каждый музыкант подходит к противоположному концу сцены. Теперь вы воспринимаете их как совершенно отдельные каналы, где разборчиво слышны партии левого музыканта и правого. Они просто «расширили панораму», представляемую вам. Вы можете радикально изменить то, что представляете слушателю — что влияет на их восприятие ширины — просто путем изменения размещения объекта(ов) по отношению к микрофонам, или же выстраивая картину непосредственно в миксе DAW программы.

Когда вы создаете микс, то создаете звуковое поле со слоями звука. Стерео-ширина — это иллюзия размеров звукового поля слева направо. Чем больше вы можете создавать различия между тем, что вы представляете, тем шире будет казаться микс.

Как создавать широкие стереомиксы

Вы можете увеличить ширину стереобазы только в том случае, если она существует в некоторой степени. Сделайте микшер громче, используя различия в левом и правом усилении, времени, тональности, тоне или полярности.

Монозвук — это одноканальный звук, а стерео (стереофонический) использует два канала. Если вы воспроизводите монофонический звук двумя громкоговорителями, вы услышите звук, исходящий из узкой зоны между двумя громкоговорителями (в центре). Это называется фантомным изображением, потому что оно может быть совершенно ощутимым для слушателя. Это может звучать почти так же реально и отчетливо, как звук, который исходит только от левого или правого динамика сам по себе. Фантомное изображение звучит сфокусированным (узким), поскольку каждый громкоговоритель представляет ту же информацию, и нет ничего, что наш мозг может использовать, чтобы установить разницу между звуками, идущими с левого и правого громкоговорителя.

Звучит ли ваш микс слишком узким? Ширина — ключевой компонент современных треков. Многие слушатели прослушивают музыку в стерео наушниках. Мы воспринимаем микс как слишком «узкий», когда чувствуем, что музыка приходит из центра. То есть, центрально помещенные инструменты могут быть прекрасны, если звучат естественно, но вы понимаете, что слушатели это будут воспринимать «в лоб», где панорама не экспансивна или не достаточно убедительна. Вы можете сделать свои миксы более широкими, максимизируя разницу между тем, что вы представляете в левом и правом канале. «Разница» может быть во времени, усилении, компоновке нот, тональности или полярности.

Pan (Panning) используется для настройки «разницы в коэффициентах» между левым и правым каналами. Самый простой способ максимизировать разницу: возьмите два разных звука в вашем миксе, и поместите в противоположные каналы на 100%. Будет максимальное разделение. Чем больше вы «втягиваете их» к центру, чем больше уменьшаете информацию о различиях.

Вы можете использовать синхронизацию, чтобы создать разницу лево-право, задерживая один канал относительно другого. Достаточно сделать задержку в 25мс, чтобы получить стереофонический звук. Если вы экспериментируете с этим, 15 мс задержка является хорошей отправной точкой. Когда определитесь с «шагом», рекомендуем прослушать трек в моно-режиме, чтобы убедиться не была ли создана проблема моносовместимости. Если вы слышите что тон резко меняется и не разборчив в моно, но при этом отчетливо слышен в стерео — это проблема. Также слушайте части атаки нот. Более резкие (гитары, вокал, ударные и т.д.) будут терпеть более короткие задержки, поскольку если она слишком длинная, то получите эффект, отвлекающий слушателя от остальных элементов микса. Звуки с более мягкими или медленными атаками часто будут нормально прослушиваться с задержкой более 20 мс. Подобный эффект дает хорус (с различными современными пресетами). Вы можете создавать тональные различия между левым и правым, выравнивая каждый канал по-разному. Обычная техника с моно-фортепианными дорожками заключается в том, что эквалайзер слева имеет больше басов и нижней середины, а справа — более высокие средние и высокие частоты. Так создается ощущение движения слева направо.

Миксинг-инженер использует эти методы различными способами для создания или увеличения ширины стерео. Идеи почти бесконечны. Творческий подход зависит от ситуации. Например, реверберация на одной стороне поля будет отличаться от помещения на противоположном канале. Другим вариантом является установка вибрато на один канал, а не на другом, или моно-хорус на одном канале или другом. Популярный эффект «Лесли» Хэммонда, захваченный стерео, эффективно работает, ибо он использует эффект Допплера, который существенно создает синхронизацию и настраивает изменения между тем, что было зафиксировано в левом и правом микрофоне.

Стерео расширители, извлечение атмосферы или другие формы пространственных энхансеров стали очень популярными. Они используют различные комбинации вышеприведенных методов для расширения и углубления звуковой сцены. Это быстрое решение. Мы предостерегаем от их использования в своих миксах, потому что это может сильно исказить звуковое поле. Используйте плагины экономно и рассматривайте их только на определенных дорожках.

«FreeHaas» и «FreeOutsider» — бесплатные плагины, предлагаемые разработчиками VescoFX. Они будут полезными при сведении и мастеринге. FreeHaas добавляет Haas Delay (см. Эффект Хааса), который можно настроить по своему вкусу. FreeOutsider — гораздо более очевидный эффект. Вы можете их комбинировать, чтобы максимизировать разницу между каналами. Процессоры Mid / Side широко предлагаются для обработки, но это просто корректировка отношения моно к стерео. Они не будут работать так хорошо, как создание дополнительных эффектов. Вот почему многие пространственные энхансеры включают в себя регулятор регулировки Mid/Side. Если источник полностью в моно такие инструменты ни чем не помогут.

Расширение смесей

Объединив различные методы, мы можем воссоздать сложные комбинации бинауральных сигналов, которые наш мозг использует, чтобы определить, где находится звук. Это достойно отдельной статьи, но вот простой пример. Когда мы слышим звук, идущий слева от нас, наше левое ухо слышит его чуть громче, чуть раньше и немного ярче, чем наше правое ухо. Наш мозг использует эту комбинацию различий в громкости, времени и тоне, чтобы воспринимать, где этот звук находится в трехмерном звуковом поле. Мозг анализирует, что наряду с информацией об окружающей среде (ранние отражения и громкость, временные и тональные различия звуков в окружающей среде) определяет, насколько велика площадь и где находится звук внутри нее. Чем больше информации о местоположении мы можем представить нашему мозгу, тем больше мы можем создать восприятие местоположения, будь то внутри или вне громкоговорителей.

Если вы сидите между любыми двумя громкоговорителями, вы будете слышать оба громкоговорителя с обоими ушами в разной степени, тогда как в наушниках каждое ухо слышит только один громкоговоритель. Поэтому гораздо легче воссоздать эти сложные сигналы, когда вы микшируете в наушниках, потому что вам не придется преодолевать перекрестные помехи. Создание этих сигналов для наушников может быть таким же простым, как использование бинаурального микрофонного массива для захвата источника, а затем для сохранения этих сигналов в течение всего производственного процесса. Вы также можете добавить сигналы по факту с помощью процессора HRTF (Head Related Transfer Function).

При микшировании для воспроизведения по громкоговорителям единственным способом эффективного воссоздания этих сигналов является поиск способов минимизации воспринимаемых перекрестных помех. Доступны технологии отмены перекрестных помех, такие как QSound, Ambiophonics и BACCH, которые достигают этого в разной степени. Эти типы фильтров хорошо подходят для ситуаций, когда ваши слушатели сидят в фиксированном положении, перед двумя громкоговорителями, что делает их хорошо подходящими для игровых приложений или небольших портативных устройств. BACCH может быть наиболее перспективным с точки зрения чистой производительности, но, к сожалению, на момент написания этой статьи он оценивается вне диапазона большинства пользователей и производств.

Помимо перекрестных помех существуют и другие проблемы с воспроизведением трехмерного звукового поля двумя громкоговорителями. Невозможно точно узнать, где будет размещаться ваш слушатель, но мы можем быть уверены, что большинство из них не останется в том же положении. Мы также не можем знать, какой уровень производительности их системы прослушивания, будь то моно или стерео. Мы даже не можем догадаться, как динамики будут настроены. Поэтому, если вы планируете создавать сложные бинауральные сигналы в своих миксах, внимательно изучите все возможные конечные точки (наушники, громкоговорители, телевидение, кинотеатр и т.д.). Именно поэтому проверка совместимости с моно и громкоговорителем против совместимости с наушниками так важна. Заказывая профессиональный мастеринг в студии AREFYEV Studio, мы детально проверяем, как Вам трек будет звучать на различных носителях, чтобы наиболее точную картину получил каждый слушатель Вашего творчества!

Источник

Моно или стерео: какой формат лучше использовать при работе с музыкой

Моно и стерео — два столпа современного производства музыки. Несмотря на то, что стерео давно правит музыкальной индустрией, моно до сих пор играет важную роль в процессе создания музыки. Звукорежиссёр и продюсер Майкл Хан специально для блога LANDR рассказал об отличиях двух форматов с точки зрения производства музыки. SAMESOUND приводит адаптированный перевод материала.

Когда вы создаёте новый трек в проекте, перед вами встаёт вопрос: в каком формате звука работать — в моно или стерео? Ответ на вопрос не так очевиден, как может показаться на первый взгляд. Давайте разберёмся, в чём отличия моно и стерео, как оба формата воспринимаются нашим слухом и какие сигналы лучше оставить в стерео, а какие — перевести в моно.

Что такое моно

Моно — одноканальный формат звука. Моносигнал достигает ушей одновременно и поступает строго по центру. Моно не несёт отдельной информации о содержимом правого и левого канала и не даёт представления о нахождении сигнала относительно слушателя.

Моно был первым форматом для записи музыки. Большинство аудиосистем и проигрывателей начала-середины XX века оснащалось одним динамиком, поэтому вся музыка записывалась в одноканальном формате.

что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шина
Сигнал в моно. Изображение: TuneCore

Многие популярные композиции, записанные до 1960-х годов, существуют только в моноформате. В наши дни одноканальные записи встречаются крайне редко — миром правит стерео и многоканальный звук. Тем не менее моно до сих пор играет важную роль в производстве музыки.

что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шина что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шина что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шина что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шина что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шина что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шина что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шина что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шина что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шина что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шина что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шина

Краткая сравнительная таблица

Для форматов моно и стерео характерны определенные особенности и отличия. Они представлены в таблице:

МоноСтерео
Представляет собой одноканальную запись звука.Считается двухканальной записью.
Для воспроизведения хватит одного динамика.Чтобы воспроизвести запись, потребуется минимум 2 колонки.
Не дает возможности определить источник звука.Помогает определить пространственное расположение звукового источника.
Звучит достаточно плоско.Помогает получить звуковую картину, которая приближена к реальности.

Что такое стерео

Стерео — двухканальный формат звука. В отличие от моно, стереосигнал передаёт информацию по двум независимым каналам: данные в левом и правом канале могут различаться.

Записанный в стерео сигнал полагается на бинауральный эффект, имитирующий восприятие звука двумя ушами. Сигнал левого канала предназначается для левого уха, правого — для правого. Отличия в уровне громкости, тайминге и тембре сигналов в двух каналах подсказывают мозгу, где находится тот или иной звук.

Расположение звуков в стереополе называется пространственностью (спатиализацией), играющей важную роль в психоакустике. Умение правильно выбрать позицию и уровень громкости звуков — один из ключевых навыков для звукорежиссёра.

Первые эксперименты с записью стереосигнала датируются 1930-ми годами, хотя сами принципы двухканального звука были заложены ещё в 1881 году. Из-за сложности и дороговизны систем записи многоканального звука стерео не получил должного распространения. Ситуация изменилась только в 1950-х годах, когда стереозапись стала проще, а на рынке появились первые стереомагнитофоны и проигрыватели.

что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шина
Сигнал в стерео. В левом динамике — левый канал (верхний), в правом — правый (нижний). Изображение: TuneCore

Музыканты и слушатели быстро оценили преимущества стереоформата звука, позволявшего гибко располагать сигналы в стереополе, размещая их как будто вокруг слушателя. Начиная с 1960-х годов стерео стал основным форматом производства музыки.

ld_preload sounds

Какие, всё-таки, больные идеи может порождать воспалённый мозг творческого человека!

На github расположился проект под названием ld_preload sounds, созданный Thomas Gordon Lowrey. Программа занимается тем, что генерирует «музыкальные» wave-файлы путём перехвата вызовов выделения памяти malloc() и чтения read() другой программы. Таким образом, содержимое этого файла зависит от программы, на которую этот перехватчик «навешивается».

На soundcloud можно послушать три примера: https://soundcloud.com/glowdon/jingy-compiler-1 https://soundcloud.com/glowdon/the-sounds-of-malloc https://soundcloud.com/glowdon/malloc-read-hook-self-compile

Дикость — да. Но занимательная!

Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.

Комментарии к заметке ( )

Когда использовать дорожки в моно?

Практически всегда. Нам кажется, что большое количество монодорожек сделает микс плоским и узким, но дело обстоит ровно наоборот: чем больше монотреков в проекте, тем чище микс.

Несмотря на то, что современная музыка выпускается в стерео, большинство дорожек проекта лучше оставить в моно. Все сигналы, не обладающие собственной стереоинформацией должны быть одноканальными. При работе с моно проблема плоскости микса не существует, ведь треки можно свободно расположить в любой точке стереополя.

Самый простой способ добиться микса с широким звучанием — структурированно расположить треки в пространстве. Идея в том, чтобы разместить некоторые элементы микса максимально слева и справа в стереополе, оставив остальные ближе к центру. Какие звуки куда помещать каждый решает сам в зависимости от аранжировки и композиции.

что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шина что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шина что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шина что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шина что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шина что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шина что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шина

Хороший слух

Новоиспеченным владельцам Hi-Fi-систем вскоре стало ясно, что новые технологии требуют новых пространств для настоящего стереофонического звучания. Тем, кто никогда не уделял особого внимания эстетике, материалам и габаритам, пришлось тщательно все обдумывать, чтобы получить больше удовольствия от прослушивания.

В большинстве случаев покупка Hi-Fi-компонентов и акустики означала перестановку мебели, чтобы разместить новое оборудование и в идеале добиться максимально натурального звучания. Реорганизация пространства в домах была связана с изменениями самой личности в плане отношения к потребительской электронике. Любители стерео учились слушать музыку и привыкали к определенным культурным ценностям. В этом плане некоторые слушатели смогли развить то чувство, которое историк Джонатан Стерн (Jonathan Sterne) называет «хорошим слухом» (дословно «хорошее ухо», англ. «good ear»). Это стало «знаком отличия в современном мире». Развитие «хорошего слуха» связано с появлением «среднего класса как основной культурной категории» и приходом «новой эпохи звука».

что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шина

Представители этой новой эпохи с удовольствием создавали специальные пространства для прослушивания музыки. Гостиные превратились в «подготовленные для прослушивания комнаты», а не просто места для посиделок с семьей и друзьями на диване, где можно почитать или посмотреть телевизор.

С появлением стереосистем, гостиные стали выполнять роль помещений, буквально «подготовленных» для восприятия звука определенным образом. Домашнее стерео создало новую культуру прослушивания и новые способы организации частного пространства. Гостиные могли превращаться в танцевальные площадки, сцены, частные лаборатории для прослушивания аудио (особенно это касается любителей наушников) и площадки для демонстрации техники (здесь речь идет о тех, кто покупал самые лучшие компоненты и умело обращался с ними).

Помимо всего прочего, новые доступные высококачественные колонки и усилители могли играть на больших громкостях, поддерживая хорошее качество звучания. Музыка наполняла маленькие дома, составляя компанию домохозяйкам с их домашними делами, играющим детям и их отцам по вечерам и в выходные. Совершенно точно, что мужчины были основными покупателями Hi-Fi-систем. Однако женщины, как правило, чаще бывали дома и без сомнений им нравилось слушать музыку. Также они ценили стереосистемы за их способность занимать детей.

Новая «эпоха звука» поставила новые задачи перед строителями домов. Развитие индустрии звука на протяжении 20 века, включая акустические оформления, технологии и материалы, позволило добиться ранее недосягаемого контроля над звуком, особенно в таких больших общественных местах как симфонические залы и кинотеатры.

что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шина

Однако стереофония не сильно повлияла на технологию строительства домов для среднего и рабочего классов — быстровозводимых строений с использованием относительно недорогих материалов. Такие дома строились для тех, кто не мог позволить себе Hi-Fi-компоненты.

Когда проблема акустического оформления стала затрагивать индустрию жилых домов, основная задача заключалась в повышении уровня звукоизоляции комнат; особенной критике подверглись дома с открытыми планировками (об этом позже). Дизайнерские высокотехнологичные проекты домов со встроенными Hi-Fi-системами стали знаком отличия: теперь проводка прокладывалась на этапе строительства, акустика встраивалась в стены, а для компонентов изготавливали заказные стойки. В типовых домах, наоборот, проводка, колонки и компоненты требовали дополнительного пространства, которого и без того зачастую не хватало.

Когда использовать дорожки в стерео?

Стереотреки используются в тех случаях, когда нужно сохранить и передать естественные пространственные свойства записываемого сигнала. К примеру, дорожки оверхедов ударных и микрофонов комнаты, запись рояля, синтезаторов и бэк-вокала можно лучше оставить в стерео. Шины и посылы, собирающие информацию от эффектов, — реверберации и дилэя — также стоит держать в стереоформате.

Стереоисточники звука создают в миксе ощущение реализма и придают дополнительный объём звучанию.

Особенность стереосигнала в том, что информация в левом и правом канале разнится. Часть данных может совпадать, но в целом информация различается.

При полном совпадении данных в левом и правом канале звук собирается строго посередине и ничем не отличается от моносигнала. Когда информация слева и справа отличается по тембру, уровню громкости и таймингу (привет, даблтрек!), сигнал занимает собственное место на стереополе и не мешает другим звукам.

Однако реальность такова, что ни один стереотрек не несёт полностью различающуюся информацию в левом и правом канале. Так или иначе часть данных совпадает, образуя моносигнал.

При большом количестве стереодорожек информация суммируется и занимает всё пространство микса. Данные в моно внутри стереотрека начинают преобладать в общем звуке, совершенно разные по характеру звуки собираются в центре и мешают друг другу. Всё это приводит к нарушению панорамы и ширины стереокартины — микс становится узким и зажатым.

При выборе формата сигнала для дорожек между моно или стерео помните, что две монодорожки с различающейся информацией никогда не мешают друг другу. Различия в содержании и разделение по панораме попросту не позволят им свалиться в центр микса. Поэтому, если позволяют условия, лучше записать две монодорожки, разделить их по панораме и собрать на шине, чем работать с одним стереотреком.

Новости кодирования аудио

Вышла новая версия интересной утилиты под названием LossyWav. Суть и идея этой утилитки я в своё время подробно пояснил, вот тут читайте. Так вот, вышла новая версия, 1.4.0. Вот что нового:

* Code converted from Delphi to C++; Huge thanks to Tycho for kicking off the transcode; * WAVE64 and RF64 compatibility introduced for large audio files; * «—feedback» parameter introduced to allow noise introduced by bit-depth reduction to influence number of bits removed; * Optional «altfilter» noise-shaping filter creation method added to adaptive noise shaping method; * Optional curvilinear interpolation routine available in adaptive noise shaping method in addition to previous linear interpolation.

Утилитка располагается у нас на страничке с кодерами. Тут её обсуждение.

Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.

Комментарии к заметке ( )

Сведение музыки в моно

При стремлении к широко звучащему миксу моно всё равно остаётся основным форматом для работы с дорожками. Сведение в стерео даёт представление об итоговом звучании микса для слушателя, однако усложняет определение серьёзных конфликтов между сигналами.

Панорамирование становится ещё одной переменной, усложняющей работу. Сигналы расходятся по стереополю и вроде бы не мешают друг другу, но на деле ситуация может обстоять противоположным образом.

Чтобы исключить проблемы со стереосигналами, многие звукорежиссёры сводят музыку в моно. Временное объединение всей информации на одном суммирующем канале даёт более ясную картину взаимодействия звуков в пространстве микса.

что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шина

Для проверки проекта на предмет конфликтов достаточно переключить мастер-канал в моно, суммировав все сигналы на нём. Все программы для записи музыки умеют суммировать мастер-трек, не нарушая цепочки прохождения сигнала.

Соблюдайте симметрию

Стереоэффект базируется на симметрии между двумя каналами. Раньше, когда мы не понимали принцип работы стерео и не придавали должного значения интерауральным различиям, многие пытались отрегулировать разницу звучания каналов с помощью настройки баланса и эквалайзера. Результат получался очень печальным, так как эквалайзер и баланс не помогут решить проблему с интерауральными временными различиями.

Процессорная обработка может помочь, но лучше соблюдать симметрию насколько это возможно. Как правило, DSP-коррекция лучше всего проявляет себя, когда в АЧХ нет резких подъемов и спадов.

Стоит учитывать и ваше положение в пространстве. Слушатель должен сидеть так, чтобы его уши были равноудалены от колонок. Большинство аудиофилов стараются не забывать об этом, но все равно нужно относиться к процессу щепетильнее.

что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шина

Обратимся к цифрам. Наши уши способны улавливать различия вплоть до одной стотысячной секунды. Давайте нарочно занизим этот показатель до одной пятидесятитысячной. Важно то, как далеко звук успеет уйти за такой промежуток времени. Подсчитаем. За одну миллисекунду звук уйдет примерно на 30,5 см. За одну пятидесятитысячную секунды он убежит приблизительно на 0,6 см. Таким образом, чтобы получить от стереосистемы максимум, вам нужно точно замерить расстояние до каждой из колонок. Нужно постараться выставить их строго на одной линии. Здесь вам поможет измерительная рулетка.

Моносовместимость

Временное суммирование мастер-канала также позволяет протестировать микс на моносовместимость трека с различной аппаратурой. Моносовместимость показывает, как микс звучит в «боевых условиях» — на обыкновенной потребительской аппаратуре при «насильственном» объединении в один канал.

Может показаться, что такая монофикация музыки невозможна, ведь мир давно живёт в мире стереозвука — все продающиеся аудиосистемы обязательно работают в стерео. Однако на деле большинство стереосистем не настолько стерео, как может показаться на первый взгляд.

Дело в том, что зачастую динамики стереосистем располагаются слишком близко друг к другу. В случае обыкновенных музыкальных центров расстояние составляет порядка 20-40 см. Расстояние недостаточно для полноценного стереоэффекта, ввиду чего стереокартина сужается, приближаясь к монофонической.

При прослушивании через смартфоны, планшеты, ноутбуки, беспроводные колонки и прочие подобные устройства расстояние становится ещё меньше. Пространство настолько маленькое, что практически неотличимо от мономикса.

Учитывая, что потребительские устройства — основной источник воспроизведения, нужно обязательно проверять микс на моносовместимость.

Мы постоянно слышим в различных уроках, что микс в моно и стерео должен звучать идентично. Проверка в моно нужна не только для устранения конфликтов, но и для проверки микса с точки зрения конечного слушателя.

Если при суммировании в моно наблюдаются проблемы с моносовместимостью, ищите причину в структуре проекта и используемых эффектах. Среди основных причин плохой моносовместимости:

Подведем итог

Глаза следует закрыть, тело расслабить, головой не вертеть. Сидеть нужно на стуле или на кресле с низкой спинкой, комната должна быть мягкой. Колонки должны стоять симметрично и не слишком близко к стене. Кресло для прослушивания также стоит расположить подальше от задней стены. Никаких объектов между вами и акустикой!

что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шина

Если вы не соблюдаете хоть одно из эти правил, то вы еще не знаете, насколько хорошо работает стерео. Если же сделать все правильно, стереозвук можно будет сравнить с миражом. Приятного прослушивания!

Оригинал: How to Listen to Stereo. Six Tips for Optimizing the Listener Experience

(Фото никак не относятся к советам автора и поставлены только для оформления статьи)

Моно или стерео

Как бы то ни было, треки в моно и стерео — базис любой сессии. Знание о том, какой формат больше подходит для разных сигналов и дорожек поможет добиться лучших результатов и сделать микс чище.

Что должно быть в моно

Что должно быть в стерео

Уберите все лишнее рядом с вами

Рядом с вашими ушами также не должно быть никаких посторонних объектов. Например, вам не нужно кресло с высокой, огибающей голову спинкой. Лучше всего сидеть на специальном стуле или на кресле с низкой спинкой. Если ваша спина не выдержит такого испытания, то хотя бы выберите кресло, спинка которого не доходит до головы, и убедитесь, что обивка кресла мягкая.

что такое стерео шина. Смотреть фото что такое стерео шина. Смотреть картинку что такое стерео шина. Картинка про что такое стерео шина. Фото что такое стерео шина

Диваны и кресла из плотной кожи не подходят, так как они отражают высокие частоты. Если у вас такое кресло, то накройте его пледом. Лучше всего использовать стул или кресло с низкой спинкой. Попробуйте сами — и вы поймете, насколько лучше зазвучала ваша система.

Аудио юмор — музыкальные причитания японского политика

На CDM увидел заметку (дело было в ночное время) и по неосторожности включил видео и начал слушать. Чуть не перебудил всех своим смехом. До слёз, просто до слёз. Неожиданно! Свежо!

На втором варианте я уже почти лежал под столом, но, оказалось, что второй вариант ещё опаснее первого!

Мне думается, что это ж целое поле креативной деятельности — брать записи выступлений и перекладывать их таким вот способом в музыкальный ряд! Это ж неслыханные возможности открываются! Целые оперные арии!

Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.

Комментарии к заметке ( )

Аудио всячина

Yamaha празднует в этом году сорокалетие своих синтезаторов, начиная отсчёт от синтезатора SY-1, выпущенного в свет в 1974 году.

На своём сайте компания публикует, в хронологическом порядке, всю историю своего «синтезаторостроения». Всего ожидается публикация 5 частей, один раз в месяц, с июля по ноябрь.

Очень впечатлившее меня исполнение на терменвоксе:

Если вы не в курсе, то поясню, что исполнение на терменвоксе является очень сложным и тонким делом. Увидел на synthtopia.com.

В прошлом выпуске я публиковал призыв поддержать проигрыватель foobar, чтобы он смог мигрировать на мобильные платформы. Уж не знаю помогло ли конкретно моё воззвание, но в результате деньги собраны (автор собирал 100 тысяч долларов), и мы можем надеяться, что плеер действительно появится на всех основных мобильных платформах — Android, iOS, Windows Phone.

ASIO4ALL — драйвер аудио для Windows, превращаюзий всякую аудио карточку в ASIO-устройство, обновился до версии 2.11. Это довольно знаменательное событие, поскольку в последний раз программа обновлялась более четырёх лет назад. Вот список новшеств:

Программа, как всегда, бесплатна. Брать тут.

Виниловый диск Jack White «Lazaretto», о котором я писал в прошлом номере, стал самым продаваемым виниловым альбомом за последние 20 лет. С июня по август было продано 240 тысяч дисков этого альбома. Для сравнения, второй по продаваемости альбом 2014 года набрал чуть менее 30 тысяч продаж. Очень внушительное достижение. Впрочем, это не мудрено — диск вышел интересным, возможно, даже не столько в музыкальном смысле, сколько в качестве коллекционной диковинки со множеством интересных и нетипичных решений, примененных в его печати и изготовлении.

Забавная/небесполезная задумка по превращению всякой MIDI-клавиатуры в дополнителное средство управления, например, средой программирования.

Варган… Но не обычный, а тональный варган Саяна Андриянова:

Тут ещё немного песен с этим варганом.

Carolina Eyck, — музыкант с мировым именем, исполняющая на терменвоксе, рассказывает о том, как обращаться с этим инструментом. Посмотрите здесь, очень интересно. Кстати, она же даёт ту же самую лекцию и на чистом японском… Между прочим, Каролина является автором книги «Искусство игры на терменвоксе» («The Art of Playing the Theremin»).

Агентство NASA опубликовало на SoundCloud целую подборку настоящих космических звуков и эфирных речевых записей, которые разрешено свободно использовать.

Там и записи сигналов спутника, и переговоры, и команды. Много всего интересного и, самое главное, настоящего. Слушаем/качаем.

Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *