что такое старогодные рельсы и рельсовые плети
Старогодние рельсы
Применение рельс б/у
Во время наработки тоннажа на протяжении длительного использования в рельсах нарастает образование поврежденных участков разного типа, к примеру, деформации, усталостные дефекты, это ведет к снижению надежности, а зачастую и вовсе к отказу, влечет это за собой необходимость снижать скорости либо полностью прекращать передвижение железнодорожного транспорта.
Определение
Классификация и маркировка
Рельсы эти классифицируют на четыре степени пригодности. Маркированием является их степень пригодности, указано оно на шейке рельса при помощи краски и римских цифр. Около дефекта наносится один либо два косых «крестика». Маркирование дублируется на расстоянии в один метр от левого стыка. Четвертую степень указывают тремя косыми «крестиками» и это означает, что рельсы полностью износились и сдаются в металлолом. С помощью арабских цифр указывают пропущенный тоннаж в млн. т. брутто. Старогодние рельсы применяются на части железнодорожного полотна с малой нагрузкой.
Рельсы, которые пригодны для использования, зависимо от их технического состояния, подразделяют на три группы:
Буквой «К» обозначают рельс, который сняли с кривого участка полотна дороги. Основные виды повреждений, деформаций и дефектов рельсов — трещины, отслоения, выкрашивания, смятия, истирания, наплывы, коррозия металла, механические повреждения рельсов в виде изгибов, пробуксовин, внутренние усталостные дефекты в металле и иные. Зависимо от вида деформации и повреждения рельсы подразделяют на остродефектные и дефектные. Остродефектные могут терять целостность либо разрушаться под железнодорожным транспортом, и по этой причине требуют незамедлительной замены.
Свойства
Служебные свойства дефектных ниже нормативного уровня, но они еще способны обеспечить безопасное передвижение железнодорожного транспорта, но с ограничениями по скоростному режиму. Эти рельсы разрешено оставить на пути до смены в намеченном порядке, соблюдая инструкцию по их использованию, которая содержится в классификаторе дефектов рельсов.
Каждый дефект в классификаторе кодируется путем применения трехзначных чисел. Используется следующее структурное кодирование: первая цифра – вид дефекта и точка его образования по элементам сечения (головка, шейка, подошва); вторая цифра — вид дефектов с учётом основных факторов их происхождения и изменения; третья цифра – место нахождения повреждения по длине рельсов. Первые две цифры кода отделяют от третьей цифры точкой. Буквами «В» и «Г» после второй цифры обозначают «вертикальное» или «горизонтальное» ориентирование повреждений.
Гарантия и качество
Все рельсы, снятые с пути, направляются на ремонт в РСП (ремонт путевой техники). Предварительно перед отправкой они проходят дефектоскопию, их маркируют, обозначая местоположение дефектов. Осматривание и маркирование выполняется комиссией, и результат решения оформляют актом формы ПУ-81.
Данные рельсы укладывают согласно группе и категории пути, а также степени пригодности рельсов. Норматив длины рельсовых плетей пути без стыков составляет 800 метров. Нормативная длина таких рельсов после выполнения ремонтных работ сваркой для звеньевого пути — 25 и 12,5 метров. Погрешности длины плетей бесстыкового пути не могут быть больше, чем ±30 миллиметров, а для рельсов 25 и 12,5 м — ±6 мм. По концам рельсовой плети и уравнительного рельса следует просверлить по три болтовых отверстия по схеме, которая соответствует конкретному типу рельса. Период эксплуатации старогодных рельсов Р65 зависимо от интенсивности перевозок и категории полотна железной дороги колеблется от 300 до 800 млн т брутто, а рельсов Р50 — 300 и Р43 — 200 млн т брутто.
Что такое старогодные рельсы и рельсовые плети
РЕЛЬСЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ СТАРОГОДНЫЕ
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НА РЕМОНТ, СВАРКУ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАРОГОДНЫХ РЕЛЬСОВ
УТВЕРЖДАЮ: Заместитель Министра путей сообщения России В.Н.Сазонов 10 октября 2003 г.
Приведены требования, предъявляемые к старогодным рельсам, их сферы применения, правила приемки после ремонта, маркировка.
Для работников путевого хозяйства.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Технические условия распространяются на рельсы железнодорожные старогодные, сварные, изымаемые из пути при всех видах ремонтов, сплошной или одиночной замене и текущем содержании, предназначенные для повторной укладки в пути на сети железных дорог России без ремонта и с ремонтом, в том числе с профильной обработкой головки в рельсосварочных предприятиях (РСП) или в пути рельсошлифовальными поездами (РШП).
1.3. Служба пути ежегодно составляет адресный план рационального использования старогодных рельсов и рельсовых плетей (форма 1.1) на основе плана ремонтно-путевых работ и поступивших с дистанций пути дефектных ведомостей и актов о состоянии старогодных материалов верхнего строения пути.
Адресный план использования старогодных рельсов
Сведения о рельсах, намечаемых к снятию из пути
Протяженность и характеристика участка укладки старогодных рельсов
Класс, группа, кате-
гория пути
Грузо-
напря-
жен-
ность, млн. ткм бр./км в год
Про- пу-
щен-
ный тон-
наж, млн. т
Зве- нье-
вой бес- сты-
ковой
Протя-
жение рель-
сов, снятых из пути, с раз-
бивкой по группам год-
ности, км
Ожи-
даемая группа год-
ности рельсов после ремонта и их протя-
жение, км
Наиме-
нова-
ние участка укладки
Протя-
жение уложен-
ных рельсов по группам годности, км
Класс, группа, кате-
гория пути
Грузона-
пряжен-
ность, млн. ткм бр./км в год
Усиленный капитальный ремонт пути (УК)
Капитальный ремонт пути (К)
Сплошная замена рельсов (Р), в том числе наружной нити в кривых (РК), и одиночная замена рельсов (О)
1. В графе 8 указать для нетермоупрочненных рельсов дополнительно к типу рельса букву «н», например: Р65н.
1.4. Все намечаемые к снятию из пути рельсы должны быть замаркированы как годные для повторной укладки в путь без ремонта в РСП, с ремонтом в пути или в РСП и непригодные для повторной укладки в путь.
1.6. На основе адресного плана использования старогодных рельсов, снимаемых при всех видах ремонта (см. форму 1.1), служба пути составляет:
график отгрузки старогодных рельсов в РСП для их ремонта с профильной обработкой поверхности катания головок, учитывающий первоочередность отгрузки рельсов, которые после ремонта будут соответствовать I и II группам годности;
план укладки старогодных рельсов без профильной обработки головки в наружные нити кривых без перемены рабочего канта;
адресный план-график сохранения и шлифовки старогодных плетей бесстыкового пути;
план сдачи металлолома.
Непосредственно для РСП разрабатывают:
план ремонта старогодных рельсов с профильной обработкой головки на строгальном и фрезерном станках;
план сварки бесстыковых плетей из старогодных рельсов, отремонтированных с профильной обработкой головки;
план ремонта старогодных рельсов для звеньевого пути;
адресный график отгрузки всей номенклатуры отремонтированных рельсов;
адресный план-график движения составов по перевозке бесстыковых плетей, сваренных в РСП из новых и старогодных рельсов, а также сохраненных рельсовых плетей бесстыкового пути.
2. ОСМОТР И МАРКИРОВКА СНИМАЕМЫХ ИЗ ПУТИ СТАРОГОДНЫХ РЕЛЬСОВ
2.1. За 10-50 суток перед изъятием рельсов производят их осмотр и маркировку. За 10 суток и менее производят проверку рельсов ультразвуковыми и магнитными дефектоскопами и их маркировку непосредственно в пути.
2.3. Одиночно снятые с пути рельсы должен осматривать дорожный мастер или бригадир пути. Маркировку таких рельсов производят в день их снятия.
2.4. Маркировку рельсов звеньевого пути и рельсов, полученных от разрезки бесстыковой плети, производят светлой несмываемой краской на шейке рельса, обращенной внутрь колеи строго со стороны рабочей грани на расстоянии около 1,5 м от левого стыка или места разрезки плети, и 12,5 м от конца рельсовой плети (при нахождении работника внутри колеи лицом к маркируемому рельсу или плети, рис.2.1). В зимний период допускается временная маркировка мелом с последующим возобновлением ее светлой несмываемой краской.
Рис.2.1. Образец маркировки старогодных рельсов:
2.5. При маркировке старогодных рельсов в пути светлой краской восстанавливают маркировку старых сварных стыков. Рекомендуется при капитальном ремонте пути разрезать плети в местах сварных стыков.
2.7. В случае если маркировка, выполненная в пути, потеряет четкое изображение до отправки рельсов потребителю, необходимо возобновить ее краской того же цвета.
3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
3.1. Общие требования
3.1.1. Старогодные рельсы, повторно используемые для укладки в путь, должны отвечать требованиям настоящих Технических условий; Технических указаний по перекладке термоупрочненных рельсов типов Р65 и Р75 в звеньевом пути; Технических указаний по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути; Технических указаний по шлифованию рельсов; Положения о комплексной системе шлифовки рельсов в пути; Положения о системе ведения путевого хозяйства на железных дорогах Российской Федерации.
3.1.2. Снимаемые из пути рельсы должны быть осмотрены, обмерены и замаркированы с разделением каждого типа рельсов на группы годности с учетом термоупрочнения.
Характеристики, определяющие группу годности старогодных рельсов
Предельные значения показателей для рельсов типов и групп годности
Что такое старогодные рельсы и рельсовые плети
Изымаемые из пути при всех видах ремонтно-путевых работ и текущем содержании железнодорожные рельсы обладают остаточным ресурсом и могут быть использованы для повторной укладки в пути на сети железных дорог ОАО «РЖД» без ремонта или с ремонтом, в том числе с профильной обработкой головки в рельсосварочных предприятиях или непосредственно в пути рельсошлифовальными и рельсофрезерными поездами.
Осмотр и маркировка изымаемых из пути рельсов
Осмотр и маркировку рельсов производит комиссия в составе:
Одиночно снимаемые с пути рельсы должен осматривать дорожный мастер или бригадир пути. Маркировку таких рельсов производят в день их изъятия.
Рисунок 1.1 Дефектоскопия пути
Рисунок 1.1 Дефектоскопия пути
Маркировку рельсов производят светлой несмываемой краской на шейке рельса, обращенной внутрь колеи строго со стороны рабочей грани на расстоянии около 1,5 м от левого стыка по ходу километров или места разрезки плети, и 12,5 м от конца рельсовой плети (при нахождении работника внутри колеи лицом к маркируемому рельсу или плети).
В зимний период допускается временная маркировка мелом с последующим возобновлением ее светлой несмываемой краской.
Если маркировка, выполненная в пути, потеряет четкое изображение, необходимо возобновить ее краской того же цвета.
Маркировку наносят на шейку рельса с указанием:
Интерактивная схема 1.1 Образец маркировки старогодных рельсов
Интерактивная схема 1.1 Образец маркировки старогодных рельсов
Пример маркировки старогодных рельсов:
I – группа годности рельса
У – термоупрочненные
620 – пропущенный тоннаж, с округлением до 10 млн т брутто
4 – номер дистанции пути, с которой сняты рельсы
Таблица 1.1 Характеристики, определяющие группу годности старогодных рельсов
Наименование показателей | Предельная величина показателей критериев годности для рельсов типов и групп годности | |||
---|---|---|---|---|
Р75, Р65 | Р50 и легче | |||
I | II | III | I | |
Наработка тоннажа, млн т брутто | до 20% сверх Тн | более 20% до 50% сверх Тн | более 50% до 70% сверх Тн | до 400 |
Износ головки, мм, не более вертикальный боковой | 6 6 | 6 8 | 8 10 | 5 5 |
Глубина плавных вмятин и забоин на поверхности, мм, не более головки подошвы | 1 3 | 2 4 | 3 4 | 2 4 |
Плавный износ кромки подошвы от костылей, мм, не более | 3 | 3 | 4 | 3 |
Уменьшение толщины подошвы от коррозии, мм, не более | 3 | 3 | 4 | 2 |
Равномерный наплыв металла на головке без трещин и расслоений, мм, не более: со стороны рабочей грани со стороны нерабочей грани | 2 4 | 2 4 | 2 4 | 1 2 |
Глубина волнообразного износа поверхности катания головки на длине 1 м, мм, не более | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 1,0 |
Седловины, мм, не более | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 1,0 |
Вертикальное смятие головки в сумме с провисанием концов, мм, не более | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 1,0 |
Скрученность рельсов (доля от длины рельса) | 1/5000 | 1/5000 | 1/5000 | 1/5000 |
Критерии годности старогодных рельсов для повторного использования
Возможность повторного использования снимаемых из пути старогодных рельсов определяют до их изъятия из пути.
Основным критерием отнесения старогодных рельсов, изымаемых из пути, к определенной группе годности является нормативная наработка тоннажа (Тн). Характеристики, определяющие группу годности старогодных рельсов, приведены в таблице 1.1. Старогодные рельсы в зависимости от характеристик, определяющих группы годности, относятся к I, II, III группам годности, а также к IV группе годности (металлолом).
Нормативная наработка тоннажа (Тн) в млн т брутто для рельсов первой укладки составляет:
для термоупрочненных рельсов категории В (ДТ350СС) типа:
для нетермоупрочненных рельсов нормативная наработка тоннажа уменьшается в 1,5 раза и составляет для рельсов типа:
Если старогодные рельсы относятся по пропущенному тоннажу к I или II группе годности, а другие показатели превышают предельные значения для этой группы годности (за исключением бокового износа), то группа годности старогодных рельсов устанавливается в соответствии с этими показателями.
Величину вертикального и бокового износов определяют как разность номинального размера нового и старогодного рельса. Вертикальный износ измеряют по оси симметрии рельсов, боковой – на расстоянии 13 мм от поверхности катания головки рельса.
Высоту рельса, вертикальный и боковой износы измеряют штангенциркулем с погрешностью измерения 0,05 мм.
Рисунок 1.2 Измерение смятия
Рисунок 1.2 Измерение смятия
Рисунок 1.3 Измерение бокового износа
Рисунок 1.3 Измерение бокового износа
К IV группе годности (металлолому) относятся:
Рельсы IV группы годности (металлолом) подлежат сдаче в металлолом.
Инвентарные рельсы изготавливают из рельсов I, II и III групп годности. Состояние инвентарных рельсов должно обеспечивать возможность содержания пути по ширине колеи в пределах установленных норм и допусков.
| Старогодные рельсы I и II групп годности, предназначенные для повторной укладки в путь при капитальном ремонте на старогодных материалах, направляют в РСП для комплексного их ремонта с профильной обработкой головки строжкой и фрезеровкой. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
При наличии в рельсах дефектов: 10, 11, 13, 14, 16, 17, 18, 19 глубиной более 2 мм, а также 20, 21, 24, 25, 26, 27, 30, 31, 33, 38, 46, 47, 50, 55, 56, 60, 65, 66, 67, 99 производят их вырезку на расстоянии не менее 10 см от краев дефекта. | При распространении указанных в левом столбце дефектов и дефектов 40, 41 по всей длине рельса старогодные рельсы переводят в IV группу годности (металлолом). | Рельсы с дефектами 85, 86 подвергают правке, а при невозможности их выправки производят вырезку дефектов. | Старогодные рельсы с дефектами 69, 74 на репрофилирование не направляются. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Перед вырезкой дефектных мест, обнаруженных при дефектоскопировании, необходимо светлой краской повторить маркировку на всех кусках рельса, которые будут направлены на фрезеровку, строжку или сварку. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Наименование показателей | Предельная величина показателей критериев годности после строжки и фрезеровки | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
I–П | II–П | III–П | ||||
Наработка тоннажа, млн т брутто | до 20% сверх Тн | более 20% до 50% сверх Тн | до 70% сверх Тн | |||
Износ головки после профильной обработки, не более, мм: вертикальный боковой | 8 6 | 8 8 | 8 8 | |||
Уменьшение толщины подошвы от коррозии, не более, мм | 3 | 3 | 3 | |||
Плавные вмятины и забоины на подошве рельса, не более, мм | 3 | 3 | 3 | |||
Равномерный наплыв металла без трещин и расслоений со стороны необработанной грани, не более, мм | 2 | 2 | 2 | |||
Глубина волнообразных неровностей поверхности головки на длине 1 м, не более, мм | 0,1 | 0,1 | 0,2 | |||
Глубина коротких неровностей (длиной до 25 см) на поверхности головки, не более, мм | 0,025 | 0,025 | 0,030 | |||
Седловины и местные неровности на поверхности катания головки, не более, мм | 0,1 | 0,1 | 0,2 |
Сферы применения старогодных рельсов
Сферы применения старогодных рельсов зависят от их технического состояния и выполненных видов ремонта.
На всех классах пути, кроме С1 и С2, допускается применение рельсов I и II групп годности для одиночной замены, если разница в наработке тоннажа у старогодных рельсов и рельсов, лежащих в пути, не превышает 100 млн т брутто в сторону увеличения, а по годам изготовления – не более 10 лет в сторону увеличения. Для рельсов III группы годности в путях 5 класса разница в наработке тоннажа не нормируется.
По согласованию с Управлением пути и сооружений ЦДИ допускается укладка при капитальном ремонте на путях 2 класса групп Г и Д старогодных репрофилированных рельсов.
Таблица 1.3 Сферы применения старогодных термоупрочненных рельсов, повторно используемых в пути без ремонта в РСП и в пути
Тип рельсов | Группа годности рельсов | Класс пути | Класс, группа и подгруппа пути | Способ использования рельсов | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Р75 Р65 | I | 1–3 | Кроме С1 и С2 | О, РИ, РИК | |||||||
II | 3 | Кроме 3В4, 3В5, 3Б5, 3Б6, 3А6 | О, РИ, РИК | ||||||||
4–5 | Без ограничения | О, РИ, РИК, Крс | |||||||||
III | 4–5 | Кроме 4Д3, 4Д4 | О, РИ, РИК, Крс |
Таблица 1.4 Сферы применения старогодных термоупрочненных рельсов типа Р65 и Р75, отремонтированных в РСП с профильной обработкой головки
Группа годности рельсов и способ обработки головки | Класс пути | Класс, группа и подгруппа пути | Способ использования рельсов | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
I–П | 1–2 | Кроме С1 и С2 | О | ||||||||||||
I–П | 3–5 | Без ограничения | О, РИ, Крс | ||||||||||||
II–П | 3 | Кроме 3В4, 3В5, 3Б5, 3Б6, 3А6 | О, РИ, Крс | ||||||||||||
4–5 | Без ограничения | О, РИ, Крс | |||||||||||||
III–П | 4–5 | Кроме 4Д3, 4Д4 | О, РИ, Крс |
О – одиночная замена рельсов;
РИ – сплошная замена рельсов на новые или старогодные;
Крс – капитальный ремонт пути на старогодных материалах;
П – профильная обработка головки рельса фрезеровкой или строжкой в РСП.
Запрещается укладка репрофилированных рельсов с переменой рабочего канта в наружные нити кривых радиусами 650 м и менее.
Старогодные рельсы с боковым износом до 8 мм ремонтируют в РСП с профильной обработкой головки со стороны бывшей нерабочей грани. Репрофилированные рельсы сваривают в рельсы мерной длины (до 25 м) и рельсовые плети бесстыкового пути для укладки с переменой рабочего канта в прямые, во внутренние нити кривых и в наружные нити кривых радиусами более 650 м, а также из них изготавливают уравнительные и инвентарные рельсы.
Старогодные рельсы Р65 и Р75 с боковым износом от 8 до 15 мм, которые по всем другим параметрам могут быть отнесены к I и II группам годности, в РСП не направляют, а укладывают в путь с переменой рабочего канта.
Старогодные рельсы типа Р50 I группы годности, а также нетермоупрочненные типов Р65 и Р75 I или II групп годности могут быть использованы для пополнения покилометрового запаса и сплошной смены рельсов на путях 5 класса.
Нормативный срок службы рельсов, отремонтированных в РСП с профильной обработкой головки фрезеровкой или строжкой, должен составлять:
для рельсов II и III группы годности
Рельсовые плети для бесстыкового пути, а также мерные рельсы (25 и 12,5 м) для звеньевого пути и уравнительных пролетов сваривают в РСП из старогодных репрофилированных рельсов, которые должны быть:
Отклонения по длине
25-метровых, а также укороченных рельсов
На каждую партию рельсов, отгружаемую на сцепе платформ, а также на каждую сварную рельсовую плеть выдается сертификат с их характеристикой.
При обеспечении годовой потребности в старогодных рельсах по всей номенклатуре работ допускается:
- Что такое отит при беременности
- Что такое питание животных