что такое стаксель шкот

Что такое стаксель шкот

Такелаж (rig) – все снасти на судне, служащие для крепежа рангоута
и управления парусами. Такелаж делится на стоячий и бегучий.

что такое стаксель шкот. Смотреть фото что такое стаксель шкот. Смотреть картинку что такое стаксель шкот. Картинка про что такое стаксель шкот. Фото что такое стаксель шкот

Стоячий такелаж – standing rigging (ванты-shrouds, штаги-stays и пр.) – неподвижные снасти (потому и «стоячий») для расчалки и поддержания в рабочем положении мачты. Чтобы мачта не завалилась ни вперед, ни назад существуют штаги – передний (форштаг) и задний (ахтерштаг). Чтобы не упала вбок – есть ванты. Ванты и штаги крепятся к корпусу на соответствующих оковках – вант-путенсах (chainplate) и штаг-путенсах, надежно закрепленных в корпусе яхты. Натяжение вант осуществляется винтовыми стяжками – талрепами (turnbuckle).

Бегучий такелаж (running rigging) – подвижные снасти для постановки и уборки парусов и рангоута, управления парусами, подъема и спуска сигналов, грузов и шлюпок. На бермудском шлюпе два основных типа бегучего такелажа – фалы и шкоты.

Фалы (halyards) предназначены для подъема парусов или частей рангоута.

Грота-фал (main halyard) – для подъема грота, стаксель-фал (jib halyard) – для подъема стакселя.

Шкоты (sheets) – служат для управления парусами или подвижным рангоутом.

Стаксель-шкоты (jib sheets) – для управления стакселем.

Гика-шкот (main sheet) для управления гиком и соответственно – углом атаки ветра к гроту. Проводка гика-шкота расположена снизу от гика. А проводка грота-шкота – сверху от гика.

Грота-шкот крепится к шкотовому углу грота. Гик в своей верхней части имеет паз, по которому движется ползун. Ползун имеет шкив для проводки грота шкота. Этот шкив нужен для обеспечения горизонтального усилия и снижения усилия при работе с грота-шкотом.

Оттяжка гика (boomvang), как это следует из названия, предназначена для того, чтобы оттягивать вниз гик. В основном используется на полных курсах.

А чтобы было легче разбираться, вот вам заключительная картинка с пояснялками:

Источник

Методичка яхтсмена. Грот и стаксель

что такое стаксель шкот. Смотреть фото что такое стаксель шкот. Смотреть картинку что такое стаксель шкот. Картинка про что такое стаксель шкот. Фото что такое стаксель шкот

Большинство небольших современных яхт имеет два паруса – грот и стаксель. Такое судно называется “шлюп” (или бермудский шлюп). Кроме того, шлюп может быть оснащен спинакером – его используют на полных курсах, от галфвинда до фордевинда.

Грот и стаксель – это треугольные паруса (разновидность косых). Они хороши тем, что позволяют идти остро к ветру, то есть когда угол между носом лодки и направлением ветра менее 90°. Именно косые паруса позволили морякам ходить по морю против ветра.

Закрепление стакселя

Стаксель – это передний парус, прикрепленный к штагу своей передней шкаториной. Передний угол стакселя называется – галсовый угол, задний – шкотовый угол, верхний – фаловый.

К форштагу парус крепится ракс-карабинами, а галсовый угол – такелажной скобой у основания леера. Чтобы не путать фаловый и галсовый углы при разворачивании стакселя из мешка, стоит заранее маркировать их. Ракс-карабины лучше пристегивать снизу вверх, и смотреть они должны в одну сторону, чтобы передняя шкаторина не скрутилась. Прикрепите один конец фала к верхней части стакселя, а второй его конец – к крепительной утке, что располагается слева от мачты. Шкоты прикрепляются к шкотовому углу стакселя булинями. Свободные концы размещаются вокруг вант, а потом через шкот-блоки к крепительным уткам у кокпита. Чтобы они не выскочили, их нужно закрепить узлами-восьмерками. Галсовый угол паруса крепится к носу лодки стаксель-галсом. Фаловый угол стакселя тянется вверх с помощью стаксель-фала.

что такое стаксель шкот. Смотреть фото что такое стаксель шкот. Смотреть картинку что такое стаксель шкот. Картинка про что такое стаксель шкот. Фото что такое стаксель шкот

Закрепление грота

Грот – задний парус, прикрепленный к мачте передней шкаториной с помощью ползунов грота, а к гику – нижней шкаториной. Задняя шкаторина свободна.

Грот начинают закреплять снизу. Для этого нижнюю шкаторину (то есть ликтрос, которым обшивается край паруса) вставить в ликпаз гика. Дойдите до конца гика, начав со шкотового угла вертлюга гика. Свободный конец гика обычно поддерживается топенантом или опорным сектором. Закрепите сначала галсовый, а затем штоковый угол паруса. Оттяжками на нижней шкаторине расправьте морщины.

что такое стаксель шкот. Смотреть фото что такое стаксель шкот. Смотреть картинку что такое стаксель шкот. Картинка про что такое стаксель шкот. Фото что такое стаксель шкот

Для увеличения площади паруса и для того, чтобы он лучше держал форму, используются латы – деревянные или пластиковые вставки, которые помещают в латкарманы, нашитые на задней шкаторине паруса. Обратите внимание, что латы должны вкладываться без особых усилий, но при этом сидеть в латкарманах достаточно плотно. Крепятся латы рифовым узлом на концах некоторых латкарманов. Латы могут использоваться и на других типах парусов, но чаще и используют именно на гротах. Впрочем, бывают гроты и без лат. Дополнительную площадь называют серпом. Передняя шкаторина крепится к мачте так же, как и нижняя. Затем беседочным узлом (или карабином) фал крепится к фаловосу углу паруса. Грота-фал спускается с правой стороны от мачты к крепительной утке.

В описании процесс установки парусов может показаться сложным и запутанным, но, потренировавшись пару-тройку раз, для вас этот процесс уже не составит и труда и в дальнейшем не будет занимать много времени.

Источник

Устройство парусной лодки

Все части небольшого парусного судна в нашем обзоре. Объясняем как определить где находится киль, а где ахтерштаг и форштаг.

что такое стаксель шкот. Смотреть фото что такое стаксель шкот. Смотреть картинку что такое стаксель шкот. Картинка про что такое стаксель шкот. Фото что такое стаксель шкот

Мачта — Высокий столб или высотное сооружение на кораблях для постановки парусов, наблюдения, сигнализации, боевого управления и т.п.

Фал — Снасть для подъёма и спуска парусов, флагов и сигнальных знаков.

Фаловый угол — В треугольном парусе верхний угол называется фаловым.

Передняя шкаторина — Передний край паруса между фаловым и галсовым углами.

Латы — полосы-пластины из упругого материала, поддерживающие форму паруса.

Форштаг — Поддерживает мачту со стороны носа. Крепится у топа мачты.

Задняя шкаторина — Задний край паруса между фаловым и шкотовым углами.

Стаксель — Треугольный парус. Ставится передней шкаториной на штаг.

Грот — Прямой парус, самый нижний на второй мачте от носа (грот-мачте), привязывается к грота-грею.

Галсовый угол — Нижний передний угол паруса.

Ахтерштаг — Снасти стоячего такелажа, поддерживающие в диаметральной плоскости с кормы мачты.

Шкотовый угол — Нижний задний угол паруса.

Гика-шкот — Снасть бегучего такелажа; крепится за нок гика, служит для постановки гика с растянутым по нему парусом в положение, необходимое при различных курсах судна

Гик — Горизонтальный элемент рангоута, шарнирно крепящийся передним концом к мачте.

Стаксель-шкот — Шкот, при помощи которого управляют стакселем.

Оттяжка гика — Это устройство, которое ограничивает перемещение нока гика вверх и обеспечивает управление «круткой» паруса.

