что такое старый дворец
Дворец Топкапы
При посещении Стамбула ты не сможешь пропустить Топкапы — главный дворец Османской империи до середины XIX века. В течение 400 лет огромный комплекс был резиденцией и офисом для 25 турецких султанов. А теперь этот город в городе может посетить любой желающий.
Содержание
История строительства
В 1453 году турки завоевали Константинополь, и османский султан Мехмед II поселился во дворце, который построили специально для него в районе современной площади Баязид. Но гарем этого дворца располагался рядом с будущим Топкапы.
В 1475 году началось строительство Топкапы. В переводе с турецкого topkapi означает «пушечные ворота». И это не просто так: когда султан покидал резиденцию или возвращался в неё, производился пушечный выстрел.
Мехмед II стал основателем и архитектором этого проекта. Сначала в новом дворце султаны лишь работали, гарем по-прежнему располагался вне дворцового комплекса. Но в XVI веке жена Сулеймана I захотела быть ближе к своему возлюбленному султану и добилась переноса гарема в Топкапы. Дворцу потребовалась грандиозная перестройка.
В 1854 году султан Абдул-Меджид I начал править из резиденции в европейском стиле — дворца Долмабахче. В 1922 году первый президент Турции Мустафа Кемаль Ататюрк ликвидировал султанат, в 1923 году провозгласил республику. Вместе с этими реформами османские дворцы, в том числе Топкапы, утратили своё первоначальное значение и были объявлены музеями.
Сейчас дворец Топкапы — один из крупнейших по площади музеев в мире. Публике доступна только десятая часть коллекции, а это 65 тысяч экспонатов. Здесь хранятся важнейшие мусульманские святыни — меч, плащ, пучок волос с бороды и отпечаток стопы пророка Мухаммеда.
Устройство и архитектура дворцового комплекса
Дворец Топкапы — пример османской архитектуры. Он имеет форму неправильного прямоугольника, состоит из четырёх дворов, разделённых воротами, и окружён стеной. Каждый двор являлся фактически крепостью, что обеспечивало дополнительную безопасность в случае набега врагов: правитель мог углубляться, пока враг преодолевал одно укрепление за другим. В последнем дворе был подземный ход, который вёл к морю, где в случае опасности султана и его приближённых ждали бы корабли. Но за всю историю Османской империи напасть на Топкапы никто не осмелился.
Первый двор
В первый двор, Двор янычар, ведут главные ворота — Ворота повелителя, или Имперские врата (Баб-ы Хюмаюн). Они имеют прямоугольную форму и два этажа. Внутренняя и внешняя сторона соединены сводом, который напоминает о воротах замков Средневековья. На втором этаже располагалась ложа султана, откуда он смотрел представления и церемонии.
Этот двор самый крупный. Его площадь занимали служебные и подсобные помещения, монетный двор, фонтан и церковь Святой Ирины. Именно через главные ворота султаны попадали во дворец. В этом же дворе проводили пятничные намазы.
Первый двор был единственным, куда могли попасть посетители.
Второй двор
Второй двор закрывают Ворота приветствия, или Срединные врата (Баб-ус-селям). Их арочный каменный свод выполнен в классическом архитектурном стиле Османской империи. Во втором дворе находится здание государственного совета — дивана, которое первоначально было деревянным. В XVI веке здание дивана значительно реконструировали, стены внутри покрыли мрамором. Тогда же появились колонны, декоративные орнаменты и арочные своды на крыльце.
Во втором дворе также располагались казна, Башня правосудия, здание Внешнего казначейства, постройки для прислуги, кухни, конюшни, хаммам, мечеть и вход в гарем.
Башня правосудия, или башня Адалет, построенная в середине XV века, в следующем веке была реконструирована и расширена. В начале XIX века усовершенствовали фонарь башни, в результате чего обзор с неё улучшился. Башня — символ Топкапы, так как хорошо заметна из города и со стороны моря.
Мечеть Бешир Ага и хаммам в неоклассическом стиле построены в середине XVIII века. Стены мечети с одним минаретом имеют полосатую кладку из рыжего и белого кирпича. Внутри — реконструкция в стиле раннего барокко, есть мраморный алтарь. К южному крылу мечети присоединён хаммам, который имеет два купола.
Дворцовые кухни занимают огромную площадь, их строения выделяются на общем фоне из-за высоких труб на крышах. На главной кухне готовили еду для султана и гарема. В части, где готовили сладости, были отдельные комнаты: шербета и джема, десертов и конфет.
Третий двор
В третий двор можно попасть через Ворота счастья (Баб-ус-саадет). Султан пользовался ими только по особым случаям. В торжественные дни правитель садился на трон, который устанавливали перед воротами, и все вокруг выражали султану уважение. В остальное время врата были закрыты, даже самым высокопоставленным чинам попасть через них во внутренние покои правителя было очень сложно. Ворота сочетают в себе стиль рококо, барокко и ампир.
В третьем дворе располагался сам гарем, состоящий из четырёх секций: для правителя, для его матери, для евнухов и для наложниц. В сумме в гареме было 300 комнат, несколько бань, две мечети и женский госпиталь.
Также в третьем дворе находилась тюрьма — кафес, где жили взаперти потенциальные наследники престола, и эндерун, то есть внутренние покои. В разных комнатах эндеруна размещалась дворцовая школа Эндерун — центр подготовки управленческих кадров.
Двор эндерун был сконструирован так, что личные покои султана располагались выше остальных строений, при этом покои правителя находились в самом центре, их окружали помещения, которые использовали ученики школы.
Государственные дела султан вёл из Тронного зала, или Зала аудиенций, который расположен сразу за воротами. Верхняя часть трона покрыта лаком и драгоценными камнями, украшена цветочными мотивами и изображением дракона, который сражается с фантастической птицей симургом, что символизирует храбрость.
Библиотека в этом дворе была построена в 1719 году по указу Ахмеда III на благо учеников дворцовой школы. Центральное помещение библиотеки имеет крышу с куполом, фасад отделан мрамором. Внутри здание украшено керамикой XVI века. Купол и своды отделаны штукатуркой malakâri, характеризующей эру тюльпанов. Дверные и оконные ставни выполнены из слоновой кости, на книжных стеллажах — серебряная отделка.
Другие важные здания третьего двора: Палата сокровищ, где хранились все драгоценности правителя; Сокровищница Эндерун с дворцовыми сокровищами; Тайный павильон — личный особняк турецких султанов с оригинальным дизайном плитки XVI века; самая крупная дворцовая мечеть Агалар, где молились султаны, их жёны, оруженосцы.
Сокровищница Эндерун, или павильон Мехмеда II, также известный как Киоск завоевателя, — одно из старейших зданий Топкапы. Оно было построено в 60-х годах XV века. Остальные строения дворцового комплекса проектировали, отталкиваясь именно от этого павильона. Каменное строение императорской архитектуры имеет просторные террасы и галереи, широкие окна, массивные колонны и камин.
Четвёртый двор
В четвёртом дворе расположился султанский сад, где правители в своё время могли побыть в одиночестве: павильоны Реван, Софа и Багдад, мечеть Софа, башня Башлала, павильон для обрезаний, гардеробная и другие помещения.
Зал обрезаний изначально задумывался как летний павильон, но вскоре начал использоваться для проведения церемонии обрезания принцев. Фасад здания покрыт голубой и белой плиткой. Из этого павильона открывается вид на район Стамбула — Галату.
Самое современное здание во всём Топкапы — Павильон медицины, построенный в 1859 году. Примечательно, что проектировал его Саркис Балаян — архитектор дворца Долмабахче, куда вскоре перешли все государственные дела.
Одежда султанов хранилась в отдельном здании — Гардеробной. Это единственное строение в дворцовом комплексе Топкапы, которое не меняло своего названия за всё время существования.
Как добраться
Дворец расположен в историческом центре Стамбула, на мысе Сарайбурну, где Босфор и Золотой Рог впадают в Мраморное море.
До Топкапы можно добраться на трамвае Т1. Ближайшие к дворцу остановки: Sultanahmet и Gülhane istasyonu. От них пешком по указателям.
