что такое творческий пересказ
Подробный, выборочный, творческий, краткий пересказ. (методические рекомендации).
Пересказ играет немаловажную роль в развитии навыков связного высказывания учащихся. Работа над пересказом используется в 1-4 классах как на уроках чтения, так и на уроках русского языка (изложения и сочинения). Готовые тексты расширяют не только круг представлений учеников, но и служат материалом для развития речевых навыков, обогащения тех языковых средств, которыми овладеют дети в процессе обучения. Владение пересказом позволяет учащимся более успешно справляться с усвоением учебного материала по учебным предметам из таких образовательных областей как естествознание и обществоведение.
Большинство методистов считает, что заниматься пересказом на уроках чтения необходимо. Однако вдумайтесь в слова В. Г. Белинского: «Поэтическое произведение нельзя ни пересказать, ни растолковать, но только можно дать почувствовать, и то не иначе, как прочтя его так, как оно вышло из-под пера поэта: будучи же пересказано словами или переложено в прозу, оно превращается в безобразную и мертвую личинку, из которой сейчас только выпорхнула блестящая радужными цветами бабочка» (Белинский В. Г. Полн. собр. соч. – М., 1954.– Т. 5.– С. 118).
Подробный пересказ.
Специальной работы над подробным пересказом обычно не требуется. Когда проводится этот вид пересказа, нужно следить в первую очередь за последовательностью изложения событий и за культурой речи учащихся.
Частичный (выборочный) пересказ.
Частичный (выборочный) пересказпроводится как воспроизведение эпизода, одной сюжетной линии или рассказа о герое. Работа над пересказом одного эпизода, как правило, не затрудняет младших школьников. А выборочный пересказ о герое или событии для них сложен. Поэтому методисты разработали алгоритм составления пересказа о герое и воспроизведения одной сюжетной линии. Познакомьтесь с ним в форме памятки для учащихся.
Памятка
Творческий пересказ.
Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления.
Существует два вида творческого пересказа. Это, во-первых, пересказ по измененному плану:
Другой вид творческого пересказа предполагает изменение лица рассказчика, например: «Расскажите об истории спасения зайца от лица одного из героев» (К. Паустовский. «Заячьи лапы»); «Представьте, что вы были свидетелями событий, описанных в рассказе. Расскажите о том, что вы могли видеть, от своего имени». Таким образом, пересказ ведется либо от лица героя произведения, либо от своего лица.
Краткий пересказ
Для составления краткого пересказа небольшого по объему текста подходят следующие памятки:
Для работы над кратким пересказом достаточно большого по объему текста годится памятка:
Обучение пересказу благоприятно сказывается на уровне развития как навыков сознательного чтения, так и навыков связного высказывания. Качественное владение педагогом методикой обучения пересказу способствует эффективному решению задач по развитию речевых умений учащихся 1-4 классов.
Что такое творческий пересказ
Одним из видов творческой деятельности на уроках литературного чтения является творческий пересказ.
Многие методисты прошлого и настоящего уделяли и уделяют особое внимание данному виду работы: Адамович Е.А., Львов М.Р., Сидоренкова В.В., Сосновская О.В., Яковлева В.И., и др.
Интерес исследователей к творческому пересказу обусловлен его спецификой.
Таким образом, сущность творческого пересказа заключается в творческом преобразовании текста самим ребёнком. Данный вид деятельности в условиях урока литературного чтения не только повышает интерес учащихся к изучаемым произведениям и делает атмосферу занятия более живой, но и выполняет ряд иных методических задач:
— вызывает у учащихся эмоциональный отклик на читаемое произведение; позволяет более глубоко осознать идею произведения;
— способствует выражению отношения к прочитанному;
— тренирует гибкость читательского взгляда, приучает видеть позиции разных героев;
Виды творческих пересказов.
Виды творческих пересказов
Связанные с Связанные с
перестройкой текста творческим дополнением
Суть: преобразование текста Суть: включение в текст пересказа
в соответствии с заданием. дополнительных элементов.
По измененному плану С творческим дополнением
Суть: воспроизведение авторского текста
содержания текста по плану Суть: включение в авторский текст
с перестановкой частей, его вступительной части (что предшествует составляющих. истории), концовки, собственных
размышлений о прочитанном и т.д.
От лица одного из персонажей С использованием средств других
Суть: перевоплощение в героя творческих видов работ:
произведения, взгляд на * словесного рисования:
события его глазами, передача Суть: включение в текст пересказа
содержания с точки зрения элементов описательного характера
выбранного героя. (описание места действий, обстановки,
С изменением лица рассказчика * воображаемой экранизации:
Суть: (в оригинале повествование Суть: дополнение текста пересказа
от 1 лица, а в детском пересказе- необходимыми фактами с тем, чтобы
от 3-го) требует не только грам- словесно нарисовать ряд кадров,
матических изменений, но и вообразив, что видишь это на экране.
значительных перестроек * инсценирования:
содержания: некоторые сцены Суть: передача событий повествования
отпадут, иные могут быть в драматической форме с добавлением
изложены по-новому. необходимых фактов, эпизодов и т.д.
Данный вид деятельности предполагает создание ребёнком нового «произведения» на основе прочитанного в условиях активной работы творческого и воссоздающего воображения в соответствии с заданиями, определяющими область преобразования текста.
Виды пересказов, их роль в развитии речи и творческого воображения учащихся
Отдел образования Дятловского райисполкома
Районный учебно-методический кабинет
ГУО «Козловщинская СШ»
Виды пересказов, их роль в развитии речи
и творческого воображения учащихся
На протяжении всей жизни человек овладевает языком и совершенствует свою речь. Основой этого процесса служит языковая способность, опирающаяся на физиологические речевые центры и формирующаяся в детском возрасте. По богатству словаря судят о знаниях человека, его образованности. Однако общее развитие интеллекта определяется не столько по количеству слов в памяти, сколько по выбору слова, механизмом построения предложения и текста, строгости и логики в речи.
В жизни человек пользуется именно связной речью: он рассказывает, делает доклады, выступает на собраниях, поэтому научиться правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Одними из продуктивных упражнений по развитию связной речи являются пересказы.
Редкий урок литературного чтения проходит без пересказа. Пересказ текста является прекрасным упражнением, которое помогает ребенку осознать свое собственное отношение к прочитанному. Пересказ – это прекрасное средство для развития как логического, так и образного мышления.
Обучение пересказу – нелегкая задача, которая ставит перед педагогом много вопросов:
· Какие требования существуют к тексту для пересказа?
· Какие литературные жанры целесообразно использовать для пересказа?
· Каким по объему должно быть литературное произведение?
· Какое влияние оказывает содержание, композиция, язык выбранного произведения на качество детского пересказа?
· Как должна строиться работа по обучению пересказа?
· Какие приемы обучения необходимо использовать?
Попробуем разобраться во всех этих вопросах и ответить на них с точки зрения современной методики.
В методике принято различать несколько типов пересказа:
Подробный пересказ – наиболее доступный детям вид пересказа. Этот вид пересказа используется в школе чаще других не только потому, что он проще, но благодаря своим достоинствам. Он помогает учить логике рассуждений, развивает речь ребенка, обогащает память, приучает детей фиксировать внимание на фактах произведения.
Однако не каждый текст следует пересказывать близко к образцу. Например, небольшие по объему тексты не рекомендуется пересказывать, так как дети запоминают их наизусть. Не следует пересказывать также стихотворение, чтобы не разрушать стихотворных строк, и особенно лирические стихи, представляющие собой единый поэтический образ.
Начинать обучение подробному пересказу нужно с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, затем дети учатся включать в пересказ элементы описания (зарисовки природы, внешность людей и описания предметов), элементы рассуждения.
В ходе обучения пересказу целесообразно обращаться к учащимся с таким вопросом: «Как эта мысль выражена в тексте писателя?».
Приблизить пересказ к условиям естественной речи учащихся удобнее всего на таком тексте, где есть диалог, который предварительно прочитывается в лицах.
Определенную роль в подробном пересказе играют вопросы. Однако не следует забывать, что вопросы по содержанию снижают уровень самостоятельности учащихся. Поэтому необходимо постепенно уменьшать роль вопросов, а сами вопросы должны становится более широкими, более общими.
Самостоятельным, зрелым должен считаться такой пересказ, который опирается не на серию вопросов по содержанию, а на цельное восприятие произведения, на знание его композиции, внутренних логических связей, на составленный план текста. В этих случаях пересказ будет вытекать из общей задачи передать содержание прочитанного, а не складываться из частных ответов на отдельные вопросы, не объединенные в сознании учащегося единой смысловой задачей.
Известны типичные недостатки подробного пересказа: это, во-первых, неумение начать; во-вторых, искажение или неполнота передачи заключительных частей текста, несмотря на то, что первые, начальные части были переданы хорошо; в-третьих, обеднение языка. Другие ошибки: нарушение последовательности, непонимание связи, сюжета и т. д. – встречаются реже.
Первую фразу дети нередко пытаются заучить наизусть: нужно рассеять убеждение многих школьников, будто начать пересказ своими словами невозможно и добиваться самостоятельного начала.
Второй недостаток пересказа предупреждается тщательным анализом всего текста, особенно его главных по содержанию частей, которые редко бывают расположены вначале. Облегчает равномерность пересказа также деление текста на части, составление плана и пересказа по частям.
Пересказ, близкий к тексту используется при работе над лирической прозой или художественным описанием. Обучая такому виду пересказа, следует добиваться от детей включения в речь, слов и оборотов из произведения, употребление синтаксических конструкций, имеющих место в произведении.
Выборочный пересказ удобен в том случае, если надо привлечь внимание детей к одному эпизоду произведения, помочь проследить отдельные мотивы, отобрать материал для характеристики героя и т. д.
Виды выборочного пересказа:
· Пересказ отдельного эпизода, отдельной сцены или картины по вопросу или заданию учителя;
· Пересказ эпизода, сцены, отрывка по картине, по иллюстрациям;
· Пересказ отрывков, взятых из разных частей текста по заданной теме.
Краткий пересказ наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа. При подготовке к нему требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи: выбор главного из того или иного абзаца, подробный и краткий план прочитанного, краткий пересказ эпизода, части, сопоставление большого рассказа и формулирование его основной мысли пословицей.
Краткий пересказ – необходимая ступень развития связной речи.
Однако чрезмерное увлечение сокращениями может привести к сухости языка, отучить детей от использования художественных деталей.
Важное значение в развитии литературного творчества отводится творческому пересказу. Его воспитательная направленность, путь подготовки к нему учащихся отличаются от других видов пересказа. Цель творческого пересказа в том, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать его идею, пережить вместе с героем те нравственные чувства, что заложены автором в его образе. Иными словами, усилить воздействие образной системы художественного произведения на читателя, то есть осуществить те задачи, в имя которых литература и создается.
Известны следующие варианты творческих пересказов:
· Пересказ с изменением лица рассказчика (чаще всего этот рассказ в третьем лице, если в оригинале повествование ведется от первого лица);
· Пересказ от лица одного из персонажей; для успешного выполнения этого задания ученик должен войти в роль персонажа, понять его характер, взглянуть на события его глазами, давать оценки людям с позиции его возраста и социального положения. Такой вид пересказа вызывает большой интерес у школьников. Он тренирует гибкость читательского взгляда, приучает видеть позиции разных героев, сопереживать им.
· Пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями: с вымышленными эпизодами, деталями, описаниями пейзажа, внешности людей, места действия, портрета героя, событий, выходящих за рамки текста; продолжение рассказа о судьбе героя; изменение последовательности событий.
· Дополнять прочитанный текст можно сопоставлениями с фактами, аналогичными описанным, но взятыми из жизни или других источников, а также выражением своего отношения к тому, что рассказано. Творческие дополнения могут быть точными только в том случае, если школьники поняли содержание произведения и достоверно знают все обстоятельства, в которых протекает действие. Детей особенно привлекают дополнения, в которых предугадывается дальнейшая судьба их любимых героев. Но жизненный опыт учеников начальных классов мал, поэтому иногда подобный пересказ вызывает у них трудности.
На уроках литературного чтения школьникам предлагаются следующие задания по творческому пересказу произведений:
1. Представь, что ты – Гаральд. Перескажи сказку от своего имени (шведская народная сказка «Неведомый рай»).
2. Перескажите легенду от первого лица.
3. Перескажите данную историю от имени писателя.
4. Правильно ли поступил герой произведения? Продолжите рассказ.
5. Перескажите рассказ, заменяя слово «я» словами «он», «писатель», «М. Пришвин».
6. Чем бы Вам хотелось дополнить рассказ М. Пришвина «Запоздалый ручей».
Важное значение при выполнении заданий имеет и целевая установка: ученик должен рассказывать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили описываемую им картину, почувствовали его отношение к высказанному. Внимание детей акцентируется на таких сторонах рассказа, как логичность и связность изложения, полнота содержания, правильность синтаксических конструкций, лексическое богатство.
Таким образом, творческие пересказы развивают воображение школьников, стимулируют самостоятельную речь, повышают интерес к художественным произведениям, способствуют развитию связной монологической речи и формированию речевых умений, ораторского мастерства.
Конечно, не у всех детей есть литературные способности, умение сочинять, воображать. Тем не менее ребят нужно мотивировать, заинтересовывать, поощрять их интерес тем, что при выполнении творческих заданий развивается и улучшается речь: обогащается словарный запас, совершенствуется умение строить предложения, оформляя их в связный текст, формируется точность, образность, выразительность, эмоционально-экспрессивная окраска речи, постепенно вырабатывается речевое мастерство.
Погружаясь в посильное творчество, школьники самовыражаются, приобретают элементарный опыт, который позволяет глубже постигать и ценить образцы подлинной художественно-поэтической речи.
Творческий пересказ в чистом виде
Просмотр содержимого документа
«Творческий пересказ в чистом виде»
Важно, чтобы любой пересказ эффективно служил цели развития речи учащихся. Известно, что школьник, умеющий в своей детской среде живо и непосредственно пересказывать содержание прочитанных книг или просмотренных кинофильмов в классной обстановке становится скупым на выразительные средства пересказа. Рассказы и пересказы детей становятся монотонными, протекают с напряжением, со множеством пауз, с большой нагрузкой на память.
Для того, чтобы преодолеть эти недостатки в речи школьников, необходимо учитывать некоторые особенности методики работы по формированию навыка пересказа. Липкина А. И. и Оморокова М. И.Липкина А. И.,Оморокова М. И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения. М., 1967 среди таких особенностей отмечают следующие:
· Строгий отбор текстов, на которых лучше всего учить детей пересказу. Для этой цели не годятся, например, слишком короткие тексты, которые уже после первого или второго чтения запоминаются детьми дословно, как стихотворение, и поэтому последующее прочитывание и воспроизведение превращаются для учащихся в стереотипное, скучное занятие. Однако не следует брать и слишком объемные, насыщенные множеством деталей тексты. Они плохо запоминаются, дети теряют логику пересказа, путаются деталях.
Содержанке каждого текста должно удовлетворять двум тесно связанным между собой требованиям. Во-первых, оно должно иметь определенную познавательную ценность. Во-вторых, содержание текста должно представлять определенный интерес для ребенка, должно вызвать к себе определенное отношение.
· Необходимо стремиться к тому, чтобы создать на уроке условия, которые бы приблизили этот пересказ к естественным «неаудиторным» пересказам детей; чтобы были налицо желание, потребность рассказчика передать прочитанное слушателям к желание слушателей узнать от рассказчика то, что он прочитал, внимание и интерес к его пересказу.
Липкина А. И. и Оморокова М. И. предлагают такие приемы активизации интереса учащихся к пересказу. Например, учитель помогает ученику и классу нарисовать в воображении определенную ситуацию, в которой оказывается рассказчик и из особенностей которой он должен исходить или живо представить себе, что его вызвали в телестудию для того, чтобы рассказать о прочитанном произведении, которое он считает очень интересным. В другом случае ученику предлагается рассказать о прочитанном событии таким образом, как будто бы он сам был очевидцем всего того, о чем рассказано в статье.
· Надо вооружить учащегося определенными приемами работы над читаемым текстом, приемами анализа его содержания, предваряющими пересказ.
· Младшим школьникам не всегда сразу удается разобраться в сюжетной линии текста, осознать события, определить место и роль каждого из выведенных, в нем персонажей. Для облегчения этой задачи полезно сформировать у учащихся наглядные представления, соответствующие содержанию текста. Наглядные представления могут быть созданы путем демонстрации объектов, рисунков, создания словесных образов по воображению.
· Необходимо помнить, что любой пересказ или рассказ на уроке чтения должен быть прежде всего средством общения. Задача, которая встает в связи с этим, заключается в том, чтобы научить детей пересказывать и рассказывать с учетом аудитории, слушателя, воспитывать у них потребность в том, чтобы их слушали. Очень важно в связи с этим воспитать у детей критическую оценку своей речи, способность учитывать отношение к ней.
Работа над пересказом должна, строиться в определенной системе, которая предусматривает постоянное усложнение заданий в связи с пересказом, чтобы каждый последующий пересказ представлял собой задание, на одну ступень более трудную, чем предшествующий. Пересказ, который является механическим воспроизведением известного, ничем не способствует развитию речи. Даже пересказ, задача которого состоит в воспроизведении материала, максимально близкого к тексту, должен быть рассчитан на решение определенной задачи.
а) от задачи, которой подчиняется процесс чтения и подготовка пересказа;
б) от степени активности, с которой учащийся включен в процесс работы над пересказом;
в) от особенностей текста.
Глава 2. Проблема формирования навыка пересказа у детей с задержкой психического развития
2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
Систематическое психологическое изучение детей с задержкой, психического развития началось сравнительно недавно. Внимание исследователей было сосредоточено преимущественно на изучении познавательной деятельности детей этой группы. Т.А.Власова, В.И. Лубовский, Н.А.НикашинаОбучение детей с задержкой психического развития. Под редакцией: Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Никашиной. М.: Просвещение, 1981. дают следующую психолого-педагогическую характеристику детям данной группы.
Задержка психического развития проявляется как в замедленном созревании эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные возможности ребенка не соответствуют его возрасту.
Было установлено, что свойственные этим детям снижение работоспособности и неустойчивость внимания имеют разнообразные формы индивидуального проявления. У одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других сосредоточение внимания наступает лишь после некоторого периода деятельности; у третьих отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания. Наиболее высокий уровень работоспособности и активности проявляется чаще всего в спокойной обстановке при выполнении детьми не требующих длительного напряжения доступных и интересных заданий. В ситуации индивидуального обследования дети оказываются способными самостоятельно или с незначительной помощью решать интеллектуальные задачи почти на уровне нормально развивающихся сверстников. Однако сосредоточенность и напряжение длятся лишь недолгие минуты, после которых продуктивность резко снижается, и те же задания начинают выполняться с трудом; нередко наступает полное безразличие к качеству выполняемой работы, нежелание исправлять допущенные ошибки. Учителя отмечают, что многие из таких детей в состоянии работать на уроке всего 15—20 минут; затем наступает утомление и истощение.
Установлено, что многие из таких детей испытывают трудности в процессе восприятия. Прежде всего это проявляется в том, что дети не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им учебный материал. Многое воспринимается ими неправильно. Это важно иметь в виду, так как легко предположить, что дети, не имеющие дефектов слуха или зрения, не должны испытывать трудностей в процессе восприятия.
У всех детей с задержкой психического развития наблюдаются и недостатки памяти: причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости.
Значительное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии их мыслительной деятельности. То и другое с наибольшей очевидностью проявляется в процессе решения интеллектуальных задач. Как известно, большинство выполняемых учащимися в классе и дома заданий и упражнений связано с необходимостью решать те или иные мыслительные задачи. Исключение составляют разве лишь письмо под диктовку и списывание текста. Таким образом, при выполнении многих заданий дети сталкиваются с трудностями интеллектуального характера. Испытываемые детьми затруднения связаны прежде всего с тем, что к началу школьного обучения они еще не владеют в полной мере интеллектуальными операциями, являющимися необходимыми компонентами мыслительной деятельности. Речь идет об анализе, синтезе, сравнении, обобщении и абстрагировании (отвлечении). Однако важно отметить, что положение существенно изменяется, если детям оказывается необходимая им помощь (объяснение принципа решения, выполнение аналогичного задания под руководством учителя). Ход самостоятельного выполнения предложенных детям с задержкой психического развития заданий на обобщение существенно отличается от того, который наблюдается у учащихся как массовой, так и вспомогательной школы. То же относится и к полученным результатам. Различия между детьми с задержкой психического развития и их нормально развивающимися сверстниками выступают особенно ярко при сопоставлении используемых теми и другими способов действия, например, при выполнении задания на распределение по группам множества картинок с изображенными на них предметами. Наиболее частыми ошибками детей с задержкой психического развития являются подмена сравнения одного объекта со всеми остальными попарным сравнением (что не дает подлинного основания для обобщения) или обобщение по несущественным признакам. Ошибки, которые допускают при выполнении таких заданий нормально развивающиеся дети, обусловливаются только недостаточно четкой дифференциацией понятий. То обстоятельство, что после получения помощи дети рассматриваемой группы оказываются в состоянии выполнять предложенные им разнообразные задания на близком к норме уровне, позволяет говорить об их качественном отличии от умственно отсталых детей. Дети с задержкой психического развития располагают гораздо большими потенциальными возможностями в плане способности овладевать предложенным им учебным материалом.
Одна из психологических особенностей детей с задержкой психического развития состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих использование словесно-логического мышления. Менее всего отстает в развитии их наглядно-действенное мышление. Дети с задержкой психического развития, обучающиеся в специальных школах или специальных классах, к IV классу начинают решать задачи наглядно-действенного характера на уровне их нормально развивающихся сверстников. Что касается заданий, связанных с использованием словесно-логического мышления, то они решаются детьми рассматриваемой группы на гораздо более низком уровне.
Такое значительное отставание в развитии мыслительных процессов убедительно говорит о необходимости проводить специальную педагогическую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции интеллектуальной активности.
Значительным своеобразием отличается поведение этих детей. После поступления в школу они продолжают вести себя, как дошкольники. Ведущей, деятельностью остается игра. У детей не наблюдается положительного отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или крайне слабо выражена. Было высказано предположение, что состояние их эмоционально-волевой сферы соответствует как бы предшествующей стадии развития. Психологические исследования подтвердили это лишь частично.
По мнению исследователейОбучение детей с задержкой психического развития. Под редакцией: Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Никашиной. М.: Просвещение, 1981., дети с задержкой психического развитияобладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Так, к моменту начала изучения программного материала по русскому языку в школе дети испытывают трудности в осуществлении элементарных практических обобщений в области различных явлений языка (звуковых, морфологических, лексических, грамматических). У них отмечается несформированность элементарных фонематических представлений и умений производить несложные формы звукового анализа. Кроме того, ко времени поступления в школу дети владею значительно меньшим по сравнению с нормально развивающимися сверстниками объемом словаря, испытывают сложности в пользовании формами словоизменения, способами словообразования, а также различными видами предложений.
Практические знания о количестве, величине, форме предметов у детей данной группы отличаются неполнотой, разрозненностью. Несформировано умение оперировать небольшими множествами (сравнивать, уравнивать, уменьшать и увеличивать), сравнивать предметы по некоторым параметрам (длине, ширине, тяжести и др.), применять условную мерку при измерении длины и ширины предметов, объемов жидких и сыпучих тел и т. д.
Дети с задержкой психического развития с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. Многие учащиеся не могут сразу включиться в работу, в результате им приходится догонять товарищей.
В целом деятельность этих детей характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью, низкой продуктивностью.
Анализ имеющихся сведений по психолого-педагогической характеристике детей с задержкой психического развития показывает, что задержка проявляется как в замедленном созревании эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Детям данной группы свойственно снижение работоспособности и неустойчивость внимания, трудности в процессе восприятии, отставание в развитии мыслительной деятельности. Своеобразием отличается также мышление и речь детей с задержкой психического развития.
2.2 Развитие речи у детей с задержкой психического развития
Речевая деятельность детей с задержкой психического развития изучена недостаточно. В настоящее время мы располагаем данными о некоторых ее особенностях:
— излишняя вербализация, использование моторных слов без понимания и смысла,
— несформированность грамматического строя речи,
— недостаточность словообразовательных процессов.
— пропуски или избыточность членов предложения,
— ошибки в управлении и согласовании,
— ошибки в употреблении служебных слов,
— ошибки в определении времени глагола,
— структурная неоформленность высказывания.
Все перечисленные особенности монологической речи детей с задержкой психического развития позволяют говорить о динамических нарушениях речевой деятельности, которые выражаются, прежде всего, в несформированности внутреннего программирования и грамматического структурирования (оформления высказывания).
Часто речь детей с задержкой психического развития имеет склонность к сложным оборотам речи. Сложноподчиненные предложения, которые составляют некоторые дети с проблемами в развитии, очень пространны, иногда состоят из двадцати словСлепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с ЗПР. Минск, 1989.. Создается впечатление, что ребенок начав высказывание, не может его закончить.