что такое станица у казаков
Что такое станица у казаков
Казачья станица, как правило, создается вокруг православного храма и образует его приход. Станичный атаман выбирается на общем станичном Круге исключительно из числа хуторных (или куренных) атаманов, входящих в данную станицу. Станичный атаман представляет на Круг для утверждения кандидатуры товарища атамана (станичного есаула), казначея и писаря. На станичном Круге председательствует председатель станичного Совета старейшин, деятельность станичного Круга благославляет настоятель станичного храма, там заслушивается и обсуждается отчет станичного атамана, выступают председатель станичного Совета старейшин и Суда чести, руководители (атаманы) казачьих артелей и предприятий (кошей). Казачата, достигшие 18-ти лет, в этот день принимают казачью присягу. На станичные (хуторные) Круги казакам, казачкам и казачатам рекомендуется приходить в национальной казачьей одежде,а казакам действующего реестра – в установленной законом форме, также надевать государственные и общественные награды и почетные знаки.
В казачьей станице ежемесячно проводятся: атаманское правление, заседание станичного Совета старейшин, собрание хуторных (куренных) уставщиков при станичном храме. Ежеквартально проводятся Малые станичные Круги под председательством станичного атамана, в них участвуют хуторные (куренные) атаманы и их товарищи, хуторные (куренные) старейшины (гласные), уставщики.
По книге В.Ф. Никитина «Традиции казачества».
Казачья станица
Казачья станица — административная казачья сельская единица, состоит из одного или нескольких казачьих поселений (хутора, посёлка).
Всякая казачья община, жившая в городках, слободах или зимовищах, равно и посланная куда-либо (например, в Москву за царским жалованьем), именовалась станицей и имела своего станичного атамана.
Станицы считались военным поселением, способным выставлять для казачьего войска одну сотню (эскадрон) всадников. Станицы состояли преимущественно из одноэтажных деревянных или саманных домов, крытых камышом или черепицей. Центром культурной жизни станицы была православная церковь и школа. Центром общественной жизни была базарная площадь («майдан»). Из административных зданий в станице размещались станичное правление и сотенная канцелярия. В неспокойных местах станица ограждалась валом и рвом. Поскольку казаки были заняты на военной службе, то хозяйство нередко оставалось на женщин. Неподалеку от станицы располагалось станичное кладбище. Часто при станице имелась мельница.
Округ каждой станицы в Российской империи составлял её станичный юрт; лица войскового сословия, живущие в юрте — станичное общество. На станичном сборе выбиралось станичное правление: станичный атаман, его помощник и казначей. Атаман распределял земли между семьями казаков. Если станица была небольшой, то в станичном сборе участвовало все мужское население, а если станица была крупнее, то каждые 10 дворов высылали своего кандидата.
Станичный атаман выбирается на общем станичном Круге исключительно из числа хуторных (или куренных) атаманов, входящих в данную станицу. Станичный атаман представляет на Круг для утверждения кандидатуры товарища атамана (станичного есаула), казначея и писаря. На станичном Круге председательствует председатель станичного Совета старейшин, деятельность станичного Круга благославляет настоятель станичного храма, там заслушивается и обсуждается отчет станичного атамана, выступают председатель станичного Совета старейшин и Суда чести, руководители (атаманы) казачьих артелей и предприятий (кошей). Казачата, достигшие 18-ти лет, в этот день принимают казачью присягу. На станичные (хуторные) Круги казакам, казачкам и казачатам рекомендуется приходить в национальной казачьей одежде, а казакам действующего реестра – в установленной законом форме, также надевать государственные и общественные награды и почетные знаки.
В казачьей станице ежемесячно проводятся: атаманское правление, заседание станичного Совета старейшин, собрание хуторных (куренных) уставщиков при станичном храме. Ежеквартально проводятся Малые станичные Круги под председательством станичного атамана, в них участвуют хуторные (куренные) атаманы и их товарищи, хуторные (куренные) старейшины (гласные), уставщики.
По численности населения станицы часто превышают небольшие города. Например, в станице Каневской (Краснодарский край) — 44 386 (2010), а в станице Ленинградской (Краснодарский край) — 36 940 (2010). Эти станицы являются крупнейшими сельскими поселениями России. В станице Орджоникидзевская (ныне пгт Сунжа) в Ингушетии, до придания ей статуса посёлка городского типа в 2015 году, проживало 64 041 человек.
Станицы как населённые пункты в настоящее время существуют в следующих субъектах России:
Типы поселений донцов: городки, станицы, хутора, остроги, зимовища, базы-зимовники, слободы
Согласно письменным источникам самые ранние казачьи поселения назывались «зимовье», «острога», «городок». Помимо этих терминов, в актах XVI и XVII вв. постоянно встречаются такие понятия, как «юрт» и «станица». Позже в XVIII-XIX вв. появятся «хутора» и «слободы».
Городки
«Городками» в источниках XVI-XVII вв. назывались постоянные поселения донских казаков. В древней Руси не было городов без оборонительных сооружений. Населенный пункт только тогда начинал называться городом, когда он приобретал оборонительную ограду. Учитывая сложившуюся традицию, казаки называли свои укрепленные поселения городками. Но казачьи городки не относились к городским поселениям, в полном смысле этого слова, особенностью казачьих поселений был их военный характер. При строительстве своих городков-крепостей казаки, несомненно, использовали опыт, накопленный за многие века славянской и русской фортификационной культурой.
Первые городки строились в низинах, в камышовых зарослях, па островах, то есть в местах неудобных для жилья, но дающих возможность легко укрыться, уйти через ерик или реку на лодках.
«Городки, все без исключения, — как писал В.Д. Сухоруков, — стояли при больших реках: Доне, Донце и Медведице, по удобности в тех местах промыслов, от коих казаки имели тогда пропитание, и для лучшего защищения от неприятельских набегов». По свидетельству источников, почти все ранние городки страдали от весенних разливов рек.
Представления о ранних казачьих городках носят во многом предположительный характер, так как достоверные источники скудны.
Описаний казачьих городков за XVI в. не сохранилось, а за XVII в. их дошло очень мало. Наиболее ранние принадлежат турецкому путешественнику Эвлии Челеби, который в январе 1667 г. проехал от Переволоки до Азова. Эвлия описывал городки как весьма мощные крепости с многочисленным казачьим населением. Так, в городке Иловлинский, он видел «сильную крепость из дерева»; в городке Паншин — «весьма прочную деревянную крепость»; в городке Голубые — «деревянную крепость», «прочную вследствие своей шестиугольной формы»; в городке Верхний Чир — «неприступную деревянную крепость» и т.д.
Сведения Эвлии о наличии в городках деревянных укреплений подтверждаются источниками, относящимися к концу XVII в.: походный журнал Петра I за 1695 г., описания вице-адмирала К. Крюйса, составленном в 1699 г. и др.
Городки были, по выражению самих казаков, «некорыстны», они были «оплетены плетнями, а обвешены тернами».
В центре городка находилась площадь, свободная от застройки и называвшаяся у казаков «майданом» (от тюркского «мейдан»). Здесь проходили круги, которые решали все вопросы жизни поселения и обсуждали войсковые дела. Площадь окружали арсеналы, кузницы, оружейные, амбары, ссыпки для зерна. Рядом с майданом обязательно тянулись коновязи, где ставили коней собиравшиеся по тревоге сполоху казаки. Майдан окружали полностью или частично, кругом или полукругом, жилища. Одно из них именовалось станичной избой и выполняло функции центра управления, «присутственного места», своеобразного клуба, общего склада и т.п. На той же площади ставилась часовня, а потом и церковь.
За городком или за протоком (рукавом) Дона устраивались базы для скота — загоны.
В качестве жилищ на раннем этапе строительства использовали шалаши, балаганы и примитивные землянки в виде «круглой ямы», покрытой жердями, поставленными вокруг нее и связанными сверху в пучок, с кровлею из камыша или сена. «В образе устроения жилищ казачьих, — замечал В.Д. Сухоруков, — в первой половине XVII столетия не представляется ничего отличного от первобытного их состояния. Главный городок Черкаской состоял из землянок. ».
Но сообщению адмирала К. Крюйса, городки делились на две части: зимние жилища (отапливаемые) и летние.
Постепенно временные шалаши и землянки заменялись наземными постройками-куренями. Много куреней было из хвороста или камыша, обмазанных глиной. Чтобы предохранить жилища от наводнения, их строили на высоких деревянных сваях. К.И. Куликов вообще считает, что жилища первых городков, стоявшие на отдельных затапливаемых островах, были изначально приспособлены к разливу рек. Постройки были рубленые, из местного леса и их ставили на подклет или на высокие дубовые столбы-сваи высотою до 2 м. Пространство между сваями заполнялось тесом или плетнями и служило подсобным помещением.
В некоторых городках, стены которых нельзя было «раздвинуть» по условиям природы, с ростом населения возникала скученность строений. А.И. Ригельман отмечает, что «избы Козачьи. находятся без дворов, курень возле куреня рядом».
Станицы
С конца XVII в. происходило постепенное превращение городков в станицы, т. е. утрачивался их военно-оборонительный характер. Таким образом, станицами стали постоянные и лишенные укреплений поселения.
Казачьи станицы приобретают значительные размеры и население. В 1776 г. в «верховых» станицах насчитывалось дворов: Вешенская — 339, Михайловская — 400, Кланская — 140, Мигулинская — 306, Казанская — 350, Клетская — 150.
Станицы переняли от городков все внутреннее устройство. Центром любой станицы была центральная площадь — майдан. Здесь проходили общественные сборы, жеребьевки, воинские учения. Отсюда провожала станица казаков на службу, по большим праздникам здесь устраивали народные гулянья. В восточной части майдана располагалась церковь или собор, напротив, через площадь здание станичного правления («атаманская») с тюрьмой («тигулевкой»). Со временем боевое назначение майдана сменилось на торговое, и на широком пространстве между церковью и правлением зашумели знаменитые ярмарки, а вокруг него появились гимназии, магазины, почта.
Повсеместно распространенным явлением было деление станицы на отдельные концы. Поскольку станицы располагались по течению рек, то наиболее частым было простое деление на три части: верхняя, центр и нижняя.
На краю поселения обычно устраивали «гумна» — огороженные рвом или камышовой изгородью площадки для обмолота и первичного хранения зерна, тянувшиеся единой полосой («улицей») на возвышенном месте. В низине (на берегу реки или озера) располагались «левады» — огороженные участки, засаженные огородными и садовыми культурами. За черту поселений выносили кузницы, мельницы, маслобойни. Кладбища всегда устраивали за станицей. В поселениях со смешанным составом жителей было два кладбища — православное и старообрядческое.
Со временем прочные удобные дома сменили былые тесные избы и землянки.
Из заведений промышленности находятся здесь: рыбоспетных заводов 41, кирпичных 4, кузниц: каменная 1, деревянных 20 и 3 ветряные мельницы. Количество рыбоспетных заводов показывает удобность здешней промышленности».
Каждая станица в свою очередь представляла макросистему расселения, которую формировали входящие в станичный юрт хутора. В состав юртовых владений, окружавших станицу, входили пашни, выпасы для скота, сенные покосы.
Хутора
Развитие земледелия и скотоводства вызвало к жизни новую форму поселения — «хутор». Казачьи хутора впервые встречаются в документах в 1680-х гг., но стремительный рост их числа приходится на XVIII в. По данным переписи 1764 г. на Дону насчитывалось 792 хутора. В отчете за 1859 г. войсковой атаман указывает 1 662 хутора.
До тех пор, пока незанятой земли было еще много, казаки устраивали свои хутора вблизи от станицы, как правило, в пределах станичного юрта. Постепенно свободных и удобных для скотоводства и земледелия земель становилось все меньше и меньше, и казаки основывали хутора далеко от станицы, часто за пределами своего станичного юрта.
Постепенно хуторское хозяйство разрасталось и состояло из амбаров для хранения зерна, соломы, инвентаря, колодца, загонов для скота. И.Г. Георги указывает, что казаки на хуторах «не редко содержат лошадей от пятидесяти до трехсот, овец Российской и Калмыцкой породы широкохвостых как и коз и того не сравнено более. Почти у каждого Козака, даже и у самаго бедного есть каждой из сего скота по нескольку, а особливо хороших лошадей».
Остроги, зимовища, базы-зимовники, слободы
«Острога», по В. Далю, — «частокол или полисадник из свай, вверху заостренных». Этот тип поселения «делался наскоро, из бревен стойком, им ограждалось небольшое войско или обносился осаждаемый город». Чаще всего острога являлась у казаков временным сооружением.
«Зимовищами» («зимовниками», «зимовьями») на Дону называли временные поселения, в которых казаки только зимовали, проводя лето в военных походах. По сведениям И. Краснова, в конце XVI столетия «городки и зимовища (зимовники) имели между собою то различие, что первые были жилища постоянныя, а последния составляли временный и преимущественно зимний приют».
«Зимовниками» называли и временные пристанища за пределами городка, устраиваемые специально для укрытия скота зимой от вьюг и метелей. Главным строением зимовника являлся загон для скота, отгороженный со всех сторон высокою стеною из камыша. Тут же в загоне или рядом с ним ночевали люди, устраивая для себя примитивные шалаши или землянки.
Постепенно зимовники обустраивались. Казаки стали поселяться в них на весну и лето, начали распахивать окрестные земли. Так постепенно базы-зимовники превращались в хутора, куда казаки перебирались на постоянное жительство.
Термин «баз», «базок» до сих пор обозначает помещение для скота или отгороженное для этой цели место на дворе и вне его. Говорят: скот стоит «на базу», «на базках».
После окончания строительства Царицынской линии и присоединения к России Азова в ходе русско-турецкой войны 1736-1739 гг. заселение и освоение края пошло более быстрыми темпами. Население Подонья в значительной степени пополнялось за счет приписных крестьян, преимущественно из южноукраинских губерний. В 1764 г. на Дону насчитывалось 792 хутора, у владельцев которых были приписные крестьяне. Некоторые из таких хуторов постепенно превращались в крестьянские «слободы». К 1801 г. на Дону насчитывалось уже 40 поселений, получивших, официальное наименование слобод. В них насчитывалось по нескольку сот дворов, в которых жили главным образом крестьяне.
Казачьи старшины устраивали слободы по казачьим традициям. Практически все слободы получали свои названия по фамилиям казаков, руководивших их переселением и организацией: Мартыновка, Орловка, Недвиговка, Синявская и т. д.
Конспект на тему: «Казачья станица»
Закрепить понятия: саманный, турлучный.
Дать представление о внутреннем устройстве, убранстве казачьей хаты.
Развивать речь и мышление учащихся.
Развивать творческие способности детей.
Продолжать обучать детей работать в группах.
Воспитывать интерес к прошлому кубанского казачества.
Раздаточный материал: кроссворд, карточки-иллюстрации «Саманная хата» и «Турлучная хата», карточки с заданиями.
Материал для проектной деятельности: силуэт коврика, силуэт глэчика, силуэт рамки для фотографии, силуэт рушник, клей, детали для узора.
Демонстрационный материал: предметы быта.
Организационный момент. Дети сидят группами по 4 человека. Столы сдвинуты так, чтобы дети сидели лицом друг к другу.
Закрепление изученного материала на предыдущем уроке.
Найди «лишнее» в каждой строке.
Армавир, Ейск, Ясенская, Новороссийск.
Каневская, Геленджик, Сочи, Темрюк.
Кропоткин, Ленинградская, Славянск на Кубани, Краснодар.
Распределите слова на 2 группы:
Сочи, Новороссийск, Батуринская, Армавир, Ейск, Брюховецкая, Журавская, Геленджик, Калужская, Кореновск, Усть-Лабинск, Кущёвская, Апшеронск, Пластуновская.
-Рассмотрите картины кубанских художников: Андрея Ляха, Игоря Пугача. Где происходят события? Докажите.
Определите тему нашего урока. Кубанская… (станица)
Сегодня на уроке мы побываем в казачьей станице.
Что такое станица? Чем она отличается от города?
Край неандертальцев и дольменов
Умные ученые считают, что первыми поселенцами на Кубани были неандертальцы. Находят на Кубани поселения эпох мезолита (около 15 тыс. лет до н. э.) и неолита (5-6 тыс. лет до н. э.). Даже под Краснодаром было найдено несколько таких городищ.
Вы, наверное, слышали о дольменах, которых на Кубани огромное множество? Это тоже остатки древних цивилизаций.
Первые станицы на территории современного Краснодарского края начали появляться в 1780-х годах. В апреле 1783 года по указу Екатерины II Правобережная Кубань и Таманский полуостров присоединились к Российской империи.
После волевого решения императрицы сюда стали переселяться казаки. Бравые ребята, кубанские первопроходцы, создали на юге Империи сплошную кордонную линию по реке Кубань и оттеснили соседей- адыгов. Они до сих пор помнят об этом и сокрушаются, что не могут повернуть время вспять.
Некоторые станицы Краснодарского края были образованы с нуля, какие-то строились на месте разрушенных адыгских аулов.
Между двух древних гор, у Кубани-реки
Поселились давно на земле казаки,
Чтобы сеять здесь хлеб и растить сыновей
для себя, для других, для России своей.
Казаки пришли на Кубань.
1 казак Посмотрите, какая земля красивая!
2 казак Вековые кудрявые дубы шелестят своей листвой и
зовут к себе отдохнуть в тени!
3 казак А степи! Бескрайние плодородные степи, в которых
трава поднимается выше человеческого роста.
1 казак Нема края наикрашего, чим цей край!
2 казак Обильная земля, привольная!
3 казак Здесь жить будем! Здесь станем матушку Русь беречь
4 казак Добрая земля! Добрая! Эх, и заиграет сердце, когда
расчистим и запашем эту целину да бросим в неё
золотые пшеничные зёрна.
1 казак Богатый край! Заживём неплохо! На такой земле
можно много богатств раздобыть!
2 казак Так значит именно здесь будем ставить нашу станицу!
Построим земляки, а затем и хаты! За работу, казаки!
Ученик. Строили тебя на скорую руку, из всего, что ни есть. Строили тебя всей роднёй, всей улицей, всей станицею, и потому к тебе каждый вхож, твои двери открыты каждому…
-Казаки строили свои станицы вдоль рек. Почему?
-По рекам было легко добираться до других городов, в реке есть еда (рыба), женщины стирали бельё в реке…
— Скажите, как называется жильё казаков? (Хата) Сегодня мы «побываем» внутри хаты и узнаем, как она устроена.
— Какие материалы казаки использовали при строительстве жилищ? Почему использовались эти материалы?
Тяжкий крест нести.
От натуги кровавились очи:
То формуй да расставь его к ночи.
В дело шли солома и глина
И для мазки навоз лошадиный.
Круглый год благодать в ней витает.
В стужу здесь тепло,
В ясный день светло,
А уж летом прохлада какая!
Издавна повелось в станице- каждый молодой хозяин строил собственную хату. Одни похожи на украинские мазанки, принадлежали черноморцам другие- высокие, просторные, с коридором во всю длину хаты, как было принято на Дону,- линейцам.
Смешивали женщины и дети ногами. Мужчины из смеси делали кирпичи. Кирпичи сохли на солнце. Поэтому хату строили летом. «Под углы хаты закладывали монеты, чтобы быть богатыми; на пороге прибивали подковы, чтобы быть счастливыми, чтобы водился скот; на плетни вешали черепа, подворье окропляли святой водой, чтоб не подступали злые духи; русскую печку разрисовывали петухами, рыбками, розами, в цвет васильков раскрашивали окна, чтобы радовали глаз.
Строили хату всей родней, всей улицей, всей станицею. «
Поэтому с ним договаривались заранее об оплате, о сроках начала и конца работы. Когда стены были возведены- неделю- другую давали для » осадки». после этого приглашали плотника, тот вставлял в коробки окна и, навешивал двери. Затем к работе приступал крыльщик, который крыл хату соломой или камышом.
Крыли хату соломой или камышом. Такая крыша называлась «стреха».
О камыше тоже надо было позаботиться заранее: потому заросли вокруг станицы уже давно были выкошены. В поисках камыша отправлялись верхом на лошади. На крышу хаты шел как крупный, так и мелкий камыш. Когда гребень хаты был уже готов, ставили фигурки коников или хвостатых петушков. Дальше хата мазали, белили. Пол в хате был земляной, землю смазывали глиной. Построенную хату белили известью или мелом снаружи и внутри. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности.
И вот наступал черед входин (новоселья)- торжественных, с обязательным приглашением священника, гостей, родственников.
Издавна соблюдался обычай ставить в казачьем дворе две конюшни : одну для выездных лошадей( на них ездили в гости, на ярмарку), другую- для лошадей рабочих, на которых пахали, сеяли, ездили в поле за сеном, подсолнухом.
Пословицы и поговорки
Полна хата детей, так и счастливо в ней.
Чем хата богата, тем и рада.
Не дом хозяина красит, а хозяин дом.
-Царицей в доме считалась печь(груба). Как вы думаете почему?
— Печь и кормила, и согревала, а ещё была лежанкой.
-В великой (большой) комнате вдоль стен стояли широкие лавы, скрыни(сундуки), в которых казаки хранили одежду, этажерки, на стенах висели шкафы «горки»( «угольники»).
«Вытираю я, стараюсь,
Всё намокло, всё измялось-
Нет сухого уголка.» (рушник)
Гладит всё, чего касается,
(Учитель показывает детям рушник, утюги)
— Хотели бы вы поучаствовать в строительстве хаты?
-Строительство будет необычным: вы должны выполнить задания. Работать вы будете в группе, поэтому должны помнить, что каждый имеет право на своё мнение, говорите спокойно, тихо, не мешая детям из других групп, руководитель группы следит, чтобы все дети в группе принимали участие в работе.
Задания по группам:
В каждой строчке найдите лишнее слово, объясните почему.
Изба, квартира, дом, хата.
Саманный, деревянный, турлучный.
Глина, солома, известняк, вода.
Печка, костёр, груба, кабыця.
группа. (у детей карточки-иллюстрации «Строительство турлучного дома)
Определите последовательность основных этапов строительства турлучного дома. Выберите, кто расскажет как строился дом.
группа. (у детей карточки-иллюстрации «Строительство саманного дома)
Определите последовательность основных этапов строительства саманного дома. Выберите, кто расскажет как строился дом.
группа. Разгадайте кроссворд.
По горизонтали: 1. Печь у казаков. 2.Им покрывали жилище сверху. 3.Жилище казака.
По вертикали: 1.Этот плетень использовали для строительства стен дома. 2. Кирпич из глины с примесью соломы.
Очерк истории ОВД и казачьих станиц
Попов Д.Д., потомок казаков Хутора Каменнобродского,
Станицы Грушевской, Черкасского округа, к.т.н.
О Юртах Донских казаков в 17 веке.
Территориальное деление войсковой земли Донских казаков в 17 веке и далее вплоть до советского времени ЮРТОВОЕ. Доказательством тому служат послания Русских царей к Войску Донскому все они с первого из опубликованных в Донских Делах начинаются словами: «… на Дон, в нижние и в верхние юрты …, всем атаманам и казакам Донским, низовым и верховым».(1614 г. – первая дата из опубликованных в Д.Д.). В обращении к Войску в царских посланиях нет слова ГОРОДОК, но есть слово ЮРТ, означавшее нечто большее, чем городок.
Данных о других, нежели городки, ПОСЕЛЕНИЯХ скудны но все же достаточны, что бы сделать вывод об их существовании:
— «.. из верних казачьих городков ис Терновых из Нижних». (1621 г., Д.Д.1), как Вы видите, Терновых городков из Нижних несколько.
— «…милости и жалования не будет, и нам из города идти на старые свои юрты, а города (имеется в виду Азов) держати, нам холопам твоим, не в мочь, потому что мы не горододержцы» (1640, Д.Д.2). Таким образом сформулировать свои мысли могли только те люди, образ жизни которых шире чем несение службы по обороне города, а ведь городки, и не маленькие по тем временам были и у Донских казаков и их то они держали. Так почему же они не горододержцы, навыков ведь не занимать?
— «…будем вверх Чиру на речки Черной…. И отошел, государь я, холоп твой, с товарищи своими от них боем к крепости об один конь к невеликой придереви, и отсидели, государь, мы в осаде три дня…» (1640,Д.Д.2) Из текста видно, что отшли казаки к уже существовавшей в момент боя маленькой крепости придереви.
«Придеревь»- небольшое укрепление, строящаяся рядом с угодьями, в котором можно было отсидеться в случае внезапной опасности. (АИП).
— «…Борщевского монастыря…и при старости, и при болезни, и от ран увечные постригаются и живут из нас, холопей твоих, все наши же братья, Донские атаманы и казаки, а не из городов, государь, да не из сел приходя, постригаючись живут….» (1653, Д.Д.4.) Живущие в городках и селах не постригаются, видимо, есть кому и на что о них заботиться, постригаются бурлаки, не принявшие постриг в монахи в монастыре не живут. (Бурлаками в стародавние годы казаки именовали одиноких казаков, либо вдовцов не имевших детей, либо, по-видимому, новоприбранных и еще не успевших обзавестись семьей. «….— Нельзя мне, Василий, пустить тебя к себе; у меня, видишь ты, дело какое. Я четыре года тому на Покров овдовел и остался бурлакой; детей у меня тоже не было. Бурлачил я, бурлачил, да вот и женился опять, так мне тебя к себе, к молодой, пускать не приходится…»( И-Ж.В)
Кроме всего прочего, понятие ЮРТ, по-видимому, содержало в себе не только территориальное значение, но и отражало объединение казаков в группы – живущие на одной территории составляли группу с атаманом во главе, это видно из:
— сами казаки относили себя к юртам, было отмечено выше « юрт на реке Орчады»;
— из царских обращений «.. в юрты…атаманам и казакам..»;
Донские казаки различают в своей среде Атаманов, Ясаулов и Рядовых. Деления на десятников, пятидесятников и сотников, как это было принято у полковых Российских казаков у них не существовало, что говорит об отсутствии устойчивых воинских соединений – полки, сотни и т.д. Сотники и хорунжие, характерные в 17 веке для Запорожских Черкасов, появились у донцов также намного позже.
Атаман от всего войска Игнатий Бедрищев упомянут уже в 1614 г.(Д.Д.1) и с ним перечислены 24 атамана юртов стоящих выше Раздор.
Первый из Войсковых атаманов, Михаил Иванов, выделяется в царской грамоте в 1638 после взятия казаками Азова: «…..на Дон, в нижние и верхние юрты, атаманам и казакам Михаилу Иванову и всему Донскому Войску…»(Д.Д.1.). В последующих царских грамотах данная форма обращения становится постоянной, в ней отражается, с одной стороны, некоторое постоянно существующее Войсковое объединение во главе с войсковым атаманом, с другой стороны, две группы юртов – нижних и верхних и, с третей стороны, юртов как таковых с самостоятельными атаманами и казаками. Войсковой атаман, как и остальные атаманы, был выборным. Выборность атаманов легко проследить по смене Войсковых атаманов.(Д.Д.1-5)
Обратившись к иным источникам можно выяснить, что:
Сравнивая использование термина ЮРТ в документах Донских Дел с использованием этого термина в средневековых восточных и русских источниках приходим к выводу, что Юрт Донских казаков почти государство, если бы не объединение в Войско Донское и не вольность казака.
В 17 веке на Дону или применительно к Дону в понятие ЮРТ входили признаки:
— Юрт это признанные владения некоторой группы казаков, в отличие от «Пустового юрта» занятого воровских казаками с городком Рига (Д.Д.5.); В 18, 19 и начале 20 веков юртовые земли, с согласия соседей или по Войсковому решению при участии соседей, закрепляются с помощью межевых знаков, в 19 веке, после создания Комиссии размежевания земель Войска Донского, издаются межевые книги и вычерчиваются межевые планы не только станичных юртов но и отдельных владельцев;
Частоту выборов в 17 веке юртовых атаманов и есаулов проследить по Донским Делам не представляется возможным, но если учесть, что Войсковой атаман (с 1638г. признанный царем представитель Войска) избирался на один год, на начальном этапе существования, то можно предположить такой же срок и для юртового «старшинства». Тем более, что с очевидностью, именно юртовое управление было прообразом управления Войскового. Круг собирался по мере необходимости, например, для вынесения «смертного приговора» за воровство на Дону, или для вынесения другого способа «попенять» провинившегося казака, который после решения объявлялся «Пенным», или принять и заслушать царскую грамоту и разделить жалование и др. В дальнейшем способ «республиканского» управление преобразуется в станичное правление, которое даже в весьма ограниченном виде в 19-20 веках все равно сохраняют свои Демократические признаки.
Традиции Юртового круга (в законсервированном виде, в связи с проживанием вне Дона в Турции) сохранились в быту казаков-некрасовцев, вот его описание: «…Порта, сказали мы, не мешается во внутреннее управление общин, так что в Майносе вся власть сосредотачивается в руках круга. Круг избирает атамана и есаула. Атаман — это староста, судья и представитель войска, есаул — его рассыльный. Круг, созванный не атаманом и не есаулом, считается почти бунтовским и собирается только в крайних случаях, например, для наказания атамана и т. п. О собрании круга атаман повещает казаков накануне через есаула. Есаул ходит под окнами и кричит:
— Атаманы-молодцы, не расходитесь, не разъезжайтесь до свети: а кто куда пойдет или поедет — десять левов войсковой приговор!
Бывает, впрочем, и двадцать левов, и пять левов, смотря по важности дела и по решению атамана; деньги эти идут в войсковую казну. Утром круг снова закликается:
— Атаманы-молодцы, сходитеся, собирайтеся в войсковой круг, а кто не пойдет, — десять левов войсковой приговор!
По обычаю, атаман приходит первым на круг и садится на завалинку; подле него садятся старики, прочие окружают их, хозяева впереди, а бурлаки и молодые казаки назади. Есаул становится в середину. Атаман отрывает совещание неизменною формулой: «Атаманы-молодцы, все славное войско кубанское. » и затем переходит прямо к делу, например, — «энто, как вам с Степаном Соймоновым быть, или, энто, вчера кавас из Бандерова прибег с бумагой» и т. п. Изложивши все дело, атаман спрашивает: «Как рассудите, атаманы-молодцы?» и этот вопрос повторяет есаул, оборачиваясь направо и налево. Подымается говор, спор, горланы горланят, и, наконец, все-таки составляется войсковой приговор, о котором есаул докладывает атаману; атаман надевает шапку, тем дело и кончается.
Атаман решает, виноват или не виноват обвиняемый, а наказать или не наказать приговаривает круг; но от атамана зависит, когда остановить экзекуцию. За обвиняемым посылается есаул, и тут играет большую роль кумовство и взяточничество, так как атаман может не собрать круга, а есаул может не найти виноватого. Допрос виноватого и свидетелей ведет опять-таки атаман, хотя круг может тоже сбивать их с показаний, а запутать обвиняемого, сбить его на словах, довести до обмолвок считается верхом юридического искусства. Когда разъяснилось дело, атаман спрашивает круг: «Атаманы-молодцы, поучить или простить?» Что повторяет и есаул, оборачиваясь по сторонам. Начинается спор, виноватый и его родные просят пощады и валятся в ноги (в ноги казаки кланяются при каждом случае, так что челобитье, думаю я, было в XVII и в XVIII веке действительно челобитьем). Жена кланяется мужу, дети отцу и матери, ученики учителю, миряне попу, младшие старшим, так что на улице, даже где-нибудь и не в Майносе, а в более просвещенной Добрудже, становится даже не ловко смотреть, как прохожие вдруг снимают шапки, нагибаются и отвешивают земные поклоны, по-видимому, без особенной надобности. Есаул провозглашает приговор. Если круг прощает, то виноватый кланяется атаману, потом старикам, потом на все стороны, и тем дело кончается. Если ж круг приговорил поучить, то немедленно являются на сцену дручки (шесты, дубины), к которым привязывают пациента. К одному дручку привязывают руки наотмашь, а другой привязывают к шее и к ногам. Распяв таким образом виноватого, кладут его на землю ничком, и начинается битье плетьми. Бьют охотники, которые всегда тут же находятся из его доброжелателей, которые не пропускают случая свести с ним старые счеты. Круг подзадоривает их и подсмеивается над жертвой, пока атаман не объявит «довольно». Наказанный, когда его отвяжут, обязав поклониться атаману и кругу, разумеется, в ноги, и сказать: «Спаси Христос что поучили!»
Плетьми бьют за все и про все, так что плети даже почти и не считаются серьезным наказанием: это простое ученье. Молодежь даже нарочно проказит, чтоб отведать плетей, потому что непоронный считается как-то недостойным уважения, не настоящим казаком. Порют за пьянство, за буйство, за мелкую кражу, за непослушание родителям или атаману, и дают плетей от двадцати (что считается легким наказанием) и до ста; сто и полтораста плетей дают за важные грехи, например, за супружескую неверность, причем женщине дается больше ударов, чем казаку.
За убийство, особенно за убийство казака, убийцу по приговору круга, закапывают по плечи в землю и так оставляют. Майносцы говорят, что этого теперь не делается, но говорят с таким уважением к этому обычаю, что я уверен в его существовании. «Давно, говорят они, у нас энтого не делалось, чтобы казак казака забил, так что энтое и не приводится теперь».
За богохульство и за святотатство круг не судит. Преступника убивают на месте чем попало.
За измену славному войску кубанскому пристреливают по приговору круга…»(И-Ж.В).
Однако, следует заметить, уже в конце 17-начале 18 века Войско Донское проявляет, как всякая централизованная власть, признаки построения жесткой вертикали и назначает атаманов городков «….. А прежнего атамана Семена Кульбаку велено ему(Харитону Абакумову) переменить, для того что он в том городке был год, да и для того что явились от него на Бахмуте многие обиды…. Да с ним же посланы Мишка Скоробогатка да Левка Быкадеров…».(ЦГАДА).
служба за пределами Дона –
При Молодях (1572) против Давлет-Гирея (ЦГДА1), Ермак, на Урале у Строгановых, Астрахань (ВДС), Смоленск (1633, Д.Д.1), отказ от службы у Иранского шаха (1640, Д.Д.2.), в Литовских походах Царя (1657, Д.Д.5) и т.п.;
Рыболовство
Сквозная линия по всем документам Д.Д.1-5.
Территория, городки и количество казаков Земли Войска Донского в 17 веке.
В 1614 г. во время смуты в грамоте от «царя и великого князя всея Руси, Михаила Федоровича» с требованием помощи в походе против Заруцкого и Маринки определяется признанная область расселения Войска Донского, «. атаманы и казаки, и все ваше Войско нижних и верхних юртов и запольных речек..»(1614, Д.Д.1). С верхними и нижними юртами понятно, речь идет о Доне, а что же это за запольные речки, откуда можно набрать существенное количество войсковых казаков? Полем на Руси называлась территория, располагавшаяся ниже лесной кромки, южнее Воронежа. Значит запольные речки это притоки Дона и их бассейны: Северский Донец, Хопер и Медведица. По берегам Северского Донца выше станицы Луганской имелись значительные лесные массивы, с отступом от берега в степь «. и 8 и 15 верст и измерения не проводились за дальностью. » (П.В.С.), не удивительно что именно здесь уже во времена (1571 г.) Ивана Грозного и Бориса Годунова имелись засеки и городки Айдаровский и Бахмутский. Засеки в лесных массивах издревле использовались славянами в военно-оборонительных целях, а в памяти донских казаков засеки сохранены в походных песнях – «…а кто первый до засеков добежит, тому крест Георгиевский надлежит…».
В документах Донских Дел посольского приказа именно Северский Донец, Хопер и Медведица с их притоками прямо определяются как запольные речки, опять таки со значительным для Войска количеством казаков:
— « …Хоперские казаки Пристанского городка атаман Евтифей Гаврилов с товариши …»( 1638, Д.Д.1.);
— « … из Черкасского городка во все казачьи городки и Запольные речки, чтобы Донские казаки ехали на Дон в Черкасский городок…»(1646, Д.Д.2);
— «… жили на запольной речке, на Медведице…»(1660, Д.Д.5.).
Определимся теперь с крайними топографическими ориентирами:
— по реке Хопер – Пристанской городок, упомянут в 1638г., он же крайний в описи Хоперских городков 1698 г.;
— по реке Медведице упомянут в 1698 г. Бурлуцкий. Ранее, кроме как Медведицкий, расположенный в устье, городки по Медведице не перечисляются, однако ясно указывается об их существовании «..в казачьем в нижнем городке у Медведицы..» (1638, Д.Д.1.);
Станицы казаков из окраинных русских городов не пускали ниже Святых гор, донцы активно защищали свои территории и громили непрошенных постояльцев:
— с юга территория верхних Донецких юртов подперта поймами Калмиуса, Миуса и Самбека, эта была территория кочевий Крамских татар (Д.Д.);
— территория от Мертвого Донца на юг до Кагальника была территорией постоянных боевых столкновений Донцов с Азовцами, Крымскими и Нагайскими татарами (Д.Д.);
— на верхнем Дону, в 1620 г. царским указом выделяются земли для Борщевского монастыря с затонами для рыбной ловли по речку Тихая сосна, да и в Богучаровском юрту откупные царские вотчины (1645, Д.Д.2.). Таким образом, казачий городок Мигулин уже в 17 веке определялся как последний чисто Войсковой. Некоторые возражения по поводу Богучара со стороны Донских казаков наблюдается только перед Булавинским восстанием (В.Д.С.), хотя с 1587г. на Дону ниже Богатого затона (современный Георгиу-Деж, он же Лиски) уже не располагались царских станиц с Головами из окраинных русских городов, да и в 1708 г. на Черной Калитве еще существует казачья станица: «… Тимошка Авчинников, танбовец, служил в баробанщиках. Сшол на Хопер в Тишанскую станицу тому 15 лет. А ис той станицы сошол на Чорную Калитву в Дехтеву станицу…»(ЦГАДА3)
Таким образом, Земля Войска Донского заселенная Донскими казаками в 17 веке лежит в пределах округов: Хоперского, Усть-Медведецкого,1-го и 2-го Донских округов, Черкасского без южной части, Верхнее Донского, и Донецкого с большим выступом расположенным выше Миуского округа вдоль Северского Донца от Луганской станицы до Святых гор.
Область Войска Донского приобрела свои границы указанные на сборке карты из атласа Шмидта в течении 18 и 19 веков:
Петр Первый, движимый своими императорскими идеями, один из всех царей русских, довел взаимоотношения с Донскими казаками до прямого военного столкновения – Булавинского востания.
Булавинское восстание – единственное в котором, Донцы столкнулись с Россией, защищая свои земли и образ жизни. Булавин полной и безусловной поддержки донских казаков не получил, его отряды разгромлены, группа казаков с атаманом Некрасовым ушла к туркам на Кубань. И ведь приняли турки донцов – врагов своих многолетних ( Вернулись их потомки назад в 20 веке, да только Войска уже не было – большевики управились).
Дополнительным доказательством злонамеренных действий Питера является его царское дозволение данное калмыкам Аюка–тайши, врагам донцов вторую половину 17 века, кочевать по Медведице, Хопру и Манычу, т.е. по Землям Донских Казаков. Заметьте, это событие произошло в 1696 г., задолго до Булавина (В.Д.С.), а в 1708 г. калмыки совместно с Долгоруким уничтожали казачьи городки.
Но, слава богу, а также Турции, Швеции и Санкт-Петербургу (Война с Турцией 1710-1713гг. проиграна, Войны со Швецией длятся 1700 – 1721гг., Санкт-Петербург Петр начинает строить в 1703г. и лишь перед его смертью город достаточно построен, чтобы стать столицей) Петр одумался. Урезав Донцам привилегии, лишив права избрания Войсковых атаманов, он позволяет казакам в 1717 г. вернуться на Хопер, но верхние юрты Северского Донца – в основном составляющие упомянутые ранее 10000 кв.км., потеряны Войском, а в последствие и Россией, до сих пор.
Казачьи городки – документальные данные.
Данные говорящие впрямую о сроках образования казачьих городков приведены ниже. Станицы и данные к ним сгруппированы по военным округам 1906 г. Это сделано для того чтобы Вам легче было ориентироваться по картам приведенным в очерке.
7. ТАГАНРОГСКИЙ ОКРУГ
Город Таганрог
Станица Новониколаевская, (1851,ГАРО)
Александровка, церковь Алексеевская 1811
Алексеевка (Усть-Крынской), церковь Богоотца Иоакима и Анны 1785