Киль — Основной продольный брус, проходящий от носовой до кормовой оконечности судна посередине его днища.

Нижняя шкаторина — Нижний край паруса между галсовым и шкотовым углами.

Источник

Настройка переднего паруса (стакселя) на острых курсах.

что такое стаксель шкот. Смотреть фото что такое стаксель шкот. Смотреть картинку что такое стаксель шкот. Картинка про что такое стаксель шкот. Фото что такое стаксель шкот

что такое стаксель шкот. Смотреть фото что такое стаксель шкот. Смотреть картинку что такое стаксель шкот. Картинка про что такое стаксель шкот. Фото что такое стаксель шкотНастройка стакселя.

Шкот — основной инструмент настройки стакселя. Натяжение шкота, прежде всего, определяет угол между парусом и ДП яхты, но также воздействует на глубину паруса и на твист.
Чем ближе к ДП подобраны шкотами паруса, тем круче к ветру пойдет лодка.

Когда набиваете шкот:

что такое стаксель шкот. Смотреть фото что такое стаксель шкот. Смотреть картинку что такое стаксель шкот. Картинка про что такое стаксель шкот. Фото что такое стаксель шкотКолдунчики.

что такое стаксель шкот. Смотреть фото что такое стаксель шкот. Смотреть картинку что такое стаксель шкот. Картинка про что такое стаксель шкот. Фото что такое стаксель шкотНастройка твиста стакселя.

Почти всегда в яхтинге лучше иметь паруса с большим скручиванием, чем с меньшим. С такими парусами легче управлять лодкой в более широком курсовом секторе.

что такое стаксель шкот. Смотреть фото что такое стаксель шкот. Смотреть картинку что такое стаксель шкот. Картинка про что такое стаксель шкот. Фото что такое стаксель шкотРегулировка шкотов стакселя.

Закончив настройку скручивания стакселя, шкотом регулируют угол паруса к ДП яхты. При этом колдунчики будут еще более полезны. Заметьте, что из-за отклонения в яхтинге истинного ветра вперед, вымпельный ветер тоже может отклониться вперед (угол между курсом лодки и направлением ветра уменьшается). Тогда говорят — ветер заходит. В такой ситуации немного увалитесь, или выберите шкот стакселя. Если истинный ветер отклоняется назад, то говорят — ветер отходит. Вымпельный ветер в этом случае тоже отклонится назад (отойдет).
Даже если направление истинного ветра не меняется, в порывах при яхтинге вымпельный ветер всегда отходит (скорость лодки прежняя, а скорость истинного ветра увеличилась). Это длится, пока лодка не наберет скорость, изменив направление вымпельного ветра на новое.

Двигаясь круто к ветру, пользуйтесь следующим методом:
— изгибаются и колеблются наветренные колдунчики — увалитесь.
— изгибаются и колеблются подветренные колдунчики — приведитесь.

В полный бейдевинд можно предпочесть в яхтинге поддерживать прямой курс, работая с парусами. В таком случае пользуйтесь следующим методом:
— изгибаются и колеблются наветренные колдунчики — подберите шкот стакселя.
— изгибаются и колеблются подветренные колдунчики — потравите шкот стакселя.

что такое стаксель шкот. Смотреть фото что такое стаксель шкот. Смотреть картинку что такое стаксель шкот. Картинка про что такое стаксель шкот. Фото что такое стаксель шкотНастройка глубины паруса.

Большее натяжение форштага (более плоский парус) требуется:
— яхтинг на гладкой воде, в средний и крепкий ветер.
— если острота важнее скорости.

Ослабленный форштаг (более глубокий парус) требуется:
— яхтинг на волнении.
— в слабый ветер.
— если скорость важнее остроты.

что такое стаксель шкот. Смотреть фото что такое стаксель шкот. Смотреть картинку что такое стаксель шкот. Картинка про что такое стаксель шкот. Фото что такое стаксель шкотРегулировка положения «пуза» стакселя с помощью фала.

Положение «пуза» стакселя регулируют, изменяя, прежде всего, натяжение стаксель-фала, что является одновременно и регулировкой натяжения передней шкаторины стакселя. Увеличение натяжения фала сдвигает «пузо» вперед, ослабление фала перемещает его назад (в корму).

Натяжение фала, как и натяжение форштага, меняет форму входа стакселя. Натянутый фал делает вход круглым, что снижает остроту курса, но облегчает управление лодкой в яхтинге.

Круглый вход делает стаксель менее чувствительным к изменениям курса, прощая, большинство незначительных ошибок неопытному рулевому и облегчая яхтинг при переменном ветре и волнении моря.

Ослабленный фал делает вход стакселя более плоским, что позволяет идти максимально круто к ветру в средний ветер при спокойной воде.

Пределы угла установки паруса определяют в яхтинге остроту курса. Минимальный угол установки непосредственно связан с аэродинамическим сопротивлением такелажа и парусов. Высокое сопротивление требует большей тяги стакселя, и, следовательно, большего угла. Ванты тоже могут ограничить варианты угла установки. Маленький угол установки стакселя увеличивает остроту курса. Это выгодно при легких ветрах на спокойной воде. При яхтинге в сильный ветер на волнении используют более широкий угол, теряя остроту, но увеличивая тягу паруса.

Настройка грота и стакселя на полных курсах будет описана в отдельных статьях.

Источник

Гид по типам парусного вооружения

Одна или две мачты? Какие паруса существуют и сколько их должно быть?

Чтобы успешно ответить на эти вопросы, для начала целесообразно ознакомиться с основными понятиями и определениями. Итак.

Что входит в понятие «парусное вооружение»

что такое стаксель шкот. Смотреть фото что такое стаксель шкот. Смотреть картинку что такое стаксель шкот. Картинка про что такое стаксель шкот. Фото что такое стаксель шкот

Парусное вооружение (или по другому парусный гардероб) это не только сами паруса, но и все предметы и устройства, задействованные в установке, уборке и управлении парусами.

Говоря на яхтенном языке, парусное вооружение – это паруса, рангоут и такелаж.

Рангоут – это все жесткие конструкции, которые используются для несения и обслуживания парусов. Мачта, гик, рея, бушприт – это все рангоут. Элементы рангоута могут быть как неподвижными, так и поворотными.

Такелаж – все тросы (снасти), элементы и системы их крепления. В зависимости от назначения различают:

Главный секрет успеха лодки – правильный выбор корпуса и оснащение его оптимальным парусным вооружением. Какие же для этого существуют возможности?

Как рассчитать оптимальную площадь парусов

В теории, чем больше общая площадь парусов, тем большей скорости может достичь лодка. Несоответствие площади парусности общему весу судна гарантирует досадные неприятности: при недостатке парусов вряд ли стоит надеяться на победу в гонке, а их избыток грозит потерями в рангоуте/такелаже и даже опрокидыванием яхты.

Чем больше рабочая площадь поднятых парусов, тем больше нагрузка на мачты и поддерживающие их снасти. В результате, сильный порыв ветра (шквал) может сломать мачту (-ы) или вывернуть ее из крепления (степса), оборвав крепления (ванты, штаги). Если же мачта и устоит, то под влиянием возросшего кренящего момента, лодка может лечь на борт или перевернуться.

При расчете оптимальной площади парусного вооружения должны учитываться:

Общее правило: чем большим водоизмещением обладает яхта, тем большую площадь парусов она сможет нести с учетом предполагаемого района плавания.

Например, для крупных океанских яхт (3-15 тонн) площадь парусности составляет 30-100 м2 и более, для морских – от 25 до 90 м2, а для лодок прибрежного плавания максимальное значение этого показателя обычно не превышает 60-70м2

Точное же вычисление общей площади парусности для каждой лодки производится индивидуально и по полученным данным формируются рекомендации для подбора соответствующего «гардероба» (типа, формы, размеров/степени зарифленности) для ее плавания в различных погодных условиях.

Типы парусного вооружения по форме и способу крепления грота

Человек всегда стремился максимально упростить управление парусами, сведя к минимуму размеры необходимого для этого рангоута и количество снастей. В результате, мощный рей, необходимый для постановки прямого паруса, был заменен сравнительно небольшим наклонным рейком, нижний конец которого фиксировался галсовой оттяжкой. Сам же парус несколько уменьшился в размерах и приобрел трапециевидную форму. Затем эволюция разделила рей-реёк на две части – верхнюю (гафель и его разновидности) и нижнюю (гик), а парус – на больший задний и меньший передний. Промежуточным звеном оказался вариант, при котором нижний конец заднего паруса крепился к наклонному штоку – шпринтову. На сегодняшний день рейковый парус для яхтинга ушел в прошлое, а шпринтовый можно встретить разве что на швертботах типа «Оптимист».

что такое стаксель шкот. Смотреть фото что такое стаксель шкот. Смотреть картинку что такое стаксель шкот. Картинка про что такое стаксель шкот. Фото что такое стаксель шкот

Гафельным парусам повезло больше: хотя новые лодки ими вооружают очень редко, подобную оснастку все еще можно встретить на судах, преимущественно предназначенных для катания туристов.

что такое стаксель шкот. Смотреть фото что такое стаксель шкот. Смотреть картинку что такое стаксель шкот. Картинка про что такое стаксель шкот. Фото что такое стаксель шкот

Интересным эволюционным шагом в развитии гафеля представляется вариант square top, при котором верхняя часть паруса с помощью сравнительно короткого штока растягивается почти перпендикулярно мачте. Благодаря этому заметно возрастает рабочая площадь паруса и эффективность его использования даже при относительно слабых ветрах. Подобное решение пользуется особой популярностью на гоночных лодках, поскольку позволяет нести паруса большей площади без увеличения высоты мачты.

что такое стаксель шкот. Смотреть фото что такое стаксель шкот. Смотреть картинку что такое стаксель шкот. Картинка про что такое стаксель шкот. Фото что такое стаксель шкот

На подавляющем же большинстве современных лодок в качестве основных задних парусов используются т.н. бермудские, получившие свое название по месту заимствования – у рыбаков Бермудских островов.

Парус не нуждается в гафеле, поскольку его верхний (фаловый) угол крепится на топе мачты, а нижняя кромка (шкаторина) растягивается на поворотном рангоутном дереве (гике). Поскольку своей специфической формой эти паруса напоминают антенны первых радиопередатчиков, их иногда называют также «парусами Маркони».

Наиболее распространенным вариантом оснащения яхты в наши дни является бермудский шлюп.

Это одномачтовая лодка с треугольным гротом и универсальным набором передних парусов, предназначенных для различных условий плавания.

Рассмотрим подробнее, из чего же состоит типовой современный парусный гардероб.

Виды парусов и их особенности

Стаксель – также треугольный парус, передняя кромка которого крепится на наклонно закрепленном тросе (штаге). При варианте бермудского вооружения это основной передний парус, площадь которого может составлять от 30%-40% (на круизных) до 60% (на гоночных) общей парусности лодки. В последнем случае он работает как основное рабочее «крыло», сообщающее лодке наиболее значимое тяговое усилие. В зависимости от размеров и формы, стаксели подразделяются на несколько типов, предназначенных для использования в различных погодных условиях. Важной дополнительной характеристикой является процентное соотношение площади паруса к площади треугольника, образованного мачтой, грота-штагом и отрезком палубы до места крепления последнего. Так, термины «40%-й» или «75%-й стаксель» означает, что парус перекрывает соответственно чуть меньше половины или 2/3 пространства между штагом и мачтой. В соответствии с размерами, все они обозначаются еще и номерами, причем №1 присваивается парусу самой большой площади.

Генуя – большой и широкий стаксель, предназначенный для эффективного использования слабого ветра. При постановке полной генуи, ее нижний (шкотовый) угол достигает мачты или даже заходит за нее. Перекрывающими называются генуи с коэффициентом более 100%, которые фактически перекрывают переднюю шкаторину грота. В длительном плавании на лодке целесообразно иметь три генуи, которые также нумеруются от большей к меньшей:

что такое стаксель шкот. Смотреть фото что такое стаксель шкот. Смотреть картинку что такое стаксель шкот. Картинка про что такое стаксель шкот. Фото что такое стаксель шкот

Стаксель-автомат – парус средних размеров при плавании с частой сменой галсов на курсах острый бейдевинд. Его особенностью является установленный на палубе погон (А), по которому перемещается специальная каретка (В) со стаксель-шкотом, пропущенным через блоки (С и D). Для смены галса достаточно переложить руль и стаксель сам переложится на нужный борт.

Наряду со стакселями-автоматами, мореплаватели-одиночки часто используют при лавировке и вариант со стаксель-гиком. В частности, подобное решение выбрал Виктор Языков для своей «Дочери Ветра».

Штормовой стаксель – самый маленький (до 20%, а вообще чем меньше, тем лучше) по размерам, с высоким шкотовым углом, именуемый также «носовым платком». Он предназначен к установке на продолжительное время при сильных ветрах и обеспечивает лодке необходимую управляемость при минимальной нагрузке на мачту и руль. Как правило, это единственный парус, который целесообразно нести при скорости ветра свыше 7 баллов. Он может ставиться как на основном носовом, так и на дополнительном (т.н. бэби-) штаге.

что такое стаксель шкот. Смотреть фото что такое стаксель шкот. Смотреть картинку что такое стаксель шкот. Картинка про что такое стаксель шкот. Фото что такое стаксель шкот

Спинакер – парус большой площади, выполненный из легкой ткани и имеющий полукруглый профиль. Обычно используется при слабых и умеренных попутных ветрах, на курсах от фордевинда до галфвинда. Популяризации спинакера способствовал опыт Эрика Табарли: в «гардеробе» его Реn Duick V, победившей в гонках через Тихий океан в 1969г. было сразу три таких паруса – 60, 88 и 120 м2. Спинакер ставится на грота-шкоте (при этом стаксель обычно спускают). Парус поднимается за верхний (фаловый) угол, при этом его наветренный конец дополнительно поддерживается спинакер-гиком. Управление осуществляется при помощи брасов и специальных оттяжек. Спинакер весьма красочен и достаточно эффективно выжимает ветер, однако его постановка/уборка, а также маневрирование при плавании под этим парусом требуют значительного опыта. В одиночку выполнить все необходимые для этого операции под силу только профессионалу – недаром чартерные компании предпочитают не включать спинакер в комплект парусов на сдаваемых в аренду лодках.

что такое стаксель шкот. Смотреть фото что такое стаксель шкот. Смотреть картинку что такое стаксель шкот. Картинка про что такое стаксель шкот. Фото что такое стаксель шкот

Генакер (он же ассиметричный спинакер) – как следует из названия, парус представляет собой попытку совмещения удобства управляемости генуи и расширенных возможностей спинакера. По своим размерам он превышает первую и уступает второму. В отличие от спинакера, генакер может храниться в закрутке на отдельном штаге, что существенно облегчает его постановку. Галсовый угол фиксируется на носу лодки или крепится к бушприту (в т.ч. и выдвижному), а управление осуществляется шкотами, проведенными в третий (шкотовый) угол. Дополнительный рангоут для этого не требуется, однако для повышения эффективности при очень уж слабом ветре, генакер при помощи спинакер-гика выносится на борт, противоположный гроту (постановка «бабочкой»). Этот парус применим в большем диапазоне курсов, чем спинакер. Так, под относительно «плоским» генакером можно идти даже в полный бейдевинд (вместо кливера). Он проще и в обслуживании, однако для успешной работы с этим парусом также требуется предварительная практика. При всех плюсах, есть и важный минус: генакер весьма сложно нести на фордевинде, так что даже при попутном ветре приходится выбирать курсы бакштаг.

что такое стаксель шкот. Смотреть фото что такое стаксель шкот. Смотреть картинку что такое стаксель шкот. Картинка про что такое стаксель шкот. Фото что такое стаксель шкот

Code Zero – ассиметричный спинакер, специально разработанный для плавания в бейдевинд при слабом ветре (до 25% к 8-узловому ветру). Он получил свое название от маркировки А0, данной парусу его создателями, и по принципу действия напоминает большую геную со свободной передней шкаториной. Позволяя эффективно выжимать ветер на острых курсовых углах, Code Zero обладает и недостатками: существенно увеличивает нагрузку на мачту и вызывает трудности при уборке и укладке, поскольку выполнен из высокопрочных композитных тканей. Кстати, последнее обстоятельство существенно отразилась на цене паруса, поэтому его, в основном, приобретают гонщики-профессионалы.

что такое стаксель шкот. Смотреть фото что такое стаксель шкот. Смотреть картинку что такое стаксель шкот. Картинка про что такое стаксель шкот. Фото что такое стаксель шкот

Чтобы полноценно использовать возможности современных парусов, необходимо определиться со схемами вооружения и необходимым рангоутом, которые обеспечат их по-настоящему эффективную работу. Иными словами, нужно правильно распределить выбранную площадь парусности между несущими конструкциями рангоута. Сегодня наиболее доступными для яхтсменов-любителей являются сравнительно небольшие лодки с одной-двумя мачтами. Каковы же их особенности, плюсы и минусы?

Что лучше — одна мачта или две?

Парусные гардеробы различаются не только по форме и способу крепления грота, но и по количеству мачт, месте их установки, а также по числу и видам используемых парусов. Наиболее распространенными одномачтовыми лодками сегодня являются шлюп (один передний и один задний парус), тендер (два и более передних паруса при одном заднем) и кэт (только задний парус).

Шлюп – лодка с двумя парусами, расположенными впереди (стаксель) и позади (грот) единственной мачты, которая вынесена чуть вперед от середины корпуса (миделя). В зависимости от соотношения высоты парусов к их ширине, различают шлюпы с длинным и коротким аэродинамическим профилем.

Чем уже и выше парус, тем круче к ветру способна идти лодка. Как правило, шлюпы массовых серий обладают средним аэродинамическим профилем, что делает их более удобными в управлении даже для начинающих яхтсменов.

Наряду с классическими (топовыми), достаточно широко распространены и шлюпы с т.н. дробной оснасткой. В этом случае верхний конец переднего паруса не доходит до самого верха (топа) мачты соотвественно на:

Заметим, что предпочтение дробной оснастке обычно оказывают спорстмены-профессионалы, поскольку она позволяет гибко реагировать на изменения силы и направления ветра, более точно «настраивая» паруса при соревнованиях. Но нет правил без исключений: например, «малышка «Лена», на которой в одиночку совершил кругосветное плавание наш славный соотечественник Евгений Гвоздев, имела оснастку шлюпа 7/8, а 3,6-метровая Acrohc Australis австралийца Сержа Теста была топовым шлюпом.

К преимуществам шлюпов в целом относят:

В качестве немногочисленных минусов чаще всего называют существенное ограничение обзора с подветренного борта при полностью поставленном переднем парусе (стакселе). К тому же, при определенных курсовых углах ветра (бакштаг) паруса может класть на ванты, что снижает эффективность их работы и, как следствие, скорость лодки. Тем не менее, по совокупности своих качеств, шлюпы пользуются повышенной популярностью как среди яхтсменов, так и у чартерных компаний.

что такое стаксель шкот. Смотреть фото что такое стаксель шкот. Смотреть картинку что такое стаксель шкот. Картинка про что такое стаксель шкот. Фото что такое стаксель шкот

Тендер (куттер) – мачта обычно устанавливается на миделе лодки или даже несколько смещается относительно него в корму. Благодаря этому появляется возможность установить вместо одного два (а то и более) передних паруса на раздельных штагах. В зависимости от места крепления первого из них различают:

В качестве компромиссного варианта можно встретить и тендеры с выдвижным бушпритом (обычно на лодках спецпостройки). Подобные конструкции пользуются особым успехом у любителей плавания под генакером.

По возможностям лавировки против ветра тендеры как правило уступают шлюпам. К тому же, возрастающая (за счет суммарной площади передних парусов) нагрузка на мачту требует компенсации в виде дополнительных оттяжек в корму (штагов). Зато к безусловным плюсам тендеров можно отнести:

что такое стаксель шкот. Смотреть фото что такое стаксель шкот. Смотреть картинку что такое стаксель шкот. Картинка про что такое стаксель шкот. Фото что такое стаксель шкот

что такое стаксель шкот. Смотреть фото что такое стаксель шкот. Смотреть картинку что такое стаксель шкот. Картинка про что такое стаксель шкот. Фото что такое стаксель шкот

Кэт (или кат) – характеризуется достаточно мощной безвантовой мачтой, максимально смещенной в нос, а также полным отсутствием передних парусов. Мачта жестко устанавливается в килевом степсе, а дополнительным креплением для нее служит палубная консоль. При всей кажущейся странности подобной конструкции, ничего необычного в ней нет: подобные мачты известны на Востоке уже многие сотни лет (китайские джонки и пр.) Задний (и единственный) парус при этом работает подобно крылу, свободу действия и возможности которого при любых курсовых углах не ограничивает стоячий такелаж.

Именно безвантовая мачта и определяет основные преимущества кэта:

Теоретически, отсутствие передних парусов должно существенно ограничивать способности кэта при острых курсовых углах ветра, однако практика показывает, что при умелом управлении он даже под своим единственным (и притом сильно зарифленным) гротом может уверенно обогнать шлюп или тендер. При попутных же ветрах преимущества кэта над парусниками с классическим вооружением (при сопоставимой длине ватерлиний) становятся еще более очевидными.

что такое стаксель шкот. Смотреть фото что такое стаксель шкот. Смотреть картинку что такое стаксель шкот. Картинка про что такое стаксель шкот. Фото что такое стаксель шкот

Наибольшей популярностью среди современных двухмачтовиков пользуются кеч, йол и шхуна. Они различаются соотношением высоты передней и задней мачт и их расположением.

Кеч – первая (грот-) мачта заметно сдвинута вперед от миделя, а вторая, бизань-мачта обладает меньшей высотой и устанавливается ближе к корме, но перед осью (баллером) руля. Площадь бизани составляет порядка 20-25% общей площади парусов, поэтому наряду с гротом она обеспечивает существенное тяговое усилие. Как и тендеры, кечи могут нести два и более паруса перед первой мачтой (стаксельные кечи). Подобный же треугольный парус (бизань-стаксель или апсель) при необходимости ставится между первой и второй мачтами, чем достигается более полное использование даже самого слабого ветра.

Как правило, паруса второй мачты (бизань) и дополнительный стаксель используются при попутных ветрах, а при плавании круто к ветру их спускают, так что кеч практически превращается в тендер, а то и в шлюп (если идет под одним передним парусом).

К основным преимуществам кечей относятся:

К тому же, достаточно высокая задняя мачта является удобным местом для установки радара, радиолокационного отражателя или ветрогенератора. На некоторых кечах топы мачт дополнительно соединены горизонтальным штагом, на котором удобно размещать радиоантенну.

Правда, установка дополнительной мачты с комплектом парусов и соответствующей оснасткой делает лодки подобного типа заметно дороже, зато управлять ими значительно легче, чем шлюпом или тендером подобных же размеров. Не случайно Бернар Муатесье и Робин Нокс-Джонстон отправились в погоню за Золотым Глобусом именно на кечах, а их легендарные Joshua и Suhaili стали родоначальниками целого семейства яхт, особо востребованных для одиночных океанских гонок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *