что такое степ в танцах
Танец Степ
Описание
Степ — является разновидностью танцев, особенностью которой считается ударная ритмическая работа ног. «Степ» с английского языка переводится как «шаг», этот термин в английском языке объединяет любой танец, который включает в себя упор на работу ног. Степ обычно исполняется в специальной обуви, которая дает звонкий стучащий звук. Основателями жанра считаются братья Николас, Сэмми Дэвис-младший, Билл Робинсон, они использовали для исполнения дубовый пол и твердую подошву.
Основные движения
Одинарные удары
Двойные удары
История возникновения
Степ появился на свет благодаря смешению афроамериканского и ирландского танцев. Особую популярность получил в Соединенных штатах и, на рубеже 19-20-го веков, выделился как новый танец.
В 30-40-е годы появились музыкальные голливудские картины, он стал еще популярнее, Пол Дрейп, Фред Астер, Рей Болджер привнесли в него элементы из современных направлений. Движения классического балета обогатили эстетику танца. Джаз естественным образом способствовал распространению танца и добавил мелодическую и сложную ритмические основы.
70-е годы принесли степу новое рождение, благодаря старым мюзиклам США. Стали открывать танцевальные школы.
В СССР степ не был официально признан, но братья Гусаковы пользовались известностью.
После распада СССР это направление начинает активно развиваться. Становятся известными Владимир Кирсанов, Сергей Остапенко. Алексей Грилко, Александр Останин, Олег Федоткин.
Знакомство: Степ
Джаз. Характерный стук набоек и невероятно быстрая работа ног. Степ. Станцевать в голову не приходило?
Зачем, если ты увлекаешься модными музыкальными направлениями и совсем не разбираешься в джазовой культуре? А для того, чтобы понять, сколько еще возможностей есть в танце, и поставить оригинальный номер в современном стиле. Степ сегодня танцуют под хип-хоп и R&B.
Во-первых, правильно будет не «степ», а «тэп» (tap dance – по-американски). Он появился в Америке как сплав танцев чернокожих рабов и ирландской жиги. Вырос и окреп вместе с джазом. Потом стал частым гостем черно-белого кино, модных салонов и бродвейских мюзиклов. Был привезен в Россию, где его демонстрировали даже при царском дворе. А потом назвали буржуазным танцем и ощутимо «наступили на ноги» нашим степистам. Со временем и сами капиталисты подзабыли этот немного хулиганский и в то же время элегантный танец.
А что сейчас? Думаешь, tap dance превратился в ретро? Остался модным направлением начала ХХ века и только? Отнюдь. Степ изменился и не ушел с танцевальной сцены.
Есть Международный день степа – 25 мая. Очень шумный праздник: в 2000 году в Вашингтоне степ на улицах города танцевало 6500 человек. Еще есть Ежегодный Чемпионат мира по степу. Феерическое шоу «Lord of the dance». И популярные бродвейские мюзиклы.
В Европе, не говоря уже об Америке, степ для непрофессионалов стал чем-то вроде аэробики. В школу степа приходят как в фитнес-клуб: отбивать чечетку намного веселее, чем пыхтеть над силовыми упражнениями.
В России дела у степа обстоят несколько скромнее. Нашим степистам вообще пришлось нелегко. Не было соответствующей танцевальной культуры и хороших хореографов. Поэтому танцевальные постановки собирали, можно сказать, по кусочкам: из старого западного кино, записей выступлений всемирно известных мастеров степа, таких как Фред Астер. И редких мастер-классов опять же западных хореографов.
Президент Московской Тэп Дэнс Федерации (МТДФ), создатель оригинального номера «Степ на руках» Константин Невретдинов признался: «Степ на руках я стал танцевать от безысходности. Потому что понимал: достичь такого уровня мастерства в России очень сложно. Нужно либо родиться в Америке, либо, по крайне мере, заниматься у американских педагогов».
Некоторые особо преданные своему делу, то есть степу, действительно уезжали учиться в США. А потом возвращались в Россию и открывали свои школы. В одну из таких российских школ с американской традицией (она так и называется «Русская Школа Американского Степа») iDance попал на занятие.
Школа степа – это нечто особенное. Стук слышен везде: в зале, где идет репетиция, в коридоре и раздевалках, где дожидаются своего времени начинающие степисты. Глядя, с каким вдохновением и энтузиазмом ученики отрабатывают движения и удары, невольно проникаешься сочувствием к их соседям.
Впрочем, может, соседям нравится? Стук этот очень музыкальный и весьма заразительный. Услышав его, хочется вскочить и отстучать что-нибудь самостоятельно. А это оказывается непросто.
Даже простые элементы получаются далеко не сразу. Недостаточно сделать движение технически верно. Надо еще сделать его очень быстро и так, чтобы набойки четко отбивали ритм. Это не просто танец. Это еще и музыка ног!
Поэтому на связках теряешься совсем и начинаешь путать пятку с носком. А утверждение, что в степе вообще-то ценится импровизация, а не заранее поставленный и отрепетированный номер, воспринимаешь как издевательство.
Правда Светлана, одна из учениц школы, успокоила: месяцев за шесть можно научиться вполне прилично отбивать чечетку, а через год — попробовать свои силы на отчетном концерте.
На урок степа полезно сходить всем танцорам (независимо от направления). И не ради интереса или расширения кругозора, а для пополнения своей танцевальной базы. Ведь степ – танец подвижный. Не в том смысле, что много двигаешься (это и так понятно). А в смысле, что его можно «переложить» на любой современный стиль: будь-то R&B или хип-хоп. В степе можно отыграть ногами какой угодно ритм.
Так что, если хочешь выработать оригинальную манеру исполнения, найти свою «фишку» в танце, использование элементов степа может вполне стать твоей визитной карточкой. По словам Константина Невретдинова, тэп-дэнсеров у нас не так уж много. Поэтому есть шанс оказаться в ряду первопроходцев. Ну, а если проникнешься степом настолько, что решишь сам продвигать его в массы, можешь поступить в Институт танца при Университете Славянской культуры, где с этого года начали готовить педагогов — хореографов степа.
Освоить основные удары и научиться отбивать ритм – еще полдела. В степе, как ни в каком, наверное, другом танце важны «технические моменты». А именно: обувь, покрытие пола и так называемая «подзвучка».
То, что на ботинки степистов крепятся набойки – на пятку и носок — это мы знаем. А знаешь ли ты, что набойки делаются из особо крепких и звонких авиационных сплавов, крепятся к ботинкам на шурупы (что предпочтительнее) или заклепки; а звучание набоек определяется тем, насколько сильно они этими шурупами затянуты? Выбирать набойки надо уметь (кстати, в Москве не так уж много мест, где можно купить обувь для степа). Совет: в магазине попроси сразу несколько комплектов набоек и по одной бросай их на пол. Купить стоит ту пару, звук которой при падении будет абсолютно одинаков по тону – только тогда и во время танца удары будут ровными.
Пол. Идеальный вариант – дубовый паркет. Чаще tap-dancer-ам приходится танцевать на полу, выложенном из листов фанеры (причем листы должны быть не толще 18 мм). Ну, а если выбирать не приходится, пусть хотя бы пол не будет скользким! Правда, в некоторых случаях чечетку танцуют на водном покрытии в сантиметр толщиной или на песке.
Теперь о том, как степисту быть услышанным зрителями. Как правило, на полу сцены ставятся специальные микрофоны. Причем разные для авансцены и для середины сцены; за спиной танцующих микрофонов быть не должно. Радиомикрофоны могут крепиться и прямо к ботинкам танцора обычным пластырем.
В некоторых случаях можно обойтись и без всех этих тонкостей и нюансов. Например, на одном из корпоративных мероприятий iDance посчастливилось наблюдать замечательный дуэт степ-мастеров «Братьев Стукачевых». Ребята просто бросили на пол лист фанеры и время от времени подносили обычный микрофон к своим ботинкам. Даже такой эконом-вариант степа зрители встретили на «ура». А значит, американскому tap-dance удается достучаться до российской публики.
Энциклопедия танца: Степ или чечетка
Степ вместе с такими жанрами, как фламенко, народная чечетка, является перкуссионным (percussion – с латинского языка «выстукивание») видом танца.
Степ или чечетка – это живой и динамичный танец, замысловатость которого складывается из ритмичных ударов ногами о твердую поверхность для создания звонких дробных звуков
Чистота и изящество техники степа, виртуозные движения ног танцора в гармонии с музыкой создают не только зрелищный танец, но и неповторимый слуховой ряд, состоящих из разнообразных дробных звуков.
Характеристики танца
Степ (Tap) – это американский танец, но в несколько измененном виде он получил развитие и в Европе. Основной чертой американской чечетки, которую называют джазовой, являются свободные движения, что делает танец очень изящным и плавным. Европейский стиль чечетки больше похож на ирландский или английский танец, который танцуют в деревянных башмаках (сельская чечетка). Движения данного стиля более пружинистые, но тело танцоров остается неподвижным. Какой бы стиль вы не выбрали, основной особенностью этого танца является то, что исполнители всегда импровизируют, выражая свое настроение посредством танца.
Интересные факты о степе
Степисты являются не только танцорами, но и музыкантами, где музыкальный инструмент – это ноги. Степ (tapdance) – это способ самовыражения. Как джазовые музыканты в импровизации, танцоры выстукивают тот ритм, который им подсказывает их настроение, биение сердца и ритмы жизни.
История возникновения степа
«Степ» с английского языка переводится как шаг, хотя для танца с этим названием было бы характернее слово «теп» (от английского «стучать»). Как чечетка это танец странах постсоветского пространства.
Легенды доносят до нас удивительные истории, где рождение степа связывают то с древнеегипетскими жрецами, которые, поклоняясь богу Ра, исполняли ритуальные танцы на барабанах, ударяя в них ногами, то с африканскими музыкальными и танцевальными традициями, где звук нес определенную информацию.
Наиболее популярная версия говорит о том, что степ имеет одновременно как европейские, так и африканские корни, которые переплелись на американском континенте. Степ появился в Америке благодаря смешению многих культур, имеющих сходные танцевальные движения, прежде всего, исходящие из ирландских и африканских традиций. Конец XIX и начало XX века считают временем появления чечетки и постепенным ее распространением по всему миру.
Характерный во время исполнения танца стук, появляющийся благодаря ударной работе ног, сначала извлекали с помощью жесткой обуви на твердых деревянных поверхностях, но со временем для усиления звука стали набивать подходящие предметы: мелкие монеты, пивные пробки, металлические скобы. Настоящим изобретением было появление специальных металлических набоек.
Существует легенда, что в 1907 году степ был впервые продемонстрирован американскими танцорами афроамериканского происхождения в Петербурге. Они были удостоены чести выступать на приеме в Зимнем дворце. Особенности американского степа были подхвачены русскими танцорами, ранее использовавшими русские дроби и цыганскую чечетку.
В начале XX века появились два направления в развитии степа. Одно было связано с большой скоростью и перемещениями. Наиболее популярными танцорами в этом направлении считают Джимми Дойла и Харланда Диксона. Второе направление отличалось элегантной и изящной манерой, и его типичным представителем в те времена был Джордж Праймроуз.
Особой популярностью в 30-40 годах XX века степ обязан голливудским мюзиклам. Внимание к нему было приковано еще и потому, что четкие ритмы стали ассоциироваться с техническим прогрессом, звучанием железных дорог и автомобилей.
Можно сказать, что степ рос и развивался одновременно с джазом, расширившим мелодический и ритмический репертуар этого танца. Синкопированный строй джазовых композиций идеально сочетался с движениями степа. Став частым гостем мюзиклов, эстрады и черно-белого кино, степ уверенно завоевывал мир.
Известные актеры и танцоры обогатили степ за счет элементов из классического балета и современных танцев.
Даже потеряв особую популярность в 50-х годах прошлого века, степ не был забыт. Об этом говорит празднование Международного дня степа 25 мая.
Современный степ, безусловно, изменился, но по-прежнему привлекает внимание на танцевальной сцене. Со временем в Европе и Америке также появилось новое направление для любительского танца – нечто похожее на аэробику только в сочетании со степом.
Виды степа и их особенности
Степ называют музыкой ног, поэтому он может исполняться под различные музыкальные композиции и даже совсем без музыки.
Названия шагов и ударов ног традиционно называют по-английски. Все шаги могут сочетаться как в одной постановке, так и выполняться, как отдельные направления (виды) степа.
Самыми популярными из них являются:
Основные движения степа
Одинарные удары
Step-ball, step-ball – простой одинарный шаг, выполняется одной ногой, при этом переносится вес тела, касание пяткой пола не происходит. Может выполняться с шагом на месте, в сторону, назад, вперед;
Clap – хлопок ладошами;
Pick up – поднять колено после выполнения движения «метла»;
Двойные удары
Slap – шлепок –движение выполняется как флеп. Только после движения нога от пола не отрывается;
Scuffle – волочить – принцип движения такой же, что и у шаффла, сначала пола касается носок. Потом пятка в направлении от себя, потом пятка, а после нее носок к себе. Тело находится всем весом на опорной ноге;
Танец степ продолжает оказывать влияние на другие танцевальные стили и, вероятно, продолжит влиять на развитие всей американской танцевальной культуры. Ирландский степ, который приобрел популярность благодаря знаменитому шоу Riverdance, является производным от американского степа. Другие стили танца, которые связаны со степом – чечетка, клоггинг и хип-хоп. Степ был одним из первых танцев, которые «привезли» в Соединенные Штаты, и это оказало большое влияние на развитие американской культуры танца.
История одного танца. Чечётка
Степ или чечетка – это живой и динамичный танец, замысловатость которого складывается из ритмичных ударов ногами о твердую поверхность для создания звонких дробных звуков.
Чистота и изящество техники степа, виртуозные движения ног танцора в гармонии с музыкой создают не только зрелищный танец, но и неповторимый слуховой ряд, состоящих из разнообразных дробных звуков.
История возникновения степа
«Степ» с английского языка переводится как шаг, хотя для танца с этим названием было бы характернее слово «теп» (от английского «стучать»). Как чечетка это танец странах постсоветского пространства.
Легенды доносят до нас удивительные истории, где рождение степа связывают то с древнеегипетскими жрецами, которые, поклоняясь богу Ра, исполняли ритуальные танцы на барабанах, ударяя в них ногами, то с африканскими музыкальными и танцевальными традициями, где звук нес определенную информацию.
Наиболее популярная версия говорит о том, что степ имеет одновременно как европейские, так и африканские корни, которые переплелись на американском континенте. Степ появился в Америке благодаря смешению многих культур, имеющих сходные танцевальные движения, прежде всего, исходящие из ирландских и африканских традиций.
Характерный во время исполнения танца стук, появляющийся благодаря ударной работе ног, сначала извлекали с помощью жесткой обуви на твердых деревянных поверхностях, но со временем для усиления звука стали набивать подходящие предметы: мелкие монеты, пивные пробки, металлические скобы. Настоящим изобретением было появление специальных металлических набоек.
Существует легенда, что в 1907 году степ был впервые продемонстрирован американскими танцорами афроамериканского происхождения в Петербурге. Они были удостоены чести выступать на приеме в Зимнем дворце. Особенности американского степа были подхвачены русскими танцорами, ранее использовавшими русские дроби и цыганскую чечетку.
В начале XX века появились два направления в развитии степа. Одно было связано с большой скоростью и перемещениями. Наиболее популярными танцорами в этом направлении считают Джимми Дойла и Харланда Диксона. Второе направление отличалось элегантной и изящной манерой, и его типичным представителем в те времена был Джордж Праймроуз.
Особой популярностью в 30-40 годах XX века степ обязан голливудским мюзиклам. Внимание к нему было приковано еще и потому, что четкие ритмы стали ассоциироваться с техническим прогрессом, звучанием железных дорог и автомобилей.
В то время как этот стиль танца возник в начале 1800-х годов, прошло целых 100 лет, прежде чем этот жанр стал популярным в национальном масштабе.
Можно сказать, что степ рос и развивался одновременно с джазом, расширившим мелодический и ритмический репертуар этого танца. Синкопированный строй джазовых композиций идеально сочетался с движениями степа. Став частым гостем мюзиклов, эстрады и черно-белого кино, степ уверенно завоевывал мир.
Известные актеры и танцоры обогатили степ за счет элементов из классического балета и современных танцев.
Даже потеряв особую популярность в 50-х годах прошлого века, степ не был забыт. Об этом говорит празднование Международного дня степа 25 мая.
Современный степ, безусловно, изменился, но по-прежнему привлекает внимание на танцевальной сцене. Со временем в Европе и Америке также появилось новое направление для любительского танца – нечто похожее на аэробику только в сочетании со степом.
Виды степа и их особенности
Степ называют музыкой ног, поэтому он может исполняться под различные музыкальные композиции и даже совсем без музыки.
Названия шагов и ударов ног традиционно называют по-английски. Все шаги могут сочетаться как в одной постановке, так и выполняться, как отдельные направления (виды) степа. Самыми популярными из них являются:
Чередование чечеточных комбинаций и акробатических трюков.
Ballet tap, classical tap (балетный тэп, классический тэп)
Введение балетных движений в чечеточные ритмы.
Cane tap (тэп-танец с тростью)
Трость используется в танце как для создания сценического образа, так и для выстукивания в сочетании с ритмами ног.
Tap dance, tap (тэп-денс)
Четкие ритмические рисунки, которые создаются при выстукивании стопой, пяткой и носком.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Первым танцором этого направления, изумлявшим публику своим необыкновенным искусством двигаться по сцене, был Билл Робинсон.
«Золотым» временем степа стали 30-40 годы двадцатого века. Благодаря голливудским мюзиклам, в которые стали включать степ, его популярность выросла необычайно. Но при этом сам танец стал меняться. Исполнителями джазового степа в основном были афроамериканцы, в американском же кино киногерои предпочтительно должны были быть белыми. Это привело к возникновению нового стиля исполнения степа, и большая заслуга в этом принадлежит американцу Фреду Астеру.
Имея за плечами балетную школу, он и в исполнение степа привнес элементы балета и бальных танцев, а также актерский образ. И в своих танцах демонстрировал не только отточенную технику, но и великолепную актерскую работу.
Всегда внутренне собранный на сцене, внешне он выглядел необыкновенно раскованным и пластичным. « Я всегда стремлюсь придать моему танцу эффект свободно парящей птицы. ». А его сценический образ элегантного мужчины, дополненный цилиндром и тростью, стал настоящим эталоном стиля.
Астер заслуженно носил звание лучшего танцовщика 20-го века, с этим были согласны даже такие именитые балетные танцоры, как Рудольф Нуриев и Михаил Барышников.
Что же касается афроамериканских танцоров степа, то они, если и появлялись в голливудских фильмах, то танцы в их исполнении представляли собой лишь отдельные «вставные» номера. В качестве примера можно привести песню-танец «Чаттануга Чу-чу» из фильма «Серенада Солнечной Долины» в исполнении необычайно яркого дуэта – братьев Николас.
После выхода этого фильма на экраны степ начал свое триумфальное шествие по миру.
Еще один умопомрачительный танец степ-дуэта с мелькающими как молнии ногами братьев Николас в фильме «Ветреная погода»:
Степ перестает быть исключительно мужским танцем, среди степистов появляются и женщины. И в первую очередь следует упомянуть Элеанор Пауэлл.
Отдельной строкой в истории степа стоит исполнение этого танца Марикой Рёкк.
« Степ да степ кругом… »
Не менее интересна история степа в России. Настоящий перепляс устраивали в одесских кабаках чернокожие матросы с приплывающих сюда пароходов. Их заразительную манеру быстро освоили наши танцоры, только в России этот танец прозвали чечеткой. Танец полюбился, его с упоением танцевали повсюду, в каждом дворе, в каждой подворотне. Исполнением чечетки под « Лам-ца, дри-ца, ум-ца-ца! » заканчивали свои выступления все одесские куплетисты и конферансье. Одесса приняла этот танец, как свой родной, не зря Леонид Утесов говорил про него: « Чечетка, как и джаз, родилась в Одессе на Малой Арнаутской, а не в Америке… »
В 20-30 годы одним из самых популярных чечеточников был Николай Винниченко. Танцевал он в паре с чернокожим танцором из Марокко, совместный их номер назывался «Black and White». Хотя степ, также как и джаз, считался пережитком буржуазной культуры и подвергался всяческим нападкам, популярность его была огромной. В народе даже русскую народную песню про степь, шутя, пели: « Степ да степ кругом… ».
Не менее знаменитым был в то время и степист Владимир Зернов. Клипу с его участием, снятым в 1947 году, стоя, рукоплескал Голливуд. И до сих пор им восхищаются.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: