что такое стационарный валидатор
Валидатор (устройство)
Валида́тор (от англ. valid — действительный, имеющий силу, правомерный) — электронное или механическо-электронное устройство, предназначенное для отображения и/или проверки информации документов (проездных билетов общественного транспорта, пропусков) записанных на бесконтактные или контактные электронные носители для оперативного контроля за правомерностью прохода пассажира в салон автобуса, троллейбуса, трамвая и иных подобных видов наземного транспорта, на посадочную платформу в метро, на железной дороге и других видах транспорта, где контроль оплаты проезда осуществляется за пределами транспортного средства, или сотрудника в офис. Часто совмещён c турникетом.
Преимуществом валидатора служит высокая степень учёта пассажиропотока на транспорте, возможность точного контроля над посещением закрытых офисов и предприятия и сравнительно недорогая цена обслуживания устройства.
Содержание
Валидаторы на транспорте
Московское метро
Московский наземный транспорт
Правительство Москвы мотивировало решение об установке устройств большим количеством безбилетных пассажиров, ездящим по поддельным документам.
Санкт-Петербург
С января 2007 года на большинстве социальных маршрутов общественного транспорта города у кондукторов появилось устройство для считывания информации с проездных документов — валидатор. Позже валидаторы появились у водителей маршрутов, которые не имеют кондукторов.
К 2011 году большая часть городских автобусов была переведена на новую систему электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП). Данная система предусматривает наличие стационарных валидаторов в салоне транспорта на поручнях (от 4 до 8 штук), которые позволяют пассажиру самостоятельно производить оплату проезда (валидацию электронного проездного билета). [3] [4] [5] [6]
В состав СЭКОП входят валидаторы двух типов простые и информационные. Простые валидаторы имеют светодиодную индикацию, которая информирует пассажира о следующих событиях:
Информационные валидаторы имеют ЖК дисплей, который, помимо индикации событий аналогичных простому валидатору, может выводить информацию об электронном проездном билете (срок действия, ресурс поездок или баланс в зависимости от типа ЭПБ). Для получения такой информации, необходимо сначала оплатить проезд, затем снова приложить билет к информационному валидатору. Валидатор покажет что билет приложен повторно, и через некоторое время отобразит информацию о ресурсе ЭПБ.
Другие города
В Кемерово оплатить проезд подобным образом можно с января 2010 года. Система введена во всех автобусах, троллейбусах и трамваях города. При оплате при помощи транспортной карты возможна экономия до 1 руб на одну поездку.
В городе Алма-Ата (Казахстан) с января 2008 года система оплаты проезда через валидатор с помощью электронной карты или наличными действует во всех трамваях и троллейбусах города. В автобусах данная система не получила распространение, на многих автобусах валидаторы были установлены, но не действуют. В 2011 году действующие валидаторы были введены на нескольких автобусных маршрутах и принимают только железные деньги, так как система считывания купюр и пункты пополнения магнитных карт системы eCash не функционируют, а зачастую и отсутствуют вовсе.
В Ярославле с 2010 года во всех видах общественного транспорта введена система оплаты при помощи пополняемого электронного проездного(оплата производится на месяц вперёд). Валидаторы предоставлены кондукторам и водителям. Также осталась возможность приобретения обычных билетов разовой поездки.
Как работают валидаторы в автобусах? Как с одной карты можно считывать и поездки, и деньги?
Как пример возьмем карту «Стрелка» и схожую с ней по функционалу карту «Тройка». Первая предназначена для проезда в автобусах Московской области, вторая для проезда в Московском метро. У валидатора «Стрелки» есть два режима работы: оффлайн режим и онлайн режим. В режиме онлайн валидатор связывается с сервером «Стрелки» и передает ему информацию о считанной карте. Сервер проверяет информацию, возвращает данные о количестве денег на счете и другую полезную информацию, которую валидатор записывает на карту, после чего печатает билет. Если же связь с сервером недоступна, валидатор переходит в режим оффлайн. В этом режиме он считывает необходимую информацию непосредственно с самой карты и записывает новые данные самостоятельно, а после передаст серверу, с какой карты сколько денег списал. Например, если внести деньги на пустой счет карты во время поездки через интернет, а валидатор не сможет связаться с сервером в процессе проверки карты, он не распечатает билет, т.к. на карте еще не записана информация о зачисленных средствах. Если валидатор успешно свяжется с сервером, он обновит информацию на карте во время следующей проверки. Тоже самое касается «Тройки» Московского метро, с той разницей, что валидаторы на турникетах большинства станций не связываются с серверами в процессе работы, а умеют только считывать информацию с карты. Оплатив проезд через интернет, держатель карты в любом случае обязан записать информацию о поездках на карту, синхронизировать информацию с серверами «Тройки». Сделать это можно с помощью терминала в метро, к которому достаточно просто поднести карту или с помощью мобильного телефона с поддержкой NFC. Существуют так же валидаторы, которые всегда работают в режиме оффлайн, например, коломенские проездные карты АК-1417. Зачислить средства на них через интернет нельзя, потому что валидаторы не имеют связи с базой данных и не могут самостоятельно записать информацию на карту. Для пополнения таких проездных нужно приходить в кассу и записывать поездки на карту там. При этом валидатор не может сверить данные о поездках с сервером, он только записывает новые данные, основываясь на том, что уже записано на карте.
Что, впрочем, отнюдь не гарантирует бесперебойную работу самого электронного устройства. Как признали в ЕМУП «Гортранс», во время тестирования валидаторы нередко «зависали». И над решением этой проблемы сейчас продолжают работать специалисты.
В Екатеринбурге бумажный билет гарантирован. Даже если в устройстве закончится лента.
Тем временем в комитете по транспорту обещают, что в сентябре город получит по нацпроекту еще 60 автобусов, оборудованных терминалами. Планируется, что они будут курсировать по 24-му и 18-му маршрутам. Коммерческие перевозчики на автобусах малого и среднего класса пока работают по старинке: их установкой терминалов не озадачивают. Возможно, потому, что негативная реакция предпринимателей ожидаема: покупка даже двух устройств для двухдверного пазика обойдется приблизительно в 300 тысяч рублей (а это почти пятая часть стоимости нового автобуса). К тому же «молчаливые кондукторы» не гарантируют собираемость платежей. Кстати, еще несколько лет назад коммерсанты выдвигали ультиматум о повышении стоимости проезда до 70 рублей, так что маловероятно, что они согласятся на новые расходы при прежних доходах.
Валидаторы в России заменят турникеты в автобусах
Валидаторы в автобусах — новшество, которое постепенно внедряют в России с целью перехода на новый формат оплаты проезда в общественном транспорте. С помощью валидаторов пассажиры имеют возможность расплачиваться за проезд безналичным способом — банковской картой или через смартфон. В Москве с 1 сентября 2018 года в наземном общественном транспорте турникеты отойдут на второй план, а вместо них появятся новейшие валидаторы.
Что такое транспортный валидатор
Валидатор — механическо-электронное устройство, которое предназначено для проверки и отображения документов. Преимуществом валидаторов в общественном транспорте считается высокий уровень контроля над потоком пассажиров и невысокая комиссия за обслуживание.
Впервые валидаторы появились в России в 2001 году. В рамках эксперимента по внедрению автоматизированной системы контроля проезда устройство протестировали в Зеленоградской области. Результаты эксперимента оказались удовлетворительными — безбилетников стало меньше. Однако большинство россиян настороженно отнеслись к нововведению, посчитав внедрение валидаторов излишней мерой.
В 2018 году у современных пассажиров увеличилась потребность в использовании валидаторов. Наличие у устройства POS-терминала T2100 позволяет расплачиваться за проезд не только с помощью Mifare-карт, но также с использованием бесконтактных банковских карт PayPass и PayWave.
Пассажиры могут без проблем оплатить проезд в транспорте с помощью смартфона, не прибегая к снятию наличных средств. Учитывая то, что безналичный метод оплаты пользуется среди жителей России особой популярностью, данное новшество многим позволило бы сэкономить время и деньги.
Как работает валидатор в автобусе
Валидаторы в России бывают разных видов. Самые распространенные из них — поддерживающие оплату с помощью карт «Тройка», «Единый» и «Стрелка». Принцип работы валидаторов в автобусах достаточно прост: устройство считывает информацию с карты путем идентификации NFC-метки.
Перечисленные валидаторы могут работать в режиме онлайн и оффлайн. Первый режим работы валидатора подразумевает моментальное снятие средств с карты пассажира путем соединения с сервером, после чего распечатывается билет. Во втором случае, когда соединение с сервером отсутствует, владелец карты все равно может получить билет и отдать средства во время последующего использования. Не редко такие устройства соеденены с турникетами.
Самые новые валидаторы для автобусов разработаны на базе бесконтактного терминала T2100. Они способны дистанционно загружать банковские мастер-ключи и автоматически распознавать различные документы.
В частности, к оплате принимаются:
Увеличение цен на проезд в общественном транспорте из-за валидаторов
С 1 сентября 2018 года в Москве валидаторы появятся во всех городских автобусах и троллейбусах. Пресс-служба московской мэрии сообщила о приобретении 6 тыс. валидаторов. Отмечается, что турникеты в общественном транспорте будут упразднены.
Эксперты считают, что нововведение повлечет за собой увеличение цен на проезд в наземном городском транспорте. Вывод был сделан на основании стоимости подключения валидаторов к системе обслуживания, которая в среднем оценивается в 1,5 тыс. руб. в месяц.
Минимальная стоимость валидатора – 18,5 тыс. руб. По подсчетам специалистов, расходы на установку валидатора в один автобус составляют 771 руб. в месяц.
Валидаторы начали работать в нижегородских автобусах. Но только
Теперь на ряде маршрутов через них можно оплатить проезд транспортной картой
Установить такие аппараты в салоны автобусов и троллейбусов город пытается уже восемь лет
Фото: Наталья Бурухина
То, чего долгие годы ждали нижегородские пассажиры общественного транспорта, наконец случилось: в автобусах наконец-то заработали валидаторы. Правда, далеко не во всех — аппараты, через которые можно оплатить проезд, не передавая мелочь на другой конец салона, есть только на ряде маршрутов. В компании «Ситикард» корреспондентам NN.RU рассказали, где именно.
При этом, как утверждают создатели транспортных карт, в скором времени они должны появиться и на автобусах, следующих по другим направлениям:
— В настоящее время завершено обновление программного обеспечения, и все 600 стационарных транспортных валидаторов готовы к эксплуатации. Сейчас завершено тестирование принтеров печати билетов для подтверждения оплаты проезда, которыми дополнительно должны оснащаться все валидаторы. Уже началось их массовое подключение и запуск, — рассказали в «Ситикарде».
Правда, ответить на вопрос о том, на каких именно маршрутах они должны появиться и когда это случится, в компании не смогли.
Напомним, обзавестись валидаторами в общественном транспорте Нижний Новгород пытается уже давно. В первый раз власти их пытались установить еще в 2013 году и даже сделали это, однако спустя всего месяц разорвали отношения с обслуживающей компанией и демонтировали оборудование. Вторую попытку их установки власти предприняли в конце 2018-го, и снова неудачно. В течение долгих месяцев они были закрыты предупреждающими табличками и пакетами. А в 2020 году их и вовсе убрали из салонов. Как оказалось, причина была в том, что в них не оказалось специального программного обеспечения, адаптированного под нижегородские условия оплаты проезда, а также посредством их было невозможно распечатать билеты для контроля. К началу 2021 года Минтрансу все же удалось решить проблему с программным обеспечением, и теперь есть надежда, что аппараты станут доступны для пассажиров.
Кстати, в 2018 году Минтранс также проводил эксперимент, чтобы узнать, будут ли нижегородцы оплачивать проезд через валидаторы при отсутствии кондуктора в салоне. Эксперимент прошел успешно — видя их, большинство пассажиров добровольно покупало билеты.