Поездка на трамвае стоит 2,6 турецкой лиры (≈ 30 руб.) по Istanbulkard или 5 лир (≈ 55 руб.) по электронному билету или жетону.
Стоит учесть, что дворцовый комплекс не отапливается. Возможно, тебе будет некомфортно осматривать его зимой.
Время работы и стоимость посещения
На осмотр огромного комплекса лучше выделить целый день и приходить к самому открытию. Посетить Топкапы можно в любой день, кроме вторника.
В летний сезон, с 15 апреля по 30 октября, музей, гарем и церковь Святой Ирины открыты с 9:00 до 18:45. В зимний сезон они закрываются в 16:45.
Обрати внимание, что внутри помещений фотографировать запрещено. В отдел священных реликвий нельзя заходить в открытой одежде: шорты и майки не подойдут. В выставочных залах запрещены также детские коляски.
В Топкапы работает кафе — пригодится, если пойдёшь сюда на целый день.
Интересные факты
Ежегодно в Топкапы приезжают 2 миллиона туристов, что делает его самой посещаемой достопримечательностью столицы Турции. И это неудивительно — место богато историей, невероятными фактами и величественными постройками эпохи Османской империи.
Топкапы — (не самый) старый дворец
Старый дворец Стамбула Топкапы(Тапкапи, Сераль). Мимо этого музея нельзя пройти, приехав с Стамбул. И он точно стоит посещения. В Стамбуле есть два дворца и оба они обязательны к посещению. Дворец Тапкапи, тот самый из Великолепного века и с многочисленных открыток видов Стамбула, безусловно является его визитной карточкой. Если позволяет время то начинать нужно именно с него, а на следующий день уже идти в новый дворец-Долмабахче. Тогда впечатления получатся очень объемными.
Дворец действительно старый, хотя «Старым» его в Стамбуле не зовут, ибо во времена его функционирования был еще более старый дворец, куда складировали ненужных жен. Во времена гаремов, проблема проживания ненужных жен была очень и очень актуальна.
Тем не менее, это «не самый старый» построили аж в 1478 году, после завоевания Константинополя, по приказу султана Мехмеда Второго (Завоевателя, собственно). И на протяжении 400 лет он активно эксплуатировался 25 султанами и их многочисленными женами. К слову, жен сюда перевезли с легкой руки Хюррем (она же Роксолана) только в 16 веке. И с тех пор дворец, аки коммунальная квартира служил верой и правдой до 1854 года, пока Абдул-Менжид I волевым усилием не решил, что горячая вода и прочие блага цивилизации сильно шагнули вперед и ему как то хочется коммунального комфорта и переехал в новый дворец Долмабахче. Вместе с гаремом. Во дворце Топкапы традиционно остались жить ненужные жены, вдовы султанов и жены низложенных правителей. Ну, а 1923 году, когда вдовы и низложенные правители стали не столь многочисленны в султанском хозяйстве, Топкапи сделали музеем на радость нам с вами.
Дворец удивительно хорошо сохранился для своих лет. Сам дворец, точнее сказать дворцовый комплекс, большой и состоит из множества зданий и дворов. Закладывайте на его осмотр часа три минимум. Причем терять их в очереди в кассу не надо. Можно воспользоваться киосками самообслуживания для покупки билетов. Для меня до сих пор осталась загадкой очередь в кассу, при наличии свободных киосков. Может, конечно, народ что то знал про кредитные карты, чего не знала я? Или наоборот? В общем, мы оба раза покупали сами.
В марте его посещение было идеальным- туристов мало, солнце не палит. В июле было конечно жарковато, но это в основном во дворах. В самом здании нормально. Хотя и без кондиционеров конечно. Как то же они дожили в нем почти до XX века:) Вентиляция! Летом народ есть, но не критично.
Гарем имеет отдельный билет и вы его тоже возьмите, не пожалейте денег, он того стоит. Находясь там, попробуйте представить себя на месте тех девиц, которые жили на этой очень маленькой по современным меркам площади почти всю жизнь. И подумайте, как же жилось остальным, что вот ЭТО почиталось за рай и сказку?
От античности до модернизма: 8 основных стилей в архитектуре
Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора. Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, владеющих умами идей, технологий. Какие-то стили следуют друг за другом в хронологическом порядке, какие-то развиваются параллельно во времени.
Чаще смена доминирующих стилей происходит постепенно, по мере того как архитекторы воспринимают дух времени и адаптируются к новым идеям. Вместе с экспертами разбираемся с базовыми стилями в архитектуре.
Эксперты в статье:
Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии DVEKATI
Николай Фанеев, ведущий архитектор студии IND architects
1. Античный стиль
Древнегреческая архитектура появилась на материковой части Греции, Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период приблизительно с 900 года до н. э. до I века н. э. Самые ранние сохранившиеся сооружения датируются примерно 600 годом до н. э.
Древнегреческая архитектура особенно известна своими храмами. Вторым важным типом зданий, дошедшим до наших дней, считается театр под открытым небом. Самый ранний из них датируется примерно 525-480 годами до н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (мавзолей) и стадионы.
Основные черты древнегреческой архитектуры:
Екатерина Сванидзе:
«К античному стилю можно отнести архитектуру Древней Греции VII-VI вв. до н.э. и архитектуру Древнего Рима. Преобладающей типологией в это время были храмы, спроектированные с учетом принципов симметрии, геометрии, гармонии частей и целого, перспективы. Отличительная черта античного стиля (в особенности в греческой архитектуре) — ордерная система (ионический, дорический, позднее — коринфский ордеры), которая впоследствии была переосмыслена римлянами — появились римско-дорический, тосканский, римско-ионический, римско-коринфский ордеры и композитная капитель. К самым ярким примерам античного стиля относятся Парфенон, построенный в Афинском Акрополе в V веке до н.э., и амфитеатр Флавиев (Римский Колизей) 72-80 гг. н.э».
2. Готика
Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.
Одной из главных инженерных инноваций готической архитектуры стала каркасная система. С виду ажурная и «сложносочиненная» (полная противоположность монументальной романской), она изменила распределение нагрузки в здании, облегчила стены и перекрытия, дала возможность увеличить высоту сооружений и их площадь, а также сэкономить строительные материалы.
Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Николай Фанеев:
«Готическая архитектура в основном представлена религиозными сооружениями. Безусловно, готика ассоциируется, прежде всего, с собором Нотр-Дам-де-Пари, Шартрским Собором, Аббатством Сен-Дени, Кельнским собором и др. Несколько особняком стоит английская готика, которая, переняв характерные черты оригинального французского стиля, адаптировала его к своим региональным предпочтениям. Например, английская готика, в отличие от французской, тяготеющей максимально ввысь, подчеркивала длину здания, а не его высоту. Примеры: кафедральные соборы в Линкольне и Йорке, кафедральный собор в Глостере и др».
3. Барокко
Барокко — декоративный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и постепенно распространился по всей Европе. Своего пика стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а также в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.
Архитекторы эпохи барокко до предела развили основные элементы архитектуры Возрождения (которая, в свою очередь, наследует античному стилю), включая характерные купола и колоннады, и сделали их более высокими, величественными, украшенными. Внутри здания часто использовалась живопись Тромплей (также известна как «обманка» — изображение, выполненное настолько точно, что его можно принять за кусок реальности) в сочетании со скульптурой. Для барокко характерен избыточный декор: многочисленные ангелы и раскрашенные фигуры на потолке, витые колонны, изобилие декоративных элементов, занимающее все пространство. Во дворцах в стиле барокко парадные лестницы стали центральным элементом.
Екатерина Сванидзе:
«Барокко» (в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы») — это стиль абсолютистской эпохи (с 1600 г. до 1780 г.), когда власть церкви солидаризируется со светской. Пышность декора, впечатляющие размеры сооружений и особое членение барочных помещений усиливают авторитет церкви и государства — католическая церковь взывала к верующим через искусство и архитектуру. В этом стиле архитектуре подчиняются все остальные виды искусства — скульптура, живопись. Сложные архитектурные формы, в основе которых, как правило, был овал/эллипс, а также динамическое противопоставление и взаимопроникновение пространств, величие, драматизм и контраст освещения, пышные формы и богатый декор — характерные черты барокко. Грандиозные творения барокко — церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции, базилика Санта-Кроче в Лечче».
4. Классицизм
Корни классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль отличается ясностью и простотой традиционных форм, например, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Он развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно ярко ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.
Классицизм быстро распространился в Италии, а затем пришел во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны. В каждой из них он трактовался по-своему, обретая индивидуальные черты. В эпоху правления Людовика XIV на фоне абсолютизма появился «Большой стиль» — в нем соединились классицизм и барокко. В России на классические здания в этом стиле «наложилась» военная и патриотическая тематика.
Николай Фанеев:
«На рубеже 1800 г. старый мировой порядок сменяется — получают развитие идеи субъективизма, либерализма, демократии, церковь утрачивает былую силу, а церковное строительство перестает быть стилеобразующим. Однако для создания нового стиля не хватало знаний и развитого вкуса, поэтому в этот век обратились к формам античности. Идеалы красоты «археологического классицизма» были определены в труде Винкельмана «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре». Характерные черты стиля: членение корпуса сооружения пилястрами и карнизами, фасадная сторона напоминает греческий или римский храм с треугольным фронтоном или портиком. Пара примеров классицизма в архитектуре — Сан-Франческо ди Паола в Неаполе и кафедральный собор Казанской Божьей Матери в Санкт-Петербурге».
5. Рококо
Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.
Стиль появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и вскоре был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века господство рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.
Хотя между архитектурой барокко и рококо есть много общего, можно найти и различия. Внешний вид зданий в стиле рококо более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно из принципиальных различий еще и в том, что рококо подчеркивает асимметрию форм.
Стены, молдинги (выпуклые декоративные детали на фасадах) и потолки зданий в этом стиле украшены многочисленными переплетениями декоративных деталей, основанных на формах «C» и «S», раковинами и другими натуралистическими формами.
Цвета рококо преимущественно пастельные, активно задействуются слоновая кость и золото, в декоре много зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рококо построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.
6. Ампир
Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник во Франции во время правления Наполеона. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а затем и в России.
Стиль активно продвигали придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен. Декор дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями: синий, белый, ярко-красный, четкие линии, обилие позолоты. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, круги, военные символы — мечи, копья, щиты. Большой популярностью пользовались египетские мотивы, которые вошли в моду после Египетского похода Наполеона.
Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Вандомская колонна, триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Интерьеры в стиле ампир можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.
Николай Фанеев:
«Стиль ампир появился во Франции во времена правления Бонапарта (1804-1814), считавшего себя величайшим императором со времен античности и использовавшего архитектуру для создания визуальной связи и коннотаций между Французской Империей и Римской Империей. В сооружениях той эпохи — преимущественно триумфальных арках — широко применялись символы и орнаменты, заимствованные из античного мира (в частности, Римской Империи)».
7. Модерн / Ар-нуво / Югендстиль
На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн буквально захватил весь европейский континент, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии он известен как югендстиль или стиль Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — стиль либерти или stile floreale (цветочный стиль). Главное утверждение модерна: искусство и жизнь неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения для движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Модерн характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, часто встречаются флоральные и анималистические мотивы. Ярчайший пример модерна — входы на станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.
8. Модернизм
Модернизм — архитектурный стиль, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отказ от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим после Второй мировой войны и до конца 1980-х.
Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то новое.
Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило строить конструкции, которые были как никогда прочными, легкими и высокими. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года — ранний пример революционной для своего времени конструкции из железа и листового стекла
В 1884 году был построен первый небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное здание страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, в то время самого высокого сооружения в мире, поразил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 года, которая проходила в Париже.
Николай Фанеев:
«Модернизм зародился в первой половине XX века и быстро стал ведущим стилем и даже философией архитектуры того времени. Это было связано со строго рациональным использованием материалов, конструктивными нововведениями, аналитическим подходом к функциям зданий. Главные постулаты — «форма следует за функцией» и «меньше значит больше». Пионерами движения были Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус, а среди ярких представителей — немецкая школа Баухауз и Фрэнк Ллойд Райт».