что такое статическая остойчивость судна

Статическая и динамическая остойчивость.

Если кренящее усилие, воздействующее на судно, нарастает постепенно, то говорят о так называемой «статической остойчивости». В этом случае восстанавливающий момент сначала также плавно увеличивается с увеличением угла крена и смещением центра величины к борту, а затем начинает уменьшаться (см. диаграмму статической остойчивости). По достижении кренящим моментом какого-либо конечного значения судно остаётся в накренённом положении. Для примера, представим себе плавающую у причала лодку и человека, который, повиснув на причале на руках, постепенно переносит вес своего тела на борт лодки, или судно, которое грузят навалочным грузом при помощи транспортёра, постепенно насыпая груз к одному борту. Восстанавливающий момент, создаваемый силой, равной по величине водоизмещению судна, в процессе накренения постоянно оказывается равен кренящему. Поэтому, зная величину кренящего момента, угол крена можно определить по диаграмме статической остойчивости, разделив кренящий момент на водоизмещение судна и отложив на диаграмме получившееся плечо восстанавливающего момента.

Как видно из рис. 19, при накренении судна на больший, чем при статическом воздействии угол, восстанавливающий момент оказывается больше кренящего при нарастании крена до угла, соответствующего максимуму диаграммы статической остойчивости. При накренении на больший угол, кренящий момент становится больше опрокидывающего и судно переворачивается. Поэтому, как мы увидим в дальнейшем, при нормировании остойчивости используются как понятие «угла заката», так и понятие «угла максимума» диаграммы статической остойчивости. По этой же причине при расчётач угла крена с помощью диаграммы статической остойчивости используется только восходящая её ветвь.

Источник

Диаграмма статической остойчивости (ДСО) и ее свойства

Для определения угла крена, возникающего в результате действия на судно кренящего момента, строят кривую, выражающую зависимость плеч статической остойчивости от угла крена судна. Построение выполняют в прямоугольной системе координат: на оси абсцисс откладывают углы крена (положительные – вправо, отрицательные – влево от начала координат), а по оси ординат – плечи статической остойчивости.

В точках на оси абсцисс, соответствующих конкретным углам крена, восстанавливают перпендикуляры и на них откладывают снятые со специальной универсальной диаграммы отрезки плеч статической остойчивости. Полученные точки соединяют плавной кривой, которая называется диаграммой статической остойчивости (ДСО) (Stability cross curves). Диаграмма статической остойчивости имеет вид кривой с ярко выраженным максимумом.

На ней можно отметить три точки, характерные для неповрежденного судна, обладающего положительной остойчивостью:

Плечо lкр откладывают в соответствующем масштабе на оси ординат диаграммы и проводят горизонтальную линию до пересечения с кривой. В точке пересечения восстанавливающий момент равен кренящему, и, следовательно, судно находится в равновесии в наклоненном положении. Точка пересечения перпендикуляра, опущенного из точки С, с горизонтальной осью диаграммы определяет угол крена.

Диаграмма статической остойчивости строится для конкретного судна и соответствует определенным водоизмещению и положению Ц.В. по высоте. Если у данного судна изменится водоизмещение или аппликата Ц.Т., то диаграмма статической остойчивости приобретает другой вид. Это обстоятельство всегда следует иметь в виду, и, прежде чем воспользоваться диаграммой для решения каких-либо вопросов, касающихся остойчивости данного судна, необходимо обратить внимание на ее соответствие имеющейся нагрузке судна. Каждое судно должно быть снабжено комплектом диаграмм статической остойчивости, характеризующих остойчивость его при наиболее часто встречающихся случаях загрузки.

Диаграммы статической остойчивости отличаются большим разнообразием форм кривых, но все они обладают некоторыми общими свойствами:

При малых углах крена поперечная метацентрическая высота – постоянная величина, поэтому зависимость между плечом статической остойчивости lcm и углом крена θ при малых углах крена является линейной и изображается прямой линией.

Универсальная диаграмма остойчивости

В судовых условиях часто возникает необходимость произвести расчет и оценку остойчивости судна. Для построения диаграмм статической остойчивости суда снабжаются разного рода документацией. К числу такой вспомогательной документации относятся интерполяционные кривые плеч формы, или пантокарены, и универсальные диаграммы статической остойчивости, составляемые в процессе проектирования судна на основании систематизированных расчетов.

Универсальные диаграммы позволяют строить диаграммы статической остойчивости судна без каких-либо дополнительных расчетов. Они представляют собой набор диаграмм статической остойчивости для различных водоизмещений судна в пределах от водоизмещения судна порожнем до полного водоизмещения. Пример таких диаграмм приведен ниже на рисунках 3, 4.

что такое статическая остойчивость судна. Смотреть фото что такое статическая остойчивость судна. Смотреть картинку что такое статическая остойчивость судна. Картинка про что такое статическая остойчивость судна. Фото что такое статическая остойчивость суднаРис. 3 Универсальная диаграмма статической остойчивости т/х «Славянск» (Первый тип) что такое статическая остойчивость судна. Смотреть фото что такое статическая остойчивость судна. Смотреть картинку что такое статическая остойчивость судна. Картинка про что такое статическая остойчивость судна. Фото что такое статическая остойчивость суднаРис. 4 Универсальная диаграмма статической остойчивости (Второй тип)

Как уже отмечалось ранее данные для построения диаграмм статической остойчивости могут быть приведены в виде таблицы. Например:

Диаграмма статистической остойчивости
HydroSHIPSTABILITY
CROSS CURVES
PAGE: 38
DISPL
(t)
KZ (m)
10 020 030 040 050 060 070 080 0
6 0001.1962.4283.5364.5575.3015.6975.8215.717
6 0501.1962.4243.5294.5525.2945.6905.8155.713
6 1001.1962.4213.5224.5475.2875.6835.8105.709
6 1501.1962.4173.5154.5425.2805.6765.8035.705
6 2001.1952.4143.5084.5375.2735.6705.7975.701
6 2501.1952.4113.5014.5325.2665.6635.7915.697
6 3001.1952.4073.4954.5265.2595.6565.7855.693
6 3501.1952.4043.4884.5195.2535.6505.7795.689
6 4001.1952.4013.4624.5125.2465.6415.7735.686
6 4501.1952.3973.4754.5055.2375.6335.7675.682
6 5001.1952.3943.4694.4995.2285.6255.7625.678
6 5501.1952.3893.4634.4925.2195.6175.7565.674
6 6001.1972.3853.4574.4865.2105.6095.7505.670
6 6501.1982.3803.4524.4795.2015.6015.7445.667
6 7001.1992.3763.4474.4735.1925.5945.7385.663
6 7501.2002.3723.4424.4675.1845.5865.7315.660
6 8001.2022.3673.4374.4615.1765.5795.7255.656
6 8501.2032.3633.4334.4555.1675.5715.7195.652
6 9001.2032.3593.4284.4495.1595.5645.7135.649
6 9501.2032.3553.4234.4435.1515.5575.7085.645
7 0001.2032.3513.4194.4375.1435.5505.7025.642
7 0501.2042.3473.4144.4315.1365.5415.6965.638
7 1001.2042.3433.4104.4255.1285.5325.6905.635
7 1501.2052.3393.4054.4165.1205.5245.6845.631
7 2001.2062.3353.4014.4085.1105.5155,6785.628
7 2501.2072.3323.3974.4005.1005.5075.6715.625
7 3001.2082.3283.3934.3915.0905.4995.6655.621
7 3501.2092.3243.3894.3835.0805.4915.6595.618
7 4001.2102.3213.3864.3755.0715.4835.6535.614
7 4501.2112.3173.3834.3685.0615.4755.6485.611
7 5001.2122.3143.3794.3605.0525.4675.6425.608
7 5501.2132.3113.3764.3525.0425.4595.6365.604
7 6001.2142.3083.3734.3455.0335.4525.6305.601
7 6501.2152.3053.3704.3375.0245.4435.6235.598
7 7001.2152.3023.3674.3305.0155.4345.6175.595
7 7501.2152.2993.3644.3235.0065.4255.6115.591
7 8001.2152.2963.3614.3164.9975.4165.6055.588
7 8501.2152.2933.3584.3094.9895.4075.5995.585
7 9001.2152.2903.3554.3004.9805.3995.5935.582
7 9501.2152.2873.3324.2914.9695.3905.5875.579
8 0001.2132.2843.3494.2824.9585.3825.5815.575

Построение диаграммы статической остойчивости (ДСО) по универсальной диаграмме

Пример построения диаграммы статической остойчивости по универсальной диаграмме остойчивости для конкретного случая загрузки судна при D = 8 500 т, h = 0,8 м.

Для каждого угла крена снимаем значение плеч статической остойчивости как показано на рис. 5, а для угла крена 30 град.

что такое статическая остойчивость судна. Смотреть фото что такое статическая остойчивость судна. Смотреть картинку что такое статическая остойчивость судна. Картинка про что такое статическая остойчивость судна. Фото что такое статическая остойчивость суднаРис. 5
а – диаграмма значения плеч статической остойчивости для угла крена 30 градусов

Значение плеч статистической остойчивости
θ01020304050607080
Iст00,250,440,70,770,630,24– 0,39

С помощью составленной таблицы строим диаграмму статической остойчивости для своего случая загрузки судна при h = 0,8 м.

что такое статическая остойчивость судна. Смотреть фото что такое статическая остойчивость судна. Смотреть картинку что такое статическая остойчивость судна. Картинка про что такое статическая остойчивость судна. Фото что такое статическая остойчивость суднаРис. 5
б – значение плеч статической остойчивости

Использование пантокарена для построения (ДСО)

Использование пантокарен для построения диаграмм статической остойчивости требует дополнительных расчетов, но несмотря на это приводимый ниже метод получил самое широкое распространение на флоте.

Сами пантокарены могут иметь следующий вид.

что такое статическая остойчивость судна. Смотреть фото что такое статическая остойчивость судна. Смотреть картинку что такое статическая остойчивость судна. Картинка про что такое статическая остойчивость судна. Фото что такое статическая остойчивость суднаРис. 6 что такое статическая остойчивость судна. Смотреть фото что такое статическая остойчивость судна. Смотреть картинку что такое статическая остойчивость судна. Картинка про что такое статическая остойчивость судна. Фото что такое статическая остойчивость суднаРис. 7 Плечи остойчивости формы относительно точки K, см

Зависимость плеч остойчивости формы от осадок судна и углов крена также может быть выражена в виде таблицы. Пример такой таблицы приводим ниже.

Плечи остойчивости формы (м) относительно точки киля
V , м 3 T , мУглы крена, θ
1020304050607080
9 0005,021,583,214,836,227,267,938,178,07
10 0005,501,543,134,766,177,217,878,118,05
11 0005,941,523,074,70′6,127,167,798,068,01
12 0006,431,503,054,656,077,107,728,007
13 0006,901,503,034,616,027,047,667,957,93
14 0007,351,503,034,585,966,977,597,897,89
15 0007,801,503,034,545,906,917,537,857,86
16 0008,231,513,044,525,846,847,477,807,82
17 0008,651,523,054,495,786,777,427,757,79
18 0009,081,533,054,465,726,707,367,707,77
19 0009,501,553,064,445,656,637,297,657,74
20 0009,911,573,054,415,596,557,227,607,72

Расчет плеч и построение диаграмм статической и динамической остойчивости с помощью пантокарен

что такое статическая остойчивость судна. Смотреть фото что такое статическая остойчивость судна. Смотреть картинку что такое статическая остойчивость судна. Картинка про что такое статическая остойчивость судна. Фото что такое статическая остойчивость суднаРис. 8

С помощью пантокарен определяем значения плеч формы lф для различных углов крена θ при заданном водоизмещении судна, а затем находим плечи статической остойчивости по формуле:

Такая формула для расчета плеч статической остойчивости применяется, если пантокарены рассчитаны относительно центра величины т.С. Если кривые или таблицы плеч формы рассчитаны относительно точки киля, то применяется такая формула:

l с т = l ф – Z G · sin θ

Удобнее всего необходимые расчеты плеч статической и динамической остойчивости делать в табличном виде:

Плечи статистической и динамической остойчивости
Расчетные величиныЧисленные значения величин
θ10°20°30°40°50°60°70°
lф0
sin θ0
a·sin θ или ZG·sin θ0 +
+↑
+
+
+↑
+
lст = lф – a · sin θ
или lст = lф–ZG·sin θ
0 ↑
Σинт lст0
lд = 1/2ΔθрадΣинт lст

Определение интегральных сумм плеч статической остойчивости производится путем суммирования плеч и интегральных сумм по схеме, как показано в таблице. На основании полученных значений плеч lcm и l строим диаграммы статической и динамической остойчивости.

Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter

Источник

Поперечная остойчивость судна

Остойчивость (stability) – одно из важнейших мореходных качеств судна, с которым связаны чрезвычайно важные вопросы, касающиеся безопасности плавания. Утрата остойчивости почти всегда означает гибель судна и очень часто экипажа. В отличие от изменения других мореходных качеств уменьшение остойчивости не проявляется видимым образом, и экипаж судна, как правило, не подозревает о грозящей опасности до последних секунд перед опрокидыванием. Поэтому изучению этого раздела теории корабля необходимо уделять самое большое внимание.

Основные понятия и определения

Для того чтобы судно плавало в заданном равновесном положении относи­тельно поверхности воды, оно должно не только удовлетворять условиям рав­новесия, но и быть способным сопротивляться внешним силам, стремящимся вывести его из равновесного положения, а после прекращения действия этих сил – возвращаться в первоначальное положение. Следовательно, равновесие судна должно быть устойчивым или, другими словами, судно должно обладать положительной остойчивостью.

Таким образом, остойчивость – это способность судна, выведенного из состояния равновесия внешними силами, вновь возвращаться к первоначальному положению равновесия после прекращения действия этих сил.

Остойчивость судна связана с его равновесием, которое служит характеристикой последней. Если равновесие судна устойчивое, то судно обладает положительной остойчивостью; если его равновесие безразличное, то судно обладает нулевой остойчивостью, и, наконец, если равновесие судна неустойчивое, то оно обладает отрицательной остойчивостью.

что такое статическая остойчивость судна. Смотреть фото что такое статическая остойчивость судна. Смотреть картинку что такое статическая остойчивость судна. Картинка про что такое статическая остойчивость судна. Фото что такое статическая остойчивость суднаТанкер Капитан Ширяев
Источник: fleetphoto.ru

В этой главе будут рассматриваться поперечные наклонения судна в плоскости мидель-шпангоута.

Остойчивость при поперечных наклонениях, т. е. при возникновении крена, называется поперечной. В зависимости от угла наклонения судна поперечная остойчивость делится на остойчивость при малых углах наклонения (до 10-15 град), или так называемую начальную остойчивость, и остойчивость при больших углах наклонения.

Кренящий момент, действующий на судно мгновенно, приводит к воз­никновению углового ускорения и инерционных сил. Остойчивость, проявля­ющаяся при таком наклонении, называется динамической.

Статическая остойчивость характеризуется возникновением восста­навливающего момента, который стремится возвратить судно в первоначальное положение равновесия. Динамическая остойчивость характеризуется работой этого момента от начала и до конца его действия.

Рассмотрим равнообъемное поперечное наклонение судна. Будем считать, что в исходном положении судно имеет прямую посадку. В этом случае сила поддержания D′ действует в ДП и приложена в точке С – центре величины судна (Centre of buoyancy-В).

что такое статическая остойчивость судна. Смотреть фото что такое статическая остойчивость судна. Смотреть картинку что такое статическая остойчивость судна. Картинка про что такое статическая остойчивость судна. Фото что такое статическая остойчивость суднаРис. 1

Можно дать другое определение метацентру: центр кривизны кривой перемещения центра величины в поперечной плоскости называется поперечным мета центром.

Поперечный метацентрический радиус может быть вычислен с помощью формулы:

Условия остойчивости

Вопрос об остойчивости накрененного судна решается направлением действия восстанавливающего момента. Если восстанавливающий момент стремится вернуть судно в первоначальное положение равновесия, то восстанавливающий момент положителен, остойчивость судна также поло­жительна – судно остойчиво. На рис. 2 показано расположение сил, действующих на судно, которое соответствует положительному восстанавливающему моменту. Нетрудно убедиться, что такой момент возникает, если ЦТ лежит ниже метацентра.

что такое статическая остойчивость судна. Смотреть фото что такое статическая остойчивость судна. Смотреть картинку что такое статическая остойчивость судна. Картинка про что такое статическая остойчивость судна. Фото что такое статическая остойчивость суднаРис. 2 что такое статическая остойчивость судна. Смотреть фото что такое статическая остойчивость судна. Смотреть картинку что такое статическая остойчивость судна. Картинка про что такое статическая остойчивость судна. Фото что такое статическая остойчивость суднаРис. 3

Теоретически можно допустить, что восстанавливающий момент при наклонении судна равен нулю, т. е. сила веса судна и сила поддержания располагаются на одной вертикали, как это показано на рис. 4.

что такое статическая остойчивость судна. Смотреть фото что такое статическая остойчивость судна. Смотреть картинку что такое статическая остойчивость судна. Картинка про что такое статическая остойчивость судна. Фото что такое статическая остойчивость суднаРис. 4

Отсутствие восстанавливающего момента приводит к тому, что после прекращения действия кренящего момента судно остается в наклоненном положении, т. е. судно находится в безразличном равновесии.

Таким образом, по взаимному положению поперечного метацентра m и Ц.Т. G можно судить о знаке восстанавливающего момента или, иными словами, об остойчивости судна. Так, если поперечный метацентр находится выше центра тяжести (рис. 2), то судно остойчиво.

Если поперечный метацентр расположен ниже центра тяжести или совпадает с ним (рис. 3, 4) судно не остойчиво.

Отсюда возникает понятие мета центрической высоты (Metacentric height): поперечной метацентрической высотой называется возвышение поперечного метацентра над центром тяжести судна в начальном положении равновесия.

что такое статическая остойчивость судна. Смотреть фото что такое статическая остойчивость судна. Смотреть картинку что такое статическая остойчивость судна. Картинка про что такое статическая остойчивость судна. Фото что такое статическая остойчивость суднаРис. 5

Из рисунка видно, что поперечная метацентрическая высота h может быть определена по одной из следующих формул:

В иностранной литературе обозначение соответствующих точек и параметров остойчивости может выглядеть так, как указано ниже на рис. 6.

что такое статическая остойчивость судна. Смотреть фото что такое статическая остойчивость судна. Смотреть картинку что такое статическая остойчивость судна. Картинка про что такое статическая остойчивость судна. Фото что такое статическая остойчивость суднаРис. 6

Источник

Что такое статическая остойчивость судна

§ 41. Остойчивость.

Остойчивостью называется способность судна, выведенного из положения нормального равновесия какими-либо внешними силами, возвращаться в свое первоначальное положение после прекращения действия этих сил.

К внешним силам, способным вывести судно из положения нормального равновесия, относятся ветер, волны, перемещение грузов и людей, а также центробежные силы и моменты, возникающие при поворотах судна.

Судоводитель обязан знать особенности своего судна и правильно оценивать факторы, влияющие на его остойчивость. Различают поперечную и продольную остойчивость.

что такое статическая остойчивость судна. Смотреть фото что такое статическая остойчивость судна. Смотреть картинку что такое статическая остойчивость судна. Картинка про что такое статическая остойчивость судна. Фото что такое статическая остойчивость судна
Рис 89 Статические силы, действующие на судно при малых накренениях.

Поперечная остойчивость судна характеризуется взаимным расположением центра тяжести G и центра величины С.

Если судно накренить па один борт на малый угол (5—10°) (рис. 89), ЦВ переместится из точки С в точку С1.

Соответственно сила поддержания, действующая перпендикулярно к поверхности, пересечет диаметральную плоскость (ДП) в точке М.

Точка пересечения ДП судна с продолжением направления силы поддержания при крепе называется начальным метацентром М. Расстояние от точки приложения силы поддержания С до начального метацентра называется метацентрическим радиусом.

Расстояние от начального метацентра М до центра тяжести G называется начальной метацентрической высотой h 0.

Начальная метацентрическая высота характеризует остойчивость при малых наклонениях судна, измеряется в метрах и является критерием начальной остойчивости судна.

Как правило, начальная метацентрическая высота мотолодок и катеров считается хорошей, если она больше 0,5 м, для некоторых судов она допустима меньше, но не менее 0,35 м.

Рекомендуется практически начальную метацентрическую высоту (для килеватых судов) определять следующим приближенным способом.

что такое статическая остойчивость судна. Смотреть фото что такое статическая остойчивость судна. Смотреть картинку что такое статическая остойчивость судна. Картинка про что такое статическая остойчивость судна. Фото что такое статическая остойчивость судна
Рис. 90. Зависимость начальной метацентрической высоты от длины судна

Резким наклонением вызывается поперечная качка судна и секундомером замеряется период свободной качки, т. е. время полного размаха от одного крайнего положения до другого и обратно. Поперечную метацентрическую высоту судна определяют по формуле:

h 0 = 0,525( что такое статическая остойчивость судна. Смотреть фото что такое статическая остойчивость судна. Смотреть картинку что такое статическая остойчивость судна. Картинка про что такое статическая остойчивость судна. Фото что такое статическая остойчивость судна) 2 м,

Т — период качки, сек.

Для оценки полученных результатов служит кривая на рис. 90, построенная по данным удачно спроектированных катеров. Если начальная метацентрическая высота h о, определенная по вышеприведенной формуле, окажется ниже заштрихованной полосы, то означает, что судно будет иметь плавную качку, но недостаточную начальную остойчивость, и плавание на нем может быть опасным.

Если метацентр расположен выше заштрихованной полосы, судно будет отличаться стремительной (резкой) качкой, но повышенной остойчивостью, и следовательно такое судно более мореходно, но обитаемость на нем неудовлетворительна. Оптимальными будут значения, попадающие в зону заштрихованной полосы.

Остойчивость мотолодки и катеров должна выдерживать следующие условия: угол крена полностью укомплектованного судна с мотором от размещения на борту груза, равного 60% установленной грузоподъемности, должен быть меньше угла заливания.

Установленная грузоподъемность судна включает в себя вес пассажиров и вес дополнительного груза (снаряжение, провиант).

Накрененный борт будет вытеснять воды больше, чем противоположный, и ЦВ сместится в сторону крена.

Тогда равнодействующие силы поддержания и веса будут неуравновешенными, образующими пару сил с плечом, равным

Повторное действие сил веса и поддержания измеряется восстанавливающим моментом

Где D — сила плавучести, равная силе веса судна;

l — плечо остойчивости.

Эта формула называется метацентрической формулой остойчивости и справедлива только для малых углов крена, при которых метацентр можно считать постоянным.

При больших углах крена метацентр не является постоянным, вследствие чего нарушается линейная зависимость между восстанавливающим моментом и углами крена.

Взаимным расположением груза на судне судоводитель всегда может найти наиболее выгодное значение метацентрической высоты, при которой судно будет достаточно остойчивым и меньше подвергаться качке.

Кренящим моментом называется произведение веса груза, перемещаемого поперек судна, на плечо, равное расстоянию перемещения. Если человек весом 75 кг, сидящий на банке, переместится поперек судна на 0,5 м, то кренящий момент будет равен 75*0,5 = 37,5 кг/м.

что такое статическая остойчивость судна. Смотреть фото что такое статическая остойчивость судна. Смотреть картинку что такое статическая остойчивость судна. Картинка про что такое статическая остойчивость судна. Фото что такое статическая остойчивость судна

Рис 91. Диаграмма статической остойчивости

Для изменения момента, накреняющего судно па 10°, надо загрузить судно до полного водоизмещения совершенно симметрично относительно диаметральной плоскости.

Загрузку судна следует проверить по осадкам, измеряемым с обоих бортов. Креномер устанавливается строго перпендикулярно диаметральной плоскости таким образом, чтобы он показал 0°.

После этого надо перемещать грузы (например, людей) на заранее размеченные расстояния до тех пор, пока креномер не покажет 10°. Опыт для проверки следует произвести так: накренить судно на один, а затем на другой борт.

Зная крепящие моменты накреняющего судно на различные (до наибольшего возможного) углы, можно построить диаграмму статической остойчивости (рис. 91), что оценит остойчивость судна.

Остойчивость можно увеличивать за счет увеличения ширины судна, понижения ЦТ, устройства кормовых булей.

Если центр тяжести судна расположен ниже центра величины, то судно считается весьма остойчивым, так как сила поддержания при крене не изменяется по величине и направлению, но точка ее приложения смещается в сторону наклона судна (рис. 92, а).

Поэтому при крене образуется пара сил с положительным восстанавливающим моментом, стремящимся вернуть судно в нормальное вертикальное положение па прямой киль. Легко убедиться, что h>0, при этом метацентрическая высота равна 0. Это типично для яхт с тяжелым килем и нетипично для более крупных судов с обычным устройством корпуса.

Если центр тяжести расположен выше центра величины, то возможны три случая остойчивости, которые судоводитель должен хорошо знать.

Первый случай остойчивости.

Метацентрическая высота h>0. Если центр тяжести расположен выше центра величины, то при наклонном положении судна линия действия силы поддержания пересекает диаметральную плоскость выше центра тяжести (рис. 92, б).

что такое статическая остойчивость судна. Смотреть фото что такое статическая остойчивость судна. Смотреть картинку что такое статическая остойчивость судна. Картинка про что такое статическая остойчивость судна. Фото что такое статическая остойчивость судна
Рис. 92.
Случай остойчивого судна

В этом случае также образуется пара сил с положительным восстанавливающим моментом. Это типично для большинства судов обычной формы. Остойчивость в этом случае зависит от корпуса и положения центра тяжести по высоте.

При крене кренящийся борт входит в воду и создает дополнительную плавучесть, стремящуюся выровнять судно. Однако при крене судна с жидкими и сыпучими грузами, способными перемещаться в сторону крена, центр тяжести также сместится в сторону крена. Если центр тяжести при крене переместится за отвесную линию, соединяющую центр величины с метацентром, то судно опрокинется.

Второй случай неостойчивого судка при безразличном равновесии.

Метацентрическая высота h = 0. Если центр тяжести лежит выше центра величины, то при крене линия действия силы поддержания проходит через центр тяжести MG = 0 (рис. 93).

В данном случае центр величины всегда располагается на одной вертикали с центром тяжести, поэтому восстанавливающаяся пара сил отсутствует. Без воздействия внешних сил судно не может вернуться в прямое положение.

В данном случае особо опасно и совершенно недопустимо перевозить на судне жидкие и сыпучие грузы: при самой незначительной качке судно перевернется. Это свойственно шлюпкам с круглым шпангоутом.

Третий случай неостойчивого судна при неустойчивом равновесии.

Метацентрическая высота h

Сила тяжести и сила поддержания при малейшем крене образуют пару сил с отрицательным восстанавливающим моментом и судно опрокидывается.

что такое статическая остойчивость судна. Смотреть фото что такое статическая остойчивость судна. Смотреть картинку что такое статическая остойчивость судна. Картинка про что такое статическая остойчивость судна. Фото что такое статическая остойчивость судна
Рис. 93. Случай неостойчивого судна при безразличном равновесии

что такое статическая остойчивость судна. Смотреть фото что такое статическая остойчивость судна. Смотреть картинку что такое статическая остойчивость судна. Картинка про что такое статическая остойчивость судна. Фото что такое статическая остойчивость судна
Рис. 94. Случай неостойчивого судна при неустойчивом равновесии

Разобранные случаи показывают, что судно остойчиво, если метацентр расположен выше центра тяжести судна.

Чем ниже опускается центр тяжести, тем судно более остойчиво. Практически это достигается расположением грузов не на палубе, а в нижних помещениях и трюмах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *