что такое сталийное время судна

Сталийное время. Понятие сталийного времени. Исчисление сталийного времени. Контрсталия.

Сталийное время — в торговом мореплавании срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки или выгрузки груза и держит его под погрузкой или выгрузкой груза без дополнительных к фрахту платежей.
Срок, полагающийся на производство погрузочно-разгрузочных связанных с ними вспомогательных операций, называется сталийным временем или сталией. Сроки погрузки или выгрузки устанавливаются в нормативном порядке или соглашением сторон. Период (срок) сталии определяется либо на основании норм обработки судов, либо в единицах времени (дни, часы), предоставляемого фрахтователю. Большинство договоров фрахтования содержат специальные условия о сроке сталии. Эти условия нередко отсылаются к обычаям порта, но чаще прямо исключают их применение, так как разнообразие обычаев создает большие трудности в определении по ним срока сталии.
Во многих портах существует шкала для определения ежедневной нормы погрузки-выгрузки тех или иных грузов, которая будет применяться в данном случае. Шкала ежедневной нормы грузовых работ зависит от грузоподъемности судна и рода груза. Для определения срока сталии общее количество груза, подлежащего переработке, делится на норму, указанную в шкале. При этом учитывается размер и общее число одновременно работающих люков.
Сталия устанавливается отдельно для погрузки и выгрузки. Время, предоставленное для проведения этих операций, нельзя объединять, если только в чартере прямо не согласовано общее сталийное время для портов погрузки и выгрузки либо общий счет сталийного времени для всех портов погрузки и для всех портов выгрузки (принцип реверсибл, т. е. обратимости счета сталии). В этом случае перерасход сталийного времени в порту погрузки может повлечь его недостаток в порту выгрузки.

Течение срока сталии может быть приостановлено наступлением различных обстоятельств. К их числу относятся перерывы сталии в связи с непогодой, забастовками, исключение из сталии нерабочих и праздничных дней, наступление обстоятельств, которые можно рассматривать как непреодолимую силу.
Обычная для данного морского бассейна непогода (дождь, ветер, буря) не прерывает сталию, поскольку стороны в момент заключения чартера могли ее предвидеть. Непогода может прерывать сталию, если только создает невозможность погрузки (выгрузки) для всех грузов либо, если договор или портовый обычай прямо предусматривает исключение дней непогоды из сталийного периода для отдельных грузов, учитывая их особые свойства (например, дождь при погрузке сахара, зерна, цемента).
Забастовки в портах относятся к числу причин, прерывающих период сталии. Как правило, они учитываются в особых оговорках, которые освобождают стороны от oответственности за их последствия.
В принципе нерабочие и праздничные дни не рассматриваются как сталийные дни. Однако если в чартере предусматривается, что «воскресные и праздничные дни исключаются, если только они не используются», эти дни будут включены в сталию при условии, что работы действительно велись в этот период.
Непреодолимая сила прерывает сталию, если она препятствует непосредственному процессу погрузки-выгрузки морского судна. Ни судовладелец, ни фрахтователь не могут ссылаться на обстоятельства, даже подпадающие под признаки непреодолимой силы, если они наступили в период, предшествующий сталии, задержав ее наступление. Например, если фрахтователь не смог предъявить груз к перевозке по причине непреодолимой силы, вопрос о сталии не возникает, так как без предъявления груза процесс погрузки не может начаться.
Истечение сталийного времени имеет своим последствием переход судна на контрсталию. Контрсталия – это дополнительное время ожидания, в течение которого судно остается у причала для завершения операций по погрузке (выгрузке), начатых, но не законченных в период сталии. Превышение пределов сталийного срока оплачивается фрахтователем определенной суммой, называемой демереджем. В свою очередь судовладелец выплачивает фрахтователю вознаграждение (диспач) за окончание погрузки (выгрузки) груза до истечения сталийного времени.
Расчет сталийного времени производится на основании таймшита или стейтмента, подписываемых представителями фрахтовщика и фрахтователя. При несогласии капитана с записями в таймшите (стейтменте), он должен внести в него соответствующую оговорку.
Контрсталия может быть предусмотрена в чартере. В этом случае в нем указывается сумма демереджа. Урегулирование в чартере оплаты контрсталии (демереджа) и выплаты диспача встречаются наиболее часто. При отсутствии договоренности об этом вопрос решается на основе существующих положений закона либо на основе портовых обычаев.
Применение либо неприменение диспача/демереджа является правом сторон чартер-партии. Кроме того, фрахтование на условиях тайм-чартера означает наличие твердо определенного срока фрахта, ввиду чего сокращение времени фактической эксплуатации судна не влечет сокращение расходов грузовладельца, т. е. последний не нуждается в такой дополнительной услуге как досрочная обработка судна. Это обстоятельство характерно выражено в деле ОАО «Порт-Кавказ» с иском к ООО «Крамбол».
ОАО «Порт-Кавказ» (далее — общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО «Крамбол» о взыскании 145 324 рублей 66 копеек диспача (премии) за досрочную обработку судна при выполнении погрузочных работ по договору от 28.12.04 № 28/1.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 28.12.04 ООО «Крамбол» (заказчик) и общество (порт) заключили договор № 28/1, согласно которому порт принял на себя обязанности по транспортно-экспедиторскому обслуживанию, накоплению на открытых складах порта и перевалке на экспорт минеральных удобрений металлургического производства насыпью.
В соответствии с пунктом 3.11 договора порт обязался организовать перегрузку груза на суда в соответствии с инструкциями заказчика с интенсивностью по принятой технологии перегрузки груза из минераловозов со склада. Согласно пункту 4.1 договора комплексная ставка за услуги порта составляет 7,92 долларов США за одну тонну погруженного на судно груза, поступившего в порт в минераловозах. Услуги, не предусмотренные настоящим договором, но выполненные по отдельной заявке заказчика оплачиваются по отдельным согласованным ставкам (пункт 4.3 договора).
В силу пункта 5.4 договора премия (диспач) за досрочную обработку судна, оплачивается порту заказчиком в размере 50 % ставки демереджа, указанной в чартер- партии.
В марте 2005 года истец осуществил перевалку 14 625,787 тонн груза в предоставленный ответчиком теплоход типа «Волго-Дон», который совершил 4 рейса по перевалке. Считая, что при выполнении погрузочных работ выполнена досрочная обработка судна первого рейса на 35 часов 55 минут, второго рейса на 5 часов, третьего рейса на 37 часов 20 минут, четвертого рейса на 15 часов 40 минут, и у ответчика возникли обязательства по выплате премии (диспача), общество обратилось в арбитражный суд.
В материалы дела представлен договор фрахтования (чартер-партия) судна «Волго-Дон 5105» от 16.02.05, заключенный ответчиком как судовым брокером, на условиях тайм-чартера, т.е. на определенный срок — с 28.02.05 по 20.03.05. По условиям данного договора демередж (диспач) не применяется.
Поскольку в договоре № 28/1 стороны установили правило определения размера диспача в зависимости от демереджа по конкретной чартер-партии, указание в последней на отсутствие демереджа означает отсутствие оснований для требования обществом диспача.
Довод истца о том, что данное условие договора не должно применяться поскольку нарушает его права на получение вознаграждения за досрочную обработку судна, не принимается судом кассационной инстанции. Применение либо неприменение диспача/демереджа является правом сторон чартер-партии. Кроме того, фрахтование на условиях тайм-чартера означает наличие твердо определенного срока фрахта, ввиду чего сокращение времени фактической эксплуатации судна не влечет сокращение расходов грузовладельца, т. е. последний не нуждается в такой дополнительной услуге как досрочная обработка судна.
В материалах дела отсутствуют доказательства направления ответчиком просьб о досрочной обработке судов либо наличия объективной необходимости обработки судов досрочно.
Таким образом, премия (диспач) за ускоренную обработку судна по данной чартер- партии выплате не подлежит.
Срок контрсталии длится непрерывно, исчисляется в текущих сутках и частях суток и начинает течь немедленно после окончания сталии. Нерабочие и праздничные дни и другие обстоятельства, прерывающие стадию, не относятся к контрсталии.
Истечение контрсталийного времени до завершения грузовых операций означает переход судна на детеншен, т. е. сверхконтрсталию. В этом случае перевозчик имеет право отправить судно в плавание, не ожидая окончания его обработки. При этом он сохраняет право на возмещение причиненных ему убытков, в том числе на получение полного фрахта. При переходе судна на детеншен существенное значение имеет, было ли зафрахтовано под перевозку данного груза все судно либо только его часть. В первом случае капитан не вправе отказаться от приема груза, поставленного до окончания контрсталийного времени, даже если принятие и укладка груза могли задержать судно. За каждый лишний день задержки сверх контрсталийного времени отправитель обязан возместить перевозчику причиненные убытки.

Источник

Понятие сталийного времени

Единицами исчисления сталийного времени могут быть:

б) дни текущие или последовательные (running days). Например, «Судно будет погружено по норме 500 т в текущий день» и т. п.;

Сталийное время может быть определено неточно. Например, в чартере вообще может отсутствовать оговорка о сталийном времени или она может быть изложена следующим образом:

«Груз должен быть доставлен судну так быстро, как оно может принять его (as fast as she can receive);

«Груз должен быть доставлен так быстро, как судно может его получить и уложить»;

«Груз должен быть выгружен в соответствии с обычаями порта с обычной скоростью, какую обеспечивает судно (to the custom of port);

«Судно должно выгружаться, как обычно выгружаются суда с рисом и/или маисом» и т. п.

Судно должно быть передано в распоряжение фрахтователя в промежуток времени, определяемый двумя датами: первая—лейдейс (наиболее ранняя дата), вторая—канцеллинг (наиболее поздняя дата подачи судна). При приходе судна в этот промежуток времени (между лейдейсом и канцеллингом) готовность судна, как правило, определяется моментом вручения капитаном фрахтователю нотиса и фактической готовности судна к грузовым операциям. Момент принятия фрахтователем или его агентом капитанского нотиса о готовности судна к грузовым операциям является исходным для определения момента начала исчисления сталийного времени. При приходе в порт погрузки ранее даты лейдейс фрахтователь имеет право не начинать погрузку судна до того, пока не наступит эта дата, о чем фрахтователь делает отметку в нотисе, вручаемом ему капитаном. При подходе судна в порт погрузки в дату канцеллинг за капитаном остается право вручения нотиса о готовности судна даже на следующие сутки, но не позднее первого рабочего дня после наступления даты канцеллинга. Как правило, при подходе судна между датами лейдейс и канцеллинг нотис о готовности судна вручается в соответствии с условиями чартера. Однако по обычаям большинства иностранных портов фрахтователи принимают от судов нотис после выполнения всех формальностей и получения ими так называемой «свободной практики». Это не исключает того, что фактически готовое к грузовым операциям судно по причинам, от него не зависящим, не может получить «свободной практики» и оформить нотис о готовности. В этом случае за простой судна фрахтователи не несут ответственности, так как счет сталийного времени ведется после принятия нотиса. Однако это общее правило не может быть применимо, когда получение «свободной практики» задерживается из-за обстоятельств, зависящих от отправителя или получателя груза (ввиду неготовности грузовых документов или невозможности поставить судно к причалу, предоставление которого лежит на обязанности грузовладельца и др.). В этих случаях капитан должен сделать оговорку в нотисе и таймшите о причинах задержки в оформлении и приеме нотиса. Если же в чартере нет оговорки о «свободной практике», то срок ее предоставления не должен влиять на принятие нотиса о готовности судна к грузовым операциям и на счет стадии. Счет сталии должен вестись с приходом судна в порт. Вообще же, капитан должен считать для себя обязательным правилом оформлять готовность судна немедленно после получения судном «свободной практики», независимо от того, поставлено судно к причалу или находится на рейде.

Обязанности фрахтователя по постановке судна к причалу под грузовые операции определяются условиями чартера:

предоставить причал сразу же по приходу судна в порт. Это значит, что время, потерянное в ожидании причала, включается в сталийное время (с момента вручения нотиса или с момента истечения льготного срока);

поставить судно к причалу для производства грузовых операций в порядке очереди. В этом случае начало сталийного времени наступает после постановки судна к причалу (при условии вручения нотиса о готовности судна к этому моменту);

поставить судно к причалу «в порядке 48 текущих часов». Это значит, что счет сталийного времени начнется как только подойдет очередь после вручения нотиса (в промежуток времени не более 48 ч после его вручения), независимо от того, истек или нет льготный период.

С момента исчисления сталии начинается сталийное время (время, в течение которого судно находится в распоряжении фрахтователя под грузовыми операциями). Продолжительность сталийного времени оговаривается в чартере по одному из вышепредставленных способов (специально оговорено; поддается исчислению; по обычаям порта). По истечении сталийного времени наступает контрсталия, т. е. простойное время (демередж). Число простойных дней (демереджа) оговаривается в чартере. Каждый простойный день фрахтователь оплачивает судовладельцу. Демередж—штраф, уплаченный судовладельцу за задержку судна сверх времени, предусмотренного чартером для погрузки или выгрузки. Сумма демереджа в денежном выражении зависит от оговоренной чартером ставки демереджа и времени простоя судна. Ставка демереджа, предусматриваемая чартером, может быть: за день простоя на все судно, за 1 per. т тоннажа судна брутто в день. Демередж распространяется на все простойное время, исчисляемое рядовыми днями, т. е. независимо от погоды, воскресных и праздничных дней. Итак, по своей юридической сущности демередж является неустойкой, уплачиваемой фрахтователем судовладельцу за задержку судна. Детеншен, или сверхконтрсталия,—задержка судна фрахтователем сверх числа дней, отнесенных в чартере на демередж, т. е. детеншен наступает после демереджа. При наступлении детеншена судовладелец вправе требовать возмещения не только фактических расходов по содержанию судна на простое, но и всех убытков, вызванных задержкой судна, упущенной выгоды, убытков от опоздания к последующему рейсу. В чартере иногда оговаривают размер повышенного штрафа за детеншен. Диспач—премия, уплачиваемая судовладельцем фрахтователю за сэкономленное при погрузке или выгрузке время. Судовладелец выплачивает фрахтователю диспач за недоиспользованное им сталийное время. Ставка диспача определяется чартером «за все сэкономленное время» либо «за все сэкономленное рабочее время» и, как правило, равна половине ставки демереджа. Реверсибл—счет, при котором окончательный расчет времени, использованного под погрузку и выгрузку, производится по портам погрузки и выгрузки вместе. Этот способ учета сталийного времени более выгоден для фрахтователей. Он дает им возможность компенсировать демередж в портах погрузки диспачем в портах выгрузки и наоборот. Существует два варианта расчета диспача или демереджа при условии реверсибл: когда сталийное время предусмотрено для погрузки и выгрузки общим числом дней, то для порта выгрузки сталийное время определяют путем вычета уже использованного сталийного времени в порту (портах) погрузки из общего числа сталийного времени, которое предусмотрено чартером для погрузки и выгрузки вместе. Сопоставление оставшегося сталийного времени для производства выгрузки с фактически затраченным на разгрузку дает возможность установить диспач или демередж; когда сталийное время для погрузки и выгрузки учитывают по нормам, которые неодинаковы для порта погрузки и выгрузки, то сталийное время рассчитывают отдельно для порта погрузки и для порта выгрузки. Затем сопоставляя, скажем, диспач по порту погрузки с демереджем по порту выгрузки, определяют итоговый результат использования общего сталийного времени (реверсибл). Сумму диспача или демереджа получают путем умножения времени диспача или демереджа на соответствующую ставку, предусмотренную чартером.

Источник

Статья 130. Сталийное время

СТ 130 КТМ РФ

1. Срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой груза без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время), определяется соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порту погрузки.

2. Сталийное время исчисляется в рабочих днях, часах и минутах начиная со следующего дня после подачи уведомления о готовности судна к погрузке груза.

3. В сталийное время не включается время, в течение которого погрузка груза не проводилась по причинам, зависящим от перевозчика, либо вследствие непреодолимой силы или гидрометеорологических условий, создающих угрозу сохранности груза или препятствующих его безопасной погрузке.

Время, в течение которого погрузка груза не проводилась по причинам, зависящим от фрахтователя, включается в сталийное время.

4. В случае, если погрузка груза началась до начала течения сталийного времени, фактически затраченное на погрузку груза время засчитывается в сталийное время.

Комментарий к Ст. 130 Кодекса торгового мореплавания РФ

Фрахтовщик, будучи заинтересован в сокращении времени, затрачиваемого на грузовые операции, стремится заранее договориться с фрахтователем относительно того, в какой срок должна быть произведена погрузка или выгрузка. Если этот срок соблюден, фрахтовщик не вправе претендовать на какую-либо оплату времени, затраченного на грузовые операции. Время нахождения судна под погрузкой в пределах указанного срока оплачено фрахтом. Вместе с тем фрахтователю нужна уверенность, что в течение обусловленного времени судно без какой-либо дополнительной оплаты будет находиться в порту под погрузкой.

Срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, а последнее без какой-либо дополнительной (помимо фрахта) оплаты находится под погрузкой, называется сталией, либо сталийным временем.

§ 3. При фиксации периода сталии в чартерах ее продолжительность устанавливается одним из двух способов.

Первый: стороны могут условиться об определенном числе суток, дней, часов, в течение которых должна быть произведена погрузка (п. 5 чартера «Дженкон», п. 9 чартера «Сканкон», п. 10 чартера «Дженоркон» и др.).

§ 4. Сталийное время обозначается в чартере и исчисляется в рабочих днях, часах и минутах. Очевидно, что прилагательное «рабочих» относится не только к рабочим дням, но и к рабочим часам и рабочим минутам.

Рабочий день (working day) в российском трудовом праве толкуется как понятие, противостоящее текущим (running day) дням. Рабочий день не состоит из 24 последовательных часов, а определяется количеством рабочих часов, обычно принятых в данном порту. В отличие от случаев исчисления в «текущих днях» при применении понятия «рабочие дни» воскресенья и праздники при исчислении сталии не учитываются. В портах, где в субботние дни время работы сокращено, стороны в соответствии с обычаями порта нередко условливаются о том, чтобы суббота входила в сталийное время как половина или три четверти рабочего дня. Рабочий час. Если период погрузки обозначен в рабочих часах (working hours), то имеется в виду лишь время, в течение которого производятся грузовые операции. Перерывы в работе исключаются из сталийного времени. Это же относится к случаям исчисления сталии в рабочих минутах (working minutes).

§ 5. Начало сталийного времени связывается лишь со следующим днем «после подачи уведомления о готовности судна к погрузке» (п. 2 ст. 130 КТМ РФ). Это объясняется тем, что уведомление может быть подано после того, как налицо другие условия для начала сталии. Однако в торговом мореплавании прочие условия начала сталии считаются самостоятельными и поэтому отграничиваются от уведомления о готовности. Всего условий, по выполнении которых может быть начат счет сталийного времени, три:

— судно должно прибыть в согласованное место назначения;

— оно должно быть готово к погрузке или выгрузке;

— фрахтовщик (капитан судна) обязан подать фрахтователю нотис о готовности.

О подаче фрахтовщиком (капитаном судна) уведомления (нотиса) о готовности судна к погрузке как третьем условии начала сталии см. комментарий к ст. 129.

В силу п. 4 ст. 130 КТМ РФ, если погрузка начата еще до начала сталийного времени, т.е. в «свободное время», то затраченное на погрузку время засчитывается в сталию. Но в чартере может содержаться и противоположное условие; в этих случаях такое время не рассматривается как сталийное.

§ 7. Исключая из сталийного времени перерывы в погрузке, когда они вызваны причинами, зависящими от перевозчика, закон тем самым освобождает фрахтователя от ответственности за простой, который мог бы наступить вследствие этих обстоятельств. Наоборот, в случае, когда обстоятельства, препятствующие погрузке, относятся к сфере деятельности фрахтователя (например, несвоевременная доставка груза отправителем), течение сталийного времени продолжается несмотря на фактическую остановку работ. Приведенные положения построены на принципе распределения рисков, связанных с приостановлением грузовых операций, в зависимости от того, находятся ли обстоятельства, препятствующие этим операциям, «на стороне судна» («hindrances at the ships side»), например, выход из строя насосов танкера, или на стороне фрахтователя («hindrances at the charterers side»).

§ 9. Многочисленные и разнообразные основания перерывов сталийного времени могут быть предусмотрены в чартерах. В качестве обстоятельств, прерывающих сталию, в чартерах (помимо погодных условий) часто фигурируют забастовки, локауты, ограничения властей, войны, восстания, мятежи и т.д. Об исключениях ответственности фрахтователя можно говорить лишь тогда, когда грузовые операции были фактически приостановлены вследствие наступления одного из обстоятельств, предусмотренных в чартере.

§ 10. Все изложенные в комментируемой статье правила применяются не только при погрузке груза, но и при его выгрузке в порту выгрузки. К этому следует добавить, что установленная в ст. 129 КТМ РФ обязанность перевозчика уведомлять фрахтователя о готовности судна к погрузке распространяется также на обязанность уведомления получателя о готовности судна к выгрузке.

Источник

Основные понятия

Сталийное время

Сталийное время – это срок, на который перевозчик предоставляет судно для погрузки/выгрузки груза без дополнительных к фрахту платежей. Это время определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения скоростью обычно принятой в портах погрузки/выгрузки.

Сталийное время исчисляется в рабочих днях, часах/минутах, начиная или с 12.00 текущего дня или с 08.00 дня, следующего за днём подачи нотиса о готовности судна к грузовым операциям. В сталийное время не включается время, в течении которого погрузка/выгрузка груза не производилась по причинам, зависящим от перевозчика, либо в следствии метеорологических условий, создающих угрозу выгрузки или препятствующих его безопасной выгрузке. Время, в течении которого грузовые операции не проводились по причинам, зависящим от фрахтователя (отправителя/получателя) считается сталийным.

Демередж – это денежное возмещение (штраф), уплачиваемое перевозчику за непроизводительный простой судна сверх оговоренного в чартере сталийного времени. Обычно в чартерах ставка демереджа предусматривается либо в виде определенной суммы, подлежащей уплате за каждый день простоя судна (или пропорционально за фактически потраченную часть дня), либо на регистровую тонну вместимости судна.

Детеншн – Сверхконтрсталийное время. В некоторых чартерах право фрахтователя держать судно на простое с оплатой демереджа ограничивается определенным сроком, после чего оно переходит в контрсталию. Обычно стоимость детеншена тоже оговаривается. Так контейнерные линии обычно дают чёткий период на демередже (допустим с 5го по 10ый день демередж, а дальше детеншн). Стоимость детеншена, как правило, гораздо выше стоимости демереджа.

Источник

Сталийное время и демердж как инструмент компенсации убытков в торговом мореплавании

Аннотация: В настоящей статье исследуются специфичные для морского права инструменты компенсации простоя морского судна при перевозке грузов.

Для работы морского судна требуется значительное количество ресурсов, включая как ресурсы сырьевые (топливо, питание и др.), так и человеческие (оплата труда моряков, агентов и операторов на берегу и др.). Каждый час работы морского судна требует от судовладельца весьма внушительных затрат на его содержание, поэтому, в судовладельческой деятельности крайне важно организовать работу таким образом, чтобы каждое судно постоянно находилось в работе, т.е. приносило доходы. В этой связи, судовладельцам, занимающимися перевозками грузов, одновременно приходится вести кропотливую работу, как в сфере логистики, так и в юридической сфере оформления отношений с партнерами. В данной статье, мы рассмотрим один из правовых инструментов, предназначенных для регулирования отношений, связанных с задержкой судна, при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.

Как говорилось выше, каждый час работы судна требует значительных затрат. Именно поэтому, при заключении договоров фрахтования, стороны четко указывают время, в течение которого должны быть выполнены погрузочные или разгрузочные работы. Период времени, согласованный сторонами, в течение которого судовладелец должен держать судно в состоянии готовности к погрузке или выгрузке без уплаты дополнительного фрахта – называется сталийным временем. Такое определение является наиболее популярным в торговом мореплавании и именно в таком виде, понятие сталийного времени закреплено в ст. 130 Кодекса Торгового Мореплавания Российской Федерации [1] (далее по тексту- КТМ РФ).

Как правило, в договорах фрахтования указывается определенный способ исчисления сталийного времени.

Наиболее простым является указание в договоре количества времени (дни, часы, минуты). В этом случае, расчет происходит крайне просто, из согласованного времени, вычитается время, непосредственно затраченное на погрузку и/или разгрузку.

Кроме этого, есть способ расчета исходя из установленной нормы скорости погрузки/разгрузки груза. Как правило, эта норма представляет из себя оптимальную скорость перемещения груза с трюмов судна на берег, или наоборот.

Существуют также и иные способы исчисления сталийного времени, однако они по большей части относятся к специфичным сырьевым товарам, и не носят распространенный характер, в отличие от вышеуказанных.

Также, сталийное время может быть установлено единым как для обоих портов (погрузки и разгрузки), так и для каждого по отдельности. В первом случае, который на практике называют «reversible», из установленного общего сталийного времени сначала вычитается время на погрузку, а затем, по прибытию в порт разгрузки – время на разгрузку. Во втором случае, стороны согласуют сталийное время для каждого порта отдельно.

Нередко случается так, что по каким-либо причинам, погрузка и разгрузка груза на судно затягивается на большее время, чем установлено в договоре. В этом случае, начинается исчисление контр-сталийного времени, так называемого демереджа.

Наиболее простым определением понятия демередж, является плата, которую оплачивает фрахтователь судовладельцу, при задержке судна на погрузке или разгрузке сверх установленного сталийного времени.

Следует отметить, что правовая природа демереджа отличается в различных правовых системах. Так, в английском праве, демередж классифицируется как заранее оговоренные сторонами договора убытки, во французском праве – это дополнительная стоимость фрахта. [2]

В ст. 131 КТМ РФ указано, что контр-сталийное время (демередж) это установленное сторонами дополнительное время ожидания после сталийного времени. Данное определение выглядит весьма общим, и по нашему мнению, не отражает сути понятия целиком. Более подробное толкование термину демередж содержится в текстах судебных решений арбитражных судов Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в своем Постановлении от 1 апреля 2008 г. N Ф03-А51/08-1/850 [3], указал, что демередж представляет собой исключительную неустойку, а когда уплата демереджа и его размер определены в договоре, — исключительную договорную неустойку.

При столь расхожем толковании сущности демереджа, как таковых последствий различного толкования на практике не наблюдается, поскольку в основном, законодательно установленные нормы о сталийном времени и демередже носят диспозитивный характер, и действуют только при отсутствии соответствующего регулирования в договоре. Как правило, договоры морской перевозки грузов тщательно составляются юристами и охватывают все возможные отношения между сторонами. Соответственно все понятия устанавливаются в договоре между сторонами.

Расчет демерджа производится судовладельцем после выполнения рейса. Документом, на основании которого производится расчет является таймшит, который представляет из себя таблицу, в которой содержится информация о времени каждого совершаемого на судне действия. Дополнительно, все сведения о погрузке\разгрузке также составляются и представителями грузовладельцев или терминалами погрузки\разгрузки.

Следует отметить, что в качестве сталийного времени, а по его окончанию и в качестве демереджа, учитывается только то время, которое фактически было использовано, или должно быть использовано грузовладельцем для погрузки и загрузки. Это означает, что отсчет сталийного времени начинается тогда, когда судно полностью готово к погрузке\разгрузке и стоит у причала. Соответственно любые задержки в погрузке\разгрузке, вызванные по причине недостатков механизмов судна, либо работы экипажа судна (если он подчиняется судовладельцу), не включатся в расчет сталийного времени и демереджа.

В договорах морских перевозок грузов, стороны зачастую согласовывают ставку демереджа в виде определённого количества денежных средств за 24 часа задержки. Так, например, если демередж установлен в размере 10000 долларов США за 24 часа задержки, а по расчетам из таймшита судно задержалось по вине грузовладельца на 7 часов, то сумма демереджа подлежащего уплате грузовладельцем судовладельцу составляла бы 10000*7/24 = 2916,6 долларов США. Помимо ставки демереджа, стороны также часто согласуют между собой исключения из сталийного времени и демереджа. Обычно подобные исключения связаны с непредвиденными обстоятельствами, например погодой, чрезвычайным положением в порту, забастовкой на судне и т.д. Сталийное время и демередж в таких случаях не исчисляются. Также в качестве исключений из сталийного времени и демерджа могут согласовываться выходные дни и праздники.

В связи с тем, что бизнес судовладельцев (перевозчиков) и грузовладельцев (фрахтователей) зачастую зависит друг от друга, то в большинстве случаев стороны решают все споры путем переговоров. Поскольку порядок расчета сталийного времени и демерджа подробно прописан в договорах, то единственным предметом спора является таймшит. Однако расхождения в показаниях капитанов судна и представителей грузовладельца на берегу как правило различаются не очень существенно, поэтому одна из сторон зачастую уступает другой.

В некоторых случаях, стороны согласовывают ограниченное время демерджа, и после его окончания начинается сверхконтрсталийное время, или детеншн. При детеншене, фрахтователь продолжает оплачивать судовладельцу плату за простой судна, однако у судовладельца появляется право прервать разгрузку и снять судно с рейса.

Помимо инструментов компенсации простоя, существует также инструмент поощрения быстро выполненной разгрузки. Так, в некоторых договорах согласовывается условие о том, что если грузовладелец произведет разгрузку до истечения сталийного времени, то ему причитается определённое вознаграждение за это. Данное вознаграждение называется диспач, и как правило устанавливается как половина ставки демереджа. Этот инструмент используется для дополнительной мотивации грузовладельца, поскольку чем раньше судно освободится от груза, тем раньше оно прибудет в порт и сможет принять следующий груз и соответственно получить за это плату (фрахт).

Список используемой литературы и нормативных актов:

Ключевые слова: Демередж, сталийное время, диспач, детеншн, перевозка грузов, фрахтование

Annotation: In this article are investigated the specific instruments of compensation in maritime law

Keywords: Demurrage, lay time, dispatch, detention, cargo transportation, chartering.

Галстян Нвер Левонович

Магистрант 2 курса юридического факультета ГУАП

ТЕГИ: Юристы по морскому праву, Адвокаты по морскому праву, Морские адвокаты, Консультации по морскому праву, морское право, морское право консультации

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *