что такое статический радиус шины
ГОСТ 22374-77 Шины пневматические. Конструкция. Термины и определения (с Изменением N 1)
ПАРАМЕТРЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ШИН
59. Профиль пневматической шины
Контур покрышки пневматической шины в радиальной плоскости колеса
59a. Поперечное сечение шины
Е. Cross-section (tyre)
Сечение шины радиальной плоскостью колеса
60. Наружный диаметр пневматической шины
Наружный диаметр шины
Е. Overall diameter
F. Diametre
Диаметр наибольшего сечения пневматической шины плоскостью вращения колеса при отсутствии контакта с опорной поверхностью
61. Свободный радиус пневматической шины
Свободный радиус шины
D. Freier Reifenhalbmesser
Е. Tyre free radius
F. Rayon libre du pneu
Половина наружного диаметра пневматической шины
62. Статический радиус под нагрузкой
D. Statischer Halbmesser
Е. Static loaded radius
F. Rayon sous charge (statique)
Расстояние от центра неподвижного нагруженного нормальной нагрузкой колеса с пневматической шиной до плоской опорной поверхности
62a. Радиус шины под нагрузкой
D. Statischer Halbmesser
F. Rayon sous charge
62б. Динамический радиус шины под нагрузкой
D. Dynamische Halbmesser
Е. Dynamic loaded radius
F. Rayon dynamique de roulement sous charge
Расстояние от центра колеса до опорной плоскости при движении колеса
62в. Радиус качения колеса
F. Rayon de roulement
62г. Окружность качения
Е. Rolling circumference
F. de roulement
Расстояние, проходимое центром (осью) колеса за один оборот в заданных условиях
62д. Количество оборотов за 1 км
D. Abrollungen je km
Е. Revolutions per kilometre
F. Revolutions par
Количество оборотов колеса при прохождении его центром (осью) расстояния 1 км в заданных условиях
62e. Зона деформации шины
Зона обжатой шины, в которой расстояние от центра колеса до середины беговой дорожки меньше свободного радиуса
62ж. Деформация шины под нагрузкой
Деформация под нагрузкой
Разность между свободным и статическим радиусами шины
63. Ширина профиля пневматической шины
Ширина профиля шины
F. Grosseur du boudin
Расстояние между двумя плоскостями вращения колеса, касающимися внешних поверхностей боковин пневматической шины
63а. Ширина профиля (по форме)
F. Grosseur hors tout
63б. Ширина профиля шины под давлением
D. Reifenbreite unter Last
Е. Deflected width of tyre
F. Grosseur du boudin sous charge
64. Ширина профиля пневматической шины под нагрузкой
Ширина профиля шины под нагрузкой
D. Raifenquerschnittsbreite unter Belastung
Е. Loaded cross-section width
F. Largeur de profil du pneu sans charge
Ширина профиля пневматической шины, нагруженной нормальной нагрузкой
65. Посадочный диаметр пневматической шины
Посадочный диаметр шины
D. Sitzdurchmesser des Reifens
Е. Tyre diameter at rim seat
F. Diametre du placage du pneu
Диаметр окружности, являющийся линией пересечения поверхности основания борта пневматической шины с его наружной поверхностью
66. Высота профиля пневматической шины
Высота профиля шины
D.
F. Hauteur de section
Полуразность между наружным диаметром и посадочным диаметром пневматической шины
66а. Отношение высоты профиля к его ширине
D. , size factor
Е. Aspect ratio, size factor
F. Rapport nominal d’aspect, size factor
Отношение высоты профиля шины к его ширине
67. Коэффициент насыщенности рисунка протектора
D. Koeffizient der des Reifenprofils
Е. Coefficient of pattern area saturation
F. Coefficient de saturation de la surface du profil
Отношение площади выступа рисунка беговой дорожки протектора к ее общей площади
68. Коэффициент насыщенности контакта
D. Koeffizient der der
Е. Coefficient of contact area saturation
F. Coefficient de saturation de la surface du contact
69. Контурная площадь контакта
D.
Е. Contour contact area
F. Surface contour du contact
69а. Зона контакта шины с дорогой
Контакт шины с дорогой
D.
F. Surface de contact
Совокупность участков контакта, образованных наружными поверхностями выступов рисунка протектора с опорной поверхностью, и промежутков между ними
69б. Длина контакта протектора с дорогой
Е. Tread contact length
F. Longueur de l’empreinte
Максимальное расстояние между точками границы зоны контакта шины с дорогой, измеренное в направлении вращения колеса
69в. Ширина контакта протектора с дорогой
D. Breite des Aufstads
Е. Tread contact width
F. Largeur de l’empreinte au sol
Максимальное расстояние между точками зоны контакта шины с дорогой, измеренное в направлении, перпендикулярном к плоскости вращения колеса
70. Площадь контакта по выступам рисунка протектора
D.
Е. Cantact area at projection
F. Surface du contact aux ressants
71. Ширина протектора
D.
F. Largeur de la bande de roulement
Наименьшее расстояние между линиями пересечения поверхности беговой дорожки протектора с поверхностями плечевых зон
71а. Длина дуги протектора
D.
F. Largeur
72. Раствор бортов покрышки
Е. Bead spacing of tyre
Наименьшее расстояние между наружными поверхностями бортов покрышки
73. Ширина борта покрышки
F. Largeur du talon
Расстояние между внутренней и внешней поверхностями борта покрышки
74. Радиус кривизны беговой дорожки протектора
Радиус кривизны беговой дорожки
D. der
Е. Tread area curvature radius
F. Rayon de la courbure de la bande de roulement
Радиус наружной поверхности беговой дорожки протектора в радиальной плоскости колеса
74a. Контур протектора
D.
Линия пересечения наружной поверхности протектора с радиальной плоскостью колеса
75. Шаг рисунка протектора
Е. Tread pattern pitch
F. Pas de la sculpture
Длина участка с повторяющейся совокупностью элементов рисунка протектора
76. Глубина рисунка протектора
F. Profondeur de sculpture
Расстояние от поверхности выступа протектора до дна канавки или выемки
77. Частота нитей слоя корда
Частота нитей слоя
D. Fadendichte in der Lage
F. Frequence des fils dans la couche
Число нитей корда на единицу длины отрезка, перпендикулярного направлению нитей в слое каркаса или брекера
78. Шаг нитей слоя корда
D. Abstand Zwischen einzelnen
Е. Thread spacing in a ply
F. Pas des fils dans une pli
Величина, обратная частоте нитей слоя корда
79. Угол нити корда
F. Angle des nappes
Угол между направлением нити слоя корда каркаса или брекера и радиальной плоскостью колеса
79a. Угол нитей по экватору
F. Angle des nappes au sommet
Угол наклона нити слоя корда в точке экватора
ТИПЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ШИН
Характеристика шины по назначению, принципу герметизации, форме профиля, габаритам и конструкции
81. Шина обычного профиля (ШОП)
Е. Conventional cross section tyre
F. Pneu du profil conventionnel
Пневматическая шина с отношением высоты профиля к его ширине свыше 0,90 и отношением ширины профиля обода к ширине профиля шины от 0,65 до 0,76
82. Широкопрофильная шина (ШПШ)
Е. Wide section tyre
F. Pneu large profil
Пневматическая шина с отношением высоты профиля к его ширине от 0,6 до 0,9 вкл. и отношением ширины профиля обода к ширине профиля шины от 0,77 до 0,89 вкл.
83. Низкопрофильная шина (НПШ)
Е. Low section tyre
Пневматическая шина с отношением высоты профиля к его ширине от 0,71 до 0,88 и отношением ширины профиля обода к ширине профиля шины от 0,69 до 0,76
84. Сверхнизкопрофильная шина (СНПШ)
Е. Super low section tyre
F. Pneu profil extra-bas
Пневматическая шина с отношением высоты профиля к его ширине не более 0,70 и отношением ширины профиля обода к ширине профиля шины от 0,69 до 0,76
85. Арочная шина (АШ)
Пневматическая шина с отношением высоты профиля к его ширине от 0,40 до 0,50 и отношением ширины профиля обода к ширине профиля шины от 0,90 до 1,00
Пневматическая шина с отношением высоты профиля к его ширине от 0,25 до 0,39 и отношением ширины профиля обода к ширине профиля шины от 0,90 до 1,00
87. Сверхкрупногабаритная шина (СКГШ)
Пневматическая шина с шириной профиля 690 мм (27 дюймов) и более независимо от посадочного диаметра
87а. Крупногабаритная шина (КГШ)
F. Pneu agrande dimensions
Пневматическая шина с шириной профиля от 350 мм (14 дюймов) до 660 мм (26 дюймов) включительно, независимо от посадочного диаметра
88. Среднегабаритная шина (СГШ)
D. Reifen der mittleren
Е. Medium size tyre
F. Pneu moyennes dimensions
Пневматическая шина с шириной профиля от 200 до 350 мм (от 7 до 14 дюймов) и посадочным диаметром не менее 457 мм (18 дюймов)
89. Малогабаритная шина (МГШ)
D. Reifen der kleinen
F. Pneu de petites dimensions
Пневматическая шина с шириной профиля не более 260 мм (до 10 дюймов) и посадочным диаметром менее 457 мм (18 дюймов)
90. Диагональная шина
Пневматическая шина, в которой нити корда каркаса и брекера перекрещиваются в смежных слоях, а угол наклона нити по середине беговой дорожки в каркасе и брекере от 45 до 60°
91. Диагональная опоясанная шина
D. mit Diagonal
F. Pneu diagonal ceinture
Пневматическая диагональная шина, в брекере которой угол наклона нити более 60°
92. Радиальная шина
D.
Примечание. Угол наклона нити в каркасе может отличаться от 0°, но быть не более 15°;
в брекере возможно наличие дополнительных слоев с углами наклона нити до 45°
92a. Опоясанная шина
D.
F. Pneu
Пневматическая шина, в брекере которой угол наклона нити более 60°
92б. Шина с текстильным кордом в каркасе
E. Textile cord tyre
F. Pneu carcasse textile
92в. Металлокордная шина
F. Pneu carcasse
Пневматическая шина, каркас и брекер которой выполнены из металлокорда
92г. Шина с металлокордным брекером
D.
E. Steel breaker tyre
F. Pneu nappes sommet metalliques
92д. Шина с гладким протектором
D. Profilloser Reifen (neu)
E. Plain tread tyre
Пневматическая шина, протектор которой не имеет рисунка
92e. Ошипованная шина
92ж. Усиленная шина
D. Reifen
Шина, имеющая усиливающие слои
93. Шина со съемным протектором
D. Reifen mit abnehmbarer
E. Tyre with removable tread rings
F. Pneu avec la protecteur amovible
Пневматическая шина, состоящая из покрышки с каркасом, в котором угол наклона нити корда равен 0°, и съемного протектора
94. Шина с регулируемым давлением
D. Reifen mit requliertem Innendruck
E. Tyre with adjustable inflation pressure
F. Pneu avec la pression interieure reglable
Пневматическая шина, в которой можно изменять внутренние давления в широком интервале в зависимости от условий эксплуатации
95. Шина атмосферного давления
D. Reifen Druck
E. Atmospheric pressure tyre
F. Pneu pression atmospherique
Пневматическая шина, внутреннее давление в которой равно атмосферному.
Примечание. Шины атмосферного давления условно относят к пневматическим шинам
96. Бескаркасная шина
D. Karkassenloser Reifen
F. Pneu sans carcasse
Пневматическая шина, выполненная без кордного каркаса
96a. Сельскохозяйственная шина
E. Agricultural tyre
F. Pneu pour agricole
Основа динамики: диски и шины
Мы продолжаем публикации о принципах бережного отношения и правильной эксплуатации отдельных узлов и всего автомобиля в целом. В декабрьском номере мы уделили внимание вопросам инспекции и обслуживания тормозов. В январском номере затронули тему выбора и замены редуктора заднего моста и обратились к основам распознавания неисправностей на ранних стадиях. В этот раз поговорим о том, без чего невозможно движение ни одного автомобиля в мире – о колёсах.
Цель данной публикации – не каталожный подбор шин и дисков соответствующего типоразмера. Сегодня мы разберём характерные заблуждения, пройдёмся по теоретической части и ответим на типовые вопросы. Поскольку у большегрузных автомобилей многообразие в этих узлах относительно невелико, то и ошибок, разнотолков и иных неверных понятий относительно колёс там значительно меньше. Поэтому в первую очередь этот материал будет интересен тем, кто эксплуатирует лёгкий коммерческий транспорт.
Посадка, радиус, диаметр
Основной параметр, который определяет крепление колёсного диска к ступице – расстояние между центрами крепёжных отверстий, в международной классификации он называется PSD. Иногда применяют термин сверловка колеса. Вместе с межцентровым расстоянием одновременно указывается количество крепёжных отверстий, например, 4х101,2. Это означает, что колёсный диск имеет четыре отверстия с межцентровым расстоянием 101,2 мм, т. е. 101,2 мм – есть диаметр условной окружности, проходящей через центры крепёжных отверстий.
Значения PSD стандартизированы по принципу рядов предпочтительных чисел, поэтому этот параметр может совпадать на автомобилях разных марок и моделей. Иногда встречаются колёсные диски с очень близкими значениями PSD, например, 4х98 или 4х100 мм. Пытаться установить на автомобиль диск, имеющий близкое, но не «родное» значение PSD – грубейшая ошибка. Самое безопасное последствие – повреждение крепёжных болтов или шпилек, дальше хуже – повреждение резьбы ступицы, неверная центровка колеса, приводящая к биению, повреждение диска, не подлежащее ремонту.
Существует распространённое заблуждение, что центровка колёсного диска обеспечивается центральным отверстием. Нет! За это отвечают только крепёж, проставочные кольца, часто входящие в комплект поставки некоторых унифицированных колёс, служат только для удобства установки.
Теперь вспомним про посадочный диаметр. В народе часто выражаются «колёса такого-то радиуса». Посчитаем. Итак, например, «радиус» 22,5 дюйма – это примерно 57 см, т. е. диаметр только диска будет 114 см, добавьте к этому ещё высоту профиля шины с обеих сторон, получится суммарный диаметр колеса что-то около 160 см. Вот, оказывается, какие здоровенные колёса!
Конечно же это ошибка, в маркировке указывается посадочный диаметр, т. е. внутренний размер шины или наружный диска. Многие ошибочно полагают, что буква R означает радиус шины, но это обозначение именно радиальной конструкции автошины. Бывает ещё диагональная конструкция (обозначается буквой D), но сегодня она мало распространена.
Параметр | Значение |
---|---|
245 | Ширина шины в мм |
45 | Отношение высоты профиля к ширине 45% |
R | Шина с радиальным кордом |
17 | Диаметр колеса (диска) в дюймах |
94 | Индекс нагрузки, до 670 кг |
Н | Индекс скорости шины, до 210 км/ч |
Статический радиус, профиль и ширина
На один и тот же автомобиль, в зависимости от комплектации и кошелька владельца, могут быть установлены диски разного посадочного диаметра. Соответственно высота и ширина профиля шины может отличаться. При этом важно соблюсти такой параметр, как статический радиус колеса, который должен оставаться постоянным для конкретной марки и модели.
Профиль шины – величина относительная (см. справку о маркировке автошин), что важно учитывать при подборе резины. Если вы вместо типоразмера 205 / 55 R16 захотите поставить автошины с размером 215 / 55 R16, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота! Что в большинстве случаев недопустимо (за исключением, когда оба этих типоразмера предусмотрены конструкцией).
Установка колёс увеличенного статического радиуса и ширины, если это не предусмотрено конструкцией, приведёт к тому, что в повороте и при длинном ходе подвески колесо может задевать различные конструктивные элементы машины и даже повредить их, к тому же «уедут» некоторые расчётные конструктивные параметры, такие как кастор, клиренс, удельное давление в пятне контакта, что скажется на управляемости, а показания спидометра будут заниженными.
Установка колёс меньшего размера, чем предусмотрено конструкцией, увеличит нагрузку на шины и снизит эксплуатационную надёжность, опять же пострадают кастор и дорожный просвет, а спидометр будет врать, но в бóльшую сторону. Теперь вспомним ещё об одном параметре колёсного диска, который именуется вылетом.
I | N | I | N | I | N | I | N | I | N |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
50 | 190 | 66 | 300 | 82 | 475 | 98 | 750 | 114 | 1180 |
51 | 195 | 67 | 307 | 83 | 487 | 99 | 775 | 115 | 1215 |
52 | 200 | 68 | 315 | 84 | 500 | 100 | 800 | 116 | 1250 |
53 | 206 | 69 | 325 | 85 | 515 | 101 | 825 | 117 | 1285 |
54 | 212 | 70 | 335 | 86 | 530 | 102 | 850 | 118 | 1320 |
55 | 218 | 71 | 345 | 87 | 545 | 103 | 875 | 119 | 1360 |
56 | 224 | 72 | 355 | 88 | 560 | 104 | 900 | 120 | 1400 |
57 | 230 | 73 | 365 | 89 | 580 | 105 | 925 | 121 | 1450 |
58 | 236 | 74 | 375 | 90 | 600 | 106 | 950 | 123 | 1500 |
59 | 243 | 75 | 387 | 91 | 615 | 107 | 975 | 124 | 1550 |
60 | 250 | 76 | 400 | 92 | 630 | 108 | 1000 | 125 | 1600 |
61 | 257 | 77 | 412 | 93 | 650 | 109 | 1030 | 126 | 1650 |
62 | 265 | 78 | 425 | 94 | 670 | 110 | 1060 | 127 | 1700 |
63 | 272 | 79 | 437 | 95 | 690 | 111 | 1090 | 128 | 1750 |
64 | 280 | 80 | 450 | 96 | 710 | 112 | 1120 | 129 | 1800 |
65 | 290 | 81 | 462 | 97 | 730 | 113 | 1150 | 130 | 1850 |
Индексы скорости | J | K | L | M | N | P | Q | R | S | T | H | V | W | Y |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Максимально допустимая скорость, км/ч | 100 | 110 | 120 | 130 | 140 | 150 | 160 | 170 | 180 | 190 | 210 | 240 | 270 | 300 |
Вылет наоборот
Это довольно важный параметр, от которого опять же зависят управляемость автомобиля и срок службы ряда соседних компонентов. Вылет колеса обозначается буквами ЕТ и измеряется в мм, значение вылета, как правило, указывается на диске. Это расстояние от центральной плоскости обода до плоскости соприкосновения диска со ступицей. Чем это значение больше, тем сильнее колесо утоплено внутрь, к центру габаритной ширины машины, соответственно, чем меньше вылет, тем сильнее колёса выступают наружу из своих арок.
Вылет – конструктивно расчётный параметр, определяющий плечо нагрузки на подшипники ступицы и геометрию траектории поворота. Использование колёс с неподходящим для данного автомобиля вылетом сокращает срок службы подшипников, меняет геометрическое значение колеи, что может повлиять на устойчивость, управляемость и проходимость. И опять же «неправильные» колёса могут в повороте цеплять неподвижные части авто, ограничивать конструктивно допустимые углы поворота управляемых колёс.
Эксплуатационные хитрости
В заключение несколько фактов, о которых все знают, но не всегда помнят или сознательно забывают. Повышенное давление в шинах снижает сопротивление качения, может немного снизиться расход топлива, но зато происходит повышенный износ центральных дорожек протектора и ухудшаются условия работы ходовой части из-за недостаточного демпфирования.
Пониженное давление в шинах существенно (до 15 %) повышает расход топлива, вызывает неравномерный износ боковых дорожек протектора, ведёт к перегреву и деформации шин.
Осевое биение («восьмёрка») колеса часто становится причиной преждевременного износа ступичных подшипников и рулевых наконечников, радиальное биение медленно, но верно губит амортизаторы, шаровые опоры или втулки шкворней и детали рулевого механизма.
Нарушение углов установки колёс (развал-схождение) может прикончить новенькую покрышку всего за пару тысяч километров. Так что относитесь к вашим колёсам внимательнее…
Сессия вопросов и ответов
Необходимо ли производить балансировку колёс большегрузного автотранспорта?
В связи с тем, что колёса грузовиков имеют большой статический радиус и допустимые скорости движения грузового автотранспорта не слишком высокие, угловые скорости вращения колёс ниже, чем у легковушек и малотоннажников. Из-за этого крутильные колебания, именуемые в народе дисбалансом, не проявляются так явно, как у «братьев меньших», биение становится заметно только на окончательно «убитых» или не соответствующих условиям эксплуатации колёсах. Но срок службы шин, ступичных подшипников и некоторых компонентов ходовой части напрямую зависит от качества балансировки колеса.
Можно ли двигаться с бóльшей скоростью, чем указана в индексе скорости шины, можно ли превысить требования индекса нагрузки, что произойдёт?
Индексы скорости и нагрузки шин гарантируют постоянную стабильность свойств шины при движении в любых погодных и дорожных условиях при соблюдении указанных параметров и соответствию сезона эксплуатации шины. Любое отклонение чревато на начальном этапе повышенным износом и ухудшением сцепных свойств, при дальнейшем и грубом пренебрежении может произойти перегрев, деформация и даже внезапный разрыв шины. И если индексы скорости современных шин имеют достаточно большой запас, чтобы удовлетворить лихачей, то с индексом нагрузки шутить не рекомендуется, особенно когда речь идёт об эксплуатации коммерческого транспорта.
Какие колёса выбрать, легкосплавные или стальные?
Так как курс европейской валюты достаточно высок, нередко бывает, что оригинальные штампованные стальные диски для бюджетных комплектаций стóят дороже альтернативных легкосплавных, которые к тому же более красивые и лёгкие. Эта лёгкость снижает неподрессоренные массы, способствует лучшей управляемости и снижению расхода топлива. Такие колёса более прочные, стойко сохраняют идеальную геометрию, но при наезде на серьёзное препятствие часто лопаются и ремонту не подлежат. Стальные диски более надёжные, при сильных ударах мнутся, требуют окраски и ухода, но могут быть восстановлены, и в ряде случае даже более долговечны, так как алюминиевые сплавы сильнее страдают от дорожных реагентов.
Надо ли смазывать крепёжные шпильки, болты и поверхность ступицы?
Как это ни странно, в инструкциях по эксплуатации встречаются запреты на смазку колёсного крепежа. Мотивация – смазанную резьбу легко закрутить избыточным моментом, что приведёт к сложностям при демонтаже колеса особенно на дороге. Но кто мешает во избежание такой ошибки воспользоваться динамометрическим ключом! И смазывайте крепёж смело, лучше всего медесодержащими материалами, которые используются при замене тормозных колодок. Поверьте, смотреть на поломанные шпильки, корродирующие гайки и ржавые ступицы после пары солёных московских или питерских зим – занятие неинтересное. И ещё, при демонтаже колёс задних осей грузовых автомобилей и автобусов со сдвоенной ошиновкой, обязательно наносите смазку в местах соприкосновения плоскостей колёсных дисков, дабы при следующем демонтаже не работать долго и нудно обратным молотком, особенно если придётся менять колесо в дороге.
Можно ли ремонтировать, заваривать трещины и прокатывать с целью восстановления геометрии легкосплавные колёса?
Вообще, металловеды и многие эксперты категорически против таких ремонтных воздействий, чему приводят ряд вполне мотивированных доводов. Но практика показывает, что хорошим мастерам своего дела часто удаётся спасти колесо и оно вполне успешно продолжает эксплуатироваться длительное время. Однако со страниц журнала мы не можем рекомендовать такой восстановительный ремонт и что-либо гарантировать из-за непредсказуемости последствий.